«Функциональная грамотность: математическая и читательская. Взаимосвязь"
статья

Асонова Светлана Сергеевна

Доклад, с которым я выступала на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл doklad_asonova_s.s.docx165.37 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педагогическом совете

Тема выступления: «Функциональная грамотность: математическая и читательская. Взаимосвязь»

Автор: Асонова Светлана Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №9 городского округа Ступино

Московской области

2020

Введение

Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.

Почему читательская грамотность выделена отдельным направлением от математической? Или читательская грамотность – является базовым навыком функциональной грамотности?

Концептуальные рамки оценки математической грамотности в исследовании PISA

«Математическая грамотность— это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». Содержание, которое организаторы исследования вкладывают в это понятие, фактически сведено к так называемой «функциональной грамотности», которая, по словам А.А. Леонтьева, предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Подобные проблемы можно противопоставить заданиям, прежде всего текстовым задачам, характерным для школьных учебников математики, где главной целью является дидактическая — освоение математического аппарата, который в дальнейшем можно будет применять в различных целях, в том числе и на практике. То, что учащимся предлагается разрешать проблемы, близкие к реальности, с использованием математики, важно для понимания ими ее роли в повседневной жизни. Правдоподобие в использовании математики— вот главный фактор при разработке заданий в исследовании PISA, который непосредственно связан с определением математической грамотности. Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: – контекст, в котором представлена проблема; – содержание математического образования, которое используется в заданиях; – мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для ее решения. Контекст задания— это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются четыре категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование / профессиональная деятельность, научная деятельность. Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырем категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределенность и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействии с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области. В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с  одной стороны, изучаются в  школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора: – изменение и  зависимости — задания, связанные с  математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; – пространство и  форма— задания, относящиеся к  пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу; – количество — задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики; – неопределенность и  данные — задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности. По сравнению с более традиционным тематическим подходом к представлению содержания выстраивание его вокруг четырех обобщающих идей позволяет шире охарактеризовать результаты, показанные учащимися, с позиций овладения идеями, тесно связанными с сущностью реальных явлений окружающего мира. Уровень овладения этими идеями позволяет предметно оценивать возможности учащихся в использовании полученных знаний в повседневной жизни. Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися: – формулировать ситуацию на языке математики; – применять математические понятия, факты, процедуры; – интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. Очевидно, что каждый из этих мыслительных процессов опирается на математические рассуждения, поэтому разработчики концепции исследования PISA-2021 использовали те же мыслительные процессы, что и на предшествующих этапах исследования, но дополнили их еще одним — «рассуждать». Это означает, что учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учетом особенностей предлагаемой ситуации. Помимо уже названных нововведений исследования 2021 г. отметим новые темы, включенные в содержание проверки: – явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа; – геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу; – компьютерное конструирование и  моделирование; например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте; – принятие решений с  учетом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре. Данные концептуальные положения, лежащие в основе исследования математической подготовки учащихся в рамках PISA, целесообразно реализовать и при разработке основных положений «мягкого мониторинга».

Концептуальные рамки оценки читательской грамотности в исследовании PISA

Читательская грамотность включает знание слов и означает понимание смысла слова в имеющемся контексте. Что говорят современному школьнику столь знакомые старшему поколению пушкинские строки: «Ямщик сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке»? Не секрет, что для многих современных школьников содержание строки существенно беднее: «Кто-то сидит на чём-то в чём-то красном». Другой, в некотором смысле противоположный пример: «…на информационной смене был я, и я формулировал сообщение для эфира. Фолловеры моего твиттера, где в дни моих информационных дежурств идет лента интересных и значимых новостей, думаю, помнят этот день, поскольку публикация опроса вызвала немалое число ретвитов и реплаев» (из комментария ведущего, с сайта «Эхо Москвы»). Прочитав (услышав) подобное, возможно, уже учителю придётся задуматься над сутью прочитанного фрагмента. Еще пример. Казалось бы, привычное и ясное утверждение «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад в развитие русской географической науки» может, однако, вызвать неожиданные для учителя географии толкования современных школьников: «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад, т. е. оказал финансовую поддержку (сделал инвестиции) в развитие русской географической науки». Выходит, что работа над словом – обогащение активного и пассивного словаря школьников – необходимая работа с учётом современных реалий развития языка. В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности. Умение найти и извлечь информацию из текста определяется как первое читательское умение. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. В уже упомянутых аналитических материалах Г.А Цукерман отмечается, что российские учащиеся лучше сверстников отвечают на вопросы и задания, в которых ключевые слова вопроса практически совпадают и с текстом ответа. В этом случае от отвечающего ученика, во-первых, не требуется как-то преобразовывать ответ, достаточно просто найти в тексте соответствующее место. Во-вторых, для того чтобы правильно ответить на вопрос, вовсе не обязательно понимать …смысл ответа. В-третьих, задание не вызывает затруднение, если ответ на него содержится в одном, но не в нескольких абзацах текста.

Заключение

Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.

Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.

Список используемых источников

Статья «Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?» https://prosv.ru/news/show/5747.html 

Газета «Школьные технологии», статья «Формирование читательской грамотности учащихся» https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya/viewer

Статья «Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности» https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti/viewer


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности

В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом  и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....

Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"

ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...

КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности.

КЕЙС заданий для определения  функциональной грамотности....

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .

Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...

Функциональная грамотность

В работе представлены задания для обучаемых в школе, которые проверяют умения научно объяснять явления, интерпретировать научную информацию, а также задания на проведение научного исследования....

Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.

Математическая  грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...