Ю. С. Спицин ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ
статья

Спицин Юрий Сергеевич

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития демократического общества. Гражданское образование вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг.  Гражданское образование сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Гражданское образование направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon spitsin_yu.s._univer.cht_2014.doc53 КБ

Предварительный просмотр:

Ю. С. Спицин

ФОРМЫ И МЕТОДЫ ГРАЖДАНСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

       

                                                     

В современном обществе важную роль играет гражданское образование. Многие ученые и политики считают, что решение задач гражданского образования в школах и вузах является залогом успешного развития демократического общества. Гражданское образование вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт деятельности на благо государства и общества, готовность выполнять гражданский долг.  Гражданское образование сочетается с формированием у личности нравственной ответственности за окружающее жизненное пространство. Гражданское образование направлено на регулирование системы отношений субъектов права в условиях гражданского общества [1: 78].  Каждая страна имеет собственные традиции, формы и методы не только воспитания, но и образования, основанные на истории страны и национальном менталитете. Проблема гражданского образования,  это актуальный вопрос современного общества, и он рассматривается с точки зрения поставленных целей, задач и приоритетов определенной страны. Исследуя проблему гражданского образования в Испании, мы выявили, что в этой стране способы формирования у школьников основ гражданской культуры существенно отличаются от других стран Европейского Союза. В отличие от других европейских государств, здесь больше внимания уделяется овладению  учащимися гражданско-правовыми знаниями и формированию патриотических качеств личности. Так, в государственных документах Испании отмечается, что выпускник школы должен знать и выполнять положения Конституции Испании, других  законов; быть  ответственным гражданином, защитником прав и свобод человека; добросовестно выполнять свои профессиональные (служебные) обязанности. Такие черты и характеристики человека одобрены Правительством Испании, Министерством образования, науки и спорта Испании, Школьного Совета Испании.

Важными средствами успешного решения задач гражданского образования являются формы и методы обучения и воспитания школьников. По мнению испанских педагогов, форма обучения —  это специально организованная деятельность учителя и учащихся, которая происходит в установленном порядке и в определенном режиме. Форма обучения отображает содержание и все компоненты образовательного процесса: цели, содержание, методы и средства обучения [2: 365].  Испанские ученые в области образования и науки считают, что  методом обучения является способ деятельности учителя и учащихся, в рамках которого учитель помогает им овладевать знаниями, развивать определенными умениями и навыками, формировать нравственные ценности, воплощенные в содержании образования. Так же метод обучения направлен на повышение эффективности управления учебным процессом и подразумевает  самостоятельную работу учащихся [3: 204].

В современных школах Испании в рамках учебной дисциплины «Гражданское образование и Права человека» широко используются такие формы и методы решения задач гражданского образования, как беседа, диспут, ролевая игра, обсуждение  социальных и политических ситуаций, мозговой штурм, метод проектов и другие. В младших классах больше внимания уделяется репродуктивным методам, в старших – интерактивным формам и методам обучения и воспитания.

Так, в 5 классе  учитель применяет метод беседы на уроках, посвященных проблемам социального мира. На уроках, связанных с проблемами экологии, учителя используют ролевые игры, привлекая современные компьютерные технологии.

Испанские ученые и педагоги применяют на уроках различные техники. С точки зрения испанской педагогики техника, это составная часть или отдельная сторона метода. В технике используются умственные или практические действия учителя и учащихся, которые помогают усвоить материал [4: 25].  На уроках в старших классах широко используется метод «Мозговая атака». Каждый член группы имеет возможность свободно высказывать идеи относительно темы или проблемы, которую нужно решать.  Во время описания ситуации группами ничего не обсуждается,  не дается никакая оценка. Когда группа многочисленная, школьники могут  разделиться на две группы; одна группа предлагает серию проблем и ситуаций, другая фиксирует их. Первая группа начинает предлагать идеи по определенной ситуации. Важно записывать идеи, которые формулируются участниками группы и упорядочивать их в зависимости от определенных ранее критериев. Здесь преподаватель выступает в роле наблюдателя, который по окончании «Мозговой атаки» указывает на ошибки или недочеты. Другой вариант этой техники - так называемая “номинальная техника”, в которой каждый школьник  высказывает идею, которая не может быть повторенной следующими участниками. В конце всех предложений  группа осуществляет голосование, чтобы выбрать три наиболее важных идеи [5: 35]. Этот метод способствует решению таких задач в гражданском образовании как развитие у школьников самостоятельного и критического мышления и способность подходить к решению проблемы различными способами.

Другая техника,  используемая в старших классах называется «Группы 2-4-8». Эта техника направлена на то, чтобы ученики могли находить идеи и компромиссы в гражданском обществе, совместно, не прибегая к конфликтам в ходе анализа конкретной ситуации. В этой технике сначала формируются пары для того, чтобы внести идеи или предложения по проблеме гражданского образования (например проблема нарушения прав и свобод человека). После обсуждения проблемы две пары объединяются, формируя группу из четырех человек  и в конце объединяются  две группы, формируя группу из восьми человек. Эта техника стимулирует учеников к общению в группах, в которых они делятся своими идеями,  замечают как  идеи по одной проблеме дополняют друг друга и учатся принимать совместно решения. Важно, чтобы изначально идеи не совпадали, каждая группа должна иметь свое собственное мнение, доказывая и аргументируя правильность выдвигаемых положений.

Следующая техника очень схожая с предыдущей - «Думать,  формировать пары, делиться». В этой технике преподаватель или координатор курса формулирует вопрос и просит школьников подумать над ним в течение нескольких минут. Позже ученики делятся на пары для того, чтобы выражать свои мнения и идеи по поставленному вопросу. Важно четко выражать свои мнения и отвечать на вопросы преподавателя. Отличительной чертой этого метода является тот факт, что один лишь ученик от каждой группы будет выступать с ответами.  В таком методе ученики вырабатывают терпение, учатся слушать внимательно собеседников своей команды, чтобы потом выразить общее мнение. Развиваются навыки коммуникативности.

Целью метода «Вопросы гражданственности в парах с наблюдателем», является обучение учеников корректно ставить вопросы по проблемам гражданского образования, возникающих в современном мире и правильно на них отвечать. В ходе применения этого метода учитель  предлагает учащимся сформировать группы по три человека, в каждой из которых два ученика задают друг другу вопросы по пройденной теме (например, современные международные конфликты) и  отвечают на них. Третий участник группы - наблюдатель следит за этим процессом. Он в праве прервать диалог. После завершения обсуждения наблюдатель указывает на ошибки в вопросах и ответах,  совершенные по его мнению во время диалога. Работа пар также может состоять в решении определенной проблемы между двумя учениками, например конфликтные ситуации, возникающие в ходе совместного проживания. Применение такого метода способствует обучению учащихся постановке правильных вопросов и ответов, развитию рефлексии, формулированию креативных идей. ,

На наш взгляд интересным является метод, используемый на уроках гражданского образования под названием «Группы исследователей» (Grupos de investigación). Этот метод также называется “методом проектов” и включает следующие этапы :

- Выбор темы и распределение подтем или заданий между членами

группы. Школьники выбирают, согласно своим  способностям или интересам, подтемы или задания или выбирают общую тему, которую они уже изучили на уроках по гражданскому образованию и правам человека.

- Распределение на группы от 4 до 6 учеников. Состав групп может быть больше, в зависимости от класса. Эти группы координирует преподаватель с целью постановки правильных вопросов, развития идей.

- Планирование работы. Школьники и преподаватель ставят цели и  определяют способы, с помощью которых они планируют решать поставленные проблемы. В это время ученики так же распределяют задания, реализовывают их, находя информацию, обобщая проблемы по теме.

- Составление плана действий. Ученики развивают идеи и пути решения, используя учебники, навыки, интернет, видеоролики. Преподаватель сотрудничает с  учениками и в случае необходимости помогает им.

- Анализ и синтез. Ученики оценивают и анализируют полученную информацию и делают резюме, чтобы это представить остальной части класса.

- Презентация работы. Как только работа выполнена, ученики, которые работали над проектом, задают вопросы остальной части класса по проделанной работе. Ученики, которые не принимали участия в этом методе, могут так же задавать вопросы с целью закрепления материала.

- Оценка. Преподаватель и ученики совместно дают оценку работы в группе.

Применение такого метода в ходе изучения школьниками основ гражданской культуры дает возможность каждому ученику формулировать  собственное мнение, аргументировать выбор по проблеме гражданского образования, расширять кругозор.  Поскольку содержание учебного предмета «Гражданское образование и права человека» многоаспектно и разнообразно, деление тем позволяет более полно учитывать интересы и способности школьников.

Интересным методом или техникой так же является «Турнир в командах». Школьники договариваются о создании групп.  Сам метод делится на несколько этапов:

- преподаватель представляет тему и проблемы всей группе с объяснениями и примерами (например тема «Экологическое загрязнение природы в современном мире»);

- формируются группы для работы, в которых ученики формулируют свои вопросы, сравнивают ответы каждого в группе, беседуют, расширяют информацию, разрабатывают схемы и пути решения проблемы;  

- после изучения темы, ученики должны показывать то, что они изучили. Члены различных групп соревнуются между собой. Они формируют «круглый стол», на котором представитель от каждой группы будет выступает с идеями. Каждый ответ оценивается по баллам представителями всех групп, а так же и преподавателем. Ученик, который набрал больше баллов побеждает вместе со своей командой  [6: 15-17].  

Подводя итог сказанному, отметим следующее. Несмотря на то, что учебный предмет «Гражданское образование и Права человека» введен в школах Испании менее 10 лет назад, преподаватели овладели современными формами и методами  развития  у школьников основ гражданственности и широко применяют в образовательном процессе интерактивные техники и приемы. Это способствует повышению качества образования в Испании, более глубокому осознанию учениками проблем гражданского общества и овладению способами их решения.

Библиографический список

  1. Педагогический словарь: учебное пособие для студентов высших учебных заведений/ В.И. Загвязинский, А.Ф. Закирова, Т.А Строкова; под ред. В.И. Загвязинского, А.Ф. Закировой.- М.: Издательский центр "Академия", 2008.
  2. Garcia Garrido, J.L. Problemas mundiales de la educacion: nuevas perspectivas. Madrid, 2011.
  3. Gordillo, M.V. Desarrollo moral у educacion. Pamplona, 2010. – P. 204
  4. Fermoso, E.F. Formacion Profesional. Ministerio de Cultura y Educación de      Espana, 2012.
  5. Bautista. A. «Desigualdades sociales, nuevas tecnologías, políticas educativas». Madrid, 2012.
  6. Ministerio de Cultura y Educación de Espana, 2012.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Круглый стол по вопросам гражданско – патриотического и духовно – нравственного воспитания Формы и методы гражданского воспитания

Уважаемые гости, студенты! Всем нам понятно, что ключевым качеством в стандартах нового поколения названы гражданственность и патриотизм, любовь к своей малой и большой Родине. И для нас с вами, для т...

Гражданское образование в Испании: традиции и современные стратегии развития Л.Л. Супрунова, Ю.С. Спицин (статья ВАК)

В статье рассмотрены традиции гражданского образования, сложившиеся в Испанском государстве; раскрыты современные стратегии формирования у обучающихся гражданской компетентности; на примере испанской ...

Ю.С. Спицин ГРАЖДАНСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В ШКОЛАХ РОСИИ И ИСПАНИИ: СРАВНИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ (статья ВАК)

В статье раскрываются сущность, цель, задачи и содержание гражданского образования в современной Испании в сопоставительном плане с формированием гражданственности в общеобразовательных учреждениях Ро...

Ю.С. Спицин ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ГРАЖДАНСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

Гражданское воспитание- воспитание личности как гражданина правого демократического государства. Гражданское воспитание вводит личность в систему прав и обязанностей гражданина, формирует  опыт д...

Ю.С. Спицин Скаутское движение как форма гражданского образования в школах Испании.

В XXI веке в европейских странах особое внимание уделяется гражданскому образованию школьников. Наряду с обучением конкретным дисциплинам педагоги решают важную задачу подготовки школьников к будущей ...

Ю.С. Спицин МЕТОДИЧЕСКИЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ ГРАЖДАСНКОГО ВОСПИТАНИЯ В ШКОЛАХ СОВРЕМЕННОЙ ИСПАНИИ

В современной Испании, многие политики, ученые и деятели образования уделяют большое внимание гражданскому воспитанию, поскольку эта проблема является наиболее актуальной в  системе образования З...

Спицин Ю.С.Подходы испанских ученых и политиков к решению проблемы гражданского воспитания в школах Испании

Гражданское образование - это образование, нацеленное на подготовку человека к тому, чтобы он стал ответственным гражданином, активно участвовал в политической жизни государства и был способен внести ...