Открытый урок по русскому языку "Правописание н и нн в различных частях речи"
план-конспект урока

Антонова Юлия Михайловна

Цель урока: повторить ранее изученное о правописании н и нн в разных частях речи, расширить знания по теме, совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов, прививать любовь к своей будущей профессии.  Определить самим тему урока по предложенным пословицам и   цели урока. Работа в группах. По данным таблицам вспомнить правила правописания н-нн в разных частях речи. 1 группа- н-нн в прилагательных, образованных от существительных, 2 группа- н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных, 3 группа- н-нн в наречиях и существительных. Закрепление материала: коллективная и самостоятельная  работа с карточками, словарная диктовка, проблемная ситуация(правописание кратких прилагательных и причастий), распределительный диктант( краткие причастия-краткие прилагательные), тест. В конце пары  творческая работа. Дифференцированное задание. 1 группа. Сочинение-миниатюра на тему "Моя будущая профессия", используя слова на пройденную тему "Правописание н и нн в различных частях речи". 2 группа. Придумать предложения на тему "Моя будущая профессия", используя слова на пройденную тему "Правописание н и нн в различных частях речи".

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

образовательное учреждение

Кумертауский горный колледж

Открытый урок по русскому языку

"Правописание Н и НН в различных частях речи"

                                                             

http://novoaltaysk.online/wp-content/uploads/2017/07/%D1%81%D0%B8%D0%BC%D0%B2%D0%BE%D0%BB.jpg

                                                                                              Выполнила Антонова Юлия Михайловна,                преподаватель русского языка и литературы

г.Кумертау-2021г.

Тема: «Правописание Н и НН в различных частях речи».

       Цели урока.

      Образовательные:

1) повторить ранее изученное о правописании н-нн в разных частях речи;

2) расширить знания по теме урока;

3) закрепить навыки правописания н-нн в разных частях речи;

4) обеспечить овладение обучающимися навыками грамотного письма;

5) способствовать формированию у студентов умения находить и исправлять орфографические ошибки;

     Развивающие:

1) совершенствовать орфографическую и речевую грамотность студентов;

2) развивать навыки самоконтроля, необходимые при выполнении заданий;

3) обогащать словарный запас студентов;

     Воспитательные:

1) способствовать повышению мотивации к учебной деятельности;

2) воспитывать стремление к грамотной речи;

3) воспитывать любовь к родному русскому языку;

4) прививать любовь к своей будущей профессии

    Тип урока: комбинированный урок

    Формы работы: фронтальная, групповая, парная, индивидуальная.

    Оборудование: презентация, раздаточный материал.

                                                 Ход урока

1. Организационный момент.

- Добрый день, ребята! Я рада вас видеть на сегодняшнем уроке.

СЛАЙД 1  

Хочу обратить ваше внимание на слова Элберта Хаббарда, английского писателя: «Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку».

- Как вы понимаете эти слова? (Все мы в жизни совершаем ошибки. Но это не самое страшное, главное все вовремя понять и постараться исправить! Ведь согласитесь, ничего не делая, ничего и не добьешься! Поэтому я желаю вам добиться хороших результатов на этом уроке).

2. Проверка домашнего задания

1. Упр. 219, стр.243 (Повторить правописание дефиса в наречиях. )

СЛАЙД 2

3. Постановка темы, цели урока. 

- Перед вами предложения. Прочитайте их:

1. Ласково слово - что весенний день.

2. Сказанного не воротишь, потерянного не найдешь.

3. Что написано пером, не вырубишь топором.

4. Выговоренное слово уже не проглотишь.

- Как вы думаете, что объединяет эти предложения? (Это пословицы и поговорки, их объединяет общая тема «слово»)

- Какая орфограмма объединяет эти предложения? (в каждом предложении есть орфограмма н-нн).

- Скажите в каких частях речи может встречаться эта орфограмма? (прилагательные, причастия, наречия, существительные).

- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (правописание н-нн в разных частях речи). СЛАЙД 3

- Откройте тетради, запишите число, классная работа и тему нашего урока. 

СЛАЙД 4

- Давайте попробуем определить цели нашего урока (повторить правила правописания н-нн в разных частях речи; грамотно писать слова с данной орфограммой, подготовиться к экзамену.)

4. Повторение изученного материала. Групповая работа

- Вами была поставлена цель урока: повторить правила правописания н-нн в разных частях речи. Я предлагаю повторить правила, работая в группах.

- Вам даны таблицы с примерами правописания н-нн в разных частях речи. Ваша задача по примерам вспомнить и восстановить правила правописания данной орфограммы.

СЛАЙД 5

1 группа – н-нн в прилагательных, образованных от существительных. 

СЛАЙД 6

2 группа – н-нн в причастиях и отглагольных прилагательных.

СЛАЙД 7-8

3 группа – н-нн в наречиях, существительных 

( Защита своих ответов. Проверка по слайдам ) 

5. Закрепление материала

- Вы отлично справились с данной работой. Теперь давайте применим теорию на практике.

5.1. Работа в парах.

1.Перед вами карточки со словами. Ваша задача объяснить правописание н-нн.

Кожа…..ый портфель, ветре…..ый человек, масля…..ая лампа, бараба...ая дробь, болезне…..ый вид, чугу…...ая решётка, каме…..ая стена, деревя…..ая ложка, соломе…..ая шляпа, революцио…...ые лозунги, муравьи…..ые тропы, масле…..ая неделя, оловя…...ый солдатик, безветре…...ый день, сви…...ая ножка, искусстве...ый камень, глин...ый кувшин. 

2.Подобрать паронимы к словам искусственный, глиняный.


4. СЛАЙД 9

  Необходимо различать прилагательные, орфография которых зависит от их значения: (запишите эти прилагательные вместе с их значениями в тетрадь)

а) ветреный – «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» – перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной – «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс –ян–, ср.: ветрянка – разг.;

б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица);

масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»);

5.2. 

1.Словарная диктовка.

Задание: объяснить правописание н и нн в причастиях и отглагольных прилагательных.
Груженая баржа; разгруженная баржа; баржа, груженная арбузами; негруженая баржа; неразгруженная баржа; вскипяченная вода; некипяченая вода; выкрашенный пол; некрашеный пол; запутанная история; путаный ответ; жареные грибы; гусь, жаренный в масле, поджаренные пирожки.

2. Самостоятельная работа по карточкам.

1.Смеша .. ый лес
2.Рискова .. ый поступок
3.Вкусное мороже .. ое
4.Ране .. ый в голову солдат
5.Карти .. ая галерея
6.Песча .. ая отмель
7.Богатое прида .. ое
8.Краше .. ая в мастерской шерсть
9.Серебря ..ый перстень

10.Негашё .. ая известь
11.Были .. ый богатырь
12.Стекля..ая дверь
13.Варё ..ая колбаса
14.Купле .. ые в кредит товары
15.Ветре ..ый человек
16.Незва .. ый гость
17.Нежда ..ый визит товарища
18.Румя ..ый мальчуган

Самопроверка. СЛАЙД 10-11

5.3. Правописание кратких прилагательных и причастий. Проблемная ситуация СЛАЙД 12

- Создание проблемной ситуации. На экране два предложения: Девочка воспита…а детской спортивной школой. Девочка воспита…а и образова..а.

В первую очередь скажем, что имеем дело с краткой формой. Но при определении части речи мы можем столкнуться с трудностями, т.к. некоторые части речи могут быть омонимичны.

- Какие слова называются омонимами?(одинаковые по произношению и написанию, но разные по ЛЗ.)

- Составим алгоритм. 

СЛАЙД 13

Выполним распределительный диктант (в правый столбик – краткие причастия, в левый – краткие прилагательные)

Память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, газета прочита…а, девушка начита…а, вина доказа..а.

5.4 Написание –н–и –нн– в существительных.

— Когда в существительных и наречиях  пишется н и нн? 

 СЛАЙД 14

Задание (отработка умения писать Н-НН в существительных):

       запишите слова в два столбика с –н– и –нн–

Дружи…ик, согласова…ость, труже…ик, умышле..о, сосредоточе..о, имени…ик, костя…ика,  организова…ость, мали…ик, родстве…ик, гости…ица, совреме…ик, оси…ик, ю..ость, пле…ик, бессо…ица, масле…ица, поле…ица, довере…ость, торфя…ик, избра…ик, смышле…ость, образова…ость, тума…ость, увере..о.

     

      СЛАЙД 15                           Проверка:             

           –нн–                                                                           –н–

дружинник                                                                        

согласованность 

умышленно        

сосредоточенно                                                                труженик

именинник                                                                         костяника

организованность                                                              гостиница

малинник                                                                            юность

родственник                                                                       масленица

современник                                                                      торфяник

осинник                                                                              смышленость

пленник                                                                             

бессонница

поленница

доверенность

избранник

образованность

туманность

уверенно

5.5. СЛАЙД 16                 Выполнить тест. 

Тест

1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина.

1.        1,2,3           2. 2,3,4                        3. 1,3                       4. 1,2,4

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

          К  дому  была  пристрое(1)а  веранда,  краше(2)ая  масля(3)ой  краской.

        1. 1       2.  1,2                  3. 2,3              4. 2

 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Берестя(1)ые  грамоты,  найде(2)ые  при  раскопках,  были тщательно изуче(3)ы специалистами.

        1.1,2,3        2. 2,3        3. 2        4. 3

4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

Броше(1)ый  после  прошлогоднего  наводнения  дом,  с  вылинявшими  беле(2)ыми  стенами,  с  безжизне(3)ыми  пустыми  окнами, производил тяжелое впечатление.

1.1,2        2. 1,2,3        3.1,3        4. 2

5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН?

 На галерее какой-то смяте(1)ый гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевяза(2)ую банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей». Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освеще(3)ую сцену и видели самые верные и праведные водя(4)ые знаки.

  1. 1,2,3                   2. 1,2,4                 3. 1,3                       4. 2

5.6. СЛАЙД 17    Творческая работа.  Дифференцированное задание.

1 группа. Сочинение -миниатюра  на тему "Моя будущая профессия", используя слова на пройденную тему "Правописание н и нн в разных частях речи".

2 группа. Придумать предложения на тему "Моя будущая профессия", используя слова на пройденную тему "Правописание н и нн в разных частях речи".

6. Подведение итогов

- Итак, наш урок завершается. Давайте вспомним, какие цели мы поставили в начале урока: Достигли ли мы их? Какие затруднения у нас возникли?

7. Домашнее задание. 

1. Повторить теоретический материал

8. Рефлексия

- Выразите ваши впечатления от урока, продолжите предложения:

На уроке я узнал(а)….

Научилась (лся), смог(ла)…….

Могу похвалить себя за…….

9. Комментированное выставление оценок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Худшая ошибка, которую можно совершить в жизни, - все время бояться совершить ошибку. Элберт Хаббард

Слайд 2

1. Ласковое слово- что весенний цветок. 2. Сказанного не воротишь, потерянного не найдёшь. 3. Что написано пером, не вырубишь топором. 4. Выговоренное слово уже не проглотишь.

Слайд 3

Тема урока: «Правописание Н и НН в различных частях речи» Преподаватель Антонова Юлия Михайловна

Слайд 4

Задачи урока: Повторить ранее изученное о правописании Н и НН в причастии, имени прилагательном, существительном, наречии. Систематизировать знания о правописании Н и НН в различных частях речи; Готовиться к сдаче экзамена в формате ЕГЭ Учиться применять полученные знания на практике.

Слайд 5

Н и НН в именах прилагательных -Н- пишется: Образованных от существительных с помощью суффиксов - ан -, - ян -, - ин - Напр .: кожаный, глиняный, лебединый Искл .: дерев янн ый, олов янн ый, стекл янн ый В суффиксах прилагательных –онн-, -енн - пишется НН Напр .: станци онн ый, солом енн ый Запомните : ветр ен ый (день, человек) В прилагательных, образованных от существительных с основой на –Н-. Напр . : сте нн ой (стен-а), исти нн ый (истин-а) В кратких прилагательных пишется столько же –Н-, сколько в полных. Напр .: ветре н а (ветре н ый), пусты нн а (пусты нн ый)

Слайд 6

Причастия -НН- Отглагольные прилагательные -Н- Некоше н ый клевер кошеный Скоше нн ый клевер скосить (сов.в.) Нескоше нн ый клевер скошенный Коше н ый клевер косить (несов.в.) Клевер, коше нн ый июльским утром (причаст.оборот)

Слайд 7

Н и НН в именах существительных В производных существительных пишется столько же –Н-, сколько и в производящей основе. Напр.: пута н ик (пута н ый), избра нн ик (избра нн ый)

Слайд 8

Н и НН в наречиях В наречиях на – о (-е) пишется столько – Н –, сколько и в прилагательном, от которого данное наречие образовано. Напр.: интерес н о (интерес н ый), умышле нн о (умышле нн ый)

Слайд 9

Необходимо различать прилагательные , орфография которых зависит от их значения . а) ветреный – «сопровождаемый ветром, с ветром» (ветреная погода), «легкомысленный» – перен. (ветреная девушка, молодежь); ветряной – «приводимый в действие силой ветра» (ветряной двигатель, насос, мельница); в сочетании ветряная оспа у прилагательного пишется суффикс –ян–, ср.: ветрянка – разг.; б) масленый - «пропитанный маслом, смазанный, запачканный маслом» (масленые блины, каша, руки), перен. (масленые глаза, масленый голос, также: масленая неделя - масленица); масляный - «для масла, из масла, на масле» (масляное печенье, масляная краска, масляный двигатель, насос и т.п.); ср.: масляная бутыль («предназначенная для масла») и масленая бутыль («испачканная маслом»).

Слайд 10

Самопроверка 1.Смеша нн ый лес 2.Рискова нн ый поступок 3.Вкусное мороже н ое 4.Ране нн ый в голову солдат 5.Карти нн ая галерея 6.Песча н ая отмель 7.Богатое прида н ое 8.Краше нн ая в мастерской шерсть 9.Серебря н ый перстень 10.Негашё н ая известь 11.Были нн ый богатырь 12.Стеклянная дверь 13.Купле нн ые в кредит товары 14.Варё н ая колбаса 15.Ветре н ый человек 16.Незва н ый гость 17.Нежда нн ый визит товарища 18.Румя н ый мальчуган

Слайд 11

Ошибки 0-2 - «5» 3-5 - «4» 6-9 - «3» Больше 9- «2»

Слайд 12

Написание кратких прилагательных и причастий Девочка воспита…а детской спортивной школой. Девочка воспита…а и образова..а.

Слайд 13

Распределительный диктант Выполним распределительный диктант (в правый столбик – краткие причастия, в левый – краткие прилагательные) Память свяще…а, население собра…о, походка медле…а, газета прочита…а, девушка начита…а, вина доказа..а.

Слайд 14

Н и НН в существительных и наречиях Дружи…ик, согласова…ость, труже…ик, умышле..о, имени…ик, сосредоточе..о, костя…ика, организова…ость, мали…ик, родстве…ик, гости…ица, совреме…ик, оси…ик, ю..ость, пле…ик, бессо…ица, масле…ица, поле…ица, довере…ость, торфя…ик, избра…ик, листве…ица, смышле…ость, образова…ость, тума…ость, увере..о.

Слайд 15

Проверка нн дружинник н согласованность умышленно сосредоточенно труженик именинник костяника организованность гостиница малинник юность родственник масленица современник торфяник осинник смышленость пленник бессонница поленница доверенность 0-2 ош. - «5» избранник 3-6 ош. – «4» образованность 7-10 ош. – «3» туманность больше 10 ош.- «2» уверенно

Слайд 16

Тест 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Окрыле(1)ый успехом своей поэмы, Парни издал сборник «Украде(2)ый портфель», куда вошла забавная пародия на поэму Мильтона «Потеря(3)ый рай». Но все же наиболее известными остаются его любовные элегии, в которых соедине(4)ы ирония и меланхолия, изящество и глубина. 1) 1,2,3 2) 2,3,4 3) 1,3 4) 1,2,4 2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? К дому была пристрое(1)а веранда, краше(2)ая масля(3)ой краской. 1) 1 2) 1,2 3) 2,3 4) 2 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Берестя(1)ые грамоты, найде(2)ые при раскопках, были тщательно изуче(3)ы специалистами. 1) 1,2,3 2) 2,3 3) 2 4) 3 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? Броше(1)ый после прошлогоднего наводнения дом, с вылинявшими беле(2)ыми стенами, с безжизне(3)ыми пустыми окнами, производил тяжелое впечатление. 1) 1,2 2) 1,2,3 3) 1,3 4) 2 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых пишется НН? На галерее какой-то смяте(1)ый гражданин обнаружил у себя в кармане пачку, перевяза(2)ую банковским способом и с надписью на обложке: «Одна тысяча рублей». Поднимались сотни рук, зрители сквозь бумажки глядели на освеще(3)ую сцену и видели самые верные и праведные водя(4)ые знаки. 1) 1,2,3 2) 1,2,4 3) 1,3 4) 2 Ответы: 1) 1 2) 1 3) 2 4) 3 5) 1 0 ош.- «5», 1 ош.- «4», 2-3 ош. – «3», больше 3 ош. – «2»

Слайд 17

Творческая работа. Сочинение-миниатюра Дифференцированное задание. Написать сочинение-миниатюру на тему «Моя будущая профессия», используя слова на тему урока. Написать предложения на тему «Моя будущая профессия», используя слова на тему урока.

Слайд 18

Спасибо за урок! Желаю удачи в изучении русского языка!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по Русскому языку

Предметная область: Письмо и  развитие речи.Тема урока: Обобщение знаний о словах – названиях предметов, признаков предметов, действий предметов....

Открытый урок по русскому языку в 8 классе "Вводные и вставные конструкции. Знаки препинания при них"

Урок систематизации и обобщения знаний  по теме "Вводные и вставные конструкции" (на материале художественного произведения А.П. Чехова "Степь")...

Открытый урок - «Лексика русского языка как система»

Методическая разработкаКОНСПЕКТ ОТКРЫТОГО УРОКАпреподавателя русского языкаГАПОУ СО «Вольский педагогический колледж им. Ф.И. Панферова» Чубарых Татьяны Евгеньевны  АННОТАЦИ...

Презентация для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме:«Имя существительное как часть речи»

В презентации представлена методическая разработка, для обучающихсяс  ограниченными возможностями здоровья, по формированию универсальных учебных действий на уроке русского языка по теме::&l...

Открытый урок по швейному делу "«Пошив грелки на чайник». Практическая часть.

Грелка на чайник–предмет незатейливый. Это был сшитый из тёплой ткани колпак. Внешний вид зависел от фантазии того, кто её делал. Своими руками рукодельницы могут связать грелку на чайник крючко...

Открытое занятие на тему"Суффиксы в различных частях речи"

Занятие разработано, для подачи документов на первую категорию....

Открытое занятие на тему"Суффиксы в различных частях речи"

Занятие разработано, для подачи документов на первую категорию....