Эффективные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей реализацию предметной области «ОРКСЭ»
методическая разработка

Соломатова Любовь Евгеньевна

Эффективные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей реализацию предметной области «ОРКСЭ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл duhovno_nravstvennoe_vospitanie_doklad.docx17.83 КБ

Предварительный просмотр:

Эффективные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей реализацию предметной области «ОРКСЭ»

 Слайд 1.Добрый день уважаемые коллеги тема моего выступления  «Эффективные формы организации внеурочной деятельности, обеспечивающей реализацию предметной области «ОРКСЭ».

 Слайд 2. В  соответствии с ФГОС второго поколения одной из приоритетных задач духовно-нравственного развития и воспитания учащихся является воспитание нравственности, развитие готовности к духовному саморазвитию и понимание значения веры и религии в жизни человека и общества. Таким образом, фундаментальной основой преподавания учебного курса ОРКСЭ является приобретение учащимися базовых ценностных ориентиров, опытных представлений о морали и нравственности, которые способствуют формированию целостного мировоззрения учащихся.

Внеурочная деятельность является неотъемлемой частью образовательного процесса в начальной школе,  одной из форм организации свободного времени учащихся.

 Слайд 3. При проведении опроса учителей относительно формы внеурочной деятельности, которую они чаще всего практикуют в первые годы преподавания ОРКСЭ, получилась следующая картина:

Классный час (в различных формах) – 65%

Родительское собрание с участием детей (презентации, спектакли) – 25%

Экскурсия в ближайший храм  – 13%

Беседа с представителем религиозной традиции –  7%

Слайд 4.Влияние внеурочной деятельности  на уровень познавательной активности учащихся достаточно велико. Среди многообразия форм внеурочной деятельности можно выделить наиболее значимые – экскурсии, заочные путешествия, просмотр кинофильмов, мультипликационных фильмов, драматизация, тематические вечера.

 Остановимся на наиболее часто применяемых в нашей школе формах работы.

Слайд 5.Экскурсия.

Методика проведения любой экскурсии должна исходить из ее специфики как небольшого путешествия. Вероятно, ни у кого не возникнет сомнений в том, что наилучшим способом понимания смысла религиозной культуры для учащихся будет встреча с живыми носителями этой культуры, посещение культовых мест различных религиозных традиций. Экскурсия конкретизирует программный материал, расширяет кругозор и углубляет знания учащихся.

Организуя экскурсию, выберите человека, который мог бы наиболее интересно и увлекательно рассказать детям об этом культовом месте и религиозной общине.

 Слайд 6.Самой интересной формой организации внеурочной деятельности можно считать урок практикум с приглашением гостя.  

Выбирая кандидата для предстоящей беседы, учителям следует ориентироваться не только на его грамотность и профессионализм, но также и на коммуникативные навыки: умение построить живую беседу с младшими школьниками, заинтересовать и побудить к размышлениям, а не заниматься проповедью или агитацией. Если визит вашего гостя оказался успешным и интересным для слушателей, возможно пригласить его и на итоговое мероприятие (презентацию ученических проектов), поскольку присутствие знакомого человека, который вызвал у многих симпатию, сможет поддержать положительный настрой и дальнейшее сотрудничество.

 Слайд 7.Очень часто применяем Заочные  экскурсии. 

При проведении заочных экскурсий важно учитывать целый ряд факторов: доступность материала, уровень развития у учащихся речевых навыков, особенности восприятия религиозно-этического материала аудиторией. Форма проведения этого занятия зависит от возможностей учителя, от технического оснащения учебного процесса.

Возможные формы проведения заочной экскурсии:

 Слайд 8Просмотр видеофильма с последующим обсуждением и выполнением заданий;

Рассказ учащегося (или группы учащихся), сопровождающийся видеорядом;

Самостоятельная работа учащихся с текстом экскурсии, подготовленным учителем, самими учащимися или взятым из специальной литературы: чтение и выполнение заданий;

Посещение музеев, выставок с помощью интерактивных объектов и Интернет-ресурсов.

В основу заочной экскурсии могут быть положены выступления учащихся – рассказы о местах, связанных с жизнью и творчеством русских писателей и поэтов. Для подготовки подобного выступления необходимо собрать большой иллюстративный материал. Источниками в этом случае могут быть музейные проспекты и каталоги, фотографии и открытки, иллюстрации из книг и энциклопедий, ресурсы Интернет.

 Слайд 9Среди других форм учебной работы на занятиях по внеклассной деятельности   в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» можно выделить драматизацию.

Драматизация (театрализация) привлекательна для младших школьников тем, что по своей сути она близка к игре, а также предоставляет им возможности для самопрезентации. Она может быть включена во внеклассное мероприятие в качестве иллюстративного фрагмента. Однако необходимо помнить, что максимальный педагогический эффект достигается при условии активного участия детей во всех этапах деятельности: в написании сценария, распределении ролей, режиссуре, сценографии, костюмировании и т.д. Каждый из этих этапов может быть поручен отдельной творческой группе. Кроме того, драматизация привлекательна еще и тем, что через текст героев, постановку и общее настроение учащиеся могут более глубоко передать суть изучаемых явлений и собственного осмысления материала. Драматизация  может стать прекрасным способом самовыражения и облегчит работу учителя по оценке результатов образовательной и воспитательной деятельности.

Внеурочное мероприятие служит для более детального раскрытия темы. Их необходимо проводить для расширения кругозора детей, развития интереса к конкретной области знаний и более глубоким наблюдениям над сферой религиозно-этического знания.

 Слайд 10 Применение перечисленных форм  организации внеурочной деятельности  обеспечивает практическую направленность образовательного процесса, способствует созданию реальных возможностей для получения обучающимися новых знаний и совершенствования универсальных учебных действий создаёт условия для применения их в практической деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектные технологии, как эффективное средство организации внеурочной деятельности по предмету Окружающий мир.

Тема: «Проектные технологии как эффективное средство организации внеурочной деятельности по предмету Окружающий мир.На сегодняшний день в системе общественных отношений произошли изменения, которые ко...

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся...

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся

ПК 2.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию внеурочной деятельности и общения обучающихся...

«Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования»

Выступление на Республиканской конференции с докладом «Эффективные практики организации внеурочной деятельности и дополнительного образования» по обобщению своей внеурочной деятельнос...