© Епифанова И.А. Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей
статья

Пахомова Инна Александровна

Статья опубликована в рамках Второй научно-практической Интернет-конференции "Психология и семья" под девичей фамилией (http://www.psy-family.narod.ru/konf2.htm)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Епифанова И.А.

Взаимосвязь образа родительского отношения с самоотношением у подростков правонарушителей.

В современных условиях, условиях нестабильности экономики, условиях, когда школе все сложнее выполнять воспитательную функцию, когда растет подростковая преступность, возрастает значение гуманизации образования, которая предполагает создание новых психолого-педагогических технологий, позволяющих формировать позитивный образ Я, позитивное самоотношение, успешную модель поведения. Изучение проблемы образа Я имеет важное научное и практическое значение для понимания человеческого поведения, причин успехов и неудач в различных сферах деятельности людей. Для педагогов и психологов все более очевидным становится факт, что образ Я ребенка, его отношение к себе и восприятие себя во многом определяет его социально ободряемое поведение. Содержание образа Я является одним из наиболее важных результатов родительского воспитания всего того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Неудовлетворительная успеваемость, не заинтересованность в учебе, низкая мотивация, плохое поведение во многом обусловлены и отрицательным отношением ребенка к себе и заниженной самооценкой. Образ Я возникает у человека в процессе социального взаимодействия как неизбежный и всегда уникальный результат психического развития, как относительно устойчивая и в то же время подверженная внутренним изменениям психическое приобретение. Оно накладывает неизгладимый отпечаток на все жизненные проявления человека с самого детства до глубокой старости. Первоначальная зависимость образа Я от внешних условий бесспорна, но в дальнейшем она играет самостоятельную роль в жизни каждого человека. Окружающий мир, представление о других людях воспринимаются сквозь призму Я-концепции, формирующейся в процессе социализации, воспитания, но имеющей и определенные соматические, индивидуально-природные детерминанты. Люди с позитивной Я-концепцией чаще добиваются поставленных целей, нежели люди, имеющие негативную. Это обусловлено наличием у них ряда качеств: умения самостоятельно мыслить, принимать ответственность за происходящее, уверенности в себе, интереса к новому и т.д. Таким образом, можно видеть, что проблема образа Я личности, как одного из факторов, влияющих на успешность деятельности человека и накладывающих отпечаток на всю его жизнь, на сегодняшний день актуальна. В связи с этим, целью данной работы является изучение внутренних представлений подростков сформированности его самоотношения, взаимосвязи образа родительского отношения с самоотношением, позволяющих выработать методы для эффективной коррекции девиантного поведения.

Сфера взаимоотношений ребенка с родителями на протяжении всего периода взросления остается значимой и оказывает сильное влияние на формирование его личности: его потребностно-мотивационной сферы, системы отношения к себе, окружающим и т.д. В ходе взросления отношение к родителям и семье в целом изменяется, причем в подростковом возрасте эти изменения происходят особенно интенсивно и становятся особенно значимыми.

Все это делает область взаимоотношений подростков с родителями весьма конфликтной, сложной и значимой. Сложность ситуации может усугубляться тем, что родители и подростки часто бывают не знакомы с закономерностями развития детско-родительских отношений, не осознают внутренней причинно-следственной обусловленности вдруг возникающих проблем и трудностей в этих взаимоотношениях. В результате они начинают обвинять во всех конфликтах и непонимании другую сторону.

Целью исследования явилось сравнение ведущих компонентов самоотношения подростков, особенностей образа родительского отношения, а также выявление связи между самоотношением подростков и образом родительского стиля воспитания у законопослушных подростков и подростков правонарушителей.  

Для решения поставленных задач, сбора данных и проверки гипотезы была разработана процедура исследования, состоящая из следующих этапов:

1. Предмет исследования образ-Я в подростковом возрасте.  

2. Объект исследования. В данном исследовании принимали участие четыре группы испытуемых, общей численностью – 110 человек. Важным условием при подборе участников выборки было воспитание подростка (в возрасте от 13 до 15 лет) в полной семье, то есть при наличии обоих родителей. Кроме того, разделение осуществлялось по принципу наличия или отсутствия признаков девиантного поведения, низкой успеваемости в школе, грубого отношения к друзьям и учителям, и постановки на учет в подразделение по делам несовершеннолетних.

1 группа – законопослушные юноши. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 24 человек.

2 группа – законопослушные девушки. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 46 человек.  

3 группа – юноши-правонарушители. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 24 человек.

4 группа – девушки-правонарушители. Возраст – 14 лет, 15 лет. Общее количество – 20 человек.

3. Описание применяемых методов.

Для решения поставленной цели исследования на четырех подростковых выборках были проведены две методики: опросник “Подростки о родителях” и методика Пантилеева (МИС).

1. Использование оригинального опросника «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR) позволило изучить внутреннюю картину представления подростками особенностей воспитательной практики родителей  (образа родительского отношения).

Методика базируется на положении о том, что воспитательное воздействие родителей (так, как это описывают дети) можно охарактеризовать при помощи трех факторных переменных:

  1. принятие подростков родителями – эмоциональное отвержение их;
  2. директивность со стороны родителей (психологический контроль) – психологическая автономия их;
  3. последовательность – непоследовательность в осуществлении родителями воспитательных принципов.

Результаты теста представляются в виде сумм баллов, набранных по шкалам:

  • POZ – позитивное принятие (отношения, построенные на доверии, дружеский способ общения, эмоциональные контакты);
  • DIR – директивность (выражается в доминантном стиле общения и в управлении поведением ребенка);
  • HOS – враждебность (характеризуется агрессивностью и чрезмерной строгостью);
  • AUT – автономность (взаимоотношения строятся на формальных, лишенных эмоциональности контактах);
  • NED – непоследовательность (чередование то психологического принятия ребенка, то его эмоционального отвержения).

Данные опросника позволяют судить как об “объективном” факторе - действительных отношениях и воспитательной практике родителей, так и “субъективном” факторе- образе, который создал подросток об этих отношениях и воспитательной практике родителей под влиянием сознаваемых или неосознаваемых факторов. Для данного исследования важно отметить, что подростки иначе, чем взрослые, воспринимают и оценивают межличностные отношения. Практически единственной методикой, описывающей межличностные отношения в семье с точки зрения подростков, является (ADOR). Именно по этой причине была выбрана данная методика.  

2. Использование методики исследования самоотношения (МИС) позволило изучить внутреннюю структуру самоотношения подростков. В этой методике изучаются целостные аспекты самоотношения, входящие в три фактора: самоуважение, аутосимпатия, самоуничижение. Методика была предложена С. Р. Пантилеевым.

В методике делается попытка обобщить данные по проблеме самоотношения. Выделенные, в работе Пантилеева, специфические аспекты самоотношения определяются целостностью структурных единиц. Полученные данные суммируются по девяти шкалам:

  1. Закрытость – открытость.
  2. Самоуверенность.
  1. Саморуководство.
  2. Отраженное самоотношение.
  3. Самоценность.
  4. Самопринятие.
  5. Самопривязанность.  
  6. Внутренняя конфликтность.
  7. Самообвинение.

4. Собственно процедура исследования. 

Испытуемым предлагалось заполнить два опросника.

1. По опроснику «Поведение родителей и отношение подростков к ним» (ADOR), подросткам предоставлялись текст методики и инструкция, предлагалось оценить правильность утверждений относительно отца и матери – отдельно.  

2. По опроснику «Методика исследования самоотношения» подросткам предоставлялись тексты методики и инструкция, предлагалось  оценить правильность утверждений по отношению к себе самому. Ответы регистрировались в бланках.

3. Бланки по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним»  (ADOR) и по методике исследования самоотношения заполняются отдельно:

  • сначала – по отношению к матери, после чего заполненный бланк сдается экспериментатору;
  • второй заполняется методика на исследование самоотношения, бланк также отдается экспериментатору;
  • третьей – по отношению к отцу, и снова заполненный бланк сдается экспериментатору.

  Подсчет сырых данных проводится по ключам методик. После вычисления полученные данные по методике (ADOR) объединялись в сводные таблицы, отдельно для четырех групп подростков, а так же как и сырые данные по опроснику  (МИС) объединялись в сводные таблицы.

4. Так как по методике исследования самоотношения данные стандартизированы, а по методике «Поведение родителей и отношение подростков к ним» нет. То из-за  принадлежности полученных сырых данных разным шкалам, они обрабатывались с помощью коэффициента корреляции Спирмена. Вычисление коэффициента корреляции осуществлялось отдельно по каждой группе. Сравнение проводилось между самоотношением по выборке подростков-мальчиков и сформированным у них образом родительского стиля воспитания и так по всем группам. Сырые данные ранжировались. Ранги были записаны в сводные таблицы, отдельно по методике (ADOR) для четырех групп, и отдельно по опроснику  (МИС). Самым низким значениям был присвоен первый ранг, а самым высоким двадцатый ранг. Затем ранги вычитались, возводились в квадрат и суммировались. Дальше по формуле коэффициента корреляции Спирмена, высчитывалось значение коэффициента.

5. Все вычисленные данные были сведены в восемь таблиц. Все полученные в процессе корреляционного анализа коэффициенты сравнивались с критическим значением коэффициента корреляции для выборок из 20, 24, 48 испытуемых, которые были взяты из книги Ж. Годфруа.

Для выборки из 20 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,359, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=20.

Для выборки из 24 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,329, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=24.

Для выборки из 46 человек достоверным (критическим) значением является r = 0,2428, при уровне значимости α=0,05, для N(количество испытуемых)=46.

6. Последним этапом практической работы было описание и обсуждение результатов отдельно по методике исследования самоотношения, по методике «Подростки о родителях», а также по достоверно значимым коэффициентам корреляции.

Описание полученных результатов.

  1. Описание полученных результатов по шкалам самоотношения.

Результаты, полученные по девяти аспектам самоотношения, были расставлены по убыванию процентных значений. В самосознании мальчиков правонарушителей аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:  

1. самопривязанность – 66,3%; 2. самоуверенность – 64,6%; 3. саморуководство – 63,9%;  4. самоценность – 61,3%; 5. самопринятие – 60,7%;                                   6. открытость – 57,6%; 7. отраженное самоотношение – 56,4%; 8. внутренняя конфликтность – 40,5%; 9. самообвинение – 33,7 %.

В самосознании законопослушных мальчиков аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:  

1. самоуверенность – 74,6%; 2. самоценность – 67,5%; 3. самопринятие – 66,83%; 4. отраженное самоотношение – 63,18%; 5. саморуководство – 63,16%; 6. самопривязанность – 59,8%; 7. открытость – 54,9%; 8. самообвинение – 46,6%; 9. внутренняя конфликтность – 41,33%.

В самосознании девочек-подростков аспекты самоотношения по убыванию располагаются в следующей последовательности:

1. самоуверенность – 78,4%; 2. отраженное самоотношение – 67,4%; 3.  самоценность – 67,1%; 4. самопринятие – 66,7%; 5. открытость – 61,88%; 6. саморуководство – 58,7%; 7. самообвинение – 54,1 %;  8. самопривязанность – 52,2%; 9. внутренняя конфликтность – 45,3%.

В самосознании девочек правонарушительниц аспекты самоотношения располагаются в следующей последовательности:  

1. самоуверенность – 72,5%; 2. самопринятие – 66,7%; 3. отраженное самоотношение – 65%; 4. самоценность – 64,6%; 5. саморуководство – 60,8%; 6. самопривязанность – 58,2%; 7. открытость – 55%; 8. самообвинение – 51,5%; 9. внутренняя конфликтность – 39%.

Можно отметить, что самоуверенность, внутренняя конфликтность занимают одинаковые позиции в структуре самоотношения подростков у всех групп, кроме мальчиков правонарушителей, а именно – 1, 9 позиции рангов. Саморуководство, самопривязанность, открытость, самообвинение занимают одинаковые позиции в структуре самоотношения подростков, как у законопослушных мальчиков и девочек правонарушительниц, 5,6,7,8 позиции соответственно. У правонарушителей обоих полов отмечается одинаковая 4-ая позиция представленности в самосознании по шкале самоценности. Самопринятие в подростковом самосознании всех групп, кроме мальчиков правонарушителей представлено в процентном отношении практически одинаково (в группе мальчиков лишь на 0,13 % больше).

Видно, что значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух мальчиковых группах, стоят в следующей последовательности: 3 шкала – 0,75%; 8 шкала – 0,8%; 1 шкала – 2,73%; 6 шкала – 5,08%; 5 шкала – 6,22%; 7 шкала – 6,46%;      4 шкала – 6,82%; 2 шкала – 10,07%; 9 шкала – 12,85 %. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков правонарушителей). Разница между меньшим и большим значением составляет 12,1%.

Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух девичьих группах, стоят в следующей последовательности: 6 шкала – 0%; 3 шкала – 2,1%; 4 шкала – 2,36%; 5 шкала – 2,57%; 9 шкала – 2,63%; 2 шкала – 5,93%; 7 шкала – 6,02%; 8 шкала – 6,33%; 1 шкала – 6,82%. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у девочек правонарушительниц). Разница между меньшим и большим значением составляет 6,82%.

Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух группах подростков с девиантным поведением, стоят в следующей последовательности: 8 шкала – 1,53%; 1 шкала – 2,63%; 3 шкала – 3,11%; 5 шкала – 3,32%; 6 шкала – 5,95%; 2 шкала – 7,93%; 7 шкала – 8,07%; 4 шкала – 8,64%; 9 шкала – 17,75 %. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков правонарушителей). Разница между меньшим и большим значением составляет 16,22 %.

Значения разницы между результатами, полученными по шкалам в двух группах подростков с нормативным поведением, стоят в следующей последовательности: 6 шкала – 0,13%; 5 шкала – 0,43%; 2 шкала – 3,79%; 8 шкала – 4%; 4 шкала – 4,18%; 3 шкала – 4,46%; 1 шкала – 6,92%; 9 шкала – 7,53%; 7 шкала – 7,63%. (Жирным шрифтом отмечено преобладание в образе-Я аспектов самоотношения у мальчиков). Разница между меньшим и большим значением составляет 7,5 %.

2. Рассмотрим особенности сформированного у подростков образа родительского стиля отношения.

По каждой из пяти шкал считались средние значения, которые были записаны в таблицу 1. Затем средние значения переводились в процентное значение, ранжировались по строчкам и сравнивались. 

Таблица 1. Образ родительского стиля воспитания.

(средние значения – балл, ранги – Р) .

Шкала

PO

Z

DI

R

HO

S

AU

T

NE

D

 

балл

Р

балл

Р

балл

Р

балл

Р

балл

Р

мальчики правонарушители-отцы

68

1

60,2

2

34,6

5

48,35

3

48,55

4

мальчики законопослушные -отцы

62,9

1

51,45

3

24,58

5

51,87

2

39,37

4

девочки правонарушительницы -отцы

74

1

47,25

3

22,5

5

52,5

2

45,75

4

девочки законопослушные -отцы

70,2

1

38,6

4

21,5

5

55,75

2

40,2

3

мальчики правонарушители -матери

72

1

54,15

2

26,65

5

50

3

46,05

4

мальчики законопослушные - матери

67,7

1

55,6

2

26,65

5

54,37

3

44,16

4

девочки правонарушительницы -матери

60

2

61

1

38,25

5

43

4

46,75

3

девочки законопослушные -матери

74,65

1

55,3

2

28,8

5

49,9

3

46,95

4

Данные, отраженные в таблице 1., показывают, что подростки воспринимают родительское воспитание в первую очередь как позитивное отношение к ним, враждебное отношение находится на последней позиции воспитательной практики родителей. Рассматривая ранги, видно, что показатели, относящиеся к шкале «позитивного отношения» по семи параметрам, из восьми возможных, первое место. Только в группе девочек правонарушительниц первую позицию занимает показатели по шкале «директивность матери» по отношению к ним, а вторую – показатели, относящиеся к шкале «позитивного отношения». «Враждебность» родителей занимает последнюю позицию.

3. Рассмотрим данные, полученные в результате корреляционного анализа, определяющие связь между образом родительского воспитания и самоотношением подростков.

3.1 Корреляционная связь между самоотношением девочек и сформированным у них образом отцовского стиля воспитания.

По шкале позитивного отношения отца к дочери (ОPOZ) выявлено шесть значимых связей с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и самоуверенностью девочки  r(ОPOZ/2)=0,418;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и внутренней конфликтностью девочки r(ОPOZ/8)=(-0,417);
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и отраженным самоотношением девочки r(ОDIR/4)=0,334;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и самоценностью девочки r(ОDIR/5)=0,324;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и открытостью девочки r(ОDIR/1)=0,285;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и саморуководством девочки r(ОDIR/1)=0,268.

По шкале директивность отца по отношению к дочери (ОDIR) выявлено две значимых связи с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между директивностью отца и самопривязанностью девочки r(ОDIR/3)=0,321;
  • коэффициент связи между директивностью отца и самоценностью девочки r(ОDIR/3)=0,266.

По шкале враждебность отца по отношению к дочери (ОHOS) выявлено четыре значимых связи с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между враждебностью отца и внутренней конфликтностью девочки  r(ОHOS/8)=0,487;
  • коэффициент связи между враждебностью отца и самоуверенностью девочки r(ОHOS/2)=(-0,267);
  • коэффициент связи между враждебностью отца и самообвинением девочки r(ОHOS/9)=0,263;
  • коэффициент связи между враждебностью отца и открытостью девочки r(ОHOS/1)=(-0,251).

По шкале автономность воспитательной практики отца по отношению к дочери (ОAUT) выявлено четыре значимых связи с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между самопринятием девочек и автономностью отца r(ОAUT/6)=0,312.

По шкале непоследовательность отца по отношению к дочери (ОNED) выявлено четыре значимых связей с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопривязанностью девочек r(ОNED/7)=0,513;
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопринятием девочек r(ОNED/6)=0,444;
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью девочек r(ОNED/8)=0,359;
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и отраженным самоотношением девочек r(ОNED/4)=(-0,317).

Таким образом все аспекты отцовского воспитания оказались связанными со шкалами самоотношения дочерей.

3.2 Корреляционная связь между самоотношением девочек и сформированным у них образом материнского стиля воспитания.

По шкале позитивного отношения матери к дочери (МPOZ) выявлено четыре значимых связи с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самопривязанностью девочки r(МPOZ/7)=0,389;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и отраженным самоотношением девочки r(МPOZ/4)=0,368;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самопринятием девочки r(МPOZ/6)=0,333;
  • коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и самоуверенностью девочки r(МPOZ/2)=0,308.

По шкале враждебность матери по отношению к дочери (МHOS) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью девочки r(МHOS/8)=0,296.

По шкале автономность матери по отношению к дочери (МAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между автономностью матери и самопринятием девочек r(МAUT/6)=0,352.

По шкале непоследовательность матери по отношению к дочери (МNED) выявлено пять значимых связей с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и самопривязанностью девочек r(МNED/7)=0,471;
  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и внутренней конфликтностью девочек r(МNED/8)=0,349;
  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и самопринятием девочек r(МNED/6)=0,339;
  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и открытостью девочек r(МNED/1)=(-0,336);
  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и отраженным самоотношением девочек r(МNED/4)=(-0,331).

Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек, как: саморуководство, самоценность, самообвинение. Не выявлено значимой связи между самоотношением девочек и шкалами директивность и автономность матери в отношении к дочери.

3.3 Корреляционная связь между самоотношением девочек с девиантным поведением и сформированным у них образом отцовского стиля воспитания.

По шкале позитивного отношения отца к дочери (ОPOZ) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между образом позитивного отношения отца и открытостью девочки с девиантным поведением r(ОPOZ/1)=0,39.

По шкале автономность воспитательной практики отца к дочери (ОAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между автономностью отца и саморуководством девочек с девиантным поведением r(ОAUT/3)=0,356.

По шкале непоследовательность отца по отношению к дочери (ОNED) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самопривязанностью девочек с девиантным поведением r(ОNED/7)=0,5887.

Не выявлено значимой связи между образом отцовского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек с девиантным поведением, как: самоуверенность, отраженное самоотношение, самоценность, самопринятие, внутренняя конфликтность, самообвинение. Не выявлено значимой связи между самоотношением девочек с девиантным поведением и шкалами директивность и враждебность отца в отношении к дочери.

3.4 Корреляционная связь между самоотношением девочек с девиантным поведением и образом материнского стиля воспитания.

По шкале позитивного отношения матери к дочери (МPOZ) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между образом позитивного отношения матери и отраженным самоотношением девочек с девиантным поведением r(МPOZ/4)=0,495.

По шкале директивность матери по отношению к дочери (МDIR) обнаружена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между директивностью матери и отраженным самоотношением девочки с девиантным поведением r(МDIR/4)=(-0,359).

По шкале автономность матери по отношению к дочери (МAUT) выявлено две значимых связи с аспектами ее самоотношения:

  • коэффициент связи между автономностью матери и саморуководством девочек с девиантным поведением r(МAUT/3)=0,526;
  • коэффициент связи между автономностью матери и отраженным самоотношением девочек с девиантным поведением r(МAUT/4)=0,388.

По шкале непоследовательность матери по отношению к дочери (МNED) выявлена одна значимая связь с аспектом ее самоотношения:

  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и самообвинением девочек с девиантным поведением r(МNED/9)=0,39.

Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения девочек с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, самоценность, самопринятие, самопривязанность, внутренняя конфликтность. Не обнаружено значимой связи между компонентами самоотношения девочек правонарушительниц и враждебным отношением матери к ней.

3.5 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков и образом отцовского стиля воспитания.

Обнаружено шесть значимых связей между шкалой позитивного отношения отца (ОPOZ) и аспектами самоотношением мальчиков:

  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и отраженным самоотношением мальчиков r(ОPOZ/4)=0,531;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самоценностью мальчиков r(ОPOZ/5)=0,482;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и саморуководством мальчиков r(ОPOZ/3)=0,454;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самопринятием мальчиков r(ОPOZ/6)=0,419;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самоуверенностью мальчиков r(ОPOZ/2)=0,439;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самопривязанностью мальчиков r(ОPOZ/7)=0,367.

Выявлено две связи между аспектами самоотношения мальчиков и шкалой директивность воспитательной практики отца (ОDIR):

  • коэффициент связи между самообвинением мальчиков и директивностью отца r(ОDIR/9)=0,581;
  • коэффициент связи между внутренней конфликтностью мальчиков и директивностью отца r(ОDIR/3)=0,577.

Между враждебностью отца по отношению к сыну (ОHOS) и аспектами самоотношения мальчика выявлено  шесть связей:

  • коэффициент связи между враждебностью отца и самоуверенностью сыновей r(ОHOS/4) (-0,599);
  • коэффициент связи между враждебностью отца и внутренней конфликтностью сыновей r(ОHOS/8)=0,544;
  • коэффициент связи между враждебностью отца и отраженным самоотношением сыновей r(ОHOS/4)=(-0,524);
  • коэффициент связи между враждебностью отца и самоценностью сыновей r(ОHOS/5)=(-0497);
  • коэффициент связи между враждебностью отца и самообвинением сыновей r(ОHOS/9)=0,465;
  • коэффициент связи между враждебностью отца и открытостью сыновей r(ОHOS/1)=(-0,339).

Выявлено шесть связей между шкалой непоследовательность воспитательной практики отца (ОNED) и аспектами самоотношения мальчиков:

  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью сыновей r(ОNED/8)=0,482;
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самоуверенностью сыновей r(ОNED/2)=(-0,365);
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и отраженным самоотношением сыновей r(ОNED/4)=(-0,363);
  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и самоценностью сыновей r(ОNED/5)=(-0,34).

Не обнаружено достоверно значимых связей между компонентами самоотношения мальчиков и шкалой автономного отношения отца к сыну.

3.6 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков и образом материнского стиля воспитания.

Обнаружено две связи между шкалой позитивного отношения матери к сыну (МPOZ) и аспектами его самоотношения:

  • коэффициент связи между позитивным отношением матери и отраженным сомаоотношением мальчиков r(МPOZ/4)=0,508;
  • коэффициент связи между позитивным отношением матери и самопривязанностью мальчиков r(МPOZ/7)=0,355.

Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков и шкалой директивность воспитательной практики матери к ним (МDIR):

  • коэффициент связи между директивностью матери и самообвинением мальчиков r(МDIR/9)=0,379.

Между враждебностью матери по отношению к сыну (МHOS) и самоотношением мальчика выявлено четыре связи:

  • коэффициент связи между враждебностью матери самообвинением мальчиков r(МHOS/9)=0,518;
  • коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью мальчиков r(МHOS/8)=0,423;
  • коэффициент связи между враждебностью матери и самоуверенностью мальчиков r(МHOS/2)=(-0,383);
  • коэффициент связи между враждебностью матери и открытостью мальчиков r(МHOS/1)=(-0,335).

По шкале автономность матери по отношению к сыну (МAUT) выявлена одна значимая связь с аспектом его самоотношения:

  • коэффициент связи между автономностью матери и самоуверенностью девочек с девиантным поведением r(МAUT/2)=0,327.

Выявлена связь между шкалой непоследовательности воспитательной практики матери (МNED) и самоотношением мальчиков:

  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и самоуверенностью сыновей r(МNED/2)=(-0,333).

Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения мальчиков, как: саморуководство, самоценность, самопринятие.

3.7 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков с девиантным поведением и образом отцовского стиля воспитания.

Обнаружено три связи между шкалой позитивного отношения отца (ОPOZ) и аспектов самоотношения мальчиков с девиантным поведением:

  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и самообвинением мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/9)=0,493;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и отраженным самоотношением мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/4)=0,463;
  • коэффициент связи между позитивным отношением отцов и внутренней конфликтностью мальчиков с девиантным поведением r(ОPOZ/8)=0,444.

Между враждебностью отца по отношению к сыну (ОHOS) и самоотношением мальчика с девиантным поведением выявлена связь:

  • коэффициент связи между враждебностью отца и самоценностью мальчиков с девиантным поведением r(ОHOS/5)=0,336.

Выявлено две связи между аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой автономность воспитательной практики отца (ОAUT):

  • коэффициент связи между самопринятием мальчиков с девиантным поведением и автономностью отца r(ОAUT/6)=0,458;
  • коэффициент связи между отраженным самоотношением мальчиков и  автономностью отца r(ОAUT/4)=0,375.

Выявлена связь между шкалой непоследовательность воспитательной практики отца (ОNED) и аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением:

  • коэффициент связи между непоследовательностью отцов и внутренней конфликтностью сыновей с девиантным поведением r(ОNED/8)=0,3498.

Не выявлено достоверно значимых связей между образом отцовского отношения к сыну и такими компонентами самоотношения мальчиков с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, саморуководство, самопривязанность. Не обнаружена достоверно значимая связь между компонентами самоотношения мальчиков правонарушителей и шкалой директивного отношения отца к сыну.

3.8 Корреляционная связь между самоотношением мальчиков с девиантным поведением и образом материнского стиля воспитания.

Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой директивность воспитательной практики матери к ним (МDIR):

  • коэффициент связи между директивностью матери и самообвинением мальчиков r(МDIR/9)=0,354.

Между враждебностью матери по отношению к сыну (МHOS) и аспектами самоотношения мальчика с девиантным поведением выявлено две связи:

  • коэффициент связи между враждебностью матери и самообвинением мальчиков r(МHOS/9)=0,499;
  • коэффициент связи между враждебностью матери и внутренней конфликтностью мальчиков r(МHOS/8)=0,356.

Выявлена связь между аспектом самоотношения мальчиков с девиантным поведением и шкалой автономность воспитательной практики отца (МAUT):

  • коэффициент связи между самоценностью мальчиков с девиантным поведением и автономностью отца r(ОAUT/5)=0,461.

Выявлено две связи между шкалой непоследовательности воспитательной практики матери (МNED) и аспектами самоотношения мальчиков с девиантным поведением:

  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и внутренней конфликтностью сыновей с девиантным поведением r(МNED/8)=0,426;
  • коэффициент связи между непоследовательностью матери и самообвинением сыновей с девиантным поведением r(МNED/9)=0,424.

Не выявлено значимой связи между образом материнского стиля воспитания и такими компонентами самоотношения мальчиков с девиантным поведением, как: открытость, самоуверенность, саморуководство, отраженное самоотношение, самопринятие, самопривязанность. Не обнаружено достоверно значимых связей между позитивным отношением матери к сыну и компонентами самоотношения мальчиков правонарушителей.

4. Последним в описании результатов хотелось бы рассмотреть количество достоверно значимых коэффициентов корреляции, по каждой из четырех групп, и соотнести их с общим количеством коэффициентов. 

Таблица 2. Соотношение количества достоверно значимых  коэффициентов корреляции по четырем выборкам. (количество коэффициентов;%)

Связь самоотношения с

мальчики правонарушители

мальчики законопос-лушные

девочки правонарушительницы

 девочки законопослушные

образом материнского отношения

6;

    13,33%

9;

         20%

5;

    11,11%

11;

   24,45%

образом отцовского отношения

7;

    15,56%

18;

         40%

3;

      6,67%

17;

   37,78%

После высчитывания коэффициентов корреляции между шкалами самоотношения и шкалами образа родительского отношения, по каждой группе могло получиться по сорок пять коэффициентов. Максимальному числу коэффициентов корреляции приписывалось значение – 100%. Затем по каждой из четырех групп были выявлены, с помощью сравнения результатов с критическим значением коэффициента корреляции для выборок из двадцати, двадцати четырех и сорока шести человек выявлено 77 достоверно значимых коэффициентов. Полученные результаты, по четырем группам отдельно по выборке мальчиков-правонарушителей, по выборке законопослушных мальчиков, отдельно по выборке девочек-правонарушительниц и по выборке законопослушных девочек переводились в процентные значения. Затем значение общего количества коэффициентов по каждой группе и проценты были записаны в таблицу 2.

Следует заметить, что в обеих группах подростков, у которых наблюдается девиантные формы поведения, отмечается меньшее количество значимых связей факторов самоотношения с аспектами образа родительского отношения, в отличие от групп законопослушных подростков обоего пола.  

Заключение.

Родительское влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. Хотя с возрастом все более весомым в развитии образа Я становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль также и в подростковом и юношеском возрасте. Особенно в современных условиях постоянной нестабильности как материальной, так и духовной жизни общества на первый план выступает одна из базовых потребностей – потребность в безопасности, защищенности. В современном мире происходит большое количество столкновений государственных интересов, перерастающих в локальные конфликты и даже войны. На территории Российской Федерации так же они есть, что в свою очередь у подростков формирует ощущение опасности, неуверенности за свое будущее. Родительская семья способна и призвана оберегать, защищать, создавать стабильные условия для гармоничного развития личности детей, в том числе образа Я подростков. В центре проблемы отклоняющегося поведения остается сам подросток, с его внутренним миром. Обладая уникальными личностными качествами, подросток входит в мир взрослых, осваивает законы, правила, нормы жизни, формирует собственное отношение к ней. Процесс работы с трудновоспитуемыми подростками должен строится по принципу взаимодействия. Однако следует признавать, что отрицательное поведение может возникнуть как естественная реакция на неумелые воспитательные воздействия. И помнить, что помощи, понимания ждет от взрослых «самый неисправимый хулиган».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Как нам понять друг друга?» (Проблемы детско – родительских отношений)

Семья - один из важнейших общественных институтов, роль и значение которого в формировании личности подростка очень велика. Семья как персональная микросреда развития ребенка и институт социализ...

Выступление на родительском собрании "Формирование здорового образа жизни подростков. Профилактика табакокурения, алкоголизма, наркомании"

Важнейшим показателем богатства и процветания нации является состояние здоровья подрастающего поколения.            Фундамент здоровья и становле...

Родительский практикум " Роль детско- родительских отношений в развитии личности подростка"

Родительское собрание с применением практических заданий на оказание помощи в общении с подростками....

Проектная работа студентов колледжа "Здоровый образ жизни «Влияние наркотиков на организм подростков»"

"Neurological Effects of Teen Drug Abuse" Проект подготовили: Щепотьева Анна Герасимова Светлана Миткевич Дмитрий Руководитель проекта: Дроздова Л.И....

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников

Статья на тему: Взаимосвязь типов родительских отношений и профессионального самоопределения старшеклассников...

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"

Статья "Взаимосвязь самооценки подростка и особенностей его межличностных отношений со сверстниками"...

Детско - родительские отношения. Тест - опросник "Подростки о родителях"

Диагностика детско-родительских отношений помогает выяснить, что именно ребенок чувствует, находясь в собственном доме, какие переживания, волнения терзают его каждый день. С помощью специальных ...