Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы
статья

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл organizatsiya_refleksii.docx19.73 КБ

Предварительный просмотр:

Организация рефлексии на уроке в системе среднего профессионального образования: организация и освоение педагогами методов и приемов работы

Учебное занятие в профессиональной школе многогранно и многопланово по своей природе. Деятельность преподавателя и его студентов имеет строгую ориентацию на будущую профессиональную деятельность обучаемых. Кроме этого конкретное учебное занятие занимает свое место в системе учебного предмета, темы программы и решает свойственные ему на данный момент дидактические задачи. Основной целью образования становится формирование у студента способности к активной деятельности и творческому, профессиональному труду, поэтому на занятиях воспитываются профессиональные навыки, продумываются механизмы, способствующие повышению уровня подготовки будущих специалистов, формируется готовность к переменам, ответственность, самостоятельность в принятии решений через рефлексивно-деятельностный подход. Эффективное формирование компетенций на учебных занятиях в СПО в рамках компетентностного подхода к образованию выражается через применение такого способа деятельности, посредством которого у студентов формируются не только знания и представления, а также осознание владения необходимыми умениями. В структуре урока, соответствующего требованиям ФГОС, рефлексия является обязательным этапом урока. Предлагается проводить этот этап в конце учебного занятия. При этом преподаватель играет роль организатора, а главными действующими лицами выступают обучающиеся.

Не стоит забывать и о том, что для эффективного формирования компетенций студентов нужно, чтобы развивались уровни рефлексивной управленческой деятельности педагога. Рефлексивное управление составляет основу самосовершенствования педагогической деятельности, педагогического общения, профессионально-личностных свойств педагога. То есть, грамотно организованная обратная связь в форме рефлексии является средством повышения качества и результативности учебно-воспитательного процесса по отношению как к обучающимся, так и к преподавателям.

Итак, рефлексия учебного занятия осуществляется в двух направлениях: как рефлексия занятия студентом и как рефлексия занятия преподавателем.

Рефлексия студента – это организуемый преподавателем процесс. В нем есть несколько последовательных шагов, реализация которых подчиняется определенным требованиям.

  1. Предметная учебная деятельность должна быть завершена.
  2. Студенту дается инструкция по восстановлению последовательности выполнения учебных действий, даже тех, которые он не считает важными.
  3. Студенту предлагаются параметры рефлексивной деятельности или предоставляется право самостоятельного выбора.
  4. Осознание студентом результатов рефлексивной деятельности происходит за счет использования разнообразных методов – вербальных, невербальных. Положительный момент использования вербальных методов заключается в живом, непринужденном общении, проговаривании своих эмоций, мнений, рассуждений. Это метод свободного высказывания. Отрицательный момент состоит в том, что не все дети смогут высказаться искренне, боясь осуждения остальных членов группы. Преимущество использования невербальных методов заключаются в том, что каждый ребенок, не стесняясь мнения коллектива и не боясь осуждения, может смело выразить свое мнение. Невербальную технику можно провести намного быстрее, красочнее, показательнее.
  5. В процессе рефлексии студенту предлагается не только высказать свое отношение, выразить ощущения, но и осознать свои достижения, которые способствуют приращению знаний.
  6. Рефлексия студентом своей деятельности может быть двух видов: текущей, осуществляемой по ходу занятия, и итоговой, завершающей определенный замкнутый период деятельности (в конце изучения темы, раздела, семестра, учебного года).
  7. Для формирования рефлексивных навыков на начальном этапе студентам может быть предложен алгоритм самоанализа и самооценки.

В современной педагогике существует несколько механизмов, запускающих рефлексию учащихся:

  1. Самым простым приемом, актуализирующим рефлексию учащихся, являются вопросы, предложенные учителем, например: «Что нового я узнал на уроке? Как я себя чувствовал на уроке? Что на уроке мне понравилось?».
  2. Анализ выполненного учебного задания, например: правильность и последовательность выполнения этапов задания, способов выражения ответа в виде таблиц, схем графиков и т. п. и их обоснования.
  3. Предоставление ответа на вопросы в виде схемы или рисунка.
  4. Предварительное обсуждение разных способов решения задачи: как верных, так и неверных решений.
  5. Составлять граф-схемы для анализа путей решения.
  6. Самостоятельное изменение учебных задач, чтобы задания решались разными способами.
  7. Противопоставление суждений учащихся по одному и тому же вопросу.

Однако для эффективной работы педагога недостаточно ограничиться набором перечисленных приемов, методов, механизмов. Необходим целостный подход к проблеме - с одной стороны, использование методов, повышающих самооценку и рефлексию учащихся; с другой - самому педагогу быть рефлексирующей личностью, преодолевшей стереотип поведения.

Рефлексия преподавателем учебного занятия осуществляется через разные виды анализа. Объектом рефлексии чаще всего выступают мотивы собственной педагогической деятельности преподавателя, отношение преподавателя к себе, студентам, к инновациям, индивидуальный стиль педагогической деятельности, механизмы педагогического взаимодействия, педагогическая техника, стратегия и тактика коммуникативного поведения, авторская технология преподавателя, разбор допущенных методических ошибок и неточностей и т.д.

В этой связи необходимо подчеркнуть, что рефлексивные процессы буквально пронизывают профессиональную деятельность педагога и проявляются:

  • благодаря введению в курс инновационных технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская работа, игровые технологии, коммуникативно-диалоговые технологии, педагогическая мастерская и др., создаются условия, в которых учащиеся самостоятельно контролируют собственные действия;
  • в процессе практического взаимодействия педагога с учащимися, когда он стремится адекватно понимать и целенаправленно регулировать мысли, чувства и поступки обучающихся;
  • в процессе проектирования деятельности учащихся, когда учитель разрабатывает цели обучения и конструктивные цели их достижения, причем разрабатывает их с учетом особенностей учащихся и возможностей их продвижения и развития;
  • в процессе самоанализа и самооценки учителем собственной деятельности и самого себя как ее субъекта.

Важно отметить, что любой самоанализ направлен в русло конструктивизма и служит средством повышения мастерства педагога.

В педагогическом процессе нет сферы, где не могла бы эффективно использоваться рефлексивная практика. При этом рефлексивная практика становится достаточно практичным и надежным инструментом мониторинга практически всех сфер развития студента. Следует обратить внимание и на то, что все аспекты использования рефлексии актуальны и для личностного развития самого педагога.

Литература:

  1. Морева Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений /Наталья Александровна Морева. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432с.
  2. Педагогика: традиции и инновации: материалы IX Междунар. науч. конф. (г. Казань, январь 2018 г.). – Казань: Издательство «Бук», 2018. — vi, 106 с.
  3. Шутова. Г. Рефлексия как этап урока: виды, приемы, примеры. http://pedsovet.su/metodika/refleksiya/5665_refleksiya_kak_etap_uroka_fgos
  4. Курбатова О.В., Красноперова Л.Б., Солдатенко С.А. Рефлексия учебного занятия: методический аспект (для педагогических работников), п.Металлплощадка, 2017

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации для педагогов СПО: "Методические работы в системе среднего профессионального образования: общие правила составления"

Любая методическая продукцияв образовательном пространстве предназначена для передачи положительного педагогического опыта и направлена, прежде всего,  на профессиональное совершенствование работ...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Серия семинаров в рамках Программы информационно-методического сопровождения деятельности федеральных учебно-методических объединений в системе среднего профессионального образования и профессиональных образовательных организаций

Уважаемые коллеги!По заказу Минобрнауки России ООО СП «Содружество» совместно с ГАПОУ МО «Межрегиональный центр компетенций – Техникум имени С. П. Королева» про...

Организация интерактивного обучения в системе среднего профессионального образования

В данной презентации представлены виды обучения в СПО, в частности в медицинском колледже. В данной работе продемонстрированы примеры активного и пассивного обучения, но основное внимание уделено мето...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ:УРОКИ ЛИТЕРАТУРЫ В СИСТЕМЕ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье  представлен   опыт   преподавания литературы в  профессиональном образовательном учреждении. Данная статья может быть интересна преподавателям, студентам и роди...

Использование метода проектов в системе среднего профессионального образования (из опыта работы)

Из опыта работы преподавателя экономических и спецдисциплин с использованием метода проектов....