Мотивация, как инструмент воспитания нравственных качеств студента.
статья

Колесникова Любовь Юрьевна

                                                                                «Умение, лишенное всякого интереса

                                                                                 и взятое только силой принуждения

                                                                                убивает в ученике охоту к овладению

                                                                                знаниями. Приохотить ребенка к учению

                                                                                гораздо более достойная задача, чем

                                                                               приневолить».

                                                                                                                                   К.Д.Ушинский

Скачать:


Предварительный просмотр:

Колесникова Л.Ю, Рогачев А.А.

Мотивация, как инструмент воспитания нравственных качеств студента.

                                                                     «Умение, лишенное всякого интереса

                                                                                 и взятое только силой принуждения

                                                                                убивает в ученике охоту к овладению

                                                                                знаниями. Приохотить ребенка к учению

                                                                                гораздо более достойная задача, чем

                                                                               приневолить».

                                                                                                                                   К.Д.Ушинский

Система среднего профессионального образования является стратегически важной сферой человеческой деятельности, значимость которой неуклонно возрастает по мере продвижения общества по пути прогресса. Образование в средних специальных учебных заведениях  не должно сводиться исключительно к  передаче знаний. Оно должно выполнять и функции формирования личностных качеств студентов: критическое отношение к  себе, формирование ценностных ориентаций, гибкого мышления, установок на диалог и сотрудничество, российской интеллигентности,  ведь молодые люди проходят важнейший этап социализации, приобщаются к делам отрасли, страны.  Нельзя изолировать воспитание от процесса профессиональной подготовки. Профессиональное обучение и  целенаправленное воспитание должны слиться в органический процесс формирования личности студента, будущего специалиста и гражданина.

Современное российское общество нуждается в такой личности, основными качествами которой были бы добро, сопричастность к судьбе своей малой Родины и Отчизны, забота о природе и экологии, профессиональная компетентность, предприимчивость, упорство в достижении цели, гражданская ответственность, забота о своих близких, о своем здоровье. Нравственные качества студентов определяясь внутренней необходимостью личности выполнять моральные требования, определенным образом  мотивируют социальную и профессиональную деятельность, побуждают специалиста технического профиля к систематическим действиям в соответствии со своими нравственными установками и моральными требованиями общества. Для этого внутренней энергией, включающей активность человека в жизни, на работе, учебе, является мотивация.

Мотивация основывается на мотивах, под которыми имеются в виду конкретные побуждения, стимулы, заставляющие личность действовать и совершать поступки. Мотивация обучения представляет собой достаточно непростой и неоднозначный процесс изменения отношения личности, как к отдельному предмету изучения, так и ко всему образовательному процессу. Мотивация является главной движущей силой в поведении и деятельности человека, в том числе, и в процессе формирования будущего профессионала. Если говорить о мотивации студентов, то она представляет собой процессы, методы и средства их побуждения к познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. В качестве мотивов могут выступать в связке эмоции и стремления, интересы и потребности, идеалы и установки. Поэтому мотивы представляют собой сложные динамические системы, в которых осуществляется выбор и принятие решений, анализ и оценка выбора.

Существует следующая классификация учебной мотивации студентов:

- широкие социальные мотивы (подразумевает долг, ответственность, понимание социальной значимости учения, выражаются в стремлении личности самоутвердиться в обществе);

- эстетические мотивы (получение удовольствия от обучения, раскрытие своих скрытых способностей и талантов);

- статусно- позиционные мотивы (получить признание окружающих, занять определенную должность);

- коммуникативные мотивы (расширение круга общения посредством повышения своего интеллектуального уровня и новых знакомств);

-познавательные мотивы (путем приобретения новых знаний);

- прагматические мотивы (получать достойное вознаграждение за свой труд);

- профессионально-ценностные мотивы (расширение возможностей устроиться на перспективную и интересную работу);

- мотивы социального и личностного престижа (утвердить себя и занять в будущем определенное положение в обществе и в определенном ближайшем социальном окружении);

- традиционно-исторические мотивы (поддержание установленных стереотипов, которые возникли в обществе и укрепились с течением времени);

- утилитарно-практические мотивы (стремление к самообразованию, стремление усвоить отдельный интересующий предмет);

- учебно-познавательные мотивы (ориентация на способы добывания знаний, усвоение конкретных учебных предметов).

- неосознанные мотивы (получение образования не по собственному желанию, а по влиянию кого-либо, основано на полном непонимании смысла получаемой информации и полном отсутствии интереса к познавательному процессу) [1].   .

Следует отметить, что в системе учебных мотивов переплетаются внешние и внутренние мотивы.

 К внутренним мотивам относятся такие, как собственное развитие в процессе обучения. Дейл Карнеги утверждает: «… на свете есть только один способ побудить людей что-то сделать — заставить человека захотеть это сделать» [2]. Для того чтобы студент по-настоящему включился в работу, нужно, чтобы задачи, которые ставятся перед ним в ходе студенческой деятельности, были не только понятны, но и внутренне приняты им, т. е. чтобы они приобрели значимость для обучающегося.

Также на формирование личности студента оказывают влияние внешние мотивы исходящие от родителей, педагогов, группы, в которой обучается студент, окружения или общества — в виде намеков, указаний, подсказок, понуканий, требований и даже принуждений.

Рассмотрим способы повышения мотивации студентов, которые мы применяем в своей педагогической практике.

Во-первых, студент приходит в профессиональное учебное заведение, чтобы стать хорошим специалистом в своей области, следовательно задача педагога состоит в умении – доказать, что его предмет действительно полезен в их будущей профессиональной деятельности (проведение мастер- классов, привлечение специалистов - практиков).

Во-вторых, студенту необходимо не только дать знания, но и возможность использования их на практике. Для этого проводятся лабораторные и практические работы, интегрированные уроки, на которых явно прослеживается связь общеобразовательных и специальных дисциплин и модулей. Здесь широко используется познавательный мотивы, которые проявляются как ориентация на эрудицию.

Инновационные образовательные технологии помогают развивать у студентов качества, присущее современному мобильному человеку. К наиболее эффективным технологиям можно отнести решение проблемных ситуаций, работу в малых группах, деловые игры, дискуссии, задания практической направленности. В Себряковском технологическом техникуме многие занятия основаны на применении педагогической технологии Монахова В.М., определяющего  педагогическую технологию как упорядоченную систему процедур, неукоснительное выполнение которых приведет к достижению определенного планируемого результата.

Обязательным условием заинтересованной и результативной работы студентов является положительный настрой в системе отношений педагог-студент, поэтому в своей работе необходимо стремиться к созданию и поддержанию благоприятного эмоционального климата обучения, доверительной обстановки, тона доброжелательности и взаимного уважения.

Преподаватель, который доброжелательно относится к окружающим, не опаздывает, серьезно и ответственно выполняет свою работу, вовремя проверяет контрольные, самостоятельные и практические работы студентов, ценится ими. Необходимо сдерживать свои обещания. Если обещали увлекательную экскурсию или провести интересный тест, соревнование или посмотреть фильм, то не отступайте от намеченных целей.

В целях морального стимулирования труда студентов необходимо публично  отмечать успехи студентов при отличном или хорошем окончании сессии. Например, можно вывесить списки «хорошистов» и «отличников» в классном уголке. Обязательно общение с родителями для обозначения успехов их детей. Также в нашем учебном заведении по итогам года студенты награждаются почетными грамотами, премиями, а их родители благодарственными письмами.

Необходимо расширять функциональные обязанности студентов, то есть давать им возможность проявить себя в той области, которая им близка. В ГБПОУ «СТТ» бывают дни самоуправления, которые мотивируют студентов на самостоятельную деятельность. Студентам предлагается разработать критерии и форму оценивания своих знаний, форму выполнения индивидуальной самостоятельной работы, тему доклада или вариант задания, рецензировать ответы своих одногруппников. Каждый человек желает быть сопричастным к какому-то процессу, осознавать, что его точку зрения принимают во внимание — это повышает мотивацию.

Интерес педагога к студенту может быть взаимным. Совместное обсуждение различных вопросов, решение возникших проблем, организация дискуссий и споров, рассмотрение различных ситуационных задач — важные методы не только организации учебного процесса, но и налаживание качественного взаимодействия между педагогом и обучающимся.

Студенты намного больше узнают о выбранной ими профессии во время прохождения учебной и производственной практики. Они видят стимул, мотивацию для дальнейшего теоретического обучения, понимая, что могут применить полученные знания на практике. Как результат – появляются работы, с которыми студенты выступают на теоретических и  студенческих  конференциях, представляя результаты своего или совместного труда.

Самостоятельная работа, несомненно, оказывает положительное влияние на уровень подготовленности студентов: повышается информационная культура и общий уровень образованности, они овладевают средствами оперативного доступа к научной, справочной и учебно- методической информации и новым информационным технологиям.

Перед преподавателями профессиональных учебных учреждений в настоящий момент стоит задача создания таких условий, при которых студенты за короткие сроки смогли бы усвоить максимально возможное количество знаний вместе с приобретением практического опыта,  его творческого применения на практике. Основной задачей профессионального учебного учреждения является стимулирование интересов к обучению таким образом, чтобы целью студентов стало не просто получение диплома, а диплома, который подкреплён прочными и стабильными знаниями, опирающимися на практику. Мотивация студентов — это один из наиболее эффективных способов улучшить процесс и результаты обучения, а мотивы являются движущей силой процесса обучения и усвоения материала.

Литература

  1. Балашов А. П. Теория менеджмента: Учеб.пособие.- М.: Вузовский учебник: ИНФРА - М, 2014.-352с.
  2. Подласый И.П.Педагогика: 100 вопросов- 100 ответов: учеб. Пособие для студентов вузов/ И.П. Подласый. - М.: Изд. ВЛАДОС ПРЕСС, 2018.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

развитие личных качеств студентов как составляющая учебной мотивации

Развитие личностных характеристик студентовкак составляющая учебной мотивации Автор: преподаватель БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратова Г.В. Известная древняя мудрость - «можно привести коня к водопою...

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов

статья Условия формирования морально-нравственных качеств у студентов - из опыта работы студентов социально-педагогического колледжа специальности Дошкольное образование...

Использование ресурсов ИНТЕРНЕТ и инструментов социальной сети в процессе обучения и воспитания. Электронное портфолио студента

Методический материал для кураторов групп по формированию электронного портфолио студентов...

Воспитание личностных качеств студентов-машиностроителей, обучаемых в системе среднего профессионального образования

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации» в редакции 2020 года изменил подходы к воспитанию и его месту в образовательном процессе.Речь идет о переходе от  так н...

Воспитание духовно-нравственных качеств студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без родителей, через включение в социальную проектную деятельность.

Социальное проектная деятельность студентов и обучающихся из категории детей сироти и детей., оставшихся без попечения родителей и лиц из их числа....