Рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов"
рабочая программа
Рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов" 7-9 классы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rastim_patriotov.docx | 52.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
Рабочая программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для обучающихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися на основе программы, играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.
Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.
При составлении рабочей программы «Растим патриотов» учитывались следующие факторы:
- Образовательные потребности детей.
- Особенности обучающихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).
- Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.
Актуальность программы
В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.
Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.
В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.
Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.
Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.
Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.
Цель программы
Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.
Для достижения данной цели формируются следующие задачи:
- развитие обучающихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;
- утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;
- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;
- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;
- повышение мотивации в социальной деятельности обучающихся, их коммуникативной активности;
- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;
- привитие обучающимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации - Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;
- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;
- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.
Программа рассчитана на 3 года, объёмом 1 час в неделю.
Занятия проводятся во второй половине дня.
Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.
- Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.
Ценности: любовь к России, к своему народу, к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.
- Воспитание нравственных чувств и этического сознания.
Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших
Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.
- Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.
Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.
- Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.
Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.
- Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).
Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.
- Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).
Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.
Виды деятельности
- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям, Родине.
- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.
- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.
- Знать о том, что самое дорогое у человека – его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.
- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.
- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.
- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.
- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.
- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.
Формы контроля
Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования.
Планируемые результаты освоения программы.
Метапредметными результатами изучения программы «Растим патриотов» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).
Личностные УУД
Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:
- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;
- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;
- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.
Познавательные УУД
Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:
- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;
- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;
- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;
- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;
- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);
- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;
- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;
- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;
- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;
- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.
Регулятивные УУД
Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:
- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;
- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;
- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;
- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;
- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;
- освоение основных социальных ролей, норм и правил.
Коммуникативный УУД
Организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:
- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений, строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;
- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;
- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;
- учиться согласованно, работать в группе:
- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;
- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;
- укрепление доверия к другим людям;
- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;
- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.
Требования к уровню подготовки обучающихся:
Знаю:
-что такое семья и для чего она создается;
-историю своего рода, своей семьи;
-историю семейных реликвий;
-традиции и обычаи своей семьи;
-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;
-роль каждого члена семьи в ее жизни;
-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;
-состояние здоровья членов моей семьи;
-материальное положение семьи;
-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;
-важные даты в жизни семьи;
-семейный этикет;
-свои права и свои семейные обязанности;
-как и чем я могу помочь своим близким;
-историю России;
-историю Малой Родины и родного края;
-историю своего народа и его нравы;
-историю государственных символов России;
-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;
-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;
-духовные и нравственные основы россиян;
- свой родной язык;
-родную литературу;
-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный
календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.
-основы национальной кухни;
-основы народной медицины.
Умею:
-любить свою семью и всех своих родных и близких;
-быть благодарным;
-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;
-понять и прощать, сочувствовать и помогать;
-уважать мнение других членов семьи;
-в согласии делать общие дела;
-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;
-хранить семейные реликвии;
-донести сведения о своем роде, своей семье;
-добросовестно выполнять свои обязанности;
-заботиться о старших и младших членах семьи;
-вести здоровый образ жизни;
-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;
-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;
-рассказать об истории своего Отечества;
-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;
-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами
(в том числе о своих предках, родных и близких людях);
-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;
-ценить красоту и богатства родной природы;
-уметь при необходимости защитить честь и достоинство Родины.
Действую:
-участвую в составлении родословной моей семьи;
-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;
-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;
-посильно участвую в решении семейных проблем;
-участвую в организации досуга семьи;
-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;
-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;
-берегу мир и покой моей семьи;
-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;
-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;
-овладеваю богатствами духовного наследия России;
-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,
-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;
-беру пример с достойных граждан своего Отечества;
- уважительно отношусь к другим людям;
-не нарушаю правила и законы моего государства;
-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;
-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;
-участвую в народных праздниках;
-участвую в сохранении памятников истории и культуры;
-хожу в походы по родному краю;
-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;
-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.
Календарно – тематическое планирование
2 четверть
№ п/п | Дата | Тема занятия | Содержание | Основные виды учебной деятельности | Материалы | |
План | Факт | |||||
1 | 6.11 | Вводное занятие. Документальные памятники истории. | Цели и задачи работы объединения «Растим патриотов». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
2 | 13.11 | Что такое Конституция РФ? | Конституция РФ - основной закон страны. Многонациональность народа России. Гражданский мир и согласие. | Беседа, просмотр презентации. | Беседа, презентация, раздаточный материал. | |
3 | 20.11 | День ракетных войск и артиллерии | История праздника. Заслуги артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Артиллерия - один из старейших родов войск. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
4 | 27.11 | Сердце России (о Москве) | История возникновения столицы России, ее современностью, знаменитые люди Москвы, выдающиеся люди, прославившие Россию. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация. | |
5 | 4.12 | День воинской славы России. День Героев Отечества | История возникновения праздника «День Героев Отечества», его герои и их подвиги. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
6 | 11.12 | Законы школы. | Устав школы. Для чего нужен устав школы. Кто его создал. Как он работает. Какие законы школы ты считаешь самыми главными. Примеры нарушения Устава школы и ответственность за эти нарушения. | Беседа с элементами игры. | Справочный материал, памятки, карточки с заданиями. | |
7 | 18.12 | Твоя семья. | Твои родители. Бабушки и дедушки. Братья и сестры. Генеалогическое дерево твоей семьи. Профессии твоих близких. Традиции твоей семьи. Ваш дом. Семейные игры. Ваши права и обязанности в семье. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме, карточки с заданиями. | |
8 | 25.12 | В кругу семьи. | Твои обязанности в семье. Твой посильный вклад в поддержание семейного уюта и чистоты дома. Твоя забота о родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках! Уход за домашними животными. Поступай так, чтобы тобой гордились твои родители. | Беседа, дискуссия, игра. | Раздаточный материал, фотографии, карточки с заданиями. |
Календарно – тематическое планирование
3 четверть
9 | 15.01 | Кем ты видишь себя в будущем? | Профессии твоих родителей. Все профессии нужны, все профессии важны. Выбор профессии – дело ответственное. Как не ошибиться в выборе профессии. Твои планы на будущее. Почему тебе нравится выбранная профессия. Ее социальная значимость. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
10 | 22.01 | Здоровый образ жизни. | Необходимость в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья и профилактика болезней. В здоровом теле здоровый дух. Как возникают вредные привычки. Береги свое здоровье и заботься о здоровье окружающих. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме, карточки с заданиями. | |
11 | 29.01 | Великая отечественная война. Памятные даты. Освобождение Варшавы. | Памятная дата военной истории Отечества. 1945 год – освобождение Варшавы от немецко-фашистских войск. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
12 | 5.02 | Великая отечественная война, памятные даты. Блокадный Ленинград. | День воинской славы России. Освобождение блокадного Ленинграда от немецко-фашистских войск. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
13 | 12.02 | Великая отечественная война. Памятные даты. Сталинградская битва. | День воинской славы России. 1943 год – разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
14 | 19.02 | 23 февраля. День защитника Отечества. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» | День воинской славы России. День защитника Отечества. Конкурс «А ну-ка, мальчики!» | Фронтальная беседа. Участие в конкурсах. Демонстрация умственных и силовых способностей. | Презентация. Гантели. Канат. | |
15 | 26.02 | Хочешь быть президентом? | Пост старейшины, вождя, президента. Президент России. Каким должен быть Президент России. Искусство говорить и убеждать. Талант и опыт руководителя. Состояние здоровья. Дипломатические качества. Что зависит от президента. Если бы ты стал президентом. | Беседа с элементами игры, просмотр презентации. | Карточки с заданиями, презентация. | |
16 | 4.03 | Активная жизненная позиция. | Что такое активная жизненная позиция. В чем она проявляется. Видишь несправедливость - не молчи. Будь смелым, честным и отзывчивым к людям. Бойся равнодушия. Все преступления в мире совершаются из-за молчаливого равнодушия. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
17 | 11.03 | Героизм в прошлом. | Понятие героизма. Поступок и подвиг. Героизм не ради славы. Примеры героизма в прошлом (Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война). Вечная память героям. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация. | |
18 | 18.03 | Героизм в настоящем. | В жизни всегда есть место подвигу. Примеры героизма в настоящем (война в Чечне, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении и т.д.) | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. |
Календарно – тематическое планирование
4 четверть
19 | 1.04 | Энциклопедия выживания. | Выживание в экстремальных условиях. | Беседа, просмотр презентации. | Справочный материал, презентация, карточки с заданиями. | |
20 | 8.04 | Создание военно-морского флота в России. | История создания от IX века до наших дней. Игра «Морской бой». | Беседа, просмотр презентации. Осуществляют действия по образцу и заданному правилу, адекватно оценивают свои действия и действия партнеров. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра. | |
21 | 15.04 | От Крещения до Федерации: история флагов России. | История флагов России, значение. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
22 | 22.04 | Первомай. | День Международной солидарности трудящихся. Праздник весны и труда. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
23 | 29.04 | День Победы. | 9 мая 1945г. День Победы советских войск над немецко-фашистскими оккупантами. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
24 | 13.05 | История спецназа России. | Войска специального назначения России, история создания. | Беседа, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
25 | 20.05 | «Моя малая Родина». | Знакомство с историей Шуи, с выдающимися жителями города. Ответы на викторину. | Беседа с элементами игры, просмотр презентации. | Тематические иллюстрации, презентация по теме. | |
26 | 27.05 | Безопасность всегда, безопасность везде! | Основные правила безопасного поведения в быту. Основные правила безопасного поведения на дорогах. Назначение бытовых электроприборов. Опасные предметы в повседневной жизни. «Опасное» и «неопасное» электричество». Правила поведения на природе. | Беседа с элементами игры, метод объяснения, дискуссия, проблемный метод. | Электронная презентация, конспект, видеоматериалы, памятки. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»
Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы с углубленным изучением ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"
В национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» одним из основных направлений развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»
Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...
Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"
Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...
Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история
Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....
Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»
Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...
Рабочая программа внеурочной деятельности « Умники и умницы»,4 класс
Система Занкова...