Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения
статья

Карауш Валерий Анатольевич

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii.docx27.78 КБ

Предварительный просмотр:

Карауш Валерий Анатольевич,

Мастер производственного обучения вождению автомобиля,

ГБПОУ «Пожарно-спасательный колледж – Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей» (СПб ПСК-ЦПС)

Здоровьесберегающие технологии в практике работы

мастера производственного обучения

Основные элементы здоровьесберегающей технологии.

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и инструментально обеспечивающая сохранение и укрепление их здоровья.

Известно, что система подразумевает наличие структуры, элементов, ее составляющих, их взаимосвязь и подчиненность единой цели.

В совокупность основных элементов здоровьесберегающей технологии в практике работы мастера производственного обучения включены следующие составляющие:

  1. Информационная - концепция, ее содержание и принципы, обеспечивающие реализацию целей и задач.
  2. Инструментальная - материальная база (помещения, кабинеты, лаборатории,  спортивные залы, площадки и т.д.) и ее гигиеническое состояние (освещение, вентиляция и пр.). Инструментальная составляющая технологии включает в себя также оборудование, инвентарь, технические средства и учебно-методическое обеспечение.
  3. Социальная - преподавательский и учебно-вспомогательный состав. Его компетентность, уровень профессиональной подготовки, готовность и устремленность к реализации здоровьесберегающей технологии в процессе обучения.
  4. Финансовая - определяет за счёт каких средств происходит внедрение  здоровьесберегающей технологии в процессе обучения. Бюджетные и внебюджетные поступления, их размер и соотношение.
  5. Нормативно-правовое обеспечение - использование государственных нормативных актов (федерального, регионального, муниципального и локального уровней).
  6. Ведение мониторинга процесса внедрения  здоровьесберегающей технологии в процесс обучения.

Концепция здоровьесберегающей образовательной технологии представляет собой систему взглядов, объединенных фундаментальным замыслом, ведущей идеей и целью. Она указывает способ построения системы здоровьесохраняющих условий и средств обучения и воспитания на основе целостного понимания их сущности, психолого-физиологи-ческих процессов, сопряженных с обучением и воспитанием обучающихся. Логически грамотно выстроенная концепция здоровьесохраняющей образовательной технологии необходима для того, чтобы ознакомление с ней способствовало пробуждению концептуального педагогического мышления, которое отличается от рационально-прагматического (ремесленнического, исполнительского) тем, что основано на глубинном понимании смысла заложенных идей; проникновением в существо принципов реализации цели. Здоровьесберегающая концепция призвана перевести деятельность в системе образования в режим творческого производства собственных замыслов и опыта отдельного преподавателя или мастера производственного обучения. Она обеспечит понимание необходимости технологического подхода к проведению учебного процесса, как реально гуманно-нравственной деятельности.

Методологическую основу концепции составляют философские положения о единстве телесного, интеллектуального и духовного в структуре личности, теории и практики, сущности и явления, формы и содержания, о природе деятельности.

Методологическими ориентирами выступают системный, культурологический и личностно-деятельностный подходы. Теоретическим фундаментом являются теории личности, деятельности и общения; теории и технологии производственного обучения; теории здорового образа жизни личности; теории управления.

Принципы здоровьесберегающих технологий в системе СПО

Системный анализ содержания образования, образовательного процесса и сущностных характеристик педагогических технологий позволил выделить и сформулировать ряд важных технологических принципов, которые учитывались при разработке здоровьесберегающей системы образования.

  1. Принцип единства связи элементов системы здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых в обучении. Основные составляющие ее элементы (информационная, инструментальная и кадровая) взаимосвязаны и взаимозависимы: изменение одной из них непременно требует изменения  других.
  2. Принцип диагностичности и целеполагания.
  3. Принцип функциональной полноты и функциональной взаимосвязи содержания здоровьесберегающей технологии и технологий, применяемых педагогами в процессе обучения.
  4. Принцип открытости функциональных и методических действий. Требует чтобы всё, что делается в процессе внедрения и становления здоровьесберегающей системы образования, должно быть понятным, логически обоснованным и информационно открытым для обучающихся и педагогов.
  1. Принцип объективной оценки конечного результата - это один из главных принципов, лежащих в основе образовательных технологий. Только при выполнении этого требования возможен продуктивный контроль и коррекция, поиск способов управления образовательным процессом и коррекции допущенных ошибок.
  1. Принцип преемственности и завершенности. Данный принцип состоит в согласованности не только содержания, но и технологической модели, форм учебной деятельности на разных ступенях образования как в макро-, так и в микроструктуре. На каждой следующей ступени расширяются и углубляются представления, знания, умения и навыки, происходит переход с низкого уровня на более высокий.
  1. Принцип вариативности средств, методов и организационных форм внедрения здоровъесберегающих технологий в производственном обучении. Широкий спектр и разнообразие средств, методов, организационных форм и видов здоровьесберегающих технологий обеспечивает полноценность проведения уроков производственного обучения, предоставляет свободу творчества, инициативы и деятельности мастера производственного обучения  и самих обучающихся в рамках концепции принципов и слагаемых, составляющих и обеспечивающих ее.
  2. Принцип оптимизации. Данный принцип требует в каждом конкретном случае:
  • во-первых, выбор наилучшего варианта плана проведения практического занятия  (содержание, средства, формы, методы внедрения и функционирования здоровьесберегающих технологий, затраты времени, усилий, степень трудности, научности);
  • во-вторых, создание оптимальных условий для деятельности (учебно-материальных, санитарно-гигиенических, морально-психологических, культурно-эстетических);
  • в-третьих, умелое использование методов стимулирования и регулирования действий;
  • в-четвертых, оперативный контроль и коррекция деятельности, как мастера производственного обучения, так и студента.

Основными критериями оптимизации функционирования здоровьесберегающих технологий в системе СПОмогут быть:

  1. Эффективность и качество решения образовательных задач с учетом поставленной цели - качественных, диагностируемых и проверяемых характеристик здоровья субъектов образовательного процесса.
  2. Оправданные затраты времени на достижение намеченных результатов.
  3. Доступные затраты усилий на достижение намеченных результатов за отведенное время.

Отмеченные критерии предусматривают ряд взаимосвязанных действий педагогов в учебном заведении СПО:

  • комплексное планирование наиболее важных задач воспитания, образования и развития на основе их рационального сочетания;
  • конкретизацию задач, касающихся здоровьесберегающей системы образования и функционирования культуры здорового образа жизни обучающихся;
  • выбор оптимального варианта распределения программного материала и логической последовательности его освоения;
  • определение оптимального объема и сочетания психофизических и физических нагрузок с учетом общей работоспособности и условий научной организации учебной деятельности;
  • выбор наиболее рациональных методов и средств управления учебной и внеучебной деятельностью, осуществления ее контроля, коррекции и мотивационной поддержки;
  • создание благоприятных условий и морально-психологического климата при проведении уроков.

Заключение

Чтобы образовательные технологии стали действительно здоровьесберегающими, необходимо, чтобы сами педагоги приходили в учебное заведение с соответствующей внутренней позицией, личностной философией здоровьесберегающего образования.

Важно использовать различные формы тренингов, умело сочетая личностный рост, развитие коммуникативной компетентности и уверенности в себе с восточными оздоровительными гимнастиками.

В качестве основных принципов, которые должны лежать в основе построения здоровьесберегающих технологий в обучении могут быть предложены следующие:

  • учебно-материальная база обучения должна соответствовать оптимальным гигиеническим условиям для работы студентов;
  • режим обучения должен предусматривать чередование непрерывной работы с периодами отдыха, в том числе и во время занятия;
  • учитывать психофизиологическое воздействие цветовой гаммы;
  • способствовать осознанию студентами собственных психосоматических процессов;
  • формировать творческую активность и навыки закаливания.

Необходимо, чтобы здоровьесберегающие технологии могли кристаллизоваться в недрах информационного педагогического сообщества, могли обсуждаться на форуме, способствующему взаимопониманию между автономными общественно-педагогическими объединениями, отдельными инициативными авторами.

Литература:

  1. Санитарные правила СП 2.4.3648-20 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи" Утверждены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 28 сентября 2020 года N 28.
  2. В.Ф. Глазков, С.А. Евтюков и др. Надёжный водитель: уверенность и безопасность. СПб, Институт БДД, 2014.
  3. А.А. Реан Педагогика и психология – СПб. Питер, 2000
  4. Е.А. Гараева Здоровьесберегающие   технологии   в   профессионально-педагоги-ческом  образовании:  учебное пособие. – Оренбург: ОГУ, 2013

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в работе мастера производственного обучения по рабочей профессии «Оператор ЭВМ» и «Мастер по обработке цифровой информации»

В статье описываются особенности применения различных видов проектирования, которые рассматриваются как целеустремленная система, способная к самоорганизации и самоуправлению учебной деятельности:- пр...

Методические указания для проведения практических работ МДК.03.01 «Теоретические и прикладные аспекты методической работы мастеров производственного обучения»

Методические указания для проведения практических работРекомендованосоветом учебно - методического центрав качестве методических указаний для проведения практических работ по МДК.03.01 «Теоретические ...

«Из опыта работы мастера производственного обучения по использованию игровых технологий при подготовке модельера-художника»

В условиях модернизации российского образования вопросы педагогических инновационных процессов приобретают особое значение. Президент и Правительство Российской Федерации неоднократно подчеркивали, чт...

Доклад на тему "Опыт работы мастера производственного обучения во время обучения учащихся на строительных объектах (предприятиях) образовательного учреждения"

В докладе отражены ключевые моменты  необходимые для проведения урока производственного обучения в реальных условиях на производстве (предприятии)....

Статья на тему: "Применение групповой технологии на уроках учебной практики (из опыта работы мастера производственного обучения)"

Данная статья будет полезна при организации работы студентов во время учебной практики при создании коллекций или подготовке для участия в различных конкурсах....

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения

Проектная деятельность в практике работы мастера производственного обучения...

кейс- технологии в работе мастера производственного обучения

рассуждения на тему "Использование кейс- технологий в учебном процессе как соввременной формы обучения"...