«Функциональная грамотность: математическая и читательская. Взаимосвязь"
статья
![](https://nsportal.ru/sites/default/files/2021/02/02/img-20201002-wa0011.jpg)
Предварительный просмотр:
Выступление на педагогическом совете
Тема выступления: «Функциональная грамотность: математическая и читательская. Взаимосвязь»
Автор: Асонова Светлана Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №9 городского округа Ступино
Московской области
2020
Введение
Методологической основой мониторинга формирования и оценки функциональной грамотности было выбрана концепция международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), целью которого является оценка подготовки 15-летних учащихся по четырем основным направлениям: грамотность чтения, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и компьютерная грамотность.
Почему читательская грамотность выделена отдельным направлением от математической? Или читательская грамотность – является базовым навыком функциональной грамотности?
Концептуальные рамки оценки математической грамотности в исследовании PISA
«Математическая грамотность— это способность индивидуума проводить математические рассуждения и формулировать, применять, интерпретировать математику для решения проблем в разнообразных контекстах реального мира». Содержание, которое организаторы исследования вкладывают в это понятие, фактически сведено к так называемой «функциональной грамотности», которая, по словам А.А. Леонтьева, предполагает способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания, умения и навыки для решения максимально широкого диапазона жизненных задач в различных сферах деятельности, общения и социальных отношений Принятое определение математической грамотности повлекло за собой разработку особого инструментария исследования: учащимся предлагаются не типичные учебные задачи, характерные для традиционных систем обучения и мониторинговых исследований математической подготовки, а близкие к реальным проблемные ситуации, представленные в некотором контексте и разрешаемые доступными учащемуся средствами математики. Подобные проблемы можно противопоставить заданиям, прежде всего текстовым задачам, характерным для школьных учебников математики, где главной целью является дидактическая — освоение математического аппарата, который в дальнейшем можно будет применять в различных целях, в том числе и на практике. То, что учащимся предлагается разрешать проблемы, близкие к реальности, с использованием математики, важно для понимания ими ее роли в повседневной жизни. Правдоподобие в использовании математики— вот главный фактор при разработке заданий в исследовании PISA, который непосредственно связан с определением математической грамотности. Основа организации исследования математической грамотности включает три структурных компонента: – контекст, в котором представлена проблема; – содержание математического образования, которое используется в заданиях; – мыслительная деятельность, необходимая для того, чтобы связать контекст, в котором представлена проблема, с математическим содержанием, необходимым для ее решения. Контекст задания— это особенности и элементы окружающей обстановки, представленные в задании в рамках предлагаемой ситуации. Эти ситуации связаны с разнообразными аспектами окружающей жизни и требуют для своего решения большей или меньшей математизации. Выделены и используются четыре категории контекстов, близкие учащимся: общественная жизнь, личная жизнь, образование / профессиональная деятельность, научная деятельность. Математическое содержание заданий в исследовании распределено по четырем категориям: пространство и форма, изменение и зависимости, количество, неопределенность и данные, которые охватывают основные типы проблем, возникающих при взаимодействии с повседневными явлениями. Название каждой из этих категорий отражает обобщающую идею, которая в общем виде характеризует специфику содержания заданий, относящихся к этой области. В совокупности эти обобщающие идеи охватывают круг математических тем, которые, с одной стороны, изучаются в школьном курсе математики, с другой стороны, необходимы 15-летним учащимся в качестве основы для жизни и для дальнейшего расширения их математического кругозора: – изменение и зависимости — задания, связанные с математическим описанием зависимости между переменными в различных процессах, т.е. с алгебраическим материалом; – пространство и форма— задания, относящиеся к пространственным и плоским геометрическим формам и отношениям, т.е. к геометрическому материалу; – количество — задания, связанные с числами и отношениями между ними, в программах по математике этот материал чаще всего относится к курсу арифметики; – неопределенность и данные — задания охватывают вероятностные и статистические явления и зависимости, которые являются предметом изучения разделов статистики и вероятности. По сравнению с более традиционным тематическим подходом к представлению содержания выстраивание его вокруг четырех обобщающих идей позволяет шире охарактеризовать результаты, показанные учащимися, с позиций овладения идеями, тесно связанными с сущностью реальных явлений окружающего мира. Уровень овладения этими идеями позволяет предметно оценивать возможности учащихся в использовании полученных знаний в повседневной жизни. Для описания мыслительной деятельности при разрешении предложенных проблем используются следующие глаголы: формулировать, применять и интерпретировать, которые указывают на мыслительные задачи, которые будут решаться учащимися: – формулировать ситуацию на языке математики; – применять математические понятия, факты, процедуры; – интерпретировать, использовать и оценивать математические результаты. Очевидно, что каждый из этих мыслительных процессов опирается на математические рассуждения, поэтому разработчики концепции исследования PISA-2021 использовали те же мыслительные процессы, что и на предшествующих этапах исследования, но дополнили их еще одним — «рассуждать». Это означает, что учащимся потребуется продемонстрировать, как они умеют размышлять над аргументами, обоснованиями и выводами, над различными способами представления ситуации на языке математики, над рациональностью применяемого математического аппарата, над возможностями оценки и интерпретации полученных результатов с учетом особенностей предлагаемой ситуации. Помимо уже названных нововведений исследования 2021 г. отметим новые темы, включенные в содержание проверки: – явления роста, изменений линейного и нелинейного характера; например, потребуется проследить закономерности, проявляющиеся при возведении в степень некоторого числа; – геометрические преобразования, аппроксимации, разбиения и составления фигур; например, потребуется построить орнамент из заданных фигур по заданному правилу; – компьютерное конструирование и моделирование; например, потребуется изображать по указанным правилам маршруты на карте; – принятие решений с учетом предлагаемых условий или дополнительной информации; например, потребуется при покупке некоторого товара учитывать представленное в таблице сообщение, в котором содержится статистика мнений покупателей об этом товаре. Данные концептуальные положения, лежащие в основе исследования математической подготовки учащихся в рамках PISA, целесообразно реализовать и при разработке основных положений «мягкого мониторинга».
Концептуальные рамки оценки читательской грамотности в исследовании PISA
Читательская грамотность включает знание слов и означает понимание смысла слова в имеющемся контексте. Что говорят современному школьнику столь знакомые старшему поколению пушкинские строки: «Ямщик сидит на облучке, в тулупе, в красном кушаке»? Не секрет, что для многих современных школьников содержание строки существенно беднее: «Кто-то сидит на чём-то в чём-то красном». Другой, в некотором смысле противоположный пример: «…на информационной смене был я, и я формулировал сообщение для эфира. Фолловеры моего твиттера, где в дни моих информационных дежурств идет лента интересных и значимых новостей, думаю, помнят этот день, поскольку публикация опроса вызвала немалое число ретвитов и реплаев» (из комментария ведущего, с сайта «Эхо Москвы»). Прочитав (услышав) подобное, возможно, уже учителю придётся задуматься над сутью прочитанного фрагмента. Еще пример. Казалось бы, привычное и ясное утверждение «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад в развитие русской географической науки» может, однако, вызвать неожиданные для учителя географии толкования современных школьников: «Н.М. Пржевальский внёс огромный вклад, т. е. оказал финансовую поддержку (сделал инвестиции) в развитие русской географической науки». Выходит, что работа над словом – обогащение активного и пассивного словаря школьников – необходимая работа с учётом современных реалий развития языка. В проводимых международных исследованиях PISA принято диагностировать три уровня читательской грамотности. Умение найти и извлечь информацию из текста определяется как первое читательское умение. Иногда эта связь прямая, буквальная – по совпадающим ключевым словам, иногда косвенная – синонимическая. В уже упомянутых аналитических материалах Г.А Цукерман отмечается, что российские учащиеся лучше сверстников отвечают на вопросы и задания, в которых ключевые слова вопроса практически совпадают и с текстом ответа. В этом случае от отвечающего ученика, во-первых, не требуется как-то преобразовывать ответ, достаточно просто найти в тексте соответствующее место. Во-вторых, для того чтобы правильно ответить на вопрос, вовсе не обязательно понимать …смысл ответа. В-третьих, задание не вызывает затруднение, если ответ на него содержится в одном, но не в нескольких абзацах текста.
Заключение
Именно читательская грамотность становится ключом к другим видам функциональной грамотности. Точно так же русский язык — не только предмет, но и средство обучения. Невозможно решить математическую задачу, не прочитав условие, не разобравшись, о чем нас спрашивают. Любая задача по другим школьным предметам начинается с текста, пусть и специфического, но требующего применения обычных правил. Не зная русского языка, невозможно общаться с друзьями или качественно проводить переговоры, убеждать в чем-то собеседника, слышать его аргументы, взаимодействовать с государственными структурами.
Еще одна особенность текстов — опора на личный опыт ученика. Чем скорее он узнает себя в той или иной ситуации, тем больше вероятность, что он будет внимательнее, сможет увидеть конкретные инструменты, помогающие улучшить собственную жизнь.
Список используемых источников
Статья «Зачем нужна читательская грамотность и как сформировать ее у школьника?» https://prosv.ru/news/show/5747.html
Газета «Школьные технологии», статья «Формирование читательской грамотности учащихся» https://cyberleninka.ru/article/n/formirovanie-chitatelskoy-gramotnosti-uchaschihsya/viewer
Статья «Концептуальные основы формирования и оценки математической грамотности» https://cyberleninka.ru/article/n/kontseptualnye-osnovy-formirovaniya-i-otsenki-matematicheskoy-gramotnosti/viewer
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проектная деятельность как инструмент развития функциональной грамотности
В статье подробно рассмотрены этапы работы над проектом и как взамосвязаны между собой понятия "функциональная грамотность" и "проектная деятельность"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/06/22/picture-409439-1592817773.jpg)
Методическая статья.Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"
ГБОУ школа №59 СПБ, учитель русского языка и литературы- Мельник Светлана Георгиевна"Формирование функциональной грамотности - приоритетная задача ФГОС"Аннотация: Целью настоящей статьи явля...
![](/sites/default/files/pictures/2021/02/10/picture-1305622-1612969159.jpg)
КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности.
КЕЙС заданий для определения функциональной грамотности....
формирование функциональной грамотности на уроках географии
функциональная грамотность...
![](/sites/default/files/pictures/2024/02/12/picture-1229862-1707723503.jpg)
Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности .
Использование новых подходов в обучении школьников для развития у них навыков функциональной грамотности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/05/02/picture-787447-1462177900.jpg)
Функциональная грамотность
В работе представлены задания для обучаемых в школе, которые проверяют умения научно объяснять явления, интерпретировать научную информацию, а также задания на проведение научного исследования....
![](/sites/default/files/pictures/2023/01/15/picture-1449126-1673788476.jpg)
Математическая грамотность как составляющая функциональной грамотности.
Математическая грамотность является одной из составляющей функциональной грамотности.Данная работа наполнена примерами,источниками,ссылками для успешного использования её на семинаре для математ...