«Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»
материал

1. Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних

. Социально - психологические.

. Психобиологические

. Социальные

2.Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение несовершеннолетних

3. Особенности поведенческих реакций девиантных подростков

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

«Магнитогорский строительно-монтажный техникум»

Доклад

На тему: «Особенности девиантного поведения в подростковом возрасте»

 

               

Автор-разработчик: Ковальчук Н.А.

 мастер п./о ГБПОУ

2019

Содержание

1. Предпосылки и причины девиантного поведения несовершеннолетних

. Социально - психологические.

. Психобиологические

. Социальные

2.Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение несовершеннолетних

3. Особенности поведенческих реакций девиантных подростков

                                                       девиантное поведение подростков –        это отклоняющееся от установленных обществом норм и стандартов поведение, будь то нормы психического здоровья, права, культуры, морали, а также поступки, неудовлетворяющее социальным ожиданиям данного общества в конкретный период времени. 

Предпосылки девиантного поведения несовершеннолетних можно разделить на несколько категорий: Социально – психологические, психобиологические, социальные.

1. Социально - психологические предпосылки ( семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей или их низкий образовательный уровень.

2.Психобиологические предпосылки

На основе анализа многочисленной психологической, медицинской и педагогической литературы в подростковом возрасте, к возрастным психобиологическим предпосылкам трудновоспитуемости и девиантного поведения несовершеннолетних  можно отнести некоторые кризисные явления в организме: психике и взаимоотношениях подростков.

Во-первых, это ускоренное и неравномерное развитие организма подростка в период полового созревания.

Во-вторых, это изменения в характере взаимоотношений с взрослыми, выражающиеся в повышенной конфликтности.

В-третьих, это изменения в характере взаимоотношений со сверстниками, как с представителями своего, так и противоположного пола.

Кроме того, социальную адаптацию детей и подростков могут затруднять различные нервно-психические заболевания и отклонения.

3. Социальные предпосылки можно выделить четыре большие группы социальных предпосылок девиантного поведения.

-социально-экономические предпосылки (низкий материальный уровень жизни, плохие жилищные условия).

-медика - санитарные предпосылки (хронические заболевания родителей и т.д)-

-социально-демографические предпосылки ( неполные или многодетные семьи, семьи с престарелыми родителями, семьи с повторными браками).

- социально - психологические предпосылки (семьи с деструктивными эмоционально-конфликтными отношениями, педагогическая несостоятельность родителей).

Психологической причиной отклоняющегося поведения трудновоспитуемого подростка может оказаться его неспособность социально приемлемым способом компенсировать свою неприспособленность к социальному окружению.

Трудности воспитания связаны с недостаточным развитием общих способностей подростка. Такие учащиеся не уясняют в достаточной мере требований, затрудняются своевременно и адекватно реагировать на замечания, не проявляют должной сообразительности при выполнении поручений, правил поведения. Постоянный неуспех заостряет их негативное отношение к товарищам, учителям, родителям, заставляет искать « психологические заменители», которые компенсируют дефицит положительных эмоций. Параллельно с этим происходит развитие трудновоспитуемости. Усиление сопротивления воспитательным воздействиям.

Нарушения в дошкольном воспитании:  сюда относятся = нарушение требований программы дошкольного воспитания, слабая методическая подготовка отдельных воспитателей. Это приводит к тому, что их воспитанники оказываются труднообучаемыми и трудновоспитуемыми в школе.

Школа для ребенка начинается с  учителя, воспитателя. Самые совершенные программы, учебники, технические средства обучения не могут компенсировать душевную черствость, бестактность, психологическую неподготовленность педагога.

Как негативный факт следует отметить неудовлетворительные знания отдельными классными руководителями условий жизни учащегося, склонного к нарушениям дисциплины, уровня его интеллектуального и эмоционально - волевого развития, интересов, круга общения, положения в семье, в коллективе класса. Школа в результате этого возможности индивидуального подхода в работе с трудными подростками используются не в полной мере.

Трудности воспитания следует так же связывать с уровнем методического обеспечения воспитательного процесса.

Учителя, воспитатели испытывают значительные трудности при необходимости определения основных методов воспитания и перевоспитания подростков, выяснения сущности и конкретного предназначения каждого из них.

Причиной возникновения и роста случаев трудновоспитуемости и девиантного поведения следует признать встречающиеся еще порой в работе отдельных школ разрыв обучения и воспитания, педагогически неоправданным в этом плане чрезмерное увлечение отдельных учителей модными системами обучения, внедрением новинок науки без внесения соответствующих коррективов в содержание и форму воспитательного процесса.

Некоторых учителей,  однако, вполне удовлетворяет  успеваемость учащихся, и поэтому совершаемые ими проступки не замечаются, остаются безнаказанными, коррективы начинают перерастать в серьезные проступки и даже правонарушения. Степень трудновоспитуемости при этом значительно возрастает, нередко школа своими силами не в  состоянии справится

с прогулами, драчливостью, хулиганскими выходками и другими отклонениями в поведении благополучных прежде ребят.

Внеурочные занятия трудных подростков носят чаще всего развлекательный характер, а увлечения спортом - нестабильны.

Трудным подросткам, бывает трудно самоутвердится, завоевать положительный статус или лидерство в сфере организованного досуга, в среде сверстников, которые, как правило, имеют более развитый интеллект, более сильную волю и устойчивые эмоции.

Влияние возрастных особенностей на формирование девиантного поведение несовершеннолетних

« Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и несколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами, они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие»

Подростковый период часто называют периодом диспропорций в развитии.

Этот возраст характеризуется интенсивными преобразованиями во всей психической сфере подростка. В этом возрасте увеличивается внимание к себе, к своим физическим особенностям, обостряется реакция на мнение окружающих, повышается чувство собственного достоинства и обидчивость, а физические недостатки часто приувеличиваются.

Существенные сдвиги происходят в формировании интеллектуальной деятельности. Этому возрасту особенно свойственны - стремление к познанию, формирование абстрактного мышления, творческий подход к интеллектуальным проблемам. Восприятие, память, внимание достигают уровня высокой производительности и избирательности. Интенсивное развитие приобретают волевые черты: настойчивость, упорство в достижении цели, умение преодолевать препятствия и трудности, способность к целенаправленной волевой деятельности. Активно формируются самосознание и самооценка, возникает повышенный интерес к  оценке окружающими своих личностных качеств.

Происходят существенные сдвиги в интересах, развиваются духовные потребности. Идет интенсивное формирование нравственных убеждений и идеалов, развиваются моральные чувства.

В отечественной педагогике и психологии одно из ведущих мест отводится проблемам воспитания и трудовой подготовки подрастающего поколения.

Связанные с этим задачи наиболее актуальны для работы с  детьми подросткового  возраста. Воспитание полноценного члена общества требует комплекса мероприятий, способствующих правильному формированию личности подростка, социализации его интересов, системы потребностей, трудовых установок.

В реализации этих мероприятий значительное место принадлежит проблеме так называемых трудных подростков, у которых нарушения поведения или нарушения в эффектной сфере становится причиной дезадаптации.

Изучение неблагоприятных социальных факторов, играющих ведущую роль в формировании трудностей поведения у подростков, включает исследование особенностей окружения, воспитания и обучения, препятствующих процессу правильного формирования личности подростка.

Сложности подросткового  возраста были раньше и остаются сейчас серьезной педагогической проблемой

 Ее первая объективная основа – в значительных различиях между требованиями, предъявляемыми обществом к детям и взрослым, различия в их обязанностях и правах.

Психологические особенности подросткового периода, когда они резко выражены, получили название пубертатного криза.

Усложнение социального бытия подростков протекает в период бурной физиологической перестройки организма.

Изменения активности эндокринной системы приводят к выраженным колебаниям вегетативных функций. Подростки под влиянием этих физиологических процессов становятся эмоционально неустойчивыми, ранимыми.

Особенно часто соматические изменения/ типа зафиксировавшегося заикания \ наступают при выраженных проявлениях акселерации. Явления соматической акселерации обнаруживаются во всех возрастах, но особенно они заметны в период полового созревания.

Таким образом, второй объективной основой сложности подросткового возраста является исключительно быстрый темп происходящих в этом периоде изменений. Можно сказать, что подросток и взрослые живут в разном масштабе времени, а отсюда происходят и все различия в оценках одних и тех же событий или явлений. При этом для взрослого в поведении подростка многое оказывается неожиданным, непонятным, тем более, что все это оказывается неожиданным и непонятным часто и для самого подростка.

Третья причина сложности подросткового возраста связана с психологическими сдвигами, происходящими в ходе полового созревания. В сознании и поведении подростка значительную роль приобретают сексуальные интересы.

Проявляется повышенное внимание к своей внешности.

Именно в подростковом возрасте половая принадлежность   обретает для человека реальное социальное значение. В процессе полового созревания меняется самовосприятия подростка. К тому же подростки становятся объектом специфического внимания некоторых взрослых.

Это порождает свои проблемы.

Четвертая объективная основа сложности подросткового возраста связана с постепенным осознанием подростками различий их положения в семье. В каждой семье есть свой уклад, и требования к детям в разных семьях неодинаковы. В результате формирования в классе общественного мнения, относительно независимого от мнения взрослых, подростки начинают

 сознавать преимущества и недостатки своего положения в семье.

Пятой объективной основой сложности подросткового возраста является накопление к этому возрасту дефектов воспитания, которые раньше отчетливо не проявлялись из-за недостаточной самостоятельности ребенка и относительно неширокой сферы его деятельности и общения. Подросток же все в большей степени должен действовать, исходя из своих внутренних побуждений, а деятельность его оценивается окружающими строже, чем деятельность ребенка.

2.Особенности поведенческих реакций девиантных подростков

                                                                        

Одновременно присутствие черт детскости и взрослости с очередностью выступает в типичных для подросткового возраста психологических реакциях, возникающих при взаимодействии с окружающей средой.

Ситуационные личностные реакции проявляются у всех в подростковом возрасте, но у педагогически запущенных подростков они нередко развиваются в стойкие асоциальные проявления. К основным формам ситуационных личностных реакций можно отнести: реакции эмансипации,

« отрицательной имитации», группирования со сверстниками, увлечения и реакции, обусловленные формирующимся  поведения ,в основе которых лежит утрированное стремление подростков к самостоятельности.

Однако при неблагоприятных условиях среды такие реакции ведут к социальной дизадаптации.

Реакция «отрицательной имитации» Она проявляется в поведении контрастом по отношению к неблагоприятному поведению членов семьи и отражает становление реакции эмансипации, борьбу за независимость.

Реакция увлечения, она отражает особенности внутренней структуры личности подростка и в основе имеет склонность к сверхценным интересам и увлечениям.

Реакции, обусловленные формирующимися сексуальными влечениями, включают преждевременное начало половой жизни и т.д.

Необходимо разграничивать патологические и психологические ситуационные личностные реакции.

Психологическая реакция представляет собой преходящие ситуационно обусловленное изменение поведения подростка, которое проявляется только в определенной макросоциальной среде, имеет четкую психологическую направленность и не ведет к длительным нарушениям социальной адаптации.

Патологические ситуационные реакции проявляются в стереотипных отклонениях поведения, которые возникают в разных психотравмирующих ситуациях, имеют склонность превышать определенный « потолок» нарушений поведения, возможный у сверстников. Такие реакции чаще всего развиваются постепенно на основе психологических реакций.

В зависимости от природы, характера и степени выраженности выделяют патогенную, психосоциальную и социальную дезадаптацию подростков.

Патогенная дезадаптация вызвана отклонениями, патологиями психического развития и нервно - психическими заболеваниями. в  основе которых лежат функционально- органические поражения центральной нервной системы.

Психосоциальная  дезадаптация связана с полововозрастными и индивидуально-психологическими особенностями подростка.

Социальная адаптация проявляется в нарушении норм морали и права, в асоциальных формах поведения и деформации системы внутренней регуляции, ценностных ориентаций и социальных установок.

Следствием неправильного подхода к воспитанию и перевоспитанию педагогически запущенных обучающихся выступает социальная запущенность. Социально запущенные обучающиеся не только плохо учатся, но и имеют хронические отставания по предметам учебной программы и оказывают сопротивление педагогическим воздействиям, но и профессионально не ориентированы, у них не сформированы полезные навыки и умения, сужена сфера интересов. Не характеризуются глубоким отчуждением от семьи и учебных заведений, их формирование и социальное развитие идет в основном под влиянием асоциальных, криминогенных подростковых групп. Для социально запущенных подростков характерны различные серьезные социальные отклонения: такие как бродяжничество, наркомания, пьянство, аморальное поведение.

                        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности суицидального поведения в подростковом возрасте

В подростковом возрасте могут с чрезмерной скоростью происходить изменения, связанные с ростом организма. В этом случае подростку трудно справиться с ситуацией. В лучшем слу­чае он взывает о пом...

Подростковый возраст.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ

Подростковый возраст — стадия индивидуального развития между детством и взрослостью (от 11–12 до 16–17 лет)...

Подростковый возраст. Психологические особенности

Познакомить родителей с психологическими особенностями подросткового возраста, особенностями социальной адаптации подростка....

Особенности подросткового возраста

Подростковый возраст один из сложных периодов жизни, в особенности для окружающих. Поэтому для поддержание гармоничных отношений необходимо понимать и учитывать особенности возраста....

«Особенности подросткового возраста. Ранняя юность 14-18 лет»

Ранний юношеский возраст - это вторая стадия фазы жизни человека, названная взрослением или переходным возрастом, содержанием которой является переход от детства к взрослому возрасту.Центральный психи...

"Девиантное поведение детей дошкольников и школьников младшего возраста».

Происходящие в современном обществе изменения способствуют появлению множества проблем, связанных с воспитанием детей. К сожалению, с каждым годом растет число дошкольников, агрессивные и конфликтные ...

Cтатья: Технологии социальной реабилитации несовершеннолетних детей в возрасте 12-18 лет с девиантным поведением в условиях проживания на стационаре

В статье рассмотрен опыт работы по социальной реабилитации подростков с девиантным поведением в условиях специализированной социальной квартиры....