Проблема адаптации студентов 1 курса техникума к учебно-воспитательному пространству.
статья

Новожен Любовь Викторовна

В данной статье идет речь о проблеме адаптации среди первокурсников техникума, а также размещены рекомендации по работе с данной проблемой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРОБЛЕМА АДАПТАЦИИ СТУДЕНТОВ 1 КУРСА ТЕХНИКУМА К УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМУ ПРОСТРАНСТВУ.

Почему вопрос адаптации первокурсников достаточно важен на сегодняшний день? Ведь многие считают, что в современном мире есть проблемы и поважнее. Многие думают: «Какие проблемы могут быть, у юноши или девушки только что поступивших в ВУЗ. Это чистая и беззаботная пора. У них вся жизнь впереди!». И  правда, это только начало жизни и важно, чтобы оно было светлым и прекрасным!  Но ведь никто не задумывается  о том, что у того же юноши или девушки, могут возникнуть сложные проблемы с адаптацией к новой обстановке в учебном заведении.

      Студенческая жизнь начинается с первого курса и поэтому успешная адаптация первокурсника к жизни и учебе в вузе является залогом дальнейшего развития каждого студента как человека, будущего специалиста.

Очевидно, что рассмотрение процесса адаптации студентов к обучению в техникуме должно включать ряд аспектов:

        психолого-педагогический (связанный с приспособлением студентов к новой дидактической системе, принципиально отличающейся от форм и методов школы);

        социально-психологический (имеющий связь с усвоением учащимися социальных норм, установлением и поддержанием социального статуса в новом коллективе);

        мотивационно-личностный (определяющий формирование позитивных учебных мотивов и личностных качеств);

        психофизический (предполагающий приспособление функций и реакций организма к требованиям новой среды).

                                                                                                        

Процесс адаптации длительный и не всегда успешный, и у значительной части студентов первого года обучения возникают проблемы с адаптацией, что связано с личностными качествами самих студентов, отсутствием навыков к самостоятельной учебной деятельности, несформированностью профессионального самоопределения. В понятие адаптации входит мотивация учения и профессионального самоопределения, самостоятельность умственного труда, ценностные предпочтения, отношения с преподавателями и одногруппниками.

Адаптация – это приспособление самоорганизующихся систем к изменяющимся условиям среды.

Мы знаем, что социализация длится всю жизнь. Юность завершает активный период социализации. Этот этап влечёт за собой психофизиологические изменения. Этот период называют «трудным возрастом», «переломным периодом». Его содержание заключается в изменении поведенческих характеристик: от почти полного послушания юноши переходят к сдержанному непослушанию – скрытому или открытому неповиновению родителям. У личностей этого возраста выстраивается параллельная система ценностей и взглядов на мир.

В этот период заканчивается формирование фундамента личности, достраиваются её верхние – мировоззренческие этажи. Осознание своего «Я» происходит как осмысление своего места в окружающем социуме. Одновременно наблюдается постоянный поиск нравственных ориентиров, связанных с переоценкой смысла жизни.

Трудности социализации в этот период связаны с 3 главными обстоятельствами:

  • Несовпадением высокого уровня притязаний и, как правило, низким социальным статусом, который задан возрастом;
  • Несовпадением старого стиля родительства, и новых потенциальных возможностей этого возраста;
  • Противоречием между усилившейся ориентацией на самостоятельность и зависимость от мнения сверстников.

Преподаватель в своих наблюдениях за студентами может самостоятельно определять уровень адаптации первокурсника, если знает признаки адаптированности:

Низкий уровень адаптации:

        студент равнодушно или отрицательно относится к колледжу;

        нередки жалобы на здоровье;

        преобладает подавленное настроение;

        наблюдаются нарушения дисциплины;

        учебный материал усваивается фрагментарно;

        затруднена самостоятельная работа, нет интереса к ее выполнению;

        домашние задания выполняет нерегулярно, необходим постоянный контроль, систематические напоминания со стороны преподавателей, классного руководителя или родителей;

        для понимания нового и решения задач по образцу требует значительной помощи преподавателей;

        общественные поручения выполняет под контролем, без особого желания, пассивен;

        близких друзей не имеет, знает по именам и фамилиям лишь часть одногруппников.

Средний уровень адаптации:

        студент положительно относится к колледжу, посещение не вызывает отрицательных переживаний;

        понимает учебный материал, если преподаватель излагает его подробно и наглядно;

        усваивает основное содержание учебных программ, самостоятельно решает типовые задачи;

        сосредоточен и внимателен при выполнении заданий, поручений, указаний старших, но при его контроле;

        бывает сосредоточен только тогда, когда занят чем-то для него интересным;

        почти всегда выполняет домашние задания;

        общественные поручения выполняет добросовестно;

        дружит со многими одногруппниками.

Высокий уровень адаптации:

        студент положительно относится к колледжу, предъявленные требования воспринимает адекватно;

        учебный материал усваивает легко;

        глубоко и полно овладевает программным материалом;

        решает усложненные задачи;

        прилежен, внимательно слушает указания и объяснения преподавателей;

        выполняет поручения без внешнего контроля;

        проявляет большой интерес к самостоятельной учебной работе, готовится ко всем занятиям;

        общественные поручения выполняет охотно и добросовестно;

        занимает в группе благоприятное статусное положение.

 Таким образом, мы видим, что социализация и основная её составляющая – процесс адаптации является неотъемлемым элементом жизни каждого человека. Любая из стадий социализации играет свою роль в жизни индивида. И как мы уже убедились особенно важной, является стадия юности и связанный с ней период начала обучения в СПО. Ведь на ней формируется взрослая и самодостаточная личность. Важно, чтобы этот процесс эволюционировал, а не деградировал, так как психика только формируется, и она подвержена активному влиянию со стороны других. И необходимо, чтобы это влияние было благотворным, для создания зрелой и адекватно мыслящей личности.

          

Основными задачами по содействию адаптации первокурсников к профессиональной образовательной средетехникума считаются:

        Подготовка первокурсников к новым условиям обучения.

        Установление и поддержание социального статуса первокурсников в новом коллективе.

        Формирование у первокурсников позитивных учебных мотивов.

        Предупреждение и снятие у первокурсников психологического и физического дискомфорта, связанного с новой образовательной средой

Рекомендации преподавателям по адаптации первокурсников

1. На первых занятиях ознакомить с системой обучения в колледже и требованиями к знаниям.

2. Провести беседу о правильном слушании лекции.

3. Учить студентов правильно работать с книгой, методическими пособиями.

4. Учитывать индивидуальный подход к студенту при опросе с учетом психологических и возрастных особенностей.

5. Скорректировать количество домашнего задания и письменных работ по требованиям программ. Оно должно быть минимальным с целью предупреждения перегрузки.

6. Использовать способы воздействия на мотивационную сферу студента: проблемное обучение, приемы активизации, общение, разнообразные педагогические технологии, компьютерное обучение.

7. Проводить менее стрессогенный опрос:

письменный, текстовый или групповой.

8. Уделять внимание беседам о нравственности, самовоспитании, об организации режима дня, профилактике заболеваний.

9. Всячески предупреждать повышение тревожности у студентов.

10. Применять такие формы и методы обучения, которые позволили бы студентам эффективно общаться с целью скорейшей адаптации и устранения языкового барьера.

11. Применять методы обучения педагогов - новаторов.

12. Занятия проводить, опираясь на зону актуального и ближайшего развития студента.

Таким образом, выявление трудностей адаптации к новым социальным условиям в техникуме на ранних её этапах, позволит в несколько раз увеличить эффективность учебного процесса и позволит воспитать человека с добрым и отзывчивым сердцем.

Рекомендации для кураторов групп первокурсников

 Во второй половине 1 учебного семестра первого курса куратор может провести анкетирование студентов группы по вопросу удовлетворенности различными сторонами жизни в техникуме.

ПРИМЕР.

Удовлетворены ли вы: (Да, не очень, нет):

- набором и содержанием учебных дисциплин?      

- организацией учебного процесса?      

- своими результатами обучения?      

- качеством преподавания? 

- обеспеченностью учебно-методической литературой?  

- технической оснащенностью аудиторий?     

- отношениями с преподавателями?      

- отношениями в группе?    

- бытовыми условиями в техникуме?     

- условиями питания в образовательном учреждении?

- условиями для полноценного досуга?

- организацией массовых мероприятий в СПО?       

- возможностями заниматься спортом? 

- возможностями для художественного творчества? И т.д. 

      

Проанализировав полученные результаты, куратор группы сможет узнать степень адаптации студентов группы.

В психологической практике существует много практических методов, рекомендуемых к использованию в период адаптации. Одним из них является метод наблюдения за поведением при помощи таблицы квалификации поведения по степени уверенности и агрессивности:

Неуверенное
поведение

Агрессивное
поведение

Уверенное
поведение

Как действующее лицо

Как действующее лицо

Как действующее лицо

Ущемляет свои интересы
Испытывает чувство душевной боли и беспокойства

Ущемляет интересы других
Выражает свои чувства, ущемляя чувства других

Доволен собой
Выражает свои чувства
Испытывает чувство удовлетворения

Испытывает чувства неловкости и недовольства собой
Дает возможность другим решать за себя
Не достигает желаемой цели

Решает за других.
Достигает желаемой цели, ущемляя интересы других

Может достичь желаемой цели
Делает выбор для себя

Как лицо, по отношению к которому поведение направлено

Как лицо, по отношению к которому поведение направлено

Как лицо, по отношению к которому поведение направлено

Испытывает чувства вины и гнева

Испытывает чувства обиды и унижения

Испытывает чувство удовлетворения

На более поздних этапах адаптационного периода рекомендуется проводить социометрические исследования по методу ДЖ. Морено.

 Вопросы к социометрическому опросу.

Инструкция: отвечая на вопросы, сделайте 1, 2, но не   более 3 выборов (запишите фамилии.

1.      Если вашу группу будут расформировывать, с кем бы ты хотел продолжить совместно учиться в новом коллективе

  1.

  2.

  3.

2.      Кого бы ты из группы пригласил на свой день рожденья?

1.

2.

3.

3.      С кем из своей группы ты пошел бы в многодневный туристический поход?

1.

2.

3.

Психологами также осуществляется изучение адаптированности первокурсников. Мы предлагаем использовать тест «Адаптация», выявляющий низкий, средний и высокий уровни адаптации по двум шкалам: шкале адаптированности к учебной группе и шкале адаптированности к учебной деятельности. Тем самым выявляются студенты, испытывающие трудности в интеграции в учебную группу, и проблемы в учебной деятельности.

Результаты теста позволяют психологу определить контингент «проблемных» студентов, с которыми необходимо проводить мероприятия в индивидуальной и групповой формах по повышению уровня их адаптированности. Системная работа в данном направлении дают хорошие результаты.

Таким образом, мы рассмотрели одну из важнейших проблем нашего современного общества. И какими темпами бы не шёл научно-технический прогресс, никакая машина не заменит нам живого человека. Ведь человек – это уникальное творение природы, который по мимо бесценных знаний, приобретённых в процессе социализации, обладает тем, чем никогда не сможет обладать машина – сердцем. Сердцем, которое будет дарить людям радость, поддержку, теплоту, понимание. Сердцем, глубины которого ещё не исследованы до конца. Сердцем, которое поднимет наше общество на недосягаемую ступень развития. И всё это – человек! Однако, чтобы человек, осуществил это, ему необходимо помочь. И помочь на ранних стадиях формирования адекватной личности. И не просто помочь, а сделать это квалифицированно.

Педагог-психолог ГБПОУ МО «Можайский техникум»

Новожен Л.В.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ МЕТОДОВ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ (на примере конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности «Ветеринария»)

Методическая разработка конкурса «Моя профессия - ветфельдшер» среди студентов III курса специальности  «Ветеринария»...

Характеристика существующей системы постинтернатной адаптации выпускников специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа для несовершеннолетних

Поднимается вопрос существующей проблемы постинтернатного сопровождения выпускников спец.учреждений закрытого типа...

«Актуальные проблемы воспитания молодёжи. Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности»

Эффективная адаптация студентов первого курса - залог успешного обучения и профессионального определения личности.Одной из проблем, связанных с получением профессионального образования вчерашними школ...

Проблемы адаптации студентов-первокурсников в учебном заведении.

В данной статье раскрываются основные проблемы адаптации студентов-первокурсников в учреждении среднего профессионального образования, а также методы и формы работы педагогического коллектива, куратор...

Статья «Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО».

Статья«Проблема повышения эффективности учебного занятия, как основной формы организации учебно-воспитательного процесса в системе СПО»....

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию

Укрепление здоровья студентов, как составляющая часть учебно-воспитательного процесса по физическому воспитанию...