Статья: "Инновационная деятельность по внедрению практикоориентированных технологий в образовательный процесс"
статья

Терентьева Галина Леонидовна

В статье представлен опыт инновационной деятельности по формированию профессиональных компетенций  студентов в рамках конкурсного движения WorldSkills (материалы размещены на сайте http://konkursskils.wixsite.com/firststep).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_na_konferentsiyu_2017_terenteva.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

ИННОВАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПРАКТИКО ОРИЕНТИРОВАННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС

(INNOVATIVE ACTIVITIES TO PROMOTE PRACTICE-ORIENTED TECHNOLOGIES IN EDUCATIONAL PROCESS)

Авторы: Модестова Инна Владимировна,      

                 Терентьева Галина Леонидовна,  

                 Россия, Пикалево

Authors: Modestovа Inna Vladimirovna,                  

                 Terenteva Galina leonidovna,            

                 Russia, Pikalyovo

        В статье представлен опыт инновационной деятельности по формированию профессиональных компетенций  студентов в рамках конкурсного движения WorldSkills (материалы размещены на сайте http://konkursskils.wixsite.com/firststep).

Ключевые понятия

Инновационная деятельность (Innovation)

Практико – ориентированные технологии (Practice-oriented technologies)

Общие компетенции (General competence)

Профессиональные компетенции (Professional competence)

Движение WorldSkillsRussia (Movement WorldSkillsRussia)

Демонстрационный экзамен (Demo exam)

Робототехника (Robotics)

Развитие системы среднего профессионального образования в России на период до 2020 года определяет основные направления государственной политики в области профессиональной подготовки специалистов среднего звена.

Процессы модернизации образования тесно связаны с повышением качества подготовки кадров, приведением системы в соответствие со стандартами, с обновлением содержания образования.

Работодатели предъявляют высокие требования к специалистам. Это обусловлено широким внедрением на производстве технически сложного оборудования и появлением новых технологий. Поэтому выпускник колледжа должен быть готов к решению проблемных вопросов, к инновационной деятельности, непрерывно обучаться и уметь ориентироваться в быстро меняющейся действительности. Задачей образовательной организации является создание необходимых условий для осуществления этой важнейшей функции.

Что же такое инновационная деятельность? Это - целенаправленная педагогическая деятельность, основанная на осмыслении собственного педагогического опыта при помощи сравнения и изучения учебно-воспитательного процесса. Это - деятельность, направленная на достижение более высоких результатов, получение новых знаний, внедрение новой педагогической практики. Это - творческий процесс по планированию и реализации педагогических новшеств, направленных на повышение качества образования. Это - изменение в содержании и технологии обучения и воспитания, имеющие целью повышение их эффективности. Это - организация учебного процесса и внедрение новых образовательных технологий, являющихся ведущим фактором развития инновационного учебного процесса (методики, технологии, методы и средства обучения).

Функциями инновационной деятельности являются изменение компонентов педагогического процесса (целей, содержания образования, форм, методов, технологий, средств обучения, системы управления и т.д.).

В современных условиях необходимо внедрять в педагогическую деятельность инновационные методы обучения. Чаще всего используются некоторые из них: метод портфолио, метод проблемного изложения, метод проектов, проблемно — поисковые методы, научно — исследовательская деятельность студентов, проблемное обучение, практико — ориентированная и творческая деятельность, применение информационных технологий в обучении.

Инновационные методы способствуют формированию у студентов колледжа общих и профессиональных компетенций в соответствии с ФГОС 3+. Об этом, и говориться в Федеральном законе №273 - ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (статья 20. Экспериментальная и инновационная деятельность в сфере образования). В ней говориться «Инновационная деятельность ориентирована на совершенствование научно – педагогического, учебно – методического, организационного, правового, финансово - экономического, кадрового, материально – технического обеспечения системы образования и осуществляется в форме реализации инновационных проектов и программ организациями, осуществляющими образовательную деятельность, и иными действующими в сфере образования организациями, а также их объединениями».

СПО отличается практико – ориентированной подготовкой специалистов и выполняет актуальную задачу кадрового обеспечения.  За период обучения в колледже формируется основная база практико – ориентированных компетенций студентов, которая корректируется совместно с работодателями в процессе их формирования.

Основные направления работы по подготовке высоко квалифицированного специалиста:

  1. Обеспечение соответствия уровня квалификации выпускников требованиям системы образования.
  2. Развитие социального партнерства.
  3. Создание условий для формирования в колледже воспитательной среды, обеспечивающей социальную адаптацию, и профессиональную самореализацию молодежи.

Использование практико-ориентированных технологий в образовательном процессе колледжа изменяет акцент в учебной деятельности, нацеливает студентов на интеллектуальное развитие за счет уменьшения доли репродуктивной деятельности.

Принципами организации практико-ориентированного обучения являются: мотивационное обеспечение учебного процесса; связь обучения с практикой; сознательность и активность обучающихся в обучении, деятельностный подход. Также к ним относятся: практико – ориентированное целеполагание, выбор индивидуальной образовательной траектории, продуктивность обучения, первичность образовательной продукции студента, ситуативность обучения и образовательная рефлексия.

Данный подход позволяет значительно повысить эффективность образовательного процесса. Этому способствует система отбора содержания учебного материала, внедрение деятельностных форм и методов, помогающих студентам оценивать профессиональную значимость, практическую востребованность приобретаемых знаний и умений.

Основу практико-ориентированных технологий составляет создание преподавателем условий, в которых студент имеет возможность выявить и реализовать свой интерес к познанию, освоить различные формы учебной деятельности и сделать познание привычной, осознанной потребностью, необходимой для саморазвития и адаптации в обществе.

Практико-ориентированное обучение играет большую роль в развитии творческой деятельности обучающихся. Оно способствует развитию внутренней мотивации учения, создает условия для реализации познавательного поиска, самовыражения и творчества.

Практико-ориентированные технологии предполагают переход от оценивания знаний преподавателем к совместному оцениванию со студентами.  Современными методами обучения могут быть: деловые игры, тренинги, групповая работа, проектные методы, моделирование и имитационные занятия с представителями сферы труда, участие в соревнованиях профессионального мастерства.

В колледже Бокситогорского института (филиала) «ЛГУ им. А.С. Пушкина» с 2010 года открыта специальность 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям), которая на данный момент входит в топ – 50 специальностей. В связи с этим предполагаются новые формы оценки качества подготовки выпускника. В ближайшем будущем на государственной итоговой аттестации будет применяться вместо дипломной работы демонстрационный экзамен. За основу демонстрационного экзамена может быть взята форма или элементы конкурса профессионального мастерства WorldSkills, так как одним из критериев качества подготовки высококвалифицированного специалиста являются результаты его участия в региональных и национальных чемпионатах профессионального мастерства.

WorldSkills – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение престижа рабочих профессий и развитие профессионального образования путем гармонизации лучших практик и профессиональных стандартов во всем мире посредством организации и проведения конкурсов профессионального мастерства, как в каждой отдельной стране, так и во всем мире в целом.

Важными задачами движения WorldSkills также являются обновление материально-технической базы профессиональных образовательных организаций и повышение квалификации преподавателей.

Преподаватели и студенты колледжа имеют опыт участия в чемпионатах разного уровня. Педагоги участвуют в форумах по данной тематике (Межрегиональный форум Северо – Западного федерального округа «Молодые профессионалы», II Всероссийский форум Педагогических колледжей); проходят курсы повышения квалификации (КПК по стандартам WSR ГАПОУ «Казанский педагогический колледж»).

 WorldSkills оказывает прямое влияние на рост профессионального образования во всем мире, и наши студенты сделали первый шаг в профессию. Считаем, что он получился удачным.

12 сборных команд выполняли сложные задания, проявляли навыки работы в команде, лидерские качества, знания в области изучаемых дисциплин, умения находить решение проблемных ситуаций и многое другое. Участники соревновались по двум компетенциям: сетевое системное администрирование и Web –дизайн.

Со студентами работали опытные преподаватели в качестве экспертов. Они в течение двух дней оценивали работу участников по разработанным критериям. Эксперты отметили высокий уровень владения студентами выбранными компетенциями, эффективность командного взаимодействия. Большинство участников высоко оценили такую форму работы. Наибольший интерес вызвала практическая работа с оборудованием (сборка ПК, установка программного обеспечения, сетевого принтера, обжимка кабеля и т.д.).

Необычным для всех участников был режим выполнения заданий. В течение двух дней студенты работали по 8 часов, включая обеденный перерыв, т.е. они, были поставлены в реальные жизненные условия. Адаптация прошла успешно. Поэтому можно судить о готовности выпускников колледжа к профессиональной деятельности по выбранной специальности.

Практически 50% студентов в ходе Чемпионата набрали более 80 баллов. Это говорит о хорошей теоретической и практической подготовке студентов колледжа.

Для первокурсников в рамках Чемпионата был организован мастер – класс по Робототехнике учителями MБОУ «СОШ №4» г.  Пикалево им. А.П. Румянцева. На занятии вниманию студентов была представлена инженерная книга по созданию робота. Учащиеся школы продемонстрировали его работу. Шестиклассники наглядно показали сборку роботов из конструктора и компьютерную программу управления роботами. Студентов очень заинтересовало данное направление. Поэтому многие из них согласились поучаствовать в Открытых районных соревнованиях по робототехнике (МБОУ ДО «Бокситогорский Центр дополнительного образования», 09.12.2016) в качестве помощников судей. Такой опыт будет, несомненно, полезен в дальнейшем обучении по данной специальности и в будущей профессии.  

По результатам внутреннего чемпионата можно сделать вывод о том, что колледж может стать площадкой для подготовки и проведения конкурсов международного уровня.

Благодаря применению в СПО инновационной деятельности по внедрению практико – ориентированных технологий осуществляется  решение задач интеллектуального, культурного и профессионального развития человека, подготовка квалифицированных рабочих или служащих и специалистов среднего звена по всем основным направлениям общественно полезной деятельности в соответствии с потребностями общества и государства.

Список информационных источников

  1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по специальности 09.02.05 Прикладная информатика (по отраслям) http://btivt.3dn.ru/ 
  2. Профессиональный стандарт для педагогов (воспитателей, учителей) в сфере дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования http://www.consultant.ru/ 

Список интернет - ресурсов

  1. http://worldskills.ru
  2. http://rusacademedu.ru
  1. http://kazanpedcollege.ru

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мастер -класс «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения»

В соответствии с возрастанием потребности в специалистах среднего звена государствен­ная политика предусматривает опережающее развитие си­стемы среднего профессионального образования. На об­щегосударс...

Мастер класс на тему: «Усовершенствование учебной деятельности и внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс, как способ повышения качества обучения».

Информационно-коммуникационные технологии в образовании  - это комплекс учебно-методических материалов, технических и инструментальных средств вычислительной техники в учебном процессе, формах и ...

Проект внедрения современных технологий в образовательный процесс.

Проект внедрения технологий в образовательный процесс....

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps) февраль 2019

ВНЕДРЕНИЕ ИНТЕРАКТИВНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС (web-сервис LearningApps)...

Внедрение интерактивных технологий в образовательный процесс (web.сервис LearningApps)

На сегодняшний день в пространстве Интернета есть множество образовательных площадок  сервисов, которые позволяют расширить возможности обучающихся, мотивировать их к изучению дисциплины, повысит...

«Внедрения информационных технологий в образовательный процесс на примере урока физической культуры»

Необходимость использование электронных технологий в физическом воспитании....

Методическая разработка. На тему: «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс»

Методическая разработка «Внедрение информационных технологий в образовательный процесс» предназначена для преподавателей, в частности, преподавателей профессиональных образовательных орган...