«Самореализация учащихся через участие в дистанционных олимпиадах»
статья

Асонова Светлана Сергеевна

С данным докладом я выступала на ШМО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_shmo_asonova_s.s.docx167.9 КБ

Предварительный просмотр:

 

Выступление на ШМО

Тема выступления: «Самореализация учащихся через участие в дистанционных олимпиадах»

Автор: Асонова Светлана Сергеевна, учитель математики МБОУ СОШ №9 городского округа Ступино

Московской области

 

2020

«Цель обучения ребенка состоит в том, чтобы сделать его способным развиваться дальше без помощи учителя»                                                                                                         Э. Хаббард 

Введение

Как много детей школьного возраста любят соревноваться друг с другом и как мало из них любят учиться. Поэтому педагоги и родители часто пытаются мотивировать детей на учебу, создавая вокруг них дух соперничества. Соревновательный аспект и правда может мотивировать школьника учиться лучше, но не вредит ли это ребенку?

Соревновательность и ее связь с мотивацией

Соревновательность — это присутствие конкуренции между детьми. Во времена первобытных людей соперничество играло жизненно важную роль: если ты слаб и неловок, то не успеешь первым насытиться или убежать от дикого зверя. Остаться в живых — сильная внутренняя мотивация. У современных детей такой проблемы нет, зато есть вдоволь еды, игрушек и гаджетов, а в доме всегда тепло.

Единственная забота ребенка — учиться в школе, но в тепличных условиях ему сложно проявить себя.

Поэтому атмосферу соперничества приходится создавать искусственно.

Спортивные состязания и учебные олимпиады помогают ребенку развиваться и мотивируют его быть лучше и сильнее сверстников. Но мотивация тоже бывает разная. Если родители пообещали школьнику модный смартфон за пятерку по математике — это внешняя мотивация, часто слабая и неустойчивая.

Психологи доказали, что поощрение ребенка подарками лишает его чистой радости от собственных достижений в учебе. А вот если школьнику нравится решать сложные квадратные уравнения просто потому, что ему они интересны — это внутренняя сильная мотивация.

Соревновательный момент тоже может выступать мотивацией к учебе, но здесь есть свои нюансы. Например, нередки ситуации, когда детская победа в олимпиаде или конкурсе на самом деле является предметом нездоровой конкуренции между взрослыми: родителями или учителями.

Эмоциональная мотивация

Соревновательность сама по себе хороша, если ученик получает от нее удовольствие, при этом развивает настойчивость, целеполагание, силу воли и стремление учиться дальше. Неправильные факторы мотивации — когда ребенок участвует в олимпиадах только ради чувства превосходства над сверстниками или чтобы не расстроить родителей.

Эмоциональная составляющая тоже может служить мотивацией.

Чувство победы и превосходства — сильные стимулы, особенно для школьников, не пользующихся популярностью у сверстников.

Но если при этом ребенок не получает удовольствие от самого процесса подготовки и участия в олимпиаде, это повод подумать об этой ситуации.

Сами по себе яркие эмоции во время соревнований, вне зависимости от того, положительные они или отрицательные — нормальное явление. Если рядом присутствуют взрослые, которые поддержат, похвалят или успокоят, беспокоиться не стоит.

Возможный негативный эффект эмоциональной мотивации в том, что чрезмерные переживания ученика в период олимпиад могут переходить в постоянные напряженность и стресс. Как результат — ребенок будет чувствовать себя подавленным, неудовлетворенным своими усилиями. Он может потерять нормальный сон и аппетит. Дальнейшие победы или поражения могут нарушить психоэмоциональный баланс школьника на долгое время.

Если ребенок победил

Желанием быть лучшим часто обладают будущие бизнесмены и карьеристы. Мотивация на победу позволяет школьнику совершенствовать навыки коммуникаций, самоорганизацию, планирование и системное мышление.

Обычно после победы такой ребенок чувствует гордость, радость и иногда облегчение от того, что это все закончилось. Это нормально.

А вот если юный победитель насмехается над неудачами проигравших, злорадствует, чувствуя собственное превосходство, это повод для родителей пересмотреть систему воспитания, проанализировать причины формирования такой завышенной самооценки у вашего чада.

Если ребенок проиграл

Уметь проигрывать такой же важный навык, как и стремление к победе. Достойно проигрывать может только человек с развитыми социальными навыками. Родители часто забывают о пользе периодических поражений для ребенка, стараясь избегать их всеми силами. И правда, мало какой школьник способен с достоинством признать себя побежденным. Чаще всего он получает целый букет негативных эмоций — злость, обиду и раздражение.

В семейном кругу проигравшего ребенка могут быстро увести от этого состояния, например, отвлекая сладостями или игрушками. Но во взрослой жизни такого не бывает, поэтому лучше с самого раннего детства давать малышу проживать эти эмоции по-настоящему, от начала и до конца. Конечно, не стоит забывать о вашей поддержке. Если вы видите, что ваш ребенок расстроен, обнимите его, посочувствуйте ему, расскажите какую-то подобную историю из своего детства и о том, что они чувствовали в аналогичный момент.

Из всей этой ситуации ребенок должен вынести выводы:

● Проигрывать — нормально.

● Это случается нередко.

● Он не стал хуже только оттого, что проиграл.

Любовь родителей к своему чаду вне зависимости от результатов соревнований должна оставаться стабильной.

Польза олимпиадных соревнований

Олимпиада — это учебное соревнование между школьниками, в котором дети демонстрируют свои знания по выбранному предмету. Во время подготовки к ней ребята учатся анализировать информацию, ставить перед собой цели, тренировать силу воли, стрессоустойчивость, нестандартное мышление и когнитивные навыки.

Если школьник в течении года принимает участие не в одной олимпиаде, а в нескольких, то он не только запоминает большое количество информации по учебной программе, но и развивает полезные навыки, которые остаются с ним на всю жизнь. Олимпиада оказывает крайне полезное влияние на ребенка даже в том случае, если он не оказался в числе победителей, приобретенные умения будут служить опорой в будущем.

Совокупность реакций взрослых формирует самооценку ребенка. Важно не перегнуть палку с завышенными ожиданиями или наоборот, заниженной планкой, а также поддерживать школьника во всех его начинаниях и хвалить за усердие.

Заключение

Всероссийская олимпиада школьников – самое массовое мероприятие в стране по выявлению и развитию одарённых учащихся, ежегодно в ней участвуют свыше 6 миллионов школьников. Федеральным законодательством предусмотрена льгота для призёров и победителей олимпиады – поступление в вуз без вступительных испытаний по специальности, которая соответствует профильному направлению. Весь перечень олимпиад можно увидеть на сайте Минпросвещения России https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/ 

Еще предлагаю некоторый перечень олимпиад, где ребята могут участвовать из дома

МетаШкола.
Учи.ру.
Олимпиадо.ру.(платно)
Мега-Талант.(платно)
Золотое руно, Кенгуру, Русский медвежонок за прошлые годы .
Минобр.орг.
Инфоурок.(платно)
Фактор роста.
Лисёнок.(платно)
Интехно Коровка.(платно)
Вот задачка.(платно)
Олимп 344
Солнечный свет.(платно)
Олимпиада.ру
Олимп МИФИ
МатОлимп.
Мир олимпиад.(платно)
Снейл.(платно)

Рыжий кот https://ginger-cat.ru/tvorcheskiye-konkursy (можно попробовать онлайн и бесплатно, затем приобрести наградной материал)

Список используемых источников:

Минпросвещение России  https://edu.gov.ru/activity/main_activities/olympiads/

Статья «Путь к успешной карьере: как школьные олимпиады мотивируют ребенка учиться лучше» https://letidor.ru/obrazovanie/put-k-uspeshnoi-karere-kak-shkolnye-olimpiady-motiviruyut-rebenka-uchitsya-luchshe.htm


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыка самоорганизации учащихся через педагогически целесообразное использование информационно-коммуникационных технологий

В условиях модернизации школьного образования одной из важных целей образования становится развитие у учащихся способности к самоорганизации, наличие которой определяет успешность индивида, его конкур...

ФОРМИРОВАНИЕ ПОЛИТИЧЕСКОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СМИ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

В данной статье рассматриваются вопросы формирования политической толерантности учащихся через использование СМИ, а именно газет, на уроках английского языка. Рассматриваются  определенные взгляд...

"Развитие творческого потенциала учащихся через разнообразные формы театрализованной деятельности"

В данной статье говорится об эффективности воздействия театрального творчества на личность ребенка, рассматриваются разные форматы театрализованной деятельности из опыта работы автора....

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ ЧЕРЕЗ ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ТВОРЧЕСКОГО ХАРАКТЕРА

Обобщение педагогического опыта.В моей работе с учащимися  основными являются методы творческого характера. Исследование и анализ  источника инспирации и отражение результатов в виде определ...

2.1. Результаты участия обучающихся в олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне О

2.1. Результаты участия обучающихся в  олимпиаде профессионального мастерства по специальностям СПО - подготовка победителей олимпиады профессионального мастерства на уровне ОУ....