Статья: Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии "Художник по костюму"
статья

Захарова Ольга Николаевна

Статья на тему: Развитие общих компетенций на уроках учебной практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx16.77 КБ

Предварительный просмотр:

Статья

Развитие общих компетенций на уроках учебной практики по профессии

«Художник по костюму»

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Под компетенцией в ФГОС понимается способность применять знания, умения, личностные качества и практический опыт для успешной деятельности в определенной области.

Понятие «компетенция» относится к области умений, а не знаний. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетенция не сводится ни к знаниям, ни к навыкам; быть компетентным – не означает быть ученым или образованным. Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетенций дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Учебная практика является обязательной частью основной профессиональной подготовки. Целью практики обучающихся является развитие практических навыков и умений, а также формирование компетенций обучающихся в процессе выполнения определенных видов работ, связанных с будущей профессиональной деятельностью. Практика направлена на обеспечение непрерывности и последовательности овладения обучающимися профессиональной деятельностью в соответствии с требованиями к уровню подготовки выпускника и формирование общекультурных компетенций.

Учебная практика направлена на формирование у обучающихся следующих общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК 3. Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК 4. Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК 5.  Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6.  Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами.

ОК 7. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Для освоения этих компетенций в структуру образовательной программы включены модули обучения, направленные на формирование готовности к выполнению набора конкретных трудовых функций и универсальных учебных действий.

Необходимо подчеркнуть, что каждый модуль предусматривает формирование как профессиональных, так и общих компетенций, включающих в себя определенный уровень готовности к принятию решений, использованию интерпретации информации и т.д.

С первого дня занятий учебной практики с обучающимися и студентами проводится ежедневное инструктирование на вводном инструктаже. Обучающиеся и студенты приучаются к порядку, у них формируются необходимые в будущей самостоятельной деятельности аккуратность, организованность, собранность, дисциплина труда. 

Учитывая индивидуальные особенности каждого обучающегося и студента, производиться показ приёмов работы, при необходимости осуществляется повтор показа приёмов работы (может быть и неоднократный повтор - в зависимости от того, каковы особенности восприятия данного показа у обучающихся и студентов), а также, применяются различные технологии и методы обучения.

На уроках учебной практики у студентов формируются умения и навыки на основе тех знаний, которые они получают в процессе теоретического обучения. Студенты на учебной практике получают возможность реализовать свои профессиональные знания и умения, применять неординарные решения, творчески подходить к изготовлению и декорированию изделий, а также, учатся устанавливать правильные взаимоотношения в коллективной работе.

    Обладая данными компетенциями, обучающиеся смогут свободно и самостоятельно выбирать цели и средства различных видов деятельности, управлять своей деятельностью, одновременно совершенствуя и развивая свои способности к ее осуществлению.

Конечная цель формирования общих компетенций – выпуск специалиста, способного адаптироваться в социальном мире. Но как помочь студенту стать компетентным? Как их формировать? Какие критерии определят степень их сформированности? Наверное, такие вопросы задает себе каждый думающий и ищущий ответы педагог.

Результата, определенного ФГОС можно добиться лишь при использовании новых инновационных технологий, которые направлены на необходимость мыслительной деятельности и коммуникативности, где преподаватель выступает как сценарист, режиссер, партнер. Общие компетенции формируются лишь в опыте собственной деятельности, поэтому считается правильным организовывать урок учебной практики таким образом, чтобы студент оказывался в ситуациях, способствующих их становлению, чтобы его познавательная активность мотивировала выработку личностного знания.

В заключении можно сказать, что мастер производственного обучения, проводя работу по формированию ключевых компетенций на своих уроках, должен, прежде всего, начинать с себя. Современный педагог должен обладать большим жизненным опытом, научными знаниями, быть инициативной и творческой личностью. Это необходимо, чтобы выработать достаточно высокую компетентность в передаче знаний обучающимся, которые могли бы применить полученные знания в жизни.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Театрализованное представление Итоговое практическое занятие по профессии «Повар» с элементами педагогической технологии - формирование профессиональных и общих компетенций. Тема урока: «Праздник русской кухни»

         Повар сегодня должен быть творческой личностью. В своей  работе я  использую метод проектов,  которые помогают решать задачи по активизаци...

Методы и формы проведения оценки общих компетенций на уроках иностранного языка.

Применяемые технологии для формирования общих компетенций, методы и формы проведения оценки этих компетенций на уроках иностранного языка....

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ ЧЕРЕЗ ГРУППОВЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ

Еще в  1988-1990г.г. на курсах повышения квалификации по теме «Коллективный способ обучения» в Красноярском  институте  усовершенствования учителей (ныне институт повышения квалификации...

Статья "Развитие творческой компетенции при организации исследовательской деятельности в рамках изучения дисциплины «Математика»"

ГБОУ  СПО  « Брянский техникум питания и торговли» главной своей задачей считает подготовку высококвалифицированных конкурентно способных специалистов в сфере торговли и общественного питани...

Информационно-коммуникационная технология как средство формирования и развития общих компетенций

Данный материал посвящен использованию на уроках технологии приготовления продукции питания информационно-коммуникационной технологии для формирования и развития у учащихся общих компетенций....

Развитие общих компетенций при изучении дисциплин профессионального цикла по специальности "Товароведение и экспертиза качества потребительских товаров"

Бурное развитие сферы обслуживания в последние десятилетия заставляет обращать особое внимание на ход и качество подготовки будущих специалистов торговли и предприятий сервиса, в том числе и в звене с...