Мониторинг развития творческого потенциала студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»
статья

Ефремова Надежда Владимировна

Статья по проблеме отслеживания развития творческих способностей на занятиях по дисциплине "Общая психология".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл efremova._monitoring.docx25.77 КБ

Предварительный просмотр:

Мониторинг развития творческого потенциала  студентов СПО на занятиях по дисциплине «Общая психология»

Ефремова Надежда Владимировна, преподаватель, кандидат педагогических наук, Автономное образовательное учреждение высшего образования Ленинградской области «Ленинградский государственный университет имени А.С. Пушкина»

 

Современное образование любого уровня призвано способствовать решению такой задачи как развитие у учащихся творческого потенциала.  Творческий потенциал – это те источники, которые могут быть использованы  для решения возникающих проблем, трудностей, неизбежно появляющихся на жизненном пути любого человека. Творческий потенциал позволяет находить наиболее эффективные пути выхода из ситуаций неопределенности. Организация занятий в учреждениях СПО может способствовать созданию условий для развития креативности, творческих задатков, способностей студентов. Так как между креативностью  и творческим процессом много общего, то развивая креативность, мы способствуем развитию творчества студентов, и, наоборот, через творческий процесс развиваем креативность.

Одной из дисциплин, которая позволяет увлечь обучающихся творчеством, является дисциплина «Общая психология».  Наука «Психология» и соответствующая ей дисциплина «Общая психология» не только вооружают всех заинтересованных субъектов полезной информацией, но интересно, увлекательно знакомят человека с самим собой и другими людьми, раскрывают  закономерности психики человека. Обучая студентов основам психологической грамотности, мы пришли к выводу о том, что на занятиях по дисциплине «Общая психология» для повышения мотивации обучающихся, создания позитивного эмоционального фона, вовлечения студентов в творческий процесс можно и нужно использовать творческие упражнения, творческие методы и технологии организации образовательного процесса.

Нами была разработана и апробирована система мониторинга развития творческого потенциала у студентов СПО на занятиях по  дисциплине «Общая психология». Мониторинг в образовании представляет собой регулярный сбор, обработку, распространение, хранение информации об учебном и воспитательном процессе  [7].

Психологический мониторинг, позволяет контролировать развитие изучаемого психического явления, отслеживать его динамику, анализировать полученные результаты, вовремя вносить необходимые коррективы при возникновении проблем. Созданная  система мониторинга состоит из четырех блоков: диагностического, аналитического, коррекционного, повторной диагностики.

Диагностический блок (создавался на основе использования  материала, взятого из источников  [2,3,6,8] и собственного опыта)  включает в себя:

- методы опроса, анкетирования студентов, позволяющие выяснить отношение обучающихся к творчеству и их самооценку собственного уровня   творческого потенциала;

- диагностические методики определения уровня творческого потенциала обучающихся (тесты Торренса,  Гилфорда,  Джонсона, Вильямса (САР) и др.)

- выявление преподавателем наличия у студентов творческих достижений (в процессе выполнения творческих заданий, участия в творческих мероприятиях  разного уровня и т.п.);

- отслеживание мотивированности обучающихся к творческой деятельности (участвует в творческом процессе – активно, с удовольствием, по собственной побуждению, успешно; не проявляет собственной инициативы, но включается в творческий процесс по предложению другого лица и доводит деятельность до конца, испытывает удовлетворение от получаемого результата; не участвует в творческом процессе).

Аналитический блок позволяет разбить студентов по группам:

- активно, плодотворно, самостоятельно включаются в различные виды творческой деятельности:

- имеют творческие задатки, способности, но самостоятельно  не реализуют их;

- хотят и занимаются творчеством, но не всегда удачно из-за недостатка  творческого потенциала;

- имеют слабый творческий потенциал, творчеством не занимаются, не интересуются.

Коррекционный блок направлен на исправление выявленных проблем и создание условий для повышения, имеющегося у обучающегося творческого потенциала.

Так как на занятиях по дисциплине «Общая психология» присутствуют все группы студентов (с разным уровнем творческости), нами были разработаны следующие мероприятия по включению всех обучающихся в творческий процесс (создавались на основе использования   статей [1,4,5,8,9,10] и собственного опыта):

- творческие мини-упражнения (на 5-10 минут) по созданию: синквейнов, рисунков перевертышей; образов, построенных по методу синектики, гиперболизации, схематизации; мини музыкальных произведений, мини-сценок, используемых при обучении актерскому мастерству  и т.п. задания (данные упражнения привязаны к теме занятия);

- методы («мозговой штурм», кластеры, обсуждение творческой домашней работы и т.д.);

- игровые методы и тренинг-методы, игры-головоломки;

- проблемные, эвристические, исследовательские и т.п. методы и технологии;

- неигровые методы (коллективная мыслительная деятельность, ТРИЗ работа, анализ конкретных ситуаций (АКС);

- метод ошибок, метод конструирования правил;

- и другие современные творческие и интерактивные методы формирования и развития творческости у обучающихся.

Для группы успешных в творческой деятельности студентов необходимо создавать специальные условия для совершенствования их творческого потенциала, подбирать задания, которые находились бы на грани предельной трудности (участие в олимпиадах, творческих конкурсах; включение в исследовательскую деятельность; руководство творческой группой при решении творческой проблемы на занятиях по дисциплине «Общая психология», создание  творческого продукта любого вида, отчет о проделанной работе по выбранной теме занятия,  и т.д.).

- Для группы студентов, которые имеют творческие задатки, способности, но  не реализуют их, мы также используем  задания, которые описаны выше, но делаем упор на пробуждение собственной мотивации, желания делать открытия, создавать нечто новое, оригинальное, неповторимое. Создание ситуаций необходимости включения в творческий процесс, обеспечивает переживания обучающимися ситуаций успеха (коллективная творческая деятельность; «никто кроме тебя не сможет решить эту проблему!»; подбор индивидуальных творческих заданий и т.п. поручения).

Третья группа студентов – это те, кто хотят и занимаются творчеством, но не всегда удачно из-за недостатка  творческого потенциала.  Таким учащимся нужно помогать совершенствовать свои творческие задатки, постепенно превращая их в творческие способности. Нужно выявить причины, которые не позволяют создавать оригинальный, новый, своеобразный продукт.  Для повышения успешности в творческой деятельности необходимо учить

- мечтать (сочинять картины, сказки, стихи, музыку, движения и т.п.);

- быть внимательным ко всему окружающему миру; совершенствовать свою наблюдательность; учиться видеть необычное в обычном (метод метафоры, перевернутого рисунка; синектики; гиперболизации и др. пути вовлечения в творческий процесс);

- умению раскрепощать свои эмоции (метод игры; ролевой метод; метод ситуаций; рисуночные методы, методы арт-терапии и  т.п.);

- стойко переносить неудачи, сопротивляться негативным ситуациям и упорно идти к поставленной цели;

- не бояться рисковать;

- понимать, чувствовать, переживать ситуации, которые можно описать формулой «невозможное – возможно!»;

- развивать у себя чувство юмора.

 Четвертая группа обучающихся – имеют слабый творческий потенциал, творчеством не занимаются, не интересуются. Увлечь таких студентов довольно непросто, но возможно. Для включения обучающихся в творческую деятельность необходимо показать, доказать – зачем человеку творить, что могут дать  творческие способности  самому студенту:

- умение найти быстро правильное решение какой-либо трудной задачи (творческий студент всегда на экзаменах, даже не зная ответа на вопросы билета, сможет сориентироваться и  собрать минимум необходимой информации из имеющихся знаний, творчески переработать полученный материал для нахождения верного ответа; творческий студент не теряется в ситуации неопределенности, его мозг начинает активно искать выходы из создавшейся ситуации);

- творческий человек получает огромное удовольствие даже от «мук творчества», процесс создания творческого продукта – это вдохновение, позитивные эмоции, радость, удовлетворение от возможности преобразовать к лучшему окружающую  действительность, самовыразиться и самоактуализироваться.

Примеры решения творческих задач внутри конкретной темы на занятиях по дисциплине «Общая психология»

Лекция 1. Область изучаемых явлений и предназначение психологии (2 часа) [4].  Создание кластера: что мы знаем про  науку «Психология» – дискуссия на заданную тему (15 мин.).  Дополнение кластера в процессе лекции. В конце занятия сочиняем свободный стих про то, что мы узнали на занятии или  описываем свои эмоции, которые испытывали в процессе обучения (5 минут).

Лекция 2. Основные принципы и методы психологической науки (2 часа) [4]. Отражаем сущность основных принципов науки психологии в образных схемах. Вместе создаем образные схемы.  В конце занятия ищем метафору к слову метод  (5 минут).

Лекция 5. Индивидуально-психологические особенности личности. Темперамент и характер. Способности (2 часа) [4].  Метод мозгового штурма по теме «Каждый человек имеет способности к какому-либо виду деятельности» (30 минут).  В конце занятия пишем синквейн по теме «мой темперамент» или «мой характер» (5 минут).

Лекция 8. Память (2 часа) [4]. Семинар по теме  «Синквен как метод развития памяти» (30 минут). Проверка гипотезы «Синквен как метод развития памяти» на практике. Сочиняем стихи на запоминание основных понятий по теме «Память» (15 минут).

Лекция 11. Саморегуляция психических состояний (2 часа) [4]. Игра-тренинг  по обучению саморегуляции психических состояний.  Выражение своих состояний через средства различных видов искусства (используются программы-тренажеры, установленные на компьютере для создания музыки, рисунков, дизайн-образов; краски, пластилин и все средства, позволяющие влиять на саморегуляцию человека).

После проведения мероприятий коррекционного блока проводится повторная диагностика, и делаются выводы об успешности  работы преподавателя и студентов в направлении повышения творческого потенциала каждого обучающегося на занятиях по дисциплине «Общая психология». На этом мониторинг не заканчивается, а переходит на новый этап и повторяется. Таким образом, система мониторинга позволяет обеспечивать качество  образовательного процесса, выявляет позитивные и негативные явления, мешающие или способствующие проявлению творческости студентов СПО.

Список литературы

  1. Белякова Е.М., Прокопьев А.В. Инновационные методы обучения в образовании // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 2-1
  2. Диагностика творческого развития личности: Методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации работников образования /Авт-сост.: И.В.Хромова, М.С.Коган. – Новосибирск, 2003. – 44 с.
  3. Диагностика креативности. Тест Е. Торренса. Адаптированный вариант. –  СПб., Речь, 2006. – 176 с.
  4. Литке С. Г. Общая психология: учебно-методический комплекс дисциплины / С. Г. Литке. – Челябинск,  2013.  – 96 с.
  5. Матюшкин A.M. Развитие творческой личности. М., 1991. –  180 с.
  6. Туник Е. Е.  Лучшие тесты на креативность. Диагностика творческого мышления. –  СПб.: Питер, 2013. – 320 с.

Интернет-ресурсы

  1. Алехина С.В., Битянова М.Р.  Мониторинг как вид профессиональной деятельности педагога-психолога [Электронный ресурс] / С.В. Алехина, М.Р. Битянова // Вестник практической психологии образования №4(21) октябрь-декабрь 2009. – http://psyjournals.ru/files/27746/vestnik_psyobr_2009_4_Alehina.pdf 

8. Малахова И. А. Развитие креативности учащихся и студентов как образовательная стратегия современной системы образования [Электронный ресурс] / И.А. Малахова // https://www.ide-journal.org/article/2016-volume-3-number-3-развитие-креативности-учащихся-и/

9. Пять методов, которые помогут развить креативность  [Электронный ресурс]. –  https://hr-portal.ru/article/5-metodov-kotorye-pomogut-razvit-kreativnost

10. Формирование креативности у студентов [Электронный ресурс]. – http://www.allbest.ru/ otherreferats.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческих способностей учащихся на занятиях студии костюма

Цель программы, по которой я работаю, звучит так:•         Развитие способности к творческому самовыражению и самореализации личности ребенка через знаком...

Мониторинг развития творческой личности педагога

Живет лишь тот, кто творит. Остальные - это тени, блуждающие по земле, чуждые жизни. Все радости жизни - радости творчества: любовь, гений, действие - это разряды силы, родившиеся в пламени единого ко...

Обобщение педагогического опыта на тему " Развитие творческих способностей детей на занятиях технологии"

Данная программа рассматривается как система мероприятий воспитательного, социально-психологического и обучающего характера....

Мониторинг развития обучающихся по программе внеурочного занятия «Каблучок». Методы развития хореографических способностей у детей среднего школьного возраста средствами классического танца.

Любое обучение строится на методах и приемах – это точные и простые правила,  которые помогают педагогу добиться от учащихся определенных результатов.При проведении исследования развития хореогра...

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"

Программа по развитию творческих способностей обучающихся на занятиях творческого объединения "Батик"...

Методическая разработка занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и РНС оценивания деятельности студентов.

Конспект занятия по курсу «Общая психология» с использованием приемов технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» и рейтингово-накопительной  системы...