Рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов"
рабочая программа

Рабочая программа внеурочной деятельности "Растим патриотов" 7-9 классы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rastim_patriotov.docx52.67 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка

     Рабочая программа «Растим патриотов» по патриотическому воспитанию и формированию гражданственности для обучающихся 7-9 классов разработана в соответствии с ФГОС ООО. Знания, умения и навыки, приобретаемые обучающимися на основе программы, играют огромную роль и имеют большое значение для детей не только в настоящее время, но и в их будущей жизнедеятельности.

     Настоящая программа создает условия для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребёнка, её интеграции в системе мировой и отечественной культуры.

     При составлении рабочей программы «Растим патриотов» учитывались следующие факторы:

-  Образовательные потребности детей.

- Особенности обучающихся классов (уровень подготовки, состояние здоровья, уровень мотивации).

- Состояние материально-технического обеспечения школы, в том числе и учебно-методического обеспечения.

Актуальность программы

      В последнее десятилетие в России произошли экономические и политические изменения, которые привели к значительной социальной дифференциации населения и потере духовных ценностей. Эти изменения снизили воспитательное воздействие российской культуры и образования как важнейших факторов формирования чувства патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания, что привело к деформации в воспитании подрастающего поколения.

Говоря о патриотическом воспитании подрастающего поколения, необходимо особо подчеркнуть, что пока не поздно, за молодежь надо бороться, не жалея средств. То, что мы вложим в наших ребят сегодня, завтра даст соответствующие результаты в этом заключается государственный подход каждого педагога в деле воспитания молодежи.

В воспитании россиянина – гражданина и патриота – особенно важная роль принадлежит общеобразовательной школе. Именно школа призвана воспитывать гражданина и патриота, раскрывать способности и таланты молодых россиян, готовить их к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Детский возраст является наиболее оптимальным для системы гражданско-патриотического воспитания, так как это период самоутверждения, активного развития социальных интересов и жизненных идеалов.

Но реализация гражданско-патриотического воспитания только с помощью знаниевого подхода невозможна. Новое время требует от учреждения образования – содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания.

      Гражданско-патриотическое воспитание в современных условиях – это целенаправленный, нравственно обусловленный процесс подготовки подрастающего поколения к функционированию и взаимодействию в условиях демократического общества, к инициативному труду, участию в управлении социально-ценными делами, к реализации прав и обязанностей. Гражданско-патриотическое воспитание способствует становлению личности, обладающей качествами гражданина и патриота своей страны.

Цель программы

Совершенствование системы патриотического воспитания, формирование у обучающихся гражданственности и патриотизма как качеств конкурентоспособной личности, воспитание любви к Отечеству, духовности, нравственности на основе общечеловеческих ценностей.

Для достижения данной цели формируются следующие задачи:

- развитие обучающихся как высоконравственных, ответственных, творческих, инициативных и компетентных граждан;

- утверждение в сознании и чувствах обучающихся патриотических ценностей, взглядов и убеждений, уважения к культурному и историческому прошлому России;

- формирование высоких моральных и психологических качеств детей и подростков, преданности Родине и готовности к ее защите;

- воспитание любви к семье, семейным традициям, к своей «малой» Родине через поисково-краеведческую работу;

- повышение мотивации в социальной деятельности обучающихся, их коммуникативной активности;

- воспитание молодого поколения в духе уважения к Конституции Российской Федерации, Российским законам, в соответствии с нравственными и духовными ценностями общества;

- привитие обучающимся чувства гордости, глубокого уважения и почитания символов Российской Федерации -  Герба, Флага, Гимна, другой российской символики и исторических святынь Отечества;

- воспитание уважительного и толерантного отношения к культуре и традициям других народов;

- создание конкретных условий для проявления гражданственности, патриотизма.

Программа рассчитана на 3 года, объёмом 1 час в неделю.

Занятия проводятся во второй половине дня.

Ценностные ориентиры: программа имеет патриотическую направленность, является учебно-образовательной с практической ориентацией.

  1. Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

Ценности:  любовь к России, к своему народу,  к своей малой родине; правовое государство; гражданское общество; долг перед старшими поколениями, семьей; закон и правопорядок; свобода и ответственность; доверие к людям.

  1. Воспитание нравственных чувств и этического сознания.

Ценности: нравственный выбор; справедливость; милосердие; честь; достоинство; любовь; почитание родителей; забота о старших и младших

Представления о вере, духовности, религиозной жизни человека и общества, религиозной картине мира.

  1. Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни.

Ценности: трудолюбие; творчество; познание; целеустремленность; настойчивость в достижении целей; бережливость.

  1. Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни.

Ценности: здоровье физическое, здоровье социальное (здоровье членов семьи и школьного коллектива), активный, здоровый образ жизни.

  1. Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание).

Ценности: жизнь; родная земля; заповедная природа; планета Земля.

  1. Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Ценности: красота; гармония; духовный мир человека; эстетическое развитие; художественное творчество.

Виды деятельности

- Проявлять интерес к изучаемому курсу; формировать любовь к окружающему, людям, Родине.

- Моделировать ситуации общения с людьми разного возраста.

- Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей роль семьи в жизни человека и взаимоотношениях в семье.

- Знать о том, что самое дорогое у человека –  его семья; основа благополучия – взаимопомощь членов семьи. Донести свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи; совместно договариваться о правилах общения.

- Знать основные достопримечательности родного города, его историю возникновения. Знать инфраструктуру городского окружения с атрибутами городской жизни, уметь самостоятельно ориентироваться в этой обстановке; объяснять роль различных профессий в нашей жизни; соблюдать правила уличного движения; иметь представление о хозяйстве человека и его роли в развитии этого хозяйства.

- Отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных словарей, энциклопедий, справочников. Добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.). Перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать факты и явления; определять причины явлений, событий.

- Слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения.

- Знать символику России. Исследовать жизнь древних славян на примере героических сказок. Знать государственные праздники России.

- Договариваться с людьми: выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы. Учиться уважительно относиться к позиции другого, пытаться договариваться.

Формы контроля

     Мероприятия, посвящённые важным историческим датам; деловые игры; диспуты, викторины; исследовательская деятельность; коллективные творческие дела; смотры-конкурсы, выставки; соревнования.

Планируемые результаты освоения программы.

Метапредметными результатами изучения программы «Растим патриотов» является формирование следующих универсальных учебных действий (УУД).

 Личностные  УУД

     Развитие нравственных качеств, творческих способностей, развитие умений соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами. Формирование межличностных отношений:

- умение вести себя культурно, экологически грамотно, безопасно в социальной (со сверстниками, взрослыми, в общественных местах) и природной среде;

- осознание личной ответственности за своё здоровье и окружающих, уважительное и заботливое отношение к людям с нарушениями здоровья;

- умение различать государственную символику Российской Федерации, своего региона; находить на картах (географических, политико-административных, исторических) территорию России, её столицу – город Москву, территорию родного края, его административный центр; описывать достопримечательности столицы и родного края, особенности некоторых зарубежных стран.

Познавательные УУД

     Получение знаний о семье, Родине, родном крае, природе родного края. Знакомство с произведениями русских композиторов, художников, народных умельцев. Знакомство с творчеством сверстников (стихи о Родине, заметки). Извлечение информации патриотического содержания из текстов. Овладение первоначальными оформительскими навыками:

- добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии; пользоваться памятками;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса;

- перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы;

- знание собственной истории (семьи, рода, фамилии) на фоне знания отечественного историко-культурного процесса;

- знание о «малой родине» (родной край: история, культура, традиции, достижения, проблемы и др.);

- знания о своем Отечестве, его истории, культуре, этносе, героических свершениях, достижениях, проблемах и др.;

- понимание сущности и особенностей российского патриотизма;

- знание содержания таких понятий и категорий, как «Отечество», «патриотизм», «патриот», «долг», «служение Отечеству», «национальные интересы», «защита Отечества» и др.;

- понимание роли, места и значения России в мировой цивилизации, самобытности и уникальности нашего общества и государства, имеющих свой путь в истории человечества;

- способность к анализу процессов и явлений, проблем и противоречий, присущих обществу и государству, понимание их причин и путей решения в интересах динамичного развития России.

Регулятивные УУД

     Обучение планированию деятельности, выделению этапов деятельности. Обучение оценки своей деятельности и деятельности сверстников:

- учиться совместно давать эмоциональную оценку своей деятельности и деятельности других;

- определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью педагога;

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с иллюстрацией;

- учиться отличать верно, выполненное задание от неверного;

- формирование российской и гражданской идентичности на основе принятия обучающимися демократических ценностей, развития толерантности жизни в поликультурном обществе, воспитания патриотических убеждений;

- освоение основных социальных ролей, норм и правил.

Коммуникативный УУД

     Организация учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками. Отработка умения слушать и вступать в диалог. Обучение постановки вопросов. Обучение поиску и сбору информации. Отработка умения с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленными задачами. Участие в коллективных творческих делах. Сотрудничество со сверстниками и другими людьми. Обучение владению диалогической и монологической речью:

- умение слушать, вести диалог в соответствии с целями и задачами общения, участвовать в коллективном обсуждении проблем и принятии решений,   строить продуктивное сотрудничество со сверстниками и взрослыми, на основе овладения вербальными и невербальными средствами коммуникации, позволяющими осуществлять свободное общение на русском, родном и иностранных языках;

- уметь выразительно читать и пересказывать содержание текста;

- совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на занятиях и следовать им;

- учиться согласованно, работать в группе:

- формирование компетентности в общении, включая сознательную ориентацию обучающихся на позицию других людей как партнеров в общении и совместной деятельности;

- развитие навыков организации и осуществления сотрудничества с педагогами, сверстниками, родителями, старшими детьми в решении общих проблем;

- укрепление доверия к другим людям;

- развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания и сопереживания другим людям;

- становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

Формирование осознанного и уважительного отношения к традиционным российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям.

Требования к уровню подготовки обучающихся:

Знаю:

-что такое семья и для чего она создается;

-историю своего рода, своей семьи;

-историю семейных реликвий;

-традиции и обычаи своей семьи;

-как называются мои родственники, кем они приходятся мне и моим родителям;

-роль каждого члена семьи в ее жизни;

-проблемы семьи в целом и проблемы ее членов в частности;

-состояние здоровья членов моей семьи;

-материальное положение семьи;

-где и кем работают родители, что входит в сферу их профессиональной деятельности;

-важные даты в жизни семьи;

-семейный этикет;

-свои права и свои семейные обязанности;

-как и чем я могу помочь своим близким;

-историю России;

-историю Малой Родины и родного края;

-историю своего народа и его нравы;

-историю государственных символов России;

-имена знаменитых соотечественников, прославивших Россию;

-национальные черты характера россиян, что отличает нас от других народов мира;

-духовные и нравственные основы россиян;

- свой родной язык;

-родную литературу;

-культуру своего народа (история, основы), традиции, обычаи, обряды, народный

календарь, народные праздники, игры и забавы, народные промыслы; живопись, музыку, архитектуру, кино, театр и др.

-основы национальной кухни;

-основы народной медицины.

Умею:

-любить свою семью и всех своих родных и близких;

-быть благодарным;

-радоваться успехам членов семьи и сопереживать при их неудачах и бедах;

-понять и прощать, сочувствовать и помогать;

-уважать мнение других членов семьи;

-в согласии делать общие дела;

-осмысливать свой долг перед старшими членами семьи;

-хранить семейные реликвии;

-донести сведения о своем роде, своей семье;

-добросовестно выполнять свои обязанности;

-заботиться о старших и младших членах семьи;

-вести здоровый образ жизни;

-помогать в организации семейных праздников, игр, забав, развлечений;

-отстаивать честь и достоинство своей семьи и ее членов;

-рассказать об истории своего Отечества;

-рассказать о культуре своего народа, его традициях, обычаях, обрядах;

-рассказать о соотечественниках, прославивших Россию своими подвигами

(в том числе о  своих предках, родных и близких людях);

-рассказать о себе как носителе характера той или иной национальности;

-ценить красоту и богатства родной природы;

-уметь при необходимости защитить честь и достоинство Родины.

Действую:

-участвую в составлении родословной моей семьи;

-берегу и передаю следующим поколениям историю и традиции своей семьи;

-добросовестно выполняю свои обязанности по дому;

-посильно участвую в решении семейных проблем;

-участвую в организации досуга семьи;

-помогаю старшим и младшим членам семьи, забочусь о них;

-учусь у старших членов семьи вести домашнее хозяйство, помогаю им в их делах;

-берегу мир и покой моей семьи;

-готовлюсь стать продолжателем рода, к созданию своей собственной семьи;

-изучаю историю России, своей Малой Родины и родного края;

-овладеваю богатствами духовного наследия России;

-с уважением отношусь к символам России: знаю историю государственных символов,

-смотрю мультфильмы, посвященные моему Отечеству и жизни его героев;

-беру пример с достойных граждан своего Отечества;

- уважительно отношусь к другим людям;

-не нарушаю правила  и законы моего государства;

-развиваю традиции народа и передаю их следующему поколению;

-участвую в акциях милосердия, помогаю родным, ветеранам, престарелым людям;

-участвую в народных праздниках;

-участвую в сохранении  памятников истории и культуры;

-хожу в походы по родному краю;

-берегу природу родного края, участвую в акциях помощи природе, братьям нашим меньшим;

-учусь защищать честь и достоинство своего Отечества, его интересы.

Календарно – тематическое планирование

2 четверть

п/п

Дата

Тема занятия

Содержание

Основные виды учебной деятельности

Материалы

План        

Факт

1

6.11

Вводное занятие. Документальные памятники истории.

Цели и задачи работы объединения «Растим патриотов». Формы и методы деятельности. Планы на год. Инструктаж по технике безопасности.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

2

13.11

Что такое Конституция РФ?

Конституция РФ - основной закон страны.

Многонациональность народа России. Гражданский мир и согласие.

Беседа, просмотр презентации.

Беседа, презентация, раздаточный материал.

3

20.11

День ракетных войск и артиллерии

История праздника. Заслуги артиллерии в разгроме немецко-фашистских захватчиков под Сталинградом. Артиллерия - один из старейших родов войск.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

4

27.11

Сердце России (о Москве)

История возникновения столицы России, ее современностью, знаменитые люди Москвы, выдающиеся люди, прославившие Россию.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, иллюстрации, плакаты, презентация.

5

4.12

День воинской славы России. День Героев Отечества

История возникновения праздника «День Героев Отечества»,  его герои   и их подвиги.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

6

11.12

Законы школы.

Устав школы. Для чего нужен устав школы. Кто его создал. Как он работает. Какие законы школы ты считаешь самыми главными. Примеры нарушения Устава школы и ответственность за эти нарушения.

Беседа с элементами игры.

Справочный материал, памятки, карточки с заданиями.

7

18.12

Твоя семья.

Твои родители. Бабушки и дедушки. Братья и сестры. Генеалогическое дерево твоей семьи. Профессии твоих близких. Традиции твоей семьи. Ваш дом. Семейные игры. Ваши права и обязанности в семье.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме, карточки с заданиями.

8

25.12

В кругу семьи.

Твои обязанности в семье. Твой посильный вклад в поддержание семейного уюта и чистоты дома. Твоя забота о родителях, братьях и сестрах, бабушках и дедушках! Уход за домашними животными. Поступай так, чтобы тобой гордились твои родители.

Беседа, дискуссия, игра.

Раздаточный материал, фотографии, карточки с заданиями.


Календарно – тематическое планирование

3 четверть

9

15.01

Кем ты видишь себя в будущем?

Профессии твоих родителей. Все профессии нужны, все профессии важны. Выбор профессии – дело ответственное. Как не ошибиться в выборе профессии. Твои планы на

будущее. Почему тебе нравится выбранная профессия. Ее социальная значимость.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

10

22.01

Здоровый образ жизни.

Необходимость в здоровом образе жизни. Укрепление здоровья и профилактика болезней. В здоровом теле здоровый дух. Как возникают вредные привычки. Береги свое здоровье и заботься о здоровье окружающих.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме, карточки с заданиями.

11

29.01

Великая отечественная война. Памятные даты. Освобождение Варшавы.

Памятная дата военной истории Отечества. 1945 год – освобождение Варшавы от немецко-фашистских войск.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

12

5.02

Великая отечественная война, памятные даты. Блокадный Ленинград.

День воинской славы России. Освобождение блокадного Ленинграда от немецко-фашистских войск.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

13

12.02

Великая отечественная война. Памятные даты. Сталинградская битва.

 День воинской славы России. 1943 год – разгром немецко-фашистских войск в Сталинградской битве. 

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

14

19.02

23 февраля.       День защитника Отечества. Конкурс «А ну-камальчики 

День воинской славы России. День защитника Отечества.  Конкурс «А ну-камальчики

Фронтальная беседа. Участие в конкурсах. Демонстрация умственных и силовых способностей.

Презентация. Гантели. Канат.

15

26.02

Хочешь быть президентом?

Пост старейшины, вождя, президента. Президент России. Каким должен быть Президент России. Искусство говорить и убеждать. Талант и опыт руководителя. Состояние здоровья. Дипломатические качества. Что зависит от президента. Если бы ты стал президентом.

Беседа с элементами игры, просмотр презентации.

Карточки с заданиями, презентация.

16

4.03

Активная жизненная позиция.

Что такое активная жизненная позиция. В

чем она проявляется. Видишь несправедливость - не молчи. Будь смелым, честным и отзывчивым к людям. Бойся равнодушия. Все преступления в мире совершаются из-за молчаливого равнодушия.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

17

11.03

Героизм в прошлом.

Понятие героизма. Поступок и подвиг. Героизм не ради славы. Примеры героизма в прошлом (Отечественная война 1812 г., Великая Отечественная война). Вечная память героям.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация.

18

18.03

Героизм в настоящем.

В жизни всегда есть место подвигу. Примеры

героизма в настоящем (война в Чечне, авария на Чернобыльской АЭС, землетрясение в Армении и т.д.)

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.


Календарно – тематическое планирование

4 четверть

19

1.04

Энциклопедия выживания.

Выживание в экстремальных условиях.

Беседа, просмотр презентации.

Справочный материал, презентация, карточки с заданиями.

20

8.04

Создание военно-морского флота в России.

История создания от  IX века до наших дней. Игра «Морской бой».

Беседа, просмотр презентации. Осуществляют действия по образцу и заданному правилу, адекватно оценивают свои действия и действия партнеров.

Тематические иллюстрации, презентация по теме. Настольная игра.

21

15.04

От Крещения до Федерации: история флагов России.

История флагов России, значение.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

22

22.04

Первомай.

День Международной солидарности трудящихся. Праздник весны и труда.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

23

29.04

День Победы.

9 мая 1945г. День Победы советских войск над немецко-фашистскими оккупантами.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

24

13.05

История спецназа России.

Войска специального назначения России, история создания.

Беседа, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

25

20.05

«Моя малая Родина».

Знакомство с историей  Шуи, с выдающимися жителями города. Ответы на викторину.

Беседа с элементами игры, просмотр презентации.

Тематические иллюстрации, презентация по теме.

26

27.05

Безопасность всегда, безопасность везде!

Основные правила безопасного поведения в быту. Основные правила безопасного поведения на дорогах. Назначение бытовых электроприборов. Опасные предметы в повседневной жизни. «Опасное» и «неопасное» электричество». Правила поведения на природе.

Беседа с элементами игры, метод объяснения, дискуссия, проблемный метод.

Электронная презентация, конспект, видеоматериалы, памятки.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ «Мастерская ДоМиСоль-ка»

       Рабочая программа по внеурочной деятельности «Мастерская ДоМиСоль-ка»для учащихся 1-2 классов общеобразовательной начальной школы  с углубленным изучением ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Начала туризма и краеведения"

В национальной образовательной инициативе  «Наша новая школа» одним из  основных направлений  развития общего образования является направление по сохранению и укреплению здоровья школьн...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ « Подвижные игры»

Важнейшие задачи образования в школе (формирование предметных и универсальных способов действий, обеспечивающих возможность продолжения образования в основной школе; воспитание умения учиться – способ...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Веселые нотки"

Программа внеурочной деятельности Хоровон пение...

Рабочая программа внеурочной деятельности Увлекательная история

Целью данной программы является содействие становлению обучающегося как духовно-нравственной, свободной, саморазвивающейся, социально активной, творческой личности как гражданина и патриота....

Рабочая программа внеурочной деятельности «Занимательный башкирский язык»

Программа курса разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, а также основной образовательной программой начального...