Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ
учебно-методический материал

Морозкова Лариса Геннадьевна

Для педагогов ДОУ представлена информация  в виде деловой игры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Деловая игра37.66 КБ
Файл презентация к деловой игре304.1 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования

образовательного процесса в ДОУ.

Ведущий: Здравствуйте коллеги! Я рада приветствовать вас на нашей встрече!

Сегодня я предлагаю вам поучаствовать в деловой игре

«Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ».

Коротко  обозначу план нашей работы: небольшая разминка, затем немного теории и наконец предлагаю вам самим попробовать то о чем я буду говорить!

Цель нашей работы: разобраться как же возможно формировать лексико-грамматические средства языка в рамках календарно-тематического планирования ДОУ.

Речевая игра (для активизации речи и мышления).

Задание № 1Игра «Похожие слова»

Звучит логопедическая распевка:

Есть сладкое слово - конфета,
Есть быстрое слово - ракета,

Есть кислое слово - лимон! ....

Задание:

Вы, коллеги, не зевайте,
Слово к слову подбирайте!

Подберите существительные к прилагательному по ассоциации.

Быстрые слова - (ракета, самолет, тигр, орел)

Сладкие слова - (конфеты, торт, пирожное, сахар)

Веселые слова - (праздник, клоун, подарок, музыка)

Задание № 2. Игра «Кошка»

Отгадайте загадку:

Вчера была мышегонятельная,
Вполне сметаноуплетательная,
Сегодня я диваноспальная,
Вполне подушкоодеяльная 
(кошка).

Задание: подберите как можно больше глаголов к этому существительному.

Что умеет делать кошка? (перечисление по цепочке):

бегать, прыгать, спать, мяукать, сидеть, стоять, кусаться, царапаться, есть, пить, шипеть, мурлыкать, охотиться, отряхиваться, умываться, кувыркаться.

Кошка бывает какая?

Пушистая, игривая, весёлая, усатая, полосатая.

Основная часть.

Слайд 1

Процесс усвоения родного языка, совершенствования формируемых в процессе НОД речевых навыков тесным образом связан с развитием познавательных способностей, эмоциональной и волевой сферы ребенка. Этому способствует умелое использование всех видов активной деятельности детей: игры, посильный труд, разнообразные занятия, направленные на всестороннее (физическое, нравственное, умственное и эстетическое) развитие.

СЛАЙД 2 РЕЧЕВОЙ НАВЫК

Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма.

При планировании и проведении непосредственно образовательной деятельности по образовательным областям  необходимо использовать функциональный подход, предполагающий формирование в сознании ребенка прочной взаимосвязи между реальной жизненной ситуацией и способом ее обозначения. В системе НОД необходимо реализовывать концентрический принцип подачи лингвистического материала, то есть   регулярный возврат к работе над различными подсистемами языка: словоизменительной, словообразовательной, синтаксической – но уже в более сложных речевых условиях.

Рассмотрим каждую образовательную область и выясним как же происходит формирование лексико-грамматических средств языка.  (Слайды 3-7)

Слайд 8. Рассмотрим составляющую лексико-грамматического строя языка – лексику.

Выделяется 4 этапа развития системной организации детского словаря.

1.Словарь ребёнка представляет собой набор отдельных слов.

2.Словарный запас начинает быстро увеличиваться. Вопросы ребёнка о названиях окружающих его предметов и явлений свидетельствуют о том, что в его сознании формируется некоторая система слов, относящихся к данной ситуации ,образуются их группы. Называние одного слова из данной группы вызывает у ребёнка название других элементов этой группы. Этот этап ещё называют ситуационным.

3.Тематический этап. Ребёнок начинает осознавать сходство определённых элементов и объединяет лексемы в тематические группы. Организация тематических групп вызывает развитие антонимии.

4.Четвёртый этап характеризуется возникновением синонимии. На данном этапе системная организация словаря ребёнка приближается по своему строению к лексико-семантической системе взрослых.

Слайд 9

Формирование лексики осуществляется по следующим направлениям:

-расширение объёма словаря параллельно с расширением представлений об окружающей действительности, формирование познавательной деятельности(мышления, восприятия, представлений, памяти, внимания). Последовательность работы над расширением объёма словаря ребёнка зависит от программы детского сада, от основного словаря ребёнка. Материалом для изучения словаря детей являются:

-конкретные существительные из повседневной лексики

-редкоупотребительная предметная лексика

-конкретные существительные, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью

-прилагательные, характеризующие цвет, форму предметов

-глагольный словарь.

Слайд 10 -11

формирование структуры значения слова.

Можно использовать следующие задания.

1)Назвать одним словом серию картинок. После воспроизведения обобщающего слова предлагается назвать и другие предметы, которые относятся к той же тематической группе.

Н-р, огурец, свекла, помидор, морковь.

Собака, кот, овца, корова.

2)Закончить предложение и назвать слова- ,,неприятели”

Слон большой, а комар …

Камень большой, а пушинка …

3)Подобрать слова- ,,неприятели”

день говорить большой близко

утро войти белый редко

друг нашёл высокий

4)Логопед просит рассказать ,что это за предмет, дать его характеристику(внешний вид, вес, форма, материал, из каких элементов состоит, как используется).

5)Объясни значение слов в словосочетаниях: прозрачный ключ, железный ключ; острая коса, длинная коса.

6)Угадай обобщающее слово по признакам, по ситуации, в которой чаще всего находится предмет.

- Растут на грядке в огороде, используются в пище.

-Как назвать одним словом то, что мы надеваем на тело, обуваем на ноги?

7)Угадай название предмета по описанию его дифференциальных признаков.

Н-р, что это? овощ, круглый, красный, вкусный.

Слайд 12. Формирование лексической системности

Проявляется в характере вербальных ассоциаций, в особенностях классификации слов на основе семантических признаков. Для этого используются следующие задания:

1)Я буду называть слова, а вы в ответ назовите первое слово, какое припомните или какое придёт в голову.

Стол, посуда, стоит, жёлтый.

Можно задать вопрос: Как вы думаете, а почему припомнилось именно это слово?

2)Детям предлагаются картинки и даётся задание разложить их на две группы (критерий классификации не называется).

Помидор, яблоко, груша, репа, огурец, апельсин.

Лиса, кошка, заяц, медведь, собака, корова.

Задаётся вопрос: ,,Почему ты так разложил эти картинки”

3)Назови ,,лишнее” слово и объясни, почему оно ,,лишнее”

Среди существительных, прилагательных (слабый, ломкий, долгий, хрупкий);

среди глаголов (приехал, прибыл, убежал, прикатился).

4)Разложи картинки по сходству.

Выставляется вертикальный ряд картинок: овца, дерево, корова, колосья. Детям раздаются картинки: свитер, шапка, стол, забор, масло, сыр, хлеб, бублик.

Предлагается положить свою картинку к одной из четырёх картинок и объяснить, почему он положил именно так.

Слайд 13. Формирование синтагматических связей.

Эта работа предполагает точное употребление слов в речевом потоке (в словосочетаниях, предложениях, тексте).Используются следующие задания:

1)Кто как передвигается?

2)Кто как ест?

3)Кто как голос подаёт?

4)Что какие звуки издаёт?(дверь скрипит, листья шелестят)

5)Когда человек ест?

6)Кто что умеет делать?

На этом этапе проводится работа над пословицами, поговорками, фразеологизмами.

Слайд 14. Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях.

Различают морфологический и синтаксический уровни грамматической системы. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования, синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении.

Слайд 15. Формирование грамматического строя устной речи у дошкольника включает в себя работу по трём основным направлениям: 
• морфология (т. е. грамматические свойства слова – изменение по родам, падежам, числам); 

Игры и упражнения на словоизменение:
· учат правильно употреблять падежные формы
· употреблять несклоняемые существительные 
· правильно согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе, падеже и координировать с глаголами и предлогами. 
· различать глаголы по видам, лицам, числам, временам, родам и наклонениям. 

Слайд 16. • словообразование (создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п);

Образование названий детенышей животных 
Образование названий профессий 
Образование названий посуды 
Образование однокоренных слов
Слайд 17. • синтаксис (построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов). 

Игры и упражнения на совершенствование синтаксической стороны речи.
 Овладение синтаксическим строем речи происходит в процессе речевого общения, где основным методическим приемом выступают вопросы воспитателя: "Почему?", "Зачем?", "Что было бы, если…". Важным средством формирования у дошкольников навыков строить предложения разных типов являются специальные игры и упражнения: "Закончи предложение", "Дополни предложение", "Кого покатаем на машине?", "Размытое письмо" и др.

Слайд 18. Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с комплексно-тематическим планом организации образовательного процесса («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда»,

«Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты»…).

Слайд 19. Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Слайд 20. Формирование лексического запаса и грамматического строя в процессе совместной деятельности воспитателя и детей осуществляется поэтапно:

а) дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением;

б) дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений;

в) воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям.

Значимость перечисленных этапов различна в каждом периоде обучения. Сначала ведущими являются такие формы работы, как ознакомление с художественной литературой, рассматривание картин и беседы по вопросам, повторение рассказов-описаний, использование воспитателем дидактических игр. Особое внимание уделяется обучению детей умению точно отвечать на поставленный вопрос (одним словом или полным ответом).

Лексико-грамматический аспект данного вида непосредственно образовательной деятельности включает:

развитие понимания речи: умение вслушиваться в обращенную речь и выделять названия предметов, действий, признаков; правильное восприятие обращенных вопросов, выполнение соответствующих инструкций; различение семантического значения слов, разных грамматических категорий слов, соотнесение пространственных характеристик со значением простых и некоторых сложных предлогов; понимание разницы в значении слов, связанной с изменением морфемных элементов (окончаниями, суффиксами, приставками) и т.п.;

уточнение и расширение словарного запаса; формирование навыков употребления различных частей речи, слов, выходящих за рамки обиходного словаря; овладение навыками группировки слов по различным признакам и качествам, средствами антонимии и синонимии; развитие способности к пониманию и употреблению слов и выражений с переносным либо с отвлеченным значением и т.п.;

формирование понятий, начиная с достаточно простых, обобщающих, (игрушки, посуда) до более конкретных, дифференцированных (одежда

– летняя, зимняя и т.д.);

формирование практических навыков словоизменения и словообразования: образование слов с уменьшительным и с увеличительным значением, глаголов с различными приставками (на-, вы- по-), качественных, относительных и притяжательных прилагательных, сравнительной степени прилагательных, сложносоставных слов; овладение умением изменять части речи по грамматическим категориям; согласование слов в составе словосочетания и предложения; употребление в речи простых, а затем и сложных предлогов с соблюдением правил грамматического оформления фразы;

обобщенное значение слов;

развитие умения сравнивать слова по длине (короткие и длинные слова);

употребление притяжательных местоимений мой – моя в сочетании с существительными мужского и женского рода;

понимание и употребление в речи глагольных форм разного наклонения, времени (настоящего, прошедшего и будущего) и лица;

овладение навыками составления простых предложений и их последующее распространение за счет введения однородных подлежащих, сказуемых и впоследствии – дополнений и определений по вопросам, демонстрации действия, по картинке, по наглядно- графической модели;

обучение самостоятельной постановке вопросов и подготовка к овладению диалогической формой речи.

Слайд 21. Ведущий: Сейчас немного отдохнем! Задание № 3 «Сам себе режиссер»

Предлагаю каждому из вас выбрать себе карточку с заданием и подумав, ответить нам, какие задачи решаются на данном занятии, какой речевой материал выберете и т.д.. (карточки)

Слайд 22. Задание № 4. Cкороговорки

С помощью скороговорок отрабатывают своё произношение артисты, телеведущие, дикторы радио, чтобы дикция была чёткой.

Скороговорки традиционно используются при автоматизации поставленных звуков у воспитанников.

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Проговорите скороговорку с эмоциональным настроем:

Ведущий предлагает эмоцию, с которой надо рассказать скороговорку.

Сидит Ваня на диване, под диваном ванночка.
В этой ванне вместо бани часто мылся Ванечка 
(раздраженно).

На реке поймали рака, из-за рака вышла драка! (радостно).

Вёз корабль карамель, наскочил корабль на мель…(печально).

Дядя Коля дочке Поле подарил щеночка колли,

Но щенок породы колли убежал от Поли в поле. (беспокойно).

Говорил попугай попугаю: «Я тебя, попугай, попугаю!
Попугаю в ответ попугай: «Попугай, попугай, попугай!» 
(спокойно)

Слайд 23. Задание № 5. «Чудесный мешочек»

Педагоги достают из «чудесного мешочка»  предметы, рассказывают о его использовании в работе с детьми.

Предметы: шишки, прищепки, пуговицы, шнурки, бусы, карандаши, погремушка, зубная щётка, мячик, вата, конструктор, пирамидка.

Слайд 24. Задание № 6. «Объявление» (для активизации речи, мышления)

Составьте рекламное объявление для газеты о купле, продаже, обмене из 3-5 слов так, чтобы все слова начинались на один звук

Например: на звук [К]

Куплю красивую кошечку.

Как один из вариантов, можно составить предложение, в котором все слова начинаются на один звук.

Например: на звук [П]

Петя подарил Павлику пирамидку.

2. Заключительная часть

Вот и закончилась игра,
Подвести итог пора!

Итог семинара-практикума

Подводя итоги, хочу задать вам вопрос. Как вы думаете слово можно увидеть? Потрогать? Я предлагаю вам увидеть и потрогать слово!

- Выразите одним словом свое мнение или впечатление о мероприятии, не повторяя высказывания (педагоги передают слово друг другу, высказываются).

Я желаю вам уметь видеть и слышать слово, уметь с ним управляться (изменять и составлять), и научить этому ваших детей!

Спасибо за внимание, за активное участие в семинаре-практикуме! Успехов в работе!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формирование лексико-грамматических средств языка в рамках комплексно-тематического планирования образовательного процесса в ДОУ Подготовила: Учитель-логопед Морозкова Л.Г.

Слайд 2

РЕЧЕВОЙ НАВЫК Компонент сознательно выполняемой деятельности; речевое действие, достигшее в результате выполнения упражнений (подготовительных, тренировочных) степени автоматизма.

Слайд 3

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие» развитие общения и взаимодействия ребёнка со взрослыми и сверстниками социализация, развитие общения, нравственное воспитание

Слайд 4

Образовательная область «Познавательное развитие» формирование первичных представлений о себе. Других людях, объектах окружающего мира, их свойствах и отношениях (форме. Цвете, размере, материале, звучании, ритме, темпе, количестве, числе, части и целом, пространстве и времени, движении и покое, причинах и следствиях и др.) развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации

Слайд 5

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие» стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений развитие предпосылок ценностно – смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного , мира природы)

Слайд 6

Образовательная область «Физическое развитие» правильное формирование опорно-двигательной системы организма, развитие равновесия, координации движений, крупной и мелкой моторики овладение элементарными нормами и правилами здорового образа жизни

Слайд 7

Образовательная область «Речевое развитие» владение речью как средством общения обогащение активного словаря развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи развитие речевого творчества развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха знакомство с книжной культурой, детской литературой, понимание на слух текстов различных жанров детской литературы формирование звуковой аналитико – синтетической активности как предпосылки обучения грамоте приобщение к художественной литературе

Слайд 8

Формирование лексической стороны речи Словарь ребёнка представляет собой набор отдельных слов. формируется некоторая система слов, относящихся к данной ситуации ,образуются их группы (обобщения). осознание сходства определённых элементов и объединяет лексемы в тематические группы Синонимы + словообразовательные средства

Слайд 9

Формирование лексики Расширение объёма словаря. конкретные существительные из повседневной лексики Редко употребительная предметная лексика конкретные существительные, названия которых отличаются фонетической и семантической близостью прилагательные, характеризующие цвет, форму предметов глагольный словарь.

Слайд 10

Формирование лексики формирование структуры значения слова Назвать одним словом серию картинок Игра «Наоборот» Закончи предложение, подбери слово «неприятель» Характеристика предмета

Слайд 11

Формирование лексики формирование структуры значения слова Объясни значение слов в словосочетаниях Угадай обобщающее слово по признакам Угадай название предмета по описанию

Слайд 12

Формирование лексической системности Ассоциации Классификации Лишний предмет Разложи картинки по сходству

Слайд 13

Формирование синтагматических связей Точное употребление слов в речевом потоке (в словосочетаниях, предложениях, тексте) Кто как передвигается? Кто как ест? Кто как голос подает? Кто каки звуки издает? (дверь скрипит, листья шуршат) Когда человек ест? Кто что умеет делать? Пословицы и поговорки, фразеологизмы

Слайд 14

Грамматический строй – система взаимодействия слов между собой в словосочетаниях и предложениях. Морфологический уровень предполагает умение владеть приемами словоизменения и словообразования Синтаксический – умение составлять предложения, грамматически правильно сочетать слова в предложении

Слайд 15

Морфология (словоизменение) грамматическое свойство слова – изменение по родам, падежам, числам

Слайд 16

Словообразование создание нового слова на базе имеющегося с помощью специальных средств – суффиксы, приставки и т. п

Слайд 17

Синтаксис построение простых и сложных предложений, сочетаемость и порядок слов

Слайд 18

Основой для проведения занятий по развитию речи служат постепенно расширяющиеся знания детей об окружающей жизни в соответствии с комплексно-тематическим планом организации образовательного процесса («Помещение детского сада», «Профессии», «Одежда», «Посуда», «Продукты питания», «Игрушки», «Осень», «Овощи», «Фрукты»…).

Слайд 19

Необходимым элементом при прохождении каждой новой темы являются упражнения по развитию логического мышления, внимания, памяти. Широко используется сравнение предметов, выделение ведущих признаков, группировка по ситуации, по назначению, по признакам и т. д., выполнение заданий по классификации предметов, действий, признаков (с помощью картинок).

Слайд 20

Формирование лексического запаса и грамматического строя в процессе совместной деятельности воспитателя и детей осуществляется поэтапно : дети знакомятся непосредственно с изучаемым явлением дети с помощью отчетливого образца речи воспитателя учатся понимать словесные обозначения этих явлений воспитатель организует речевую практику детей, в которой закрепляются словесные выражения, относящиеся к изучаемым явлениям

Слайд 21

«Сам себе режиссер»

Слайд 22

«Рассказать скороговорку тяжелей, чем влезть на горку…»

Слайд 23

«Чудесный мешочек »

Слайд 24

«Объявление»

Слайд 25

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме «Проблемы современного общества. Наркомания» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка по теме «СПИД» Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Методическая разработка по теме «Моя семья». Лексико-грамматические упражнения» по дисциплине Иностранный язык (английский)

Данная методическая разработка составлена в соответствии с Рабочей программой по дисциплине «Иностранный язык (английский)» и соответствует требованиям Федерального Государственного образовательного с...

Использование визуальных кластеров для формирования лексико-грамматических навыков у учащихся начальной школы

Эффективность использования визуальных кластеров в раннем обучении иностранным языкам убедительно доказана психологами, психолингвистами и методистами всего мира. Визуальные кластеры служат наглядными...

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речи в старшей группе «Животные в русских народных сказках»

Конспект ООД по формированию лексико-грамматического строя речив старшей группе «Животные в русских народных сказках»...