Методические рекомендации по выполнению практических работ. Раздел "Духовная сфера общества"
методическая разработка

Методические рекомендации по выполнению практических работ, помогут преподавателям при организации и проведению практических работ по дисциплине ОУД.12 Обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii_dlya_pr_ssz.docx47.15 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

Раздел: «Духовная подсистема общества»

по  дисциплине

ОУД.12 ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ

для  специальностей

15.02.08 Технология машиностроения

15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, cистем и агрегатов автомобилей

Пояснительная записка

Учебное пособие для проведения практических работ по учебной дисциплине  ОУД.12 Обществознание  составлено  на основе рабочей программы по данной дисциплине и предназначено для обучающихся всех специальностей,  программы которых реализуются  в колледже:

15.02.08 Технология машиностроения

15.02.10 Мехатроника и мобильная робототехника (по отраслям)

15.02.12 Монтаж, техническое обслуживание и ремонт промышленного оборудования (по отраслям)

15.02.14 Оснащение средствами автоматизации технологических процессов и производств (по отраслям)

23.02.04 Техническая эксплуатация подъёмно – транспортных, строительных, дорожных машин и оборудования (по отраслям)

23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, cистем и агрегатов автомобилей

Целью практических работ является овладение  знаниями, умениями и навыками по  учебной дисциплине «Обществознание». В результате выполнения практических работ формируются:

• умения поиска оптимальных вариантов ответов, решений;

• навыки учебного исследования;

• самостоятельность, ответственность;

• творчество, инициативность, уверенность;

•навыки работы с учебником, классическими первоисточниками, современной учебной и научной литературой, а так же Интернетом.

        Практические работы содержат открытые вопросы, структурно-логические сетки, ситуации и таблицы. Для выполнения практических работ обучающиеся должны использовать учебники, нормативно-правовые акты и дополнительную информацию. При выполнении практической работы обучающийся должен внимательно ознакомиться с заданиями. На основании изученной информации обучающийся должен определить набор заданий, составить план своей самостоятельной работы  и выбрать информационные источники.

Практические работы чередуются с теоретическими в процессе изучения соответствующих разделов и тем учебной  дисциплины. Работы выполняются по предложенным заданиям в рабочих тетрадях в рамках учебного времени. В соответствии с задачами формирования необходимых компетенций,  выполнение обучающимися практических работ позволяет им понять, где и когда изучаемые теоретические положения и практические умения могут быть использованы в будущей практической деятельности.  

В пособии по каждой практической работе имеется теоретическая часть, с необходимыми  для выполнения работы аналитическими текстами, системой вопросов и заданий к ним. Практические задания органично сочетаются с теоретическими знаниями.

Перед выполнением обучающимися практической работы преподаватель проводит инструктаж по выполнению задания, который включает цель задания, его содержание, сроки выполнения, ориентировочный объем работы, основные требования к результатам работы, критерии оценки. В процессе инструктажа преподаватель предупреждает обучающихся о возможных типичных ошибках, встречающихся при выполнении задания.                 

        Настоящее пособие содержит материалы, которые способствуют развитию творческой и исследовательской деятельности и направлены на формирование общих и профессиональных компетенций.

Использование данного методического пособия в образовательном процессе обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

личностных:

- сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню   развития  общественной науки и практики;

- гражданская позиция в качестве активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок;

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми;

- готовность и способность к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

- осознанное отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем;

метапредметных:

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения;

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности в сфере общественных наук, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

- готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, включая умение ориентироваться в различных источниках социально-правовой и экономической информации;

- владение языковыми средствами: умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения;

предметных:

- сформированность знаний об обществе как целостной развивающейся системе в единстве и взаимодействии его основных сфер и институтов;

- владение базовым понятийным аппаратом социальных наук;

- владение умениями выявлять причинно-следственные, функциональные, иерархические и другие связи социальных объектов и процессов;

- владение умениями применять полученные знания в повседневной жизни, прогнозировать последствия принимаемых решений.

Критериями оценки результатов практической работы обучающихся являются:

- уровень освоения обучающимся учебного материала;

- умение обучающегося использовать теоретические знания при выполнении практических задач;

- сформированность общеучебных умений;

- обоснованность и четкость изложения ответа;

- оформление материала в соответствии с требованиями

ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

№п/п

Название практического занятия

Кол-во часов

Практическая работа № 1 «Виды деятельности»

1

Практическая работа № 2 «Проблема познаваемости мира»

1

Практическая работа № 3«Многообразие  культур»

1

Практическая работа № 4 «Искусство и его роль в жизни людей»

1

Практическая работа № 5 «Основные институты общества»

1

Практическая работа № 6 «Общество и природа»

2

Практическая работа № 7 «Особенности современного мира»

1

ИТОГО

7

Практическая работа № 1

Тема: «Виды деятельности»

Цель работы: с помощью текста учебника выяснить многообразие конкретных видов деятельности людей, охарактеризовать виды деятельности  и занести знания в таблицу

Оборудование:

 1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом  учебника §1.3 с.24-34

2. Проанализируйте  текст;

3. Заполните таблицу «Виды деятельности» (2 б.)

Вид деятельности

Характеристика деятельности

4. Ответьте на вопросы:

1) Охарактеризуйте понятия: профессия, специальность, квалификация. (1 б.)

2) Что такое профессиональное самоопределение? (1 б.)

3) В чём состоят различия труда и игры? (1 б.)

Практическая работа № 2

Тема: «Проблема познаваемости мира»

Цель работы:

  • Проанализировать предложенный текст и выяснить в чём состоит проблема познаваемости мира, основные формы познания;
  • Выявить особенности чувственного и рационального познания;
  • Выяснить, что такое истина, её критерии, в  чём состоят особенности научного познания

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1. Ознакомьтесь с текстовым материалом  учебника § 1.5 с.49-60

2. Проанализируйте  текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы:

1) Дайте определение термину «познание». (1 б.)

2) Какие виды познания существуют? Дайте им характеристику. (2 б.)

3) Что такое истина? Объясните понятие «объективная истина». (1 б.)

4) В чём состоит различие относительной и абсолютной истины? (1 б.)

Практическая работа №3

Тема: «Многообразие  культур»

Цель работы: Выяснить какие типы культуры выделяют культурологи, в чём состоят их особенности

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом  учебника § 2.1 с.143-151

2. Проанализируйте  текст;

3. Заполните  сравнительную таблицу: «Многообразие культур» (3 б.)

Вид культуры

Характеристика культуры

Народная

Элитарная

Массовая

4. Ответьте на поставленные вопросы:

1) Дайте определения терминам «субкультура» и «контркультура». Приведите примеры их проявления. (1 б.)

2) В чём состоят государственные гарантии свободы доступа к культурным

 ценностям? (1 б.)

Практическая работа № 4

«Искусство и его роль в жизни людей»

Цель работы: с помощью текста, выяснить, какие виды искусства существуют в мире, на основании чего их классифицируют; какие направления искусства обучающиеся знают из курсов истории и литературы

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

 Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом;

2. Проанализируйте  текст;

3. Ответьте на поставленные вопросы

Виды искусства

Искусство проявляет себя в огромном разнообразии отдельных видов художественного творчества. Причем их количество со временем лишь увеличивается. Так человек прошел путь от наскальных рисунков и несложных музыкальных инструментов до кинематографа со всеми его спецэффектами и электронных музыкальных агрегатов.

В качестве отдельных видов искусства мы имеем дело с литературой, живописью, скульптурой, архитектурой, музыкой, театром, кино и т. д. Их различают в зависимости от того, какими средствами и способами создается художественный образ. Так, например, в литературе эстетическое осознание действительности осуществляется посредством слова, в живописи — через зрительные образы, в скульптуре — через объемно-пространственные формы, в музыке — через звукоинтонации и т. д.

Множество разнообразных видов искусства объединяют в отдельные группы на основе различных критериев. Многие ученые выделяют пространственные и временные виды. Произведения пространственных искусств (живопись, скульптура, архитектура и др.) занимают определенную часть пространства, не меняются во времени и не находятся   в   движении.   Произведения   же   временных   искусств   (литература,   музыка,   театр   и   др.),   напротив, меняются на протяжении того времени, пока ими наслаждается зритель или слушатель. В театре развивается сюжет пьесы, меняются декорации и мизансцены, в музыке одна тема сменяет другую, в литературном произведении перед мысленным взором читателя проходят события и персонажи, придуманные автором.

Однако это далеко не единственный способ классифицировать виды искусства. Их делят и с точки зрения участия языка или речи как средства художественного самовыражения на: речевые и изобразительные. Кроме того, виды искусства можно подразделять в зависимости от того, какой способ восприятия преобладает в процессе их создания и потребления. В соответствии с этим их делят на: зрительные и слуховые.

Конечно же, подобные классификации достаточно условны, поскольку в их рамки укладываются далеко не все виды искусства. Так, театр впитал в себя литературу, актерское мастерство, живопись и музыку, его действие разворачивается в пространстве и времени, он пользуется речевыми и изобразительными средствами, в его восприятии задействованы и зрение и слух. А каким образом можно классифицировать, скажем, балет, цирк, дизайн или моду?

Искусства,  которые стремятся объединить в себе достижения других видов, часто называют синтетическими. Их количество стремительно растет вместе с развитием техники. Достаточно назвать такие сравнительно молодые виды искусства,  как фотография,  кино и мультипликация, как станет  понятным плодотворное  влияние техники на развитие искусств.  Это содружество становится причиной рождения совершенно новых видов художественного творчества, стремящихся совместить в себе, казалось бы, мало подходящие друг другу вещи. Например, в начале XX в. русским композитором А. Н. Скрябиным была предпринята попытка создать органический синтез мелодии и светоцветовых эффектов, когда музыкальной гамме соответствует определенная гамма цветов. Было создано специальное оптофоническое пианино, которое вместе со звуком выдавало на экран определенную цветовую форму. Эта идея получила признание уже после Второй мировой войны и теперь известна под названием светомузыки.

  Кроме многочисленных видов, искусство существует в огромном разнообразии направлений, течений и стилей, которые формируют исторически сложившиеся общие художественные признаки в том или ином виде искусства или в нескольких видах одновременно. Многие исторические направления искусства вы уже знаете из курсов истории и литературы — это романский и готический стили, барокко, классицизм, романтизм, реализм и т. д. В современном мире, в отличие от того, как это было раньше, нет одного главенствующего стиля или направления в искусстве. Существует конгломерат самых различных течений, переплетающихся и спорящих друг с другом,— модернизм, экспрессионизм,   авангардизм,   абстракционизм,   сюрреализм, постмодернизм и т. п. Различие их в том, насколько приближенные к реальности образы они используют для передачи собственного видения мира. Например, в живописи эти отношения с действительностью простираются от фотографически точных изображений до совершенно условных комбинаций геометрических фигур. Подобная ситуация  в  искусстве  дает  возможность  художнику  наиболее полно и разнообразно выразить себя и является показателем свободы художественного творчества.

Вопросы к тексту:

  1. Какие вы знаете виды искусств?
  2. На основании чего их различают?
  3. Каким образом классифицируют виды искусств?
  4. Что такое синтетические искусства?
  5. Назовите направления, течения и стили, которые сформировались в том или ином виде искусства.

Практическая работа № 5

Тема: «Основные институты общества, их функции»

Цель работы: выявить основные социальные институты общества, дать им          характеристику.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника  § 1.7 с.81-84.

2. Проанализируйте  текст.

3. Ответьте на вопросы:

1) Из каких элементов состоит структура общества?(2 б.)

2)Что такое социальный институт? (1 б.)

3) Назовите и охарактеризуйте институты общества. (2 б.)

Практическая работа № 6

«Общество и природа»

Цель работы: выяснить в чём состоит взаимосвязь общества и природы, как организована охрана природы в России.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника  § 1.7 с.81-84.

2. Проанализируйте  текст.

3. Ответьте на вопросы:

1) Что понимают под словом «природа»? (1 б.)

2) В чём состоит взаимосвязь человека  и природы?(1 б.)

3) Почему со становлением индустриального общества  воздействие человека на природу усилилось? (1 б.)

4) Что такое экологическое законодательство? Какими документами оно представлено в России? (2 б.)

4. Дайте развёрнутый ответ.

Защита природы – дело не только государства, но и каждого человека. Как каждый из нас может способствовать охране природы? (отдельная оценка)

Практическая работа № 7

«Особенности современного мира»

Цель работы: выяснить, что такое глобализация, её характерные черты, какие существуют глобальные проблемы в современности, в чём причина их возникновения.

Оборудование:

1.Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. – М., Издательский центр "Академия", 2016.- 528 С.

2. Рабочая тетрадь

Ход работы:

1.Ознакомьтесь с текстовым материалом учебника  § 1.10

2. Проанализируйте  текст.

3. Ответьте на вопросы:

1) Объясните понятия «однополюсный мир» и «многополюсный мир». (1 б.)

2) Что такое глобализация? Как она проявляется в современном мире? (2 б.)

3) Каковы характерные черты глобализации? (1 б.)

4) Назовите глобальные проблемы современности. (1 б.)

5) В чём состоят причины глобальных проблем? (1 б.)

Перечень рекомендуемых учебных изданий:

1. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей: учебник. — М., 2018.

2. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Практикум. — М., 2014.

3. Важенин А.Г. Обществознание для профессий и специальностей технического, естественно - научного, гуманитарного профилей. Контрольные задания. — М., 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические рекомендации по выполнению практических работ по МДК.04.01 "Выполнение работ по профессии Агент коммерческий"

В методическом пособии приводится пояснительная записка, тематический план междисциплинарного курса, правила выполнения практических работ, содержание практических работ и список рекомендуемой литерат...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ.05 Выполнение работ с прикладным программным обеспечением

Методические рекомендации могут быть использованы студентами при изучении междисциплинарного курса МДК.05.01 «Технология использования прикладного программного обеспечения персонального компьюте...

Инженерная графика. 2 курс. Методические рекомендации к выполнению практической работы №56-57. Выполнение чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия, состоящего из 4-8 деталей, с выполнением аксонометрического изображения одной из них

Освоение порядка по составлению чертежей деталей (деталирование) по сборочному чертежу изделия. Построение чертежа детали (деталирование) по сборочному чертежу изделия...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся по специальности 46.02.01Документационное обеспечение управл

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ПМ 03. Выполнение работ по профессии 26353 Секретарь-машинистка; МДК 03.02 Документы, корреспонденция, делопроизводство для обучающихся...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по выполнению практических работ по профессиональному модулю ПМ.03 Выполнение каменных работ», программы подготовки по профессии 08.01.07 «Мастер общестроительных работ» квалификации Каменщик, электросварщик ручной сварки

Методические указания предназначены для проведения практических работ по междисциплинарному курсу МДК. 03.01.Технология выполнения каменных работ ПМ.03.  Выполнение каменных работ....