Мастер-класс «Приёмы обучения смысловому чтению на уроках в начальных классах»
материал

Мастер класс по обучению смысловому чтению

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_gorki_ulitina.docx17.77 КБ

Предварительный просмотр:

Елена Владимировна Улитина,

учитель начальных классов

МБОУ «Мужевская СОШ

им. Н.В. Архангельского»

Мастер-класс

«ПРИЁМЫ ОБУЧЕНИЯ СМЫСЛОВОМУ ЧТЕНИЮ

НА УРОКАХ В НАЧАЛЬНЫХ КЛАССАХ»

- Уважаемые коллеги, давайте начнём наш мастер-класс с приёма «Поздоровайся глазами».

- Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча - глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.

- Прочитайте слова Льва Дмитриевича Кудрявцева и сформулируйте тему мастер-класса.

«Результат обучения оценивается не количеством сообщённой информации, а качеством усвоения и развития способностей к обучению и самообразованию».

2. Выяснение целей, ожиданий и опасений слушателей мастер-класса


-Для выяснения образовательных целей учеников, их ожиданий и опасений можно использовать 
Метод «Фруктовый сад»

- Уважаемые коллеги, предлагаю на яблоках записать свои ожидания от мастер-класса, а на листочках – опасения.

- Зачитайте вслух свои ответы. (По желанию).

3. Актуализация приём «Верю, не верю»

- Верите ли вы, что смысловое чтение является важнейшим компонентом читательской компетентности?

- Верите ли вы, что с помощью приемов технологии критического мышления можно сформировать навыки смыслового чтения?

- Сегодня на мастер-классе мы бы хотели остановиться только на некоторых методических приемах, которые работают наиболее успешно, формируют УУД, развивают мышление, учат эффективно работать с информацией на уроках математики.

- Итак, определимся с понятием «смысловое чтение». Для этого применим метод «Инфо-угадай-ка».

Работаем в парах. Возьмите листы бумаги, на которых записано название этого метода. Тема «Смысловое чтение». Листок разделён на сектора.

Сектор 1 – «Понятие».

- Подумайте в группе и попробуйте назвать ключевые моменты к этому разделу. (Ответы педагогов)

Смысловое чтение – это вид чтения, которое направлено на понимание читающим смыслового содержания текста.

Секторы 2 и 3. – «Цели и задачи»

- Попробуйте сформулировать цели и задачи формирования смыслового чтения.

Цель смыслового чтения – максимально точное и полное понимание содержания текста, всех деталей и практического осмысления извлеченной информации.

Задачи: Научить современных школьников вдумчиво читать, извлекать из прочитанного нужную информацию, соотносить ее с имеющимися знаниями, интерпретировать и оценивать .

Сектор 4 – «Учебные предметы».

-На каких учебных предметах можно формировать смысловое чтение? (Ответы педагогов)

Сектор 5 – «Приёмы смыслового чтения» вы будете заполнять по ходу мастер-класса.

Хочется отметить, что навык смыслового чтения не зря относится к метапредметным результатам обучения и входит в состав универсальных учебных действий. Он может и должен формироваться и при обучении всем школьным предметам, в частности математике.

Предлагаем продолжить работу в группах. Выполните задание 1.

Поспорь с Незнайкой, который рассказал о себе следующее: «Я хорошо знаю математику! Я выучил таблицу умножения, умею складывать, вычитать и делить. Я знаю, что самое большое двузначное число 100 можно разделит без остатка на 2, 3, 4 и 5. Я умею проверять, правильно ли я выполнил действия, и находить ошибки. Например, чтобы проверить, действительно ли 4:2=2, нужно к частному 2 прибавить делитель 2, 2+2=4 – мы получили делимое. Значит, деление выполнено верно. Если требуется двузначное число умножить на однозначное, то я могу сделать это легко, заменив произведение суммой одинаковых слагаемых. Например, 28·3=28+28+28=83 (84). А ты знаешь математику так же хорошо, как и я?

(Ответы групп)

Задание может быть предложено в 3 классе на уроке повторения и закрепления знаний после того, как изучены таблица умножения, приём нахождения частного методом подбора и проверка деления умножением. Достаточно большой текст задания затрудняет его восприятие на слух. Поэтому для организации эффективной работы над заданием необходимо сделать так, чтобы текст был у учеников перед глазами. Они должны найти все ошибки, допущенные Незнайкой. Некоторые из этих ошибок лежат на поверхности, например, 100 – это не двузначное число, а трёхзначное число.

Другие ошибки требуют внимательного прочтения текста, вдумчивого и критичного отношения к его содержанию, тщательной проверки имеющейся в тексте информации. Например, необходимо проверить, действительно ли 100 делится на все перечисленные однозначные числа без остатка. Выполняя деление методом подбора, школьники установят, что 100 не делится на 3 без остатка. 33·3=99, 99100.

Другие ошибки требуют ещё более тщательного анализа текста, так как они скрыты под правильными рассуждениями. Так в случае проверки результата деления 4 на 2 Незнайка выполнил сложение 2+2, результат которого действительно равен 4. Однако проверять деление путём прибавления к частному делителя нельзя.

При вычислении произведения 28·3 Незнайка абсолютно правильно заменил его суммой трёх одинаковых слагаемых 28, однако посчитано значение этой суммы неверно.

Работа с таким текстом формирует умение соотносить информацию, содержащуюся в нём, со своими знаниями и оценивать её, анализируя и сопоставляя с имеющимися знаниями. Кроме того, это задание способствует формированию навыков выполнения проверки и контроля, развитию внимания, воспитанию тщательности в выполнении работы. Содержание задания позволяет повторить определение умножения, закрепить навык вычисления произведения с помощью замены его суммой одинаковых слагаемых, проверить сформированность навыка выполнения внетабличного деления способом подбора.

- Давайте посмотрим подтвердились ли ваши ожидания и опасения.

- Предлагаем составить синквейн.

Существительное: Чтение

Прилагательные: Смысловое, осознанное, вдумчивое

Глаголы: Развивает, обогащает, информирует

Фраза: Смысловое чтение - неотъемлемый компонент читательской грамотности.

Обобщённое слово: Знание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка на тему «Творческие задания на уроках Фортепиано (начальные классы)»

В этой работе представлены разные виды творческих заданий на уроках фортепиано в игровой, доступной для детей  форме. Задания направлены на выявление взаимосвязи между  конкретным худо...

мастер-класс по смысловому чтению

мастер-класс по смысловому чтению...

Публикация в печатном сборнике "Лучшие материалы "Инфоурок 2020-IV" статьи "Смысловое чтение на уроках английского языка".

Общеобразовательная дисциплина. "Учебный матeриал в разделе "Основная школа. Предмет "Английскй язык"....

Использование сайта British Council для обучения английскому языку на уроках в начальной школе.

Использование в работе обучающий сайт British Council как дополнение к основным учебным платформам и учебным пособиям....

Основные методики обучения технике чтения на уроках английского языка в начальной школе

Методика раннего обучения чтению имеет многовековую историю....