Статья "Компетентностно - ориентированное задание как современное средство оценивания качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов"
статья

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результатов. 

Актуальность темы обусловлена необходимостью выбора средств оценивания образовательных результатов качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов.

Разработка и применение компетентностно-ориентированных заданий является современным средством  контроля и оценки  результатов освоения обучающимися  компетенций согласно требованиям ФГОС СПО.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dlya_sayta_kontrol_kachestva.docx45.88 КБ

Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ  «ЗВЁЗДНЫЙ»

«Компетентностно - ориентированное задание как современное
средство оценивания качества подготовки
квалифицированных рабочих и специалистов»

Автор работы: Царева Т.П.,мастер п/о,преподаватель

г. Санкт-Петербург 2021

В настоящее время оценка качества профессионального образования – актуальная тема, так как усиливается связь между оценкой результата и процессом обучения, развиваются профессиональные компетенции и механизмы их оценивания, и необходимы новые методы оценки качества.

«Качество образования – комплексная характеристика образовательной деятельности и подготовки обучающегося, выражающая степень их соответствия федеральным государственным образовательным стандартам, федеральным государственным требованиям и (или) потребностям физического или юридического лица, в интересах которого осуществляется образовательная деятельность, в том числе степень достижения планируемых результатов образовательной программы» (ФЗ от 29.12.2012 № 273 «Об образовании в Российской Федерации»).

Существенную роль в обеспечении экономики страны квалифицированными  рабочими и специалистами  играет система среднего профессионального образования.

Качество среднего профессионального образования определяется его социально-экономической способностью удовлетворять потребности общества, государства и экономики в рабочих и специалистах, востребованных на рынке труда.

Традиционно сложившиеся формы и методы контроля качества среднего профессионального образования уже не способны в полной мере выполнять возложенные на них задачи и требуют новых подходов и переосмысления. В связи с этим возникает необходимость поиска новых, более эффективных  моделей оценки и контроля качества результатов образовательного процесса. В законе «Об образовании» говорится о необходимости создания в образовательной организации внутренней системы оценки качества образования.

В связи с ростом требований к содержанию образования, к формам его организации, педагогическим технологиям и методам обучения растут и требования к современным средствам оценки образовательных результатов. Хотя оценивание является не системообразующим, а лишь вспомогательным структурным компонентом учебного процесса, но именно уровни образовательных результатов обучающихся, определяемые при помощи контрольно-измерительных средств отвечают качеству оценивания.

Актуальность темы обусловлена необходимостью выбора средств оценивания образовательных результатов качества подготовки квалифицированных рабочих и специалистов. Проблема оценивания результатов обучения является одной из приоритетных задач  в образовательном процессе.

Цель – применение  КОЗ  для оценки качества подготовки рабочих и специалистов.

Практическая значимость – применение компетентностно-ориентированных заданий для промежуточной аттестации по профессиональному модулю по профессии  продавец, контолер-кассир, как средство  контроля и оценки  результатов освоения обучающимися  компетенций согласно требованиям ФГОС СПО.


СТРУКТУРА КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ (КОЗ)

В связи с переходом к компетентностной модели профессионального образования изменились и требования к средствам оценивания образовательных результатов обучающихся. Оценивание как средство повышения качества профессионального образования имеет оптимальное контрольно-измерительное значение.

 Оценивание – это процесс сравнивания имеющегося объёма знаний (формируемых компетенций) с тем объёмом, который должен быть. Оценка – это, с одной стороны, качественный или количественный результат, подтверждающий соответствие/несоответствие объёма знаний (совокупности компетенций) компетентностным требованиям образовательной программы, а с другой - способ определения этого объёма знаний или уровня усвоения обучающимся  учебной информации. Для того, чтобы добиться максимальной объективности оценки, необходимо использовать разнообразные средства организации контрольно-оценочной деятельности, которые способствуют  формированию компетенций профессиональной деятельности согласно требованиям ФГОС  и формам  их оценивания.

Компетентностно-ориентированные задания – это деятельностные задания с выполнением профессиональных задач. Они моделируют практическую, жизненную ситуацию и строятся на актуальном для обучающихся  материале.

 Если компетентность – это умение применить накопленные знания в практической деятельности и повседневной жизни, то компетентностно-ориентированное задание предназначено для реализации данной цели. Они базируются на знаниях и умениях, но требуют умения применять накопленные знания в практической деятельности.

 Назначение компетентностно-ориентированных заданий –контроль и оценка уровня сформированности общих и профессиональных компетенций.

 К структурным элементам  компетентностно-ориентированного задания относятся:

  • cтимул (цель)
  • задачная формулировка;
  • источники  информации;
  • бланки для выполнения задания и для ответов;
  • инструмент проверки.

Показатели  компетентностно-ориентированного задания – содержание КОЗ (моделирует практическую, жизненную ситуацию):

  1. деятельностный компонент, определеляются виды деятельности  на проверку которых направлено задание (на тот или иной аспект компетенций);
  2. задания должны создавать условия для демонстрации компетенций, их проявления в деятельности: предлагается проблемная профессиональная ситуация, изготовление готового продукта или оказание услуг;
  3. возможность объективной оценки.

Рекомендации при разработке КОЗ: сформулировать компетентностно-ориентированное задание, нацеленное на формирование и оценивание  компетенций в рамках профессиональной деятельности. КОЗы выполняются в  условиях наиболее приближенным к реальной профессиональной деятельности:  в учебных лабораториях или мастерских.

Выделяют несколько видов КОЗ:

  • КОЗ, направленное на изготовление готового продукта:

практико-ориентированного продукта (модели, механизма; разработка методики, плана урока, программного обеспечения);

творческого (исполнение художественных произведений, предметы декоративно-прикладного искусства).

  • КОЗ аналитического и диагностического характера направленное на:

анализ профессиональной ситуации (предложения по решению проблемы);

диагностику технического средства с ремонтными действиями (проверка работоспособности приборов, их настройка).

  • КОЗ, направленное на выполнение основных профессиональных функций (осуществление бухгалтерских и банковских операций; оформление технологической документации; проектирование изготовления деталей).

Содержание КОЗ должно соответствовать требованиям Федеральных государственных образовательных стандартов  (ФГОС) к результатам освоения профессиональной образовательной программы по отдельным модулям.


ПРИМЕНЕНИЕ КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННОГО ЗАДАНИЯ для аттестации по модулю

Формирование и оценка компетенций – очень сложная задача как в теоретическом, так и в практическом плане. Основная трудность связана с тем, что компетенции формируются и проявляются обучающимися только в деятельности, а следовательно, эту деятельность необходимо планировать и организовывать в учебном процессе.

КОЗ  применяются  с целью оценки уровня сформированности общих и профессиональных компетенций согласно требованиям ФГОС  по профессиональному модулю – 02 «Продажа продовольственных товаров» по профессии « Продавец,контролер-кассир».

Нормативные документы:

Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 38.01.02. Продавец.контролер-кассир./Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 20 августа 2013 г. N29470.

КОЗ включают в себя:

  • Кодификатор компетенций по модулю.
  • Контрольные компетентностно-ориентированные задания в форме ситуационной задачи с выполнением практической части (указывается время выполнения задания).
  • Профессиональные компетенции, на которые составлены задания и освоение которых будет впоследствии проверено в ходе выполнения задания.
  • Содержание задания для обучающегося, которое необходимо выполнить (указываются проверяемые компетенции – умения и знания).
  • Результат по решению ситуационной задачи с выполнением практической части.
  • Критерии оценки (указываются в экспертном листе с распределением баллов).

Обучающийся  в качестве специалиста «помещается» внутрь производственной ситуации, в которой он должен «правильно действовать», проявляя  сформированные  компетенции.

При разработке КОЗ  необходимо четко представлять цель конкретного задания, определить время выполнения, уточнить компетенции, которые будут оцениваться, указать  форму представления  результата и  определить критерии оценки.

Задачная  формулировка (ситуация) - указывает обучающемуся на ту деятельность, которую он должен совершить, а также содержит требования к способу представления результата работы.

Задание для обучающегося должно быть прописано достаточно кратко, но очень конкретно.

Должны быть указаны:

  • виды  работ (учебных и профессиональных);
  • форма представления ответа (устный доклад, письменный отчет, заполнение таблицы);
  • критерии  оценки: расписать баллы за каждый вид ответа и общая оценка.

Бланк для выполнения задания -  не является обязательным для КОЗ. Бланк для выполнения задания предлагается только в том случае, когда от  обучающегося необходимо получить структурированный ответ: таблицу с данными, перечень оснований для классификации объектов, вид блок-схемы алгоритма  деятельности, заполненный стандартный производственный бланк (см. приложение КОЗ).

Применение  компетентностно-ориентированных  заданий  для контроля освоенных  компентенций  по модулю приводит  к более точному оцениванию,   так как  при выполнении  задания возникают ассоциации с конкретными действиями  и способствуют становлению обучающегося  как  профессионала.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

КОЗ один из путей решения проблемы формирования,  контроля  и оценивания компетенций обучающихся в системе профессионального образования. Данное  средство позволит повысить качество подготовки обучающихся в системе СПО.

Опыт  показывает, что применение компетентностно-ориентированных заданий  позволяет преподавателю решить следующие задачи:

  1. оценить уровень освоения ключевых компетенций обучающихся;
  2. выявить уровень развития предметных знаний и умений и выявить пробелы в  работе;
  3. формировать у обучающихся  устойчивый интерес к профессии и повысить мотивацию к профессиональной деятельности;
  4. оценить способность обучающихся  самостоятельно  выбирать способы деятельности, необходимые для успешной адаптации в современном мире  т. е. результативно действовать в реальных ситуациях.

Обучающимся практико-ориентированность в содержании КОЗ  позволяет приобрести  профессиональную мобильность и компетентность, что соответствует требованиям  ФГОС  и применять усвоенные знания  на практике, что  делает  выпускников  конкурентоспособными на современном рынке труда. 

Приложение : Компетентностно - ориентированное задание

ПМ.02  Продажа продовольственных товаров

Профессия  СПО 38.01.02 «Продавец, контролер-кассир»

Кодификатор (освоенные компетенции) 

Код вида

компетенций

Код

контролируемой компетенции

Компетенции

ПК

Профессиональные компетенции 

ПК 2.1.

Осуществлять приемку товаров и контроль за наличием необходимых сопроводительных документов на поступившие товары.

ПК 2.2

Осуществлять подготовку товаров к продаже, размещение
и выкладку.

ПК 2.3

Обслуживать покупателей, консультировать о пищевой ценности, вкусовых особенностях и свойствах отдельных продовольственных товаров.

ПК 2.4.

Соблюдать условия хранения, сроки годности,  сроки хранения и сроки реализации продаваемых продуктов.

ПК 2.5

Осуществлять эксплуатацию торгово-технологического оборудования.

ПК 2.6

Осуществлять контроль сохранности товарно-материальных ценностей.

ПК 2.7

Изучать спрос покупателей.

Код вида

компетенций

Код

контролируемой компетенции

Компетенции

ОК

Общие компетенции 

ОК1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый

интерес.

ОК2

Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.

ОК3

Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.

ОК4

Осуществлять поиск информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач.

ОК5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК6

Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, клиентами

ОК7

Соблюдать правила реализации  товаров в соответствии с действующими санитарными нормами и правилами, стандартами и Правилами продажи товаров.

ОК8

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

Тема:  Выполнить приемку и размещение товара  в подсобном помещении. 

Содержание компетентностно-ориентированного задания. 

Внимательно прочитайте и выполните предложенное   задание.

Со склада магазина  «МЕРКУРИЙ»  в отдел  Бакалея  поступили овощные консервы в ассортименте: сладкая кукуруза и зеленый горошек. Вам необходимо принять товар по накладной и разместить его в подсобном помещении, соблюдая условия и сроки хранения.

При  выполнении задания можно пользоваться: 

- нормативно-технологической документацией: бланки  документов (накладные);

- натуральными  образцами  товара;

- ручкой, бумагой.

Место и время проведения – лаборатория товароведения, 45 мин.
Результаты выполнения задания представить на отдельных бланках, приложенных к заданию.

Критерии  оценки 

Оценивается в баллах правильность описания этапов приемки и размещение товара, правильность заполнения таблицы и аргументированный ответ.

Этапы приемки оцениваются в «10»баллов.

Ответы  в  таблице  оцениваются в «20»баллов.

Аргументированный ответ-- «5»баллов.

Максимальное количество баллов-35 баллов

Бланк ответа Компетентностно-ориентированное задание

  1. Опишите этапы приёмки   товара и ответ занесите в таблицу.            

(Оценивается в «10» баллов)


п/п

Содержание задания          

Этапы
приёмки товара

Баллы

1.

В чём заключается приёмка товара по количеству   и  какие документы при этом используются:

2

2.

В чём заключается приёмка товара по качеству:

2

3.

На основании каких документов товар определяют на хранение:

6

Всего баллов

10

2). Укажите условия хранения поступившего товара в подсобном помещении. Ответ внесите в таблицу.

 Таблица: Условия хранения товара в подсобном помещении.

Наименование
товара

t-режим

% влажности

Сроки

хранения

Товарное соседство

Виды

контроля

сохранности товара

1

2

Баллы

4

4

4

4

4


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проблемы разработки практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ.06"

 Типы практико-ориентированных заданий для оценки результатов освоения ПМ  МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Государственное бюджетное образовательное учреждение среднего пр...

Что такое компетентностно-ориентированные задания?

Не возникает никаких сомнений, что для каждого учителя важным является повышение эффективности обучения. Этот вопрос требует постоянного поиска нестандартных решений, которые могли бы оптимизировать у...

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий для проведения промежуточной аттестации по ПМ.01-ПМ.04 по профессии СПО 15.01.05 "Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)"

Методическая разработка комплектов компетентностно-ориентированных заданий (ККОЗ) включает материалы для проведения промежуточной аттестации в форме комплексных дифференцированных зачетов по учебной (...

компетентностно-ориентированные задания по психологии

Комплект компетентностно-ориентированных заданий для практических занятий по психологии для специальности Сестринское дело....

Компетентносто-ориентированное задание по МДК.04.04 "Создание электронных образовательных ресурсов"

Компетентностно-ориентированное задание по ПМ.04  Разработка и эксплуатация информационных систем в образовании, МДК.04.04 Создание электронных образовательных ресурсов...

Статья на тему: "Компетентностно- ориентированное обучение как основа повышения качества профессиональной подготовки студентов СПО"

Реализация Федерального Государственного Образовательного Стандарта в практике преподавания предметов профессионального цикла....

Компетентностно-ориентированное задание для комплексного экзамена по модулям ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и контроль качества сварных швов после сварки» и ПМ.02 «Выполнение ручной дуговой сварки (наплавки, резки) плавящимся покрытым электро

Компетентностно-ориентированное задание  для комплексного экзамена по модулям  ПМ.01 «Подготовительно-сварочные работы и  контроль качества сварных швов после сварки» и...