план урока с применением кейс технологий
план-конспект урока

Ларина Любовь Александровна

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_geodezii.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ НОВОСИБИРСКОЙ  ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Новосибирской  области

«БЕРДСКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ НСО «БПК»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ ОП 04 «ОСНОВЫ ГЕОДЕЗИИ»

ТЕМА: «УГЛОВЫЕ ИЗМЕРЕНИЯ»

                                                                                                         


СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка

3

  1. План урока

5

  1. Дидактический материал к уроку

10

  1. Заключение

11

  1. Список использованных источников

12

  1. Приложения

13

                                   ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Одна из важных форм организации методической работы – открытые уроки. Открытый урок в отличие от обычного – специально подготовленная форма организации методической работы, в то же время на таком уроке протекает реальный учебный процесс.

При определении основной дидактической цели урока  устанавливают, чему в основном он будет посвящен — изучению ли нового материала, закреплению, повторению, систематизации учебного материала, или проверке и учету усвоения учебного материала.

 Исходя из основной дидактической цели урока, можно указать такие типы уроков:

  • урок изучения нового;
  • урок закрепления;
  • урок комплексного применения ЗУН обучающихся 
  • урок обобщения и систематизации знаний;
  • урок проверки и коррекции знаний, умений, навыков;
  • комбинированный урок.

В данном случае выбран комбинированный урок.

Комбинированный урок характеризуется постановкой и достижением нескольких дидактических целей. Их многочисленными комбинациями определяются разновидности комбинированных уроков. Традиционной является следующая структура комбинированного урока:

1.      ознакомление с темой урока, постановка его целей и задач;

2.      проверка домашнего задания;

3.      проверка знаний и умений обучающихся по пройденному материалу;

4.      изложение нового материала;

5.      первичное закрепление изученного материала;

6.      подведение итогов урока и постановка домашнего задания.

Наряду с традиционной, в практике обучения широко используются и другие виды уроков. Например, урок кейс-метод, целью которого является проверка ранее изученного и ознакомление с новым материалом, может иметь такую структуру:

1.      проверка выполнения домашнего задания;

2.      проверка ранее усвоенных знаний;

3.      сообщение темы, цели и задач урока;

4.      изложение нового материала;

5.      восприятие и осознание студентами нового материала;

6.      осмысление, обобщение и систематизация знаний;

7.      постановка домашнего задания.

Структура комбинированного урока во многом дублируется и при конструировании так называемых уроков кейс-метод. Они характеризуются постановкой и достижением нескольких дидактических целей, но так, чтобы урок отличался завершенностью и самостоятельностью. Это выражается в том, что структура урока кейс-метод, как правило, включает:

- мотивационную беседу (то, что именуется организационным моментом или введением в тему урока), завершающуюся постановкой интегрирующей цели урока;

- входной контроль (проверка домашнего задания и повторение изученного ранее);

- работу с новым материалом;

- закрепление изученного материала;

- завершающий контроль (проверка усвоенного на уроке);

- рефлексию.

Последнее связано с самооценками и суждениями обучающихся о работе группы, группы, своей деятельности на уроке; о том, какое сложилось у каждого студента мнение об уроке и что им хотелось бы пожелать.

                                                     ПЛАН  УРОКА

  1. Организационная часть                                                 

                  (проверка  присутствующих, подготовка рабочих мест)

  1. Проверка выполнения домашнего задания

(Тестовый опрос по теме: «Линейные измерения» (Приложение 1)

  1. Сообщение темы, цели и задач урока

Цель урока: ознакомление с методикой измерения углов.

Задачи урока:

  1. Ознакомиться с прибором для измерения углов (основные части теодолита)
  2. Ознакомиться с принципом измерения горизонтального угла.
  3. Овладеть навыками работы с теодолитом.

  1. Изложение нового материала

(Презентация «Угловые измерения». Приложение 2)

Назначение теодолита. Принцип измерения горизонтального угла. Типы теодолитов. Устройство теодолита. Установка теодолита в рабочее положение. Поверки теодолита 2Т-30.

  1. Восприятие и осознание обучающимися нового материала;

осмысление, обобщение и систематизация знаний

Демонстрация видеоролика: «Подготовка теодолита 2Т30 к работе»

(Приложение 3)

  1. Подведение итогов

(подведение итогов занятия, выставление комментированных оценок)

  1. Сообщение домашнего задания:

  1. Выучить основные части теодолита.
  2. Выучить поверки теодолита.

Ход урока

  1. Назначение теодолита      

Теодолит предназначен для измерения горизонтальных и вертикальных углов.

Горизонтальный угол – ортогональная проекция пространственного угла на горизонтальную плоскость.

Вертикальный угол – угол, заключённый между наклонной и горизонтальной линиями (угол наклон)

  1. Принцип измерения горизонтального угла

В вершине измеряемого угла устанавливают теодолит, основной частью которого является круг с делениями. Круг располагают горизонтально, а его центр совмещают с вершиной угла В. Проекции направлений ВА и ВС, угол между которыми измеряют, пересекут шкалу круга по отсчётам а и с. Разность этих отсчётов даст искомый угол β = а – с                                                                                                                                   

  1. Типы теодолитов

Согласно ГОСТ 10529 – 96 теодолиты делятся на:

Высокоточные  - Т1

Точные – Т2, Т5

Технические – Т15, Т30, Т60

Расшифруем марку теодолита 4Т15МКП

4 – номер модификации

Т – теодолит

15- средняя квадратичная ошибка измерения горизонтального угла в секундах

М – в маркшейдерском исполнении (для работ в шахтах, где нужна искробезопасная подсветка)

К – наличие компенсатора

П – зрительная труба с прямым изображением

  1. Устройство теодолитов

Основные части и их назначение:

-Горизонтальный и вертикальный круг – для измерения горизонтальных и вертикальных углов. Состоят: лимб – круг с делениями; алидада – часть прибора, на которой находятся элементы отсчетного устройства.

-Зрительная труба – для визирования на предмет и для проектирования стороны измеряемого угла на плоскость горизонтального круга.

-Цилиндрический уровень – для установки оси прибора в отвесное положение и для контроля за стабильностью этого положения в процессе работы.

-Трегер – подставка с тремя подъемными винтами.

- Отвес – нитяной или оптический для центрирования прибора над вершиной угла.

- Наводящие винты работают в паре с закрепительными и служат для точного наведения на предмет.

- Юстировочные винты предназначены для исправления погрешности прибора (цилиндрического уровня и зрительной трубы).

- Отсчётное устройство – шкаловый микроскоп.

- Кремальера служит для наведения резкости на предмет.

- Становой винт служит для крепления теодолита к столику штатива.

       Оси теодолита:

  1. Ось вращения теодолита.
  2. Ось вращения зрительной трубы.
  3. Визирная ось зрительной трубы.
  4. Ось цилиндрического уровня.
  1. Установка теодолита в рабочее положение
  1. Центрирование – выполняют с помощью нитяного или оптического отвеса, путём изменения ножек штатива. В результате центрирования основная ось теодолита пройдёт через вершину измеряемого угла.

2. Горизонтирование – установка основной оси вращения теодолита в отвесное положение или приведение плоскости лимба в горизонтальное положение.

3. Фокусирование – установка зрительной трубы по глазу (получение чёткого изображения сетки нитей достигается перемещением окулярной трубки) и по предмету (получение чёткого изображения предмета производится перемещением фокусирующей линзы при помощи кремальеры).

      6. Поверки теодолита 2Т30.

Поверки теодолита выполняются для выявления в приборах отступлений от геометрических и оптико – механических требований, положенных в основу их конструкции.

Юстировки выполняют для более полного устранения выявленных поверками отклонений.

                              Поверка № 1

Условие поверки: Ось цилиндрического уровня при алидаде горизонтального уровня должна быть перпендикулярна к основной оси вращения теодолита.

Порядок поверки: Поворотом алидиады устанавливают цилиндрический уровень по направлению двух подъёмных винтов и, вращая их в разные стороны, устанавливают пузырёк уровня в нуль-пункт, затем поворачивают алидаду на 180 градусов. Если после поворота алидады, пузырёк остался в нуль-пункте, то условие выполнено.

                            Поверка № 2

Условие поверки: Визирная ось зрительной трубы должна быть перпендикулярна к оси вращения трубы.                                                      Порядок поверки: наводят центр сетки нитей при закреплённом лимбе и примерно горизонтальном положении трубы на отдалённую точку и производят отсчёт по горизонтальному кругу. Пусть полученный отсчёт КЛ1 выполнен при «круге лево» (вертикальный круг слева от наблюдателя). Зрительную трубу переводят через зенит, поворотом алидады наводят центр сетки (при «круге право») на ту же точку и производят отсчёт КП1. Измерения направлений на визирную точку при круге лево и круге право составляет один приём. Для выполнения второго приёма ослабляют винты закрепительных устройств (лимба и зрительной трубы) и при закрепленной алидаде, переведя трубу через зенит, вновь наводят центр сетки нитей на ту же точку местности и закрепляют винт лимба. Затем при круге лево и круге право берут отсчёты КЛ2 и КП2. Вычисляют коллимационную ошибку с (угол отклонения визирной оси от перпендикуляра к оси вращения трубы) по формуле:

С=(КЛ1-КП1±180°)+(КЛ2-КП2±180°) /4

Если С ≤ 2t, то условие выполнено.

t – точность прибора; t=30'' для теодолита 2Т30

                           Поверка №3

   Условие поверки: Одна из нитей сетки должна быть вертикальна, другая – горизонтальна.

    Порядок поверки:  На расстоянии 10 м.  от теодолита подвешивают отвес, приводят основную ось прибора в отвесное положение и наводят вертикальную нить сетки на нить отвеса. Если нить сетки точно совпала с нитью отвеса, то условие выполнено.              

                            Поверка № 4

Условие поверки: Ось вращения зрительной трубы должна быть перпендикулярна к основной оси вращения теодолита.

Порядок поверки: Теодолит устанавливают в 20-30 м. от стены высокого здания и приводят его основную ось в отвесное положение. Закрепив лимб, наводят центр сетки нитей на высоко расположенную точку стены здания и закрепляют алидаду. Опускают зрительную трубу до её горизонтального положения, затем помощник по указанию наблюдателя отмечает на стене проекцию центра сетки нитей. Переводят трубу через зенит и повторяют все действия снова. Если проекции центра сетки нитей почти совпали, то условие выполнено.


ДИДАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ К УРОКУ

1. Мультимедийная презентация: «Угловые измерения».

2. Видеоролик: «Подготовка теодолита 2Т30 к работе».

        

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

     Во время занятия студенты ознакомились с методикой измерения углов и прибором для измерения углов, узнали основные части теодолита. Посмотрели фильм, как нужно приводить теодолит в рабочее положение. Научились различать марки теодолитов, а также узнали, как выполнять поверки инструмента. Полученные знания необходимы для выполнения лабораторных работ и для прохождения геодезической практики.

                  СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННЫХ  ИСТОЧНИКОВ

1. Золотова Е.В. Геодезия с основами кадастра / Е.В. Золотова, Р.Н. Скогорёва.- М.: Академический Проект; Трикста, 2011.- 413 с.

2. Золотова Е.В. Градостроительный кадастр с основами геодезии / Е.В. Золотова, Р.Н. Скогорева. - М.: Архитектура – С,2009.- 176 с.

3. Кисилёв М.И. Геодезия: учебник / М.И. Кисилёв, Д.Ш. Михелев. – М.: Академия, 2010, 2013. – 384 с.

4. Кусов В.С. Основы геодезии, картографии и космоаэросъёмки: учебник / В.С. Кусов. – М.: Академия, 2012. – 256 с.

5. Нестерёнок М.С. Геодезия / М.С. Нестерёнок. – Минск: Высшая школа, 2012. – 288 с.

                                   ПРИЛОЖЕНИЯ

1. Приложение 1. Тестовый опрос по теме: «Линейные измерения»

2. Приложение 2. Презентация «Угловые измерения»

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение кейс-технологии на занятиях

Студентам раздается кейс (в котором находится необходимый теоретический материал), изучив теорию, они выполняют задания на ПК. Затем идет защита проектов....

Опыт применения кейс-технологии

Краткое описание опыта использования кейс-технологии....

Бинарный урок с применением кейс-технологий

Бинарный урок с применением кейс-технологий...

Развитие активности студентов 1 курса СПО в условиях применения кейс-технологии на занятиях химии.

В последнее время широкое распространение получили технологии активного обучения. Кейс-технология позволяет правильно выбирать оптимальный вариант решений поставленных задач. При решении общей проблем...

Методическая разработка Применение кейс-технологии обучения на уроках по предмету «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля

Данная методическая разработка предназначена для преподавателей спецдисциплин, ведущих предмет «Техническое обслуживание и ремонт автомобиля», для ознакомления и применения кейс-технологий...

Применение кейс - технологии на уроках физики как средство формирования компетентностей

В современном мире процветают только те, кого можно назвать конкурентно способными. Исходя из этого – одной из задач нынешнего образования является воспитание компетентной личности, способной со...

План урока с применением игровых технологий

Применение игровых технологий  на занятиях   дает возможность  в  непринужденной, свободной обстановке решать сложные  и  нестандартные задачи.  А это создает в...