Методика организации занятий по финансовой грамотности в СПО
статья

Карпова Алсу Накиповна

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в колледже обусловлена тем, что современные дети, особенно в период пандемии, достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл fin_gramotnost_1.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

Методика организации занятий по финансовой грамотности в СПО

Карпова Алсу Накиповна

Преподаватель обществознания, ГАПОУ «Набережночелнинский колледж искусств» г. Набережные Челны

      Более 90 % студентов колледжа пользуются дебетовыми банковскими картами. Однако 83 % учащихся не имеют даже базовых финансовых знаний.

Необходимость внедрения уроков финансовой грамотности в колледже обусловлена тем, что современные дети, особенно в период пандемии, достаточно активно самостоятельно покупают товары, пользуются пластиковыми картами и мобильными приложениями. То есть, они с раннего возраста оперируют денежными знаками и являются активными участниками торгово-финансовых взаимоотношений, что требует от них определенного уровня финансовой грамотности. Но все ли знают, как обезопасить свои сбережения? Владеют ли информацией о методах современных предприимчивых и очень умных мошенников, которые совершенствуют свое мастерство, так как от этого зависит их материальное благополучие.

     Целью изучения финансовой грамотности не просто понять правила организации своей финансовой жизни, но и научить разумно формировать модель собственной будущей самостоятельной семейной жизни, подготовить к успешному решению финансовых проблем на взрослом уровне. [1, c.10].

     Главной задачей введения обучения финансовой грамотности, конечно же, является стремление остановить развитие безответственного отношения к денежным операциям в целом. [2.c.2].

     В колледже было проведено внеклассное мероприятие «Управление личными финансами». В ходе мероприятия студенты научились как правильно распоряжаться деньгами, правилами безопасности при использовании банковских карт. Целью данного мероприятия было проявить интерес к финансовым знаниям, сформировать грамотное финансовое поведение, закрепить базовые понятия. При подготовке к данному мероприятию мы использовали лекции Берзона Н.И., методические рекомендации для учителя по финансовой грамотности.

     С другой группой студентов приняли участие в онлайн уроке «Личный финансовый план. Путь к достижению цели», разработанный Центральным банком РФ. Студентам такая форма урока понравилась, они смогли задать вопрос лично представителям банка. Онлайн –урок — это новый формат, учащиеся были очень удивлены, что они могут задавать вопросы в реальном времени.

     В связи с тем, что с 2020г. в ОГЭ по обществознанию был введен один вопрос (№6) по финансовой грамотности, для них проводиться в теоретической и игровой форме. В ходе мероприятия наши ученики просмотрели видеоролики о финансовой грамотности, искали ответы на вопросы: что хорошего и что плохого, когда много денег? А когда мало? Деньги нужно беречь или тратить? Где можно и нужно хранить деньги? Как правильно распоряжаться деньгами, является одним из самых важных вопросов в современной жизни. Уже сейчас, многие из нас хотели бы знать, как приумножить свое состояние. Копить или тратить — что поможет стать богаче и счастливее? Учащиеся отвечали на вопросы-шутки, участвовали в конкурсе кроссвордов.

     Нами были проведены классные часы «Финансовая грамотность» Целью которой было актуализация вопросов финансовой грамотности учащихся, развитие компетенций, необходимых для грамотного поведения в финансово экономической сфере.

     Самым сложным и интересным мероприятием для студентов было проведение Брейн- ринга «Финансы — это здорово и увлекательно». Целью которой было активизация познавательной деятельности учащихся, развитие общей эрудиции. Игроки состязались в навыках использования мозгового штурма при решении нестандартных задач: в течении ограниченного времени искали правильный ответ. В ходе мероприятия студенты проходили исторические раунд (где за ранее проводилась беседа), искали клад (черный ящик), литературный раунд (где нужно было решить проблему литературного героя).

При обучении финансовой грамотности мы столкнулись с серьезными недоработками студенческого образования в экономическом воспитании учащихся, например:

- Отсутствие экономического воспитания часто проявляется в небрежном отношении детей к своим вещам, они не понимают, что замена этих вещей стоит их родителям немалых денежных затрат.

- Массовое неумение соизмерять расходы с доходами, планировать бюджет семьи, желание получить все и сразу приводит к многочисленным кредитам, которые невозможно выплатить.

- Желание быстро обогатиться без приложения усилий ведет к участию населения в различных лотереях.

     При разработке учебных материалов, направленных на раскрытие каждой темы, учтены возрастные особенности отдельных групп студентов. Например, для 9-х классов преподносится в игровой форме, а студенты старших курсов разбирают конкретные ситуации и решают их. Такой подход позволяет сделать обучение финансовой грамотности максимально доступным для понимания, что дает возможность ребятам избежать совершения ошибок во взрослой жизни и правильно распоряжаться деньгами уже сейчас.

     Естественно, для получения полной картины результатов должен пройти не один год работы с новой программой. Однако уже сейчас ясно, что добиться поставленной цели можно только в том случае, если вместе со студентами, курс финансовой грамотности будут проходить и родители. Например, на родительских собраниях.
     Повышение финансовой грамотности должно начинаться с самого раннего возраста, чем раньше, тем лучше. Когда можно заложить основы поведенческие, поменять менталитет человека, чтобы он мог потом во взрослом возрасте спокойно плавать в мире финансовых продуктов, финансовых рисков, и мог себя более уверенно чувствовать в целом.

Библиографический список

1.Финансовая грамотность: Методическое пособие для учителя. -М.:ВАКО,2018.

 2. Курс лекций «Управление личными финансами» Берзон Н.И. https://fmc.hse.ru/berzonvideo 





По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по финансовой грамотности "Личная финансовая безопасность. Защита от финансового мошенничества"

Финансовое мошенничество — совершение противоправных действий в сфере денежного обращения путем обмана, злоупотребления доверием и других манипуляций с целью незаконного обогащения.Презентация р...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Открытого урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» По дисциплине: «Основы финансовой грамотности»

Автор:М.С. Золотова, преподаватель ГПОУ ТО «Тульский экономический колледж».Методическая разработка  составлена  для студентов экономических специальностей, изучающих дисциплину ...

Методическая разработка практического занятия в рамках преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихся: "Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся СПО)"

Содержание и методика преподавания курса финансовой грамотности различным категориям обучающихсяТема практического занятия: Собственный бизнес – как создать и не потерять (для обучающихся С...

«ПРОБЛЕМЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ФИНАНСОВОГО ПРОСВЕЩЕНИЯ НАСЕЛЕНИЯ В РАМКАХ РАБОТЫ МЕТОДИЧЕСКОГО ЦЕНТРА ПО ПОВЫШЕНИЮ ФИНАНСОВОЙ ГРАМОТНОСТИ НА БАЗЕ ОГАПОУ «АЛЕКСЕЕВСКИЙ КОЛЛЕДЖ»»

Развитие процесса повышения финансовой грамотности населения является закономерным, поскольку достаточный уровень финансовой грамотности способствует повышению уровня жизни, финансовой безопасности гр...

Методическая разработка урока-викторины «Знатоки финансовой грамотности» /методическая разработка дополнительного учебного занятия по учебной дисциплине «Обществознание (включая экономику и право)» /

Методическая разработка  составлена  для обучающихся, изучающих дисциплину «Обществознание (включая экономику и право)» включая раздел «Финансовая грамотность».В ходе...

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ФГОС".

Видеоролик Кочетковой И.В., учителя музыки и Фоминых О.Г., учителя финансовой грамотности по теме: "Формирование финансовой грамотности в урочной и внеурочной деятельности в условиях обновлённых ...

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Финансовая грамотность»

ПЛАН мероприятий («Дорожная карта») по реализации Стратегии повышения финансовой грамотности в ГБПОУ РТ «Тувинский сельскохозяйственный техникум» «Фин...