Конспект урока по курсу "Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста"
план-конспект урока

Грекова Людмила Дмитриевна

Понятие сюжетного рисования, рисунки детей по сюжетному рисованию, методические приёмы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon конспект урока123.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение «Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга»

Конспект урока  по курсу «Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста»

Тема «Сюжетное рисование в детском саду»

Преподаватель:

Грекова Л.Д.

1.Предметная карта:

- группа 141 специальность 04.02.01 «Дошкольное образование»

- образовательная область: Художественное развитие детей

- предмет: Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности

- тема: Сюжетное рисование в детском саду

2.Актуальность потребности развития студентов:

- Приобретение опыта в профессиональной деятельности

- Развитие интереса к методике развития детского изобразительного творчества

Факты из опыта студентов:

- Наличие знаний и умений в создании сюжета

- Знание возрастных особенностей детей дошкольного возраста.

3.Технологическое обеспечение:

Цель урока: Способствовать освоению нового материала студентами в рамках поставленной темы и формированию практических умений в профессиональной деятельности на уровне активного поиска решения проблем путём сознательного применения полученных знаний.

Задачи урока:

1.Образовательные: раскрыть суть понятия темы «сюжетное рисование», специфические задачи обучения, определяющие программное содержание работы в каждой возрастной группе детского сада, и способствовать освоению нового материала студентами на уровне активного и творческого поиска решения профессиональных задач путём сознательного применения полученных знаний.

2.Воспитательные: способствовать воспитанию профессиональной направленности путём развития творческого подхода у студентов в решении задач изобразительной деятельности по обучению детей созданию выразительных образов предметов и сюжета изобразительными средствами.

3.Развивающие: развивать умение самостоятельного поиска решения профессиональных задачи и получения необходимых знаний путём анализа собственных работ, рисунков детей, способствовать развитию умения студентов обобщать полученную информацию и делать выводы.

Вид урока: комбинированный

Современные образовательные технологии:

- Педагогика сотрудничества (работа в подгруппах)

- Использование игрового оборудования

- Элементы Деловой игры (драматизация сказки)

Материалы к уроку:

Рисунки детей по сюжетному рисованию (в разных возрастных группах), текст русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть», изобразительные материалы для рисования.

Описание процесса преподавания (ход урока)

№ п/п

Часть урока и их целевое назначение

Примерное время

Задания для студентов

Методические приёмы

Организация рабочего пространства

Профессиональная позиция педагога

1

Организационный момент. Знакомство с новой темой, с темой данного урока и планом

2 мин

Записать тему и план урока в тетрадь

Речь преподавателя, тема и план урока представляются на доске

Традиционная

Организатор

2

Изложение нового материала: понятие о сюжетном рисовании, тематика детских работ, задачи

15 -20 мин

Восприятие, осмысление, конспектирование, ответы на вопросы

Речь педагога, вопросы

Традиционная

Информатор

3

Закрепление полученных знаний

15-25 мин

Работа в подгруппах: иллюстрирование сказки, драматизация сказки, пересказ сказки

Элементы Деловой игры (драматизация)

Работа в подгруппах

Консультант

4

Обсуждение полученных результатов

10 мин

Участие в диалоге, формулирование ответов на вопросы

Беседа

Традиционная

Координатор

5

Подведение итогов

3 мин

Тема урока «Сюжетное рисование в детском саду».

       Сюжетное рисование – это изображение нескольких предметов в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях, объединённых общим содержанием.

       Основная цель сюжетного рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления об окружающей действительности через понимание и отражение связей между предметами и явлениями.

       Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями у ребёнка развивается постепенно. Поэтому сюжетное рисование вводится, начиная со средней группы.

       Детей учат изображать 2-3 предмета, расположенных рядом. При этом детям должны быть знакомы приёмы изображения предметов, чтобы не произошло переключения их внимания на изображение отдельного предмета, а не самого сюжета. Хотя в младшей группе некоторые темы и звучат как сюжетные, например, «Колобок катится по дорожке», «Неваляшки гуляют». В них не ставится обучающая задача передачи действия сюжета. Такая формулировка используется для создания интереса к изображению простейших форм. В младшем возрасте мы только подводим детей к сюжетному рисованию.

       В сюжетном рисунке надо помочь детям выделить главных действующих лиц (они находятся на 1 плане, тщательно прорисованы, выделены цветом), необходимо научить детей композиционному решению рисунка, т.е. учили выделению размеров предметов по отношению друг к другу и их композиционное расположение.

       Всему этому необходимо научить детей, поэтому задачи обучения сюжетному рисованию следующие:

1.Научить передаче содержания темы, выделенных в ней главных действующих героев сюжета.

2.Научить передавать взаимодействия между объектами сюжета.

3.Научить передавать пропорциональные соотношения между объектами и показать их расположение в пространстве.

       Источники тематики занятий:

1.Окружающая действительность из жизни самих детей (семья, игрушки, предметы быта, общественные места и места развлечений – парк, цирк, город, улица и т.д.)

2.Окружающая природа (растения, птицы, признаки времени года, погода и т.д.)

3.Иллюстрирование художественных произведений (стихов, сказок, рассказов)

Самостоятельно написать темы занятий по этим разделам в разных возрастных группах.

       

       Перед проведением занятия по сюжетному рисованию проводится предварительная работа с детьми. Она включает следующие разделы:

1.Чтение или рассказывание литературного произведения.

2.Просмотр разных видов театров, использование видео и аудиозаписей.

3.Рассматривание иллюстраций разных художников – иллюстраторов.

4.Занятия по изодеятельности (предметное рисование, лепка, аппликация и др.)

5.Проведение дидактических игр.

6.Книжки – раскраски.

7.Проведение беседы с детьми о том, кто что будет рисовать. Какой изобразительный материал будет нужен.

Практическая часть. Работа по подгруппам.

Иллюстрирование русской народной сказки «Пузырь, соломинка и лапоть».

1 подгруппа: Зарисовка главных героев и 1 эпизода из сказки. По этим эпизодам сказка может быть пересказана.

2 подгруппа: Драматизация сказки. Определить роли, договориться, кто будет рассказывать текст сказки (т.е. будет рассказчиком, а кто и какую роль будет обыгрывать).

3 подгруппа: Пересказ сказки по готовым рисункам.

На подготовку 10 – 15 минут.

Выступление подгрупп по 5 минут каждой.

Совместное обсуждение полученных результатов.

Критерии оценки:

- Как были выделены главные герои.

- Творческий подход в замысливании образа  и его изображение.

- Учитель подводит общий итог и ставит оценки подгруппам.

1-ый урок.

       - Тема урока «Сюжетное рисование в детском саду».

- Что Вы понимаете под «сюжетным рисование»? О чём Вам говорит само название?

       Сюжетное рисование – это изображение нескольких предметов в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях, объединённых общим содержанием (сюжетом или пейзажем).

       Основная цель сюжетного рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающей действительности через понимание и отражение связей между предметами и явлениями.

       - Возможность установления смысловых связей между различными предметами и явлениями у ребёнка развивается постепенно. Поэтому обучение сюжетному рисованию вводится не ранее, чем в средней группе. Детей учат сначала изображению 2-3 предметов, расположенных рядом (обратите внимание, что мы начали давать характеристику сюжетному рисованию в среднем возрасте). При этом детям должны быть знакомы приёмы изображения предметов, чтобы не произошло переключения их внимания на изображение отдельного предмета, а не самого сюжета. Хотя в младшей группе некоторые темы звучат как сюжетные, например, «Колобок катится по дорожке», «Неваляшки гуляют», «Кубики рассыпались», В них не ставится обучающая задача передачи действия сюжета. Такая формулировка используется для создания интереса к изображению простейших форм. В младшем возрасте мы только подводим детей к сюжетному рисованию.

       Общие задачи обучения сюжетному рисованию:

1.Научить передаче содержания темы, выделению в ней главных действующих героев сюжета.

2.Научить передавать взаимодействия между объектами сюжета.

3.Научить передавать правильно пропорциональные  соотношения между объектами и показывать их расположение в пространстве.

       Источники тематики занятий:

1.Окружающая действительность из жизни самих детей (игрушки, семья, предметы быта, общественные места и места развлечений – парк, цирк, аттракционы, улицы, город и т.д.)

2.Природа (растения, животные, птицы, рыбки, признаки времён года, погода и т.д.)

3.Художественные произведения (иллюстрации книг художников - иллюстраторов детской литературы – стихов, рассказов, сказок; репродукции картин известных художников).

2-ой урок.

- Особенности сюжетного рисования в средней группе.

Композиционное размещение предметов выстраивается на 1 линии или по всему листу бумаги. Сюжет должен быть хорошо знаком детям.

Тематика занятий не должна быть сложной (это дом, около него растёт дерево и стоит скамейка; дом или дерево, рядом гуляет девочка; трава, растут цветы, светит солнышко; на траве гуляют цыплята).

Задачи обучения сюжетному рисованию в среднем возрасте:

1.Учить изображать 2-3 предмета, связанных между собой по смыслу

2.Учить располагать несколько предметов на 1 линии, изображающей пространство, рядом друг с другом или на всём листе без обозначения линий неба и земли

3.Учить определять и соотносить цвета изображаемому сюжету (зелёный для поляны, жёлтый для солнца и песка, голубой для неба и воды).

Задачи обучения сюжетному рисованию в старшем возрасте:

1.Научить понимать и изображать смысловые взаимосвязи между объектами, передаче пространственных отношений между ними

2.Развивать умения по построению композиции: рисунок на всём листе относительно линии горизонта

3.Развивать чувство цвета.

Задачи обучения сюжетному рисованию в подготовительной группе:

1.Учить самостоятельно определять сюжет рисунка на заданную тему или по замыслу

2.Учить изображению объектов в движении в связи с их действиями в сюжете (поворот туловища, наклон головы, бег)

3.Учить самостоятельно передавать колорит, соответствующий сюжету.

- Чтобы работы детей были более интересными, проводится большая предварительная работа. Например, если мы хотим провести сюжетное рисование по сказке «Гуси-лебеди», как вы думаете, что можно предварительно провести с детьми? (Пауза – ответы студентов). Запишите.

Предварительная работа может включать:

1.Чтение сказки, рассказывание сказки.

- В каком случае мы читаем сказку, а в каком случае будет лучше её рассказать?

- Русскую народную сказку интереснее будет рассказывать детям. А вот авторские сказки следует читать, так как рассказывая, мы сможем упустить сюжетную линию сказки, не точно передать её смысл, а читая нам самим будет легче заинтересовать детей выразительностью своего чтения.

2.Показ детям разных видов театра, используя диапроекторы для показа сказки, видео и аудиосредства.

3.Рассматривание героев сказки по иллюстрациям детских художников в книжках. Необходимо рассмотреть образ, персонаж сказки, выполненный разными художниками (2-3), чтобы показать особенности и отличия в технике изображения рисунков и предоставить детям возможность разнообразить свои рисунки манерой изображения. Вам поможет книга «Дошкольникам о художниках детской книги» под редакцией Т. Н. Дороновой.

4.Рисование – это самый сложный вид изображения действительности, требующий от детей специальных умений (держать кисть, набирать краску и т.д.) Можно организовать лепку или аппликацию, рассмотреть в декоративно-прикладном искусстве особенности изображения узора того или иного наряда, костюма.

5.Провести дидактическую игру «По дорогам сказки», в которой мы закрепляем у детей знание содержания сказки, уточняем сюжет того или иного эпизода.

6.Предложить детям книжки – раскраски по эпизодам сказок для решения ими задачи цветового изображения.

7.Проведение беседы с детьми перед началом рисования, в которой мы узнаем, кто, что будет рисовать, какой эпизод из сказки они выберут (важно, чтобы не было повторений).

- А сейчас мы с вами попробуем себя в сюжетном рисовании. Я прочитаю (расскажу) вам сказку «Пузырь, соломинка и лапоть», а вы после этого нарисуете главных героев и какой-либо сюжет из той сказки с ними.

Обсуждение, критерии оценки:

1.Выделение выразительными средствами главных героев сюжета

2.Наличие композиции и расположение героев в пространстве: пространственные отношения между героями, их соотношение по размеру в зависимости от удалённости

3.Наличие действия сюжета через передачу движений, динамики, поз, деталей

4.Творческий подход к замысливанию образа и его изображении: своеобразие содержания, адекватные и разнообразные средства выразительности.

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

Конспект урока по курсу

«Методика развития детского изобразительного

творчества»

Тема «Предметное рисование в детском саду»

Преподаватель:

Грекова Л.Д.

2009 год

1.Предметная карта

- группа 41

- образовательная область: художественное развитие

- предмет: методика развития детского изобразительного творчества

- тема: Предметное рисование в детском саду

- календарные сроки: XI – XII 2009

2.Ценностно-смысловые основы проектируемого процесса:

Ведущие идеи урока:

Для решения задач художественного развития современный педагог должен свободно владеть знаниями об изобразительной деятельности детей.

Актуальные проблемы развития студентов, на удовлетворение которых направлен урок:

- закрепление теоретических знаний

- выработка профессиональных умений организации и проведения работы по художественному развитию детей дошкольного возраста

- накопление опыта практической работы

- развитие коммуникативных навыков

- активизация мышления, умения оперативно реагировать на происходящее.

Факты из опыта студентов, которые обеспечивают успешность их деятельности на уроке:

- студенты обладают опытом участия в занятиях по методике художественного творчества с элементами деловой игры

- владеют определёнными теоретическими знаниями и практическими умениями по предмету

- обладают собственным жизненным опытом на уроках рисования

3.Технолоргическое обеспечение процесса преподавания:

Цели и задачи урока:

1.Развивать умение осуществлять диагностику уровня усвоения студентами учебного материала

2.Закрепить знания о структуре, методике организации и проведения работы по художественному развитию детей дошкольного возраста

3.Формировать практические умения составления конспекта занятий

4.Формировать у студентов осознанное отношение к выбранной профессии

Предполагаемый результат:

- получение практического опыта проведения работы по художественному развитию детей дошкольного возраста

- освоение знаний и умений по структуре и методике проведения занятий

- овладеть умением организовывать процесс, взаимодействовать с коллективом, понимать и принимать другого человека, адекватно оценивать себя и друг друга

Вид урока: комбинированный

Современные педагогические технологии, обслуживающие процесс преподавания:

проектная деятельность (составление конспектов занятий)

Основные профессиональные позиции преподавателя на уроке:

Преподаватель – организатор процесса, наблюдатель, коммуникатор.

Предварительная работа: учащимся дано задание повторить теоретический материал по теме «Изобразительная деятельность детей»

1.Предметная карта

- группа 41

- образовательная область: художественное развитие

- предмет: методика развития детского изобразительного творчества

- тема: Предметное рисование в детском саду

- календарные сроки: XI – XII 2009

2.Описание процесса преподавания

№ п/п

Часть урока

Время

Задание

Мет. приёмы

Профессия

1

Организационный момент

1

Приготовить тетради

Вступительное слово

Преподаватель

Координатор

Информатор

2

Проверка домашнего задания

Графический тест-опрос

5

15-20

Штриховка частей квадрата

Карточки или ЭОР

Преподаватель

Координатор

Информатор

3

Знакомство с темой урока, целью изучения

20

Слушать и записывать

Объявления

Преподаватель

Координатор

Информатор

4

Практическая часть: распределение студентов по подгруппам: составление конспектов занятий

5

25

Составить конспект по предложенным темам

Проектная деятельность студентов

Преподаватель

Координатор

Информатор

5

Анализ работы, подведение итогов. Слово преподавателя

10

Анализ, обобщение

Преподаватель

Координатор

Информатор

6

Домашнее задание

5

Провести занятие по составленному конспекту

Преподаватель

Координатор

Информатор

Ход урока

1.Организационный момент и опрос (10-15 минут)

- Мы сегодня продолжаем общую тему по обучению детей рисованию как одному из видов изобразительной деятельности в детском саду, а именно, рассмотрим предметное рисование. Но сначала вспомним, что мы уже рассмотрели и начнём наш урок с опроса.

- Задание «Вы согласны или нет». Форма: графический тест-опрос. Оценка преподавателя: без ошибок – 5 баллов, 1-2 ошибки – 4 балла, больше 4 ошибок – 2 балла.

«Нарисуйте квадрат и разбейте его по диагонали на 8 треугольников, пронумеруйте каждый треугольник, начиная с верхнего правого угла и продолжая по ходу часовой стрелки. Работать будем по вариантам. Таким образом, каждый вариант услышит по 8 высказываний и ваша задача согласиться с ними или нет, отметив на своё согласие штриховкой соответствующего треугольника. (Преподаватель зачитывает высказывания по очереди каждому варианту). Текст может быть на доске, распечатан и т.д.

Первый вариант

+ / -

Второй вариант

+ / -

1.Художественная деятельность в детском саду – это музыкальная, художественно-речевая и изобразительная деятельность.

2.Занятия по изобразительной деятельности в детском саду называются графика, скульптура, архитектура, живопись, ДПИ.

3.Рисование как вид изобразительной деятельности может делиться на 3 вида – объектное, бессюжетное, декоративно-оформительское.

4.Обучение рисованию сопровождается ознакомлением детей с таким видом изобразительного искусства как живопись и графика.

5.Декоративное рисование характеризуется яркостью сюжета (красок), выразительностью образов главных героев (ритма), гармонией душевного состояния (форм, линий, пропорций), ритмом жизни (элементов узора).

6.Основная цель сюжетного рисования – научить ребёнка передавать свои впечатления от окружающей действительности через понимание и отражение взаимосвязей между предметами и явлениями.

7.При обучении сюжетному рисованию детям должны быть знакомы приёмы изображению предметов.

8.Устанавливать смысловые связи между различными предметами и явлениями дети способны уже в начале среднего возраста, поэтому в своей работе воспитатель не акцентирует на это внимание.

1.+

2. –

3. –

4. +

5. –

6. +

7. –

8. +

1.Скульптура, живопись, архитектура, графика, ДПИ – это виды изобразительной деятельности в детском саду.

2.Графика – это условное изображение окружающего мира с помощью штрихов, линий, пятен, точек, а живопись – это реальное изображение на плоскости окружающего мира с помощью цветных материалов.

3.Рисование – это отображение окружающего мира и фантазии на плоскости с помощью различных красящих материалов.

4.Обучение лепке сопровождается ознакомлением детей с таким видом изобразительного искусства как архитектура.

5.Сюжетное рисование – это изображение нескольких предметов в пространстве, в их взаимосвязях и отношениях, объединённых общим содержанием (сюжетом или пейзажем).

6.В среднем дошкольном возрасте мы только подводим детей к изображению сюжета путём формулировки тем простых сюжетов на занятиях.

7.В процессе обучения сюжетному рисованию дети осваивают основные способы изображения 2-3 предметов.

8.Основные задачи по обучению детей сюжетному рисованию связаны с выделением главных героев сюжета, передачей взаимосвязи и взаимодействия между ними, отражением пропорциональных соотношений между объектами в пространстве.

1. –

2. +

3. +

4. –

5. +

6. –

7. –

8. +

Проверку проводят студенты противоположных вариантов.

Тема урока «Предметное рисование в детском саду».

       Основная цель обучения предметному рисованию – научить детей передаче характерной формы и деталей предмета, пропорциональному соотношению его частей, передаче изменений при движении, объёма и цвета.

- Давайте вместе попробуем сформулировать общие задачи обучения предметному рисованию для всех возрастных групп детского сада. При их формулировке необходимо учесть цель обучения данному виду рисования. Например, тема занятия «Рыбки в аквариуме» (показать детский рисунок на эту или какую-либо другую тему). Посмотрите на рисунок и ответьте на вопрос:

1.Чему мы должны научить детей в рамках темы занятия – по его содержанию (по ведущим задачам это рисование предметное, а по результатам - сюжетное)? (Пауза – ответы студентов). – Мы должны научить детей способам изображения главных действующих героев сюжета. – Каких главных героев вы бы выделили на этом рисунке? (рыбки)

2.На что необходимо обратить внимание детей при изображении рыбок? (Пауза – ответы студентов). – На их форму, строение, цвет соответственно возрасту.

3.Какие способы изображения мы должны показать детям, какой технике необходимо научить детей? (Пауза – ответы студентов). –

- Итак, этому всему необходимо обучать детей, поэтому запишем общие задачи обучения предметному рисованию

     Общие задачи обучения предметному рисованию:

1.Научить выделению и изображению формы  и строения предмета, его пропорции и величины, передаче изменений в связи с несложным его движением.

2.Научить изображению некоторых характерных деталей, делающих изображение выразительным, образным.

3.Научить передавать цвет предмета в соответствии с содержанием и характером образа.

4.Развивать технические навыки в рисовании различными красящими материалами.

- Какие области действительности, по-вашему, будут являться источником для тематики занятий? (Пауза – ответы студентов). – Саккулина Н. П. предложила все предметы, которые изображает ребёнок, разделить на большие типовые группы. Запишите, тематика занятий по предмету рисованию:

1.Растения (овощи, фрукты, деревья и т.п.)

2.Животные (рыбы, птицы, четвероногие)

3.Человек

4.Транспорт

5.Здания (дома)

       Все конкретные предметы, входящие  в ту или иную группу, сходны между собой по внешнему виду, так как имеют общее назначение или условия жизни. Внешнее сходство предметов одной группы  определяют и сходство в способах их изображения.

       Процесс познания предметов той или иной группы осуществляется с помощью сенсорных эталонов и обследующих действий. То есть на основе сенсорного анализа конкретного предмета детям объясняются его внешние особенности (форма – на что похоже, строение – из чего состоит, цвет – как у «солнышка», величина, пропорции). Таким же образом происходит вычленение и определение особенностей внешних свойств следующего предмета из той же группы на основе сравнения по таким же признакам с предыдущими предметами. Постепенно происходит процесс обобщения предметов по их сходству в одну группу, а также по общности способов их изображения. При таком подходе нет нужды в рисовании всех предметов, так как дети самостоятельно переносят полученные знания и способы изображения на другие подобные предметы. Например, яблоко, свёкла, репа, вишня, слива – это предметы круглый формы, большие и маленькие.

       Важно не упустить процесс сравнивания предметов одной группы между собой, а также выстроить линию усложнения познавательной деятельности (в отборе содержания тематики занятий) и активизации творчества в процессе познания детей (применение полученных знаний и умений). Это выражается в повторении одной темы, но в разных вариантах («Рыбки в аквариуме», «Пустим рыбок в озеро»), а также в подборе разных тем изображения, но сходных по внешним признакам и способам изображения (огурцы, кабачки, овальные бусинки и т.п.)

- Мы рассмотрели, что такое предметное рисование, его основные цели и задачи. Нам осталось раскрыть особенности обучения предметному рисованию в разных возрастных группах детского сада на основе линии усложнения содержания по темам. Например, рассмотрим как усложняется изображение дома в разных возрастных группах в теме «Здания». Запишите: Усложнение содержания и способов изображения предметов в теме «Здания» и «Деревья» (педагог прорисовывает домики на доске и просит студентов нарисовать их также в тетрадях):

- в младшей группе: это домик из квадрата и треугольника; изображение ствола и показ направления роста веток у лиственных деревьев – вверх, у еловых – вниз.

- в средней группе: домик из тех же частей, но с дополнительной прорисовкой украшающих элементов сказочного домика, например, куриных ножек к домику Бабы Яги, Теремка на пеньке; добавляется изображение листвы в зависимости от вида деревьев и их сменяемостью по сезонам.

- в старшей / подготовительной группах: продолжение тематики сказочных домов, но более сложных по изображению. Например, рисование домов по детским потешкам, дворцов из таких сказок, как «Сказка о золотой рыбке», «Сказка о царе Салтане», «Садко» и т.д., а также дворца для Снежной Королевы или Солнца в соответствующих холодных / тёплых цветах; замков средневековья, необычных домов таких как ледяной или лубяной домик, пряничный или пластилиновый домик, домик из карандашей, Кошкин дом. В изображении деревьев достигается показ индивидуальных особенностей каждого дерева (молодое – старое, форма листвы, характер кроны).

- Чтобы работы детей были более интересными, проводится большая предварительная работа. Например, если мы хотим провести предметное рисование по теме «Сказочные дома», как вы думаете, что можно предварительно провести с детьми? (Пауза – ответы студентов). – Запишите:

       Итак, предварительная работа может включать:

1.Чтение потешек, загадок и сказок с показом и рассматриванием иллюстраций детских художников по изображаемым домам. Необходимо рассмотреть особенности используемых средств выразительности (цвет, композиция) при изображении сказочных домов, выполненных разными художниками (2-3), чтобы показать особенности и отличия в способах изображения и предоставить детям возможность разнообразить свои рисунки.

2.Как ещё дети могут познакомиться с разновидностями сказочных домов? – Мы можем показать детям разные, готовые модели домов, используемых при показе театра, использовать диапроекторы с подборкой слайдов по соответствующей тематике.

3.Перед предметным рисованием можно организовать аппликацию или рассмотреть в декоративно-прикладном искусстве особенности изображения узора на фасаде дома.

4.Провести дидактические игры на закрепление знаний об особенностях внешних признаков предметов, на освоение различных форм, анализ строения из частей, характеристику величину, цвет.

5.Предложить детям книжки - раскраски для решения ими задачи цветового изображения, закрепления умения штриховки и раскрашивания.

6.Перед началом работы на занятии:

- наблюдение и обследование предметов с помощью натуры

- последовательное выделение частей предмета в ходе рассматривания в сравнении с соответствующей формой и сохранение такой же последовательности при его изображении

- сравнение предмета с сенсорными эталонами формы, величины, цвета

- оживление способа изображения («карандаш «бежит» как пальчик по колечку, нигде не останавливается»)

- оживление изображаемого предмета, принятие на себя его роли.

      Студенты самостоятельно работают с программами, после чего составляют конспекты занятий по предметному рисованию:

- в младшей группе на тему «Светит солнышко»

- в средней группе на тему «Золотая рыбка»

- в старшей группе на тему «Мой весёлый котёнок».

Государственное образовательное учреждение среднего профессионального образования Педагогический колледж № 4 Санкт-Петербурга

План - конспект урока (открытого) по курсу

«Методика развития детского изобразительного

творчества»

Тема «Конструирование в детском саду»

Преподаватель:

Грекова Л.Д.

2009 год

Урок – КВН по теме «Конструирование в детском саду»

Цель: Демонстрация (в игровой форме) умений студентов использовать умения и знания при работе в команде.

Задачи:

1.Выявить уровень усвоения знаний по разделу «Конструирование в детском саду».

2.Развивать активную речь студентов, умение грамотно и последовательно строить свой ответ.

Вид урока: Зачётный урок в виде КВН.

Технология: Групповая технология. Нетрадиционное проведение урока. Урок – КВН.

Структура урока:

1 часть урока – организационная:

 Предлагаю студентам разделиться на две команды, выбрать капитанов команд. В 1 команде – студенты, которые на практике работают в младшей и средней группах, во 2 команде – студенты, которые работают в старшей и подготовительной группах.

Выбираем жюри (из числа хорошо успевающих студентов).

Роль ведущего выполняет преподаватель.

1 конкурс: «Приветствие команд».

Оценка – 5 баллов.

Условия конкурса – капитаны должны объяснить название своей команды, представить эмблемы.

2 конкурс: «Конкурс капитанов».

Оценка – 5 баллов.

Условия конкурса – назвать количество занятий по конструированию в своих возрастных группах в месяц. Определить тематику работ в разных возрастных группах.

3 конкурс: «Разминка».

Программированный опрос. Вопросы задают капитаны команд. На вопросы отвечают все участники. Ответы («+», «-«) фиксируют на листах бумаги.

Капитаны собирают ответы. Итоги подводятся в конце урока.

4 конкурс: «Конкурс эрудитов».

Оценка – 5 баллов.

Условия конкурса – выбрать из представленных материалов поделку, постройку для проведения занятий в своей возрастной группе. Составить план-конспект занятия. Для выполнения задания от каждой команды по одному участнику.

5 конкурс: «Домашнее задание».

Вопросы задаёт ведущий.

Капитаны фиксируют ответы на доске участников противоположных команд.

Анализ и оценка результата.

Подведение итогов КВН.

Слово жюри.

Выставление оценок. Заключительное слово ведущего (преподавателя).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплект контрольно-оценочных материалов по комплексному экзамену МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста МДК.02.04. Практикум по художественной обработке материалов и изобр

Область примененияКомплект контрольно-оценочных материалов по МДК.02.03. Теоретические и методические основы организации  продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста, МДК.02.04. Пр...

теоретические и методические основы игровой деятельности детей дошкольного возраста

Театрализованные игры в детском саду: их своеобразие и воспитательная ценность………………………………………&h...

организация продуктивных видов деятельности в ДОУ

Содержание1.                 Влияние изобразительной деятельности на воспитание и развитие ребенка-дошкольника.2....

Методическая разработка рекомендаций к организации и проведению дифференцированного зачёта по МДК 02.03 Теоретические и методические основы организации продуктивных видов деятельности детей дошкольного возраста

Данный материал был разработан в помощь преподавателям и студентам для организации и проведения дифференцированного зачёта по МДК 02.03 (междисциплинарный курс) Теоретические и методические основы орг...

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ ЗНАНИИ ПО МДК 02.03. "ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ"

МДК 02.03.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОДУКТИВНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНИКОВ...