Информационно-практико-ориентированный проект «С книгой по дорогам детства» для детей старшего дошкольного возраста
проект

Куликова  Анастасия  Евгеньевна

В современном мире необходимо сохранить любовь к книге. Ведь книга- это помощник в приобретении знаний для детей любого возраста. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании.И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.Главная мечта большинства родителей – вырастить всесторонне развитого, умного и воспитанного в лучших традициях ребенка. Чем раньше об этом задуматься, тем лучше будет результат.  Ведь именно чтение поможет в развитии ребенка. Именно чтение пополнит словарный запас ребенка, поможет правильно говорить и писать. Правильное развитие ребенка полностью зависит от того, какие книжки ему читались в детстве, как много уделялось времени чтению сказок, стихов, поговорок.В результате анкетирования родителей было выявлено, что у них практически нет свободного времени читать детям книги, многие затрудняются назвать любимое произведение своего ребенка, при покупке книги руководствуются доступными ценами.Для детей мы использовали образовательную технологию «модель трёх вопросов», исходя из ответов выявили, что у детей недостаточно  знаний о сказках, испытывают трудности в назывании  произведений известных авторов, в выражении  своего мнения о героях и при пересказе сказок.И поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

                                      «Детский сад № 18 «Сказка»

 

 

Информационно-практико-ориентированный проект

 «С книгой по дорогам детства»

(воспитанники 5-6 лет группы № 5 «Лунтик»)

                          C:\Users\admin\Desktop\chitaemvmeste.png                                 

Авторы проекта:

Куликова Анастасия Евгеньевна (учитель-логопед)

                                    Копылова Ирина Леонидовна (воспитатель)

 

                                       Котлас, 2019 г.

  1. Постановка проблемы и актуальность:

В современном мире необходимо сохранить любовь к книге. Ведь книга- это помощник в приобретении знаний для детей любого возраста. Проводниками для детей становятся родители и воспитатели. С развитием электронных носителей информации и технологий наши дети будут учиться и работать в более сложное время. В науке требуется нелинейное, креативное мышление. А его может дать только чтение. Дело в том, что кино и театр, а также любые другие источники информации, где нам предлагают «картинку», вкладывают в наше сознание готовый образ. Мы его лишь воспринимаем, никак не участвуя в его создании.

И только чтение заставляет нас достраивать то, о чем надо иметь представление. А это – основа воображения. Воображение, в свою очередь, – это основа творчества. Когда говорят о переходе на инновационное развитие, очевидно, что инновациям нужны инноваторы, люди творческие, то есть с развитым воображением, а это значит, что нужно все больше и больше читать.

Главная мечта большинства родителей – вырастить всесторонне развитого, умного и воспитанного в лучших традициях ребенка. Чем раньше об этом задуматься, тем лучше будет результат.  Ведь именно чтение поможет в развитии ребенка. Именно чтение пополнит словарный запас ребенка, поможет правильно говорить и писать. Правильное развитие ребенка полностью зависит от того, какие книжки ему читались в детстве, как много уделялось времени чтению сказок, стихов, поговорок.

В результате анкетирования родителей было выявлено, что у них практически нет свободного времени читать детям книги, многие затрудняются назвать любимое произведение своего ребенка, при покупке книги руководствуются доступными ценами.

Для детей мы использовали образовательную технологию «модель трёх вопросов», исходя из ответов выявили, что у детей недостаточно  знаний о сказках, испытывают трудности в назывании  произведений известных авторов, в выражении  своего мнения о героях и при пересказе сказок.

И поэтому на сегодняшнем этапе жизни современного общества данная тема очень актуальна.

2.Обоснование проблемы:

- У детей недостаточно  знаний о сказках, испытывают трудности в назывании  произведений известных авторов, в выражении  своего мнения о героях, а так же испытывают трудности при пересказе сказок;

-в современной семье дети больше времени проводят за компьютером, планшетом и другой техникой и мало времени уделяют книге.

3.  Цель проекта:

Введение в практику разнообразных форм, методов работы по знакомству и сравнению литературных произведений А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, способствующих приобщению детей 5-6 лет к книге для развития речевой, познавательной, творческой, продуктивной и эмоциональной активности детей, а так же возрождению традиций семейного чтения, регулярному посещению детской библиотеки.

  1. Задачи проекта:

- научить отражать содержание сказок А.С. Пушкина, К.И. Чуковского в играх, драматизациях, театрализованной, продуктивной деятельности;

- развивать речевую активность детей, обогащать словарный запас эпитетами, синонимами;

-воспитывать у детей бережное отношение к книге;

-дать родителям знания о влиянии сказок на речь ребенка.

  1. Ожидаемый  результат: 

В ходе реализации проекта у детей пополнится словарный запас, они научаться отражать содержание сказок А.С. Пушкина, К.И. Чуковского в играх, драматизациях, театрализованной, продуктивной деятельности. Они будут узнавать, называть и сравнивать сказки А.С. Пушкина, К.И. Чуковского по иллюстрациям, называть портреты писателей.

У родителей повыситься желание регулярно читать детям сказки и посещать детскую библиотеку.

  1. Сроки и этапы реализации проекта:

Этапы проекта

Описание

Сроки реализации

Организационный

  • Изучение литературы по теме проекта
  • Знакомство родителей с проектом
  • Анкетирование родителей/детей
  • Составление плана реализации проекта
  • Разработка конспектов для реализации проекта

1/2-я неделя мая, 2019 г.

Практический

  • Реализация основных видов деятельности по направлению проекта.

3/4 неделя мая, 2019 г.

Заключительный

  • Анализ деятельности
  • Обобщение результатов – соотнесение ожидаемых и достигнутых результатов
  • Создание презентации
  • Выступление на педагогическом совете ДОУ.

1 неделя июня, 2019 г.

Сентябрь 2019г.

  1. План мероприятий:

1-я неделя

Даты проведения

Мероприятия

Первая половина дня

Вторая половина дня

Работа с родителями

Выставка иллюстраций разных художников из сказок А.С. Пушкина

Понедельник

20.05.2019

* Мониторинг детей (отв. воспитатель, учитель-логопед)

*Рассказ воспитателя о Пушкине и отдельных фактах его биографии.

*Чтение юбилярной сказки А.С.Пушкина «Сказка о золотом петушке» (отв. воспитатель)

*Анкетирование родителей «Роль книги в вашей семье» (отв. учитель-логопед)

Вторник

21.05.2019

*Беседа воспитателя с презентацией «История создания книги».

*Проговаривание чистоговорок (отв. учитель-логопед)

*Чтение А.С.Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»

*Строительная игра «Дворец золотой рыбки» (отв. воспитатель)

Буклет «Домашняя библиотека ребенка 5-6 лет»

Среда

22.05.2019

*Беседа воспитателя с презентацией «Люди каких профессий создают книги?»

*Знакомство с пословицами о книге (отв. учитель-логопед)

*Создание книжки-малышки «Отгадай сказку А.С.Пушкина» (художественное творчество)

*Просмотр мультфильма «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

Четверг

23.05.2019

*Ситуативный разговор воспитателя с детьми «Берегите  книгу?»

*Настольно-печатная игра «Расколдуй сказку» (отв. учитель-логопед)

*Творческая мастерская «Весёлые закладки» (отв. учитель-логопед)

*Игра - соревнование «Из какой сказки  герой» (отв. воспитатель)

Консультация «Оформление книжного уголка дома»

Пятница

24.05.2019

*Пальчиковая гимнастика «Теремок» (отв. воспитатель)

*Игра «Внимательные ушки» (прослушивание отрывков сказок А.С. Пушкина) (отв. воспитатель и учитель-логопед)

*Квест-игра «По дорогам сказок» (по сказкам А.С. Пушкина) (учитель-логопед и воспитатель)

*Выставка «Обложка моей любимой книги» (отв. учитель-логопед, воспитатель)

2-я неделя

Даты проведения

Мероприятия

Первая половина дня

Вторая половина дня

Работа с родителями

Выставка иллюстраций разных художников из сказок К.И. Чуковского

Понедельник

27.05.2019

*Рассказ о Чуковском и отдельных фактах его биографии (отв. учитель-логопед)

*Чтение сказки «Федорино горе» К.И.Чуковского (отв. воспитатель)

*Ручной труд «Книжная мастерская» (отв. воспитатель)

*Сюжетно-ролевая игра «Театр», (отв. воспитатель)

*Д/И «Собери пазлы» и назови произведение К.И. Чуковского (отв. учитель-логопед)

Консультация «Влияние сказок на речь ребенка»

Вторник

28.05.2019

*Рассматривание иллюстраций разных художников к сказкам А.С. Пушинка, К.И. Чуковского «В гостях у художников» (отв. воспитатель)

*Игра – этюд «Герои сказок» (отв. воспитатель)

* Просмотр мультфильма «Краденое солнце» К.И.Чуковского (отв. воспитатель)

Среда

29.05.2019

*Кубик эмоций (сказочный герой) (отв. воспитатель)

*Игра-драматизация К.И.Чуковского «Телефон» (отв. воспитатель)

*Создание книжки-малышки «Отгадай сказку К.И.Чуковского» (художественное творчество)

*Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»

(отв. воспитатель) *Сочинение нового сюжета к новой сказке «Что было бы, если бы…» (по мнемотаблицам к сказкам К.И. Чуковского) (отв. воспитатель, учитель-логопед)

Буклет «10 советов как вырастить книгочея»

Четверг

30.05.2019

*Беседа «Как работают библиотекарь» (отв. воспитатель)

*Чтение произведения «Путаница» К.И. Чуковского (отв. учитель-логопед)

*Час поэзии "Калейдоскоп стихотворений" - конкурс на лучшее прочтение любимых стихотворений К.И.Чуковского (отв. воспитатель, учитель-логопед)

Пятница

31.05.2019

*Д/и «Цветные сказки»

*Создание книжки-малышки «Отгадай сказку К.И.Чуковского» (художественное творчество)

*Словесная игра «Пропавшие слова» (отв. воспитатель)

*Прослушивание аудио сказки «Муха-цокотуха» К.И.Чуковского (отв. учитель-логопед)

*Экскурсия в детскую библиотеку (отв. воспитатель, учитель-логопед)

  1. Интеграция образовательных областей: познавательная, речевая, социально-коммуникативная, художественно-эстетическая.

  1. Используемые ресурсы:

материально- технические: компьютер, проектор, демонстрационный экран, цветной принтер, ламинатор, бумага, листы для ламинирования, мини-колонка, доска магнитная;

кадровые: сотрудничество с детской библиотекой (библиотекарем) г. Котласа.

информационные: интернет, веб-сайты https://nsportal.ru, http://www.maaam.ru, http://www.logoped.ru.  

  1. Риски и пути преодоления рисков

- Риск: нежелание детей принимать участие. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации, дидактические игры, сюрпризные моменты,

- Риск: низкая степень участия родителей. Пути преодоления риска: продумать различные способы мотивации: консультации, беседы

- Риск: скудная материально-техническая база. Пути преодоления риска: обратиться за помощью к родителям.

  1. Вывод: В целом данный проект «С книгой по дорогам детства»  с детьми и родителями имеет прогрессивный характер и позволил использовать на практике разнообразные формы (час поэзии, квест-игра и др), методы работы  с детьми по ознакомлению и сравнению литературных произведений А.С. Пушкина, К.И. Чуковского, приобщая детей к книге для развития речевой, познавательной, творческой, продуктивной и эмоциональной активности. А так же  он дал толчок для возрождения традиций семейного чтения, регулярного посещения детской библиотеки.

  1. Литература
  1. Арбузова В. Ф. Беседа с детьми «Какие бывают книги»
  2. Карасени С. В. «Путешествие в прошлое книги».
  3. Карпунина О. Г. «Книжкина больница».
  4. Поликарпова И. Б. Конспект сюжетно-ролевой игры «Библиотека»
  5. Пушкин А.С. Сказки.-М.: Детская литература, 2007г.
  6. Праздник книги и чтения. Сборник сценариев по привлечению детей к чтению и умению работать с информацией. Российская государственная детская библиотека .-М: Школьная библиотека Программа поддержки чтения.
  7. Пименова И. П., Сластникова Л. А. Семейное чтение: Целевая программа на 2008-2010 г.
  8. Руденко Т., Мелик – Пашаева М. Книги хорошие, книги плохие. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №6.
  9. Рубан Н., Семёнова В., Смоляк АС днем рождения, писатель! Составители: сотрудники российской государственной детской библиотеки. Ж.: Дошкольное образование. 2010. - №1
  10. Ушакова О.С. «Знакомим с литературой детей 5-7 лет» -М.: -2010 г.

  1.  Перспектива развития проекта:

- распространение проекта на уровне ДОУ,

-участие в межмуниципальном смотр-конкурсе «Шкатулка проектов», пос. Приводино, 2019.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ознакомление детей старшего дошкольного возраста с боевыми знаменами калмыцких полков-участников Отечественной войны 1812 года

В исследовательской работе изучены история, символика, техника выпонения калмыцких боевых знамен 1812 года. Подобран иллюстративный материал, краеведческая литература, художественная литература,даны с...

Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста.

Развитие изобразительных умений детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам русской матрешки. ...

Дипломная работа по дисциплине дошкольное образование " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста процессе музыкальной деятельности"

Представляю дипломную работу по дисциплине дошкольное образование на тему " Развитие певческих способностей детей старшего дошкольного возраста в процессе музыкальной деятельности". В это йработе упом...

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

Проект: Театрализованные игры для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста

Проект – это одна из самых успешных форм для развития творческих способностей ребенка. Проектная деятельность помогает наладить общение и взаимодействие детей и взрослых. Именно в проектной деят...

Проект для детей 6-7 лет на тему: «Безопасность детей старшего дошкольного возраста в сети Интернет».

Актуальность проекта.Современные информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) уверенно входят в нашу жизнь, открывая широкие возможности для реализации потенциала каждого: они обеспечиваю...