ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ
статья

Платонова Елена Викторовна

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентационную работу в рамках работы единого профессионального центра самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx25.28 КБ

Предварительный просмотр:

ОСОБЕННОСТИ ПРОФОРИЕНТАЦИИ И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ С ОВЗ И ИНВАЛИДНОСТЬЮ

Платонова Елена Викторовна,

учитель-дефектолог

 ТОГАПОУ «Техникум отраслевых технологий»

e-mail: elenka-pl@mail.ru

Аннотация: в статье рассматриваются основные проблемы профориентационной работы в современной системе профессионального образования. В соответствии с выводами предлагается рассматривать профориентационную работу в рамках работы единого профессионального центра самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью.

Ключевые слова: обучающиеся с ОВЗ и инвалидностью, профориентационный центр, моделирование профессионального самоопределения, профдиагностика, профконсультирование.

Современный мир характеризуется высокой динамикой развития технологий, это приводит к непрерывному появлению новых и отмиранию ранее существовавших профессий, изменению содержания многих традиционных видов профессиональной деятельности. Обучающимся стало гораздо труднее сделать выбор в пользу той или иной профессии. Еще сложнее его сделать обучающимся с ОВЗ и инвалидностью.[1] На профессиональное самоопределение влияет множество факторов: семья, повседневное общение, средства массовой информации, специально организованные профдиагностика и профконсультирование в школах. Для формирования у обучающихся с ОВЗ и инвалидностью ценностей профессионализма и профессионально-личностной самореализации недостаточно одной только рекламно-информационной работы.[2]

Из опыта работы в области профессионального самоопределения лиц с ОВЗ и инвалидностью можно наблюдать, что наиболее распространенными трудностями и ошибками подростков при выборе профессии оказываются:

  • использование неадекватных и даже предвзятых источников информации о профессиях и получение искаженных представлений о них;
  • неумение выделить главное и второстепенное в полученной информации и ее систематизировать;
  • переоценка или недооценка отдельных индивидуально психологических качеств при выборе профессии;
  • неадекватная самооценка и неумение соотнести свои возможности с требованиями профессии;
  • неправильное понимание способностей;
  • неверные представления о возможности развития профессионально важных качеств, о путях и способах освоения профессии;
  • преобладание эмоциональных компонентов в процессе принятия решения;
  • неумение и нежелание изменить решение при получении новых данных;
  • подчинение чужому, неправильному мнению;
  • выбор профессии на основе симпатии к тем или иным личностным, непрофессиональным качествам представителей определенной профессии.

В связи с этим, в нашем техникуме функционирует единый профориентационный центр для обучающихся с ОВЗ и инвалидностью, где существует единая профориентационная среда, в создании которой принимают участие администрация техникума, социальные педагоги, классные руководители, мастера производственного обучения, психолого-педагогическая служба.

Основные задачи и функции ПрофЦентра:

  • повышение потенциала системы профессионального образования региона за счет концентрации материально-технических, педагогических, интеллектуальных и информационных ресурсов;
  • формирование электронного банка данных обучающихся-инвалидов, обучающихся с ОВЗ;
  • координация деятельности в сфере организации профориентации обучающихся из числа обучающихся - инвалидов, обучающихся с ОВЗ.;
  • организация научно-исследовательской и методической деятельности по адаптации профориентационной работы к требованиям социально-экономической сферы региона в целом с учетом индивидуальных возможностей обучающихся-инвалидов, обучающихся с ОВЗ;

Центр осуществляет образовательные, методические, исследовательские, информационные и консалтинговые функции в целях содействия в воспитании  профессионально-компетентной и социализированной личности.

Для формирования профориентационной компетенции в рамках деятельности ПрофЦентра разработана программа дополнительного образования по профориентации и социализации учащихся 6-9 классов «Моделирование профессионального самоопределения». Программа принята, как базовая в 7 учреждениях, реализующих адаптированные образовательные программы. Разработана авторская методика «Я в мире профессий».

Активные методы проведения  профориентационных занятий позволяют обучающимся в более короткие сроки и с меньшими усилиями овладеть необходимыми знаниями и умениями за счет осознанного развития способностей и сознательного формирования у них необходимых профессиональных навыков.

Активные методы  и приемы:

- беседа, рассказ;

-элементы тренинга;

-АРТ-методики;

- профессиональные пробы.

        Основные формы организации профориентационных занятий: групповые занятия по темам; диагностические мероприятия (групповые и индивидуальные); индивидуальные консультации по вопросам личностного и профессионального самоопределения; творческие занятия.

В рамках психолого-педагогического сопровождения обучающихся  с инвалидностью и ОВЗ проходят компьютерную диагностику, направленную на выявление склонностей к той или иной профессиональной области.

Специалисты психолого-педагогической службы проводят методики изучения познавательной сферы на этапе выбора профессии, которые были разделены на три группы.

  1. Анкеты, в том числе стандартизованные, составили первую группу диагностических методик (методики «Карта интересов» А.Е. Голомштока, «Ориентировочно-диагностическая анкета» С.Я. Карпиловской (профконсультационная)).[3]

Анкетирование, кроме предварительных статистических и демографических сведений о молодом человеке, позволяет получить информацию об осознанности его выбора и сформированности профессиональных намерений.

  1. Опросники составили вторую  группу методик. А именнно разработанный Е.А. Климовым «Дифференциально-диагностический опросник»  (ДДО) и его модифицированный вариант – «Профессионально-диагностический опросник». Для того чтобы получить более полное представление о характере выбираемой профессии и сфере предпочитаемого труда, опросник Е.А. Климова был дополнен методикой определения типа личностной направленности Дж. Холланда.[4]
  2. Тесты составили третью группу диагностических процедур, более сложных в проведении, обработке данных и интерпретации. Все методики данной группы позволили исследовать степень выраженности и профиль познавательных и профессиональных интересов, приоритетные склонности испытуемых к определенным профессиям, деятельности труда, к изучению отдельных общеобразовательных и специальных предметов. У обучающихся была возможность, в ходе консультации, сравнить свои результаты с характеристиками профессий и требованиями, предъявляемыми к профессионалам различных отраслей труда.[5]

Полученные данные этих и других обследований сводятся в индивидуальную карту. Статистическая обработка результатов проводится с использованием сводных таблиц.

Деятельность, проводимая в данном направлении, конечно же, дает свои результаты. У обучающихся с ОВЗ и инвалидностью расширяется круг знаний о мире профессий, о специфике регионального рынка труда, начинают закладываться профессиональные идеалы, подростки знают к кому они могут обратиться за адресной помощью. Так ежегодно все сто процентов выпускников продолжают обучение в профессиональных учреждениях города и за его пределами. Но, как и в любой работе при создании профориентационной среды мы, педагоги, сталкиваемся с определёнными трудностями. Поэтому каждый год ставим перед собой определенные задачи. Это повышение педагогической квалификации, пополнение учебно - методического материала по данной проблеме, поиск и внедрение эффективных форм работы по профориентации с обучающимися с ОВЗ и инвалидностью, учет индивидуальных особенностей обучающихся и использование дифференцированного подхода.

Список литературы:

  1. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: Учеб. пособ./Е.А.Климов М.: Изд-во МГУ, 2011.-224с.
  2. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения.
  3. Пряжников Н.С. Профессиональное и личностное самоопределение/Н.С.Пряжников. М.: «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЕК», 2009. - 256с.
  4. Реан A.A. Психологический анализ проблемы удовлетворенности избранной профессией. // Вопросы психологии /A.A. Реан.-№1.- 2010- С.83.
  5. Сорокина Н.В. Программа социально-психологического тренинга развития  профессионального самоопределения «Моё профессиональное будущее»: Сб. метод, материалов ЦСППМ «Шанс». - Тула: Инфра, 2013. - С. 89-110.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профессиональное самоопределение обучающихся

Молодой человек, вступающий с самостоятельную взрослую жизнь, имеет сегодня возможность свободно выбирать не только профессию, но и образ жизни, и то, какое социальное место в обществе он займёт, кем ...

Поэтапная реализация профессионального самоопределения обучающихся в Садово-Архитектурном Колледже

Во все времена выбор главного профессионального направления в жизни  считался непростым делом, связанным с целым рядом ошибок, подстерегающих выпускников различных общеобразовательных учреж...

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся

Организация и проведение профессиональных проб как одно из направлений профессионального самоопределения обучающихся Федерального Государственного бюджетного профессионального образовательного учрежде...

Доклад на заседание цикловой комиссии на тему: «Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования воспитания и раннего профессионального самоопределения обучающихся в условиях ГОС СПО ЛНР»

В деле обучения и воспитания, во всем школьном деле ничего нельзя улучшить, минуя голову учителя. Учитель живет до тех пор, пока он учится. Как только он перестает учиться, в нем умирае...

Профориентационное сопровождение образовательного процесса и профессионального самоопределения обучающихся в условиях непрерывности образования

в работе представлены результаты разработки и апробации модели  непрерывного сопровождения профессионального самоопределения обучающихся на этапе абитуриент-студент-выпукник....