Подготовка к уроку сочинения- рассуждения по тексту Ф. Сологуба
методическая разработка

ирина ивановна волкова

Подготовка к уроку сочинения

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prezkurokuobuchsochinenie_po_tekstusologuba.ppt393.5 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Часть 2, задание 26 с развёрнутым ответом Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем , поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Напишите, согласны или не согласны Вы с точкой зрения автора прочитанного текста. Объясните почему. Своё мнение аргументируйте , опираясь в первую очередь на читательский опыт, а также на знания и жизненные наблюдения (учитываются первые два аргумента ).

Слайд 3

Часть 2, задание 26 с развёрнутым ответом Цель – проверить компетенции в области информационной обработки текста и создании собственного высказывания. Пробле́ма (др.-греч. πρόβλημα) в широком смысле – сложный теоретический или практический вопрос , требующий изучения, разрешения; задача, требующая исследования. Проблема – вопрос, который поднимает автор текста, задача, которую он решает. Понимание исходного текста – важнейшее условие успешного выполнения задания, проверяющего умение адекватно воспринять проблематику текста (какие вопросы/вопрос ставятся в тексте?). При этом не допускается искажений не только основной, но и второстепенной информации, содержащейся в тексте (если автор сочинения касается ее).

Слайд 4

Формулировка проблемы : типичные ошибки 1. Ошибки, обусловленные неспособностью ученика адекватно понимать смысл прочитанного, т.е. выделять главное, вычленять смысловые части, исследовать развитие авторской мысли: текст воспринимается учеником не как цельное высказывание, подчинённое реализации авторской мысли, а как совокупность изолированных смысловых фрагментов. 2. Перевод проблемы в узкий план (в план темы); при этом формулировка проблемы превращается не в смысловую задачу, а в сугубо грамматическую: «Автор посвящает свой текст проблеме осени»; «Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии». 3. Неоправданное расширение проблемы: «Автор, рассказывая нам о случае из жизни, показывает нам борьбу Зла и Добра»; «Случай, который описывает автор, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и остаётся актуальной».

Слайд 5

Комментарий к сформулированной проблеме Комментарий должен писаться с опорой на прочитанный текст. При этом полнота опоры на исходный текст выражается в количественном отношении: необходимо привести два примера-иллюстрации из прочитанного текста. Под иллюстрацией понимается отражение проблемы исходного текста в привлечённом текстовом материале (цитате, фрагменте текста). Ошибки в комментарии: - комментирование другой, отсутствующей в тексте проблемы; - использование исходного текста как отправной точки для отвлечённых рассуждений по проблеме; - выделение какого-либо компонента (пейзажа, интерьера, события), который хотя и играет важную роль в тексте, но к проблеме имеет косвенное отношение; - пересказ исходного текста или его фрагментов без какого-либо комментирования; - переписывание больших фрагментов текста вместо комментария.

Слайд 6

Комментарий к сформулированной проблеме О чем говорится в тексте? Смысловая часть текста Что делает автор и для чего ? о начале войны, стремлении двух персонажей избежать участия в ней, об осуждении подобной жизненной позиции героиней (1)Вечером опять сошлись у Старкиных. (2)Говорили только о войне. <…> (9)Лиза досадливо вспыхнула. (10)Закричала: – И вам не стыдно! (11)Вы должны защищать нас, а думаете сами, где спрятаться. (12)И вы думаете, что во Франции вас не заставят воевать? включает диалог с целью показать различие взглядов персонажей на участие в войне, трусость мужчин и непримиримость героини по отношению к подобной позиции о переживаниях героини, о зарождении нежности к Паулю (13)Из Орго призвали шестнадцать запасных. <…> (25)Вспомнит русскую барышню, чужую, далёкую. использует внутренний монолог , чтобы показать изменения в настроении героини Алгоритм работы над комментарием: выбрать части текста, связанные со сформулированной проблемой; выбрать лексические средства для комментирования (что делает автор?), написать – для чего? с какой целью? - отобрать текстовый материал в соответствующей части текста для иллюстрирования (два примера-иллюстрации).

Слайд 7

Комментарий к сформулированной проблеме Что может «делать» автор? Рассуждает , повествует, описывает , анализирует, подчёркивает, выделяет, приводит (пример), цитирует, опирается (на мнение…), сопоставляет, противопоставляет, полемизирует, доказывает, создаёт (образ) , размышляет, сравнивает, противопоставляет , использует (приёмы…); подтверждает (свои мысли…), включает, использует, сопереживает и т.п. (в зависимости от стилистической принадлежности текста) Обращение автора к микротеме, примеру, приёму, случаю, авторитетному источнику и т.п. С какой целью? для чего? п очему? зачем? по какой причине? чем вызвано…? чем объясняется…? в чём различие между…? какая связь между…? (в каждом конкретном случае) Цель комментария: выявить смысл авторского рассуждения о…/ повествования о…/ описания…/ какого-либо приёма с целью в итоге установить авторское отношение к проблеме = > понять авторскую позицию.

Слайд 8

Информация о тексте* Примерный круг проблем Авторская позиция 1. Проблема долга перед Родиной. (В чём заключается долг перед Родиной?) 1. Долг перед Родиной заключается в том, чтобы в случае войны защищать Отечество, а не прятаться от призыва. 2. Проблема истинной любви. (В чём проявляется настоящая любовь?) 2. Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну. 3. Проблема зарождения любви. (Что может вызвать любовь к человеку?) 3. Любовь может быть вызвана уважением; непредвиденные обстоятельства, достойное поведение человека в этих обстоятельствах могут заставить по-новому посмотреть на него. 4. Проблема твёрдости и решительности. (Что придаёт человеку твёрдость и решительность?) 4. Человек действует твёрдо и решительно, когда уверен в себе, в своих поступках и движим любовью к близкому человеку, к Родине. 5. Проблема истинной красоты. (Что делает человека красивым?) 5. Красивым человека делают его твёрдость, решительность, бесстрашие, мужество и самоотверженность.

Слайд 9

Аргументация собственного мнения по проблеме Аргументация – это способ доказательства истинности какой- либо мысли с помощью примеров. Аргументы – это основания, доказательства, подтверждающие или опровергающие какую-либо мысль. Важным элементом аргументации являются иллюстрации, т.е. примеры, поддерживающие аргумент. Типы аргументов (см. «Методические материалы для председателей и членов предметных комиссий субъектов Российской Федерации по проверке выполнения заданий с развёрнутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2017 года» и Методические рекомендации по оцениванию выполнения заданий с развёрнутым ответом») – ФИПИ ( fipi.ru ) .

Слайд 10

Аргументация собственного мнения по проблеме Строение классического доказательства ТЕЗИС-СУЖДЕНИЕ Аргумент 1 (пример) Аргумент 2 (пример) Вывод

Слайд 11

Аргументация собственного мнения по проблеме Структура аргументации Авторская позиция: Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну. Собственное мнение – тезис Истинная любовь действительно помогает преодолеть любые препятствия, ведь любящий человек способен на бескорыстные и самоотверженные поступки, и, как бы ни был труден жизненный путь, любящие проходят его вместе. Пример 1 (из художественной литературы) с микровыводом Для подтверждения моего мнения обратимся к поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вспомним рассказанную поэтом историю княгини Екатерины Трубецкой: оставив высший свет, она оправляется за своим мужем-декабристом в Сибирь. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, уговаривает ее вернуться. Княгиня остаётся непреклонной. Ее не пугают ни ужасы Сибири, ни необходимость подписать отречение от всех прав, ни даже пеший путь вместе с каторжниками. Она готова на все, чтобы быть вместе с супругом. Ее единственное желание - разделить с мужем все тяготы, выпавшие ему на долю. Этот пример доказывает, что истинная любовь может преодолеть все препятствия, что ей не страшны ни расстояния, ни трудности, возникающие на жизненном пути. Пример 2 (из жизненного опыта) с микротезисом Наша жизнь тоже богата подобными примерами истинной любви, которая возвышает человека, пробуждает в нем лучшие чувства – сопереживание, готовность жертвовать собой ради близких. Известна история, когда жены декабристов отправлялись в Сибирь вслед за своими мужьями. Женщины были готовы преодолеть все препятствия, но остаться с любимыми.

Слайд 12

Аргументация собственного мнения по проблеме Структура аргументации Авторская позиция: Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну. Собственное мнение - тезис Истинная любовь помогает преодолеть все препятствия, ведь любящий человек способен на бескорыстные и самоотверженные поступки, и, как бы ни был труден жизненный путь, любящие проходят его вместе. Пример 1 (из художественной литературы) Для подтверждения моего мнения обратимся к поэме Н.А. Некрасова «Русские женщины». Вспомним рассказанную поэтом историю княгини Екатерины Трубецкой: оставив высший свет, она оправляется за своим мужем-декабристом в Сибирь. Иркутский губернатор, у которого она просит лошадей до Нерчинска, уговаривает ее вернуться. Княгиня остаётся непреклонной. Ее не пугают ни ужасы Сибири, ни необходимость подписать отречение от всех прав, ни даже пеший путь вместе с каторжниками. Она готова на все, чтобы быть вместе с супругом. Ее единственное желание - разделить с мужем все тяготы, выпавшие на его долю. Вывод Таким образом, мы видим, что настоящая любовь выражается в готовности следовать за любимым человеком, быть рядом с ним в трудную минуту, разделить его судьбу.

Слайд 13

Аргументация собственного мнения по проблеме Структура аргументации Авторская позиция: Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну. Собственное мнение - тезис Истинная любовь действительно помогает преодолеть любые препятствия, ведь любящий человек способен на бескорыстные и самоотверженные поступки, и, как бы ни был труден жизненный путь, любящие проходят его вместе. Пример 1 (с опорой на жизненный опыт) с микровыводом Для подтверждения моего мнения обратимся к истории: жены декабристов отправлялись в Сибирь за своими мужьями. Женщины были готовы преодолеть все препятствия, но остаться с любимыми. Так настоящая любовь возвышает человека, пробуждает в нем лучшие чувства – сопереживание, готовность жертвовать собой. Пример 2 (с опорой на жизненный опыт) с микротезисом и микровыводом Вывод общий Но не каждый человек испытывает в жизни истинную любовь. Например, недавно я прочитала в книге ( статье, газете, на сайте ), как молодой человек совершил позорный поступок: оставив девушку один на один с хулиганами, он убежал. Такой человек не способен на самопожертвование. Эгоизм, чувство самосохранения победили в душе юноши, а хрупкое чувство любви было предано. Таким образом, мы видим, что настоящая любовь выражается в готовности следовать за любимым человеком, быть рядом с ним в трудную минуту, разделить его судьбу.

Слайд 14

Аргументация собственного мнения по проблеме Структура аргументации Авторская позиция: Истинная любовь проявляется в готовности защитить близкого тебе человека, следовать за ним даже на войну. Собственное мнение - тезис Истинная любовь действительно помогает преодолеть любые препятствия, ведь любящий человек способен на бескорыстные и самоотверженные поступки, и, как бы ни был труден жизненный путь, любящие проходят его вместе. Пример 1 (с опорой на жизненный опыт) с микровыводом Для подтверждения моего мнения обратимся к истории: жены декабристов отправлялись в Сибирь вслед за своими мужьями. Женщины были готовы преодолеть все препятствия, но остаться с любимыми. Так настоящая любовь возвышает человека, пробуждает в нем лучшие чувства – сопереживание, готовность жертвовать собой. Пример 2 (с опорой на жизненный опыт) – уводит в сторону от тезиса, который обосновывает учащийся Наверное, вряд ли кто-то будет сомневаться в том, что настоящая любовь спасает от одиночества. Одиночество - страшное состояние, поэтому люди должны любить друг друга. Одинокие люди часто не способны реализовать себя в жизни.

Слайд 15

Приёмы включения аргументов Аргументы из литературы Вспомним героев произведения... (рассказа, повести, баллады басни, романа и т.п.); Обратимся для подтверждения моего мнения к произведению…; Подобная проблема затрагивается в произведении… Главное - необходимо указать автора и название произведения. Аргументы с опорой на жизненный опыт Мне не раз приходилось сталкиваться с…; Конечно, мой жизненный опыт пока небольшой, но тем не менее мне приходилось сталкиваться с этой проблемой …; Вспоминается похожая ситуация…. Большинство учёных (врачей, языковедов…) считают, что... (ссылка на авторитет) Типы аргументов с опорой на жизненный опыт (см. ФИПИ – fipi.ru ) .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Сочинение - рассуждение "Выбор профессии"

В этом сочинении ученица 9 класса размышляет о выборе профессии, говорит о том, какую специальность хочет получить  в будущем....

Подготовка к написанию сочинения- рассуждения в 11 классе

Актуальность данной темы обусловлена необходимостью качественно подготовить ребят  к написанию сочинения-рассуждения, так как написание сочинения по предложенному тексту является одним из трудных...

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Работа с текстом. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна Цель:- подготовка учащихся к выполнению части С в ЕГЭ.Задачи:- обратить внимание на...

сочинение-рассуждение (подготовка к ОГЭ 9 класс)

презентация, подготовленная в виде памятки и рекомендаций для написания сочинения-рассуждения...

Речевые клише для подготовки к написанию сочинения-рассуждения по русскому языку

1. Актуальность проблемы, поднимаемой автором.2. Тема и идея (основная мысль) текста.3. Обоснование точки зрения автора.4. Характеристика композиции исходного текста, стиля и типа речи. 5. Выраже...

Комплексный анализ рассказа И. Бунина "Красавица". Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 9.2

В основу урока положена комплексная работа с текстом рассказа И. Бунина "Красавица": повторение пунктуации осложненного простого предложения и пунктуации сложного предложения, а также анализ...