методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности 49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)
методическая разработка

Яркова Лариса Ивановна

методическая разработка тренинга по подготовке студентов специальности  49.02.01 Физическая культура к демонстрационному экзамену по стандартам чемпионата «Молодые профессионалы» (WORLDSKILLS RUSSIA)

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ТРЕНИНГА ПО ПОДГОТОВКЕ СТУДЕНТОВ СПЕЦИАЛЬНОСТИ

49.02.01 ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СТАНДАРТАМ ЧЕМПИОНАТА «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» (WORLDSKILLS RUSSIA)

Л.И. Яркова,

преподаватель ГАПОУ ТО СПО

«Тюменский колледж производственных и социальных технологий»

Современная система среднего профессионального образования предъявляет серьезные требования к качеству подготовки выпускников.

Одним из наиболее эффективных способов формирования готовности к выполнению профессиональной деятельности у будущих специалистов являются конкурсы профессионального мастерства, в том числе и демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia.

Подготовленный (физически, технически, методически) студент не всегда может реализовать накопленный потенциал в условиях демонстрационного экзамена. Груз ответственности, желание получить максимальный результат нередко приводят к нежелательным эмоциональным сдвигам, определяющим поведение в стрессовой ситуации.

Чтобы этого избежать, необходимо создавать условия многократного выполнения и демонстрации экзаменационных заданий, формат проведения демонстрационного экзамена должен быть хорошо знаком студентам.

Решению проблемы способствует введение в систему подготовки интерактивных технологий обучения, предполагающих имитацию будущей профессиональной деятельности, в частности - тренингов.

Тренинг – это специально организованный метод интерактивного обучения, используемый в относительно краткосрочной форме групповой работы и обеспечивающий целенаправленное формирование системы общих и профессиональных компетенций [1].

В ходе тренинга удается воспроизвести профессиональные ситуации и профессиональные функции, за счет чего, при многократной отработке профессиональных умений, они переходят в статус навыка.

Учебно-профессиональный тренинг строится с учетом особенностей, проявляющихся в части ограничения принципов проведения (невозможность их реализации в полном объеме) и учета требований к организации учебно-воспитательного процесса.

Структура и содержание учебно-профессионального тренинга детерминированы, с одной стороны, структурой личности (опыт, типологические свойства, индивидуальные особенности), а с другой – содержанием формируемой учебно-профессиональной деятельности, результатом развития которой является формирование компетенций будущего профессионала [6].

Представим программу тренинга по модулю В. Организация и проведение групповых физкультурно-оздоровительных тренировок для разных возрастных групп населения.

Тематика: «Групповое тренировочное занятие комплексной направленности для разных возрастных групп населения».

Вид тренинга: навыковый.

Технология проведения тренинга: ассессмент.

Цель: создать условия для отработки умений организации и проведения группового тренировочного занятия комплексной направленности.

Задачи:

1. Актуализировать знания в области организации и проведения учебно-тренировочных занятий.

2. Совершенствовать умения и навыки в рамках компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», soft skills.

3. Познакомить с требованиями, правилами и условиями проведения демонстрационного экзамена по специальности 49.02.01 Физическая культура, способствовать профилактике экзаменационного стресса.

4. Формировать готовность к успешному решению задач в профессиональной деятельности, содействовать процессу личностного развития и реализации творческого потенциала.

Формируемые компетенции:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность занимающихся физической культурой и спортом, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество учебно-тренировочного процесса и организации физкультурно-спортивных мероприятий и занятий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

ОК 12. Владеть профессионально значимыми двигательными действиями избранного вида спорта, базовых и новых видов физкультурно-спортивной деятельности.

ПК 1.1. Определять цели  и задачи, планировать учебно-тренировочные занятия.

ПК 1.2. Проводить учебно-тренировочные занятия.

ПК 2.1. Определять цели, задачи и планировать физкультурно-спортивные мероприятия и занятия с различными возрастными группами населения.

ПК 3.2. Разрабатывать методическое обеспечение организации и проведения физкультурно-спортивных занятий с различными возрастными группами населения.

ПК 3.3. Систематизировать педагогический опыт в области физической культуры и спорта на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

Полигон: спортивный зал, оборудованный в соответствии с техническим описанием компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес» и инфраструктурным листом.

Оборудование и инвентарь: в соответствии с техническим описанием компетенции и инфраструктурным листом.

Методические средства тренинга: шаблоны фрагмента группового тренировочного занятия, 5 конвертов с заданием для выбора участниками, инструкции по выполнению упражнений, папка участника с контентом (на компьютере), видеоматериалы, контрольно-оценочные материалы по Модулю В компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес».

Подготовительный этап: составление программы тренинга, согласование  места  проведения, подбор упражнений под тематику.

Целевая аудитория: студенты специальности 49.02.01 Физическая культура (24).

Режим работы: в подгруппах до 4 человек.

Время проведения: 4 часа, возможен перерыв по мере необходимости.

Эксперты: победители региональных чемпионатов «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia) 2017-2020г.г. по компетенции «Физическая культура, спорт и фитнес», преподаватели с правом оценки демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills, педагог-психолог.

Ожидаемый результат тренинга: участники будут подготовлены к выполнению задания демонстрационного экзамена по модулю В. Организация и проведение групповых физкультурно-оздоровительных тренировок для разных возрастных групп населения.

Программа тренинга предусматривает реализацию следующих этапов: обеспечения работоспособности группы, формирования мотивации, информационного, тренировочного, личностного, завершающего.

Этап обеспечения работоспособности  включает в себя следующие элементы:

Вступительное слово педагога о цели, задачах, принципах тренинга.

Обсуждение участниками своих ожиданий от тренинга, индивидуальных целей и задач.

Обсуждение и принятие участниками правил тренинга:

  1. Мобильные телефоны оставляем в комнате для участников.
  2. Соблюдаем регламент.
  3. Не используем запрещенные материалы (планы-конспекты, технологические карты занятий).
  4. Соблюдаем правила техники безопасности.
  5. Личная активность.

Этап формирования мотивации обеспечивает возможность перехода участников к информационному и тренировочному этапам, предполагает использование психорегулирующей тренировки (упражнения: «передача ритма и движения по кругу», «созидающая визуализация», «ассоциации», «дыхательная релаксация» и др.).

Информационный этап тренинга направлен на углубление участниками знаний в области организации и проведения учебно-тренировочных занятий. Средства получения информации: мини-сообщения от экспертов, видеоматериалы, конструктивные дискуссии с целью сбора и упорядочивания информации по технологии выполнения заданий - упражнений, диалоги участников.

Тренировочный этап направлен на апробирование предложенных способов выполнения заданий демонстрационного экзамена, осознание имеющихся ресурсов.

Каждая подгруппа выбирает возрастную категорию из следующих: 11-13 лет, 14-16 лет, 16-18 лет, 20-30 лет, 30-40 лет, 40+, 50+ и комбинацию оборудования, учитывающую возрастные особенности: ролл, болстер, ремни и блоки для йоги, ринг, малые мячи, медбол, гимнастическая палка в соответствии с 30 % изменений для Модуля В.

Упражнение 1. Определить задачи (не менее двух) фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности и подготовить их на бумажном носителе в печатном виде для передачи эксперту.

Цель: отработка умений определения цели и задач, планирования учебно-тренировочных занятий в соответствии с заданными условиями.

Время: 30 минут.

Инструкция по выполнению упражнения:

Задачи должны быть сформулированы логично, с учетом методических требований к формулировке задач, с учетом заданных условий и с указанием средств реализации.

Печатный материал  должен быть оформлен в соответствии с требованиями: тип шрифта - Times New Roman; межстрочный интервал 1,0; размер шрифта (кегль) – 12; текст выравнивается по ширине и передается эксперту.

Упражнение 2. Составить инструктаж по технике выполнения элементов аэробной части и велнес-блока группового тренировочного занятия комплексной направленности.

Цель: отработка умений осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья занимающихся.

Время: 30 минут.

Инструкция по выполнению упражнения:

Описание инструктажа по технике выполнения движений аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия должно затрагивать: положение стопы, положение колена, положение туловища, положение головы, амплитуду движений.

Описание инструктажа по технике выполнения движений велнес-блока должно обеспечивать  безопасность выполнения всех движений.

Инструктаж по технике безопасности записывается на диктофон и передается эксперту.

Упражнение 3. Определить содержание фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности.

Цель: отработка умений проектирования тренировочного занятия в соответствии с заданными условиями.

Время: 60 минут.

Инструкция по выполнению упражнения: заполните шаблон и передайте эксперту.

1.В аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия вариация начинается с базового шага.

Желательно координационное усложнение элементов, изменение ритмического рисунка, смена направления, стилизация базовых движений.

Необходимо соблюдать принцип симметричного выполнения аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия.

Содержание аэробной части группового тренировочного занятия должно соответствовать поставленным задачам.

Аэробная часть

Базовый шаг

Вариации работы ног

Прыжки, подскоки

Хореография рук

Направления

Велнес-блок

Содержание

Дозировка

Корректировка содержания/ дозировки

Организационно- методические указания

1.

2.

3.

4.

2.Необходимо использовать профессиональную терминологию при описании содержания упражнений велнес-блока в соответствии со спецификой выполняемых действий.

Содержания велнес-блока группового тренировочного занятия должно соответствовать  поставленным задачам.

Используемое оборудование должно соответствовать заданным условиям.

Возможно добавление строк для занесения информации в шаблон для обозначения нового упражнения.

В содержании велнес-блока должны отсутствовать запрещенные упражнения: движения головой (круговые движения головой в быстром темпе, наклоны головы назад в быстром темпе, стойка на голове); движения туловищем («мост» из положения стоя и лежа, «березка» - стойка на лопатках, глубокий прогиб туловища назад из положения лежа на животе, резкие высокоамплитудные повороты туловища); движения ногами (махи ногой назад с прогибом поясницы, глубокий выпад с сильным сгибанием в коленном суставе, «шпагат», глубокий присед); движения руками (переразгибание в локтевом суставе, длительная или статическая работа руками над головой).

Необходимо соблюдение принципа методической стройности: от простого к сложному (увеличение амплитуды движений, времени выполнения упражнения).

Упражнение 4. Подбор музыкального сопровождения (с использованием программы Audacity) в соответствии с заданными условиями.

Цель: отработка умений подбора музыкального сопровождения в соответствии с заданными условиями.

Время: 30 минут.

Инструкция по выполнению упражнения:

Музыкальное сопровождение должно содержать не менее 2-х музыкальных композиций, сведенных с помощью программы Audacity, соответствовать возрастным психофизиологическим особенностям занимающихся, соответствовать решению конкретных двигательных задач фрагмента группового тренировочного занятия.

При соединении музыкальных композиций следует соблюдать принцип законченности слов и фраз и плавность переходов.

Музыкальное сопровождение размещается на USB-флеш-накопителе и передается эксперту.

Упражнение 5. Демонстрация техники выполнения аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности.

Цель: отработка умений демонстрации техники выполнения аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия в соответствии с заданными условиями.

Время: 45 минут.

Инструкция по выполнению упражнения:

При показе - положение туловища прямостоящее (отсутствует наклон относительно вертикальной оси); ноги занимают амортизирующую позицию; при переносе тела, стопа должна полностью становиться на пол.

Методические указания (вербальные/невербальные) должны быть направлены на использование счета/подсчета в процессе выполнения отдельных элементов аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности.

При обозначении шагов аэробной части фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности необходимо использовать профессиональную терминологию.

Движения должны выполняться с учетом музыкальной грамоты.

Упражнение 6. Демонстрация упражнений велнес-блока фрагмента группового тренировочного занятия комплексной направленности.

Цель: отработка умений демонстрации упражнений велнес-блока группового тренировочного занятия в соответствии с заданными условиями.

Время: 45 минут.

Инструкция по выполнению упражнения:

При показе необходима демонстрация исходных положений для всех упражнений велнес-блока и двигательных действий фрагмента группового тренировочного занятия.

Обязательно применение профессиональной терминологии при описании исходных положений и техники выполнения каждого упражнения велнес-блока.

Следует использовать правильные названия частей тела и обозначения мышечных групп.

Демонстрируемая амплитуда двигательного действия должна обеспечивать правильное выполнение всех упражнений велнес-блока.

Методические указания должны быть направлены на безопасное выполнение упражнений велнес-блока.

Личностный этап тренинга дает возможность каждому участнику осознать причины успехов и неудач в выполнении упражнений с целью закрепления успеха и предотвращения неудач.

На завершающем этапе тренинга для участников организуется совместный анализ тренировочной ситуации и полученного в ходе проведения тренинга опыта. Предполагает использование аппаратной обратной с использованием видеосъемки (упражнения 5,6), позволяющей участникам увидеть и посмотреть на себя «со стороны» в процессе посттренингового сопровождения.

Как показывает опыт, использование тренинговых технологий в процессе подготовки студентов к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia способствует развитию творческих способностей, повышению уровня профессиональной подготовки студентов специальности 49.02.01 Физическая культура, увеличению доли (%) выпускников, трудоустроившихся по специальности посредством получения паспорта компетенций и внесения в базу данных молодых профессионалов.

Литература

  1. Буйло, Е.В. Тренинг как метод развития коммуникативной компетентности / Е.В. Буйло, И.В. Иванова // Научно-методическая работа. 2014. №12. С. 12.
  2. Захарова, Г.И. Теория и методика психологического тренинга. Челябинск: Изд. ЮУрГУ. 2008, 44с.
  3. Материалы эксперта VII Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia Тюменской области. Тюмень: Изд. ТКПСТ, 2019, 41с.
  4. Тиунова, О.В. Система психологического обеспечения подготовки участников и экспертов чемпионатов рабочих специальностей Worldskills / О.В.Тиунова // Спортивный психолог. 2017. № 1 (44). С.32-36.
  5. Федеральный государственный образовательный стандарт по специальности среднего профессионального образования 49.02.01 Физическая культура, утвержденного Приказом Министерства образования и науки РФ от 11 августа 2014г. № 976.
  6. Ушатова, И.В. Учебно-профессиональный тренинг как средство подготовки будущих педагогов профессионального обучения: диссертация ... кандидата педагогических наук: 13.00.08 / Ушатова Ирина Владимировна.  Москва, 2012. 264 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧАСТИЕ В ЧЕМПИОНАТАХ «МОЛОДЫЕ ПРОФЕССИОНАЛЫ» WORLDSKILLS RUSSIA КАК ИНСТРУМЕНТ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ.

Использование преподавателями активных методов образования для участия в чемпионатах Worldskills способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ...

Подготовка участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia)

Приказ № 238-ОД от 11.09.2017 "Об организации подготовки участников Регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) ХМАО-Югры в 2017 году"...

Программа профессиональной подготовки команды участников V Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" WorldSkill Russia Смоленской обл.

Программа профессиональной подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Смоленской области (далее – Программа) разра...

Программа подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата "Молодые профессионалы" (WorldSkills Russia) Смоленской областипо компетенции "Веб-дизайн и разработка" - 2019

Программа профессиональной подготовки команд участников V Открытого регионального чемпионата «Молодые профессионалы» (Worldskills Russia) Смоленской области (далее – Программа) разра...