Проект "Профессиональное образование без границ"
проект

Иванова Ирина Николаевна

Проект , направленный на развитие инклюзивной среды в образовательном учреждении

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_professionalnoe_obrazovanie_bez_granits.docx281.17 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

F:\Моя папка\ПЛ-100\Фото Видео\Профориентация\Логотип новый\Логотип_фон прозрачный.tif

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ «ЛУХОВИЦКИЙ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННЫЙ ТЕХНИКУМ»

ПРОЕКТ

«ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ                              БЕЗ ГРАНИЦ»

F:\Моя папка\Картинки\Иклюзия\dostupnaja_sreda - копия.jpg

Авторы проекта:

Иванова И.Н., заместитель директора по УВР                                                   Кобылкина О.П., социальный педагог

Литвиненко Е.А., педагог-психолог                                                                                      

2019

Содержание

     Введение

  1. Целеполагание  и проблематика проекта
  2. Нормативно-правовые аспекты проекта
  3. Ресурсный компонент проекта:

3.1. материально-техническое обеспечение проекта;

3.2. кадровое обеспечение проекта;

3.3. методическое сопровождение проекта.

  1. Содержание и механизм реализации проекта:
  1. проведение мониторинга проблем в осуществлении модели инклюзивной среды в ОУ;
  2. разработка нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в ОУ;
  3. развитие комфортной доступной  среды в ОУ;
  4. подготовка кадрового состава;
  5. психолого-педагогическое и социальное сопровождение проекта, включение обучающихся с ОВЗ в социальную практику;
  6. организация обучения, методическое и техническое сопровождение проекта;
  7. профессиональная ориентация инклюзивной среды в ОУ;
  8. трудоустройство и социальные партнеры по инклюзивному образованию в ОУ;
  9. модель «Инклюзивная среда».
  1. Ожидаемые результаты и риски проекта
  2. Вывод и дальнейшее развитие проекта
  3. Литература

Введение

Инклюзивное образование в настоящий момент является инновационным процессом, позволяющим осуществить обучение, воспитание и развитие всех без исключения детей независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей. Внедрение инклюзии обеспечивает  дальнейшую  гуманизацию образования, признание прав лиц с ограниченными возможностями на доступное и качественное образование, формирование профессионального педагогического сообщества нового типа.

Инклюзивное (совместное) образование (фр. inclusif-включающий в себя, лат. include-заключаю, включаю) — процесс развития общего образования, который подразумевает доступность образования для всех, в плане приспособления к различным нуждам всех детей, что обеспечивает доступ к образованию для детей с особыми потребностями.

В рамках инклюзивного образования осуществляется такой процесс обучения и воспитания, при котором все дети и подростки, молодые люди, в не зависимости от их физических, психических, интеллектуальных и иных особенностей, включены в общую систему образования и обучаются вместе со своими сверстниками без инвалидности, в одних и тех же общеобразовательных и профессиональных учреждениях, которые учитывают их особые образовательные потребности и оказывают необходимую специальную поддержку, в том числе возможности удовлетворения потребности обучающихся в получении профессионального образования, в самообразовании и  дополнительном образовании.

Особая роль принадлежит профессиональному образованию, которое реально способствует включению людей с ограниченными возможностями здоровья (далее ОВЗ) в социальную практику, пониманию собственной полезности для себя и для общества. Таким образом, перед нами стоит задача осознанного принятия в образовательную среду людей с ОВЗ. Сегодня мы  призваны осуществлять  образовательную деятельность с учётом индивидуальных особенностей здоровья таких обучающихся.

Главная проблема состоит в том, что дети обозначенной категории имеют особые образовательные потребности и для них необходимо создавать специальные образовательные условия. Лица с инвалидностью и ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения  и воспитания – удовлетворения как общих с людьми, чье развитие проходит без особенностей, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их физического или психического развития.

  1. Целеполагание  и проблематика проекта

Принимая  во внимание государственную задачу по созданию инклюзивной среды в профессиональных образовательных организациях, целью данного проекта является:

Разработка модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».

Для реализации поставленной цели необходимо решить круг задач:

- проведение мониторинга проблем по внедрению инклюзивного образования в техникуме;

- создание толерантной среды в образовательном учреждении;

- разработка нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в образовательном учреждении (далее ОУ);

- создание доступной (безбарьерной) среды в техникуме;

- подготовка кадрового состава по сопровождению обучающихся  с ОВЗ;

- организация системы эффективного психолого-педагогического, социального, методического и информационного сопровождения обучающихся  с ОВЗ;

- активизация потенциала семьи в процессе обучения, воспитания, коррекции и реабилитации обучающихся с ОВЗ;

- организация профессиональной ориентации и трудоустройства лиц с ОВЗ;

- разработка схемы управления инклюзивной средой в ОУ.

Участники проекта: обучающиеся из категории инвалидов и ОВЗ, волонтеры из числа студентов техникума, педагогический коллектив, социальные партнеры.

Объект исследования: инклюзивная образовательная среда в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».

Предмет исследования: условия для получения доступного профессионального образования и социализации обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ.

Гипотеза: дальнейшее развитие инклюзивной образовательной среды в техникуме с целью обеспечения возможности получения доступного профессионального образования и социализации обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ.

Методы: педагогическое наблюдение, диагностика, коррекционный мониторинг, включение в социальную практику, организация методического, технического, информационного и кадрового  сопровождения.

Необходимость разработки проекта связана, прежде всего, с государственной политикой, направленной на организацию и внедрение инклюзивного образовательного пространства в области образования (в том числе, в условиях СПО). Данная проблематика закреплена Указом Президента РФ № 599 от 7 мая 2012 года «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

        Состояние проблемы  в Луховицком аграрно-промышленном техникуме заключается в отсутствии системы работы в направлении развития инклюзивного образования, не полная нормативно-правовая база, дефицит квалифицированных педагогических кадров для работы с обучающимися с ОВЗ, необходимость дальнейшего развития  методического обеспечения, доступной среды внешней и внутренней инфраструктуры зданий  и помещений во всех структурных подразделениях техникума.

Актуальность разработки проекта продиктована прежде всего тем, что на сегодняшний день в техникуме обучается 35 студентов из числа инвалидов и 125 обучающихся с ограниченными возможностями здоровья. Кроме того, с каждым годом в образовательном учреждении увеличивается количество детей с ОВЗ.  Усиливает проблему тот факт, что  наибольшая часть из этого количества студентов, являются детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Основной контингент обучающихся в структурном подразделении № 1 (г.о. Луховицы) и значительный контингент обучающихся структурного подразделения № 3 (г. Зарайск)  составляют обучающиеся с нарушением интеллекта, имеющие диагноз «лёгкая умственная отсталость», в т.ч. со значительными нарушениями поведения, эмоционально-волевой сферы, с такими диагнозами, как шизофрения, расстройство личности, ишемия мозга, детский церебральный паралич.

Очевидно, что обучающиеся, обозначенной категории, требуют постоянного,  пристального и профессионального внимания, как в аспекте организации профессионального обучения, так и в сфере общей социальной адаптации.  На данный момент мы видим, что недостаточен опыт в выстраивании продуктивного диалога с родителями (законными представителями) обучающихся с ОВЗ, привлечения их к активному сотрудничеству.

Включение обучающихся из числа инвалидов и лиц ОВЗ в социальную практику, профессиональную деятельность, внеклассную работу, творческое и спортивное развитие, укрепление здоровья является важнейшей задачей образовательного учреждения.  Ведь инклюзивное образование должно, в конечном счете, вылиться для обучающихся с ОВЗ в техникуме в:

- полноценное образование;

- уверенность в себе;

- разностороннее общение со сверстниками;

- принятие образовательной средой техникума и обществом проблем инвалидности;

- адаптация и интеграция студентов с ОВЗ в общество.

Таким образом, инклюзия в техникуме видится как  процесс развития предельно доступного образования для каждого в   кабинетах, образовательных аудиториях,  лабораториях и мастерских по учебной практике, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей для всех студентов, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого студента и максимального раскрытия  потенциала возможностей.

2. Нормативно-правовые аспекты проекта

Инклюзивное обучение признано всем мировым сообществом как наиболее гуманное и наиболее эффективное. Положения об инклюзивном образовании закреплены в различных международных и Российских государственных документах:

- Национальная доктрина образования Российской Федерации до 2025 года

- Саламанкской декларация о принципах, политике и практической деятельности в сфере образования лиц с особыми потребностями (Саламанка, Испания, 1994 г.)

- Всемирная программа действий в отношении инвалидов, принятой резолюцией Генеральной ассамблеи 3 декабря 1982 г.;                                                                              -Декларация и правах умственно отсталых лиц,  принятой резолюцией Генеральной ассамблеи 20 декабря 1971 г. Генеральная ассамблея,                                                                   -Статья 43 Конституции Российской Федерации гласит, что «Каждый имеет право на образование. Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.

Механизм реализации этой конституционной нормы содержится в трех  Федеральных законах:

- «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24.11.1995 г. № 181-ФЗ (с изменениями на 29.12.2015 г.);

- «Об образовании в РФ» от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ;

- «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам социальной защиты инвалидов в связи с ратификацией Конвенции о правах инвалидов» от 01.12.2014г. №419-ФЗ.

Проблема социализации инвалидов всегда волновала государство. Тому подтверждение:

Указ Президента Российской Федерации  от 07.05.2012 №599 «О мерах по реализации государственной политики в области образования и науки».

Что же касается нашего региона – Московской области:

Профессиональное образование без границ – равные возможности для лиц с инвалидностью и ОВЗ – региональный  приоритетный проект. Это подтверждено:

Приказы и инструктивные письма Министерства образования и науки РФ об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- Приказ №464 от 14.06.2013 «Об утверждении порядка организации и осуществления образовательной деятельности по образовательным программам  среднего профессионального образования (в редакции приказов Минобрнауки России от 22.01.2014 №31, от 15.12. 2014  №1580, часть III приложения к приказу, п.п. 39-44);

- Приказ №291 от 18.04.2013 «Об утверждении  Положения о практике обучающихся, осваивающих основные профессиональные  образовательные  программы среднего профессионального образования»;

- Приказ №1309 от 09.11.2015 «Об  утверждении порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи».

Инструктивные письма Министерства образования и науки РФ об обеспечении условий доступности объектов и услуг в сфере образования для инвалидов  и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- Письмо № 06-281 от 18.03.2014 «Требования к организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях, в том числе оснащенности образовательного процесса»;

- Письмо  № 06-442 от 22.04.2015 «Методические рекомендации по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования»;

- Письмо № 06-858 от 04.08.2016 «О «дорожных картах»;

- Письмо № 06-916 от 12.08.2016 «О перечне оборудования»                                                                                   

Распоряжения и приказы Министерства образования Московской области:

- Приказ № 5375 от 12.10.2015 «Об организации работы в сфере профессионального образования по вопросам создания и реализации специальных условий для предоставления образовательных услуг инвалидам  и лицам с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях и организациях высшего образования, подведомственных Министерству образования Московской области»;

- Приказ № 2427 от 01.07.2016 «О реализации плана мероприятий («дорожной карты») «Развитие системы профессиональной ориентации детей – инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в Московской области на 2016-2020 г.г.»

- Распоряжение № 13 от 05.08.2016 «Об утверждении Порядка обеспечения условий доступности для инвалидов объектов и предоставляемых услуг в сфере образования, а также оказания им при этом необходимой помощи»;

- Распоряжение № 17 от 30.11.2016 «Об утверждении Стандарта доступности для инвалидов и других маломобильных групп населения объектов государственных профессиональных образовательных организаций и государственных образовательных организаций высшего образования Московской области, подведомственных Министерству образования Московской области»

- Приказ №775 от 06.03.2017 «Об организации работы по реализации приоритетного проекта управления профессионального образования «Внедрение инклюзивного профессионального образования инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в профессиональных образовательных организациях высшего образования Московской области».

  1. Ресурсный компонент проекта

  1. Материально-техническое обеспечение проекта:

- Входная группа (вход на прилегающую территорию)

- Внешняя и внутренняя инфраструктура (пандусы, гусеничный подъемник, тактильная плитка)

- Зона целевого назначения (специальный кабинет с учебным оборудованием для образовательных услуг)

- Санитарно-техническая зона (специально оборудованные туалеты, умывальные комнаты)

- Специализированное оборудование (уличный информационный стенд, бегущая строка, информационный терминал, мнемосхема, система вызова помощника, тактильные знаки)

- Учебное оборудование (столы для лиц с ОВЗ на колясках, система звукоусиления, аппаратно-программный комплекс: рабочее место с программным обеспечением, джойстик управления с выносными кнопками, клавиатура с увеличенным размером клавиш)

- мультимедийное оборудование.

  1. Кадровое обеспечение проекта:

- Директор и администрация ОУ (заместители директора (7 чел.), заведующие структурными подразделениями (3 чел.), старший мастер)

- Специалисты сопровождения ОУ (педагоги-психологи (4 чел.), социальные педагоги  4 чел.), тьютор, методист, педагог-организатор, программист)

- Мастера производственного обучения (43 чел.)

- Преподаватели (26 чел.)

- Педагоги дополнительного образования (16 чел.).

  1. Методическое сопровождение проекта:

- Адаптированные программы профессионального обучения для лиц с ОВЗ по профессиям: «Плотник», «Маляр», «Швея», «Штукатур», «Садовник»

- Адаптированные программы для лиц с ОВЗ, получающих профессии и специальности по подготовке квалифицированных рабочих и служащих: «Оператор швейного оборудования», «Мастер по обработке цифровой информации», «Информационные системы и программирование», «Овощевод защищенного грунта», «Мастер отделочных строительных и декоративных работ», «Повар, кондитер», «Парикмахер», «Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей»

- Дидактические материалы к адаптированным  программам по каждой профессии/специальности

- Комплекты контрольно-оценочных средств и материалов к адаптированным  программам по каждой профессии/специальности

  1. Содержание и механизм реализации проекта

Содержание проекта «Профессиональное образование без границ»  представляет собой комплекс мероприятий, направленных на разработку модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум». Механизмы реализации проекта заключаются в комплексном взаимодействии всех участников образовательного процесса (в том числе родителей/законных представителей, заинтересованных социальных партнеров) по внедрению модели инклюзивного образования в техникуме.

Содержательный компонент проекта раскрывает наименование мероприятий, сроки их реализации, ответственных исполнителей, пояснения и дополнения по реализуемым мероприятиям.

№ п/п

Мероприятия

Сроки

Ответственные

Примечание

1.

Проведение мониторинга проблем в осуществлении модели инклюзивной среды в ОУ

1.1.

Исследование контингента обучающихся, выделение группы обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ

Май 2019

Зам. директора по УВР

Общий контингент -833 чел.

Инвалиды – 35 чел.

ОВЗ – 125 чел.

1.2.

Анализ  уровня толерантности образовательной среды в техникуме

Май  2019

Социальный педагог

Средний уровень

1.3.

Исследование качества доступной среды внешней и внутренней инфраструктуры территории, зданий и помещений техникума

Май  2019

Зам. директора по безопасности

Оборудования доступной среды недостаточно в структурных подразделениях

1.4.

Анализ кадрового состава по сопровождению лиц с ОВЗ

Май  2019

Тютор

Не хватает специалистов сопровождения

1.5.

Анализ организации обучения студентов из категории инвалидов и ОВЗ

Июнь 2019

Зам. директора по УР, зам. директора по УМР

Недостаточное методическое сопровождение, не по всем профессиям разработаны адаптированные программы, не хватает специального оборудования

1.6.

Анализ уровня психолого-педагогического сопровождения и социальной поддержки обучающихся с ОВЗ

Июнь 2019

Зам. директора по УВР

Не хватает специалистов для осуществления предметной  индивидуальной работы

1.7.

Анализ  профориетационной деятельности ОУ по созданию инклюзивной среды

Июнь 2019

Зам. директора по УВР

Требует совершенствования

1.8.

Анализ трудоустройства выпускников из категории инвалидов и ОВЗ

Июнь 2019

Зам. директора по УПР

Более 50% не трудоустроены

2.

Разработка нормативно-правовой базы  по инклюзивному образованию в ОУ

2.1.

Положение об условиях обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум»

2016

2019

Зам. директора по УВР

Осуществлена редакция 2 в 2019 г.

2.2.

Дорожная карта по повышению значений показателей доступности для инвалидов объектов и услуг ОУ

2015

2019

Зам. директора по УВР

Зам. директора по безопасности

Осуществлена редакция 2 в 2019 г.

2.3.

Паспорта доступности учебных корпусов  и общежитий техникума

2016

2019

Зам. директора по безопасности

Осуществлена редакция 2 в 2019 г.

2.4.

Методические рекомендации по организации доступной среды для маломобильных групп

2018

Зам. директора по УМР

Методист

Требуют корректировки (2019)

2.5.

Методические рекомендации по организации профессионального обучения водителей транспортных средств отдельных категорий из числа лиц с ОВЗ и инвалидов

2018

Зам. директора по УМР

Зам. директора по УПР

Требуют корректировки (2019)

2.6.

Методические рекомендации по разработке адаптированных программ

Сентябрь 2019

Зам. директора по УМР

Методист

Необходимы для дальнейшей разработки программ

3.

Развитие комфортной доступной среды в ОУ

3.1.

Приобретение и размещение оборудования  входной группы

2017

2018

Директор

Зам. директора по экономике и развитию (далее ЭР)

Зам. директора по  безопас-ти

Вход на прилегающую территорию

3.2.

Организация внешней и внутренней инфраструктуры

2017

2018

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Пандусы

Гусеничный подъемник

Тактильная плитка

3.3.

Организация ремонта зоны целевого назначения

2018

Зам. директора по АХЧ

Специальный кабинет для образовательных услуг

3.4.

Закупка и установка специализированного оборудования на территории и в учебных зданиях

2018

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по АХЧ

Уличный информационный стенд

Бегущая строка

Информационный терминал

Мнемосхема

Система вызова помощника

Тактильные знаки

3.5.

Закупка и установка учебного оборудования в специальный кабинет для образовательных услуг

2018

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

Учебные столы для лиц с ОВЗ на колясках

Аппаратно-программный комплекс

Джойстик управления с выносными кнопками

Клавиатура с увеличенным размером клавиш

Воздушно-пузырьковая стойка для релаксации

3.6.

Закупка и установка оборудования по звуковой индикации для слабослышащих

2019

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

Для передвижения по ОУ

3.7.

Закупка специализированной учебной литературы с тактильным устройством для слабовидящих

2020

Директор

Зам. директора по ЭР

Зав. библиотекой

Для использования в читальном зале

3.8.

Обустройство дополнительными пандусами во всех СП техникума

2021

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

Для беспрепятственного передвижения между учебными корпусами и общежитиями ОУ

3.9.

Закупка и установка звуковой мнемосхемы  территории и зданий объекта

2019

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

Для передвижения по ОУ слабослышащих

3.10.

Создание  специальных учебных кабинетов в СП

2020 - 2022

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

С целью организации обучения лиц с ОВЗ в СП

3.11

Создание санитарно-гигиенической зоны в СП

2020 - 2022

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

С целью организации обучения и социализации  лиц с ОВЗ в СП

3.12

Создание комнаты отдыха и релаксации для лиц с ОВЗ

2022 - 2023

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по безопас-ти

Зам. директора по АХЧ

С целью организации обучения и социализации лиц с ОВЗ в СП

4.

Подготовка кадрового состава

4.1.

Участие в областных вебинарах, семинарах, круглых столах по вопросам инклюзивного образования в СПО

Систематически по плану Министерства образования МО

Зам. директора по УВР

Охвачены  все специалисты сопровождения

4.2.

Курсовая подготовка специалистов сопровождения по проблемам сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

2017

2018

2019

Зам. директора по УМР

Охвачены:

2 социальных педагога,

3 педагога-психолога,

1 тьютор

4.3.

Курсовая подготовка  ИМБИ  РУДН по программе «Организация инклюзивного образовательного процесса в учебно-методических центрах и профессиональных образовательных организациях СПО»

Июнь-сентябрь 2019

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УМР

Охвачены:

1 заместитель директора,

1 социальный педагог,

1 педагог-психолог

4.4.

Перспективная курсовая подготовка специалистов сопровождения по проблемам сопровождения обучающихся с инвалидностью и ОВЗ

2019 - 2020

Зам. директора по УВР

Зам. директора по УМР

Планируется  охват методиста,  социальных педагогов и педагогов-психологов в СП

4.5.

Перспективная курсовая подготовка административного персонала по вопросам инклюзивного образования в СПО

2020- 2021

Зам. директора по УМР

Планируется охват  заведующих СП

4.6.

Перспективная курсовая подготовка  мастеров п/о и преподавателей

2020 - 2025

Зам. директора по УМР

Планируется максимальный охват преподавателей и мастеров п/о из каждого СП

4.7.

Введение в штатное расписание дополнительных специалистов сопровождения  лиц с ОВЗ

2019

Директор

- Педагог-организатор

- Тьютор

5.

Психолого-педагогическое и социальное сопровождение проекта,                     включение обучающихся с ОВЗ в социальную практику

5.1.

Диагностика  особенностей  и интересов обучающихся из категории инвалидов и ОВЗ (включая эмоционально-аффективную сферу)

Сентябрь (каждый учебный год)

Педагоги-психологи

Тьютор

Формы: тестирование, наблюдение, собеседование.

Разработка рекомендаций для обучающихся, педагогов, родителей/законных представителей

5.2.

Реализация программы по психокоррекции (индивидуальной и групповой)

По плану,

 в течение учебного года

Педагоги-психологи

Тьютор

Формы: профилактические беседы, консультирование, тренинги, сеансы психологической релаксации

Задачи: развитие рефлексии, произвольности, «Я-концепции», социальных навыков, преодоление эгоцентризма, установка на совместную деятельность

5.3.

Просветительская работа с обучающимися из категории инвалидов и лиц с ОВЗ

Систематически

По запросу

Администрация

Педагоги-психологи

Тьютор

Социальные педагоги

Беседы

Правовое консультирование

5.4.

Реализация профилактической программы «Твое здоровье»

В течение учебного года

Педагоги-психологи

Тьютор

Социальные педагоги

Воспитатели

Групповые занятия во внеурочное время с привлечением специалистов-медиков.

Включает: требования гигиены, уровень физических нагрузок, рациональное питание, режим дня, отсутствие вредных привычек

5.5.

Реализация профилактической программы «Мой выбор»

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Педагоги-психологи

Тьютор

Социальные педагоги

Воспитатели

Педагоги доп. образования

Преподаватели

Классные руководители

Рук. физ. воспитания

Через классные часы, уроки обществознания, уроки здоровья,  кружковую работу, дни профилактики, включение во внеклассные мероприятия.

Включает: формирование навыков самостоятельного обоснованного выбора, способности к социальной адаптации, ответственности за принятые решения

5.6.

Включение обучающихся с ОВЗ в спортивно-оздоровительные мероприятия

По плану,

 в течение учебного года

Рук. физ. воспитания

Тьютор

Классные руководители

Дни здоровья

Спортивные соревнования

Акции «Здоровье – твое богатство»

Сдача норм ГТО

5.7.

Включение обучающихся с ОВЗ в экскурсионную деятельность

По плану,

 в течение учебного года

Зам. директора по УВР

Социальные педагоги

Тьютор

Воспитатели

Посещение музеев и исторических комплексов г.о. Луховицы, г.о. Зарайск, г.о. Коломна

5.8.

Включение обучающихся с ОВЗ во внеклассные культурно-массовые мероприятия

По плану,

 в течение учебного года

Зам. директора по УВР

Социальные педагоги

Тьютор

Воспитатели

Педагоги доп. образования

Все массовые мероприятия духовно-нравственной и гражданско-патриотической направленности.

Раскрытие индивидуальных талантов.

Участие в областном фестивале творчества для лиц с ОВЗ «Сияние надежды»

5.9.

Включение обучающихся с ОВЗ в волонтерскую практику

По запросу,

 в течение учебного года

Зам. директора по УВР

Социальные педагоги

Тьютор

Воспитатели

Экологические акции

Патриотические акции

Акции духовно-нравственной направленности

Благотворительный фестиваль «Подари надежду»

6.

Организация обучения,

методическое и техническое сопровождение проекта

6.1.

Реализация адаптированных программ  профессиональной подготовки для лиц с ОВЗ

В течение учебного года

Мастера производственного обучения

Профессии: плотник, маляр, швея, штукатур, садовник

6.2.

Разработка  дополнительных адаптированных программ  по профессиям и специальностям для лиц с ОВЗ

Сентябрь, октябрь  2019

Зам. директора по УМР

Мастера производственного обучения

Профессии: повар, сборщик обуви, художник по костюму

Специальность: туризм

6.3.

Реализация адаптированных программ  для лиц с ОВЗ, получающих профессии и специальности по подготовке квалифицированных рабочих и служащих

В течение учебного года

Мастера производственного обучения

Профессии: оператор швейного оборудования, мастер по обработке цифровой информации, повар-кондитер, парикмахер, мастер отделочных строительных и декоративных работ, мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей, овощевод защищенного грунта

6.4.

Разработка и совершенствование дидактических материалов к адаптированным  программам

В течение учебного года

Зам. директора по УМР

Мастера производственного обучения

По всем реализуемым профессиям и специальностям

6.5.

Доработка  комплектов контрольно-оценочных средств и материалов к адаптированным  программам

Сентябрь – декабрь 2019

Зам. директора по УМР

Мастера производственного обучения

По всем реализуемым профессиям и специальностям

6.6.

Организация участия обучающихся с ОВЗ в конкурсах профессионального мастерства

Ежегодно

по графику конкурсов

Зам. директора по УПР

Мастера производственного обучения

По всем реализуемым профессиям и специальностям с участием лиц с ОВЗ

6.7.

Организация участия в Московском Чемпионате для лиц с инвалидностью и ОВЗ  «Абилимпикс»

По графику проведения Чемпионата

Зам. директора по УПР

Мастера производственного обучения

Участие по компетенциям: малярное дело, сухое строительство и штукатурные работы, ландшафтный дизайн, портной.

Добавить компетенции по профессиям: плотник, повар

6.8.

Создание учебных кабинетов для лиц с инвалидностью и ОВЗ  в СП

2020-2022

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по АХЧ

С целью организации обучения лиц с ОВЗ в СП

6.9.

Организация закупки не достающего оборудования в мастерских и лабораториях  для обучения лиц с ОВЗ

2019 - 2023

Директор

Зам. директора по ЭР

Зам. директора по АХЧ

С целью организации обучения лиц с ОВЗ

6.10

Закупка специализированной учебной литературы с тактильным устройством для слабовидящих

2020

Директор

Зам. директора по ЭР

Зав. библиотекой

Для использования в читальном зале

7.

Профессиональная ориентация инклюзивной среды в ОУ

7.1.

Информационное сопровождение через официальный сайт ОУ, раздел  «Доступная среда»

Системати-

чески

Инженер-программист

Зам. директора по УМР

Зам. директора по УВР

Зам. директора по безопас-ти

Информация для абитуриентов из числа ОВЗ об организации обучения и трудоустройства

7.2.

Информационные объявления через социальные сети

Ежегодно

март  – август

Зам. директора по УВР

Педагог-психолог

Группа техникума в социальных сетях

ВКонтакте

Инстаграмм

7.3.

Информационные объявления в  газетах региона

Ежегодно

Июнь-август

Зам. директора по УВР

Зам. директора по ЭР

Газеты «Луховицкие вести», «За новую жизнь» (г.о. Зарайск), «Ять» (г.о. Коломна)

7.4.

Создание  на официальном сайте ОУ( в разделе «Доступная среда») ссылки на портал «Мой ориентир»

2016

Инженер-программист

С целью профессиональной ориентации

7.5.

Посещение родительских собраний в школах и интернатах региона

В течение учебного года

Зам. директора по УВР

Тьютор

Социальные педагоги

С  сопровождающими рекламными буклетами

7.6.

Выезды в школы и учреждения для особенных детей в регионе

По графику

в течение учебного года

Зам. директора по УВР

Тьютор

Социальные педагоги

Мастера п/о

Выявление детей с особенностями, проведение уроков профориентации

7.7.

Дни открытых дверей для школьников с ОВЗ

Ежегодно Апрель

Зам. директора по УВР

Заведующие СП

Встреча с администрацией

Экскурсии

Мастер-классы по профессиям

7.8.

Разработка рекламных буклетов по профессиям для лиц с ОВЗ

Ежегодно

сентябрь – ноябрь

Инженер-программист

Заведующие СП

Использование буклетов во время всех мероприятий

7.9.

Разработка Дорожной карты по профориентации лиц с ОВЗ

2016

Зам. директора по УВР

Коррекция в 2019

8.

Трудоустройство и социальные партнеры по инклюзивному

 образованию в ОУ

8.1.

Содействие трудоустройству выпускников с инвалидностью и ОВЗ

Ежегодно

Администрация

Социальные педагоги

Тьютор

Мастера п/о

Совместно с Центрами занятости населения

8.2.

Взаимодействие с социальными партнерами по выявлению лиц с ОВЗ с целью получения профессионального образования

Системати-

чески

Администрация

Социальные педагоги

Тьютор

Общеобразовательные школы, школы-интернаты, центры развития ребенка, детские сады (юго-восточный регион МО)

4.9. Модель «Инклюзивная среда»

F:\Моя папка\ПЛ-100\КУРСЫ МОИ\Курсы РУДН 2019\Проекты Инклюзия\Наш проект\QIP Shot - Screen 004.png

  1. Ожидаемые результаты и риски проекта

№ п/п

Ожидаемые результаты

Измерители, показатели

1.

Создание в техникуме толерантной среды

Анкетирование участников образовательного процесса, мониторинг результатов работы по формированию толерантности в образовательной среде

2.

Создание нормативно-правовой базы по инклюзивному образованию в техникуме

Мониторинг нормативно-правовой документации, разработанной в техникуме по  инклюзивному образованию

3.

Создание безбарьерной  доступной  среды  в техникуме

Мониторинг  материально-технической базы по обучению лиц с инвалидностью и ОВЗ

4.

Повышение мотивации,  качества успеваемости и профессиональной подготовки обучающихся с ОВЗ

Мониторинг учебных  и профессиональных достижений обучающихся с ОВЗ, стабилизация или рост образовательных результатов

5.

Развитие научно-методического обеспечения учебного процесса  для обучающихся с ОВЗ

Научно-методические разработки, электронная база методических  рекомендаций по сопровождению обучающихся с ОВЗ, работа творческой группы

6.

Включенность обучающихся с ОВЗ в социальную практику

Проектная деятельность, участие во внеклассных мероприятиях, творческих и спортивных конкурсах

7.

Устойчивый рост профессиональной компетентности  педагогов по комплексному сопровождению обучающихся с ОВЗ

Курсовая подготовка, открытые уроки, мастер-классы, тренинги, семинары, круглые столы, конференции, обобщение опыта работы, методические портфолио

8.

Повышение информационной компетентности  лиц с ОВЗ, их родителей (законных представителей)

Работа родительского лектория в ОУ, психологические тренинги, анкетирование родителей (законных представителей)

9.

Создание профориентационной среды, способствующей осознанному выбору и освоению профессии, трудоустройству

Проведение дней открытых дверей для лиц с ОВЗ, мастер-классов и экскурсий по профессиям, взаимодействие с социальными партнерами и работодателями

10.

Умение педагогического коллектива работать в команде

Мониторинг эффективности работы

В ходе осуществления проекта разработки модели по реализации создания инклюзивной среды в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум» возможны следующие риски:

  1. Инклюзивное образование не может быть эффективным без специального технического оснащения, которое требует больших материальных затрат.
  2. Инклюзивное образование не может быть эффективным без кадрового обеспечения специалистами сопровождения, которые не всегда вписываются в кадровые возможности образовательного учреждения.
  3. Включение ребенка в инклюзивное образование не возможно без согласования  со специалистами ПМПК, т.к. родители (законные представители) не всегда могут оценить возможность получения инклюзивного образования.
  4. Существует вероятность неполного освоения обучающимися адаптированных образовательных программ, т.к. нужны индивидуальные учебные планы для обучающихся с особенностями.
  5. Отсутствие гибкой системы оценивания достижений обучающихся с ОВЗ, заложенной в образовательных стандартах.

  1. Вывод и дальнейшее развитие проекта

Реализация проекта «Профессиональное образование без границ» в Луховицком аграрно-промышленном техникуме позволяют достаточно  продуктивно работать в направлении реализации права получения инклюзивного образования для ребят с особенностями здоровья. Данный проект ориентирован на повышение качества профессионального образования обучающихся с инвалидностью и ОВЗ, включения их в социальную практику, в единое образовательное пространство техникума на равноправной основе. Таким образом, важнейшим результатом является формирование толерантного отношения педагогического сообщества, студенческого коллектива и социума, человеческий фактор, осознание общественной миссии, преодоление психологического барьера  в вопросах совместного обучения детей с особенностями и обычных детей, устранение дискриминации на основе равенства возможностей на получение образования.  Принимая  во внимание, что основная масса обучающихся техникума  с ОВЗ имеют статус детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, одним из наиболее важных результатов является  помощь в социализации данных детей, получение ими профессии, привлечение законных представителей в решение развивающих и коррекционных задач. Включение обучающихся с ОВЗ в профессиональную, творческую и спортивно-оздоровительную деятельность обеспечивает в техникуме возможность реализации адаптированных образовательных программ, развитие социально значимых качеств личности, компенсации нарушений познавательной деятельности обучающихся с ОВЗ. Значимо и то, что педагоги учатся дифференцировать свое внимание и методы обучения, опираясь на полученные знания и свой опыт в работе со студентами, имеющими ограниченные возможности здоровья.

С целью дальнейшего развития проекта необходимо:

1. Образовательная деятельность в рамках правового поля.

2. Продолжение совершенствования материальной базы по доступной среде внутренней и внешней инфраструктуры зданий и помещений (во всех структурных подразделениях техникума).

3. Закупка специального оборудования для учебных кабинетов.

4. Расширение методического обеспечения инклюзивного образования:  разработка адаптированных учебных программ и методических комплексов профессионального обучения и программ для подготовки квалифицированных рабочих и служащих.

5. Информатизация образовательной среды и социума.

6. Подготовка кадрового состава, введение в штат дополнительных специалистов сопровождения лиц с ОВЗ.

7. Работа в команде единомышленников, принимающих философию инклюзии.

8. Активизация профориентационной работы, взаимодействие с социальными партнерами.

9. Продуктивная помощь выпускникам с ОВЗ в трудоустройстве, взаимодействие с работодателями;

10. Грамотное управление инклюзивным образованием в ГБПОУ МО «Луховицкий аграрно-промышленный техникум».

  1. Литература

  1. Айсмонтас, Б. Б. Инклюзивное образование студентов с инвалидностью и ОВЗ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий / Б. Б. Айсмонтас [и др.] ; под ред. Б. Б. Айсмон- таса. - М.: Изд-во МГППУ, 2015.
  2. Волкова, В. В. Исследование педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузах / В. В. Волкова, Е. В. Михальчи // Педагогическая наука и образование. — 2015. — № 2. — С. 5—16.
  3. Волкова, В. В. Классификация педагогических условий реализации инклюзивного образования в вузе / В. В. Волкова, Е. В. Михальчи // Журнал министерства народного просвещения. — 2015. — Вып. 3. URL: http:// ejournall8.com/en/archive.html?number=2015-03-31-13:03:45&journal=3.
  4. Воробьева, Е. Е. Лица с инвалидностью в ракурсе истории / Е. Е. Воробьева, Е. В. Михальчи // Психология и педагогика: прошлое, настоящее, будущее : сб. статей Международной научно-практической конференции. — Челябинск, 2015. — С. 45—50.
  5. Кантор, 3. В. Инклюзивное образование детей с ограниченными возможностями здоровья: проблемы подготовки кадров / 3. В. Кантор, И. П. Волкова, А. А. Богданова // Здоровьесберегающее образование. — 2014. - № 4. - С. 20-23.
  6. Михальчи, Е. В. Моделирование социокультурной среды вуза для студентов с ОВЗ и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Социально-гуманитарные знания. — 2015. — Вын. 1. — С. 354—360.
  7.  Михальчи, Е. В. Педагогическая коррекция виктимизации у студентов с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью / Е. В. Михальчи // Высшая школа: опыт, проблемы, перспективы — М. : Изд-во РУДН, 2014. - С. 613-620.
  8. Тюрин, А. В. История появления и развития инклюзивного образования / А. В. Тюрин // Точки над Е. — 2015. — № 1 — С. 94—134.
  9. Хитрюк, В. В. Инклюзивное образование: педагогическая технология формирования готовности будущих педагогов / В. В. Хитрюк // Вестник Московского университета. Серия 20: Педагогическое образование. — 2015. - № 1. - С. 100-112.
  10.  Монография. Сковородкина, И.З., Герасимов, С.А. Воспитание толерантности у обучающихся образовательных организаций профессионального образования, 2018.
  11. Учебное пособие. Сковородкина, И.З., Герасимов, С.А. Воспитание толерантного мышления у   обучающихся образовательных организаций профессионального образования, 2018.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс "У клятвы Гиппократа нет границ"

Это методическое пособие предназначенное для проведения конкурса "У клятвы Гиппократа нет границ". Это междисциплинарный  конкурс объединяет в себе 3 дисциплины: основы сестринского дела, се...

Исследовательская работа на конференцию профессия без границ

Применение инверторных синергетических источников...

Презентация группового тура олимпиады Психология без границ

В данной презентации содержится творческая работа команды "ЛУЧ" средней возрастной группы. В презентации отражена совместная работа обучающихся над заданиями группового тура олимпиады. Выполняя совмес...

Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»

Граница как один из участков художественного пространства в повести В.Распутина «Прощание с Матерой»  Автор: Иутинская Галина Ивановна Цели:- расширить представление учащихся о символик...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»

Рабочая программа дополнительного образования лингвистического клуба «Английский без границ» составлена в соответствии с Федеральным Законом  «Об образовании в Российской Федера...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ПО АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ КУРС «АНГЛИЙСКИЙ БЕЗ ГРАНИЦ»

Программа рекомендована для учащихся, которые хотят    расширить и систематизировать свои знания по английскому языку, овладеть иноязычной грамотностью для формирования достойного образ...