Методическая разработка Организация и проведение предметного мероприятия «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»
методическая разработка

Методические рекомендации предназначены для педагогов, организующих предметные внеурочные мероприятия в форме конкурсов с использованием компьютерных технологий. Данные рекомендации раскрывают методику подготовки и проведения предметного мероприятия, апробированного автором в рамках декады естественно-научных дисциплин. В методических рекомендациях представлен вариант оформления конкурсных заданий в оригинальной форме, особенность и сложность которых заключается в необходимости анализа, логического обобщения содержания разных разделов учебной дисциплины, интеграции предметных знаний.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Санкт-Петербургское государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Ижорский колледж»

Методическая разработка

 

Организация и проведение предметного мероприятия «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»

(методические рекомендации)

                                                                 Автор: преподаватель Вилкова И.Э.

Санкт-Петербург, 2020

АННОТАЦИЯ

Методические рекомендации предназначены для педагогов, организующих предметные внеурочные мероприятия в форме конкурсов с использованием компьютерных технологий.

Данные рекомендации раскрывают методику подготовки и проведения предметного мероприятия, апробированного автором в рамках декады естественно-научных дисциплин.

В методических рекомендациях представлен вариант оформления конкурсных заданий в оригинальной форме, особенность и сложность которых заключается в необходимости анализа, логического обобщения содержания разных разделов учебной дисциплины, интеграции предметных знаний.

Использование компьютера, визуализация, наглядность информации обеспечивает возможность быстрого ее восприятия и осмысления конкурсантами.

Критериями оценки является не только грамотность и скорость выполнения заданий, но и умение работать в команде. Деятельность каждой команды оценивается волонтером – обучающимся более старшего курса.

Целью проведения таких конкурсов является возможность оценки и самооценки системности знаний обучающихся по предмету, а также привлечение обучающихся к волонтерской деятельности.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Пояснительная записка ……………………………………………………. 4
  2. Подготовка и проведение конкурса «Компьютерный брейн-ринг  

     «Биологические загадки» …………………………………………………. 5

  1. Заключение ………………………………………………………………… 8
  2. Список использованных и рекомендуемых источников информации…  9

     ПРИЛОЖЕНИЕ ……………………………………………………………10

 

  1. Пояснительная записка

Педагогический процесс предполагает повседневный творческий труд. В нем постоянно происходят какие-то изменения: совершенствование технологий обучения, появление нового оборудования. Все это требует от преподавателя постоянного поиска наиболее актуального содержания, новых форм, методов, использования современных технических и информационных средств обучения.

        В процессе этой деятельности преподаватель обобщает накопленный опыт, отбирает все интересное и значимое, совершенствует методические приемы и свое педагогическое мастерство.

Цель данных рекомендаций – раскрытие опыта проведения предметных мероприятий, оказание практической помощи преподавателям в методической работе в направлении применения активных форм и методов обучения.

Задача методических рекомендаций – пропагандировать наиболее эффективные, рациональные варианты конкурсных заданий и организационные формы проведения соревновательных мероприятий в рамках внеурочной предметной деятельности.

        Использование компьютера для выполнения заданий давно и успешно применяется при проведении турнирных мероприятий предметных декад по различным дисциплинам. По биологии автором разработано и апробировано несколько вариантов иллюстрированных заданий на выбор правильных ответов, сопоставление понятий, построение логических цепочек, решение биологических задач и загадок, поиск биологических процессов и понятий в содержании фрагментов видеофильмов и т.д.

        Задания, оформленные с помощью картинок, фотографий видеофрагментов, значительно облегчают восприятие информации, приближают к реальности исследуемых объектов и процессов, повышают познавательный интерес и увлеченность у обучающихся.

Выполнение заданий на компьютере, как наиболее привычный, хорошо освоенный вид деятельности современных обучающихся, позволяет обеспечить оперативность, качество оформления ответов, эффективность работы в команде.

2  Подготовка и проведение конкурса «Компьютерный брейн-ринг

«Биологические загадки»

        Выбор формы проведения конкурса «Компьютерный брейн-ринг» соответствует условиям его проведения: выполнение заданий на компьютере, минимальное количество времени на принятие совместного решения команды.

Подготовка конкурса – ответственный и творческий процесс, ориентированный на желаемый результат, который заключается в получении объективной картины в освоении обучающимися элементов содержания учебной программы, сформированности системного мышления, умений анализировать, обобщать информацию, включаться в процесс коллективной мыследеятельности.

Процесс подготовки к конкурсу включает:

- анализ содержания учебной программы (в пределах пройденного материала) с целью отбора понятий;

- разработка и оформление заданий в электронном (запасной вариант - в распечатанном) виде; (Приложение 3)

- разработка Положения конкурса и других рабочих материалов (эталонов ответов, протоколов, таблиц для оформления итогов конкурса, таблички с номерами групп и др.); (Приложение 1, 2)

- рассмотрение и согласование формы проведения и материалов конкурса на заседании методического объединения, включение мероприятия в план предметной декады;

- информирование обучающихся всех учебных групп об условиях проведения конкурса, дате и времени его проведения;

- формирование команд участников и волонтеров на добровольной и рекомендательной основе;

- загрузка конкурсных заданий на рабочие компьютеры, проверка их работоспособности;

- подготовка волонтеров;

- инструктаж для членов жюри.

Конкурсные задания разрабатываются на основе содержания учебной программы по дисциплине с учетом тематики внеаудиторной самостоятельной работы и домашних заданий.

Каждый из двух вариантов содержит по 15 заданий. Каждое задание включает по три иллюстрации и строку для впечатывания ответа.

Конкурсантам необходимо проанализировать информацию трех картинок и определить понятие, которое их объединяет. Это может быть процесс, структурный элемент, вещество, научное открытие или другой объект. Например, на одной картинке представлена структурная формула вещества, на другой – процесс его образования, а не третьей – клеточный органоид, где происходит синтез этого вещества. Все картинки обезличены, то есть не содержат текстовой информации. В данном случае интегрируются знания из разных тем программы.

В Положении конкурса необходимо указать:

- цели и задачи мероприятия;

- условия проведения конкурса;

- основные требования к выполнению заданий;

- критерии оценки результатов;

- категорию участников и состав жюри.

Ознакомление обучающихся с Положением осуществляется за две недели до конкурса. Целесообразно информировать их о темах программы, которые необходимо повторить для подготовки.

Поскольку конкурс проводится в компьютерном классе, необходимо согласовать дату и время его проведения с расписанием работы кабинета.

Желательно приобщить преподавателя ИКТ с целью технического сопровождения конкурса.

Подготовка волонтеров (обучающихся старшего курса) заключается в информировании о системе оценивания, оформлении протоколов, условиях конкурса (степень сотрудничества в работе команды, соблюдение дисциплины, регламента). Волонтерская работа имеет большое познавательное и воспитательное значение для обучающихся.

Команды формируются из трех обучающихся одной учебной группы. За работой каждой команды наблюдает один волонтер. Команда работает за одним компьютером с указанным номером группы.

Проведение конкурса начинается с инструктажа конкурсантов. Необходимо

напомнить об условиях конкурса, критериях оценки, объяснить принцип выполнения заданий.  

Каждый правильный ответ оценивается 5 баллами, неполный или близкий к эталону ответ – 3 баллами. Нарушение условий конкурса – 1 штрафной балл. Максимальное время на выполнение всего варианта – 30 минут.

Команды приступают к открытию файла с вариантом заданий одновременно (1 и 2 варианты размещены на компьютеры поочередно). Волонтеры фиксируют время, затраченное командой на выполнение всего варианта. Это время, а также эффективность командной работы, будут учтены в случае совпадения количества набранных баллов при определении команд победителей и призеров конкурса.

        Члены жюри в ходе конкурса выполняют функцию внешних наблюдателей за работой команд и волонтеров, оказывают помощь волонтерам в затруднительных ситуациях. После окончания работы всех команд члены жюри вместе с волонтерами сверяют ответы на компьютере каждой команды с данными в протоколе, подсчитывают общее количество баллов у каждой группы, согласовывают и определяют первенство команд.

        Каждый участник команды победителя, занявшей 1 место и команд призеров – 2 и 3 место, награждаются грамотами на общем курсовом собрании. Всем остальным участникам конкурса вручаются сертификаты, а волонтерам – благодарности. Существенное дополнение в копилку персонального портфолио обучающихся и портфолио группы..

        Не менее важный мотивационный фактор – поощрение обучающихся хорошими отметками текущей аттестации за активное участие в предметных мероприятиях.

        Информацию о прошедшем мероприятии, результатах конкурса и фотографии желательно разместить на сайте лицея.

                                                   3   Заключение

Участие в конкурсных мероприятиях всегда ответственное и волнительное событие для обучающихся. Успех команды в конкурсе рассматривается как достижение учебной группы и личное достижение каждого участника.

Задача преподавателя состоит не только в тщательной подготовке всех организационных моментов и конкурсных материалов, но и в создании атмосферы доброжелательности, равных условий, объективности и открытости в подведении итогов. Работа волонтеров с командой снимает в определенной степени психологическое напряжение, организует и поддерживает участников.

        Достижению поставленных образовательных целей способствует также форма и содержание конкурсных заданий, отвечающая основным дидактическим принципам: научность, доступность, наглядность, практическая значимость.

        Проблемный, интегративный характер, наглядная форма заданий, представленный в данных рекомендациях, выполнение работы участниками на компьютере способствует реализации их познавательного интереса, раскрытию интеллектуальных способностей, повышает мотивацию к изучению дисциплины.

Работа в команде, ситуация сотрудничества способствует развитию коммуникативной культуры, навыков продуктивного взаимодействия, снятию психологических барьеров к участию в коллективных, открытых мероприятиях.

Как показывает опыт, проведение таких увлекательных интеллектуальных конкурсов обеспечивает решение не только дидактических задач, но и способствует развитию позитивного взаимоотношения обучающихся с преподавателем, между собой и коллективами учебных групп курса.

Надеемся, что данные методические рекомендации окажут помощь прежде всего начинающим педагогам в создании собственных методических разработок предметных внеурочных мероприятий, в развитии идей, совершенствовании форм и типов творческих заданий, используя возможности современных технических средств обучения и действуя в целях повышения качества образования.

4 Список использованных и рекомендуемых источников информации

  1. Гребенникова Л.В. Методические рекомендации по подготовке и проведению предметных недель в образовательных учреждениях СПО.

Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po- 

podgotovke-i-provedenii-predmetnih-nedel-v-spo-1382213.html

2. Оформление методических разработок.

Режим доступа: http://ex.kabobo.ru/docs/161700/index-6654.html

3. Пилявский А.Е. Методические рекомендации по оформлению и содержанию

методических разработок.

Режим доступа: infourok.ru/metodicheskie-rekomendacii-po-oformleniyu-i-soderzhaniyu-metodicheskih-razrabotok-709431.html

  1. Юрьева Ф.Х. Психолого-педагогические основы применения технических средств обучения. Режим доступа: http://dodiplom.ru/ready/99995



Предварительный просмотр:

ПРИЛОЖЕНИЕ

Приложение 1

Положение о конкурсе «Компьютерный брейн-ринг «Биологические загадки»

Место проведения: каб. № _______

Дата проведения: ______________               Время проведения: _____________

Цель мероприятия: создать условия для реализации познавательных интересов, интеллектуальных способностей обучающихся, способствовать развитию навыков продуктивного взаимодействия в команде, содействовать развитию аналитического мышления, синтеза и обобщения знаний в предметной области.

Задачи мероприятия:

1. Повышение мотивации к изучению биологии.

2. Реализация навыков использования ИКТ для выполнения заданий.

3. Формирование интереса к волонтерской деятельности.

Ответственный за мероприятие: преподаватель _______________

Участники мероприятия:

 - обучающиеся __1___ курса (состав команды: _3_человека от группы)

волонтеры (ассистенты руководителя, наблюдатели) – обучающиеся 2 курса – 7 человек

Порядок и условия проведения мероприятия:

1. Задания выполняются на компьютере (1 компьютер для каждой команды)

2. Наблюдение за выполнением заданий и учет результатов осуществляют волонтеры.

3. Время: 10 мин - инструктаж.

                  30 мин – выполнение 15 заданий (по вариантам)

                  5 мин – подведение итогов

Задание:

1. Проанализировать три представленных объекта на картинках и определить, что их объединяет или что они символизируют. Это может быть: вещество, химический элемент, процесс, структура, способ и т.д.

2. Вписать в рамку рядом с номером задания ответ одним или двумя словами.

Критерии оценивания:

- один точный ответ – 5 б.

- близкий по смыслу ответ (аналог) – 3 б.

- за нарушение дисциплины – 1 штрафной балл

- максимальное количество баллов - 75

Состав жюри: ______________________________

Приложение 2. Лист 1

Протокол проведения конкурса по биологии «Биологические загадки»

Группа ____________

Участники:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________

Волонтер: _____________________

Вариант  1

задание

Точный ответ

Аналог ответа

баллы

1

Структуры белка

белок

2

Вода

3

Фотосинтез

Образование углеводов (сахаров)

4

Кальций

5

Источники железа

Железо

6

Белок кератин

- Белок

- Образования наружного слоя

7

Жиры (масла)

Витамин Е

8

Открытие микробов

Открытие А.Левенгука

9

Рибонуклеиновая кислота (РНК)

Нуклеиновая кислота

10

Аденозинтрифосфорная кислота (АТФ)

Источник энергии

11

Целлюлоза (клетчатка)

- Полисахарид

- углевод

12

Гемоглобин

Белок крови

13

Вегетативное размножение

Бесполое размножение

14

Размножение спорами (спорообразование)

Бесполое размножение

15

Почкование

Бесполое размножение

                                                                                    Итого:

Время выполнения:________________

Приложение 2. Лист 2

Протокол проведения конкурса по биологии «Биологические загадки»

Группа ____________

Участники:

  1. ___________________
  2. ___________________
  3. ___________________

Волонтер: _____________________

Вариант  2

задание

Точный ответ

Аналог ответа

баллы

1

Крахмал

- Полисахарид

- углевод

2

Дезоксирибонуклеиновая кислота (ДНК)

Нуклеиновая кислота

3

Фотосинтез

Образование углеводов (сахаров)

4

Рибосома

Структура клетки для синтеза белка

5

Размножение спорами (спорообразование)

Бесполое размножение

6

Жиры

7

Открытие клетки

Открытие Р.Гука

8

Вегетативное размножение

Бесполое размножение

9

Кальций

10

Структуры белка

белок

11

Инсулин

- Белок

- гормон

12

Вода

13

Источники железа

Железо

14

Фрагментация

Бесполое размножение

15

Белок кератин

- Белок

- Образования наружного слоя

                                                                                    Итого:

Время выполнения:________________

Приложение 2. Лист 3

Список участников и волонтеров предметной декады    

        естественно - научных дисциплин (биология)

дата ______    время ______  место _______

группа

Участники + запасной

волонтеры

 (запасной)

          Итоги предметной декады    

        естественно - научных дисциплин (биология)

       

группа

Участники и волонтеры

баллы

Время

мин.

место

Максимальное количество баллов – 75

Руководитель, жюри –

Техническое сопровождение, жюри –

Член жюри и ассистент  


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого урока Дисциплина: Программное обеспечение компьютерных сетей Тема: «Службы Интернета»

Это занятие посвящено решению таких вопросов, как:1. подключение локальной сети к Интернет;2. возможности одновременного доступа к ресурсам Интернет пользователей на всех клиентских рабочих станциях;3...

Методическая разработка по "Бухгалтерскому учету" на тему "Бухгалтерский брейн-ринг"

Существует предубеждение, что бухгалтерский учет скучен и даже зануден, но это не так.  Бухгалтерский учет - вещь загадочная и увлекательная. Это наука и искусство одновременно.  Пости...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОРГАНИЗАЦИИ ПРОВЕДЕНИЯ ОЛИМПИАДЫ НА ТЕМУ: «ЭКОЛОГИЯ НАШЕ СЕГОДНЯ И ЗАВТРА»

В данной методической разработке представлена методика проведения внеклассного мероприятия  олимпиады на тему « Экология наше сегодня и завтра»  студентов ГБОУ СПО «БАК» КК с применением мул...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для преподавателей по организации и проведению предметной олимпиады по дисциплине: «Товароведение продовольственных товаров»

Одной из активных форм учебной работы со студентами является организация и проведение олимпиады по товароведению продовольственных товаров. Олимпиада активизирует познавательную деятельность студентов...

Методическая разработка внеклассного мероприятия «Игра «Брейн – ринг»»» по общепрофессиональной дисциплине «Финансовое право и налоговое право» (специальность 40.02.01 Право и организация социального обеспечения)

методическая разработка предназначена для преподавателей средних профессиональных образовательных учреждений ведущих общепрофессиональную дисциплину «Финансовое право и налоговое право», и может быть ...

Выступление на ГУМО «Особенности организации и проведения профилактических мероприятий по безопасности дорожного движения в Московском районе СПб» План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход»

В работе представлен План-конспект обучающего занятия на учебной площадке ИУЦ Автоград по программе «Юный пешеход», проведенного в рамках выступления на ГУМО «Особенности о...

Методическая разработка заданий к проведению практики по МДК.01.01. Медико-биологические и социальные основы здоровья

В разработке представлены задания для прохождения учебной и производственной практики: вопросы для анализа проведения режимных процессов в ДОУ, организации оздоровительной работы, формирования культур...