Сценарий внеурочного мероприятия по теме Рождение кинематографа
проект

Униковская Анжела Николаевна

Сценарий лекции-беседы по теме: «Рождение кинематографа»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сценарий лекции-беседы по теме: «Рождение кинематографа»

Ведущие студенты 1-2 курсов специальности Музыкальное образование

I.Первый и главный шаг к зарождению кинематографа был сделан еще в 1685 году, когда ученые изобрели «волшебный фонарь».

Это устройство представляло собой своеобразный ящик со светильником внутри и увеличительной трубой. Позади данного светильника располагался рефлектор-отражатель, а между ящиком и трубой было небольшое отверстие, на которое тушью наносился нарисованный кадр. Вот как это выглядело. 2 (слайд)

3(слайд) Следуюший не менее важный шаг к кинематографу был совершен Жозефом Плато. Этот бельгийский ученный в 1832 году построил маленький лабораторный прибор «Фенакистископ». Труды Плато очень  заинтересовали Майкла  Фарадея и он  также стал интенсивно заниматься фенакистископом. Это название происходит от ( греческих слов «фенакс» - обманщик и корня «скоп» -смотреть). Конструкция этого прибора  основана на способности сетчатки человеческого глаза сохранять изображение.

Принцип, на котором основан этот оптический обман, очень прост. 4 (слайд) Если несколько предметов, постоянно меняющих форму и положение, будут последовательно возникать перед глазами через очень короткие промежутки времени и на маленьком расстоянии друг от друга, то изображения, которые они вызывают на сетчатке, сольются, и человеку покажется, что он видел предмет, постоянно меняющий форму и положение.

Следующий шаг к зарождению кинематографа произошел в 1877 году и стал возможен благодаря работам Жозе Ньепса, Луи Дагера, Леланда Стэнфорда и фотографа Эдварда Мейбриджа. Они провели довольно-таки необычный эксперимент. Стэнфорд (губернатор Калифорнии) очень любил лошадей и решил поспорить с Мейбриджем на тему того, «отрывает ли лошадь ноги во время галопа или нет». Чтобы проверить это, им пришлось приобрести более 60 фотокамер, которые они расположили по обеим сторонам беговой дороги (по 30 камер с каждой стороны). Напротив камер ученые поставили будки, в которых находились люди (они контролировали камеры). Между будкой и фотокамерой был натянут шнур. (5слайд)  Когда лошадь начинала переходить на галоп и пересекала отрезок с камерами, она задевала ногой тот самый шнур, в результате чего камера фиксировала снимок и иллюстрировала одну из фаз движения коней. Это и была первая попытка разложить движение объекта на фазы. (Видео)

II. 1876 год стал знаменательным для развития кино. 8(слайд)  В Париже появляется кадровый кинематограф. Его изобрел Эмиль Рейно и назвал свое творение оптическим театром. Прибор представлял разработанный более двухсот лет тому назад волшебный фонарь, но в «большом масштабе». Через фонарь проходила пленка и, таким образом, создавался своеобразный театр кадров, которые показывались друг за другом на большом экране: от 80 до 100 картинок в зависимости от продолжительности сюжетной линии. Длительность сеанса составляла от 15 до 20 минут. Для постановок приглашали специального актера, который озвучивал все действия, происходящие на экране. Уже через несколько лет в Париже было создано около 12 таких театров и они пользовались невероятным успехом.

Сюжеты первых фильмов были банальными и очень наивными.(слайд в презентацию найти и вставить) Вот небольшой пример фильма, который показывали в парижских театрах того времени: молодая девушка читает книгу. К ней подходит парень, начинается диалог. Затем молодой человек берет девушку за руку и ведет пообедать. Спустя несколько встреч влюбленные женятся. Изображается свадьба, алтарь. После чего их сопровождают на пароход и отправляют на медовый месяц в Африку. Кратко показывается и описывается их путешествие. Через 2 недели супруги возвращаются, их уже ждут родители. Далее иллюстрируется белый кадр. Вот девушка опять сидит на скамейке, поднимает книгу – это был сон…Вот такой наивный, незамысловатый сюжет.

В 1877году Эмиль Рейно запатентовал оптический прибор, 9 (слайд)   для демонстрации движущихся рисунков  и назвал его «праксиноскопом».  Созданный на основе  «фенакистископа», праксиноскоп стал ещё одной докинематографической технологией.

(10 слайд)

III.Безусловно, все изобретатели, перечисленные нами выше, сделали настоящую революцию в продвижении и создании кинематографа, (11 слайд) однако ближе всего к данному вопросу подошли четыре незаурядных человека: Братья Луи и Огюст Люмьер, Томас Эдисон, и Иосиф Тимченко.

В 1894 году Томас Эдисон (который уже изобрел электричество и телефон) создает аппарат под названием «кинетоскоп». (12 лайд) Данное устройство было сделано таким образом, что все «движущиеся картинки», демонстрируемые им, могли наблюдаться лишь одним человеком. (13 лайд) Параметры этого кинескопа (ширина пленки -33мм, скорость показа – 24 кадра в секунду)в будущем использовались братьями Люмьер.

В 1893  году украинский инженер Иосиф Тимченко создает проектор для просмотра кинофильмов. На то время он работал заместителем главного инженера Балтийского завода. Узнав о разработках так называемых «живых картинок» Иосиф также решил принять участие в процессе изобретения. (13 лайд) Больше года он занимался изучением данного вопроса, и, в результате изобрел камеру, которая снимала на перфорированную пленку. А чуть позже, буквально через несколько месяцев он создает проектор и снимает десятки сюжетов о своей семье. Надеясь на финансовую поддержку, Иосиф Тимченко  решает   продемонстрировать свои аппараты российскому научному сообществу, обращается в общество предпринимателей, наконец, едет в Москву к  Савве Ивановичу Мамонтову, который признался, что все приборы, созданные Иосифом, имеют большое будущее, но денег,  как  и все остальные, не выделил. После очередного отказа Тимченко понял, что вряд ли сможет воплотить свои мечты в реальность и к сожалению перестал заниматься изучением данного вопроса.

Поэтому в  результате, признанными изобретателями кинематографа стали французы, братья Луи и Огюст Люмьеры. Аппаратура Люмьеров оказалась очень удобной, с её помощью можно было легко снимать и демонстрировать фильмы на большом экране. "Кинематограф" (или "синематограф") - именно так называлось устройство Люмьеров. (15 слайд). Днём рождения кино считается, 28 декабря 1895 г., ( Выстреливает слайд с датой) Именно в этот день  состоялся первый коммерческий киносеанс (это произошло в подвале "Гран Кафе" на бульваре Капуцинок).(Во Франции капуцинками называются монашки. В Париже монастырь капуцинок находился на бульваре, получившем имя по их монастырю — бульвар Капуцинок. А  прославился этот Бульвар именно благодаря состоявшемуся здесь первому в истории киносеансу братьев Люмьер.

В своих сеансах Люмьеры демонстрировали несколько коротких (всего  по 50 секунд) роликов, наиболее популярным из которых стал ролик под названием "Прибытие поезда".Поезд на экране как бы надвигался на зал, что выглядело очень реалистично и производило сильное впечатление на зрителей. После первых просмотров зрительный зал оказывался  пустым, люди в ужасе выбегали на улицу!!! (16 слайд)(или кадры из «Человека…)

Практически все первые короткометражные кинофильмы длились полторы –две минуты  и были документальными, (17 слайд) однако комедийная инсценировка братьев Люмьер «Политый поливальщик» показала, что до зарождения игрового кино осталось совсем немного времени. (18 слайд) видео

IV.Эпоха немого кино

Немое кино — это целая эпоха в мировом кинематографе. (19 слайд) В немом кино выработался особый неповторимый стиль общения со зрителями при помощи мимики и жестов. Выразительность движений некоторых актёров немого кино вряд ли может быть превзойдена даже в современном звуковом кино. Самыми популярными в то время были такие актеры как  Вера Холодная, Иван Мозжухин, Владимир Максимов, Вера Малиновская, Мария Тенази.

Но, киносеансы в начале XX века не были полностью беззвучны — обычно показ кино имел музыкальное сопровождение на фортепьяно. (20 слайд)   Профессия пианиста в кинотеатре называлась «тапёр». Многие мелодии из репертуара тапёров того времени дошли и до нас. Существовали ноты для тапёров в которых были разделы: «интрига», «погоня», «семейная сцена», «плач», «сон» и т.д..   (21 слайд)  В день было много киносеансов, пианист очень уставал, а инструмент бывал расстроен. Поэтому в кинотеатрах иногда появлялись комичные таблички вроде: «Не стрелять!!!. Тапёр играет как умеет!».Вот как озвучивает немое кино тапер столичного кинотеатра! (22 слайд- видео).

  Необходимые  по ходу сюжета пояснения отображались в фильмах в виде титров. (23 слайд) Кроме того, была так называемая «кинодекламация» — это когда показ картины сопровождался текстом, произносимым «кинодекламатором», находившемся рядом с экраном, такой своеобразный «голос рядом с кадром».

Чарли  Чаплин-Chaplin; 1889 —1977 — американский киноактёр, сценарист, композитор, кинорежиссёр, продюсер

V.Появление звука В ранний период кинематографа было совершено множество попыток воссоздать звуковое кино. Ученые со всего мира сталкивались с двумя главными проблемами: слабая громкость звука, и   невозможность синхронизации звука с изображением. (24 слайд). Всем вам хорошо известно имя Томаса Эдисона! Именно этот знаменитый американец  изобрел пишущую машинку, парафиновую бумагу, лампочку накаливания, телефон. Так вот еще до начала 20 века Томас Эдисон работал над синхронизацией «кинетоскопа» с фонографом, однако все попытки сделать это оказались напрасными.

Несмотря на то, что в 1919 году патент на систему звукового кинематографа был получен, кинокомпании даже не собирались использовать его и давать кино «заговорить». Такие регрессивные действия совершались  для того, чтобы избежать удорожания стоимости проката и производства фильмов. В 1926 году компания Warner Brothers выпустила несколько звуковых фильмов, состоящих в основном из музыкальных сценок, но особым спросом они не пользовались. (25 слайд)   Удачным стал лишь фильм «Певец джаза», в котором звучали  музыкальные номера и реплики Эла Джонсона. (26 слайд)  Как результат, 6 октября 1927 года, день премьеры фильма «Певец джаза» принято считать днем рождения звукового кино. (27 слайд) Видео «Певец джаза»

VI. Хотя наша беседа сегодня о развитии мирового кинематографа, хочется сказать пару слов о российском кино. Каким был в то время наш кинематограф?

В начале XX века  отечественное кино делает  первые шаги Самые первые российские фильмы — это документальная хроника, фильмы-репортажи, запечатлевшие коронацию русского царя Николая II, маневры эскадры в Черном море, эпизоды последних лет жизни Л. Н. Толстого, военные окопы и лазареты в годы Первой мировой...

Хочу рассказать о двух самых  главных фигурах  отечественного кинематографа, людях которые стояли у истоков документального и игрового кино. Так одним из основателей советского  и мирового документального кино был Дзига Вертов (28 слайд) (Денис Аркадьевич Кауфман). Денис взял псевдоним «Дзига Вертов» (по-польски – «дзига» значит «волчок», «юла», а «Вертов» от слова «вертеться»), этим он хотел подчеркнуть динамичность своего искусства. Как имя Глинки в русской музыке так и имя Вертова в документальном кино является ключевым. С него, собственно, и начинается вся история кинодокументалистики, он обогатил кинематограф множеством операторских приёмов и техник, включая методику «скрытая камера». Предлагаю посмотреть небольшой фрагмент документальных съемок Дзиги Вертова. Посмотрите с какой любовью сняты зарисовки индустриализации нашей страны, труд людей, их вдохновленные лица! Обратите внимание на бодрый, энергичный, жизнеутверждающий характер  музыкального оформления!  Итак, смотрим съемку 1924 года (29 слайд).

Еще одним важнейшим человеком  отечественного кинематографа был Сергей Эйзенштейн. (30 слайд) В 1925 году на экраны выходит его фильм «Броненосец «Потемкин», который  на сегодняшний день считается наиболее значимым фильмом за всю историю советского кино. Картина не один раз была включена в различные списки лучших лент мира, а  эпизод расстрела на Потёмкинской лестнице в Одессе стал хрестоматийным.

В 30-х годах Эйзенштейн  приехал в Голливуд на стажировку. При встрече Чарли Чаплин ему сказал:"Вам тут делать нечего. Здесь делают деньги, а Вы делаете кино". 

(31 слайд) Предлагаем вашему вниманию кадры из кинофильма  «Броненосец «Потемкин».Этот фильм идет еще с субтитрами, как мы знаем звук появился годом позже.

VII Итак, есть звук, есть черно-белый кадр, не хватает,… конечно, цвета!!!

Так вот, недавно  в архивах Великобретании нашли первый в мире цветной фильм. Еще в 1899 году лондонский изобретатель Эдвард Рэймонд Тернер, придумал и запатентовал процесс съемки цветного кино. (32 слайд).  Новизна технологии Тернера заключалась в том, что каждая сцена снималась на три плёнки красного, зеленого и синего цвета, которые при совмещении давали цветное изображение.

Первый «полноценно цветной» короткометражный фильм  под названием «La Cucaracha» вышел в 1934 году.

 Сталин, посмотрев фильм «Кукарача», рекомендовал начать разработки советского способа цветного кино. В конце 30-х годов (33 слайд) на заводе «Ленкинап» были изготовлены первые кинокамеры для этой системы, получившие индекс ЦКС-1.

Ученные искали возможность создания настоящей цветной пленки, но Первая и Вторая мировые войны законсервировали исследования. Работу продолжила только одна знаменитая немецкая фирма Agfa (АГФА). Кстати интересный факт! Компания Agfa была основана в 1867 году в Берлине химиком Паулем Мендельсоном Бартольди, сыном известного композитора Феликса Мендельсона (того самого, который написал свадебный марш).  Так вот именно этой фирмой была разработана технологическая цепочка получения естественного цветного изображения от начала до конца, от съемки до киносеанса.

 С 1940 по 1945 год цветное кино составляло более 20% немецкого кинопроизводства. Кроме того, сохранилась немецкая цветная кинохроника времён Второй мировой войны.

Весной 1945 года фабрика Agfa со всеми лабораториями по проявке, в качестве трофея досталась Советскому Союзу. (34 слайд).  Первый советский цветной фильм, снятый непосредственно на цветную пленку, был выпущен уже летом 1945 года. Это была документальная лента «Парад Победы». Таким образом, победив фашизм, мы завоевали не просто мир, а цветной мир кинематографа.
   

VIII  Сегодня технология раскрашивания черно-белых фильмов ушла далеко вперед, но тем не менее и сейчас работа опытных художников напоминает  работу с детской раскраской. (35 слайд). Обратите внимание на черно-белые и цветные кадры наших любимых фильмов!

Каждый кадр фильма раскрашивается на компьютере вручную (а таких кадров по 24 в каждой секунде). Специальные программы несколько облегчают процесс, но в целом  это очень рутинная,  тонкая, кропотливая работа. Например, чтобы фильм «Семнадцать мгновений весны» заиграл красками, понадобилось более 3 лет.
Предлагаю вашему вниманию фрагменты из программы «Галилео»  в которых, как раз и пойдет речь о так называемой
колоризации. (36 слайд).  

Так постепенно мы подошли к современному кино. Последние, самые значительные нововведения в кино связаны с началом широкого использования компьютерной графики. Это  позволяет легко осуществлять незаметное на экране "смешивание" снятого с натуры и привнесённого при помощи компьютера изображения. На сегодняшний день ведущую роль занимают новые цифровые компьютерные технологии, которые делают фильмы более привлекательными, яркими, напоминающими видеоигры.

Предлагаю вашему вниманию видеосюжет к фильму «Варкрафт»  (37 слайд)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мир профессий. Сценарий внеурочного мероприятия

Форма: выступления школьных агитбригад.Возраст участников: 7-8 классыОбоснование значимости и актуальности: утверждать в сознании обучающихся значимость и важность выбора профессии.Место в воспи...

Сценарий внеурочного мероприятия по дисциплине "Физическая культура" для СПО «СПОРТИВНЫЕ. ВЕСЕЛЫЕ. НАШИ»

Сценарий внеурочного мероприятия  для студентов технических специальностей.Внеурочное мероприятие   проводится в игровой форме. Целью мероприятия является способствовать развитию личнос...

Сценарий внеурочного мероприятия "Увлекательная экскурсия в страну скрипок"

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ«ЯМАЛЬСКАЯ ДЕТСКАЯ МУЗЫКАЛЬНАЯ ШКОЛА»МЫСКАМЕНСКОЕ ОТДЕЛЕНИЕ Автор - составитель: Ермолович Л.Г. "УВЛЕКАТЕЛЬ...

Сценарий внеурочного мероприятия «День воспитанника. В добрый путь!»

Сценарий внеурочного мероприятия «День воспитанника. В добрый путь!»...

Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта "А ну-ка, девушки!"

Сценарий внеурочного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 марта "А ну-ка, девушки!"...

Сценарий внеурочного мероприятия "Творческая мастерская "От А до Я""

Цель мероприятия: - Способствовать развитию творческого потенциала студентов, умений использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла, способности организовывать собственную дея...

Сценарий внеурочного мероприятия "Куклы. Традиции и время"

Цель мероприятия:- Способствовать развитию творческого потенциала студентов, умений использовать компьютерные технологии при реализации творческого замысла, способности организовывать собственную деят...