Развитие критического мышления на уроках английского языка
материал

Хомустахова Юлия Геннадьевна

В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильность, самостоятельность в принятии решений по вопросам профессиональной деятельности, непрерывное саморазвитие. Это означает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения, при которых знание может быть полноценным при включении его в механизмы развития личности в целом. Проблема развития стиля критического мышления представляется одной из самых актуальных в современной педагогике, что обусловлено развитием информационного пространства и новых знаний, требующих критической оценки и осмысления. После того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что рамки формального образования ограничивают формирование этих жизненно важных качеств, по большей части они формируются в условиях реальных жизненных ситуаций. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет формировать данные качества - это технология развития критического мышления. Мышление такого уровня требует умения определять приоритеты, принятия индивидуальной ответственности, наличия культуры работы с информацией. Технология развития критического мышления способствует достижению такого уровня, так как учит ставить вопросы, ранжировать информацию, аргументировать свою точку зрения и оценивать результаты своей деятельности. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ  АВТОНОМНОЕ ПРОФЕССЕИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ САХА (ЯКУТИЯ) «АЛДАНСКИЙ ПОЛИТЕХНИКУМ»

Развитие критического мышления на уроках английского языка

Выполнила:

Хомустахова Юлия Геннадьевна

преподаватель английского языка

Содержание

Введение …………………………………………………………………………….. 2 стр.

Актуальность ……………………………………………………………………….. 3 – 4 стр.

Развитие критического мышления на уроках английского языка ……………… 5 – 10 стр.

Выводы ……………………………………………………………………………… 11 стр.

Список литературы ………………………………………………………………… 12 стр.


Введение.

В условиях современного общества с постоянно нарастающим потоком и повышенной роли информационного пространства изменяются и требования, предъявляемые к специалисту любого звена, это – мобильность, самостоятельность в принятии решений по вопросам профессиональной деятельности, непрерывное саморазвитие. Это означает принципиальное изменение педагогических и методических подходов к процессу обучения, при которых знание может быть полноценным при включении его в механизмы развития личности в целом. Проблема развития стиля критического мышления представляется одной из самых актуальных в современной педагогике, что обусловлено развитием информационного пространства и новых знаний, требующих критической оценки и осмысления. После того как человек достигает определенного уровня логического мышления и базовой эрудиции, другие факторы берут на себя роль главенствующих в определении меры его успеха в жизни, а именно: креативность, инновационное мышление, практический и социальный интеллект. Важно отметить, что рамки формального образования ограничивают формирование этих жизненно важных качеств, по большей части они формируются в условиях реальных жизненных ситуаций. Одна из интереснейших современных технологий в сфере образования, которая позволяет формировать данные качества - это технология развития критического мышления. Мышление такого уровня требует умения определять приоритеты, принятия индивидуальной ответственности, наличия культуры работы с информацией. Технология развития критического мышления способствует достижению такого уровня, так как учит ставить вопросы, ранжировать информацию, аргументировать свою точку зрения и оценивать результаты своей деятельности. Развитие мыслительных компетенций  - необходимое условие для эффективного развития социального, научного и практического интеллекта будущего специалиста.

Формирование критического мышления у учащихся ссуза позволяет будущим специалистам гибко адаптироваться в современном информационном пространстве, а умение понять и анализировать информацию на иностранном языке позволяет достичь этой цели. 

Актуальность использования технологий развития критического мышления.

 Под критическим мышлением в обучающей деятельности понимают совокупность качеств и умений, обусловливающих высокий уровень исследовательской культуры студента и преподавателя, а также “мышление оценочное, рефлексивное”, для которого знание является не конечной, а отправной точкой, аргументированное и логическое мышление, которое базируется на личном опыте и проверенных фактах. На уроках английского языка использование данной технологии  приучает работать самостоятельно с различными источниками, находить и систематизировать информацию. Многие думают, что в этом нет ничего необычного. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни, по большому счету высокий уровень мышления способствует формированию высокий уровня жизни. Аналитическое мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться. В специальных психолого-педагогических исследованиях критическое мышление изучается давно: в трудах швейцарского ученого Жана Пиаже, американского психолога, исследовавшего когнитивные процессы Джерома Брунера. Английских ученых Джуди А. Брауса, Дэвида Вуда, крупнейшего отечественного психолога Л. С. Выготского. Развитие творческой личности в условиях современного общества потребления, ориентированного на потребителя готовых материальных и духовных продуктов, представляет собой актуальную, но трудно решаемую педагогическую проблему. Самоидентификация, как личностная, так и профессиональная, невозможна без критического отношения к анализу собственных мыслей и поступков, также невозможно ответственное отношение к собственной жизни, окружающим людям и обществу, государству в целом. Таким образом, наличие критического стиля мышления можно считать базовой основой для формирования мировоззрения, то есть совокупности взглядов, оценок и принципов отношения к миру, людям, собственной жизненной позиции и программы поведения. Выработка критического стиля мышления предполагает формирование рефлексивно-оценочной деятельности. Рефлексия и есть условие и средство профессионального и личностного саморазвития. В широком практическом смысле, по мнению А. А. Бизяевой, «рефлексия рассматривается как способность человека к самоанализу, осмыслению и переосмыслению своих предметно-социальных отношений с окружающим миром и представляет собой необходимую составную часть развитого интеллекта». Важно отметить, что рефлексивная культура направлена на развитие возможностей и способов профессионально-творческой реализации, так как помогает по-другому осмысливать и преодолевать проблемные ситуации, обретать новые ценности и смыслы, разрешать внутри личностные конфликты. В данной педагогической технологии интегрированы идеи и методы группового, проблемного и развивающего обучения. Проект, предложенный американскими учеными Ч. Темпл, К. Мередит, Д. Стилл, первоначально носил название «Чтение и письмо для развития критического мышления». После адаптации в российских школах модель получила название «Технология развития критического мышления»

Специалисты гуманитарного профиля постоянно живут в мире слов, в то время как специалисты технического и естественного профиля чаще обращаются к предметному, конкретному миру вещей и чисел. Студенты ссуза, как правило, социально незрелые личности, которые нуждаются в постоянной опеке, и сами преподаватели неосознанно ставят планку, ограничивая уровень, до которого учащийся может развить свои личные качества, такие как ответственность, инициативность, самостоятельность, критичность мышления. Учащиеся быстро адаптируются к заниженным требованиям и внутренне ее принимают. В таких условиях способности учащихся не только не развиваются, но и в какой-то степени деградируют. Учеба в техническом ссузе отстает от гуманитарных направлений подготовки и представляется более консервативной  в формах, методах и средствах обучения. Формирование критического мышления  часто мешают шаблонные, стереотипные дидактические средства, которые нацелены на механическое заучивание. Приемы, используемые в технологии развития критического мышления, многофункциональны и могут быть использованы на разных этапах учебного процесса. Гуманитарные предметы в этом плане призваны развить продуктивное абстрактное мышление, ориентированное на развитие познавательных и творческих интересов.

Таким образом, актуальность использования технологии развития критического мышления заключается в следующем:

- неумение применять полученные учащимися в школе знания и умения в реальных жизненных ситуациях;

- отсутствие мотивации учащихся к познавательной деятельности, к поиску пути к цели в поле информации и коммуникации;

- недостаточный уровень индивидуальной культуры работы с информацией;

- неумение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них;

- неумение учащихся определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни

- недостаточный уровень культуры диалога в совместной деятельности;

3. Развитие критического мышления учащихся на уроке английского языка.

         Уроки иностранного языка способствуют развитию критического мышления благодаря разнообразному материалу и интерактивным подходам. Известно много приёмов и методов формирования критического мышления: инсерт (система записи для эффективного чтения и размышления – маркировка текста – у - +?) мозговой штурм, групповая дискуссия, чтение с остановками и вопросы Блума, кластеры, синквейн, продвинутая лекция, эссе, метод вживания и метод гипотез, перепутанные логические цепочки, взаимоопрос и др. Не важен набор и последовательность приёмов. Для развития и обучения критическому мышлению необязательно посвящать этому целый урок, данные обучающие стратегии можно внедрять как элементы в виде небольших заданий в канву каждого урока. Они снимают напряжение с учащихся, которые приобретают опыт креативной деятельности, эмоционально-ценностного отношения к действительности развивают фантазию и воображение.  Можно использовать те приёмы, к которым привык преподаватель. Главное, чтобы они способствовали достижению основных целей, которые он  ставит учитель.

  1. «Умники и умницы». Задание развивает познавательную мотивацию, расширяет общий кругозор, умение находить и ранжировать нужную информацию. Подходит для разных уровней подготовки, но требует тщательного отбора. Пример для начального уровня:
  1. Where is Mount Everest? (Nepal/Tibet border)
  2. How high is Mount Everest? (8, 848 meters)
  3. Where do anteaters live? (South America)
  4. What is the capital city of Uruguay? (Montervideo)
  5. Where does the two-humped camel live? (The two-humped camel lives in the Central Asian Steppes)
  6. What are the differences between African and Indian elephants? (The African elephants has larger ears and longer back legs)
  7. Where is the Eifel Tower? Which country and which city? (France/Paris)
  8. What is the official language of Chile? (Spanish)
  9. What are the colours of the French flag? (Red, white and blue)
  10. What colour do you add to blue in order to make purple? (Red)
  11. Which is the longest river in the world? (The Amazon and the Nile are about the same length)
  12. Which is the highest waterfall in the world? (Salto Angel in Venezuela – 979 metres)
  13. Which river flows through London? (The Thames)
  14. What is SOS in the international Morse code? (- - - )
  15. Where is the Sea of Tranquility? (The Moon)
  16. Who invented gunpowder? (It was probably invented in China in about 1160)
  17. Who wrote King Lear, Macbeth and Romeo and Juliet? (William Shakespeare)
  18. What do English-speaking people often say when they are being photographed? (“Cheese!”)
  19. What is the boiling point of water? (100° centigrade)
  20. What are the first six  letters on the top row of most keyboard in the world? (QWERTY)

Как один из вариантов проведения – попросить каждого учащегося составить самому, по меньшей мере, три вопроса с ответами, дав ссылку на эти факты. Использовать в дальнейшем для проведения следующей викторины.

  1. «Категории». Задание развивает логическое мышление, умение ранжировать информацию, расширяет лексический запас. Учащиеся рисуют две, три, колонки с обобщающим названием для каждой, например, еда, предметы быта, напитки. После каждого продиктованного слова необходимо записать или поставить крестик в соответствующей колонке. Затем результаты проверяются. Примеры для начального уровня:

Food, drink, objects: tea, apple, sofa, potato, bookcase, chair, milk, rice, table, door, pasta, matchbox, water, meat, bread, coffee, house, flower.

Round, square: sun, book, window, ball, moon, blackboard, ring, wheel, television, desk.

Land, sea, air: cloud, earth, rain, fish, tree, wave, fog, sky, field, ship, mountain, road, wind, fish.

  1. «Ключевое слово». В задании использован метод конструирования понятий, умения вывести из частного общее. По изученной теме предлагается ряд глаголов и существительных, которые можно соотнести с определенным термином или понятием. Полученные словосочетания затем прорабатываются в предложения и устных высказываниях. В этом задании закрепляется лексический материал по определенным темам. Например, по теме «Транспорт»:

Car   bus   petrol   plane   airport   train   taxi   ferry   bike   lorry

  1. ….. run for, get on, get off, miss (bus, train)
  2. …… fall off, get on, hire, ride (bike)
  3. …… board, sale, take (ferry)
  4. …… get into, get out of, hire, park (car)
  5. …… drive, load, carry(things) (lorry)
  6. …… express, catch, change, get on, miss (train)
  7. …… call, drive, hail, share (taxi)
  8. …… be stuck at, circle, close (airport)
  9. …… board, catch, crash, fly (plane)
  10. …… fill up with, run on, price of (petrol)

  1. «Удивительные факты». Данное задание на развитие аудирования и говорения занимает не более пяти минут, а также направлено на самостоятельный поиск информации. Преподаватель или сами студенты по своей инициативе информируют остальных учащихся о каком-нибудь интересном факте, взятом из достоверного источника (например, из Книги рекордов Гиннеса, статистическая или научная информация). Например:

Antarctica is drier than the Sahara Desert.

Fair beards grow faster than dark beards.

The most common first name in the world is Mohamed.

  1. «Ассоциации» - обучающая стратегия, которая побуждает к размышлениям, к обмену мнениями по той или иной теме. Приемы работы по стратегии «ассоциации» заключаются в следующем: ключевое слово или фраза пишется в центре листа бумаги или как заглавие на доске. Затем учащимся предлагается в течение 5-7 минут вспомнить слова или фразы, которые приходят на ум по выбранной теме.
    Озвучивается столько идей, сколько приходит на ум в зависимости от языковой подготовки, пока не закончится установленное время. Ассоциации – очень гибкая стратегия. Их можно выполнять индивидуально или в группах. Этот прием можно использовать как способ обобщения ранее изученного материала как лексического, так и грамматического. Он позволяет учащимся расширить лексический словарь по той или иной теме, лучше усвоить грамматическое явление, развивать коммуникативные умения. Например:

  1. «Прилагательные и существительные». Развивает абстрактное мышление. Учащиеся предлагают словосочетания на английском языке, состоящие из прилагательного и существительного, если они испытывают затруднения, можно предложить свои варианты. После этого прилагательные записываются на доске в левой колонке, а существительные в правой. Например:

a rainy                                    day

a red                                       apple

a naughty                                 child

a shiny                                     face

a tidy                                       room

a difficult                                 problem

a brilliant                                 student  

a black                                     cat    

Попросите учащихся составить из полученных словосочетаний другие, посмотрите сколько новых комбинаций можно получить. Попросите обосновать неожиданно звучащее или странное словосочетание.  

                                     

  1. «Спорные утверждения». Этот прием сводится к обсуждению спорных вопросов. Хорошо использовать после прохождения той или иной лексической темы. На доске выписываются два или три спорных утверждения. Каждый учащийся ставит под ним крестик – «согласен», «не согласен» или «не знаю». Например, по теме «Семья» могут быть предложены следующие утверждения:

1. A woman’s place is in the home.

           2. Married people are happier than unmarried people.

           3. It is a parents’ right to refuse medical treatment for their children.

           По теме «Образование»:

  1. Boys and girls should have the same education.
  2. Teaching is basically a matter of explaining things properly.
  3. A foreign language can only be learned, not taught.

По теме «Будущая профессия»:

  1. People work better if they are paid more.
  2. Riches are for spending.
  3. My work is my life.

  1. «Лови ошибку». Этот прием рационально вводить для закрепления или повторения определенного грамматического материала.  Можно раздать  предложения, содержащие ошибки для исправления индивидуально, затем разобрать их коллективно. Пример для начального уровня:
  1. He love her very much. (He loves her very much.)
  2. They maked a cake for their mother. (They made a cake for their mother.)
  3. Which one you prefer? (Which one do you prefer?)
  4. I not know were to go. (I do not  know where to go)
  5. This one is gooder then that one. ( This one is better than that one.)
  6. Where is the girl go? (Where is the girl going?)
  7. You must to tell me. (You must tell me.)
  8. The children was in the garden. (The child was in the garden.)
  9. Yesterday I am very ill. (Yesterday I was very ill.)
  10. Why you look at me like this? (Why are you looking at me like this?)

  1. «Рассказ по цепочке». Этот прием позволяет повторить определенный лексический материал или видо-временную форму глагола и развить воображение. Перед чем как начать, попросите учащихся выбрать для себя слово из предложенной темы. Например: (Повторение Past Simple Tense)

A woman went to a shop and ….. (met, bought, said, fell, read, saw, thought, had, found….)

  1. «Убери лишнее». Обратный по технике прием, в котором предложение усекаются до предельного минимума, важно при этом сохранить смысловую и грамматическую основу. Развивает логику, умение грамотно оперировать информацией, кратко формировать мысли. Например:

The princess was awakened by the kiss of a handsome prince.

The princess was awakened by the kiss of a prince.

The princess was awakened by a prince.

The princess was awakened.

The princess!

  1. «Сколько предметов ты можешь назвать». Это задание направлено на активизацию лексического материала и развитие практического интеллекта. Лучше выполнять в малых группах, не более пяти минут на обдумывание. Например:

How many things can you think of that…?

  • are small enough to fit into a matchbox?
  • are bigger than you are?
  • are round?
  • work on electricity ?
  • are made of paper/wood/glass?
  • people enjoy looking at?
  • have handles?
  • you can use to sit on?

Выводы:

Технология критического мышления, используемая на уроках иностранного языка,  позволяет значительно увеличить время речевой практики на уроке для каждого обучающегося, добиться усвоения материала всеми участниками группы, решить разнообразные воспитательные и развивающие задачи.  Она способствует развитию творческого потенциала, развивает воображение и креативное мышление, направлена на самостоятельное получение положительного результата и развитие познавательной мотивации, рефлексии и самоконтроля. Используя интерактивные методы и языковой материал, преподаватель может помочь студентам осознать свое восприятие, допущения, предрассудки и ценности. Это требует усилий, однако студенты получат большое удовлетворение, раскрывая себя «для самих себя» в процессе изучения другого языка.

 Учитель в свою очередь становится организатором самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся, у него появляются возможности для совершенствования процесса обучения, немаловажным является и то, что преподаватель выступает в качестве партнёра и участника процесса, а не в роли ментора.

 

Список литературы:

  1. Выготский Л. С. Мышление и речь. - М.: Наука, 1974.
  2. Кларин М. В. Развитие критического и творческого мышления// Школьные технологии.- 2004.- №2.- С. 7.
  3. Коржуев А. Как формировать критическое мышление// Высшее образование в России.- 2001.- № 5.-55.
  4. Павлова А. И. О технологии развития критического мышления учащихся на уроках русского языка// Русский язык в школе.- 2007.- № 8.- С. 11.
  5. Шабалина А. Н. Гуманитарно-ориентированный подход в системе университетского комплекса как фактор модернизации образования //Среднее профессиональное образование. – 2009. - №9.
  6. Плавинская Н. Несколько слов о синквейне// Литература.- 2006.- № 5.- С. 38.

Столбунова С. В. Технология развития критического мышления через чтение и           письмо// Русский язык.: газ. Издат. дома «Первое сентября».- 2005.- №3.- С. 27.

  1. Andrew Wright. How to improve your mind. – Cambridge University Press, 1987. - 91 c.
  2. Муштавинская И.В. Технология развития критического мышления на уроке и в системе подготовки учителя: Учеб-метод. пособие. – СПб.: КАРО, 2009. – 144 с.
  3. John Morgan and Mario Rinvolucri. Once Upon a Time. –   Cambridge University Press, 1983. – 120 c.

                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ЭОР как средства развития Критического мышления на уроках физики

Выпускная квалификационная работа слушателя курсов «Содержание и методика преподавания общеобразовательных дисциплин в учреждениях Н иСПО». В работе представлены теоретический материал «Развитие крити...

Приёмы технологии критического мышления на уроках английского языка в колледже.

В статье рассматриваются основне приёмы технологии критического мышления на уроках, особое внимание уделено кластеру  как методу стимулирования мыслительной деятельности студентов, который способ...

ПРИМЕНЕНИЕ ПРИЕМОВ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Данная статья  о работе в технологии развития критического мышления которая приобретает на сегодняшний день особое значение в формировании общих и профессиональных компетенций выпускника среднего...

ФОРМИРОВАНИЕ ОБЩИХ КОМПЕТЕНЦИЙ ПРИ ИСПОЛЬЗОВАНИИ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ КРИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ ФИЗИКИ И МАТЕМАТИКИ

настоящее время вопрос модернизации системы образования в России волнует очень многих. Это не удивительно, так как от того, как он будет решен, во многом зависит дальнейшая судьба России.Федеральный г...

Использование технологии критического мышления на уроках английского языка при обучении чтению

В настоящее время, когда приоритетным направлением обучения выбрано личностно-ориентированное обучение, перед нами стоит цель сделать его, с одной стороны, содержательным и практическим, а, с другой с...

Технология развития критического мышления на уроках английского языка.

Технология развития критического мышления на уроках английского языка....