Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 медико-социальная деятельность МДК 05.02.Основы медицинского массажа
методическая разработка

Макурова Екатерина Григорьевна

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ 05 медико-социальная деятельность

МДК 05.02.Основы медицинского массажа

 

Тема: Баночный массаж

Специальность: Лечебное  дело

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кыштым

2019г.                                                                                                               

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности

«Лечебное  дело», «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2019г.

Председатель  ЦМК ______   /Павлова О.В./  

                  

 

 

 

 

        Утверждаю

Зам. директора по УВР

_______Е.Н. Борисова         

   «____»________2019 г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Автор: Макурова Екатерина Григорьевна - преподаватель высшей квалификационной категории

 

Рецензенты:

 Мещерякова Татьяна Николаевна -  методист-инструктор ЛФК ГБУЗ  «Городская больница им. А.П. Силаева  г.Кыштым»

Павлова Ольга Владимировна - методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

 

                       

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое пояснение

 

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Баночный массаж», согласно рабочей программе выделено  6 часов.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с элементами работы по плану урока.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, перечень знаний и умений студентов, план проведения практического занятия, домашнее задание.

Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.

В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. На практическом занятии,  студентам предлагается расширить знания и  закрепить изученный материал. Мотивационный характер практического занятия дает возможность студентам узнать новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Практическое занятие  по теме: «Баночный массаж» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной деятельности на занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам медицинского массажа.

 

 

 

 

1

Мотивация темы

 

Изучаемая тема «Баночный  массаж» наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На практическом  занятии студенты получают новые знания, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Баночный массаж».

Затрагиваются вопросы о технике проведения, приемах массажа, показаниях и противопоказаниях к лечению.

В настоящее время, использование баночного массажа является эффективным лечебным методом, который применяется с целью нормализации функций организма, а так же  при различных заболеваниях и травмах.

В зависимости от состояния пациента   массаж выполняется на разных участках, с применением банки различного вакуума. Баночный массаж применяются как активное средство укрепления здоровья, сохранения нормальной жизнедеятельности организма, служит профилактикой для многих заболеваний.

         Тема: «Баночный массаж» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание технике  массажа уделяется  на  производственной практике. Важность массажа, как вида лечения и реабилитации описывается в различных научных источниках и публикациях.

 

 

 

 

 

                                                                             2

 

Методическая цель занятия

 

Организация учебного процесса   на практическом занятии

 

Цели занятия

 

Дидактические:

  • Ознакомление с материалом по теме: «Баночный массаж»
  • Дать понятие о правилах проведения техники  массажа
  • Ознакомление с показаниями и противопоказаниями к массажу

 

Развивающие:

  • Способствование развитию логического мышления
  • Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни
  • Способствование развитию культуры речи, общения

 

Воспитательные:

  • Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
  • Стремление соблюдать принципы этико-деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)

Тип занятия

Практическое

 

Место проведения занятия

 

Кабинет  «Медико-социальная реабилитация»

 

 

Количество часов

6 часов (270мин.)

 

 

3

Методы обучения и приемы

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

 словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником);

наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование).

 

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д.  М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д.

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач

 

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

Межмодульные и междисциплинарные связи

 

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

-

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

 

 

 

 

-

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

 

МДК 07.02.

Безопасная среда для пациента и персонала

Тема 2.1.

Внутрибольничная инфекция.

Тема 2.4

Организация безопасной среды для пациента и персонала

Тема 2.5

Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой

 

 

 

 

ПМ.02   Лечебная деятельность

МДК 02.07. Лечение пациентов с инфекционными заболеваниями

 

Раздел 7. Лечение пациентов с инфекционными заболеваниями

Тема 2.7.8 Контактные инфекции

 

Предшествующие

ПМ.02   Лечебная деятельность

МДК 02.09

Лечение пациентов с кожными и венерическими болезнями

 

Раздел: 9 Лечение пациентов с кожными и венерическими заболеваниями

Тема 2.9.1

Принципы лечения  болезней кожи и подкожной клетчатки.

Медикаментозные и немедикаментозные  методы лечения болезней кожи

ОП.06 Гигиена и экология человека

-

Раздел3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

 Тема3.1. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

 Раздел 5. Гигиена труда

 Тема 5.1. Гигиена труда

 

 

 

 

 

 

6

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК  темы курса

Темы занятий

Последующие

ПМ 05 Медико-социальная деятельность

МДК 05.02

Основы медицинского массажа

1.Основы медицинского массажа

2. Основные приемы  медицинского массажа

3. Техника выполнения приемов

медицинского массажа

4. Виды массажа

5. Косметический массаж

6.Рефлекторно-сегментарный массаж

 

 

Заключительное занятие

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент должен уметь:

  • проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры;
  • составлять программу индивидуальной реабилитации;
  • организовывать реабилитацию пациентов.

 

Студент должен знать:

 

  • общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека;
  • психологические основы реабилитации.

 

7

Формируемые компетенции:

 

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

 

 

 

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

8

Внеаудиторная работа

 

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Презентация:  «Баночный массаж»

    3

Соблюдение плана написания работы. Грамотность и красочность в оформлении.

Способствование расширение знаний в области массажа.

 

Оснащение:

Методическая разработка практического занятия, методические указания для студентов к практическому занятию, презентация, видеоматериалы, баночки для массажа, медицинская кушетка.

Литература:

 

1. Козлова Л.В.,  Козлов С.А.,  Семененко Л.А.Основы реабилитации для медицинских колледжей Ростов н/Д «Феникс», 2018г.

2. Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

 

3. Интернет-ресурсы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

9

 

 

 

Структура занятия:

Организационный момент:10 мин.           Самостоятельная работа студентов: 75 мин.

Цели и план занятия: 20 мин.                    Закрепление материала: 20 мин.

Проверка знаний студентов: 38 мин.        Оформление дневников, тетрадей: 10 мин.

Демонстрационная часть: 42 мин.              Подведение итогов, выставление оценок: 10 мин.

Практическая часть под руководством      Задание на дом: 5 мин.

преподавателя: 40 мин.

 

 

 

                                      

                                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия

№ п/п

Время этапа занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Формируемые компетенции. Примечание

 

Приложения

Действия преподавателя

Действия студентов

Цель этапа

1.

 Орган.     момент

10 мин.

 Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность аудитории, студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Организация учебной деятельности на практическом занятии.

ОК1

 

 

2.

 Цели и план занятия

20 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, вместе со студентами формулирует цели и мотивацию изучения темы при помощи вопросов:

1. Что такое вакуум терапия?

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему
урока в тетрадь, ставят перед собой цели. Отвечают на вопросы преподавателя.

Формирование цели и мотивации темы.

ОК2

ОК12

 

3.

Проверка уровня знаний

38 мин.

Проводится в виде устного опроса.

Преподаватель заранее предлагает создать презентацию по теме: «Техника выполнения  баночного массажа».

Преподаватель проверяет презентацию.

Оценивает работу студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Студенты в качестве домашнего задания подготовили презентацию по теме.

Студенты демонстрируют презентацию: «Техника выполнения  баночного массажа»

Проверка исходного уровня знаний.

ОК4

ОК5

Приложение №1

4. Демонстрационная часть

42 мин.

 Демонстрирует в/фильм: «Баночный массаж».

Преподаватель простит сделать записи по ходу просмотра в/ф.                                                                

 

Студенты внимательно смотрят видеофильм.

Записывают по ходу просмотра учебный материал.

Формирование установки на выполнение  практической деятельности.

ОК12

Приложение №2

5. Практическая часть под руководством преподавателя

40 мин.

Преподаватель  следит за правильностью выполнения работы, объясняет, поправляет ошибки.

Студенты выполняют работу.

Осуществление контроля.

ОК6

 

6.

Самостоятельная работа студентов

75 мин.

 

Преподаватель дает разъяснения по практической работе, тема: «Баночный массаж».     

Преподаватель наблюдает за самостоятельной работой студентов.

Поправляет ошибки.

Студенты внимательно слушают разъяснение преподавателя.

 

Студенты знакомятся с материалом по теме: «Баночный  массаж».

Записывают  учебный материал в рабочую тетрадь.

 

Студенты изучают  рекомендации к проведению баночного массажа.

Студенты изучают технику баночного массажа. Записывают  технику выполнения баночного массажа в рабочую тетрадь.

 

 

 

Формирование навыков самостоятельной работы.

ОК 2

ОК 6

ОК7

ОК13

ПК 5.1.

ПК 5.2.

 

Приложение

№ 3

 

 

 

 

Приложение

№4

 

Приложение

№5

7.

Закрепление материала

20 мин.

Преподаватель проводит  закрепление материала по теме: «Баночный массаж».

Необходимо продемонстрировать  приемы баночного массажа друг на друге.                                                

Студенты демонстрируют приемы баночного массажа.

Закрепление изученного материала.

ПК 5.1

Приложение

№6

 

 

8. Оформление дневников, тетрадей

10 мин.

Преподаватель в конце занятия проверяет рабочие тетради.

Студенты оформляют рабочие тетради по ходу занятия, в конце которого предоставляют на проверку преподавателю.

Систематизация знаний.

ПК 5.6

 

 

 

 

9.

Подведение итогов, выставление оценок

10 мин.

 Преподаватель подводит итоги работы. Выставляет оценки с аргументацией.

Студенты участвуют в обсуждении итогов работы.

Ориентация на результативность в работе.

ПК 5.6

 

 

 

 

10.

 Задание на дом

5 мин.

Заключительное практическое занятие.

 

 

 

 

 

преподаватель: Макурова Е.Г.    подпись_________________

13

 

 

Приложение №1

Поверка домашнего задания

Проводится в устной форме по вопросам.

Вопросы:

  1. Дать определение вакуум терапии.
  2. Назвать показания к баночному массажу.
  3. Перечислить противопоказания к баночному массажу.
  4. Рассказать о правилах выполнения баночного  массажа.
  5. Перечислить приемы массажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

14

 

Приложение №2

Демонстрация фрагмента видеофильма: «Баночный массаж»

Вопросы после просмотра в/ф:

  1. Что такое баночный массаж?
  2. Какие условия должны выполняться при проведении баночного массажа?
  3. Перечислите показания и противопоказания к баночному массажу.
  4. На каких местах не проводят массаж?
  5. Какие движения выполняет массажист?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

15

Приложение №3

Самостоятельная работа студентов

Ознакомиться с материалом по теме: «Баночный  массаж». Записать  учебный материал в рабочую тетрадь.

Баночный массаж

В Древнем Китае для лечения многих болезней использовали полые тонкие палочки из глины или из бамбука. Врачеватели создавали в них отрицательное давление и прикладывали к телу больного. Кожа втягивалась внутрь этих палочек, тем самым возникал приток крови к поражённому органу. Древние китайские лекари справедливо полагали, что больной орган может быть излечен хорошим кровообращением. В настоящее время подобная процедура называется вакуумным массажем.

На смену палочкам пришли хорошо всем известные банки, внутри которых создаётся вакуум. При вакуумном массаже увеличивается интенсивность обмена веществ, улучшается кровообращение, ткани лучше снабжаются кислородом. Кроме того, под воздействием вакуумного массажа из организма извлекаются токсические вещества и шлаки.

«Баночный массаж» – это локальное раздражение кожи спины в области мощной рефлексогенной зоны при помощи массажа с разрежением воздуха.

Во время сеанса баночного массажа раздражаются эпидермис (поверхностный слой кожи), поверхностные кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания в коже и подкожной клетчатке, усиливается крово- и лимфообращение. Направление перемещения банки также оказывает определенное влияние на механизм кровотока в зоне, подвергающейся воздействию вакуума: происходит перераспределение венозно-артериального кровотока, в результате чего приток артериальной крови к тканям увеличится, а вместе с ним приток кислорода и питательных веществ.

В месте воздействия вакуумом происходит также распад эритроцитов, продукты этого распада являются стимулятором местного иммунитета тканей. Ощущение тепла под банкой возникает не за счет нагревания воздуха под банкой, а за счет усиления местного кровообращения и раздражения нервных окончаний, расположенных в коже.

 

 

 

 

16

1. Основы баночного массажа

В основе действия баночного массажа лежит рефлекторный метод, основанный на возникновении гиперемии, раздражении кожных рецепторов создавшимся в банке вакуумом. Под влиянием баночного массажа улучшаются периферическая циркуляция крови, лимфы, межтканевой жидкости. Устраняются явления застоя, усиливаются обмен веществ и кожное дыхание в массируемом участке тела. Кожа становится упругой, повышается её сопротивляемость к температурным и механическим факторам, улучшается сократительная функция мышц, повышается их тонус, эластичность. При воздействии вакуум -   т ерапии происходит выделение экстракта сальных и потовых желез. В его состав входят помимо солей, мочевина, ацетон, желчные кислоты, которые в определенных концентрациях токсичны для организма, это дает возможность сравнивать        метод баночного массажа с эффектом бани.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

17

приложение№4

Изучить  рекомендации к проведению баночного массажа.

Записать рекомендации к поведению баночного  массажа в рабочую тетрадь.

Рекомендации к проведению  баночного массажа

Массаж проводится только на хорошо очищенной коже. Можно обработать кожу перед сеансом массажа с помощью скраба и выполнить легкий ручной массаж с кремом или гелем с антицеллюлитным эффектом. Это усилит эффект от процедуры. В общем, кожу перед массажем необходимо хорошо разогреть, но не распаривать в горячей воде, поскольку в этом случае интенсивное механическое воздействие может травмировать кожный покров и сосуды.

Во-вторых, чтобы банки хорошо скользили по коже, ее нужно обильно смазать маслом или антицеллюлитным кремом. Крем достаточно быстро впитывается, поэтому лучше использовать масло. Такое массажное масло можно приготовить самим, смешав любое базовое масло с эфирными маслами.

Рецепты могут быть следующими:

  • Смешать 2 стол. ложки любого растительного масла (оливкового, миндального, жожоба, персикового) с эфирными маслами, взяв по 2 капли масла герани, лимона и апельсина.
  • Взять на 100 мл кунжутного масла по 1 капле масла иланг-иланга и можжевельника и 2 капли розового масла.
  • В две стол. ложки оливкового или миндального масла добавить 5 капель масла корицы.
  • Взять 30 гр. увлажняющего молочка для тела и добавить в него по 2 капли масла грейпфрута, апельсина и можжевельника.

Можно купить готовое массажное масло или смешать с массажным маслом антицеллюлитный крем, можно использовать обычный гель для душа, но это менее эффективно. Можно просто взять оливковое масло первого отжима в чистом виде. Это дело индивидуальных предпочтений, то же касается и эфирных масел. Но наиболее выраженным антицеллюлитным эффектом обладают все цитрусовые, черный перец, корица, розмарин, лаванда, герань.

 

 

18

приложение №5

Ознакомиться с  техникой баночного массажа. Записать  технику выполнения баночного массажа в рабочую тетрадь.

Техника выполнения баночного массажа

Перед началом баночного массажа нужно провезти легкое поглаживание ладонями той области, которую собираются массировать, втирая в нее небольшое количество массажной смазки  масло, вазелин, крем).

Затем берут банку емкостью примерно 200 мл и создают в    ней вакуум.


Русский способ: вводят в банку на одну-две секунды стержень с зажженной ватой, предварительно смоченный в эфире или спирте, затем тампон удаляют, а банку быстро прикладывают к нужному участку тела.


Тибетский способ: помещают в банку зажженную специальную свечу на широком основании и устанавливают на тело пациента, а когда свеча в банке погаснет, приступают к массажу.

Также для баночного массажа используют специальные силиконовые или пластиковые банки, их просто прикладывают и сжимают, создавая тем самым вакуум.

Присосавшейся банкой делают скользящие массажные движения:

– прямолинейные

– спиралевидные

– зигзагообразные.

При этом кожа должна быть втянута внутрь банки не более чем на 1,5 см. Банка перемещается плавно и непрерывно в течение всей процедуры, во избежание чрезмерного втягивания кожи, а именно: на спине – снизу вверх, на грудной клетке – по межреберьям спереди назад (от грудины к позвоночнику), на животе – по часовой стрелке по ходу толстого кишечника.

 

 

19

 

При массаже применяется два метода:

1) Лабильный метод (скользящий) – банка постепенно передвигается (без отрыва от кожи массируемого участка)

Движение при массаже осуществляется по ходу лимфатических и кровеносных сосудов прямолинейно. Таким образом, массаж способствует оттоку лимфы и крови

В течение всей процедуры насадка должна двигаться плавно, без рывков и без нажима на ткани.

2) Стабильный метод            (неподвижный) – банка располагается на одном месте в течение 1–2 мин.

Оптимальным временем воздействия на одну область является 3 мин, но не более 5 мин.

Стабильный метод подразумевает возможность осуществления точечного массажа.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20

приложение№6

Закрепить материал по теме: «Баночный массаж».

Отработать приемы баночного массажа друг на друге.

 

ПОДГОТОВИТЬ  РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА.

ПОДГОТОВИТЬ  ПАЦИЕНТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БАНОЧНОГО МАССАЖА.

  1. Выполнить прямолинейное массажное движение в области спины.
  2. Выполнить  массаж в области спины, используя приемы:
  • зигзагообразный
  • спиралевидный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mr_prepodavatelya.docx51.42 КБ

Предварительный просмотр:

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж»

Методическая разработка

практического занятия для преподавателя

ПМ 05 МЕДИКО-СОЦИАЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

МДК 05.02.Основы медицинского массажа

Тема: Баночный массаж

Специальность: Лечебное  дело

Кыштым

2019г.                                                                                                                

Рассмотрено

на заседании ЦМК ПМ

по специальности

«Лечебное  дело», «Сестринское дело»

Протокол №__от «___»____2019г.

Председатель  ЦМК ______   /Павлова О.В./  

                   

 

 

        Утверждаю

Зам. директора по УВР

_______Е.Н. Борисова        

   «____»________2019 г.

Автор: Макурова Екатерина Григорьевна - преподаватель высшей квалификационной категории

Рецензенты:

 Мещерякова Татьяна Николаевна -  методист-инструктор ЛФК ГБУЗ  «Городская больница им. А.П. Силаева  г.Кыштым»

Павлова Ольга Владимировна - методист Кыштымского филиала  «Миасский медицинский колледж», преподаватель высшей квалификационной категории

                       

Методическое пояснение

Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.

   Цель методической разработки оказать методическую помощь преподавателям в проведении практического занятия по теме: «Баночный массаж», согласно рабочей программе выделено  6 часов.

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия с элементами работы по плану урока.

Методическая разработка включает цели, формы и методы, перечень знаний и умений студентов, план проведения практического занятия, домашнее задание.

Активизировать учебную деятельность на занятии, закрепить приобретенные студентами  знания, сделать изучение темы интересной помогают презентации и видеофильмы по данной теме.

В процессе подготовки к уроку удается решить некоторые вопросы по организации самостоятельной работы. На практическом занятии,  студентам предлагается расширить знания и  закрепить изученный материал. Мотивационный характер практического занятия дает возможность студентам узнать новое, проверить свои знания, проявить ответственность за порученное дело.

Практическое занятие  по теме: «Баночный массаж» способствует формированию общих и профессиональных компетенций, развитию познавательной деятельности на занятиях и  активности студентов, расширению знаний по вопросам медицинского массажа.

1

Мотивация темы

Изучаемая тема «Баночный  массаж» наиболее актуальная в разделе реабилитации, так как раскрывает проблемы и их решения в области восстановительной терапии.  На практическом  занятии студенты получают новые знания, но и закрепляют изученный материал  по теме: «Баночный массаж».

Затрагиваются вопросы о технике проведения, приемах массажа, показаниях и противопоказаниях к лечению.

В настоящее время, использование баночного массажа является эффективным лечебным методом, который применяется с целью нормализации функций организма, а так же  при различных заболеваниях и травмах.

В зависимости от состояния пациента   массаж выполняется на разных участках, с применением банки различного вакуума. Баночный массаж применяются как активное средство укрепления здоровья, сохранения нормальной жизнедеятельности организма, служит профилактикой для многих заболеваний.

         Тема: «Баночный массаж» изучается в медицинских образовательных учреждениях, так как является обязательным разделом реабилитации. Большое внимание технике  массажа уделяется  на  производственной практике. Важность массажа, как вида лечения и реабилитации описывается в различных научных источниках и публикациях.

                2

Методическая цель занятия

Организация учебного процесса   на практическом занятии

Цели занятия

Дидактические: 

  • Ознакомление с материалом по теме: «Баночный массаж»
  • Дать понятие о правилах проведения техники  массажа
  • Ознакомление с показаниями и противопоказаниями к массажу

Развивающие: 

  • Способствование развитию логического мышления
  • Подвести студентов к осознанию необходимости дифференцированного подхода к пациентам с учетом их психологического состояния и отношения к болезни
  • Способствование развитию культуры речи, общения

Воспитательные:

  • Способствование воспитанию добросовестное отношение к своим профессиональным обязанностям, отзывчивость, доброжелательность, умение сопереживать
  • Стремление соблюдать принципы этико-деонтологических отношений в коллективе, с пациентами и их родственниками (гуманность, взаимовыручка, чуткость, такт, человеколюбие, милосердие и др.)

Тип занятия

Практическое

Место проведения занятия

Кабинет  «Медико-социальная реабилитация»

Количество часов

6 часов (270мин.)

3

Методы обучения и приемы

Методы

Методические приемы

1 уровень –  объяснительно-иллюстративный

 словесные (рассказ, лекция, беседа, работа с учебником);

наглядные (иллюстрация, демонстрация кинофильмов, видеофильмов); практические (опыты, моделирование).

2,3 уровень – репродуктивный

работа по алгоритму, решение типовых задач, упражнений, практических заданий т.д.  М – проблемное изложение; МП – постановка проблемы, анализ, синтез, аналогия, работа с графологической структурой и т.д.

2,3 уровень –  проблемное изложение

 анализ, синтез, работа с графологической структурой, выявление проблем

3 уровень – частично- поисковый

эвристическая беседа, обобщение, рецензирование, решение нетиповых задач

4 уровень – исследовательский

исследовательская работа

4

Межмодульные и междисциплинарные связи

Связи

ПМ, дисциплина

МДК

Тема занятия, курса

Предшествующие

ОДП 03. Биология

-

Тема: Здоровье человека и окружающая среда.

ОП 02 Анатомия и физиология человека

-

Тема: Анатомия и физиология, как наука. Методы изучения организма человека.

Тема: Строение костно-мышечной системы.

Тема: Строение нервной системы.

ПМ. 07 Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих

 

МДК 07.02.

Безопасная среда для пациента и персонала

Тема 2.1.

Внутрибольничная инфекция.

Тема 2.4

Организация безопасной среды для пациента и персонала

Тема 2.5

Воздействие на организм сестры физической нагрузки. Профилактика заболеваний, связанных с физической нагрузкой

ПМ.02   Лечебная деятельность

МДК 02.07. Лечение пациентов с инфекционными заболеваниями

Раздел 7. Лечение пациентов с инфекционными заболеваниями

Тема 2.7.8 Контактные инфекции

Предшествующие

ПМ.02   Лечебная деятельность

МДК 02.09

Лечение пациентов с кожными и венерическими болезнями

Раздел: 9 Лечение пациентов с кожными и венерическими заболеваниями

Тема 2.9.1

Принципы лечения  болезней кожи и подкожной клетчатки.

Медикаментозные и немедикаментозные  методы лечения болезней кожи

ОП.06 Гигиена и экология человека

-

Раздел3. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

 Тема3.1. Гигиенические основы планировки и благоустройства населенных мест. Гигиена жилых и общественных зданий.

 Раздел 5. Гигиена труда

 Тема 5.1. Гигиена труда

6

Внутридисциплинарные связи

Связи

ПМ и МДК  темы курса

Темы занятий

Последующие

ПМ 05 Медико-социальная деятельность

МДК 05.02

Основы медицинского массажа

1.Основы медицинского массажа

2. Основные приемы  медицинского массажа

3. Техника выполнения приемов

медицинского массажа

4. Виды массажа

5. Косметический массаж

6.Рефлекторно-сегментарный массаж

Заключительное занятие

Студент должен уметь:

  • проводить основные приемы массажа и лечебной физкультуры;
  • составлять программу индивидуальной реабилитации;
  • организовывать реабилитацию пациентов.

Студент должен знать:

  • общее и специальное физиологическое воздействие физических упражнений и массажа на организм человека;
  • психологические основы реабилитации.

7

Формируемые компетенции:

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество

ОК 4.

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения возложенных на него профессиональных задач, а также для своего профессионального и личностного развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями

ОК 7.

Брать ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий

ОК 12.

Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности

ОК 13.

Вести здоровый образ жизни, заниматься физической культурой и спортом для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей

ПК 5.1. Осуществлять медицинскую реабилитацию пациентов с различной патологией

ПК 5.2. Проводить психосоциальную реабилитацию

ПК 5.6. Оформлять медицинскую документацию

8

Внеаудиторная работа

Вид задания

Часы

Методические указания

Цель

Презентация:  «Баночный массаж»

    3

Соблюдение плана написания работы. Грамотность и красочность в оформлении.

Способствование расширение знаний в области массажа.

Оснащение:

Методическая разработка практического занятия, методические указания для студентов к практическому занятию, презентация, видеоматериалы, баночки для массажа, медицинская кушетка.

Литература:

1. Козлова Л.В.,  Козлов С.А.,  Семененко Л.А.Основы реабилитации для медицинских колледжей Ростов н/Д «Феникс», 2018г.

2. Епифанова В.А., Епифанова А.В., Основы реабилитации - М. : ГЭОТАР-Медиа, 2015г.

3. Интернет-ресурсы

9

Структура занятия:

Организационный момент:10 мин.           Самостоятельная работа студентов: 75 мин.

Цели и план занятия: 20 мин.                    Закрепление материала: 20 мин.

Проверка знаний студентов: 38 мин.        Оформление дневников, тетрадей: 10 мин.

Демонстрационная часть: 42 мин.                     Подведение итогов, выставление оценок: 10 мин.

Практическая часть под руководством      Задание на дом: 5 мин.

преподавателя: 40 мин.

                                       

        

10

Структура, содержание и режим ПРАКТИЧЕСКОГО занятия

№ п/п

Время этапа занятия

Элементы занятия, учебные вопросы, формы и методы обучения

Формируемые компетенции. Примечание

Приложения

Действия преподавателя

Действия студентов

Цель этапа

1.

 Орган.     момент

10 мин.

 Преподаватель приветствует студентов, проверяет готовность аудитории, студентов к занятию, отмечает отсутствующих.

Приветствуют преподавателя.

Организация учебной деятельности на практическом занятии.

ОК1

2.

 Цели и план занятия

20 мин.

Преподаватель сообщает тему занятия, вместе со студентами формулирует цели и мотивацию изучения темы при помощи вопросов:

1. Что такое вакуум терапия?

Внимательно слушают преподавателя, записывают тему
урока в тетрадь, ставят перед собой цели. Отвечают на вопросы преподавателя.

Формирование цели и мотивации темы.

ОК2

ОК12

3.

Проверка уровня знаний

38 мин.

Проводится в виде устного опроса.

Преподаватель заранее предлагает создать презентацию по теме: «Техника выполнения  баночного массажа».

Преподаватель проверяет презентацию.

Оценивает работу студентов.

Студенты отвечают на вопросы.

Студенты в качестве домашнего задания подготовили презентацию по теме.

Студенты демонстрируют презентацию: «Техника выполнения  баночного массажа»

Проверка исходного уровня знаний.

ОК4

ОК5

Приложение №1

4. Демонстрационная часть

42 мин.

 Демонстрирует в/фильм: «Баночный массаж».

Преподаватель простит сделать записи по ходу просмотра в/ф.                                                                

Студенты внимательно смотрят видеофильм.

Записывают по ходу просмотра учебный материал.

Формирование установки на выполнение  практической деятельности.

ОК12

Приложение №2

5. Практическая часть под руководством преподавателя

40 мин.

Преподаватель  следит за правильностью выполнения работы, объясняет, поправляет ошибки.

Студенты выполняют работу.

Осуществление контроля.

ОК6

6.

Самостоятельная работа студентов

75 мин.

Преподаватель дает разъяснения по практической работе, тема: «Баночный массаж».      

Преподаватель наблюдает за самостоятельной работой студентов.

Поправляет ошибки.

Студенты внимательно слушают разъяснение преподавателя.

Студенты знакомятся с материалом по теме: «Баночный  массаж».

Записывают  учебный материал в рабочую тетрадь.

Студенты изучают  рекомендации к проведению баночного массажа.

Студенты изучают технику баночного массажа. Записывают  технику выполнения баночного массажа в рабочую тетрадь.

Формирование навыков самостоятельной работы.

ОК 2

ОК 6

ОК7

ОК13

ПК 5.1.

ПК 5.2.

Приложение

№ 3

Приложение

№4

Приложение

№5

7.

Закрепление материала

20 мин.

Преподаватель проводит  закрепление материала по теме: «Баночный массаж».

Необходимо продемонстрировать  приемы баночного массажа друг на друге.                                                

Студенты демонстрируют приемы баночного массажа.

Закрепление изученного материала.

ПК 5.1

Приложение

№6

8. Оформление дневников, тетрадей

10 мин.

Преподаватель в конце занятия проверяет рабочие тетради.

Студенты оформляют рабочие тетради по ходу занятия, в конце которого предоставляют на проверку преподавателю.

Систематизация знаний.

ПК 5.6

9.

Подведение итогов, выставление оценок

10 мин.

 Преподаватель подводит итоги работы. Выставляет оценки с аргументацией.

Студенты участвуют в обсуждении итогов работы.

Ориентация на результативность в работе.

ПК 5.6

10.

 Задание на дом

5 мин.

Заключительное практическое занятие.

преподаватель: Макурова Е.Г.    подпись_________________

13

Приложение №1

Поверка домашнего задания

Проводится в устной форме по вопросам.

Вопросы:

  1. Дать определение вакуум терапии.
  2. Назвать показания к баночному массажу.
  3. Перечислить противопоказания к баночному массажу.
  4. Рассказать о правилах выполнения баночного  массажа.
  5. Перечислить приемы массажа.

14

Приложение №2

Демонстрация фрагмента видеофильма: «Баночный массаж»

Вопросы после просмотра в/ф:

  1. Что такое баночный массаж?
  2. Какие условия должны выполняться при проведении баночного массажа?
  3. Перечислите показания и противопоказания к баночному массажу.
  4. На каких местах не проводят массаж?
  5. Какие движения выполняет массажист?

15

Приложение №3

Самостоятельная работа студентов

Ознакомиться с материалом по теме: «Баночный  массаж». Записать  учебный материал в рабочую тетрадь.

Баночный массаж

В Древнем Китае для лечения многих болезней использовали полые тонкие палочки из глины или из бамбука. Врачеватели создавали в них отрицательное давление и прикладывали к телу больного. Кожа втягивалась внутрь этих палочек, тем самым возникал приток крови к поражённому органу. Древние китайские лекари справедливо полагали, что больной орган может быть излечен хорошим кровообращением. В настоящее время подобная процедура называется вакуумным массажем.

На смену палочкам пришли хорошо всем известные банки, внутри которых создаётся вакуум. При вакуумном массаже увеличивается интенсивность обмена веществ, улучшается кровообращение, ткани лучше снабжаются кислородом. Кроме того, под воздействием вакуумного массажа из организма извлекаются токсические вещества и шлаки.

«Баночный массаж» – это локальное раздражение кожи спины в области мощной рефлексогенной зоны при помощи массажа с разрежением воздуха.

Во время сеанса баночного массажа раздражаются эпидермис (поверхностный слой кожи), поверхностные кровеносные и лимфатические сосуды, нервные окончания в коже и подкожной клетчатке, усиливается крово- и лимфообращение. Направление перемещения банки также оказывает определенное влияние на механизм кровотока в зоне, подвергающейся воздействию вакуума: происходит перераспределение венозно-артериального кровотока, в результате чего приток артериальной крови к тканям увеличится, а вместе с ним приток кислорода и питательных веществ.

В месте воздействия вакуумом происходит также распад эритроцитов, продукты этого распада являются стимулятором местного иммунитета тканей. Ощущение тепла под банкой возникает не за счет нагревания воздуха под банкой, а за счет усиления местного кровообращения и раздражения нервных окончаний, расположенных в коже.

 

16

1. Основы баночного массажа

В основе действия баночного массажа лежит рефлекторный метод, основанный на возникновении гиперемии, раздражении кожных рецепторов создавшимся в банке вакуумом. Под влиянием баночного массажа улучшаются периферическая циркуляция крови, лимфы, межтканевой жидкости. Устраняются явления застоя, усиливаются обмен веществ и кожное дыхание в массируемом участке тела. Кожа становится упругой, повышается её сопротивляемость к температурным и механическим факторам, улучшается сократительная функция мышц, повышается их тонус, эластичность. При воздействии вакуум -   т ерапии происходит выделение экстракта сальных и потовых желез. В его состав входят помимо солей, мочевина, ацетон, желчные кислоты, которые в определенных концентрациях токсичны для организма, это дает возможность сравнивать        метод баночного массажа с эффектом бани.

17

приложение№4

Изучить  рекомендации к проведению баночного массажа.

Записать рекомендации к поведению баночного  массажа в рабочую тетрадь.

Рекомендации к проведению  баночного массажа

Массаж проводится только на хорошо очищенной коже. Можно обработать кожу перед сеансом массажа с помощью скраба и выполнить легкий ручной массаж с кремом или гелем с антицеллюлитным эффектом. Это усилит эффект от процедуры. В общем, кожу перед массажем необходимо хорошо разогреть, но не распаривать в горячей воде, поскольку в этом случае интенсивное механическое воздействие может травмировать кожный покров и сосуды.

Во-вторых, чтобы банки хорошо скользили по коже, ее нужно обильно смазать маслом или антицеллюлитным кремом. Крем достаточно быстро впитывается, поэтому лучше использовать масло. Такое массажное масло можно приготовить самим, смешав любое базовое масло с эфирными маслами.

Рецепты могут быть следующими:

  • Смешать 2 стол. ложки любого растительного масла (оливкового, миндального, жожоба, персикового) с эфирными маслами, взяв по 2 капли масла герани, лимона и апельсина.
  • Взять на 100 мл кунжутного масла по 1 капле масла иланг-иланга и можжевельника и 2 капли розового масла.
  • В две стол. ложки оливкового или миндального масла добавить 5 капель масла корицы.
  • Взять 30 гр. увлажняющего молочка для тела и добавить в него по 2 капли масла грейпфрута, апельсина и можжевельника.

Можно купить готовое массажное масло или смешать с массажным маслом антицеллюлитный крем, можно использовать обычный гель для душа, но это менее эффективно. Можно просто взять оливковое масло первого отжима в чистом виде. Это дело индивидуальных предпочтений, то же касается и эфирных масел. Но наиболее выраженным антицеллюлитным эффектом обладают все цитрусовые, черный перец, корица, розмарин, лаванда, герань.

18

приложение №5

Ознакомиться с  техникой баночного массажа. Записать  технику выполнения баночного массажа в рабочую тетрадь.

Техника выполнения баночного массажа

Перед началом баночного массажа нужно провезти легкое поглаживание ладонями той области, которую собираются массировать, втирая в нее небольшое количество массажной смазки  масло, вазелин, крем).

Затем берут банку емкостью примерно 200 мл и создают в    ней вакуум.


Русский способ: вводят в банку на одну-две секунды стержень с зажженной ватой, предварительно смоченный в эфире или спирте, затем тампон удаляют, а банку быстро прикладывают к нужному участку тела.


Тибетский способ: помещают в банку зажженную специальную свечу на широком основании и устанавливают на тело пациента, а когда свеча в банке погаснет, приступают к массажу.

Также для баночного массажа используют специальные силиконовые или пластиковые банки, их просто прикладывают и сжимают, создавая тем самым вакуум.

Присосавшейся банкой делают скользящие массажные движения:

– прямолинейные

– спиралевидные

– зигзагообразные.

При этом кожа должна быть втянута внутрь банки не более чем на 1,5 см. Банка перемещается плавно и непрерывно в течение всей процедуры, во избежание чрезмерного втягивания кожи, а именно: на спине – снизу вверх, на грудной клетке – по межреберьям спереди назад (от грудины к позвоночнику), на животе – по часовой стрелке по ходу толстого кишечника.

19

При массаже применяется два метода:

1) Лабильный метод (скользящий) – банка постепенно передвигается (без отрыва от кожи массируемого участка)

Движение при массаже осуществляется по ходу лимфатических и кровеносных сосудов прямолинейно. Таким образом, массаж способствует оттоку лимфы и крови

В течение всей процедуры насадка должна двигаться плавно, без рывков и без нажима на ткани.

2) Стабильный метод            (неподвижный) – банка располагается на одном месте в течение 1–2 мин.

Оптимальным временем воздействия на одну область является 3 мин, но не более 5 мин.

Стабильный метод подразумевает возможность осуществления точечного массажа.

20

приложение№6

Закрепить материал по теме: «Баночный массаж».

Отработать приемы баночного массажа друг на друге.

ПОДГОТОВИТЬ  РАБОЧЕЕ МЕСТО ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ МАССАЖА.

ПОДГОТОВИТЬ  ПАЦИЕНТА ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ БАНОЧНОГО МАССАЖА.

  1. Выполнить прямолинейное массажное движение в области спины.
  2. Выполнить  массаж в области спины, используя приемы:
  • зигзагообразный
  • спиралевидный

21


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Наследственное предрасположение к болезням»

Болезни с наследственной предрасположенностью обусловлены как наследственными факторами, так и факторами внешней среды. В настоящее время эта группа болезней составляет 92% от общего числа наследствен...

Методическая разработка теоретического занятия для преподавателя по дисциплине: «Генетика человека с основами медицинской генетики» Тема занятия: «Профилактика наследственных заболеваний. Медико-генетическое консультирование»

Методическая разработка может быть использована преподавателем для проведения теоретического занятия, содержит для этого все необходимые материалы: вопросы для проверки домашнего задания, для закрепле...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Кыштымский филиал ГБПОУ «Миасский медицинский колледж» Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинског...

Методическая разработка практического занятия для преподавателя ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 05.02 Основы медицинского массажа

Методическое пояснение Данная методическая разработка составлена для преподавателей в соответствии с требованиями ФГОС III поколения.   Цель методической разработки оказать методическую...

Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"

Презентация к теоретическому занятию на тему "Медико-социальные аспекты демографии"...

ПМ 05 Медико-социальная деятельность МДК 5.02 Основы медицинского массажа Тема: Косметический массаж

Мотивация темыМассаж – медицинская процедура, которая широко применяется при леченииразличных заболеваний, в том числе, при заболеваниях кожи. Массаж прикожных болезнях, а также косметический ма...

Методические рекомендации к аудиторной СРС к практическому занятию №2, 3 по дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики"

Методические рекомендации для аудиторной СРС к  практическому занятию по учебной дисциплине "Генетика человека с основами медицинской генетики" по       ...