Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам
статья

Сверликова Ирина Александровна

Иностранный язык - это средство приобщения к мировой культуре, а также расширение возможностей коммуникативной компетенции личности. В статье раскрываются составляющие понятия, способы формирования и развития коммуникативной компетенции на уроках иностранного языка, виды учебной деятельности, помогающие в достижении наилучших результатов в этой области.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Сверликова И.А.

Формирование иноязычной коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранным языкам

        

Одной из ключевых проблем современной лингводидактики, методики преподавания

иностранных языков является развитие коммуникативной компетенции, обеспечивающей

активное участие личности в межкультурной коммуникации. Многие отечественные и зарубежные учёные занимались разработкой теоретических и практических вопросов по данной тематике, определяя сущность иноязычной коммуникативной компетенции,

структуру, условия формирования (М.З.Биболетова, И.Л.Бим,И.Д. Гальскова,

Н.И. Гез, А.А. Миролюбов, Е.И. Пассов, В.В.Сафонова, Е.Н. Соловова, П.В. Сысоев, И.И.Халеева, А.Н.Шамов, А.В.Щепилова).[1]

 

            Иностранный язык – это средство приобщения к мировой культуре, осознания народной самобытности своей страны как её составляющей, а также расширения межличностного общения.

             В нормативных документах цель иноязычного образования определяется сегодня как формирование и совершенствование у обучающихся иноязычной коммуникативной компетентности в совокупности всех её составляющих, а также развитие индивидуальности в диалоге культур.

Современная российская концепция образования подразумевает переход от просто получения учащимися знаний в процессе обучения к формированию у учащихся компетенций, являющихся неотъемлемой частью формирования общей культуры личности и образованности человека.

Е. Н. Соловова говорит о концентрации современной модели образования на формировании нескольких базовых компетенций, которыми должен владеть любой специалист на сегодняшний день. Данными компетенциями являются: социально-политическая компетенция, компетенция, связанная с жизнью в поликультурном обществе, коммуникативная компетенция, компетенция, связанная с формированием желания человека учиться на протяжении всей жизни, информативная компетенция, включающая в себя умения использовать новые информационные технологии [Соловова, 2005].

По словам Е. Н. Солововой одной из главных среди представленных выше компетенций является коммуникативная компетенция. Это компетенция рассматривается как передовая базовая компетенция, так как она является основой остальных компетенций: социально-политической, информационной, социокультурной. Формирование коммуникативной компетенции занимает лидирующую позицию и при обучении школьников иностранным языкам, так как оно наиболее четко отражает предметную область «Иностранный язык».[2] 

  1. Компоненты коммуникативной компетенции

             Одной из основных целей обучения иностранным языкам является коммуникативная компетенция, под которой понимается способность и готовность осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное общение.

Как уже указывалось выше, коммуникативная компетенция рассматривается как передовая базовая компетенция, являющаяся основой остальных компетенций: социально-политической, информационной, социокультурной.

В своей статье «Компетентность как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования» А.В.Хуторской поясняет различие между понятиями «компетенция» и «компетентность», которые многими авторами статей часто используются как абсолютные синонимы:

 «Для разделения общего и индивидуального в содержании компетентностного

обучения будем отличать синонимически используемые часто понятия «компетенция» и

«компетентность». «Компетенция» - включает совокупность взаимосвязанных качеств

личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к

определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной

продуктивной деятельности в этой сфере. Компетентность же характеризует опытное

овладение человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное

отношение к ней и предмету деятельности. По сути дела, компетенция – некоторое

отчужденное, наперед заданное требование (норма) к образовательной подготовке ученика, а

компетентность – уже состоявшееся его личностное качество (совокупность качеств) и

минимальный опыт по отношению к деятельности в заданной сфере. Компетентность всегда

личностно окрашена качествами конкретного ученика. Данных качеств целый спектр – от

смысловых и мировоззренческих) зачем мне необходима данная компетенция), до

рефлексивно-оценочных (насколько успешно я применяю данную компетенцию в жизни).

Следует различать понятия «компетенция» от «образовательной компетенции».

Компетенции для ученика – это ориентир для освоения, это образ его будущего.

Образовательная компетенция – это совокупность взаимосвязанных смысловых ориентаций,

знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению не к любому, а к

определенному кругу объектов реальной действительности, специально включенных в

состав образовательных областей и учебных предметов, необходимых для осуществления

личностно и социально-значимой продуктивной деятельности.

В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное

(для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов или образовательных областей)

и предметное (для каждого учебного материала) мы рассматриваем следующую иерархию

компетентностей:

1) ключевые(базовые) компетенции, которые относятся к метапредметному содержанию образования;

2) общепредметные компетенции, которые относятся к определенному циклу учебных предметов и образовательных областей;

3)предметные компетенции, которые формируются при изучении конкретных учебных

предметов.[3]

  Основными компонентами коммуникативной компетенции являются:

речевая компетенция, при которой совершенствуются коммуникативные умения в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении и письме); формируется умение планировать свое речевое и неречевое поведение;

языковая компетенция: систематизация ранее изученного материала; овладение новыми языковыми средствами в соответствии с отобранными темами и сферами общения: увеличение объема используемых лексических единиц; развитие навыков оперирования языковыми единицами в коммуникативных целях;

социокультурная компетенция: увеличение объема знаний о социокультурной специфике англоговорящих стран, формирование умений выделять общее и специфическое в культуре родной страны и страны изучаемого языка;

компенсаторная компетенция: дальнейшее развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче иноязычной информации;

учебно-познавательная компетенция: развитие общих и специальных учебных умений, позволяющих совершенствовать учебную деятельность по овладению иностранным языком, удовлетворять с его помощью познавательные интересы в других областях знания, овладеть процессами синтеза и анализа, оценкой и самооценкой.

Таким образом, иноязычная коммуникативная компетенция включает в себя речевую, языковую и социокультурную, компенсаторную и учебно-познавательную компетенции.

В следующей главе будут подробно рассмотрены способы и средства формирования различных компонентов коммуникативной компетенции в условиях урока иностранного языка в образовательных учреждениях среднего профессионального образования.

  1. Способы и средства формирования коммуникативной компетенции

на уроке иностранного языка

             Для достижения поставленных целей обучения иностранному языку как в средней школе, так и в учреждениях среднего профессионального образования, предусмотрено использование  разнообразных средств обучения. Под средствами обучения понимается все то материальное, что оказывает помощь в организации и проведении учебно-воспитательного процесса. Эффективное использование каждого из средств даёт возможность успешно решать коммуникативные задачи на уроках иностранного языка.

 1) Для развития речевой компетенции необходимо обязательное использование следующих средств обучения:

а) учебник, который является основным средством обучения и содержит материал по обучению всем видам речевой деятельности; сегодня многие учебники сопровождаются аудио- и видеоматериалами, что делает процесс обучения многократно эффективнее.

б) дополнительная литература, как адаптированная, так и в виде аутентичных текстов, которая способствует развитию межкультурного общения, развитию широты страноведческих знаний и знаний в области классического литературного наследия стран изучаемого языка.

в) учебные пособия для индивидуальной и самостоятельной работы обучаемых, практических занятий, научно-исследовательской работы. Данные пособия могут полностью или частично разрабатываться преподавателями самих учебных заведений;

г) аудио и видеозаписи при обучению иностранному языку играют очень важную роль. Они дают возможность  слышать настоящую речь на иностранном языке, являются образцом для подражания, что благотворно сказывается на качестве их произношения, а также на формировании умения понимать речь на слух. Неоценимое значение в достижении коммуникативных целей имеет просмотр киноверсий классических произведений английских и американских писателей как в процессе проведения практических занятий, так и во внеаудиторной самостоятельной работе. Здесь следует особо выделить подготовительный этап, просмотр, обсуждение и выполнение упражнений репродуктивного и реконструктивного характера с опорой на аутентичный источник. Произведения В.Шекспира, Ч.Диккенса, Дж.Оруэлла, Дж.Стейнбека становятся для студентов основой для понимания и изучения истории и культуры стран изучаемого языка. Шедевры мировой литературы открывают для студентов красоту и выразительность языка, стремление более полно изучать именно подлинные тексты, осуществлять просмотр видеоматериалов с оригинальными звуковыми дорожками. Это приводит к расширению масштабов коммуникативного воздействия, уничтожению языковых барьеров.

д) компьютерные программы и Интернет необходимы для обеспечения функциональной компьютерной грамотности учеников, а также для возможности самостоятельного или дистанционного обучения. Эти программы особенно эффективны для развития навыков письменной коммуникации. Кроме того, это один из способов контроля преподавателем выполнения студентами внеаудиторной самостоятельной работы.

2. Для наиболее эффективного развития языковой компетенции используют следующие средства обучения:

а) рабочая тетрадь, которая необходима для самостоятельной работы учащихся дома и позволяет им овладевать графикой и орфографией английского языка, усваивать лексический и грамматический материал в ходе выполнения заданий к каждому уроку.

б) таблицы, схемы, раздаточный материал, иллюстрации позволяют максимально индивидуализировать и активизировать процесс формирования и развития умений и навыков всех видов речевой деятельности, а также процесс накопления в памяти учащихся единиц языка и речи;

в) учебник;

г) аудиоматериалы;

д) видеоматериалы;

д) компьютерные программы и Интернет

3. В условиях современного мира особая актуальность проблемы развития социокультурного компонента в обучении иностранным языкам очевидна. Какими же средствами следует развивать социокультурную компетенцию у изучающего иностранный язык вне языковой среды?

а) Одним из таких средств являются  аудиотексты, записанные в реальных ситуациях иноязычного общения или начитанные носителями языка.

б) Видеоматериалы, как учебные, так и видеоверсии классических произведений английской и американской литературы,о которых уже было сказано выше,  помогают развивать социокультурную компетенцию.

в) Эффективным средством развития социокультурной компетенции студентов пространством является Интернет, наряду с другими компьютерными технологиями. Направить студента в верное русло в огромном потоке информации – важная задача преподавателя иностранного языка.

г) Изучение материалов СМИ на иностранном языке. Продуктивный, интересный способ расширения познавательных возможностей студентов, который неизменно приносит положительный результат. Работа с прессой необходима, но требует особого контроля со стороны преподавателя, так как в условиях кризиса отношений России со странами запада многие публикации в британских, например, газетах, содержат провокационные призывы к разрыву отношений с «агрессором», множество сфальсифицированных материалов, касающихся итогов второй мировой войны и т.д.

Работа с печатными СМИ познавательного характера, изучение статей и заметок, посвященных истории и культуре стран изучаемого языка, включая статьи, посвященные традициям и обычаям  с Россией, всегда приносит положительные результаты.

Радиопередачи на английском языке, телевидение с его познавательными программами и англоязычными каналами, фильмами с оригинальной звуковой дорожкой, музыкальными произведениями, важны для мотивированного студента и мотивировать его – в первую очередь задача преподавателя иностранного языка.

д) Пребывание в стране изучаемого языка является важным средством развития социокультурной компетенции, но следует отметить, что условием эффективности средства является и срок пребывания в стране и возможность активного общения, что не всегда возможно в туристической поездке.

4. Описывая компоненты иноязычной коммуникативной компетенции И.Л. Бим определяет компенсаторную компетенцию как способность «выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации». Следует упомянуть также и другое определение И.Л. Бим: «формирование компенсаторной компетенции предполагает развитие способности и готовности преодолевать дефицит своих иноязычных знаний, навыков и умений». [4]

 Компенсаторная компетенция – Данный вид компетенции развивается такими средствами как:

а) индивидуальный подход со стороны преподавателя;

б) помощь студентов;

в) самообразование с применением учебника, учебных пособий

г) использование интернет-технологий.

Чернышова С.Л. даёт следующее определение  компенсаторной компетенции: «это одна из первостепенных задач в обучении иностранному языку, так как позволяет развить у школьников речевую контактность и умение варьировать языковую форму в соответствии с коммуникативным намерением. Формирование данного вида компетенции позволяет заполнить грамматические и лексические лакуны в иноязычной речи учащихся средней и старшей школы».[5]

           Гармоничное сочетание всех составляющих коммуникативной компетенции при обучении обеспечит развитие коммуникативных умений в основных видах речевой деятельности в процессе овладения студентами  языковыми, лингвострановедческими и социокультурными знаниями и навыками.

             Одной из ведущих целей обучения иностранному языку остаётся чисто практическая, обеспечивающая определённый уровень коммуникативных умений и навыков. На занятиях каждый преподаватель старается решать целый комплекс как практических, так и воспитательных, образовательных и развивающих целей и задач.

             Не менее важным и значимым является личностное развитие обучающихся в ходе иноязычной образовательной деятельности. Это достигается личностно-ориентированным и деятельностным подходом к иноязычному образованию. Деятельность, в которую вовлекаются обучающиеся, должна носить неформальный, мотивированный характер, учитывать их возрастные и психологические особенности. Реализация данной цели осуществляется наилучшим образом через применение в образовательном процессе личностно-ориентированных технологий.

             Компетентностное образование и воспитание через построение учебно-воспитательного процесса  на основе законов личностно – ориентированного обучения и воспитания предполагает:

  • признание ученика основным субъектом процесса обучения;
  • основная цель – развитие индивидуальных способностей ученика;
  • развитие ребенка является не побочным, пусть и весьма желательным эффектом, а выдвигается на первый план и является основной целью всего периода обучения,
  • сравнение результатов не по горизонтали, а по вертикали (сравнение результатов ребенка с собственными достижениями).

              Е. С. Полат говорит о возможности эффективного использования в рамках иноязычного образования личностно-ориентированных технологий, разработанных для применения следующих методов:

- обучение в сотрудничестве;

- метод проектов;

- элементы интенсивного метода обучения иностранным языкам;

- разноуровневое обучение;

- языковой портфель ученика.

              Личностно ориентированный подход способствует достижению данной цели, ибо предусматривает выделение учащегося как субъекта образовательного процесса и организацию условий для индивидуальной творческой учебной деятельности. Этот подход также влияет и на выбор новых технологий, приемов обучения, из которых нами наиболее активно используется проектный метод.
                Приоритетным методом формирования информационно-коммуникативной компетентности учеников является метод проектного обучения. Метод проектов - это такая форма работы, предполагающая применение различных видов деятельности по реализации проекта. 
            «Метод проектов» - это такая технология, по которой студент или малая учебная группа выполняет весь запроектированный цикл активности от начала и до конца: придумывает, разрабатывает, корректирует, производит работы, связанные с внедрением и сопровождением. 
            Через коммуникативные проблемные учебные ситуации метод проектов создает условия самостоятельной работы студентов, предусматривающей как использование разнообразных методов, средств обучения, так и интегрирование знаний, умений из различных областей науки, технологии, творчества.

Е.С.Полат отмечает: «… необходимо научить детей или взрослых студентов самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся -

индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение

определенного отрезка времени»[6].

 Метод проектов предоставляет возможность познать особенности функционирования языка и сформировать все компоненты иноязычной коммуникативной компетенции: языковую, речевую, социокультурную, компенсаторную, учебную.

             Реализация проектов «История США» и «Творчество Э.По» силами студентов колледжа – это пример слаженного взаимодействия участников проекта, нацеленных на конкретный результат с применением современных компьютерных технологий. Творчество студентов, оригинальность проекта  и реализация всех поставленных задач – важный итог, подтверждающий положительный эффект проектной методики.

             Еще один вид деятельности, в ходе которого  происходит формирование коммуникативной компетенции-ролевая игра. Коммуникативные качества, умения и способности учащихся составляют коммуникативную компетентность, лежащую в основе иноязычной коммуникации наряду с иноязычной компетентностью.

          В коммуникативных ситуациях общения участники являются равноправными партнёрами в совместной деятельности, что сказывается на создании положительного фона для обсуждения информации или обмена идеями для решения какой-либо проблемы, лежащей в основе ролевой игры.

                     Формирование иноязычной коммуникации происходит успешно при формировании всех её компонентов в ходе ролевой игры, являющейся моделью общения и сохраняющей лингвистические и нелингвистические особенности этого процесса. Эффективности этого процесса способствуют знания интересов участников коммуникации, культурных ценностей, норм, а также особенностей человеческого восприятия и мышления.

                   Дискуссия – эффективный способ реализации коммуникативных умений обучающихся.

Дискуссия (от лат. discussion – рассмотрение, исследование). В настоящее время в России  идёт становление новой системы образования, ориентированного на вхождение в мировое образовательное пространство. Этот процесс сопровождается существенными инновационными изменениями в системе современного образования. Ключевое слово педагогического процесса сегодня – это личностное развитие. Но на практике ученик пока ещё не стал субъектом учебного процесса и помочь ему в самореализации – задача преподавателя.

           Сегодня нет непреодолимых преград как для путешествия в страны изучаемого  языка, так и для обучения за рубежом, когда общение на иностранном языке возникает как необходимость. В то же время, учитывая специфику обучения в  колледже,  возможность общения на иностранном языке  в Санкт-Петербурге, где очень много иностранных гостей, решение коммуникативных задач находит практическое применение без создания условно-коммуникативных ситуаций.  На уроках иностранного языка следует уделять как можно больше времени на формирование коммуникативной компетенции, мотивировать студентов к активной познавательной деятельности в масштабе мировой межкультурной коммуникации, вести к осознанию необходимости активного практического применения иностранного языка в своей профессиональной деятельности.

           Основная идея подобного подхода к обучению иностранного языка, таким образом, заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность учащихся, требующую для своего оформления владение определенными языковыми средствами, что в конечном итоге имеет своей целью формирование коммуникативной компетенции.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Арапова С.А. Формирование иноязычной коммуникативной компетенции школьников в мультимедийном образовательном пространстве. Электронный источник: URL: https://clck.yandex.ru/redir/
  2. Бим И.Л., Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования, Научный журнал «Иностранные языки в школе», 2005, №8, С. 2 – 6.
  3. Гурьев А.И. Инновационные методы и приемы обучения в современном образовательном пространстве // Мир науки, культуры, образования. 2007. № 1. С. 85-87.
  4. Полат Е.С. Метод проектов. Электронный источник: URL: https// 76206s004.edusite.ru
  5. Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность  как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Электронный источник: URL:http://khutorskoy.ru/books/
  6. Чернышова С.Л. Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся средних классов общеобразовательной школы. http://pedsovet.su/load/116-1-0-52711


[1] Арапова С. А. Формирование иноязычной коммуникативной

компетенции школьников в мультимедийном

образовательном пространстве. Электронный источник: URL: https://clck.yandex.ru/redir/

[2] Соловова, Е. Н. Задачи языкового образования в русле глобальных реформ / Е. Н. Соловова // Английский язык. Приложение к газете «Первое сентября», 2005, № 17. – с. 26 – 31.

[3] Хуторской А.В., Хуторская Л.Н. Компетентность  как дидактическое понятие: содержание, структура и модели конструирования. Электронный источник: URL:

http://khutorskoy.ru/books/

[4] Бим И.Л., Модернизация структуры и содержания школьного языкового образования, Научный журнал «Иностранные языки в школе», 2005, №8, С. 2 – 6.

[5] Чернышова С.Л. Формирование компенсаторной компетенции на уроках иностранного языка у учащихся средних классов общеобразовательной школы. http://pedsovet.su/load/116-1-0-52711

[6] Полат Е.С. Метод проектов. Электронный источник: URL: https// 76206s004.edusite.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Формирование лингвокультурологической компетенции в процессе обучения английскому языку»

Лингвокультурологический подход к изучению иностранного языка, основанный на лингвокультурологии – науке, занимающейся исследованием исторических и современных языковых фактов через призму духов...

Метод проектов как средство развития коммуникативной компетенции в процессе обучения иностранному языку

Инновационные методы обучения иностранному языку в процессе реализация ФГОС...

Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...

Мониторинг развития коммуникативных умений в процессе обучения иностранному языку

Контроль и мониторинг являются важнейшими факторами в процессе обучения иностранному языку, они позволяют не только установить уровень успешности, но и выявить недостатки в знаниях, умениях и навыках,...

Виды компетенций, формируемые при обучении иностранному языку

Одним из способов интенсификации учебной деятельности учащихся, повышения уровня их мотивации к изучению иностранного языка  и развивающих активность и творчество является компетентностный подход...

Мотивация – ключ к успеху в процессе обучения иностранному языку (на примере немецкого языка)

статья о том как важна мотивация при изучении иностранного языка...

К ВОПРОСУ О ФОРМИРОВАНИИ ИНОЯЗЫЧНЫХ КОММУНИКАТИВНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ПЕСЕННОГО МАТЕРИАЛА

Согласно проведенным опросам, изучение иностранного языка является для студентов ссузов  одним из приоритетов после освоения основнойспециальности, условием успешного функционирования в профессио...