Выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе"
материал

Мария Байкова

Вашему вниманию предоставоена выпускная квалификационная работа на тему "Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе".  Достоинством работы является описание разных форм и методов взаимодействия с семьями воспитанников по формированию у детей 6-7 лет готовности к школьному обучению. подобран ряд диагностических методик для опрелделения степени готовности к школе. На основе анализа статей педагогического опыта аргументирована эффективность разнообразных форм взаимодействия с семьями старших дошкольников по подготовке к школьному обучению. Разработан КТП.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vkr.docx94.01 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Удмуртской Республики
Бюджетное профессиональное образовательное учреждение

 Удмуртской Республики

 «Удмуртский республиканский социально-педагогический колледж»

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

ПМ.04 Взаимодействие с родителями (лицами, их заменяющими)

и сотрудниками образовательной организации

Тема: Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условия подготовки детей 6-7 лет к школе

Выполнила: студентка 34А группы

                                                                                             специальность 44.02.01

«Дошкольное образование»

Байкова Мария Валерьевна

                                                                                       Руководитель:

                                                

Ижевск, 2020 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ……………………………………………..7

1.1. Сущность понятия подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе ……..7

1.2.  Методики взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе……….11

1.3. Использование разных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в подготовке детей к обучению в школе…………16

Выводы по 1 главе………………………………………………………………22

ГЛАВА 2. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ………………………………………………………………….23

2.1. Организация и подбор диагностики уровня подготовки детей 6-7 лет к школьному обучению …………………………………….……………………23

2.2. Обзор публикаций (или изучение опыта) по использованию различных форм взаимодействия семьи и ДОУ в формировании готовности детей 6-7 лет к школьному обучению …………………………………………………………31

2.3. Составление комплексно-тематического плана и конспектов проведения мероприятий по формированию подготовки детей 6-7 лет к школе …………38

Выводы по 2 главе………………………………………………………………..41

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….42

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………………45

ПРИЛОЖЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

 

Современное дошкольное образование ориентировано на качество обучения, которое напрямую зависит от уровня профессиональной компетенции педагогов дошкольного учреждения и педагогической культуры родителей. Переустройство системы образования, вызванное социокультурными, политическими и экономическими изменениями, выявило важную роль семьи в решении воспитательных задач. Семья - это особый воспитательный институт, способствующий становлению социализации ребенка.  

 Взаимодействие с семьей, для обеспечения полноценного развития ребенка в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования, составляет одну из основополагающих задач, стоящих перед ДОУ [30].  

  Ряд исследователей свидетельствуют о переходе к системе открытого взаимодействия Дошкольного образовательного учреждения и семей воспитанников. Исходя из этого учеными рассматривались различные аспекты организации взаимодействия ДОУ и семьи, особенности современной семьи, специфика взаимоотношений между взрослым и ребенком, определялись наиболее результативные методы работы.

На современном этапе развития дошкольной педагогики проблема взаимодействия с семьей воспитанника при формировании готовности ребенка к школе  является одной из самых главных.

 Актуальность проблемы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи как условия формирования готовности ребенка к школьному обучению, обусловлена особенностью работы школы в настоящий период. Ввиду того, что в последнее время институт школы претерпевает серьезные преобразования, вводятся новые образовательные стандарты, программы, происходит углубление обучения, к будущим первоклассникам предъявляются большие требования.

 Но практический опыт психологического обследования дошкольников показывает, что они отнюдь не всегда имеют достаточную подготовленность к успешному процессу обучения в школе, зачастую приходится сталкиваться с тревогами и трудностями.  Поводами могут послужить разные обстоятельства.  Один из них – это ограниченное взаимодействие ДОУ и семьи при формировании готовности дошкольника к обучению в образовательном учреждении. В наблюдениях специалистов отмечено, что у многих детей возникают некоторые трудности с адаптацией к условиям школы, а некоторые вовсе не справляются с режимом работы и объемом заданий в школе. Школьная готовность не ограничивается умением читать, писать, знанием основ элементарного математического счета. Под «готовностью к школе» понимаются не отдельные знания и умения и навыки, а их определенный набор.

Имеющееся расхождение между высокими требованиями, предъявляемыми к уровню готовности к обучению в начальной школе, и недостаточным взаимодействием педагогического персонала дошкольного образовательного учреждения и семьи для обеспечения готовности ребенка к обучению в школе составляют обоснование актуальности проблемы данного исследования и выбора темы: «Использование разных форм взаимодействия семьи и ДОУ как условие подготовки детей 6-7 лет к школе».

Проблема исследования: какое значение имеет использование разных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи в подготовке детей к обучению в школе?

Цель исследования: показать влияние использования разных форм взаимодействия ДОУ и семьи как одного из условий подготовки детей 6-7 лет к школе.

 Объект исследования: процесс подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе.

Предмет исследования: использование разных форм взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей как условие подготовки  детей 6 -7 лет к школе.  

Гипотеза исследования: процесс подготовки детей 6 -7 лет к школе наиболее эффективен при использовании разных форм взаимодействия семьи и ДОУ.

В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования нами определены следующие задачи исследования:

  1. изучить психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по проблеме готовности детей 6-7 лет к обучению в школе;
  2.  раскрыть методику использования форм взаимодействия ДОУ и семьи;
  3. разработать комплексно-тематический план и конспекты мероприятий по проблеме исследования для педагогов и родителей.

Для решения задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования:

  1. теоретические: анализ педагогической, психологической и методической литературы по теме исследования;
  2. эмпирические: психолого - педагогический эксперимент.

База исследования: муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №135» г. Ижевска.

Теоретико-методологические основы исследования: проблемы взаимодействия ДОУ и семьи рассматриваются в работах Е.П. Арнаутовой, Л.В. Загик, О.В. Солодянкиной, М.Г. Агавелян. Вопрос о готовности детей к школе рассматривали ученые Л.И. Божович, Е.Е. Кравцова, Н.В. Микляева, М.И. Лисина, В.С. Мухина, А.А. Реан.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанный комплексно-тематический план и конспекты мероприятий могут использоваться в работе любого дошкольного учреждения педагогами и психологами.

 Структура работы: работа состоит из введения, двух глав основной части (теоретическая и практическая), заключения, списка литературы, использованной при написании работы, содержит одну таблицу и восемь приложений.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ

ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ И СЕМЬИ В ФОРМИРОВАНИИ ГОТОВНОСТИ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ

  1. Сущность понятия подготовки детей 6-7 лет к обучению в школе

Многие родители, понимая важность и необходимость перестройки всей деятельности ребенка (с игровой на учебную), готовы сделать все, чтобы облегчить ему вступление в новую фазу жизни. Но часто основную свою задачу они видят в том, чтобы ребенок овладел как можно большим объемом «школьных» навыков и умений. Они полагают, что если их ребенок еще до школы научится читать, считать и писать, то в I классе ему останется только совершенствоваться в этом. Но не все идет так гладко, как хотелось бы родителям. Прежде всего, то, что ребенок до школы умеет читать, писать, считать, совсем не обеспечивает психологическую готовность к школьному обучению и не означает, что ему будет легко учиться в I классе. [25]

Готовность к школе – это результат образовательной работы с детьми, который показывает эффективность воспитания и обучения, осуществляемую семьей и дошкольным учреждением на протяжении всего дошкольного возраста. Достижение высокого уровня готовности к школьному обучению является условием успешной учебы и эмоционального благополучия первоклассника [12].

Одной из задач дошкольного учреждения является подготовка детей к школе. Переход ребенка в школу - качественно новый этап в его развитии. Этот этап связан с изменением «социальной ситуации развития», с личностными новообразованиями, которые Л.С.Выготский назвал «кризисом 7 лет». Результатом подготовки является готовность к школе. Эти два термина связаны между собой причинно-следственными отношениями: готовность к школе непосредственно зависит от качества подготовки.

Психологи и педагоги выделяют общую и специальную готовность к обучению в школе. Следовательно, в дошкольном учреждении должна осуществляться общая и специальная подготовка.

В содержание понятия общая подготовка (и готовность) входит психологическая, нравственно-волевая, физическая подготовка. Между обозначенными направлениями подготовки и готовности существует тесная, взаимообусловливающая результат связь. Поэтому очень важно, чтобы педагог хорошо знал специфику работы по каждому направлению и вместе с семьей помогал ребенку достичь готовности к школе [20].

Физиологический аспект готовности учитывает созревания организма и физической формы дошкольника. Школьная зрелость показывает уровень морфофункционального развития ребенка, характеризующий его внутренний резерв к систематическому обучению в учебном заведении и ресурсы для того, чтобы справиться с учебной нагрузкой. Для определения этого уровня используется полифакторный анализ, предполагающий оценку биологической зрелости организма, состояния здоровья, оценку функциональной готовности и ряда физиологических функций. Формирование готовности к школе идет скачкообразно. Это условие необходимо учитывать при определении сроков поступления в учебное заведение. Не рекомендуется начинать обучение, если имеются проблемы со здоровьем ребенка или присутствует задержка в формировании школьной зрелости.

Психологический аспект рассмотрения готовности к школе связан с понятием психологической готовности, которая определяет особенности психического развития старшего дошкольника (мотивационного, волевого, познавательного, коммуникативного и пр.) с точки зрения успешного приспособления к новым условиям школьного обучения и эффективности решения задач учебной деятельности, общения и познания в школе.

Особое место в содержании психологической готовности занимает интеллектуальная готовность к школе, под которой понимается соответствующий уровень внутренней организации мышления ребенка, обеспечивающий переход к учебной деятельности. К периоду обучения в школе у ребенка должны быть сформированы такие функции как познавательная активность, овладение способами и приемами умственной деятельности, развитие знаково-символической функции сознания, речи, общего кругозора и способности к дифференциации картины мира.

Учебная деятельность школьника связана с максимальной произвольностью, это определяет необходимость формирования элементарной волевой готовности к школе. Волевая готовность проявляется в умении ребенка проявлять настойчивость в достижении цели, становление мотивов «долженствования», в умении подчинять свои действия правилам, осуществлять самоконтроль. Это значительно облегчает адаптацию к условиям школьного обучения.

Социальный аспект рассмотрения готовности связан с понятием социально-личностной готовности к школе.  О сформированности социально-личностной готовности свидетельствует стремление к новой социальной роли ученика, социальная уверенность, способность построить свои отношения с окружающими в соответствии с культурными нормами. Социально-личностная готовность к школе предполагает также определенный уровень развития эмоциональной сферы, самосознания и самооценки ребенка.

Элементарная социальная зрелость обусловлена способностью, позволяющей ему правильно ориентироваться в мире, вступать в общение и взаимодействие с людьми, осознавать важность и необходимость обучения в школе, проявлять самостоятельность и активность. Социально-ценностные ориентации и построенные на их основе модели поведения, которые субъективно осознаются дошкольником как необходимые и социально одобряемые, являются базой для успешной адаптации к школьным условиям [12].

Так же этому способствует мотивационная готовность, которая выражается в активном стремлении ребенка к обучению в школе, к усвоению новых знаний и проявляется в отношении к учебе как общественно значимому делу. Ребенок, готовый к школе, хочет учиться и потому, что ему хочется занять определенную позицию в обществе людей, а именно позицию, открывающую доступ в мир взрослости, и потому, что у него есть познавательная потребность, которую он не может удовлетворить дома. Сплав этих двух потребностей способствует возникновению нового отношения ребенка к окружающей среде, названного Л.И. Божович "внутренней позицией школьника" [16].

Коммуникативная готовность к школе отражает степень сформированности коммуникативных умений и коммуникативной культуры ребенка, она выражается в возможности содержательного общения со взрослыми и сверстниками, овладении правилами культуры общения, постоянстве навыков культурного поведения. Коммуникативная готовность предполагает наличие произвольно-контекстного общения со взрослыми и кооперативно-соревновательного общения со сверстниками [12].

С точки зрения специальной готовности ребенок, готовый к школьному обучению, с педагогической точки зрения, владеет специальными умениями и навыками, связанными со следующими уровнями:

– развития речи (навыками связной речи, достаточными уровнем сформированности лексического и грамматического строя речи, овладения звуковой культурой речи, умениями фонематического воспитания и звукобуквенного анализа и т.д.);

– развития элементарных математических представлений (высоким уровнем сформированности ориентировки на сенсорные признаки предметов (цвет, форму и величину) и овладения способами перцептивных действий на уровне зрительного соотнесения, овладение количественными представлениями и навыками счета, достаточным уровнем сформированности пространственных и временных представлений и ориентировок и т.д.).

Кроме того, у него должны быть сформированы предпосылки к учебной деятельности – в виде интереса к учению, отдельных учебных умений и навыков (планирования, организации и контроля действий и деятельности в целом) [22].

Это и создает основу для создания у первоклассника качеств, необходимых школьнику для успешного освоения учебного материала, развития положительных сторон его личности.

Таким образом, на современном этапе развития психологии готовность к обучению в школе рассматривается как комплексная психолого-педагогическая характеристика, в которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными для нормальной адаптации ребёнка в новой социальной среде и формирования учебной деятельности.


  1. Методики взаимодействия ДОУ и семьи на современном этапе

Одним из условий формирования школьной готовности ребенка, наряду с использованием активных форм и методов работы с детьми и организацией развивающей предметно-пространственной среды в ДОУ, является возможность взаимодействия педагогов и родителей на основе понимания сущности проблемы подготовки детей к школе .

По мнению Куликовой Т.А.  отношение между ДОУ и семьей определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие». Сотрудничество предполагает общение «на равных», без привилегий указывать, контролировать, оценивать [20].

Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с семьей – это целенаправленный процесс сотрудничества, обеспечивающий психолого-педагогическую поддержку семьи, повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания и образования детей.

Целью взаимодействия дошкольного учреждения с семьей следует считать установление партнерских связей между семьей и дошкольным учреждением и включение семьи в жизнедеятельность дошкольного учреждения. Взаимодействие дошкольного учреждения и семей воспитанников реализуется в ряде направлений:

  1. Изучение семьи и условий воспитания детей в семье: знакомство с семьей, стилем семейного воспитания, особенностями детско-родительский отношений, ценностями семьи и др.
  2. Определение форм, методов и приемов работы дошкольного учреждения с семьей, применение их в процессе взаимодействия.
  3. Определение содержания работы по педагогическому просвещению родителей.
  4. Повышение активности родителей во взаимодействии с дошкольным учреждением.
  5. Составление рекомендаций для педагогов по организации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей [11].

Всем известно, что взаимодействие педагога с родителями — достаточно сложный процесс, и он требует специальной подготовки воспитателей по нескольким направлениям. В первую очередь необходима убежденность педагогов в том, что взаимодействие с родителями является важнейшим условием повышения их профессиональной компетентности в общении с родителями, что повышает результат эффективной работы с детьми.

Как указывает Мясищев В.Н., результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, которые, являясь внутренней личностной основой взаимодействия, зависят от отношений людей, от положения взаимодействующих. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Когда же взаимодействие протекает в условиях подавления одного человека другим, оно способно маскировать истинные отношения.

По мнению Сухомлинского А.В. успешная воспитательная работа совершенно немыслима без системы педагогического просвещения, повышения педагогической культуры родителей, которая является важной составной частью общей культуры.

Бондаревская Е.В. считает, что педагогическую культуру родителей необходимо рассматривать через культуру семьи, характеризующуюся способностью к воспитанию ребенка с учетом его интересов. В структуру педагогической культуры автор включает гуманную педагогическую позицию, личностные качества родителей, уровень их образованности, педагогические знания и опыт, традиции семьи [23].

Педагогическая культура родителей должна повышаться усилиями педагогов. Для этого педагогам необходимо иметь представление в чём заключается организаторская деятельность дошкольного учреждения, направленная на это и какие формы работы эффективнее использовать.  

Психолого-педагогическое просвещение родителей включает в себя пропаганду литературы по педагогической тематике, помощь в выборе надёжных в теоретическом отношении источников.  Необходимо помнить, что ориентированность дошкольного учреждения на повышение педагогической культуры конкретной семьи усиливает требования к уровню психолого-педагогических знаний об особенностях возрастного развития ребёнка, закономерностях и принципах воспитания и обучения [25].

Вовлечение родителей в педагогический процесс, наличие возможности участвовать в организации жизни ДОУ, пребывание родителей на занятиях, создание условий для творческой самореализации педагогов детей, информационно-педагогические материалы, выставки детских работ и подобные мероприятия обуславливают взаимодействие педагогов и семей воспитанников для обеспечения готовности детей к обучению в школе. В основе взаимодействия педагогов и родителей по формированию школьной готовности находится умение находить контакт с конкретным ребенком на основе знания возрастных особенностей. Необходимо учитывать интересы, способности и предшествующий опыт дошкольника, проявлять понимание, терпимость и такт в его воспитании и обучении, стараться учитывать его интересы, чувства и эмоции. [7].

Главная цель педагогов ДОУ –  оказать семьям воспитанников квалифицированную педагогическую помощь, совместно реализуя воспитательные функции:

  • развитие интересов и потребностей ребенка;
  • распределение обязанностей и ответственности между родителями в постоянно меняющихся ситуациях воспитания детей;
  • поддержка открытости во взаимоотношениях между разными поколениями в семье;
  • выработка образа жизни семьи, формирование семейных традиций;
  • понимание и принятие индивидуальности ребенка, доверие и уважение к нему как к уникальной личности.

Данная цель реализуется через следующие задачи:

  • воспитание уважения к детству и родительству;
  • взаимодействие с родителями для изучения их семейной микросреды;
  • повышение и содействие общей культуры семьи и психолого-педагогической компетентности родителей;
  • оказание практической и теоретической помощи родителям посредством основ теоретических знаний и формирование умений и навыков практической работы с детьми;
  • использование с родителями различных форм сотрудничества и совместного творчества, исходя из индивидуально-дифференцированного подхода к семьям.

 Доверительные отношения между дошкольным учреждением и семьей  обеспечивают такие условия, как изучение семей воспитанников (сюда входит учет различий в возрасте, образовании родителей, общий культурный уровень, их позиции в воспитании ребенка и пр.), открытость дошкольного учреждения семье и ориентация педагога на взаимодействие.

Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи складывается из различных форм работы. Их можно классифицировать по следующим параметрам.

  1. Периодичность (ежедневные, еженедельные, ежемесячные или по необходимости)
  2. Место проведения (в помещении ДОУ или за его пределами)
  3. Количество участников (подгруппа, группа, индивидуально)
  4. Состав участников: педагоги (воспитатели, музыкальный руководитель, педагог-психолог, педагог-дефектолог, социальный педагог, методист, заведующий) и родители, или педагоги, родители и дети, или педагоги, родители и приглашенные специалисты (врачи, финансисты, юристы)
  5. Задачи взаимодействия с семьей (увеличивающие педагогическую компетентность родителей, способствующие их включению в педагогический процесс)
  6. Характер взаимодействия педагогов с родителями (непосредственный и опосредованный)
  7. Деятельность участников (взаимодействие в познавательной, трудовой, досуговой деятельности) [1].

Применение на практике новых форм отношений родителей и педагогов возможно только при условии полной открытости с обеих сторон. Результаты зарубежных и отечественных исследований позволяют охарактеризовать, из чего складывается открытость дошкольного учреждения, включающая «открытость внутрь» и «открытость наружу». Придать дошкольному учреждению «открытость внутрь» значит сделать педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцированным, гуманизировать отношения между детьми, педагогами, родителями. Создать такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса (дети, педагоги, родители) возникала личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности, мероприятии, рассказать о своих радостях, тревогах, успехах и неудачах и т.д.

Содержание работы детского сада в микросоциуме может быть весьма разнообразным, во многом определяется его спецификой. Ее несомненная ценность - в упрочении связи с семьей, расширении социального опыта детей, инициировании активности и творчества сотрудников детского сада, что в свою очередь работает на авторитет дошкольного учреждения, общественного воспитания в целом [20]

  1. Использование разных форм взаимодействия дошкольного

образовательного учреждения и семьи в подготовке детей

к обучению в школе

В наше время дошкольными учреждениями накоплен большой опыт организации сотрудничества с родителями, которому необходимо найти применение на практике. Педагогам дошкольных образовательных учреждений постоянно необходимо совершенствовать содержание и формы взаимодействия с родителями, добиваясь гармоничного сочетания воспитательных воздействий на ребенка в ДОУ и в семье, обеспечить всестороннее развитие личности и благополучное последующее обучение в школе.

Поиск новых методов в работе дошкольной организации с семьей и современных форм деятельности, ориентированных на всестороннее развитие дошкольника и подготовку его к обучению в школе представляет актуальный вопрос в современном дошкольном образовании, выступает одним из важных условий формирования готовности к школе.

 Взаимодействие детского сада с семьей можно реализовывать по нескольким направлениям, главное, чтобы вследствие этого взаимодействия повышалась активность родительской позиции и уровень педагогической культуры родителей. Оно должно способствовать гармоничному развитию дошкольников.

Анализируя педагогический опыт, можно прийти к заключению, что взаимодействие педагогов и родителей может быть реализовано не только в традиционных, но часто и нетрадиционных формах [3].

К традиционным формам работы с семьей относятся тематические консультации и беседы.  Основное различие между этими формами состоит в том, что, проводя консультацию, отвечая на вопросы родителей, педагог стремится дать им квалифицированный совет, чему-то научить.

На консультацию отводится 30-40 минут, они проводятся как в индивидуальном порядке (в случае необходимости), так и по группам.

Беседа, как более доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, может использоваться в качестве самостоятельной формы и в сочетании с другими формами: на родительском собрании, консультации, при посещении семьи.

Цели беседы — обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям необходимой помощи.

Основу для бесед с родителями составляют результаты наблюдения воспитателем за детьми. Беседа так же может возникнуть по инициативе родителей. Если беседу инициировали родители (обычно это происходит стихийно), а воспитатель не может в данное время уделить им необходимого внимания, то назначается встреча в удобное для всех время. При этом следует учитывать, если вопросы, затрагиваемые в беседе, связаны с внутрисемейными отношениями, то присутствие посторонних лиц нежелательно, так как обстановка беседы должна располагать к откровенности.

Если инициатор беседы — педагог, он заранее продумывает: с чего начнет ее, какие вопросы задаст родителям. Договариваясь о времени беседы, педагог должен сообщить ее тему и попросить подготовить вопросы, на которые родители хотели бы получить ответ [1].

Примерные тематические консультации, беседы, рекомендации при подготовке детей к школе:

  • Адаптация к школе;
  • На пороге школы;
  • Скоро в школу;
  • Нежелание идти в школу;
  • Балуем ребенка?
  • Дисциплина – это обучение правильному поведению;
  • Как развивать самостоятельность ребенка;
  • Играя – познает мир;
  • Детская любовь;
  • Как помочь непопулярному школьнику найти друзей;
  • Как научить ребенка общаться;
  • Как научить ребенка защищаться;
  • Научите ребенка правильно общаться с другими детьми;
  • Ребенок-кривляка;
  • Упрямство, строптивость, своеволие, деспотизм, негативизм;
  • Трудные дети;
  • Скоро в школу (мотив обучения).

Анкетирования и тестирования помогают выявить основные направления в обсуждаемой проблеме.

  • Анкетирование родителей с целью изучения спроса на дополнительные услуги в ДОУ;
  • Анкетирование родителей «Как помочь учиться?»;
  • Тестирование родителей «Знаю ли я своего ребенка?»;
  • Выявление педагогической культуры родителей;
  • Выявление особенностей воспитания детей в семье;
  • Тестирование детей «Моя семья»;
  • Тестирование детей «Два домика»;

Рекомендации, консультации узких специалистов:

  • Рекомендации по изучению педагогической литературы;
  • Рекомендации по использованию методических пособий;
  • Консультации врача;
  • Консультации инструктора по физкультуре;
  • Консультации музыкального руководителя.

Организационные мероприятия по подготовке к школе

  • «Мамы, в школу собирайтесь!»
  • Практикум на тему «Старший дошкольник – будущий первоклассник» с участием родителей;
  • Тренинг для родителей «Умеем ли мы общаться?»;
  • Тренинг для родителей «Развитие общительности.

Одной из традиционных форм работы с родителями остается родительское собрание. Одной из эффективных форм проведения родительского собрания является «погружение», когда родители как бы становятся на место своих детей, а педагог проводит занятие (беседу). Такая форма очень комфортна как педагогу, так как он осуществляет свою привычную деятельность, так и родителям, которые могут расслабиться, почувствовав себя детьми [15].

Нетрадиционные формы работы с родителями можно разделить на информационно-аналитические, познавательные и наглядно-информационные. Основной задачей информационно-аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование данных о семье каждого воспитанника. Выясняются сведения о культурном уровне родителей, наличии у них основных педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, основных интересующих родителей вопросах. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях дошкольного учреждения, повышение эффективности воспитательно-образовательной работы с детьми в формировании готовности детей к обучению в школе.

 Примером формы информационно-аналитической работы является – «Почтовый ящик» - специальная коробка, в которой родители могут оставлять записки со своими идеями и предложениями, вопросами, касающимися воспитания и образования дошкольников. Данные темы рассматриваются на родительских собраниях, на заседаниях родительского клуба, круглых столов или даются письменно в виде папок-передвижек, буклетов и памяток. Такая форма работы является очень эффективной при нехватке времени на личные консультации. [3].

Одной из нетрадиционных форм просвещения родителей в процессе подготовки детей к школе как отмечают Л.В. Загик, Т.А. Куликова, Т.А. Маркова  является организация «родительского клуба», который представляет собой педагогическое консультирование, на  котором добровольно и систематически встречаются семьи, неравнодушные к проблемам готовности детей к школьному обучению. Клуб строит отношения с семьей на принципах добровольности, личной заинтересованности. Это отличает его от назидательно-поучительной формы родительских собраний. В родительском клубе семьи объединяет общая проблема и совместные решения относительно помощи ребенку [20].

По мнению Т.И. Гризик, различные наглядные формы помогают осуществлять педагогическую пропаганду по подготовке детей к школе. Родителей знакомят с вопросами готовности детей к школе. Этому способствует информация, размещенная на стендах, тематические выставки и т.д. Непосредственно наблюдая воспитательно-образовательный процесс, передовые методы работы, родители получают доступ к актуальной педагогической информации. Можно периодически оформлять групповые мобильные стенды для родителей - «Для вас, родители», содержащие информацию по данной проблеме [27].

К наглядным формам работы с семьями воспитанников относятся так же публикации, листовки, памятки, буклеты. Они создаются с целью размещения материалов, освещающих психолого-педагогическим проблемы и вопросы готовности детей к обучению в школе, например «Что должен уметь ребенок в подготовительной группе», «Семья и ДОУ: совместная подготовка детей к обучению в школе» и т.д. [5].

Создание сайта дошкольного образовательного учреждения является одной из современных интерактивных форм взаимодействия, которая обеспечивает информационную открытость учреждения, позволяя родителям принимать участие в жизни детского сада при помощи дистанционного общения и интерактивного взаимодействия. В современных условиях сайт дошкольного образовательного учреждения –это важный элемент информационной политики учреждения, способ решения образовательных задач, позволяющий формировать информационную компетентность родителей. В режиме реального времени родители могут принимать участие в мониторинге достижений детей, получать информацию о направлениях работы детского сада, дистанционно выступая участниками образовательного процесса. Такая оперативность дистанционного взаимодействия влияет на результативность воспитательно-образовательного процесса и является еще одной возможностью взаимодействия на расстоянии, не теряя обратной связи. Вариантом интерактивного взаимодействия может стать сетевое взаимодействие: обсуждение в блоге, на форуме. [11].

Таким образом, перечисленные современные формы взаимодействия ДОУ с родителями организуются с целью создания благоприятных психолого-социальных и социально-педагогических условий для формирования готовности детей к обучению в школе.

Выводы по первой главе

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования школьной готовности детей в ДОУ позволяет сделать следующие выводы. Готовность к школе – это необходимый и достаточный уровень психического развития ребенка для начала освоения школьной учебной программы в условиях обучения в группе сверстников. Вопрос готовности ребенка к школе остается актуальным, хотя в настоящее время в ФГОС ДО предпринята попытка осознания, систематизации основных ее компонентов, отраженных в виде основных задач дошкольного образования (социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка).

Использование разнообразных форм и методов при взаимодействии с семьями воспитанников выступает одним из условий формирования у детей 6-7 лет готовности к школьному обучению.

 Совместная целенаправленная работа направлена на то, чтобы сформировать все компоненты готовности к школьному обучению. Недостаточная сформированность хотя бы одного из компонентов не позволяет ребенку в полной мере адаптироваться к условиям школьной жизни.

Период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтому задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов.



2 ЧАСТЬ. ПРАКТИЧЕСКИЙ ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ

РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОУ И СЕМЬИ

 В ПОДГОТОВКЕ ДЕТЕЙ 6-7 ЛЕТ К ШКОЛЕ

2.1. Организация и подбор диагностики уровня подготовки детей

6-7 лет к школьному обучению

Диагностике готовности к школьному обучению отводится важное место в образовательном процессе. Она позволяет понять верный ли курс выбрал педагог, осуществляя подготовку детей к школе.  Главная функция диагностики заключается в выявлении причин, препятствующих продвижению ребенка на более высокий уровень развития. Педагогам необходимо сфокусироваться на их устранении. Результаты диагностики готовности к школе – это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребенка.

Диагностика проводится дважды: первичная - октябрь-ноябрь и повторная - апрель–май. По результатам последней можно проследить динамику развития уровня школьной готовности и сделать заключение о степени школьной зрелости ребенка [21].

I. Диагностика интеллектуальной готовности ребенка к школе

Графический тест  Керна-Йирасека на готовность к обучению

 в школе

Данная методика актуальна для 5-7-летних детей, ее целью является проверка их  готовности к школьному обучению. Сюда входит оценка личностной зрелости ребенка (задание 1), его мелкой моторики рук и зрительной координации (задание 2), также тест позволяет выявить зрительно-пространственное восприятие будущего первоклассника, зрительную память (задание 3) и мышление (исходя из общей оценки всего теста).

 Тест может применяться как индивидуально, так и в группе.

Ориентационный тест школьной зрелости Я.Йирасека, являющийся модификацией теста А.Керна, состоит из 3-х заданий: подражание письменным буквам, срисовывание группы точек, рисование мужской фигуры по представлению. Результат оценивается по пятибалльной системе, а затем вычисляется суммарный итог по всем трем заданиям. Данная методика позволяет определить уровень развития мелкой моторики, предрасположенность к овладению навыками письма, уровень развития координации движений руки и пространственной ориентации.

Выявляет общий уровень психического развития, уровень развития мышления, умение слушать, выполнять задания по образцу, произвольность психической деятельности.

 Методика проведения

Ребенку дают сложенный пополам лист A4 и простой карандаш. Лист должен лежать как тетрадка. Сидеть он должен так, как ему удобно, чтобы стол и стул были с учетом его роста.

Когда все готово, усаживаете ребенка, кладете перед ним сложенный лист бумаги, даете   первое задание и ждете, когда он его выполнит. Затем просите его развернуть лист для второго задания и т.д.

 Задание 1: «Нарисуй мужчину. Так как ты умеешь» (больше ничего не говорим и на все реплики ребенка повторяем инструкцию без своего пояснения). Если он спрашивает, можно ли нарисовать женщину, говорите: “Нужно нарисовать мужчину”. Если ребенок уже начал рисовать женщину – дождитесь, пока он закончит,  и повторите просьбу нарисовать мужчину. Бывает, что ребенок отказывается рисовать именно мужчину,  тогда делаем следующее задание.

 Задание 2: Ребенок переворачивает лист и видит вверху в левой части предложение. Вы говорите: “Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но попробуй, может  быть у тебя получится точно так же. Внимательно посмотри и здесь рядом на свободном месте напиши так же”. Т.е. мы предлагаем ему скопировать фразу.  

Задание 3: Затем он переходит к группе точек. Вы говорите:  «Посмотри,  здесь нарисованы точки. Попробуй здесь, рядом, нарисовать точно так же». Вы можете пальцем показать место, где он будет их рисовать.

После окончания теста не забудьте похвалить ребенка.

Ключ к тесту на школьную зрелость.

Задание 1

1 балл. Нарисованная фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Голова соединена с туловищем и не должна быть больше его. На голове имеются волосы (возможно, они под кепкой или шапкой) и уши, на лице – глаза, нос и рот. Руки заканчиваются пятипалой кистью. Ступни внизу отогнуты.

Фигура имеет мужскую одежду и изображена синтетическим (контурным) способом (рисуется сразу как единое, а не составляется из отдельных законченных частей), при котором всю фигуру можно обвести одним контуром, не отрывая карандаша от бумаги. На рисунке видно, что руки и ноги как бы «растут» из туловища, а не прикреплены к нему. В отличие от синтетического более примитивный аналитический способ рисования предполагает изображение отдельно каждой из составляющих частей фигуры. Так, например, сначала рисуется туловище, а затем к нему «прикрепляются» руки и ноги.

2 балла. Все требования (кроме использования синтетического способа рисования) выполняются на единицу. Отсутствие трех деталей (шея, волосы, один палец руки, но не часть лица) можно не учитывать, если фигура нарисована синтетическим способом.

3 балла. Фигура должна иметь голову, туловище и конечности. Руки или ноги нарисованы двумя линиями (объемные). Допускается отсутствие шеи, волос, ушей, пальцев и ступней, одежды.

4 балла. Упрощенный рисунок с головой и туловищем. Конечности (достаточно одной пары) нарисованы только одной линией каждая.

5 баллов. Отсутствует четкое изображение туловища («головоножка» или преобладание «головоножки») или обеих пар конечностей. Каракули.

Задание 2

1 балл. Образец целиком скопирован. Буквы превышают размер букв образца не более,  чем в два раза. Первая буква по высоте соответствует прописной. Буквы четко связаны в два слова. Скопированная фраза отклоняется от горизонтальной линии не более, чем на 30°.

2 балла. Образец скопирован разборчиво. Размер букв и соблюдение горизонтальной линии не учитываются.

3 балла. Явная разбивка надписи на две части. Можно понять хотя бы четыре буквы образца.

4 балла. С образцом совпадают хотя бы две буквы. Воспроизведенный образец все еще создает строку надписи.

5 баллов. Каракули.

Задание 3

1 балл. Почти совершенное копирование образца. Допускается незначительное отклонение одной точки от строки или колонки. Уменьшение образца допустимо, а увеличение не должно быть более, чем вдвое. Рисунок параллелен образцу.

2 балла. Число и расположение точек должны соответствовать образцу, можно не учитывать отклонение не более трех точек на половину ширины зазора между строкой или колонкой.

3 балла. Рисунок в целом соответствует образцу, не превышая его по ширине и высоте более, чем вдвое. Число точек может не соответствовать образцу, но их не должно быть больше 20 и меньше 7. Допускается любой разворот – даже на 180°.

4 балла. Контур рисунка не соответствует образцу, но все же состоит из точек. Размеры образца и число точек не учитываются. Иные формы (напр., линии) не допускаются.

5 баллов. Каракули.

Интерпретация, расшифровка.

Сумма результатов выполнения отдельных заданий является общим результатом исследования по этому тесту.

Ребенок, получивший за выполнение всех заданий от 3 до 5 баллов, оценивается по уровню психомоторного развития как зрелый, то есть готовый к школе.

6-7 баллов – средний уровень готовности к школе, так называемый «зреющий». В этом случае можно говорить о благоприятном прогнозе.

8-9 баллов – уровень готовности к школе ниже среднего. Этот ребенок нуждается в дополнительных занятиях.

Ребенок, получивший 10 и более баллов, оценивается как незрелый по психомоторному развитию.

Тест Керна-Йирасека предназначен для исследования интеллектуальной сферы, но на основе его первого задания (рисование мужской фигуры по памяти) можно получить некоторую косвенную информацию о личностных особенностях ребенка. При интерпретации этого теста учитываются место расположения человеческой фигуры на листе и ее размер, качество линий рисунка (жирные, вдавленные, тонкие, многоразовое обведение одной линии), размер различных частей тела, его диспропорция, отсутствие каких-либо частей тела или каких-либо черт лица, прорисовка глаз. Учитывается также место, отводимое в рисунке каждой из основных частей тела, например, голове, чертам лица, волосам, шее, плечам, груди, торсу, бедрам и конечностям. Если, например, ребенок не рисует пальцы рук или рисует слишком длинные руки, то следует изучить особенности его общения. Когда все линии рисунка жирные, вдавленные, много раз обведенные, требуется обследовать его на предмет тревожности. Размер изображенной фигуры и расположение ее на листе бумаги (в центре, в углу) дают основание предположить о тех или иных особенностях самооценки. Но необходимо помнить, что вся эта косвенная информация о личностных особенностях ребенка не должна приниматься как его характеристика.

ла интеллектуальный мотивационный эмоциональный

II. Диагностика мотивационной готовности ребенка к школе

Методика определения ведущих мотивов учения

Ребенку предъявляется следующая инструкция: «Сейчас я прочитаю тебе рассказ, в котором мальчики (для мальчиков или девочки – для девочек) разговаривают про школу, а ты внимательно послушай». Далее зачитывается рассказ и к каждому случаю выкладывается схематическая картинка.

«Собрались как-то дети вместе и стали говорить, почему они ходят в школу.

- первый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что меня мама заставляет. Если бы не мама, я бы в школу не ходил.

- второй мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что мне нравится туда ходить, учить уроки. Даже если бы школы не было, я бы все равно учился.

- Третий мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что там весело, там много ребят, есть с кем играть.

- четвертый мальчик ответил: А я хожу в школу, потому что хочу быть большим. Когда я хожу в школу, я чувствую себя взрослым, а до школы я был маленьким.

- пятый мальчик сказал: Я хожу в школу, потому что нужно учиться. Без учения никакого дела не сделаешь. А вырастешь, можешь стать кем хочешь.

- шестой же мальчик заметил: А я хожу в школу, потому что получаю там пятерки.

После того, как выложили все картинки, ребенку задается три вопроса:

как, по-твоему, кто из мальчиков прав? А почему?

c кем из ребят ты хотел бы играть? А почему?

а с кем из них ты хотел бы учиться? Почему?

Каждый рассказик соответствует определенному мотиву учения. Поэтому, предпочтения ребенка в выборе друга определяет его ведущие мотивы:

1 – отсутствие школьной мотивации как таковой;

2 – познавательный мотив;

3 – игровой мотив;

4 – узколичностный мотив;

5 – социальный мотив;

6 – мотив получения хороших оценок.

III. Диагностика эмоциональной готовности ребенка к школе

Тест на психологическую и социальную готовность ребенка к школе

Инструкция: я зачитаю тебе несколько предложений. Если ты согласен, поставь + на листе бумаги.

1. Когда я пойду в школу, у меня появится много новых друзей.

2. Мне интересно, какие у меня будут уроки.

3. Думаю, что буду приглашать на день рождения весь свой класс.

4. Мне хочется, чтобы урок был дольше, чем перемена.

5. Когда пойду в школу, буду хорошо учиться.

6. Мне интересно, что в школе предлагают на завтрак.

7. Самое лучшее в школьной жизни -это каникулы.

8. Кажется, в школе намного интереснее, чем в саду.

9. Мне очень хочется в школу, т.к. мои друзья тоже идут в школу.

10. Если было бы можно, я бы еще в прошлом году пошел в школу.

Оценка результатов:

Высокий уровень - если ребенок поставил не менее 8 плюсов

Средний уровень - от 4до 8 плюсов, ребенок хочет в школу, но она привлекает его своими внеучебными сторонами. Если большее кол-во плюсов на первые 5 пунктов, то ребенок мечтает о новых друзьях и играх, если же на пункты от 6 до 10 – представление о школе сформировано, отношение положительное.

Низкий уровень - от 0 до 3х плюсов. Ребенок не имеет представления о школе, не стремится к обучению.

IV. Диагностика физиологической готовности ребенка к школе

Определение ведущего уха, ведущего глаза, ведущей ноги

Помимо ведущей руки, полную картину Вы можете получить, определив ведущий глаз, ухо и нижнюю конечность ребенка.

Выявление ведущего глаза.

Ребенку предлагают расположить на расстоянии вытянутой руки лист бумаги с небольшим отверстием. Сквозь отверстие в листе необходимо рассмотреть какой-либо предмет (расстояние до которого 1–2 метра). Затем ребенку предлагается, не теряя из поля зрения предмет, приблизить лист бумаги к глазу и рассмотреть предмет через отверстие. Ведущим является тот глаз, который ребенок будет использовать чаще при неоднократном повторении пробы. Лист бумаги для этого тест можно так же просто свернуть трубочкой.

Кроме того, можно предложить ребенку обычный калейдоскоп. То, каким глазом он воспользуется тоже показательно.

Выявление ведущего уха.

Перед ребенком, сидящим за столом расположите часы. Задание следующее: не дотрагиваясь до часов определить, работают ли они. Ухо, которым ребенок будет чаще пользоваться, является ведущим. (Часов для пробы желательно иметь несколько – работающих и неработающих).

Выявление ведущей ноги.

Та нога, с которой ребенок чаще начинает движение при беге, прыжках через скакалку и т. п. является ведущей.

Утверждать что ребенок левша можно только в ситуации, когда ведущими являются и левая рука, нога, глаз и ухо. В таком случае, скорее всего, ведет правое полушарие. Если ребенок предпочитает пользоваться левой рукой, но в остальном ведет правый из парных органов, говорят о леворукости и не более.

Тип мыслительной деятельности в зависимости от ведущей руки, глаза и уха:

  • Правая рука, правый глаз и правое ухо – левополушарник, "мыслитель".
  • Правая рука, левый глаз, левое ухо – правополушарники, "художники".
  • Правая рука, левый глаз, правое ухо; правая рука, правый глаз, левое ухо – смешанный тип.
  • Леворукие дети относятся к особой группе. Они ярко выраженные правополушарники.

 

2.2. Обзор публикаций по использованию различных форм

 взаимодействия семьи и ДОУ в формировании готовности детей

 6-7 лет к школьному обучению

Исходя из проблемы исследования был проанализирован опыт педагогов по формированию готовности к школьному обучению посредством работы с родителями.

В статье «Место и роль семьи при подготовке ребенка к школе» воспитатель Решетникова А. С.  освещает опыт работы педагогического коллектива МБДОУ ЦРР д/с №3 «Катюша» Республики Саха (Якутия) по взаимодействию с родителями при подготовке детей к школе. Актуальность данной статьи заключается в том, что поступление в школу является серьёзной стрессовой ситуацией как для самого ребёнка, так и для всей семьи - к этому необходимо готовить заранее не только детей, но и родителей, так семья оказывает наибольшее влияние на готовность ребенка к новому этапу его жизни. В своей работе автор дает подробный анализ форм взаимодействия с родителями, как традиционных, так и нетрадиционных.

Главной целью педагоги ставят выявление психолого-педагогических условий, возможностей семьи по подготовке детей к школе.

Задачами работы с родителями определяются:

- Вызвать у родителей мотивацию к подготовке детей к школе;

- Обобщить опыт подготовки детей в семьях;

- Направить усилия родителей на поиск средств подготовки детей к школе в семье.

Практическая значимость данной статьи заключается в представленном обобщенном педагогическом опыте взаимодействия с родителями, как одного из условий успешной подготовки детей к школе.

По словам автора большое внимание в этом дошкольном учреждении уделяется в индивидуальным формам работы с родителями: анкетирование, тематические консультации и беседы.

Многие педагоги для того, чтобы изучить социальные отношения между детьми и родителями проводят анкетирование. В результате анкетирования выявляются методы и приемы воспитания в семье. Обеспечивается индивидуальный подход в воспитании детей.

Для того чтобы лучше изучить условия, созданные для осуществления подготовки детей к школе, педагоги посещают семьи воспитанников. Информационно-просветительная работа начинается с изучения родителями информации, размещенной на стенде «Скоро в школу». Здесь в занимательной форме воспитатели и другие специалисты выставляют всю полезную информацию о том, как подготовить ребенка к школе.

Так же проводятся тематические родительские собрания с целью осуществления просвещения родителей и повышения их уровня компетентности в области обучения и воспитания детей. На собраниях рассматриваются такие темы как: «Значение режима дня в жизни старшего дошкольника», «Как подготовить ребенка к школе», «Воспитание волевых качеств у ребенка».

 Чтобы родители выступали не просто как слушатели, но и как активные участники, проводятся семинары-практикумы, такие как «Контрольная для родителей», «Знаете ли вы своего ребенка?».

Таким образом, автор делает акцент на том, что взаимодействие с родителями в данном направлении является необходимым условием для успешной подготовки будущего первоклассника [32].

Как подчеркивает Рыжкова Светлана Николаевна - заместитель заведующего по ВМР в статье «Взаимодействие семьи и ДОУ в процессе формирования готовности ребенка к школьному обучению» одним из главных условий подготовки к школьному обучению в семье является постоянное, осуществляемое в разных формах, сотрудничество ребенка с другими членами семьи. Другим условием успешного воспитания и развития является выработка у ребенка умения преодолевать трудности. Автор справедливо отмечает, что нельзя недооценивать роль семьи в подготовке детей к школьному обучению.    Рыжовой С.Н. проведено исследование  уровня сформированности предпосылок овладения учебной деятельностью в результате которого выявлено, что совместная работа семьи и ДОУ по формированию готовности детей к школьному обучению в значительной степени способствует: созданию положительной эмоциональной среды общения между детьми, родителями и педагогами; повышению психолого-педагогической культуры родителей; обобщению опыта семейного воспитания; установлению преемственных связей с выпускниками ДОУ и их родителями. Поэтому широкое применение в практике МБДОУ детский сад общеразвивающего вида №114 г. Нижний Новгорода получили коллективные формы работы. Они достаточно подробно описаны автором как направленные на повышение компетентности родителей в вопросе подготовки детей к школе. В практике данного дошкольного учреждения  проводятся родительские собрания, консультации, экскурсии по ДОУ, регулярные «Дни открытых дверей», на которых педагоги знакомят родителей с содержанием и методами подготовки детей к школе.

Одной из эффективных форм работы с родителями по мнению автора является организация различных клубов: «Школа для родителей», «Заботливые родители» и т.п.  Целью работы клубов является осуществление тесного контакта между родителями и специалистами детского сада, что способствует приобретению дополнительных знаний родителями в области воспитания и обучения своих детей. В работе клуба принимают участие специалисты: учителя-дефектологи и логопеды, психолог, инструктор по плаванью, инструктор по физической культуре, воспитатели. Автор акцентирует внимание на том, что только совместными усилиями педагогического коллектива и семьи воспитывается личность дошкольника, формируется его школьная зрелость [28].

Малыгина Т.Ю. в своей статье «Содержание и формы работы с родителями по подготовке ребенка к школе в условиях реализации ФГОС ДО» анализирует собственный опыт и опыт своих коллег г. Арзамас  по использованию индивидуальных, коллективных, наглядно-информационных форм работы с родителями по формированию школьной готовности.  На конкретных примерах автор показывает эффективность той или иной формы взаимодействия с родителями при формировании школьной готовности.

Малыгина Т.Ю отмечает роль индивидуальных форм работы с родителями, таких как консультация «Возрастные особенности детей дошкольного возраста», «Подготовка руки дошкольника к письму», рекомендации «Советы родителям будущих первоклассников», «Воспитание ответственности и самостоятельности»; анкетирование «Как помочь ребенку учиться», «Готов ли ваш ребенок к поступлению в школу?»

Коллективные формы работы используемые в данном ДОУ:
родительские собрания, «Гостиные для родителей» с участием учителей начальных классов; беседы, круглые столы, тренинги, практикумы; мастер-классы; совместные экскурсии в школу; участие родителей в проведении праздников; организация дней открытых дверей в детском саду; консультации на сайте ДОУ; организация тематических выставок; совместное создание предметно-развивающей среды. Так же целесообразно проводить встречи с учителями начальных классов.

Проводятся беседы «Скоро Ваш ребенок пойдет в школу», в результате которой родители получают ответы на интересующие их вопросы, узнают, как можно преодолеть трудности при поступлении ребенка в школу, как проверить школьную зрелость.

Как отмечает автор, самой востребованной и привлекательной формой взаимодействия с родителями оказалось досуговое направление. Это объясняется тем, что каждое совместное мероприятие помогает родителям: посмотреть изнутри возможные проблемы своего ребенка, трудности при взаимоотношении со сверстниками; попробовать разные подходы; увидеть, как это выполняют другие дети, то есть, приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родителями других детей.

Анализ автором наглядно – информационных форм, используемых в детском саду г. Арзамас, показал, что наиболее эффективными из них являются родительские уголки, информационные стенды, папки-передвижки, выпуски газет, видеопрезентации, памятки, мини-вебинары [29].

В своей статье «Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ» Епифанова, С. Д. грамотно анализирует условия формирования школьной готовности. Как отмечает автор, каждый педагог заинтересован в том, чтобы родители были увлечены воспитанием детей. Без родительского участия процесс воспитания не возможен, или, по крайней мере, не полноценен. Актуальность настоящего исследования заключается в том, что проблема взаимодействия родителей и педагогов при формировании готовности к школе остается значимой до сих пор. По мнению автора, основная задача педагогов и родителей — организовать своевременную помощь будущему ученику с целью предупреждения возможных проблем в процессе адаптации к обучению в школе. Реализация этой задачи предполагает проведение индивидуальных консультаций, бесед с родителями по самым различным вопросам. Работа с родителями, как указывает Епифанова  С.Д., должна осуществляться в нескольких направлениях: развитие взаимодействия детей и родителей, отношений взаимопонимания и взаимоуважения в семье; организация совместной деятельности детей и родителей; развитие самоуправления в родительском коллективе с целью формирования субъективной позиции родителей в решении проблем ребенка, предоставление родителям реальных правы в обсуждении вопросов воспитания и обучения детей в школе.  Для решения этих задач используются как традиционные, так и инновационные формы взаимодействия с родителями. Родительские собрания остаются самой распространенной формой взаимодействия. Родители с большим интересом и желанием посещают те мероприятия, на которых они могут обсудить волнующие их вопросы.

 Очень важно взаимодействие всех специалистов ДОУ с родителями: учителя-логопеда, педагога-психолога, музыкального руководителя, воспитателей. Помимо общих собраний, очень важны индивидуальные консультации с родителями. Бывают ситуации, когда ситуацию можно разрешить только индивидуально.  Автор считает необходимым повышение уровня педагогической культуры родителей, формирование у них психолого-педагогических знаний о своей роли в семье и воспитании детей, взаимодействии с ребенком, умений организовать необходимые благоприятные условия для воспитания и образования ребенка. Совместная работа специалистов и воспитателей обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах подготовки детей к школе, делает родителей полноправными участниками педагогического процесса.

Автор отмечает значимость использования не только традиционных, но и новых нетрадиционных форм работы с родителями, например: защита семейных проектов «Наша школа»; проведение творческих конкурсов: «Семейные игры для подготовки к школе», «Уголок школьника в нашем доме» и т. д.; родительская конференция «В первый класс не в первый раз», на которой родители могут обменяться опытом подготовки к школе старших детей, его положительные, отрицательные и спорные моменты; «Модернизация школьного обучения» — рекомендации учителей по подготовке к школе в рамках реализации новых государственных образовательных стандартов.

 Данная статья демонстрирует, что период подготовки ребенка к школе является очень важным моментом в жизни семьи, поэтом задача ДОУ использовать все многообразие форм работы с родителями для оказания помощи и получения максимально положительных результатов [18].

Обобщив педагогический опыт работы, можно сделать вывод, что педагоги, используя как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с семьями воспитанников как одно из условий при формировании готовности детей 6-7 лет к школе, стремятся к тому, чтобы родители из наблюдателей превратились в участников. Ведь семья и детский сад – два воспитательных компонента, каждый из которых дает ребенку социальный опыт, но только при сочетании друг с другом они составят оптимальные условия для вступления маленького человека в большой мир.


2.3. Составление комплексно-тематического плана и конспектов

проведения мероприятий по формированию подготовки детей

 6-7 лет к школе

Результаты проведенного исследования, в ходе которого был проведен анализ психолого-педагогической литературы и изучен опыт педагогов по проблеме формирования готовности к школе был составлен комплексно-тематический план работы по двум взаимосвязанным направлениям (работа с детьми и работа с родителями).

В комплексно-тематическом плане отражены мероприятия, способствующие формированию готовности к школе. Это конспекты непосредственно-образовательной деятельности, а также конспекты индивидуальной консультации, родительского собрания и методических рекомендаций по подготовке ребенка к школе (см. ПРИЛОЖЕНИЕ).

Таблица 1. Комплексно – тематическое планирование  с 20.04.2020 по 15.05.2020

Группа      подготовительная

Тема  «Школа»

Цель:  Формирование у детей подготовительной группы осознанной мотивации к учёбе

Итоговое мероприятие          Оформление в группе уголка школьника ________________________

Образовательная область

Формы работы

Задачи

Познание

Экскурсия в школу №83

Расширение знаний детей об обучении в школе

Конструирование «Моя будущая школа»

Формировать у детей умение строить здание, анализировать свои сооружения: соответствуют ли они условиям, предложенным воспитателем, для чего использовали те или иные детали. Развивать творческие способности, воображение.

Конструктивная игра «Школа»

формирование умения выполнять постройку согласно заданной схеме

Настольно-печатная игра.  «У нас в школе»

расширение кругозора; развитие логического мышления, наблюдательности.

Коммуникация

Дидактическая игра «Первоклассник»

Закреплять знания детей о том, какие учебные принадлежности и для чего нужны первокласснику, активизировать в речи и уточнять соответствующие понятия. Побуждать желания учиться в школе, интерес к новой социальной роли – учащийся школы.

Составление рассказа по картине «В школу» (Ушакова О.С. стр.132)

Учить составлять сюжетный рассказ по картине, используя приобретенные ранее навыки построения сюжета (завязка, кульминация, развязка), самостоятельно придумывать события, предшествовавшие изображенным.

Беседа на тему «Почему важно следить за внешнем видом»

Формировать умение рассказывать о поведении и переживании другого человека (о своем поведении и переживаниях) и объяснять их.

Рассматривание иллюстраций по теме «Школа»

активизировать словарь, развивать речь, учить детей строить предложения.

Рассматривание репродукции картины «Земская школа» Кустодиева Б.М .

Активизировать словарь, развивать речь, дать представление о школах в старину

Беседа «Что бы было, если б не было учителей»

формировать у детей понимание того, что каждая профессия важна и значима

Д.И. «Кто больше назовет школьных принадлежностей»

закреплять названия школьных принадлежностей.

Беседа «Чем школа отличается от детского сада. Что мы знаем о школе»

создание положительных установок на школу

Беседа «Режим дня, что это такое?»  

развивать представления о составляющих здорового образа жизни:  питание, прогулка, труд. деятельность, сон.

Организация выставки в книжном уголке книг по теме «Школа»

Формирование эмоционального положительного отношения к школе, мотивировать к получению новых знаний

Социализация

Беседа на тему «Этичные и неэтичные поступки»

Формировать навыки культурного поведения в школе, дома, в детском саду, в общественных местах. Определять, как нужно поступать в предложенных ситуациях.

Подготовка к сюжетно – ролевым играм: «Школа», «Школьный базар», «Библиотека»

Расширять представления и обогащать опыт детей по теме игр, формировать умение переносить освоенные действия в игровую практику.

Беседа на тему «Моя любимая игрушка»

Формировать у детей представления о личном и общественном имуществе, учить относиться к вещам бережно, понимать свою ответственность за их сохранность.

СРИ «Школа»

совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; учить детей распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, формировать положительное отношение к учебе

Разыгрывание ситуаций по правилам поведения в школе (на перемене, товарищ забыл дома ручку и т.д.)  

Воспитывать нравственные чувства, формировать основы коллективизма

СРИ «Школьный базар»

совершенствовать и расширять игровые замыслы и умения детей; учить детей распределять роли, подготавливать необходимые условия, договариваться о последовательности совместных действий, формировать положительное отношение к учебе

СРИ «Библиотека»

Формировать интерес к получению новых знаний, уважительному отношению к труду библиотекаря

Безопасность

Беседа на тему «Правила поведения в школе»

Научить детей правилам поведения, что можно и что нельзя делать.

Художественное творчество

Ручной труд: «Изготовление игрушек для малышей»

Совершенствовать умения детей, связанные с работой с бумагой. Учить выполнять работу аккуратно, соблюдать правила безопасности и личной гигиены.

Рисование «Учитель»

Учить детей изображать человека в движении, передавая простые движения фигуры человека, по-разному располагать фигуры на листе; продолжать формировать умение рисовать крупно.

Аппликация «Мой школьный букет»

Совершенствовать технику работы с ножницами, кистью; совершенствование техники многослойного и ажурного вырезывания

Здоровье

Беседа на тему «Личная гигиена»

Развивать у детей понимание значения и необходимости гигиенических процедур.

Беседа на тему «Режим дня»

Сформировать у детей представление о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья

Труд

Разговор о профессиях «Учитель», «Библиотекарь»

Формирование у детей отчетливые представления о труде взрослых, их деятельности в своей профессии.

Чтение художественной литературы

Чтение (рассказывание) взрослого о школе, беседа после чтения, выставка в книжном уголке по теме «Произведения

 про школу»  

В.Осеева «Волшебное слово»,

Л. Воронкова «Подружки идут в школу»

В.Д.Берестов «Как хорошо уметь читать!»

Э. Успенский «Чебурашка идёт в школу» В. Тушнова «Учителям»

Е. Трутнева «Первое сентября»

О. Дриз «Когда человеку шесть»

Просмотр мультфильма «Вовка в Тридесятом царстве»

Просмотр мультфильмов по теме «Школа»

Формирование у детей целостной картины мира, приобщать к социально нравственным ценностям, расширение кругозора.

Физическая культура

Спортивные упражнения

Обучение осознанно относиться к правилам игры, соблюдать их.

Музыка

Музыкально – дидактические игры

Развивать внимание, память

Работа с родителями

Анкетирование родителей «Готов ли ваш ребенок к школе?»

Индивидуальная консультация «Формирование самостоятельности у детей 6 – 7 лет для успешного обучения в школе»

Родительское собрание «Готовность ребенка к школе»

Брошюра «Методические рекомендации будущим первоклассникам»

Оформление наглядной информации: «Внимание! Нужно ли беседовать с ребёнком на тему «Школа»

        Выводы по второй главе

Для выявления показателей сформированности школьной готовности были подобраны методики, исследующие интеллектуальную, эмоциональную, мотивационную и физиологическую готовности ребенка к школе. Данные методики позволяют комплексно изучить степень сформированности школьной готовности, чтобы с точностью составить индивидуальный маршрут для каждого ребенка.

В ходе анализа и обобщения педагогического опыта, с помощью изучения статей, было выявлено, что педагоги придают особое значение работе с родителями по данному направлению, учитывая, что взаимодействие с семьями воспитанников является одним из условий успешной подготовки ребенка к школьной скамье. В педагогический процесс включаются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы с родителями, которые позволяют наладить контакт, повысить педагогическую культуру родителей. Педагоги сходятся к единому мнению, что полноценное формирование готовности дошкольника к учебному заведению, возможно только при тесном сотрудничестве с главными воспитателями ребенка – его родителями.

На основе вышесказанного был разработан комплексно-тематический план, в мероприятия которого включены занятия для развития у детей учебных навыков. А также, мероприятия и рекомендации, направленные на повышение педагогической культуры родителей. Данная разработка имеет практическую значимость для педагогов, психологов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проблема взаимодействия дошкольного образовательного учреждения и семьи при формировании готовности детей к обучению в школе в настоящее время имеет значительное теоретическое и практическое значение. Актуальность данной проблемы на современном этапе развития объясняется тем, что с одной стороны в школе произошли серьезные преобразования, введены новые программы, возросли требования к качеству подготовки детей к школе, а с другой стороны тем, что семья и дошкольное учреждение, являясь основными институтами социализации и воспитания дошкольника, не могут осуществлять эффективно процесс готовности детей к обучению в школе без постоянного взаимодействия.

Проведенный теоретический анализ исследований по проблеме формирования готовности детей к обучению в школе в дошкольных образовательных организациях позволил делать следующие выводы.

Степень готовности детей к обучению в школе заключается в сформированности комплекса психических качеств, необходимых ребенку для успешного начала обучения в школе, которые включает следующие составляющие: мотивационную готовность, умственную или познавательную готовность, волевую готовность, коммуникативную готовность, которые формируются, прежде всего, под влиянием семейного воспитания. Однако родители в оторванности от дошкольного учреждения не могут обеспечить комплексную подготовку своего ребенка к школьному обучению. Формирование качеств, необходимых будущему школьнику, возможно при условии сотрудничества дошкольного образовательного учреждения и семьи, посредством использования различных форм взаимодействия.

Анализ литературы показывает многообразие существующих методов и форм работы с родителями на этапе подготовки дошкольников к школьному обучению, среди которых наиболее распространенными являются следующие: фронтальные и индивидуальные опросы родителей, изучение социального портрета семей воспитанников, групповые встречи в форме круглых столов, дискуссий, диспутов, родительских гостиных, организация дней открытых дверей, дней счастливой семьи для родителей, активизация деятельности информационных корзин, информационных писем, телефона доверия, совместное проведение досуга, целевые и спонтанные беседы – встречи с членами семей воспитанников, групповые встречи-практикумы с элементами тренинга, театрализованные представления для детей с участием родителей, организация конкурса семейных талантов, наглядная пропаганда, беседы и консультации, организация клубов, организация деловых игр.

Практика организации работы с родителями показывает, что информация не может быть представлена в полном объеме на родительских собраниях. А слишком большая информация, помещенная на досках объявлений, плохо воспринимается, если условия не располагают к этому.

Новыми, интересными и эффективными формами сотрудничества с родителями являются групповые семинары, практикумы, тренинги для родителей. Такая форма работы предполагает как теоретическое ознакомление с проблемой, так и практические выходы из конкретных ситуаций (например, проигрывание ситуаций самими родителями). Эффективной является параллельная работа с детьми по этой же проблеме. На этой основе можно наглядно рассмотреть двойственность ситуации, выявить позицию ребёнка и взрослого.

На основании этого был разработан комплексно-тематический план работы с детьми и родителями, который отражает значимость проведенного исследования, и будет полезен в практике педагогов и психологов.

Результаты исследования позволяют говорить о том, что педагоги придают особое значение взаимодействию с родителями как условию эффективной подготовки ребенка к школе, используя наряду с традиционными, и нетрадиционные формы взаимодействия с семьями воспитанников.

Таким образом, цель выпускной квалификационной работы показать влияние использования разных форм взаимодействия ДОУ и семьи как одного из условий подготовки детей 6-7 лет к школе достигнута, гипотеза, что процесс подготовки детей 6 -7 лет к школе наиболее эффективен при использовании разных форм взаимодействия семьи и ДОУ доказана.

 

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Агавелян, М.Г. Взаимодействие педагогов ДОУ с родителями / М. Г. Агавелян, Е. Ю. Данилова, О. Г. Чечулина // М.: ТЦ Сфера, 2010. - 128с
  2. Абрамова, Г. С. Возрастная психология : учебник и практикум для академического бакалавриата / Г. С. Абрамова. — 2-е изд., испр. и доп. — М. : Издательство Юрайт ; ИД Юрайт, 2014. — 811 с.
  3. Арнаутова Е.П., "Журнал взаимодействия с родителями. Психолого-педагог. сопровождение семей с детьми 5-7 лет. ФГОС ДО"/Арнаутова Е.П. – М.: Русское слово, 2016. – 112 с.
  4. Березина Т.А. , Взаимодействие педагога с родителями как условие успешного социально-коммуникативного развития дошкольников /Т. А. Березина // Детский сад: теория и практика. — 2016. — № 8. — С. 104—112.
  5. Божович Л.И., Личность и ее формирование в детском возрасте : монография, цикл статей / Л.И. Божович. – Санкт-Петербург : Питер, 2012. – 400 с.
  6. Бордовская Н. В., Реан А. А., Педагогика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2012. —304 с
  7. Букина И.И., Взаимодействие образовательного учреждения с семьей как с главным партнером в организации воспитательного процесса (методические рекомендации). - Оренбург: Изд-во «Оренбургский ИПК», 2013. – 93 с.
  8. ВиноградоваН.А. Методическая работа в дошкольном образовательном учреждении : учебник / Н.А. Виноградова, Н.В. Микляева. — Москва : ИНФРА-М, 2019. — 219 с. 
  9. Волкова, М.В. К вопросу о формировании готовности к школе детей старшего дошкольного возраста / М.В. Волкова // В сборнике: Педагогика и психология как ресурс развития современного общества. - 2016. - С. 334-337.
  10. Воробьева, И.Н. Формирование готовности детей к обучению в школе в условиях дошкольной образовательной организации / И.Н. Воробьева // NovaInfo.Ru. - 2016. Т. 1. - № 54. - С. 260-263.
  11. Гилева А. В., Янкова А. И. Нетрадиционные формы взаимодействия детского сада с семьями детей старшего дошкольного возраста // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2019. – № V6. – С. 22–28. – URL: http://e-koncept.ru/2019/196054.htm.
  12. Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. Дошкольная педагогика с основами методик воспитания и обучения: Учебник для вузов. Стандарт третьего поколения. — СПб.: Питер, 2013. — 464 с.
  13. Головей Л.А., Психология развития и возрастная психология: учебник и практикум для прикладного бакалавриата /Л.А. Головей [и др.]; под общей ред. А.Л. Головей. – 2 изд., испр. - Москва: издательство Юрайт, 2018. – 413 стр.
  14. Гонина, О.О. Мотивационная готовность к школьному обучению и содержанию общения дошкольников с родителями / О.О. Гонина // Международный журнал экспериментального образования. – 2014. – №3. – С. 81–84.
  15. Григорьева И.Е.,  Создание единого образовательного пространства «детский сад — семья» через формирование активной позиции родителей при реализации социально-коммуникативного компонента / И. Е. Григорьева // Челябинский гуманитарий. — 2015. — № 1 (30). — С. 62—65.
  16. Гуткина, Н.И. Психологическая готовность к школе / Н.И. Гуткина. – М.: Комплекс-Центр, 2013. – 176 с.
  17. Евдокишина, О.В. Педагогическое проектирование процесса коммуникативной готовности детей старшего дошкольного возраста / О.В. Евдокишина // Педагогическое образование в России. - 2014. - №10. -С.155-159
  18.  Епифанова, С. Д. Особенности взаимодействия педагогов и родителей в период подготовки детей к обучению в школе в условиях ДОУ / С. Д. Епифанова.-Текст:непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань : Бук, 2015. — С. 52-55.
  19. Загик В.М., Воспитатели и родители / сост. Л.В. Загик, В.М. Иванова. –М.: Просвещение, 2014. –96 с.
  20. Козлова С.А., Куликова Т.А. Дошкольная педагогика: Учебное пособие для студ.сред.пед.заведений. – 17-е изд., исправ. и доп. – М: Издательский центр «Академия», 2020. – 416 стр.
  21. Колесникова Е.В.,  Готов ли ваш ребенок к школе? Тесты. ФГОС ДО. -под ред. Веслицкого Ю.В. — М.: Ювента, 2016. — 32 с.
  22. Микляева, Н. В.  Дошкольная педагогика : учебник для академического бакалавриата / Н. В. Микляева, Ю. В. Микляева, Н. А. Виноградова ; под об-щей редакцией Н. В. Микляевой. — 2-е изд., перераб. и доп. — Москва : Из-дательство Юрайт, 2019. — 411 с.
  23. Минина А.В., Структура и содержание педагогической компетентности родителей в воспитании самостоятельности у детей дошкольного возраста/А.В. Минина//Образование. Наука. Инновации: Южное измерение. – 2013. - №2. – С. 93-98
  24. Нестерова Е.Н. Сотрудничество дошкольной образовательной организации и семьи по подготовке детей 6-7 лет к обучению в школе // Научное сообщество студентов XXI столетия. Гуманитарные науки: сб. Ст. По мат. XLI междунар. Студ. Науч.-практ. Конф. № 4(41). Url: https://sibac.info/archive/guman/4(41).pdf (дата обращения: 18.05.2020)
  25. Солодянкина О.В., Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей : пособие для работников ДОУ / О. В. Солодянкина. - 5-е изд., испр. и доп. - М. : Аркти, 2012 (Домодедово : ДПК Роспатента). - 77, [2] с
  26. Тихомирова Т.С., Как разработать памятку для родителей / Учитель, №1, 2012
  27. Якобсон С.Г., Радуга. Примерная основная образовательная программа дошкольного образования / [C. Г. Якобсон, Т. И. Гризик, Т. Н. Доронова и др.; науч. рук. Е. В. Соловьёва]. — 2-е изд., перераб. — М. : Просвещение, 2016. — 232 с.
  28. https://dohcolonoc.ru/cons/1387-vzaimodejstvie-semi-i-dou-v-protsesse-formirovaniya-gotovnosti-rebenka-k-shkolnomu-obucheniyu.html
  29. https://kladraz.ru/blogs/blog20577/soderzhanie-i-formy-raboty-s-roditeljami-po-podgotovke-rebenka-k-shkole-v-uslovijah-realizaci-fgos-do.html
  30. http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_154637/1ad1a834f2604827f926f8d5cce7251c500a26cd/ 
  31. https://multiurok.ru/files/diaghnostika-vienghier.html
  32. https://www.pedopyt.ru/categories/19/articles/1301

        

        

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Современные формы взаимодействия семьи и школы".

В статье рассказывается о формах взаимодействия классного руководителя и родителей в современной школе....

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА - ПРОЕКТ на тему: "Нетрадиционные формы обучения на уроках ОБЖ в средних классах школы"

Цель:  разработать нетрадиционные формы  уроков по предмету «Основы безопасности жизнедеятельности».Задачи:1) Изучить методическую и педагогическую литературу по данному  вопросу.2) Рас...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ПОДГОТОВКЕ И ЗАЩИТЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ по программе подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 43.01.09 «Повар, кондитер»

Данные методические указания определяет порядок выполнения и требования к содержанию и оформлению выпускной квалификационной работы (далее – ВКР) обучающихся колледжа, осваивающих основные профе...

Методические рекомендации по написанию выпускной квалификационной работы в Федеральном государственном бюджетном образовательном учреждении «Медицинский колледж» для студентов выпускного курса в условиях предупреждения распространения новой коронавирусн

учитывая сложившуюся эпидемиологическую ситуацию, вызванную РаСПРОСТРанеНиеМ новоЙ коронавирусноЙ инфекции, и отсутствие возможности выполнения практической части выпускной квалификационной работы (да...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по подготовке и оформлению выпускной квалификационной работы в форме дипломной работы

1.  ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА42.  ТЕМАТИКА ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ43.  ТРЕБОВАНИЯ К СТРУКТУРЕ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ63.1 Методические рекомендации к выполнению глав и параг...

Выпускная квалификационная работа «Взаимодействие семьи и школы в воспитании учащихся начальных классов»

Вопрос воспитания подрастающего поколения является одной из наиболее ключевых задач, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Особую актуальность данная проблема приобретает в...