Региональный конкурс методических разработок и лучших практик педагогических работников профессиональных образовательных организаций Смоленской области «Моя педагогическая копилка»
методическая разработка

Юденич Лариса Михайловна

Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zayavka.docx13.68 КБ
Файл rabota_na_konkurs.docx290.02 КБ

Предварительный просмотр:

Анкета-заявка

на участие в региональном (заочном) конкурсе методических разработок и

лучших практик педагогических работников профессиональных

образовательных организаций

«Моя педагогическая копилка»

1. Наименование работы: Практические занятия по МДК.01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий как один из способов подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену по специальности 35.02.08 Электрификация и автоматизация сельского хозяйства

2. Номинация № 3 «Лучшая практика организации практических занятий»

3. Профессиональная образовательная организация: СОГБОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

4. Фамилия, имя, отчество (полностью): Юденич Лариса Михайловна

5. Должность: преподаватель

6. Преподаваемая дисциплина: МДК. 01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий

7. Контактная информация:

мобильный телефон +7(951)718-21-12

e-mail: lm-61@mail.ru

сайт: https://nsportal.ru/larisa-yudenich

Подпись руководителя

МП



Предварительный просмотр:

Конкурс:

«Моя педагогическая копилка»

Номинация № 3 «Лучшая практика организации практических занятий»

Тема:

ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАНЯТИЯ ПО МДК.01.02 СИСТЕМЫ АВТОМАТИЗАЦИИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫХ ПРЕДПРИЯТИЙ КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ДЕМОНСТРАЦИОННОМУ ЭКЗАМЕНУ ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ 35.02.08 ЭЛЕКТРИФИКАЦИЯ И АВТОМАТИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Автор: Юденич Лариса Михайловна – преподаватель

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

г. Рославль

1  Пояснительная записка

1.1  Цели, задачи разработки

Повышение качества подготовки обучающихся на основе стандартов WorldSkills. Первоначально было знакомство с нормативно-правовыми документами, изучение чемпионатов по стандартам WorldSkills разных лет, опыта работы других преподавателей. Затем поиск и отбор форм и методов обучения, эффективных для подготовки обучающихся к демонстрационному экзамену.

Исходя из этого, главной задачей, которая стоит перед образовательной организацией, становится качественная подготовка обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена, поэтому каждый педагог апробирует в своей работе наиболее эффективные методы, формы и технологии обучения.

Ведущая идея данной методической разработки – повышение качества подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена на основе практических занятий.

1.2  Актуальность

Присоединение нашей страны в 2012 году к движению WorldSkills показало необходимость пересмотра подхода к профессиональному образованию на государственном уровне. Привлекательность стандартов WorldSkills состоит не только в популяризации рабочих профессий посредством организации и проведения конкурсов по профессиональному мастерству, но в первую очередь в возможности на практике познакомится с мировыми профессиональными стандартами. В результате можно сказать, что реформа профессионального образования началась и перед нами стоят задачи приведения образовательных программ в соответствие с современными требованиями.

Подготовка обучающихся к демонстрационному экзамену поставила перед преподавателями множество вопросов. Демонстрационный экзамен для каждого из студентов будет проверкой их знаний и умений на актуальность, а для преподавателей – поводом к пересмотру учебных программ и методики оценивания.

1.3 Оригинальность, новизна, преимущества конкурсной работы

В учебном процессе использование заданий, составленных в формате WorldSkills для проведения практических занятий, дает возможность провести полноценную процедуру оценивания по стандартам WorldSkills и подготовить обучающихся к выполнению конкурсных заданий на демонстрационном экзамене.

Следуя основополагающим принципам WorldSkills «Справедливость и актуальность» методика оценивания практических работ студентов дает, безусловно, справедливую оценку знаний и умений, показанных здесь и сейчас.

Эта система оценивания дает четкое понимание, какие знания и навыки усвоены и закреплены обучающимися и показывает проблемные точки в образовательном процессе. При всех своих «плюсах» на сегодняшний день можно констатировать, что студенты без дополнительной подготовки выполнять такого рода задания не готовы.

1.4 Практическая значимость разработки для системы СПО с указанием целевой аудитории

Данная разработка предназначена для преподавателей, реализующих программы среднего профессионального образования. Использование принципов и стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества образования и средство повышения его качества. Движение WorldSkills можно использовать для проектирования современного образовательного процесса, обеспечивающего высокий уровень подготовки специалиста среднего звена. Кроме того, методическая разработка на примере практической работы по МДК. 01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий показывает, как можно проводить практические занятия в формате демонстрационного экзамена, тем самым подготавливая обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена.

1.5 Обоснование соответствия нормативно-правовым актам и готовность к внедрению или степень внедрения в образовательный процесс

В послании Федеральному Собранию 4 декабря 2014 года Президентом Российской Федерации дано поручение, направленное на развитие системы подготовки рабочих кадров: «К 2020 году как минимум в половине колледжей России подготовка по 50 наиболее востребованным и перспективным рабочим профессиям должна вестись в соответствии с лучшими мировыми стандартами и передовыми технологиями…». Во исполнение указанного поручения, а также распоряжения Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 года № 349-р  «Об утверждении комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования на 2015 — 2020 годы», в соответствии с паспортом приоритетного проекта «Образование» по направлению «Подготовка высококвалифицированных специалистов и рабочих кадров с учетом современных стандартов и передовых технологий» («Рабочие кадры для передовых технологий»), утвержденным протоколом заседания Президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам от 25 октября 2016 года №9, Союзом «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)» проводится пилотная апробация демонстрационного экзамена по стандартам Ворлдскиллс Россия в рамках государственной итоговой аттестации.

2 Основная часть

Одной из важнейших задач системы профессионального образования является повышение качества подготовки специалистов в соответствии с современным уровнем развития образования и ожиданиями работодателей. Социуму нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это во многом зависит не только от полученных знаний, умений, навыков, но и от уровня сформированности общих и профессиональных компетенций, а также профессионально-значимых личностных качеств, обеспечивающих реализацию современных задач производственных процессов.

 Одним из важнейших инструментов в реализации комплекса мер, направленных на совершенствование системы среднего профессионального образования, является участие в движении WorldSkills (далее – WS).

WorldSkills International (WSI) – это международное некоммерческое движение, целью которого является повышение статуса профессионального образования и стандартов профессиональной подготовки и квалификации по всему миру.

В настоящее время в WSI входит 80 стран, охватывая более 70% населения планеты.

В 2016 году сборная нашей страны вернулась с международных состязаний WorldSkills в Гётеборге, где она завоевала больше всех медалей, после чего с ребятами встретился президент Путин. Результатом этой встречи стало его поручение к 2020 году перевести половину всех колледжей страны – а у нас их 3,5 тыс. – на подготовку молодых специалистов по международным стандартам с одновременным внедрением демонстрационного экзамена. Он отметил также, что результаты соревнований могут быть приравнены к итоговой аттестации.

22 медали завоевала сборная России на WorldSkills Kazan 2019. В неофициальном общекомандном зачете российская сборная заняла второе место, завоевав 14 золотых медалей, четыре серебряных и четыре бронзовых; а также 25 медальонов за профессионализм.

Для колледжей этот экзамен — возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ, материально-техническую базу, выяснить, на что обратить внимание в своей работе. А работодатели приходят на испытания, чтобы присмотреться к потенциальным сотрудникам и увидеть ребят в деле.

Использование принципов и стандартов WorldSkills можно рассматривать как инструмент независимой оценки качества педагогического образования и средство повышения его качества. Благодаря методическому обеспечению, разработанности оценочных процедур, регламентов проведения конкурсов, движение WorldSkills позволяет выстроить образовательный процесс, обеспечивающий высокий уровень подготовки специалиста среднего звена.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills – это форма государственной итоговой аттестации выпускников по программам среднего профессионального образования образовательных организаций высшего и среднего профессионального образования, которая предусматривает:

  • моделирование реальных производственных условий для демонстрации выпускниками профессиональных умений и навыков;
  • независимую экспертную оценку выполнения заданий демонстрационного экзамена, в том числе экспертами из числа представителей предприятий;
  • определение уровня знаний, умений и навыков выпускников в соответствии с международными требованиями.

Демонстрационный экзамен по стандартам WorldSkills Russia проводится с целью определения у студентов и выпускников уровня знаний, умений, навыков, позволяющих вести профессиональную деятельность в определенной сфере и (или) выполнять работу по конкретным профессии или специальности в соответствии со стандартами WorldSkills Russia.

Включение формата демонстрационного экзамена в процедуру государственной итоговой аттестации обучающихся профессиональных образовательных организаций – это модель независимой оценки качества подготовки кадров, содействующая решению нескольких задач системы профессионального образования и рынка труда без проведения дополнительных процедур.

Выпускники, прошедшие аттестационные испытания в формате демонстрационного экзамена получают возможность:

— одновременно с подтверждением уровня освоения образовательной программы в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами подтвердить свою квалификацию в соответствии с требованиями международных стандартов WorldSkills без прохождения дополнительных аттестационных испытаний;

— подтвердить свою квалификацию по отдельным профессиональным модулям, востребованным предприятиями-работодателями и получить предложение о трудоустройстве на этапе выпуска из образовательной организации;

— одновременно с получением диплома о среднем профессиональном образовании получить документ, подтверждающий уровень профессиональных компетенций в соответствии со стандартами WorldSkills Russia – Паспорт компетенций (SkillsPassport). Все выпускники, прошедшие демонстрационный экзамен и получившие Паспорт компетенций, вносятся в базу данных молодых профессионалов, доступ к которому предоставляется всем ведущим предприятиям-работодателям, признавшим формат демонстрационного экзамена, для осуществления поиска и подбора персонала.

Для образовательных организаций проведение аттестационных испытаний в формате демонстрационного экзамена – это:

  • возможность объективно оценить содержание и качество образовательных программ;
  • объективно оценить материально-техническую базу;
  • оценить уровень квалификации преподавательского состава;
  • возможность определения точек роста и дальнейшего развития в соответствии с актуальными требованиями международного рынка труда.

Предприятия получают доступ к единой базе участников движения «Молодые профессионалы (WorldSkills Russia) и выпускников, прошедших процедуру демонстрационного экзамена, и могут осуществить подбор лучших молодых специалистов по востребованным компетенциям, оценив на практике их профессиональные умения и навыки, а также определить образовательные организации для сотрудничества в области подготовки и развития персонала.

Подготовка к демонстрационному экзамену требует индивидуального, личностно-ориентированного подхода. Для реализации такого подхода в учебном плане предусмотрено преподавание профессиональных модулей и промежуточной аттестации в рамках подготовки к демонстрационному экзамену.

Кроме того, проводятся дополнительные консультативные занятия по преподаваемым дисциплинам.

Подготовка к демонстрационному экзамену проводится на протяжении всего периода обучения в колледже, потому что, в первую очередь, обучающиеся должны овладеть содержанием курса и, одновременно, профессиональными умениями и навыками, позволяющими применить знания в различных по уровню сложности ситуациях.

Студентов с 1 курса учим

  • приёмам самоконтроля;
  • самопроверке;
  • прикидки границ результата;
  • разумного выбора ответа;
  • умению работать с тестами;
  • получению профессиональных навыков.

Сформулируем принципы построения методической подготовки к демонстрационному экзамену.

Первый принцип – тематический. Система развития логического мышления обучающихся осуществляется с помощью системы различных типов задач с нарастающей трудностью. Исследования показали, что расположение однотипных задач группами особенно полезно, поскольку дает возможность научиться логическим рассуждениям при решении задач и освоить основные приемы их решения.

Второй принцип: переход к комплексным заданиям, когда у обучающихся накоплен запас общих подходов к основным типам заданий и есть опыт в их применении на заданиях любой степени сложности.

Третий принцип: все тренировочные задания следует проводить с жестким ограничением времени. Занятия по подготовке к сдаче к демонстрационному экзамену нужно стараться всегда проводить в форсированном режиме с подчеркнутым акцентированием контроля времени. Этот режим очень тяжел обучающимся на первых порах, но, привыкнув к этому, они затем чувствуют себя на демонстрационном экзамене намного спокойнее и собраннее.

У обучающихся должно быть выработано умение работать с различного рода программами, способами монтажа и наладки электрооборудования, а также поиска неисправностей электрооборудования.

Четвертый принцип: практико-ориентированный.  Нужно учиться использовать наличный запас знаний, применяя различные умения и навыки для выполнения практического задания наиболее простым, быстрым и понятным способом.

И если на 1-2 курсах вся работа носит только подготовительный характер, то на 3-4 – это конкретная работа.

Во-первых, на 3-4 курсах промежуточная аттестация, а также квалификационные экзамены проходят в формате демонстрационного экзамена. Вопросы и задания составляются с учетом предыдущих лет проведения чемпионатов «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia. 

Во-вторых, основная работа по непосредственной подготовке к демонстрационному экзамену начинается в ходе подготовки к промежуточной аттестации. Возможностей для организации эффективного проведения промежуточной аттестации обучающихся и продуктивной подготовки к демонстрационным экзаменам в настоящее время довольно много. При грамотной организации итогового экзаменационного материала удастся диагностировать проблемные зоны в знаниях обучающихся, закрыть их, овладеть общими навыками решения заданий различных типов, эффективно и продуктивно подготовить студентов к демонстрационному экзамену и, в конечном счете, обеспечить их необходимым багажом для продолжения образования.

Для устранения недостатков в подготовке обучающихся к демонстрационному экзамену необходимо совершенствовать процесс преподавания: активнее включать в учебный процесс идеи дифференцированного обучения (дифференциация требований в процессе обучения, разноуровневый контроль); использовать практические разработки по индивидуализации обучения (создание индивидуальных модулей обучения), учитывать рекомендации психологов по организации усвоения и пр.).

В-третьих – использование ИКТ при подготовке к демонстрационному экзамену, которые дают возможность выполнять задания в колледже и дома, обсуждать выполнения ряда заданий на различных форумах, в различных группах в социальных сетях.

Особое внимание необходимо уделить психологической подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена. А именно:

  • следует работать над повышением уровня мотивации в первую очередь;
  • необходимо работать над такими качествами как усидчивость, сосредоточенность, внимательность, способность к самопроверке;
  • следует приучать обучающихся работать самостоятельно;
  • необходимо не допускать нервозности, не нагнетать психоз, но требовать обязательности, исполнительности, самостоятельности;
  • каждый студент должен иметь адекватное представление об уровне собственной подготовки по специальности (профессии) независимо от своих способностей; знать свои пробелы в знаниях и стремиться их устранить;
  • быть готовым к длительному самостоятельному получению профессиональных навыков, уметь объяснить каждый шаг своего решения, выстраивать свои индивидуальные ассоциации по подходам к решению, вносить дополнения в свой индивидуальный справочник;
  • обязательно нужно учить стратегии выполнения работы, правильно распределять своё время при выполнении работы, уметь концентрироваться на выполнении работы, что достигается настойчивыми тренировками.

Для этого в колледже проводятся консультирование по вопросам психологической подготовки, совместный анализ экзаменационной ситуации, подбор тематической информации по вопросам психологической подготовки, самоподготовки, самосовершенствования и внутреннего развития, проведение групповых бесед по актуальным вопросам подготовки к демонстрационному экзамену.

В СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж» реализуется следующая программа обучающихся к подготовке и сдаче демонстрационного экзамена (табл. 1).

Таблица 1

Этапы

Содержание

работы

Сроки

Практическая

деятельность

Форма

результатов

Ответственный

1

Изучение нормативной документации

сентябрь

Изучить:

  • Положение о стандартах WORLDSKILLS
  • Кодекс этики движения WORLDSKILLS RUSSIA
  • Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA
  • «WorldSkillsRussia», Техническое описание. Электромонтажные работы;
  • «WorldSkills Russia», Правила проведения чемпионата
  • Правила техники безопасности и санитарные нормы.

Конспект

Ответственные по обеспечению сдачи демонстрационного экзамена и обучающиеся

2

Определение целей и задач

сентябрь

Разработка системы мер, направленных на достижение целей и задач

Корректировка программы

Ответственные по обеспечению сдачи демонстрационного экзамена

3

Психологическая подготовка

в течение года

Профилактические беседы

Ответственные по обеспечению сдачи демонстрационного экзамена, социальный педагог и обучающиеся

4

Работа в предметных кружках

согласно графику работы кружка

Получение первичных профессиональных навыков работы

Выставка технического творчества

Заведующий предметным кружком

5

Разработка и внедрение в учебный процесс уроков, практических занятий по стандартам «WorldSkills Russia»

в течение года

Использование различных форм активизации лекций и других традиционных форм обучения, выполнение практических работ с их оцениванием по стандартам «WorldSkills Russia»

План-конспект урока, инструкционная карта практического задания с учетом оценивания по стандартам «WorldSkills Russia»

Преподаватели, методист колледжа

6

Учебная и производственная практики

согласно графика учебного процесса

Производственная практика на предприятиях города и района

Отчет по практике

Руководители практик,

обучающиеся

7

Сдача итоговых процедур с учетом оценочных средств, разработанных Союзом «Молодые

профессионалы»

согласно графика учебного процесса

Разработка КОСов по модулям с учетом стандартов

Сдача квалификационных экзаменов по модулям

Методические материалы, КОСы, протоколы

Преподаватели

8

Участие в олимпиадах

ежегодно

Предметные олимпиады, олимпиады профмастерства

Сертификат участника, диплом

Обучающиеся

9

Сдача демонстрационного экзамена

июнь

На площадке для проведения демонстрационного

экзамена по стандартам «WorldSkills Russia»

Паспорт компетенций

(SkillsPassport)

Эксперты,

обучающиеся

Важнейшим средством повышения качества образовательного процесса является научно-методическое обеспечение, а также умелое владение преподавателями современными образовательными технологиями.

Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. В этой связи акценты при изучении учебных дисциплин переносятся на сам процесс познания, эффективность которого полностью зависит от познавательной активности самого студента.

Проблема активности личности в обучении как ведущий фактор достижения целей обучения, общего развития личности, профессиональной ее подготовки требует принципиального осмысления важнейших элементов обучения и утверждает в мысли, что стратегическим направлением активизации обучения является не увеличение объема передаваемой информации, не усиление и увеличение числа контрольных мероприятий, а создание дидактических и психологических условий осмысленности учения, включения в него обучающегося на уровне не только интеллектуальной, но личностной и социальной активности.

Наиболее конструктивным решением является создание таких психолого-педагогических условий в обучении, в которых обучаемый может занять активную личностную позицию, в наиболее полной мере выразить себя как субъект учебной деятельности, свое индивидуальное «Я». Все сказанное выше выводит на понятие «активное обучение».

Подготовка к демонстрационному экзамену предполагает использование такой системы методов, которая направлена главным образом не на изложение преподавателем готовых знаний, их запоминание и воспроизведение, а на самостоятельное овладение обучающимися знаниями и умениями в процессе активной мыслительной и практической деятельности.

Общие задачи подготовки специалиста также определяют выбор метода обучения. Преподаватель всегда должен помнить, что обучение — это не только усвоение знаний и умений, но и развитие, и воспитание студентов. Для развития творческого профессионального мышления широко используются методы активного обучения: эвристические беседы, учебные дискуссии; для развития познавательных интересов и способностей - самостоятельная работа с дополнительной литературой, анализ проблемных ситуаций, решение ситуационных задач.

Методы активного обучения подразделяют на: имитационные методы которые в свою очередь, подразделяют на игровые и неигровые.

К игровым процедурам и приемам относят средства реализации отдельных, единичных принципов. В первую очередь, различные формы активизации лекций и других традиционных форм обучения, игровые педагогические приемы, отдельные средства активизации. Например, лекцию с использованием метода анализа конкретных ситуаций в виде иллюстрации, осуществляемой преподавателем, бинарную лекцию, проблемную лекцию, творческую задачу — реализующие принцип проблемности; лекцию пресс-конференцию, лекцию-дискуссию, лекцию-беседу — принцип диалогового общения.

Игровые ситуации представляются средством реализации двух и более принципов, не совпадающим с деловой игрой составом элементов и не имеющим формализованной структуры, правил поведения на игровой площадке, регламента. Примером игровой ситуации можно считать дискуссионные занятия, проводимые в развернутом виде, с незапланированными выступлениями и оппонированием, когда заранее неизвестно кто и в каком качестве (докладчика, критика, провокатора) будет участвовать в обсуждении. А также ситуации, используемые для ролевых игр, театрализованных игр, упрощенных управленческих тренингов и т. п.

Под не имитационными методами понимают — стажировку на рабочем месте, программированное обучение, проблемную лекцию, выпускную квалификационную работу.

Характеристика основных активных методов обучения:

Проблемное обучение - такая форма, в которой процесс познания обучающихся приближается к поисковой, исследовательской деятельности. В сотрудничестве с преподавателем студенты «открывают» для себя новые знания, постигают теоретические особенности компетенций.

Основной дидактический прием «включения» мышления обучающихся при проблемном обучении - создание проблемной ситуации, имеющей форму познавательной задачи, фиксирующей некоторое противоречие в ее условиях и завершающейся вопросом, который это противоречие объективирует.

Анализ профессиональных ситуаций - метод развивает способность к анализу нерафинированных жизненных и производственных задач. Сталкиваясь с конкретной ситуацией, обучаемый должен определить: есть ли в ней проблема, в чем она состоит, определить свое отношение к ситуации.

Разыгрывание ролей - игровой метод активного обучения, характеризующийся наличием проблемы, распределением ролей между участниками ее решения и вводом педагогом в процессе занятия корректирующих условий. Например, с помощью метода разыгрывания ролей может быть имитирована какая-то часть демонстрационного экзамена.

Семинар-дискуссия образуется как процесс диалогического общения участников, в ходе которого происходит формирование практического опыта совместного участия в обсуждении и разрешении теоретических и практических проблем демонстрационного экзамена.

 Мозговой штурм - широко применяемый способ продуцирования новых идей для решения научных и практических проблем. Его цель - организация мыслительной деятельности по поиску нетрадиционных путей решения заданий демонстрационного экзамена.

В результате использования активных методов в учебном процессе повышается эмоциональный отклик студентов на процесс познания, мотивацию и участия в демонстрационном экзамене , интерес на овладение новыми знаниями, умениями и практическом их применении, а на основе слияния образовательных и информационных технологий формируется принципиально новый, интеграционный подход к образовательному процессу. Это способствует формированию современного мышления при подготовке специалистов любого профиля.

Использование преподавателями активных методов образования для подготовки обучающихся к сдаче демонстрационного экзамена способствует повышению качества образовательного процесса, выработке новых подходов к профессиональным ситуациям, развитию творческих способностей студентов.

Огромное значение в формировании профессионализма, компетенций, профессионально-значимых личностных качеств имеют практические занятия с использованием стандартов WorldSkills.

Практические занятия - важная составляющая программы профессиональной подготовки специалистов среднего звена. Результатом обучения на практических занятиях является сформированность общих и профессиональных компетенций, необходимых для профессиональной деятельности, а опыт их применения студенты получат при прохождении производственной практики на предприятиях.

На практических занятиях решаются следующие задачи:

- обогащение и систематизация знаний студентов по вопросам трудовой деятельности;

- развитие умений студентов анализировать и обобщать теоретический материал в профессиональной производственной деятельности;

- развитие умений студентов определять содержание и приёмы работы по выбранной специальности;

- совершенствование навыков планирования;

- развитие диагностических, прогностических и конструктивных навыков у студентов;

- развитие навыков совместной деятельности;

- развитие творческих способностей студентов и др.

   Разработка практических занятий с учетом стандартов WorldSkills предполагает использование разных форм их организации и методов обучения. Могут быть предусмотрены мастер-классы, тренинги, ролевые и деловые игры,  викторины, презентации и т.д. Всё это позволяет разнообразить учебную деятельность студентов на практических занятиях, повысить субъектную позиции обучающихся, создать условия для развития у них интереса к проблемам будущей профессии, формировать навыки работы в команде и многое другое. 

Содержание практических занятий должно соотноситься с требованиями ФГОС СПО по специальности, с требованиями профессиональных стандартов, а также с требованиями подготовки высококвалифицированных кадров движения «Молодые профессионалы» (WorldSkills Russia). Учет обозначенных требований позволяет на практических занятиях обеспечить формирование необходимых компетенций и удовлетворить интересы работодателей в части освоения основных и дополнительных видов профессиональной деятельности.

В содержание практических занятий, как показывает опыт, целесообразно включать:

- изучение    нормативных документов и материалов;

- анализ    производственной документации, планов работы, конспектов и т.д.;

- работу с учебно-методическими комплексами и методическими материалами;

- практическое ознакомление с условиями, содержанием и организацией работы на предприятиях, непосредственно в процессе учебной и производственной практики;

- анализ производственных и психологических ситуаций;

- изучение индивидуальных достижений обучающихся, проведение диагностики и внесение предложений по организации учебной или профессиональной деятельности;

- решение задач различного вида, проведение разного рода упражнений, направленных на отработку навыков и т.д.

При этом важная роль отводится интерактивным формам проведения практических занятий. К ним относятся: проблемный семинар, семинар-практикум, деловая и ролевая игры, решение производственных задач, проектная деятельность и др. Так, например, ролевая игра эффективно учит студентов применять теоретические знания и практические навыки для решения поставленных производственных задач в процессе имитации профессиональной деятельности. Через ролевую игру происходит активное освоение профессиональных действий, необходимых будущему специалисту. Или такой метод, как решение производственных ситуационных задач. На практическом занятии обучающиеся знакомятся с производственной ситуацией, ее анализируют и высказывают свои идеи и решения, обосновывая позицию теоретическими исследованиями, а также успешным собственным опытом или опытом старших коллег.

         Использование данных интерактивных технологий и форм обучения на практических занятиях обеспечивает взаимодействие обучающихся не только с преподавателем, но и друг с другом. Именно такой подход позволяет сделать практический урок эффективным, направленным на успешное овладение студентами необходимыми компетенциями для выполнения разных видов производственной деятельности, предусмотренных профессиональным стандартом.

         Особое значение практические занятия имеют при подготовке к сдаче демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia и, естественно, для участия в чемпионатах «Молодые профессионалы» WorldSkills Russia.

Рассмотрим для примера практическое занятие по МДК. 01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий ПМ. 01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т. ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных предприятий по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства».

Техническое задание демонстрационного экзамена по компетенции «Электромонтаж» включает в себя 3 модуля: собственно электромонтаж, программирование и поиск неисправностей. Согласно заданию модуля «Программирование» участнику необходимо создать программу управления реле. Среда программирования – FBD. Критерии оценки модуля включают только объективные оценки и составляют 10 баллов.

В МДК. 01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий ПМ. 01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т. ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных предприятий по специальности 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства» в разделе «Автоматизация сельскохозяйственных предприятий» по теме «Автоматизация технологических процессов в животноводстве» выполняется практическая работа на тему «Управление загрузкой бункера кормораздатчика» (приложение 1, технологическая карта практического занятия с учетом заданий демонстрационного экзамена). Данная практическая работа проводится в формате демонстрационного экзамена и приближает обучающихся к условиям и требованиям при проведении демонстрационного экзамена, а также вырабатывает у студентов практические умения и навыки необходимые для сдачи демонстрационного экзамена.

3 Выводы

В 2018 году Рославльский многопрофильный колледж принимал участие в пилотном проекте проведения демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Электромонтаж».

По данной методике подготовки обучающихся в 2018 году было обучено и подготовлено два участника для сдачи демонстрационного экзамена. В демонстрационном экзамене принял участие только один обучающийся СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж». Второй участник по причине болезни отсутствовал на демонстрационном экзамене. В результате студент, сдавший демонстрационный экзамен, получил 18,5 баллов из 25 возможных, что явилось третьей позицией в региональном рейтинге. 

Активное внедрение в образовательный процесс методик преподавания с учетом стандартов WorldSkills, создание условий для формирования у обучаемого опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных, нравственных и иных проблем, составляют основу подготовки обучающегося к участию в конкурсах профессионального мастерства и к успешной самостоятельной профессиональной деятельности.

Таким образом, используя идеологию движения WS в образовательном процессе,  происходит не только освоение обучающимися профессиональных компетенций ФГОС СПО и трудовых функций Профессиональных стандартов, но и повышается качество профессиональной подготовки, развивается профессиональное и креативное мышление студентов, формируется опыт творческой деятельности в профессиональной сфере, увеличивается доля выпускников, трудоустроенных по полученной специальности, совершенствуются и расширяются связи с социальными партнерами, растёт престиж специальности.

В заключение хотелось бы отметить, что, применяя на практике те приемы и методы, о которых шла речь, можно получить стабильные, достойные результаты по сдаче обучающимися демонстрационного экзамена.

4 Список используемых источников

1. Перечень поручений Президента Российской Федерации В. Путина от 05.12.2014 № Пр-2821 «По реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г.».

2. Комплекс мер, направленных на совершенствование системы СПО, на 2015 – 2020 годы (утвержден распоряжением Правительства Российской Федерации от 3 марта 2015 г. № 349-р).

5. Как разработать педагогический проект [Электронный ресурс], - http://edu-lider.ru - статья в интернет.

6. Методические рекомендации. Педагогический проект: разработка, осуществление, результат [Электронный ресурс], -http://festival.1september.ru - статья в интернет.

7. Методика написания педагогического проекта [Электронный ресурс], - http://nsportal.ru- статья в интернет.

8. Механизм использования критериев оценки конкурсных заданий чемпионатов WoldSkills при оценке ВКР в рамках ГИА выпускников ПОО [Электронный ресурс], - http://unmcpo.ru.

9. Структура компетенций WorldSkills International

10. Распоряжение Правительства РФ от 8 октября 2014 года №1987-р «Об учреждении союза «Агентство развития профессиональных сообществ и рабочих кадров "Ворлдскиллс Россия».

12. Конверсия технологий спортивной психологии в профессиональную подготовку молодежи [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.self-master-lab.ru/about/news/506-konversiya-tekhnologij-sportivnoj-psikhologii-v-professionalnuyu-podgotovku-molodezhi.html

13. Система психолого-педагогического обеспечения спортивной подготовки [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.self-master-lab.ru/psiho.html

14. Положение о стандартах WORLDSKILLS

15. Кодекс этики движения WORLDSKILLS RUSSIA

16. Методика организации и проведения демонстрационного экзамена по стандартам WORLDSKILLS RUSSIA

17. «WorldSkills Russia», Техническое описание. Электромонтажные работы; «WorldSkills Russia», Правила проведения чемпионата

18. Правила техники безопасности и санитарные нормы.

Приложение 1

Технологическая карта практического занятия по МДК. 01.02 Системы автоматизации сельскохозяйственных предприятий

ПМ. 01 Монтаж, наладка и эксплуатация электрооборудования (в т. ч. электроосвещения), автоматизация сельскохозяйственных предприятий

специальность 35.02.08 «Электрификация и автоматизация сельского хозяйства»

Тема: Управление загрузкой бункера кормораздатчика

 

Цель:

1. подготовка студентов к выполнению заданий демонстрационного экзамена по стандартам WorldSkills Russia по компетенции «Электромонтаж».

2. продемонстрировать умение синтеза программного обеспечения с применением интегрируемой среды разработки LOGO Soft Comfort на языке функциональных блоков и диаграмм стандарта МЭК 61131-3.

Задание:

Произвести автоматическое управление и контроль загрузочным устройством бункера кормораздатчика жидких кормов на свиноферме. Бункер заполняется через кормопровод.

Процесс загрузки может быть начат только тогда, когда включен выключатель датчика нижнего уровня на I1 и загрузочный кормопровод надлежащим образом подключен (рис. 1). Выключатель на загрузочном кормопроводе сигнализирует, правильно ли загрузочный кормопровод соединен с бункером. Этом сигнал считывается в LOGO! через вход I2. Затем открывается запорный клапан на Q2. Одновременно вводится в действие выгрузное окно на Q1. Оно должно быть включено в течение всего процесса заполнения. Теперь корм может заполнять бункер. Если бункер полон, то это сигнализируется через выключатель датчика верхнего уровня заполнения на I3. Звуковой сигнал сообщает оператору, что до автоматического завершения процесса еще осталось 99 секунд. В течение этого времени должен быть закрыто выгрузное окно, чтобы еще освобождался от содержимого загрузочный кормопровод. Звуковой сигнал может быть досрочно отключен с помощью кнопки на I6. Или он будет автоматически выключен через 25 секунд. Если кормопровод не удалось своевременно освободить, то через кнопку на I5 можно выполнить аварийное заполнение в течение 30 секунд. Контроль избыточного давления жидкого корма в бункере также автоматически отключает процесс заполнения. Это отображается с помощью сигнальной лампы на Q4.

Используемые компоненты

- LOGO! 230R;

I1 – выключатель датчика нижнего уровня (замыкающий контакт);

I2 –выключатель загрузки корма (замыкающий контакт);

I3 – выключатель датчика верхнего уровня (замыкающий контакт);

I4 – выключатель избыточного давления (размыкающий контакт);

I5 – кнопка аварийного заполнения (замыкающий контакт);

I6 – кнопка звукового сигнала (замыкающий контакт);

Q1 – выгрузное окно;

Q2 – запорный клапан;

Q3 – звуковой сигнал;

Q4 – световой сигнал заполнения кормушек.

Решение:

Рисунок 1 – Управление загрузочным устройством бункера

Ожидаемый результат:

Демонстрация проектов автоматизации технологических процессов в сельскохозяйственном производстве, способных интегрировать различные компоненты комплекса технических и программных средств на основе единого стандарта.

Формируемые компетенции:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК 1.1. Выполнять монтаж электрооборудования и автоматических систем управления.

ПК 1.2. Выполнять монтаж и эксплуатацию осветительных и электронагревательных установок.

ПК 1.3. Поддерживать режимы работы и заданные параметры электрифицированных и автоматических систем управления технологическими процессами.

Критерии оценивания

O - объективные критерии (за каждый критерий начисляется 1 балл):

O Проверка работоспособности схемы (начало загрузки)

O Срабатывание световой сигнализации

O Правильная работа схемы при заполнении бункера полностью

O Срабатывание звуковой сигнализации

O Срабатывание схемы при превышении давления в кормопроводе

O Работа аварийного режима

O Выдержка временных сигналов (99 с)

O Выдержка временных сигналов (25 с)

Оценочная шкала выполнения практической работы

Количество баллов

Оценка

7-8

5 (отлично)

5-6

4 (хорошо)

4-3

3 (удовлетворительно)

2-0

2 (неудовлетворительно)

Материалы и оборудование к практическому занятию:

(Мультимедийное оборудование, ПК)

Проведение практического занятия (краткое содержание этапов)

 

Этапы учебного занятия

Действия преподавателя

Действия обучающихся

I. Организационный

(5 мин.)

 

 

 

 

 

 

 

 

Сообщение темы практического урока (на слайде): «Управление загрузкой бункера кормораздатчика»

 План учебного занятия (слайд)

1. Технологические основы автоматизации кормления животных.

 2. Автоматизация кормораздаточных поточных линий для крупного рогатого скота (КРС).

3. Автоматизация раздачи жидких кормов на свинофермах.

Запись в тетради

II. Актуализация знаний

(10 мин)

 

 

 

 

 

 

 

Вопросы для обсуждения:

- Перечислите два основных способа кормления животных

(нормированный и ненормированный).

- В каких случаях применяются данные способы кормления животных?

(Нормированный способ применяют при привязном, а ненормированный – при беспривязном содержании крупного рогатого скота).

 - Перечислите виды кормовых смесей для КРС.

(- сухие гранулированные и брикетированные;

- полувлажные (при сенажном типе кормления);

- влажные (при силосно-корнеплодном и сенажно-силосном типах кормления)).

- Главное условие оптимальности кормления?

(сбалансированность корма и точность его выдачи).

- Какие кормораздатчики применяют на фермах?

(мобильные и стационарные).

- Какие марки кормораздатчиков для КРС вы знаете?

(например, ТВК-80Б, КТУ-10, КШ-0,5, РК-50, АРК-200).

- Перечислите элементы технологической схемы раздачи жидких кормов на свиноферме.

(механический смеситель, гидронасос, магистральные клапаны, линии кормораздачи, кормушки, кормораздаточный клапан).

Ответы, обсуждение

III. Знакомство студентов с содержанием задания

(10 мин.)

 

 

 

 

 

Вводный инструктаж:

а) проверка готовности студентов к проведению ПЗ;

б) ознакомление с объемом работы;

в) показ наиболее сложных приемов.

Работа с раздаточным материалом (содержание задания и критерии раздаются каждому обучающемуся).

Обсуждение критериев и  высказывание своих предположений.

IV.Выполнение задания на ПК

(40-50 мин)

Самостоятельная работа:

а) указать содержание заданий;

б) текущий инструктаж;

в) контроль за ходом занятия;

г) индивидуальные консультации

 Выполнение задания по предложенному алгоритму (в соответствии с требованием стандарта WS)

V. Демонстрация результатов выполнения задания

Заключительный инструктаж:

а) прием выполненных работ;

б) проверка работоспособности схемы с помощью симуляции схемы;

Демонстрация результатов

VI. Подведение итогов выполнения задания.

Оценивание качества выполнения задания по предложенным критерием.

Предложения к совершенствованию данного вида профессиональной деятельности.

Анализ проведенной работы.

 

 

VII. Задание на дом

Озвучивание задания, его цель, форма представление результатов, критерии оценки – исправить ошибки в программе, составить типовое задание для сухого вида корма.

Запись в тетради

 

 

 

Требования безопасности во время работы

При выполнении практической работы необходимо соблюдать инструкции по технике безопасности и охране труда в кабинете информатики.

Компьютер – это электроприбор, поэтому на него распространяются все основные правила безопасности при работе с электрическими устройствами.

  • Запрещается размещать на проводах вещи. Нельзя переставлять без особой нужды провода.
  • Запрещается держать возле составляющих компьютера емкости с жидкостью. Это касается кофейных автоматов, кулеров. Они должны быть размещены вдали от рабочего места. Если на устройство прольется вода, возникнет опасность замыкания. За рабочий стол нельзя садиться с мокрыми руками. Удалять пыль с поверхности компьютера необходимо тогда, когда устройство выключено.
  • Если появился незначительный запах гари в помещении, следует быстро отключить компьютер и обратиться к специалисту.

Каждый пользователь ПК должен знать основные правила работы, которые помогут минимизировать негативное влияние на организм.

  • Клавиатура должна находиться дальше от края стола на 25 см.
  • Расстояние до монитора — минимум 60 см.
  • Стул необходимо расположить таким образом, чтобы спина немного прикасалась к его спинке. Следует правильно подобрать высоту сидения, чтобы осанка была ровной. При этом локти должны быть согнуты под углом 900, а в кистях не должно быть напряжение. Ноги должны быть распрямлены вперед и упираться в пол. Если рост не позволяет пользователю поставить ровно ноги на пол, можно использовать специальную подставку.
  • Обязательно следует проследить за тем, чтобы можно было регулировать угол наклона монитора.

Требования безопасности по окончании практической работы

  • По окончании работы о недостатках и неисправностях, обнаруженных во время работы, необходимо сделать записи в соответствующих журналах.
  • После окончания работы на рабочем месте не должно оставаться лишних предметов.

В аварийной ситуации

  • Каждый пользователь ПК должен быть бдительным на рабочем месте. Ведь это позволит избежать неприятных ситуаций, сохранить целостность техники и свое здоровье. Если появились какие-либо неполадки в электроснабжении, следует сразу отключить устройство о сети.
  • Во всех случаях обучающийся действует согласно с общими и специальными правилами безопасности жизнедеятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

5. Участие в работе МК педагогических работников профессиональной организации, в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса, профессиональных конкурсах

Методическая работаУчастие в профессиональных конкурсахРезультаты участия в профессиональных конкурсахУчастие в деятельности профессиональных ассоциаций, союзов и сообществ, творческих коллективов, эк...

Примерный индивидуальный план педагогического работника для образовательных организаций СПО на текущий год.

Индивидуальный план работы составляется педагогом ежегодно с указанием целей и задач на новый учебный год. В течении года план  реализуется, проводится отчет по проделанной работе и выставляется ...

Проектирование инклюзивной среды профессиональных образовательных организаций Московской области в рамках ФГОС

Проектирование инклюзивной среды профессиональных образовательных организаций Московской области в рамках ФГОС...

проведение территориального конкурса презентаций «Масленица блинная, веселая, старинная» среди студентов профессиональных образовательных организаций Новочеркасского территориального объединения Ростовской области.

laquo;Утверждаю»Председатель Совета директоровНовочеркасскоготерриториального объединенияучрежденийпрофессионального образования________________И.А. Потапов«___»_____________2022год...