Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях.
статья

Овчаренко Зинаида Владимировна

Научная работа студента – это важная часть образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Исследовательская, проектная деятельность является двигателем развития познавательного интереса у обучающегося. В процессе обучения студент может раскрыть свой потенциал при помощи научной деятельности и в дальнейшем двигаться в этом направлении. Развитие студенческого научного общества является важной задачей в СПО, так как студенты, стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов, которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ovcharenko_zv_statya_pirogovskie_chteniya.docx27.72 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие студенческого научного сообщества в профессиональных образовательных организациях.

Овчаренко Зинаида Владимировна,

преподаватель ГБПОУ СПО ДЗМ «МК №6»

Научная работа студента – это важная часть образовательного процесса в системе среднего профессионального образования. Исследовательская, проектная деятельность является двигателем развития познавательного интереса у обучающегося. В процессе обучения студент может раскрыть свой потенциал при помощи научной деятельности и в дальнейшем двигаться в этом направлении. Развитие студенческого научного общества является важной задачей в СПО, так как студенты, стремятся совершенствовать свои знания в определенной области науки, развивать свой интеллект, приобретать умения и навыки исследовательской деятельности под руководством педагогов и других специалистов, которые помогут им в будущей профессиональной деятельности.

Целью создания научного студенческого общества является выявление и поддержка студентов, склонных к научно-исследовательской и творческой деятельности. Членом СНО может быть любой студент, изъявивший желание заниматься научно - исследовательской работой.

Основная цель исследовательской работы заключается в повышении качества преподавания на основе учета уровня подготовки и особенностей ценностно-мировоззренческих представлений студентов. Различные направления деятельности СНО направлены на формирования общих и профессиональных компетенций студента. Участие в конференциях дает обучающимся полную картину того, как будет выглядеть защита диплома, то есть навыки публичного выступления. Это позволит участникам СНО увереннее себя чувствовать на различных выступлениях как в период обучения, так и в профессиональной деятельности.

В данной статье предлагается ознакомиться с результатами работы СНО студентов медицинского колледжа, которым были предложены вопросы анкеты включающие следующие проблемы: основная часть -  проблемы биоэтики, вторая – мировоззренческие вопросы, третья - общие данные.

Основа анкеты — это вопросы, касающиеся главных тем биоэтики: статус эмбриона, искусственный аборт, экстракорпоральное оплодотворение, эвтаназия. Но им предшествуют общие вопросы.

Ответы на вопрос: «С Вашей точки зрения, нужна ли клятва врача, медсестры?», - свидетельствуют о значении для большинства студентов основных морально-этических правил - не навреди, принципов справедливости и милосердия. Количество студентов, ответивших утвердительно, составило 91,4%. Однако, одновременно с этим отмечается небольшая отрицательная тенденция среди будущих специалистов не соблюдать вышеупомянутые принципы – 5,5% ответили «нет». Затруднились ответить – 3,1%.

 Второй вопрос: «Согласны ли, Вы с утверждением, что понятие медицинского профессионализма предполагает моральные качества медика и приобретенное этическое знание?», показывает отношение студентов к осваиваемому этическому знанию. Согласились с данным утверждением – 92%, не согласились – 4% респондентов. Около 4% опрошенных затруднились ответить.

Студентам был задан вопрос: «В чём, с Вашей точки зрения, кроется основная причина неблагополучного положения дел в нашей медицине?» и были предложены 2-а варианта ответа: недостаток материальных ресурсов, духовно-нравственный кризис общества. Большинство студентов – 62,6% видят основную причину неблагополучия в медицине в недостатке материальных ресурсов. С духовно-нравственным кризисом общества связывают тяжёлое положение в медицине – 18,8% учащихся.

Для определения мнения будущих медиков по проблеме статуса эмбриона, им было предложено закончить фразу: «Я думаю, что жизнь человека начинается с момента…», выбрать один из 4-х вариантов ответов.

Большинство студентов связывает начало жизни человека с моментом зачатия – 62,5%, вторую группу по численности составили студенты, считающие началом жизни человека – рождение – 26,6%. Остальные варианты ответов предпочли небольшое число студентов: “с12 недель” - 3,1%, “с 22 недель” 6,5%. Преобладание среди студентов отношения к эмбриону как к человеку, объясняет то, что 52,0% опрашиваемых согласны с утверждением о сходстве искусственного аборта и убийства. Не согласились с этим утверждением - 31,6% опрошенных учащихся, затруднились ответить - 16,4%.

На вопрос: «Как Вы считаете, можно ли делать искусственный аборт?», - более половины студентов дали положительные ответы – 55,7 %, несмотря на то, что 62,5 % этой же опрашиваемые студенты связывают начало жизни человека с моментом зачатия. Отрицательные ответы дали 27,3 % опрошенных студентов, затруднились ответить – 17,6 %.

На вопрос: «По Вашему мнению, должен ли медик иметь право отказаться от проведения аборта по моральным убеждениям?», - учащиеся отвечают следующим образом: утвердительно – 57 %, отрицательно – 31,3 %, затруднились ответить – 11,7 %. Большинство студентов считают, что в случае отказа производить аборт любой медицинский работник (студент), не будет подвергаться административному давлению и ему будет гарантировано сохранение рабочего (учебного) места. Позиция большинства студентов совпадает с   Декларацией о медицинских абортах, пункт 6 которой гласит: «Если личные убеждения не позволяют врачу рекомендовать или сделать медицинский аборт, он должен перепоручить пациентку компетентному коллеге» (принята 24-й Всемирной медицинской ассамблеей, Осло, Норвегия, август 1983; дополнена в 1983 г.).

В нашем исследовании отмечается преобладание «положительных» ответов на вопрос о допустимости эвтаназии. На вопрос: «Считаете ли Вы допустимой эвтаназию?» - ответили положительно – 39,8%, студентов отрицательные ответы составили 36,7%, затруднились ответить – 23,4%.

  По данным опроса, проведенного среди студентов, 52% опрошенных высказались «за» эвтаназию. Большинство студентов, допускающих эвтаназию, объясняют это тем, что «это гуманно, облегчит страдания, избавит от мучений». Сторонники эвтаназии, затрудняются ответить на вопросы -  зачем нужны отделения эндотоксикологии, например, в больнице им. Склифосовского, где спасают самоубийц? Ведь у пациентов есть право «на смерть», и это их выбор «на жить».  Анализ ответов на   мировоззренческие вопросы показывает, что большинство студентов не безразличны к религии. Был предложен вопрос: «Допускаете ли Вы преподавание ряда тем (смерть, жизнь как ценность) по курсу биомедицинской этики духовным лицом (священником?)». Большая часть опрошенных студентов ответили утвердительно - 55,9%.  

Интересные ответы были получены на следующий   вопрос – «Можете ли Вы назвать человека, который являлся бы для Вас идеалом медика?». Имя идеала медика было предложено вписать. Результаты опроса показали, что 61,3% студентов не имеют своего идеала медика. Утвердительно ответили на вопрос 38,7% студентов, из них лишь 30,9% его назвали. Ответы студентов, назвавших свой идеал медика: Родители и близкие родственники – 8,6 %; выдающиеся учёные – 12,5 %; преподаватели – 9,8 %.

Среди выдающихся учёных называли имена: Гиппократа, Н. И. Пирогова, Н.Ф. Филатова, Ф. П. Гааза, Св. Архиепископа Луки (Войно-Ясенецкого), и других. Чаще других упоминалось имя Н.И. Пирогова – 6,6 %.

Данная работа показывает, что создание СНО в профессиональных образовательных учреждениях помогает выявить проблемы вновь поступивших студентов и помочь им преодолеть трудности в процессе получения профессиональных знаний, организовать работу для эффективного формирования личностно-профессиональных качеств. Привлекать наиболее одарённых студентов к целенаправленной научной и научно-организационной работе, освоению инноваций в различных областях знания; продвижение наиболее активных и перспективных студентов для их использования в качестве кадрового потенциала. Всё это позволяет сделать вывод о потенциале студенческого научного общества в обеспечении социально-культурных условий личностного саморазвития молодого поколения.

Список литературы

  1. Григорьева Е.И., Панкова Е.И. Студенческое научное общество как фактор личностно- профессионального саморазвития в социально-культурной сфере/ Е.И. Григорьева, Е.И. Панкова// Вестник МГУКИ. 2017. №1.
  2. Мясникова Т. В.  Развитие творческого потенциала студентов учреждений среднего профессионального образования в студенческом научном обществе: дис. на соиск. учён. степ. кандидата педагогических наук: 13.00.01 – общая педагогика, история педагогики и образования / Мясникова Татьяна Вячеславовна; Чувашский государственный педагогический университет имени И. Я. Яковлева. Чебоксары, 2010. 185с.
  3. Мохов Е.М., Морозов А.М., Кадыков В.А., Аскеров Э.М., Любский И.В., Сядрин М.Г., Пельтихина О.В., Хорак К.И. Влияние студенческого научного общества на формирование компетентного специалиста // Современные проблемы науки и образования. – 2019. – № 1.
  4. Кондратьева Т.Н. Организация деятельности студенческого научного общества: обобщение опыта и перспективы дальнейшего развития / Т.Н. Кондратьева, Н.В. Матвеева // Развитие образования. – 2019. – № 2

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Горжусь своим прадедом, дедом, отцом!»:материалы Всероссийской научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Май 2021 г./Лискинский промышленно- транспортный техникум имени А.К.Лысенко.-Лиски

Азизов Д.А., Завьялова С.В. Прадеды - участники Великой Отечественной войны. С. 25Манжетова А.О., Завьялова С.В. Треугольники судьбы. С. 29Капустина К.М., Завьялова С.В. Прадедушка - ветеран Великой О...

«Человек и закон»»: материалы Всероссийской (с международным участием) студенческой научно-практической конференции среди школьников и студентов профессиональных образовательных организаций. Январь 2022 г./ Лиски: ГБПОУ ВО «ЛПТТ имени А.К. Лысенко», 2022

Голышев Д., Завьялова С.В. Долг и обязанности человека и гражданина. С. 43Кислицына Ю., Завьялова С.В. Правовая культура как одно из условий правопорядка в обществе. С. 61Колеватов И., Завьялова С.В. ...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-пелагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней професионализации как условии построения кар...

Материалы региональной научно-практической конференции «ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СРЕДА ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ: НАУКА И ПРАКТИКА»

Издание содержит статьи об актуальных методах и приёмах обучения и воспитания, о психолого-педагогическом сопровождении образовательного процесса, о ранней профессионализации как условии построения ка...