Программа элективного курса: "Мой Выбор- профориентация школьников"
статья

Малышкин Игорь Николаевич

Первая серьёзная проблема, с которой сталкиваются школьники- выбор профессии. Программа элективного курса "Мой выбор", поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правельный выбор, соответствующий способностям и возможностям, которые предьявляются при выборе профессии к кандидату.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Программа элективного курса

«Мой выбор»

Разработал: Преподаватель ТОГАПОУ «Колледжа техники и технологии наземного транспорта им. М.С. Солнцева»

 -Малышкин И.Н.

Тамбов 2020


Пояснительная записка.

Первая серьёзная жизненная проблема, с которой сталкиваются старшеклассники, – выбор будущей профессии.

Вопрос профессионального самоопределения начинает осознаваться учащимися уже в 14-15 лет. Согласно исследованиям лишь 10-15% учащихся имеют твёрдые профессиональные намерения. Примерно столько же вообще не задумываются о своих профессиональных планах. Около 70% не имеют чёткой позиции, сомневаются в выборе. Кроме того, статистика насчитывает около 50 тысяч профессий. Самостоятельно довольно трудно сориентироваться в таком огромном мире профессий. Тем более что чуть ли не каждый год появляются новые и исчезают старые, стираются границы между многими из них, а некоторые постоянно делятся, дробятся.

Программа элективного курса по профориентации «Мой выбор» поможет старшекласснику сориентироваться и сделать правильный выбор, соответствующий способностям, возможностям, ценностным установкам и требованиям, которые предъявляют профессии к личности кандидата.

Данная программа основывается на программах предпрофильной подготовки Е.А. Климова «Курс занятий по профориентации “Мои профессиональные намерения”» и Г.В. Резапкиной «Психология и выбор профессии».

Цель программы: актуализировать процесс профессионального самоопределения учащихся за счёт специальной организации их деятельности, включающей получение знаний о себе и о мире профессионального труда.

Задачи:

  1. Расширить представления учащихся о современном «рынке профессий».
  2. Сформировать умение соотносить свои интересы и способности с требованиями, выдвигаемыми выбранной профессией.
  3. Сформировать положительное отношение к себе, осознание своей индивидуальности применительно к реализации себя в будущей профессии.
  4. Ознакомить учащихся с правилами и способами получения профессии.

Элективный курс «Мой выбор» состоит из теоретической и практической части. Теоретическая включает изучение образа «Я», мира труда и профессий. Практическая часть представлена в виде тестирования, практических занятий по курсу с использованием надёжных методик, деловых и ролевых игр, проблемно-поисковых задач, элементов исследовательской и проектной деятельности. Результаты диагностики могут учитываться при формировании профильных классов.

Формы организации деятельности: программа ориентирована на учащихся 9-х классов; реализовывается в течение всего учебного года. Регулярность занятий – 1 раз в неделю.

Общее количество часов – 34.

Ожидаемые результаты:

  1. формирование знаний учащихся о специфике современного рынка труда и его развитии;
  2. формирование у учащихся адекватных представлений о себе и своём профессиональном соответствии;
  3. принятие учащимися осознанного решения о профессиональном выборе направления дальнейшего обучения;
  4. создание условий для повышения готовности подростков к социально-профессиональному самоопределению.

Основные принципы работы:

  1. Принцип активности участников группы: в ходе занятий учащиеся постоянно вовлекаются в различные действия – обсуждение ситуаций, выполнение специальных устных и письменных упражнений и т.д.
  2. Принцип исследовательской позиции.
  3. Принцип сотрудничества, понимаемый как включённость каждого участника группы в совместную работу по выполнению того или иного задания.
  4. Принцип возрастного соответствия применяемых приёмов и процедур.

Учебно-тематический план элективного курса «Мой выбор»

Тема занятия

Количество часов

Многообразие мира профессий.

1

Выбор и моделирование профессии.

1

Формула выбора профессии «Хочу-могу-надо»

1

Интересы и выбор профессии («хочу»)

2

Классификация профессий по Е.А. Климову.

2

Склонности и профессиональная направленность («могу»).

1

Мотивы выбора профессии.

1

Профессиональный тип личности.

1

Темперамент и выбор профессии

2

Способности и выбор профессии.

3

Социальные проблемы труда («надо»).

1

Анализ профессий. Современный рынок труда и его требования к профессионалу.

2

Профессии «человек-человек».

2

Профессии «человек – знаковая система».

2

Профессии «человек – техника».

1

Профессии «человек – художественный образ».

1

Профессии «человек – природа».

1

Профессиональные стереотипы.

1

Ошибки при выборе профессии.

1

Профориентационная игра «Что? Где? Когда?»

2

Построение профессиональной перспективы. Составление резюме при приёме на работу.

2

Профориентационная игра «Вакансия».

2

Заключительное занятие.

1

Общее количество часов

34


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рукоделие: вышивка шелковыми лентами (ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ 9-11 лет)

В программу  курса вошла технология работы с шелковыми лентами, использование которой может варьировать в зависимости от конкретных запросов учащихся. В дальнейшем решение этой задачи поможет формиров...

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов по настольному теннису

Программа предназначена для углубленного освоения игры в настольный теннис, может применяться в школах со спортивным уклоном, а также в общеобразовательных школах. Курс рассчитан на 360 часов....

Программа элективных курсов для 11 класса

Решение нестандартных задач...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА Терминология в профессии «Автомеханик» ( учебный курс для учащихся 1-2 курсов ОУ СПО, 16 часов)

Данный элективный курс «Терминология в профессии “Автомеханик”» составлен для учащихся образовательных учреждений начального профессионального образования , которые выбрали профессию автомеханика и хо...

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций

Методические рекомендации по изучению учебного предмета «Элективный курс: основы выбора профессии». Курс лекций...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...