Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».
статья

Коровкина Анна Сергеевна

Статья посвящена устаавливать и поддерживать эмоционально положительные личные взаимодействия друг с другом.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Статья « Формирование личности ребенка через организацию воспитательного пространства в учреждении».

Мы представляем воспитательное пространство как среду взросления, где усилиями воспитателей культивируется перспективный образ жизни юного поколения. Механизмом организации воспитательного пространства в данном случае является событие. При этом событие рассматривается как «со-бытие» детей и взрослых, их совместного бытия и проживания. Эффективность процесса становления личности зависит от числа и интенсивности событий внешней среды (социальной и природной), событий внутреннего мира ребенка (мыслей, чувств, идей, мировоззрений, позиций, отношений), событий его действий, поведения, поступков. Задача воспитателя заключается в организации жизни детей ярких, эмоционально и нравственно насыщенных событий, погружение в которые наполняет их существование личностными смыслами.

«Воспитательная среда». На уровне педагогической практики наиболее часто употребляется термин «воспитательное пространство» являющееся одним из механизмов развития личности. Понятие «воспитательное пространство» объединяет две идеи: идею пространства и идею воспитания.

Под воспитательным пространством мы понимаем педагогически целесообразно организованную среду, которая окружает ребенка или группу детей. Среда  это  все, что окружает ребенка: предметы, процессы, явления, людей, постройки, технику и т. д., то есть это то, среди чего протекает жизнь воспитанника. Отсюда становится понятным, что не всякая среда способна формировать личность с высоким духовно-нравственным потенциалом. Воспитательное пространство тем и отличается от среды, что его надо выстраивать, создавать, конструировать, то есть оно является результатом деятельности по педагогизации среды.

В современных условиях развития общества происходят существенные преобразования в сфере обучения, воспитания и социальной адаптации детей и подростков с нарушением развития. Эти изменения обусловлены гуманизацией общества по отношению к людям с ограниченными возможностями здоровья. Для умственного, нравственного и физического развития этих детей проводятся различные  соревнования, конкурсы, фестивали. 

 Мы не задумываемся о том, какое значение в нашей жизни имеют игры, в которые мы играли в детстве. Оказывается – это самый лучший путь к нашей психической устойчивости, избавлению от страхов и к умению общаться.

На сегодняшний день игра признана таким уникальным феноменом человеческой культуры, который сопровождает человека на протяжении всей жизни. Если мы обратимся к словарю, в нем дано определение, что такое игра: «Игра – это вид деятельности, имитирующий реальную жизнь, имеющий четкие правила  и ограниченную продолжительность». Многие наши занятия - есть имитация нашей реальной жизни.  В занятии-игре "Путешествие в кафе "Солнышко"  шло обучение общественным правилам, установление отношений со сверстниками, вступление в значимую личностную связь со взрослыми. Через игру  дети получают возможность для развития полноценной личности.

У детей с ограниченными возможностями здоровья игра, как в дошкольном, так и в школьном возрасте развивается медленно, и без специального обучения она ограничивается однообразными манипуляциями с игрушками, не имеющими игрового содержания, что обусловлено задержкой сенсомоторного и интеллектуального развития. Последовательное  включение ребенка в игру и его обучение в игре обеспечивают формирование всех компонентов игровой деятельности – целевого, потребностно – мотивационного, операционного, содержательного.

 Игра и игротерапия появились, как особое направление в психотерапии, дефектологии и педагогике. Это набор игровых методик, средств, форм, ситуаций. Игротерапия может выполнять функции социализации, коррекции и развития, воспитания, адаптации, релаксации. Она служит дополнением к обучающей среде, опытом, который помогает школьникам наиболее эффективно использовать свои способности к учению. Этому способствуют такие  игры как "Поход в супермаркет", "Экскурсия в аптеку", "Мы познаем родной край" (экскурсия в краеведческий музей).  Игровая терапия удовлетворяет потребность ребенка в физической активности в игре, дети расходуют энергию, готовятся к обязанностям  во взрослой жизни.  Хорошие результаты достигаются по время занятий по ОБЖ (Экскурсии в трамвайное депо, пожарную часть, встречи с сотрудниками ГИБДД,  с врачами наркодиспансера, беседы-игры "Изучаем права играя")

        Термин игровая деятельность предполагает наличие некоторой деятельности, которую можно считать игрой.

        Игровая деятельность  выполняет следующие функции:

  1. коммуникативную - установление эмоционального контакта, объединение учащихся в коллектив; 
  2. релаксационную - снятие эмоционального напряжения, вызванного нагрузкой на нервную систему; 
  3. воспитательную - психотренинг и психокоррекция проявлений личности в игровых моделях жизненных ситуаций; 
  4. развивающую - развитие психических процессов и функций (памяти, внимания, восприятия и т.д.), двигательной сферы;
  5. обучающую - обогащение информацией об окружающем мире. 

           Для реализации задач, поставленных "игротерапией" используются следующие игры: дидактические, сюжетные. ролевые, театрализованные, подвижные, конструктивные. Каждый вид игры выполняет специфические функции.

Подвижные игры служат средством коррекции моторных нарушений, так как большинство таких детей имеет двигательные нарушения (спортивные игры: футбол, баскетбол, волейбол, "У медвеля во бору", "Третий лишний", "Два мороза" и т.д.)

Дидактические игры - одно из средств развития познавательной деятельности ребенка с нарушением интеллекта. В ходе их дети знакомятся со свойствами и качествами предметов, способами взаимодействия с ними, уточняют сведения об окружающем мире, развивают наблюдательность, внимание, память, мышление, речь. Это такие игры как "Чудесный мешочек", "Угадай мелодию", разгадывание загадок, викторина "Что растет на дереве?"и т.д.

В сюжетных и ролевых играх дети при помощи взятых на себя ролей воспроизводят жизнь взрослых людей, их взаимоотношения, их деятельность. При этом они действуют с различными предметами: сравнивают их, сопоставляют, отвлекаются от одних качеств и дополняют воображением другие, используют одни предметы в качестве других. Это способствует совершенствованию ощущения и восприятия, развитию мышления, воображения. Дети берут на себя роли (т.е. представляют себя другим лицом), совершают действия, диктуемые логикой роли, и тормозят действия, противоречащие ей. Это способствует развитию воображения, тренирует волю, в результате чего дети приобретают навыки произвольного поведения и совместной деятельности. В процессе сюжетно-ролевой игры могут быть созданы такие ситуации, которые не возникают в практическом обиходе и с помощью которых можно обогащать знания детей, их речевой

запас.  Это такие игры как "Кафе "Солнышко",  "Магазин", "Аптека", "Почта". В ходе игры ребенок познает мир и усваивает общественный опыт, у него воспитывается стремление к учению, к различным видам труда, умение и желание трудиться, а также моральные чувства и качества. Ребенок усваивает правила общественного поведения, овладевает нормами поведения в быту и общественных местах.

От игры мы переходим к настоящим действиям. Отправляемся в магазин, где совершаем настоящие покупки

Театрализованные игры - это разновидность сюжетно-ролевых игр, однако, они развиваются по заранее подготовленному сценарию, в основе которого - содержание сказки, рассказа. Эти игры требуют от воспитателя режиссирования, а от ребенка - проговаривания реплик. Тут необходимы и выразительные интонации, типичные для определенного образа, характеризующие его поступки и проведение, и соответствующая мимика, дополняющая игру голоса. Дети с большим интересом участвовали в сюжетно-ролевых играх, таких как "О правах играя", "Путешествие в страну сказок", "Путешествие в страну фантазии", принимают активное участие в хореографической студии, театрализованых постановках к праздникам

В ходе конструктивных игр у ребят развивается пространственная ориентация, а так же мелкая моторика. Ребята с интересом в создают поделки из природного материала, изготавливают тематические игрушки из пластилина, занимаются "Оригами".

         Таким образом, укрепляем психику ребенка, развиваем его эмоционально-волевую сферу, произвольные процессы (умение контролировать себя, быть внимательным, способным на волевые и интеллектуальные усилия), развиваем мышление, память, нейтрализовываем эмоционально-отрицательные переживания. Со всем этим и помогает справиться игра, включение ее в учебную деятельность. Игры стимулируют психическую и физическую активность пассивных детей, организуют возбудимых, содействуют повышению жизненного тонуса и уверенности в себе, создают благоприятные условия для развития речи, сообразительности, памяти,        воображения. 
        Благодаря игровой деятельностиу детей с нарушением интеллекта воспитывается чувство коллективизма, взаимопомощи, а так же нормы нравственного поведения. Детей  надо учим производить игровые действия, предварительно расчленив их на отдельные этапы. Каждый этап необходимо объяснять, помогать ребенку выполнять сначала каждый этап отдельно, а затем и все игровое действие. Игровая деятельность осуществляется ради умственного, нравственного и физического развития этих детей.

         

В заключение можно выделить общие рекомендации по организации взаимодействия с воспитанниками :

  1. принимать ребенка-сироту таким, какой он есть, быть «на стороне ребенка», не пытаться сравнивать его с другими детьми;
  2. каждый ребенок из детского дома имеет большой творческий потенциал, педагогу нужно создать условия для его проявления;
  3. использовать индивидуальный подход к каждому, лучше не предъявлять требований группе детей («детдомовское «мы»);
  4. сотрудничать с лидером;
  5. привлекать воспитанников к организации дел, а не к участию, ставить в активную позицию;
  6. при организации дел четко распределять между детьми функции, распределять обязанности, создавать «поле ответственности»;
  7. при организации деятельности обозначать конкретные результаты и разъяснять детям их полезность;
  8. дети не любят перемен, изменений, новшеств, поэтому предлагать идеи лучше опосредованно (через лидера, других детей), через совместное целеполагание;
  9. доминирующими методами воспитательной работы являются: индивидуальная беседа, просьба о помощи, авансирование доверием, поручение, использование косвенных и опосредованных требований, переключение внимания;
  10. при выборе содержания и форм организации воспитательной работы предпочтительны те, которые способствовали бы развитию субъектности ребенка, например, формы, связанные с включением детей в трудовую деятельность, самообслуживанием и самоорганизацией; Пристань, все путешествия (семейно-этнографические, краеведческие, военно-патриотические); волонтерская работа (оказание помощи нуждающимся людям: престарелым, инвалидам, одиноким людям, животным) и др.

Образовательная среда/пространство существуют всегда, и их воздействие может быть как хорошо продуманным, планируемым, осознанным, так и спонтанным, мало управляемым. Можно сделать вывод о том, что воспитательное пространство наряду с воспитательной системой является необходимым и эффективным механизмом личностного развития посредством гуманных доброжелательных отношений, складывающихся в процессе совместной жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Роль семьи в формировании личности ребенка

В данной статье рассказывается о роли семьи в формировании личности ребенка и родительской ответственности за воспитание....

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект.

Статья. Формирование личности студента в процессе обучения в колледже: нравственный аспект....

Формирование единого образовательного пространства, как условие развития личности ребенка в дополнительном образовании.

A very important area of pedagogical activity is the formation of a democratic mechanism of children's self. The result of the work in this direction is demonstrated clearly in each shift. Th...

Сообщение на тему: «Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорта»

Формирование здоровьесберегающего пространства образовательного учреждения средствами физической культуры и спорт...

Статья - "Социализация личности студентов медицинского колледжа через формирование у них культуры психической саморегуляции", г. Иркутск,межрегиональная научно-практическая конференция

Система среднего профессионального образования в России переживает преобразования и адаптируется к новым рыночным условиям. В то же время реформа здравоохранения предъявляет новые требования к специал...

«Развитие творческого потенциала личности дошкольника через организацию работы по художественно-эстетическому развитию»

Дошкольный возраст, даёт прекрасные возможности для развития способностей к творчеству и от того, насколько были использованы эти возможности, во многом будет зависеть творческий потенц...

Удостоверение о повышении квалификации ГАУ ДПО РБ «БРИОП» курсы «Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях СПО» 56 ч – дата выдачи: 29.04.2020 г;

Удостоверение о повышении квалификации ГАУ ДПО РБ «БРИОП» курсы «Актуальные аспекты организации воспитательной работы в учреждениях СПО» 56 ч – дата выдачи: 29.04.2020 г...