«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»
учебно-методический материал

Гузюкина Наталья Владимировна

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО

( передового педагогического опыта)

«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»

 

 

Параметры

Содержание

1. Автор опыта

Гузюкина Наталья Владимировна

2. Широта опыта  (предмет, область применения)

     Технология развития критического мышления (ТРКМ) является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

     Технологии групповой деятельности так же широко используются в различных предметных областях и применяются на различных возрастных категориях.

3. Тема опыта

     Формирование социально-ориентированной личности на занятиях по обществознанию посредством критического мышления и групповых способов обучения.

4. Решение каких актуальных задач достигается в опыте

Применение ТРКМ решает следующие актуальные задачи:

- проблему социализации личности;

- умение работать в коллективе, в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, альтернативность принимаемых решений;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность;

- развитие аналитического мышления;

- формирование культуры чтения, слушания, общения;

- стимулирование самостоятельной, поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;

- развитие метакогнитивных способностей и умений (способность к самооценке, самоконтролю, умение планировать соб­ственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к са­мообразованию обучающегося).

Групповые способы обучения реализуют следующие задачи:

- формирование умения ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя;

- социализация личности в условиях постоянной изменчивости социальной среды;

- обеспечение высокого качества знаний по предмету путём многократного повторения изучаемого материала;

- развитие индивидуальных способностей и умений:

  • коммуникативных  (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, развитие способности обучать);
  • познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать);

- развитие самостоятельности и ответственности;

- формирование мотивов, потребностей, жизненных целей с гуманистическим содержанием;

 - формирование качеств, необходимых для сотрудничества               (доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения)

5. Краткое описание содержания опыта

Историческая справка о ТРКМ.

Технологию «Развитие критического мышления» разработали американские учёные Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

     В российском образовании ТРКМ появилась в 1997 году. Первоначально проект назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские учёные (И.М. Муштавинская и И.О. Загашев) адаптировали идеи проекта к потребностям российского образования.

Содержание ТРКМ.

Важным в данной технологии является следование трем фазам:

Первая стадия (фаза) — вызов. Задачи фазы:

-актуализация имеющихся знаний, представлений;      

- пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

- определение обучающимися направлений изучения темы.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, за­писывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально — в парах — группах.

Обучающиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому во­просу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели. 

Методические приёмы:

  • рассказ — предположение по ключевым словам;
  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
  • Свободное письменное задание.
  • Таблица «З-Х-У»(знаю, хочу узнать, узнал)
  • Плюс-минус-вопрос.
  • Верные и неверные утверждения
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Ключевые термины

Вторая стадия (фаза) — осмысление (реализация смысла). Задачи фазы:

- организация активной работы

- удовлетворение познавательных «запросов»;

- формирование отношения к полученной информации.

Даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). На этом этапе УЗ преподавателю важно «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы обучающихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) обучающихся.

Методические приёмы:

  • Инсерт - система маркировки текста.
  • «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
  • Чтение с остановками.
  • Бортовые журналы.
  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
  • « Дерево предсказаний».
  • «Шесть шляп мышления».
  • Приём «Кубик»
  • «Двухчастный и трехчастный дневник»

Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). Задачи фазы:

- соотнесение старых и новых представлений; 

- обобщение изученного материала;

- определение направлений для дальнейшего изучения темы.

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Методические приёмы:

  • Синквейн
  • Эссе
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • «РАФТ»

Историческая справка о ГСО.

     Идея обучения в сотрудничестве относится к 20-мгодам ХХ века (Дж. Дьюи). В России в начале ХХ века(20-30-е гг.) советские педагоги вводили бригадно-лабораторный метод, но в 1932 году этот метод был осуждён. Активная разработка технологии обучения началась лишь в 70-е годы ХХ столетия ( в США) – название «обучение в сотрудничестве».

Содержание ГСО.

     Групповые формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.

     Групповая работа строится на следующих принципах:

- учебная группа разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек);

- каждая группа получает свое задание (задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными);

- внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем коллективом.

Требования к заданию:

- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

- быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Функции учителя:

  1. Объяснение цели предстоящей работы.
  2. Разбивка учащихся на группы.
  3. Раздача заданий для групп.
  4. Контроль за ходом групповой работы.
  5. Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  6. После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

К групповым способам обучения можно отнести:

  • классно-урочную организацию;
  • лекционно-семинарскую систему;
  • формы дифференциации учебного процесса;
  • дидактические игры;
  • бригадно-лабораторный метод;
  • белл-ланкастерскую систему;
  • метод проектов.

Выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учащихся.

Технологический процесс организации групповой работы складывается из следующих этапов:

1) Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка проблемной ситуации;

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ проблемной ситуации, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Разновидности групповых технологий: 

  • Групповой опрос
  • Общественный смотр знаний
  • Учебная встреча
  • Диспут
  • Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок). 

     При использовании групповых технологий на уроках происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

6. Условия применения опыта

Условия для применения  ТРКМ

  • Реализовать УЗ в данной технологии  в рамках классно-урочной системы очень сложно, лучше УЗ сдваивать.
  •  Не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  •  Технология не всегда эффективна в слабых учебных группах.
  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, УЗ коллег.
  • Должно быть правильное понимание стратегий и методов.
  •  Непринятие некоторых приёмов обучающимися  (например, задания творческого характера и работа с большим объёмом информации).
  •  Сложность в подборе материала (из разных источников).
  •  Маленькая наполняемость студентов в учебных группах может тормозить внедрение ТРКМ.
  •  Большие моральные, временные и материальные затраты.

Условия для применения ГСО

  • Необходимо соблюдать дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения.
  • Должно быть правильное понимание стратегий и методов.
  • Необходимо правильное, продуманное комплектование групп, при этом в расчет нужно брать два признака:

- уровень учебных успехов учащихся;

- характер межличностных отношений.

  • Технология не всегда эффективна в слабых учебных группах.
  • Работа группы наиболее эффективна, если состоит из 4-6 участников; считается самой оптимальной группа из 5-ти человек.
  • Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать учебную группу,  систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы).
  • Следует учитывать затраты времени на подготовку преподавателя к занятию.

7. Результативность опыта

 

В 2019-2020 учебном году было проведено исследование самооценки обучающихся  1 курса по методике Дембо-Рубинштейн. В анкетировании приняло участие 100 респондентов. На начало учебного года мы имели следующие результаты (в баллах из 100 возможных):

Личные качества

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Ведение здорового образа жизни

41

86

Интеллект

55

86

Самостоятельность

69

93

Умение сотрудничать

72

86

Способность к самоконтролю

45

72

Уверенность в себе

55

86

 

Диагностика личных качеств обучающихся в конце учебного года показала следующие результаты:

Личные качества

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Ведение здорового образа жизни

54

88

Интеллект

62

90

Самостоятельность

76

95

Умение сотрудничать

81

88

Способность к самоконтролю

50

78

Уверенность в себе

62

86

Свидетельством эффективности используемых технологий является динамика среднего балла по предметам:

Предметы

I семестр

Итоговая аттестация

История

3,3

3,6

Обществознание

3,6

3,9

 

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ППО

( передового педагогического опыта)

«Применение технологии развития критического мышления и группового способа обучения на занятиях истории и обществознания»

Параметры

Содержание

1. Автор опыта

Гузюкина Наталья Владимировна

2. Широта опыта  (предмет, область применения)

     Технология развития критического мышления (ТРКМ) является системой стратегий и методических приемов, предназначенных для использования в различных предметных областях, видах и формах работы.

     Технологии групповой деятельности так же широко используются в различных предметных областях и применяются на различных возрастных категориях.

3. Тема опыта

     Формирование социально-ориентированной личности на занятиях по обществознанию посредством критического мышления и групповых способов обучения.

4. Решение каких актуальных задач достигается в опыте

Применение ТРКМ решает следующие актуальные задачи:

- проблему социализации личности;

- умение работать в коллективе, в группе, способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми;

- формирование нового стиля мышления, для которого характерны открытость, гибкость, альтернативность принимаемых решений;

- развитие таких базовых качеств личности, как критическое мышление, рефлексивность, коммуникативность, креативность, мобильность, самостоятельность, толерантность, ответственность;

- развитие аналитического мышления;

- формирование культуры чтения, слушания, общения;

- стимулирование самостоятельной, поисковой творческой деятельности, запуск механизмов самообразования и самоорганизации;

- развитие метакогнитивных способностей и умений (способность к самооценке, самоконтролю, умение планировать собственную деятельность, что в конечном итоге должно привести к самообразованию обучающегося).

Групповые способы обучения реализуют следующие задачи:

- формирование умения ставить перед собой цель, планировать ее достижение, самостоятельно приобретать новые знания, контролировать товарищей и себя, оценивать результаты деятельности своих товарищей и себя;

- социализация личности в условиях постоянной изменчивости социальной среды;

- обеспечение высокого качества знаний по предмету путём многократного повторения изучаемого материала;

- развитие индивидуальных способностей и умений:

  • коммуникативных  (вопрос, ответ, возражение, реплика, протест, выступление, диалог, умение критиковать и понимать критику, убеждать, разъяснять, доказывать, оценивать, развитие способности обучать);
  • познавательные умения (сравнивать, анализировать, синтезировать);

- развитие самостоятельности и ответственности;

- формирование мотивов, потребностей, жизненных целей с гуманистическим содержанием;

 - формирование качеств, необходимых для сотрудничества               (доброжелательность, понимание ценностей человеческого общения)

5. Краткое описание содержания опыта

Историческая справка о ТРКМ.

Технологию «Развитие критического мышления» разработали американские учёные Чарльз Темпл, Джинни Стил, Курт Мередит.

В основе технологии формирования критического мышления лежит теория осмысленного обучения Л.С. Выготского, а также идеи Д. Дьюи, Ж. Пиаже и Л.С. Выготского о творческом сотрудничестве ученика и учителя, о необходимости развития в учениках аналитически-творческого подхода к любому материалу.

     В российском образовании ТРКМ появилась в 1997 году. Первоначально проект назывался «Чтение и письмо для развития критического мышления». Петербургские учёные (И.М. Муштавинская и И.О. Загашев) адаптировали идеи проекта к потребностям российского образования.

Содержание ТРКМ.

Важным в данной технологии является следование трем фазам:

Первая стадия (фаза) — вызов. Задачи фазы:

-актуализация имеющихся знаний, представлений;      

- пробуждение познавательного интереса к изучаемой теме;

- определение обучающимися направлений изучения темы.

Информация, полученная на первой стадии, выслушивается, записывается, обсуждается. Работа ведется индивидуально — в парах — группах.

Обучающиеся «вспоминают», что им известно по изучаемому вопросу (делают предположения), систематизируют информацию до ее изучения, задают вопросы, на которые хотели бы получить ответ. Ставят собственные цели.        

Методические приёмы:

  • рассказ — предположение по ключевым словам;
  • Парная мозговая атака.
  • Групповая мозговая атака. Ключевые термины.
  • Свободное письменное задание.
  • Таблица «З-Х-У»(знаю, хочу узнать, узнал)
  • Плюс-минус-вопрос.
  • Верные и неверные утверждения
  • Корзина идей
  • Кластер
  • Ключевые термины

Вторая стадия (фаза) — осмысление (реализация смысла). Задачи фазы:

- организация активной работы

- удовлетворение познавательных «запросов»;

- формирование отношения к полученной информации.

Даются новые знания (лекция, текст параграфа, видеофильм, опыт и т. д.). На этом этапе УЗ преподавателю важно «не забыть» о работе, проведенной на стадии вызова, подавать новый материал, учитывая запросы обучающихся, их опыт по данной теме, следуя за целями (запросами) обучающихся.

Методические приёмы:

  • Инсерт - система маркировки текста.
  • «Знаю - хочу узнать - узнал» - маркировочная таблица.
  • Чтение с остановками.
  • Бортовые журналы.
  • Таблица «Кто? Что? Когда? Где? Почему?»
  • Таблица «тонких» и «толстых» вопросов.
  • « Дерево предсказаний».
  • «Шесть шляп мышления».
  • Приём «Кубик»
  • «Двухчастный и трехчастный дневник»

Третья стадия (фаза) — рефлексия (размышление). Задачи фазы:

- соотнесение старых и новых представлений;  

- обобщение изученного материала;

- определение направлений для дальнейшего изучения темы.

На этой стадии информация анализируется, интерпретируется, творчески перерабатывается.

Методические приёмы:

  • Синквейн
  • Эссе
  • Дискуссия
  • Круглый стол
  • «РАФТ»

Историческая справка о ГСО.

     Идея обучения в сотрудничестве относится к 20-мгодам ХХ века (Дж. Дьюи). В России в начале ХХ века(20-30-е гг.) советские педагоги вводили бригадно-лабораторный метод, но в 1932 году этот метод был осуждён. Активная разработка технологии обучения началась лишь в 70-е годы ХХ столетия ( в США) – название «обучение в сотрудничестве».

Содержание ГСО.

     Групповые формы работы подразумевают создание таких условий, в рамках которых учащиеся активно взаимодействуют.

     Групповая работа строится на следующих принципах:

- учебная группа разбивается на несколько небольших групп (от 3 до 6 человек);

- каждая группа получает свое задание (задания могут быть одинаковыми для всех групп либо дифференцированными);

- внутри каждой группы между ее участниками распределяются роли;

- процесс выполнения задания в группе осуществляется на основе обмена мнениями, оценками;

- выработанные в группе решения обсуждаются всем коллективом.

Требования к заданию:

- по своей структуре задание должно быть таким, чтобы его можно было бы расчленить на отдельные подзадачи и подпункты.

- быть достаточно трудным, желательно проблемным, допускать разные точки зрения, несовпадение позиций. Чем более трудным оно является, чем больше информации необходимо для его правильного выполнения, тем интенсивнее идет взаимодействие между участниками группы.

Функции учителя:

  1. Объяснение цели предстоящей работы.
  2. Разбивка учащихся на группы.
  3. Раздача заданий для групп.
  4. Контроль за ходом групповой работы.
  5. Попеременное участие в работе групп, но без навязывания своей точки зрения как единственно возможной, а побуждая к активному поиску.
  6. После отчета групп о выполненном задании учитель делает выводы. Обращает внимание на типичные ошибки. Дает оценку работе учащихся.

К групповым способам обучения можно отнести:

  • классно-урочную организацию;
  • лекционно-семинарскую систему;
  • формы дифференциации учебного процесса;
  • дидактические игры;
  • бригадно-лабораторный метод;
  • белл-ланкастерскую систему;
  • метод проектов.

Выделяется пять уровней коллективной учебно-познавательной деятельности:

  1. Фронтальная (одновременная) работа в классе, направленная на достижение общей цели.
  2. Работа в статичных парах.
  3. Групповая работа (на принципах дифференциации).
  4. Межгрупповая работа (каждая группа имеет свое задание в общей цели).
  5. Фронтально-коллективная деятельность при активном участии всех учащихся.

Технологический процесс организации групповой работы складывается из следующих этапов:

1) Подготовка к выполнению группового задания:

- постановка проблемной ситуации;

- инструктаж о последовательности работы;

- раздача дидактического материала по группам.

2) Групповая работа:

- знакомство с материалом, планирование работы в группе;

- распределение заданий внутри группы;

- индивидуальное выполнение задания;

- обсуждение индивидуальных результатов работы в группе;

- обсуждение общего задания группы (замечания, дополнения, уточнения, обобщения);

- подведение итогов группового задания.

3) Заключительная часть:

- сообщение о результатах работы в группах;

- анализ проблемной ситуации, рефлексия;

общий вывод о групповой работе и достижении поставленной задачи.

Разновидности групповых технологий: 

  • Групповой опрос
  • Общественный смотр знаний
  • Учебная встреча
  • Диспут
  • Нетрадиционные уроки (урок-конференция, урок-суд, урок-путешествие, интегрированный урок). 

     При использовании групповых технологий на уроках происходит увеличение учебного актива учащихся, основное ядро которого составляют консультанты (их называют также ассистентами, лаборантами) – это хорошо успевающие и интересующиеся предметом ученики, которые проявляют желание помочь своим товарищам в учении.

6. Условия применения опыта

Условия для применения  ТРКМ

  • Реализовать УЗ в данной технологии  в рамках классно-урочной системы очень сложно, лучше УЗ сдваивать.
  •  Не все обучающиеся способны работать с большим объёмом информации. Техника чтения не у всех одинакова, не все синхронно могут работать.
  •  Технология не всегда эффективна в слабых учебных группах.
  • С технологией нужно подробно ознакомиться, пройти необходимые курсы, посетить семинары, УЗ коллег.
  • Должно быть правильное понимание стратегий и методов.
  •  Непринятие некоторых приёмов обучающимися  (например, задания творческого характера и работа с большим объёмом информации).
  •  Сложность в подборе материала (из разных источников).
  •  Маленькая наполняемость студентов в учебных группах может тормозить внедрение ТРКМ.
  •  Большие моральные, временные и материальные затраты.

Условия для применения ГСО

  • Необходимо соблюдать дидактические условия, с учетом которых должна строиться эта форма обучения.
  • Должно быть правильное понимание стратегий и методов.
  • Необходимо правильное, продуманное комплектование групп, при этом в расчет нужно брать два признака:

- уровень учебных успехов учащихся;

- характер межличностных отношений.

  • Технология не всегда эффективна в слабых учебных группах.
  • Работа группы наиболее эффективна, если состоит из 4-6 участников; считается самой оптимальной группа из 5-ти человек.
  • Для эффективного проведения групповых занятий педагог должен очень хорошо знать учебную группу,  систематически заниматься с консультантами (проверять качество их знаний, давать методические советы).
  • Следует учитывать затраты времени на подготовку преподавателя к занятию.

7. Результативность опыта

В 2019-2020 учебном году было проведено исследование самооценки обучающихся  1 курса по методике Дембо-Рубинштейн. В анкетировании приняло участие 100 респондентов. На начало учебного года мы имели следующие результаты (в баллах из 100 возможных):

Личные качества

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Ведение здорового образа жизни

41

86

Интеллект

55

86

Самостоятельность

69

93

Умение сотрудничать

72

86

Способность к самоконтролю

45

72

Уверенность в себе

55

86

Диагностика личных качеств обучающихся в конце учебного года показала следующие результаты:

Личные качества

Уровень самооценки

Уровень притязаний

Ведение здорового образа жизни

54

88

Интеллект

62

90

Самостоятельность

76

95

Умение сотрудничать

81

88

Способность к самоконтролю

50

78

Уверенность в себе

62

86

Свидетельством эффективности используемых технологий является динамика среднего балла по предметам:

Предметы

I семестр

Итоговая аттестация

История

3,3

3,6

Обществознание

3,6

3,9


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья - применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на внеурочном мероприятии

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» (далее РКМЧП) выделяется среди инновационных педагогических идей оптимальным сочетанием проблемности и продуктивности обучения с техно...

Презентация "Применение технологии «Развитие критического мышления через чтение и письмо» на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»"

Раскрываются некоторые приемы технологии Развитие критического мышления через чтение и письмо на занятиях по дисциплине «Возрастная анатомия, физиология и гигиена»...

«Технология развития критического мышления как способ организации активного обучения»: электронное научное издание статей участников научно-практической онлайн - конференции

В периодическом сборнике научных статей преподавателей спецдисциплин образовательных учреждений среднего профессионального образования Донецкой Народной Республики освещаются современные подходы для п...

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"

Методический доклад на тему "Технология развития критического мышления на уроках истории и обществознания"...

Обучение чтению с применением технологии развития критического мышления (ТРКМ)

Чтение является одним из важнейших видов коммуникативно-познавательной деятельности учащихся. Обучение чтению является одной из приоритетных задач в обучении учащихся на средней ступени. В статье &quo...

Статья: "ОПЫТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ДЛЯ РАБОТЫ С ТЕКСТОМ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ".

Цель данной образовательной технологии - развитие мыслительных навыков учащихся, необходимых не только в учебе, но и обычной жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализи...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ЗАНЯТИЯ с применением современной образовательной технологии развития критического мышления По дисциплине МДК.01.01. "Устройство автомобиля"

Методическая предназначена для проведения учебного занятия по дисциплине МДК.01.01. Устройство автомобиля, для студентов, обучающихся по профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилей...