Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования
учебно-методический материал

Тюнина Анна Александровна
Работа педагога по самообразованию в средней группе "Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie_tyunina.docx52.64 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное общеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №41

Работа по самообразованию на тему:

«Развитие мелкой моторики детей через нетрадиционные техники рисования».

Воспитатель:

 Тюнина Анна Александровна

Пояснительная записка

Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

 Именно поэтому, я выбрала тему для самообразования «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования».

Цель: повышение своего теоретического и педагогического уровня по вопросу развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования

Задачи:

  1. изучить и обобщить педагогическую и методическую литературу по развитию мелкой моторики в младшем дошкольном возрасте;
  2. способствовать совершенствованию речи и расширению словарного запаса посредством нетрадиционных техник рисования;
  3. совершенствовать предметно-пространственную среду для развития мелкой моторики рук;
  4. развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества;
  5. расширять  кругозор  детей.

Первой формой общения первобытных людей были жесты. Прошли тысячелетия, пока развилась словесная речь. Движения пальцев рук у людей совершенствовались из поколения в поколение, т.к. люди выполняли руками все более и более тонкую и сложную работу. В связи с этим происходило увеличение площади двигательной проекции кисти руки в человеческом мозге. Так, развитие функций руки и речи у людей шло параллельно.

Примерно таков же ход развития речи ребенка. Сначала развиваются тонкие движения пальцев рук, затем появляется артикуляция слогов; все последующее совершенствование речевых реакций стоит в прямой зависимости от степени тренировки движений пальцев.

На всех этапах жизни ребенка, движения пальцев рук играют важнейшую роль.

Самый благоприятный период – до 7 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать все психические процессы, в том числе и речь ребенка. Уровень речевого развития детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук – движений, которые способствуют развитию внимания, мышления, памяти, зрительного и слухового восприятия, речи. Поэтому, работа по развитию мелкой моторики должна проводиться регулярно. Только тогда может быть, достигнут наибольший эффект.

Дошкольное детство - очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир.

Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс.

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок. Ребенок любит быстро достигать результата в своей работе. Во время рисования пальцами рук ребенок получает необыкновенно чувственное наслаждение при тактильных контактах с краской, бумагой, водой.

Форма обучения: игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования.

Предполагаемый результат:

  1. развитие у детей моторики пальцев рук, а также внимания, памяти воображения;
  2. увеличение словарного запаса детей, повышение речевой активности;
  3.  дети освоят различные техники нетрадиционных форм рисования;
  4. дети научаться обращать внимание на красоту в окружающем мире;
  5. дети будут проявлять творчество в создании любого изделия.

Перспективное планирование по теме самообразования

на 2019-2020 уч. год.

№ п/п

Сроки

Техника

Программное содержание

Оборудование

В течение года

Изучение методической литературы

1.

 Октябрь

Рисование пальчиками

Познакомить детей с техникой пальчикового рисования.

Развивать умение рисовать двумя пальчиками одновременно.

 Развивать мелкую моторику рук.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

2.

Рисование руками

Познакомить детей с детей техникой рисования боковой стороной ладони.

 Закрепить у детей знания об основных цветах.

Воспитывать у ребят внимание.

Гуашь в мисочках разных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

3.

Ноябрь

Рисование ладошками

Совершенствовать умение делать отпечатки ладонью и дорисовывать их до определенного образа.

 Учить наносить гуашь на ладонь несколько цветов одновременно.

 Развивать творческое воображение.

Гуашь в мисочках различных цветов, влажные салфетки, иллюстрации.

4.

Печать листьями

Познакомить с техникой печатания листьями.

Закрепить умение работать с техникой печати по трафарету. Упражнять смешивать краски прямо на листьях при печати. Учить рисовать лес, передавая его характер используя лисья-штампы как средство выразительности.

Листья деревьев разной величины. Гуашь в мисочках, салфетки, иллюстрации.

5.

Тычок жесткой полусухой кистью.

Закреплять умение пользоваться техниками «тычок жесткой полусухой кистью».

Учить дополнять изображение подходящими деталями.

Развивать мелкую моторику рук.

Тонированная бумага, гуашь в мисочках зелёного и коричневого, голубого цветов, жесткая кисть, салфетки.

6.

Декабрь

Рисование ватными палочками

Познакомить с техникой рисования ватными палочками.

 Учить дорисовывать недостающие детали.

Развивать чувство композиции.

 Иллюстрации, гуашь разноцветная мисочках, ватные палочки.

7.

Рисование мыльной пеной.

Познакомить детей с новой техникой рисования.

Воспитывать эмоциональную отзывчивость.

 Развивать координацию движения рук.

Упражнять в технике рисования мыльной пеной при составлении единой композиции.

Акварельные краски, поролоновая губка, мыло, шампунь, трубочка для коктейля, бумага, карандаш, кисть

8.

Январь

Монотипия

Закреплять умение детей передавать в рисунке красоту зимнего леса.

Развивать чувство композиции.

Познакомить детей с новым видом нетрадиционного рисования.

Краска, губка для мытья посуды или валик для краски, ватные палочки, бумага.

9.

Печать по трафарету, поролоном.

Закреплять умение пользоваться знакомыми нетрадиционными техниками рисования.

Учить располагать изображения на листе.

Развивать чувство композиции.

Краски, поролоновая палочка, бумага, трафареты, салфетки.

10.

Февраль

 

«Набрызг»

Упражнять разбрызгивать краску по чистому листу.

Учить подрисовывать недостающие линии кисточкой.

Расширять кругозор детей.

Старые зубные щетки, гуашь, бумага.

11.

Оттиск смятой бумагой.

Совершенствовать умение детей в различных  изобразительных техниках.

Развивать чувство композиции.

Развивать творческие способности детей, воображение.

Блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

12.

Скатывание бумаги.

Развивать цветовое восприятие, чувство ритма.

Закрепить умение составлять узоры.

Способствовать возникновению у детей чувства радости от полученного результата.

Салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

13.

Март

Рисование солью.

Учить создавать рисунки используя клей ПВА и соль.

Развивать восприятие, чувство формы, ритма, цвета.

Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Альбомная бумага, клей ПВА, соль.

14.

Восковые мелки+ акварель

Развивать чувство композиции.

Знакомить с разнообразием техник нетрадиционного рисования.

Обогащать тактильные ощущения детей.

Восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

15.

Апрель

Кляксография обычная

Учить создавать образ,  используя трубочку.

Развивать цветовосприятие.

 Упражнять в рисовании с помощью данной техники.

Расширять кругозор детей.

Бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

16.

Кляксография с трубочкой

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Развивать воображение, художественное восприятие.

Воспитывать желание создавать оригинальные рисунки.

Бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

17.

Пластилинография

Познакомить с техникой печать пластилином.

Развивать наглядно-образное мышление.

 Учить детей аккуратно наносить рисунок на пластилин.

Пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

18.

Май

Тиснение

Научить детей использовать данную технику.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать любознательность, самостоятельность, инициативность.

Тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

19.

Рисование на мокрой бумаге

Познакомить детей с новой техникой рисования.

Развивать воображение, художественное восприятие.

Учить детей воплощать свой замысел в реальность.

Листы бумаги, краска кисти, вода, вата.

Рассмотрим некоторые техники нетрадиционного рисования.

1. «Рисование пальчиками»

Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Материалы: мисочки с гуашью,  плотная бумага, небольшие листы, салфетки. Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь  пальчик и наносит точки на бумагу.

2. «Рисование ручками»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки и делает отпечаток на бумаге.

3. «Рисование  ладошкой»

Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Материалы: широкие блюдечки с гуашью, кисть, плотная бумага любого цвета, листы большого формата, салфетки.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает ее с помощью кисточки (с 5ти лет) и делает отпечаток на бумаге. Рисуют и правой и левой руками, окрашенными разными цветами. После работы руки вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

4. «Печать листьями»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: бумага, гуашь, листья разных деревьев (желательно опавшие), кисти.

Способ получения изображения: ребенок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывает его окрашенной стороной к бумаге для получения отпечатка. Каждый раз берется новый листок. Черешки у листьев можно дорисовать кистью.

5.«Тычок  жесткой  полусухой  кистью»

Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Материалы: жесткая кисть, гуашь, бумага любого цвета и формата либо вырезанный силуэт пушистого или колючего животного.

Способ получения изображения: ребенок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

  1. «Рисование ватными палочками»

Средства выразительности: пятно, точка, цвет.

Материалы: гуашь, плотная бумага, ватные палочки.

Способ получения изображения: опустить кончик палочки в гуашь и наносить пятнышки, на бумагу держа палочки вертикально. При необходимости рисовать другим цветом, сменить палочку. Эта техника рисования напоминает мозаику.

  1. «Рисование мыльной пеной»

Материалы: гуашь, пластиковые стаканчики, мыльный раствор, трубочка, ложка, листы бумаги.

Способ получения изображения: в стаканчике смешивается краска любого цвета, и мыльный раствор. При помощи трубочки дети надувают пену, когда она начинает образовывать «шапку» на поверхности стакана, ложкой или трубочкой аккуратно снимаем пузырьки и распределяем их на бумаге. Когда пузырьки не много подсохнут, кисточкой можно дорисовать недостающие детали рисунка, будь то цветы, деревья и другое.

8. «Монотипия» (отпечаток)

Монотипия  – одна из самых простых нетрадиционных техник рисования для детей.

Материалы: любая гладкая поверхность, которая не пропускает воду (например, кусок оргстекла или обычный противень), краска, губка для мытья посуды или валик для краски, ватные палочки, бумага.

 Способ получения изображения:  При помощи губки или валика ровным слоем нанесите краску на подготовленную заранее поверхность.  Нарисуйте ватной палочкой рисунок.  Аккуратно прижмите лист бумаги к поверхности, снимите его. Рисунок, выполненный в технике монотипия, готов! Дети могут нарисовать гуашью на половине листка плотной бумаги (ватмана) бабочку с плотно сложенными крыльями. Далее листок сгибается пополам, плотно прижимается одна половинка к другой, и разворачивается…. Что же произошло? Бабочка расправила крылья и собирается лететь. Ведь рисунок симметрично отпечатался на второй половине листа.

9.«Печать по трафарету поролоном»

Материалы: краски, бумага, трафареты, поролоновый тампон.

Способ получения рисунка: при помощи штемпельной подушки или блюдца с краской, дети наносят оттиск на бумагу с помощью трафарета. Если необходимо сменить цвет берутся другие тампоны и трафареты, недостающие части изображения можно нанести кистью или пальчиками.

10. «Набрызг»

Средства выразительности: точка, фактура.

Материалы: бумага, гуашь, жесткая кисть, кусочек плотного картона либо пластика.

Способ получения изображения: ребенок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

11. «Оттиск смятой бумагой»

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Материалы: блюдце либо пластиковая коробочка, в которую вложена штемпельная подушка из тонкого поролона, пропитанного гуашью, плотная бумага любого цвета и размера, смятая бумага.

Способ получения изображения: ребенок прижимает смятую бумагу к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

12. «Скатывание бумаги»

Средства выразительности: фактура, объем.

Материалы: салфетки, либо цветная двухсторонняя   бумага, клей ПВА, налитый в блюдце, плотная бумага или цветной картон для основы.

Способ получения изображения: ребенок мнет в руках бумагу, пока она не станет мягкой. Затем скатывает из нее шарик. Размеры его могут быть различными. После этого комочек опускается в клей  и приклеивается на основу.

13. «Рисование солью»

Материалы: цветной картон, клей ПВА, мелкая моль, акварель.

Способ получения изображения: ребенок рисует картинку клеем (полоса должна быть не очень тонкой), за тем засыпает рисунок солью, после не долгого ожидания лишнюю соль необходимо стряхнуть. Если необходимо раскрасить рисунок, то тогда нужно дождаться полного высыхания клея и соли и приступить к раскрашиванию изображения.

14. «Восковые мелки + акварель»

    Средства выразительности: цвет, линия, пятно, фактура.

Материалы: восковые мелки, плотная белая бумага, акварель, кисти.

Способ получения изображения: ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

15. «Кляксография обычная»

Средства выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка.

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливает на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается (можно согнуть исходный лист пополам, на одну половину капнуть тушь, а другой его прикрыть). Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается, определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

16. « Кляксография с трубочкой»

Средство выразительности: пятно.

Материалы: бумага, тушь, либо жидко разведенная гуашь в мисочке, пластиковая ложечка, трубочка (соломинка для напитков).

Способ получения изображения: ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

17. «Пластилинография»

 Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: пластилин разных цветов, стеки, картон разной формы и разных размеров.

Способ получения изображения: ребенок отщипывает кусочками пластилин и размазывает на листе картона  по уже заготовленному контуру, накладывая «мазки» один на другой. Можно придать  большую выразительность смешивая кусочки пластилина разного цвета.

18. «Тиснение»

Средства выразительности: фактура, цвет.

Материалы: тонкая бумага, цветные карандаши, предметы с рифленой поверхностью (рифленый картон, пластмасса, монетки и т.д.), простой карандаш.

Способ получения изображения: ребенок рисует простым карандашом то, что хочет. Если нужно создать много одинаковых элементов (например, листьев), целесообразно использовать шаблон из картона. Затем под рисунок подкладывается предмет с рифленой поверхностью, рисунок раскрашивается карандашами. На следующем занятии рисунки можно вырезать и наклеить на общий лист.

19. «Рисование на мокрой бумаге»

    До недавних пор считалось, что рисовать можно только на сухой бумаге, ведь краска достаточно разбавлена водой. Но существует целый ряд предметов, сюжетов, образов, которые лучше рисовать на влажной бумаге. Нужна неясность, расплывчатость, например, если ребенок хочет изобразить следующие темы: "Город в тумане", "Мне приснились сны", "Идет дождь", "Ночной город", "Цветы за занавеской" и т.д. Нужно научить дошкольника сделать бумагу немного влажной. Если будет бумага излишне мокрой - рисунка может не получиться. Поэтому рекомендуется намочить в чистой воде комочек ваты, отжать ее и провести или по всему листу бумаги, или (если так требуется) только по отдельной части. И бумага готова к произведению неясных образов.

Заключение

Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.

В моей работе предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, живых примеров из окружающей действительности. Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг и т. д.

Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, я смогла добиваться поставленной цели.

Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, положительно влияет на речевые зоны коры головного мозга, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.

Литература:

  1. Никитина А.В. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду» – СПб.: КАРО, 2008г.
  2. Казакова Р.Г. «Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий»– М.:ТЦ Сфера, 2007г.
  3. Лыкова И.А. «Изобразительная деятельность в саду» - М.: Цветной мир, 2014г.
  4. Давыдова Г.Н. «Нетрадиционные техники рисования в детском саду»  – М.: Издательство «Скрипторий», 2003г.
  5. Архипова Е. Ф. «Профилактика речевых нарушений. Пальцевая гимнастика и ее роль в развитии речи» - www.arkhipovaef.ru

№ п/п

Дата

Материалы

Выступление на педагогическом совете.

Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят со своими детьми, потому что очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…).

 Именно поэтому, я выбрала тему для самообразования «Развитие мелкой моторики у детей через нетрадиционные техники рисования».

Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать.

Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата. Например, какому ребенку будет неинтересно рисовать пальчиками, делать рисунок собственной ладошкой, ставить на бумаге кляксы и получать забавный рисунок.

Свою работу я начала с хорошо знакомых для детей техник: рисование пальчиками и ладошками. Затем постепенно вводила новые техники: рисование ватными палочками, тычок, оттиск (штамп) пенопластом, рисование губкой, трафаретом, рисование по-мокрому, рисование смятой бумагой, монотипия, набрызг и т. д.

Для ознакомления и вовлечения родителей в данный процесс мною был подготовлен цикл консультаций для родителей и буклеты.

На одном из родительских собраний был проведен  мастер – класс по рисованию ватными палочками. Также познакомили родителей с техникой рисования «Кляксография».

В сети интернет в период пандемии мною было представлено два мастер-класса: «Рисование воздушными (объемными) красками» и рисование в технике «Набрызг».

Своими руками я изготовила набор для рисования в технике штампы. Подготовила набор для рисования в технике набрызг. Конечно, очень жаль что дети не смогли им воспользоваться, но я планирую продолжить свою работу в этом направлении и добиться поставленных целей и задач.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационный педагогический опыт "Использование нетрадиционных техник рисования на НОД по рисованию для развития творческих способностей у детей дошкольного возраста"

          Данная работа посвящена выявлению и развитию детской художественной нетрадиционной одаренности средствами нетрадиционных техник изобразительного искусства.Изо...

Обобщённый педагогический опыт работы на тему : «Развитие творческих способностейдетей 3-4 лет через использование нетрадиционных техник рисования»

Идея  опыта :формирование  у  дошкольников изобразительных умений для развития творческих способностей...

ВКР: Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей с общим недоразвитием речи седьмого года жизни

Дорогие друзья!        В выпускной квалификационной работе (ВКР) «Использование алгоритмических схем рисования животных как средство развития мелкой моторики рук у детей...

ВКР: Рисование руками как средство развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста

Дорогие друзья!        Вашему вниманию представлена выпускная квалификационная работа (ВКР) на тему «Рисование руками как средство развития...

Самообразование Тема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».

МБДОУ «Детский сад №8»СамообразованиеТема: «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через нетрадиционные формы рисования в условиях внедрения ФГОС».Вос...

РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ РУК КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ РЕЧИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ВКР

Важность развития речи у детей старшего дошкольного возраста связана с тем, что речь обеспечивает необходимое общение с взрослыми, получение информации, приобщение к деятельности, овладение нормами по...