Методическая разработка учебной практики" Активные методы и формы проведения уроков учебной практики",
методическая разработка

Иванова Антонина Викторовна

Современный урок производственного обучения- зто урок, где происходят самые разные процессы обучения, воспитания и развития личности, урок- зто логически законченный, целостный,ограниченный определенными рамками отрезок учебно- производственного процесса. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, процесс производственного обучения характерен специфическими особенностями в части содержания , логики дидактических принципов, методов, средств обучения. Цель моей разработки- выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения обучающихся на уроках учебной практики.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЁЖНОЙ ПОЛИТИКИ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

Визинса филиал «Коми республиканскöй агропромышленнöй техникум»

уджсикасö велöдан канму учреждение

Визингский филиал государственного профессионального образовательного учреждения

«Коми республиканский агропромышленный техникум»

(Визингский филиал ГПОУ «КРАПТ»)

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема урока: Активные формы и методы проведения уроков по профессии: «Повар, кондитер»

 

Визинга

2017

Составила: Иванова Антонина Викторовна, мастер производственного обучения

Рецензент: Елохина Нина Борисовна, заведующая производственной практикой

Аннотация

Современное образование в своем развитии движется в направлении совершенствования, накопления положительного опыта.

        В соответствии с современными тенденциями развития для системы образования все более характерными становятся такие принципиально новые черты, как динамизм и вариативность.

        В данной разработке даны методические рекомендации по проведению уроков.

        Методическая разработка может использоваться мастерами производственного обучения.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение………………………………………………………………………………………….3

Основная часть……………………………………………………………………………...4 - 15

Заключение……………………………………………………………………………………...16

Литература………………………………………………………………………………………17

ВВЕДЕНИЕ

Целью современного профессионального образования является развитие личности обучающего,  выявление его творческих возможностей, сохранение физического и психического здоровья. В современном профессиональном образовании наметилось немало положительных тенденций: складывается вариативность педагогических подходов к обучению; у педагогов появилась свобода для творческого поиска, создаются авторские работы; активно используется зарубежный опыт;  педагогам предоставлена возможность выбирать педагогическую систему. Вместе с тем, по моему мнению, в настоящее время теория и практика  профессионального образования желает быть значительно лучше в методическом и практическом отношении.

Проблема активности личности в обучении – одна из актуальных в психологической, педагогической науке, как и в образовательной практике.

Актуальность данной проблемы подвела меня к выбору темы моей методической разработки: «Активные  формы методы обучения».

Каждому человеку, вступающему в этот сложный и противоречивый мир, необходимы определенные навыки мышления и качества личности. Умение анализировать, сравнивать, выделять главное, решать проблему, способность к самосовершенствованию и умение дать адекватную самооценку, быть ответственным, самостоятельным, уметь творить и сотрудничать – вот с чем подростку  необходимо войти в этот мир. И моя задача так построить процесс обучения, чтобы помочь раскрыться. Я понимаю, мне как мастеру необходимо не только доступно все рассказать и показать, но и научить моего обучающегося мыслить, привить ему навыки практических действий. Этому могут способствовать активные формы и методы обучения на уроках учебной практики.

Цель моей разработки: – выявить психолого-педагогические условия повышения роли методов активного обучения обучающихся на уроках учебной практики.

Основные задачи моей разработки: - общекультурное развитие; личностное развитие; развитие познавательных мотивов, инициативы и интересов обучающихся; формирование умения учиться; развитие коммуникативной компетентности.

ЭПИГРАФ:

«Все уроки, как люди, похожи и разные

Если к ним приглядеться с различных сторон

 Ведь бывают уроки как радостный праздник,

А бывают они как мучительный сон».

Современный урок производственного обучения — это далеко не однообразная и единая структурно-содержательная схема. Поэтому каждый педагог определяет для себя те формы работы, которые для него наиболее приемлемы, соответствуют той парадигме, которую  он отдает предпочтение в работе.

Именно урок — это место, где происходят самые интересные процессы обучения, воспитания и развития личности. 

Урок — это логически законченный, целостный, ограниченный определенными рамками отрезок учебно-воспитательного процесса.

В то же время — это зеркало общей педагогической культуры преподавателя,  мастера производственного обучения. Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей студентов.

Процесс производственного обучения характерен специфическими особенностями в части  содержания, логики, дидактических принципов, организационных форм, методов, средств обучения.

Активные методы обучения - это методы, которые побуждают обучающихся к активной мыслительной и практической деятельности. Активные методы обучения должны вызывать у обучающихся стремление самостоятельно разобраться в сложных профессиональных ситуациях. Урок является сложным педагогическим  процессом. По характеру познавательной деятельности выделяются проблемные и не проблемные уроки.  

Существуют классические типы уроков:

Вводный, урок самостоятельной работы, урок практической работы, комбинированный урок,  тренировочный урок.

Для организации благоприятного климата, ориентирующего на обучающихся, необходимо выбирать такие формы урока, которые будут стимулировать деятельность обучающихся.

Для плодотворной и эффективной деятельности обучающихся характерны нетрадиционные формы проведения занятий.

Нетрадиционный урок- это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную (неустановленную) структуру.

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности обучающихся.

     Нетрадиционные формы урока:

  • урок- КВН;  урок- соревнование;  урок – викторина;  урок- конкурс;
  • урок- соревнование;  урок- игра; урок – путешествие; мозговая атака; урок – светофор;  урок творчества;  урок – лекция – диалог; деловая игра; интегрированный  - бинарный урок; урок-  состязание, видео- урок,  урок- проект.

Традиционные и нетрадиционные уроки имеют свои достоинства и недостатки.

Недостатками традиционного урока являются:

  • Урок, построенный по схеме «опрос – объяснение – закрепление» не обеспечивает условий реализации принципов развивающего обучения, не ориентирует их на самостоятельную познавательную деятельность.
  • Урок нацелен на формирование суммы знаний без учета закономерностей развития мыслительной деятельности.
  • Преобладает целевая установка, направленная на деятельность учителя (спросить, объяснить, закрепить).
  • Основное внимание сконцентрировано на результате, протекание мыслительной деятельности остается без внимания.

Нетрадиционные формы уроков дают возможность избежать перечисленные недостатки, а также дают возможность:

  1. выбора наиболее рациональных методов, приемов и средств обучения;
  2. стимулирования и контроля;
  3. данный выбор обеспечивает познавательную активность;
  4. сочетание различных форм коллективной и индивидуальной работы на уроке;
  5. максимальную самостоятельность обучающихся  в учении;
  6. реализацию на уроке всех дидактических принципов;
  7. создание условий для успешного учения обучающихся.

В зависимости от цели урока, мы выбираем классические или нетрадиционные формы урока. В своей практике часто обращаюсь к нетрадиционным формам, особенно при обобщении, повторении материала, контроля изученного материала.

Попытаюсь рассказать о тех формах урока, которые использую чаще: проблемный,  деловая игра, КВН, викторина, практикум, интегрированный урок (бинарный), урок – конкурс, нетрадиционные формы домашнего задания.

Урок – практикум

Это коллективная форма учебной деятельности обучающихся. Возникла в России в 20-х годах 20 века. Среди разработок интересны и эффективны 3 системы: В.К.Дьяченко, Р.А.Утеевой, А.С.Границкой. Общей чертой этих образовательных технологий является использование уроков в форме практикума, когда на звенья делится вся группа.

Практикум – простейший из уроков нелинейной (сложной) структуры.

Групповая работа начинается с фронтальной работы всей группы, в ходе которой  мастер ставит проблемы и дает задания группам. Во время групповой работы на уроке  мастер  по очереди присоединяется к каждой группе, выполняя функции консультанта.

Урок-практикум проводится при лабораторно-практических работах по спецтехнологии.

Технология проведения урока- практикума:

  1. Группа делится на 4- 5 звеньев.
  2. Каждому звену дается задание: повторить, закрепить   теоретические  и  практические знания  и правила эксплуатации оборудования  по чертежам, технологическим картам, конспектам (материал уже изучался).
  3. В каждом звене назначается координатор, из сильных обучающихся.
  4. Обучающиеся делятся на пары и приступают к работе.
  5. Координатор или звеньевой проверяет задание (слушает ответы, задает вопросы) и за каждый ответ ставит оценку  в таблицу.
  6. Мастер, при необходимости, консультирует, подходя к каждой группе и выборочно проводит опрос.
  7. Если оценка мастера  и звеньевого совпадает, то остальные ответы засчитываются, а звеньевой получает самозачет. Если оценки завышены, то мастер  принимает зачет у каждого обучающегося звена, но такое бывает редко. Обычно оценки ставят объективно, т.к. это в интересах звеньевого.
  8. Обсуждаются отдельные вопросы, вызвавшие затруднения.
  9. Заключение.
  10.  Задание на дом.

Видео урок

Достоинством видеофильма является его эмоциональное воздействие на обучающихся. Поэтому внимание должно быть направлено на формирование у обучающихся  личностного отношения к увиденному.

Использование видеофильма помогает также развитию различных сторон психической деятельности обучающихся, и прежде всего внимания и памяти. Во время просмотра в группе  возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях даже невнимательный обучающийся становится внимательным.

         Психологические особенности воздействия учебных видеофильмов на обучающихся  способствуют созданию благоприятных условий.

 Практика показывает, что видео-уроки являются эффективной формой обучения.

Урок-проект

    Проектная методика отличается кооперативным характером выполнения заданий при работе над проектом, деятельность, которая при этом осуществляется, является по своей сути креативной и ориентированной на личность обучающегося. При подборе темы проекта мастер  должен ориентироваться на интересы и потребности учащихся, их возможности и личную значимость предстоящей работы, практическую значимость результата работы над проектом.

         Выполненный проект может быть представлен в самых разных формах: статьи, рекомендации, альбом, презентации. Разнообразны и формы презентации проекта: Урок- проект формирует умения самостоятельной работы.

Главным результатом работы над проектом будут актуализация имеющихся и приобретение новых знаний,  и их творческое применение в новых условиях.

Урок -  Деловая игра

На мой взгляд, достоинством практической деловой игры является широкое использование эвристических методов активизации коллективного мышления, мозговой атаки, принятия точки зрения другого, обращение к опыту решения аналогичных проблем, к воображаемым ситуациям, периодической саморефлексии обучающихся.

Модельный метод обучения используется довольно давно. Все деловые игры – это реализации модельного метода обучения. «В деловой игре, наиболее четко моделирующей предметное и социальное содержание профессиональной деятельности, дается возможность свести в динамическую систему все те «заготовки» знаний, умений, навыков, которые были получены на всех предшествующих этапах обучения, получить опыт целостной, опыт принятия индивидуальных и совместных решений, усвоить нормы ответственных отношений между специалистами и рабочими, сформировать профессиональную мотивацию студентов». (Вербицкий А.А.)

Моделируется не только технологическая сторона деятельности, но и социальная – диалогические отношения и поступки в процессе общения по разрешению проблемных ситуаций. Деловую игру можно использовать как для обобщающих уроков, так и для изучения нового материала.

Играя свои роли,  обучающиеся  моделируют профессиональную деятельность.

«Игровое моделирование есть процесс применения и использования роли, адекватной человеческой деятельности в моделируемой обстановке, процесс воспроизведения межличностных взаимоотношений и импровизации роли в соответствии с поставленной целью» (Астанов М.Ж.)

Модельное обучение может включать в себя моделирование тех или иных явлений, процессов, объектов, а может и не включать. В нем могут использоваться в качестве средств обучения материальные модели реальных объектов, могут применяться в качестве приемов информационные модели явлений или процессов, а могут не встречаться ни те, ни другие. Модельное обучение становится основным элементом образовательных технологий. На первый план в новой педагогической технологии выходят не педагоги - предметники, а педагоги - организаторы учебного процесса, т.к. самые ценные знания – это знания, добытые самостоятельно.

Для проведения данного урока в форме деловой игры для лучшего усвоения материала, а также социального содержания профессиональной деятельности распределили роли профессий, существующих в реальных условиях на производстве: бригадир, мастер, калькулятор, повара, рабочие холодного цеха, официанты.

Заранее были даны вопросы (опережающее обучение), подготовлены сообщения по темам «традиции старинной русской кухни» (уха, студень из рыбы, отварной осетр), холодные блюда из морепродуктов, холодные блюда из рыбы народов России. Были использованы различные формы и методы организации работы на уроке. При актуализации опорных знаний использовался метод «мозгового штурма» (фронтальная беседа) и метод применения знаний на практике (нарезка овощей для салатов), (нарезали рабочие-повара), а также дана сравнительная характеристика подачи салатов в старинной кухне, традиционной и новые способы подачи  (подавал официант).

Свои роли исполняли «бригадир» - давал инструкции по санитарным требованиям, объяснял технологию приготовления блюд. Мастер провел инструктаж по  технике безопасности.

Для повышения активности учащихся использовались игровые элементы:

  1.  Кто быстрее приготовит салат мясной.
  2. Необходимо в данной продуктовой корзине выбрать соответствующие продукты для приготовления (солянки домашней).
  3. Какие продукты необходимы для приготовления салата «Столичного»?

На уроке  использовали элементы технологии  (личностно – ориентированного обучения) – сообщение по реферату: История салата Оливье («Столичного»), где затронуты судьбы авторов знаменитых салатов.

Использовали карточки – задания, проблемные карты для ответов на местах.

      Ставили проблемные вопросы при закреплении нового материала (сельдь очень соленая, недопустимые и допустимые дефекты блюд и способы их устранения).

Была просмотрена презентация «Холодные блюда и закуски». При этом постоянно поддерживала «производственную» атмосферу, объясняла обязанности бригадира, мастера, повара.

При такой расстановке постоянно уделяется внимание качеству. Обучающиеся понимают, что за качество продукции в ответе вся бригада, что от работы каждого человека зависит успех всех.  Безответственным, нерадивым просто нет места в этой профессии. На уроке проведены виды самостоятельной работы: составление схем, (с последующей проверкой на доске), проверочная работа при проведении закрепления на уроке, технологический диктант.

При проведении урока в форме деловой игры большое внимание уделяется личности  профессии повар, его профессиональным качествам: знаниям, умениям и навыкам.

Урок в форме деловой игры требует большой подготовки, но дает хорошие результаты: систематизируются знания обучающихся, умения и навыки моделируется производственный процесс, показана связь истории и современности в традициях приготовления салатов и холодных блюд из рыбы, совершенствовались умения сравнивать, анализировать.

Технология приготовления холодных блюд и закусок  рассматривалась, начиная с рецептуры, технологии приготовления подачи. Большое внимание уделялось качеству. Все это способствует формированию личности конкурентоспособного рабочего на современном рынке труда.

Бинарный урок по истории и учебной практики

Урок,  включающий в себя несколько предметов (интегрированный урок)   дает обучающимся достаточно широкое и яркое представление об окружающем мире, о взаимосвязях и явлениях. Основной акцент приходится на развитие образовательного мышления. Структура таких уроков отличается четкостью, компактностью, логической взаимообусловленностью учебного материала на каждом этапе урока, большой информативностью, емкостью материала.

Интегрированные уроки предполагают обязательное развитие творческой активности учащихся, переключение на разнообразные виды деятельности, резко повышают познавательный интерес, служат развитию воображения, внимания, мышления, памяти, речи.

ТЕМЫ

1. Личность, реформы и преобразования Петра.

2. Заправочные супы в старинной русской и современной кулинарии.

ТИП УРОКОВ: обобщающий

МЕТОД ПРОВЕДЕНИЯ: семинар с игровыми элементами, с элементами практической работы, с поэтапным закреплением и проверкой знаний.

Первую часть урока проводит учитель истории. Раскрывается личность Петра I, его реформы: военная, земельная, государственного устройства, затем делается плавный переход о преобразованиях Петра в быту, в культуре, в обычаях, в одежде, ввоз в Россию картофеля. Ввел в обиход стул вместо лавки, тарелку, ложку, вилку, появились плиты с жарочной поверхностью. Учащиеся подготовили рефераты по истории. Были сервированы столы до преобразований Петра и после них. В конце урока сделаны выводы о реформах Петра I и о его значении в истории, как личности.

На втором уроке – спецтехнологии продолжили разговор о последствиях преобразований Петра: появились плиты с жарочной поверхностью – появилась жарка изделий (котлеты). До того все блюда запекали или тушили в русской печи. Привезли овощи (картофель, свеклу) – появились борщи, щи с картошкой, т.е. очень изменилась технология приготовления блюд, появились первые поваренные книги, первые трактиры Австрии – прообраз нашего общественного питания. Особенно претерпели изменения первые блюда: от затирухи, тюри, до супов в нашем понимании. Раньше слово суп означало «ужин» или «обед», но постепенно приобрело современное значение.

При проведении бинарного урока обучающиеся  окунулись в целостную систему истории и кулинарии, увидели неразрывную связь между прошлым и настоящим, между историей и технологией приготовления пищи. Узнали технологию приготовления старинных блюд, современных супов и супы других народов мира.

Урок практики  проходил в виде проблемного семинара по изученной теме. Использовали разные формы и методы организационной работы на уроке.

В конце урока сделаны выводы учителем истории и мастером производственного обучения. Такие уроки повышают интерес обучающихся к учению, появляется желание знать больше, стать профессионалом, что очень важно в современных условиях рынка труда.

Урок – КВН

Проводится в несколько этапов.

На первом этапе – в группе. На втором – между двумя группами одного курса. Обычно такой урок эффективен при закреплении, обобщении темы или даже как форма зачетной работы.

В игре участвуют две команды и жюри. На первом этапе жюри выбирают из числа обучающихся, на втором жюри состоит из компетентных взрослых: мастера, директора,  заведующего учебной практикой.

К такому уроку кабинет оформляют специально: на стенах эмблемы команд, фотографии, иллюстрирующие историю, настоящее и будущее отрасли, образцы изделий, приветствия команд друг к другу.

Если это урок - викторина, то первый этап посвящается историческим данным: рассматривают доклады о развитии отрасли и рефераты об истории возникновения блюд, показывают презентации.

Второй этап – конкурс капитанов. Вопросы задают капитаны друг другу и ведущий (мастер). Причем, если капитан не знает ответ, то капитан другой команды может ответить, зарабатывая дополнительный балл.

Третий этап – соревнование команд. Каждая команда задает по 5 вопросов.

Победителем считается команда, набравшая большее количество баллов.

Несколько отличается по структуре урок - КВН.

I этап:

1) проверка домашнего задания (название команды, девиз, эмблема);

2) разминка;

3) блиц - турнир;

4) вопросы команд друг – другу.

II этап - конкурс капитанов.

III этап - соревнование команд.

IV этап – практическое задание.

V этап – конкурс болельщиков.

Домашнее задание состоит из:

  • подготовки вопросов по пройденной теме;
  • литературное, музыкальное задание по пройденной теме;
  • шуточное;
  • познавательное.

При подготовке такого урока обучающиеся самостоятельно ищут материал, работают творчески, соединяют обучение с жизнью. Обычно эффективность таких уроков высокая, т.к. при подготовке приходится заново проштудировать пройденную тему, найти дополнительный материал. Высок эмоциональный настрой урока, активность ребят, стремление победить. А главное – появляется желание учиться, закрепляются знания и навыки, тренируется память, развивается нестандартное мышление, формируется творческая личность, ответственность, а значит, повышается конкурентоспособность наших обучающихся  как будущих профессионалов своего дела.

Одновременно с командным состязанием определяется лучший игрок: каждый участник за правильный ответ получает жетон, по количеству жетонов определяется победитель.

Структура урока – КВНа может быть разной, также как и варианты сценария, но обязательно соблюдаются основные разделы игры.

Нетрадиционные формы домашнего задания

Обучение может быть эффективным только при условии, если учебная работа на уроках подкрепляется хорошо организованной учебной работой дома.

Домашняя работа представляет собой необходимый элемент обучения. Любой новый материал, который обучающийся усвоил на уроке, необходимо закрепить и выработать соответствующие ему умения и навыки.

Для перевода материала из кратковременной памяти обучающихся в долговременную, необходимо последующее повторение дома.

Основными задачами домашнего задания выступают:

  • Усвоение и повторение изучаемого материала.
  • Совершенствование учебных умений и навыков.
  • Накопление опыта самостоятельной работы.
  • Развитие творческих способностей.

Домашнее задание для обучающихся училищ включает в себя:

  • Усвоение изучаемого материала по учебнику.
  • Конспект.
  • Подготовить вопросы по теме к перекрестному опросу.
  • Тесты, таблицы.
  • Технологические схемы, карты.
  • Изготовление муляжей кулинарных блюд и кондитерских изделий (из соленого теста).
  • Подготовка сообщений или докладов с опережающим обучением.
  • Реферат.
  • Составление кроссвордов, головоломок, проблемных карт.
  • Выполнение практического задания (нарезка овощей, выпечка).

Тестирование на уроке

Тестирование в последнее время становится очень распространенным методом контроля. Суть тестирования заключается в постановке перед обучающимися некоторой системы вопросов, отвечая на которые обучающиеся проявляют уровни учебных знаний и умений.

Но процесс тестирования трудоемок и отнимает у педагога много времени. Поэтому его используют на экзаменах, срезах, контрольных работах, зачетах по темам.

Общие требования к тестам:

  1. легкие вопросы – в начале, сложные – в конце теста;
  2. расчет времени - 1 минута на вопрос;
  3. одна инструкция перед блоком одинаковых заданий.

Например:

Карточка (борщи)

Определить борщ по набору продуктов и нарезке овощей:                                                   

  1. Картофель (брусочки)
  2. Капуста (соломка)
  3. Тушеная свекла  (соломка)
  4. Пассированный лук (соломка)

     5.    Морковь соломка

  1. Сладкий перец  (соломка)
  2. Пассированная мука
  3. Соль, сахар
  4. Чеснок со шпиком
  5. Пампушки (при отпуске)

  1. Фасоль
  2. Фрикадельки
  3. Капуста (шашками)
  4. Картофель (куб)
  5. Лук
  6. Морковь (ломтики)
  7. Свекла (ломтики)
  8. Чеснок с солью

  1. Свинокопченности
  2. Капуста – (соломкой)
  3. Свекла, лук, морковь
  4. Ватрушки с творогом
  1. Свинокопченности
  2. Капуста – (шашками)
  3. Картофель – (кубиками)
  4. Лук – (кружочки)
  5. Свекла -  (ломтики)
  6. Морковь -  (ломтики)

ОТВЕТЫ:

               1. Борщ Украинский

                  2. Борщ Сибирский

                                                                             3. Борщ Московский

                                                                             4.  Борщ Флотский

Определить суп по оценке качества

1. Форма нарезки овощей – сохранена (соленые огурцы – соломкой, картофель – брусочки, дольки);

 - на поверхности – блестки жира оранжевого цвета;

 - крупа – хорошо разварена;

 - вкус – огуречного рассола, острый, в меру соленый;

 - бульон – бесцветный или слегка мутный;

 - консистенция овощей – мягкая;

 - огурцов – слегка хрустящая.

(Рассольник Ленинградский)

2. Макаронные изделия, коренья и лук – должны сохранить свою форму;

 - вкус бульона – без кислого привкуса;

 - бульон прозрачный;

 - цвет куриного и мясного бульона – янтарный;

 - консистенция кореньев и макаронных изделий – мягкая.

( Суп с макаронными изделиями)

3. Свекла, капуста, коренья – сохраняет свою форму;

 - форма нарезки капусты – соломка или шашки;

 - остальные овощи – соответствуют нарезки капусты;

 - консистенция – мягкая, не переваренная;

 - цвет – малиново-красный;

 - вкус – кисло-сладкий, без привкусов сырой свеклы.

(Борщ)

4. Однородная масса без кусочков не протертых продуктов и поверхностных пленок;

 - консистенция – эластичная, густых сливок;

 - цвет белый или соответствующий продукту;

 - вкус – нежный, в меру соленый.

( Супы-пюре)

5. Жидкая часть однородная, без комков заварившегося крахмала крупы или макаронные изделия мягкие, должны сохранить свою форму;

 - ягоды или фрукты – не разварившиеся;

 - вкус – кисло-сладкий.

(Сладкие супы)

Кроссворд:

  1. Нарезка картофеля в супе с мелкой засыпкой.
  2. Суп со свеклой.
  3. Борщ с фасолью и фрикадельками.
  4. Рассольник с крупой.
  5. Старинное русское блюдо с огурцами.
  6. Суп, готовящийся в поле.
  7. Грузинский, острый суп.
  8. Какие огурцы используют в солянке?
  9. Как режется капуста в домашнем рассольнике?
  10. Порода рыб, которая используется для солянок?
  11. Русское национальное блюдо.
  12. Важная составная часть обеда.
  13. Жидкая часть супа.

Проверь свою память

Проcлyшать 10 названий блюд и записать за 2 минуты

1. Каша гурьевская.

2. Кисель молочный.

3. Сырники с вареньем.

4. Вареники ленивые.

5. Салат мясной.

6. Студень говяжий.

7. Паштет из печени.

8. Шарлотка с яблоками.

9. Винегрет овощной.

10. Яблоки в тесте жаренные.

За каждый правильный ответ – 1 балл. Учитывается только правильное полное название блюда.

Проведи бракераж: по карточкам с требованиями качества выбрать требования, соответствующие названиям блюд:

1. Овощи нарезаны аккуратно, соответствующей формой нарезки, уложены в посуду горкой, оформлены, свежей зеленью. Консистенция овощей упругая, вкус, запах, цвет, соответствующий используемым продуктам (салаты).

2. Овощи нарезаны тонкими ломтиками цвет - светло - красный или ярко - розовый. Вкус - острый, соответствующий продуктам, консистенция вареных овощей  - мягкая, солёных - твёрдая, хрустящая (винегреты).

«Дуэль»

Из предложенных продуктов на карточках,  выбери необходимые для запеканки из творога:

1 нежирный творог;                                         7 сметана;

2 крупа манная (мука);                                     8 ванилин;

3 сахар;                                                               9 изюм;

4 яйца;                                                                10 орехи;

5 маргарин;                                                         11 белки;

6 сухари;                                                             12 какао.

 

(правильные ответы  1; 2; 3; 4; 7; 8)

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Эффективность учебного процесса во многом зависит от умения мастера правильно организовать урок и грамотно выбрать ту или иную форму проведения занятия.

Образование должно развивать не только интеллект, но и оптимизм, ответственность, социальную компетентность, укреплять физическое и психологическое здоровье обучающихся, Именно по этой причине, данная тема в настоящее время очень актуальна. Нетрадиционный урок –  это импровизированное учебное занятие, имеющее нестандартную структуру.

Опыт мастеров производственного обучения и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес обучающихся к предмету,  повышают мотивацию  обучения. Причем, формирование положительной мотивации должно рассматриваться мастером  как специальная задача.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес  обучающихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий « снимают» традиционность урока, оживляют мысль.

Однако необходимо отметить, что слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, т.к. нетрадиционное может быстро стать традиционным,  что, в конечном счете, приведет к падению у учащихся интереса к профессии.

Подводя итог выше сказанному еще раз хочется отметить актуальность выбранной темы и рекомендовать мастерам уделять большее внимание нетрадиционным урокам, так как это поможет повысить мотивацию обучающихся.

Я хочу пожелать своим коллегам: «Вдохновляйте своих учащихся  на добрые поступки. Дайте обучающимся возможность гордиться собой».

Заряжайте своим умением общаться, помните о том, что не я пришла их учить, а они пришли ко мне учиться»!

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Андреев В.И. Педагогика: «Учебный курс для творческого саморазвития» - Казань: Центр инновационных технологий, 2003г. – 608с.

2. Анфимова Н.А.  – кулинария: Учебник – М.: Академия, 2004г.

3. Дыхан Л.Б., Кукушин В.С., Трушкин А.Г. Педагогическая политология.

4. КавтарадзеД.Н. «Обучение и игра. Введение в активные методы обучения».

Изд. Просвещение 2009г.

5. Морева Н.А. Технология профессионального образования – М.: Издательский центр «Академия», 2005г. – 432с.

6. Смирнова Е.О., Абдулова Е.А.. Искусство воспитания – путь к здоровому развитию тoy - museum @ mail. ru

7. Харченко Н.Э. – Сборник рецептур и кулинарных изделий: Учебное пособие – М.: Академия, 2005г.

8. Черникова Т. В. Здоровье сберегающий потенциал.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пособия по проведению уроков учебной практики по профессии "Сварщик"

В данных методических разработках предоставлены варианты проведения уроков учебной практики по профессии "Сварщик"...

ПРИМЕНЕНИЕ РАЗЛИЧНЫХ ФОРМ ОРГАНИЗАЦИИ УРОКОВ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПО ПРОФЕССИИ 23.01.08 «СЛЕСАРЬ ПО РЕМОНТУ СТРОИТЕЛЬ-НЫХ МАШИН»

В рамках образовательного процесса в СПО важное место занимает учебная практика. Учебная практика по профессии 23.01.08  «Слесарь по ремонту строительных машин» - это первое вхождение...

Методическая разработка учебного занятия «Метод составления логических уравнений»

Методическая разработка учебного занятия по МДК.02.01 Объемные гидравлические и приводы изделий по теме «Метод составления логических уравнений» для специальности 15.02.03 Техническая эксп...

План проведения урока учебной практики.

План проведения урока учебной практики по профессиональному модулю ПМ 01 Тема 2.1. Обработка сырья, приготовление полуфабрикатов из овощей, грибов и подготовка к реализации....

План проведения урока учебной практики ПМ 02 "Суп молочный с тыквой и крупой"

План проведения урока учебной практики по профессиональному модулю ПМ 02. Тема 2.2.4. Приготовление, оформление и подготовка к реализации горячих блюд, кулинарных изделий, закусок разнообразного ассор...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УКАЗАНИЙ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ УП.04 «УЧЕБНАЯ ПРАКТИКА» по МДК 04.01 Технология продажи непродовольственных товаров»

Методические указания по прохождению учебной практики по профессиональному модулю ПМ.04 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих составлены в соответствии...