"Ты выдумал меня..." Анна Андреевна Ахматова и Николай Степанович Гумилев
методическая разработка

Каргинова Инна Александровна

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия с обучающимися 1-го курса

Тема посвящена творчеству А. А. Ахматовой и Н.С. Гумилеву. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих  великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия.

Используемый на открытом мероприятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью  времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографии А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались  поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metod._razrabotka_a.a_ahmatova.docx104.97 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Департамента здравоохранения города Москвы

«Медицинский колледж № 1»

(ГБПОУ ДЗМ «МК №1»)

Структурное подразделение №1

Методическая разработка

по русскому языку и литературе

http://sovettebe.ru/wp-content/uploads/2011/03/1.jpg

МОСКВА

Содержание методической разработки

РАЗДЕЛ

СТРАНИЦА

1

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

2

2

МЕТОДИЧЕСКИЙ БЛОК

4

3

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЛОК

11

4

ЛИТЕРАТУРА

30

5

ПРИЛОЖЕНИЯ

31

Пояснительная записка

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого мероприятия с обучающимися 1-го курса

Тема посвящена творчеству А. А. Ахматовой и Н.С. Гумилеву. Несомненно, она звучит актуально в любое время. Поэтому возрос интерес обучающихся к творчеству этих  великих людей России.

При подготовке открытого мероприятия были использованы различные виды самостоятельной работы.

Работа началась с организации изучения поэтического и творческого наследия.

Используемый на открытом мероприятии материал ограничен временными (хронологическими) рамками. Это объясняется ограниченностью  времени проведения занятия (90 мин.).

Если при исследовании некоторых вопросов биографии А.А. Ахматовой и Н.С. Гумилева возникает проблема недостаточности материала или спорной трактовки, то по вопросу творчества встает другой вопрос – как отсортировать материал, выбрать самое важное, то, что вызовет несомненный интерес обучающихся.

Обучающиеся с огромным интересом занимались  поиском материала.

Форма проведения мероприятия объясняется так же многими обстоятельствами: возрастными особенностями первокурсников, уровню их общей подготовки, общей информированностью и заинтересованностью.

В процессе подготовки выяснилось, что обучающиеся не знают, казалось бы самых простых слов русского языка, поэтому мы все время работали не только над выразительностью речи, но и над значением некоторых устаревших слов.

Для иллюстрации выступления была создана презентация.

Данное мероприятие может проводиться ежегодно, так как контингент обучающихся постоянно обновляется.

В процессе занятия студент должен приобрести:

По

 Представления: 

  • особенности исторической эпохи;
  • место и значение «Серебряного века» в литературном процессе;
  • связь литературы вообще и поэзии в частности с иными формами общественного сознания – моралью, религией, философией, наукой.

Знания:

  • поэтические тексты;
  • хронологический рамки процесса;
  • определение понятия лирика и лирический герой;
  • факты биографии поэтов.

Умения:

  • определить тему и дать анализ стихотворения;
  • найти тропы придающие стихотворению выразительность и образность;
  • обнаружить понимание авторского стиля.

Навыки:

  • составить краткий конспект занятия;
  • выразительно читать наизусть стихотворения.

Оснащение открытого мероприятия

  1. Портреты писателей.
  2. Выставка литературы.
  3. Плакат «царское село».
  4. Выставка репродукций русских художников.
  5. Выставка иллюстраций студентов.
  6. Карточки с поэтическим текстом.
  7. Приложение «Биографии А. Ахматовой и Н. Гумилева».
  8. Видеофильм об А.А. Ахматове и Н Гумилеве.

9. Аудиозаписи с музыкальными произведениями на стихотворения Ахматовой и Гумилева. журнала

Рекомендации по проведению открытого мероприятия

Мероприятие может проводиться  как тематическое занятие, так и курсовое мероприятие. В зависимости от этого преподаватель может сокращать представленный в проекте материал, либо использовать полностью.

   При подготовке необходимо отобрать обучающихся, обладающих хорошей дикцией и хорошим выразительным чтением. По их выбору им предоставляется возможность принять участие в устном журнале.  

  Обучающимся, умеющим играть на гитаре или фортепиано, предлагается исполнение музыки. Если таких обучающихся нет, то в процессе проведения мероприятия можно использовать фонограмму.

   Необходимо соответствующим образом украсить актовый зал (аудиторию).

Мотивация мероприятия

Поэзия и творчество всегда играли и играют важную роль в составлении личности.

Поэзия и творчество помогают образно мыслить, тонко воспринимать слово, осмысливать себя в этом мире.

Конец 19 начало 20 веков в русской литературе явление уникальное. Для того, чтобы понять процесс, имевшее место быть на рубеже веков, необходимо иметь представление о творчестве ярких представителей того времени и увидеть переломный момент истории через поэтическое и творческое восприятие.

Таким образом, занятие данной темы необходимо и оно помогает при изучении других предметов гуманитарного цикла.

ОБУЧАЮЩАЯ ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: знакомство с произведениями через авторскую интерпретацию.

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ МЕРОПРИЯТИЯ: осуществление нестандартных подходов в изучении литературы.

ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ЦЕЛИ:

-раскрытие гуманитарного смысла в интеллектуальном и нравственном развитии личности;

-развитие чувства прекрасного, гордость за свою Родину.

ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ: повысить самооценку обучающихся, помочь преодолеть застенчивость, неверие в собственные способности.

Структура занятия

СОДЕРЖАНИЕ

ВРЕМЯ

(МИН)

1.

ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ЛИТЕРАТУРЫ

10

2.

СОПОСТОВИТЕЛЬНЫЙ АНАЛИЗ ПОЭТИЧЕСКОГО И ХУДОЖЕСТВЕННО ПРОЗАИЧЕСКОГО ТЕКСТА

10

3.

ТВОРЧЕСТВО А.А. АХМАТОВОЙ (БЕСЕДА, КОММЕНТИРОВАНННОЕ ЧТЕНИЕ, АНАЛИЗ)

25

4.

ТВОРЧЕСТВО Н.С. ГУМИЛЕВА (АНАЛИЗ ОТДЕЛЬНЫХ ПРОИЗВЕЛЕНИЙ, БЕСЕДА)

25

5.

РАБОТА С ТАБЛИЦЕЙ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ТВОРЧЕСТВА А.А. АХМАТОВОЙ И Н.С. ГУМИЛЕВА. СХОДСТВА И РАЗЛИЧИЯ

15

6.

ОБОБЩАЮЩЕЕ СЛОВО ПРЕПОДАВАТЕЛЯ О ЗНАЧЕНИИ ТВОРЧЕСТВА

3

7.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ПРОСЛУШИВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО ФРАГМЕНТА НА СТИХОТВОРЕНИЯ ПОЭТОВ

2

ИТОГО

90

План проведения занятия

  1. Объяснение новой темы.
  2. Знакомство с методическим материалом.
  3. Методические рекомендации по самостоятельной работе.
  4. Самостоятельная работа.
  5. Обсуждение, рецензии.
  6. Контроль знаний по теме «Основные мотивы лирики А. Ахматовой и Н. Гумилёва».

Методические рекомендации к самостоятельной работе

1. Прочтите предложенный материал.

2. Ответьте на вопросы самоконтроля.

3. Ответьте на вопросы тестового контроля.

4. Проверьте правильность выполнения задания по ответам (ключам).

Цели занятия

Тема: «Поэтическое творчество А. Ахматовой и Н. Гумилёва».

Цели:

  • познакомить учащихся с жизнью и творчеством А. Ахматовой и Н. Гумилёва;
  • определить основные мотивы их поэзии;
  • показать взаимосвязь литературы с другими видами искусства;
  • научить творческому чтению, восприятию произведения как эстетического явления;
  • развить представления о разных задачах и средствах изображения в прозу и поэзии;
  • развить навыки самостоятельной работы с учебным текстом, навыки рецензирования, навыки владения устной речью;
  • развить умения выразительно читать (наизусть) стихотворный текст, правильно выражать собственные мысли, эмоции, своё отношение к художественному произведению;
  • развить умение сравнивать, сопоставлять и делать собственные выводы;
  • воспитывать любовь к Родине, русской поэзии, формировать эстетический вкус, нравственные идеалы личности.

Оборудование

(наглядность, раздаточные материалы, ТСО)

  • портреты писателей,
  • плакат «Царское село»,
  • выставка литературы по теме,
  • выставка репродукций картин русских художников,
  • выставка иллюстраций обучающихся,
  • карточки «Биографии А.Ахматовой и Н. Гумилёва»,
  • карточки с прозаическим текстом,
  • карточка-таблица «Основные мотивы творчества А. Ахматовой и Н. Гумилёва»,
  • видеофильм,
  • аудиозаписи стихотворений, романсов на стихи А. Ахматовой и Н. Гумилёва.

План занятия

Организационный момент.

Целевая установка.

Повторение сведений, известных студентам. Сопоставленный анализ поэтического и прозаического художественного текста (прослушивание аудиозаписи). Анализ художественных особенностей стихотворного текста. Особенности акмеизма. Творчество А. Ахматовой (беседа, комментированное чтение, анализ).

_______________________________________________________________

  1. Знакомство с биографией поэтессы - самостоятельная работа учащихся по составлению хронологической таблицы; анализ
  2. Видеоэкскурсия по местам жизни А. Ахматовой.
  3. Анализ творчества А. Ахматовой. Выявление основных мотивов лирики, художественного своеобразия поэзии А. Ахматовой. Сопоставление литературных произведений с другими видами искусства (музыкой, живописью).

________________________________________________________________

Прослушивание музыкальных фрагментов на стихи А. Ахматовой. Творчество Н. Гумилёва (комментированное чтение, анализ отдельных произведений, беседа).

_______________________________________________________________

  1. Доклад студентов «Жизненный путь Н. С. Гумилёва», запись плана, рецензирование.
  2. Анализ творчества Н. Гумилёва. Знакомство со стихотворениями произведениями поэта (чтение наизусть, комментирование, беседа). Представление иллюстраций, выполненных студентами.
  3. Работа по выявлению образного восприятия студентами поэзии. Представление иллюстраций, выполненных студентами.

____________________________________________________________

Работа с таблицей по сопоставлению творчества А. Ахматовой и Н. Гумилёва. Сходство и различия. Дополнения. Краткое обобщающие слово преподавателя о значении творчества Ахматовой и Гумилёва. Домашнее задание. Прослушивание музыкального фрагмента на стихи поэтов.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Проверка внешнего вида присутствующих.

   II.     Целевая установка.

       1. Чтение наизусть стихотворений Гете:

Стихи подобны разноцветным стёклам

Церковных окон. Заглянув снаружи,

Мы нечего там не увидим толком.

«Сплошная муть, а может быть, и нужде!»-

Так скажет обыватель.

Он сердит, когда он ничего не разглядит!

 И пусть его.

А вы - ступаете смело

В священные поэзии пределы!

 Как хорош! Как ясно и светло!

 Да, новый свет открывается для вас:

Все возвышает дух, пленяет глаз,

И ежели в вас есть душа –

То вам

Он по душе придётся, этот храм!

2. Я не случайно начала занятие стихами Гете. Вслед за великим немецким поэтом я приглашаю вас в мир поэзии. Запись темы, эпиграфа:

Когда б вы знали, из какого сора

Растут стихи, не ведая стыда,

Как чистый одуванчик у забора,

Как лопухи и лебеди...

А. Ахматова

  1. Повторение

А знаете, со стихами Ахматовой и Гумилева вы уже неоднократно встречались, возможно, просто не предполагать этого.

(Преподаватель читает первую строку произведения, а студент продолжает).

  1. Мне голос был...

(Он звал утешно...)

                  А. А. Ахматова

2. И знаем, что в оценке поздней...

 (Оправдан будет каждый час...)

                   А. А. Ахматова

   3. ...И умру я не на постели...

        (При нотариусе и враче...)

                                Н.С. Гумилев

  1. А теперь послушаем стихотворение А.А. Ахматовой в исполнении актрисы Аллы Демидовой (звучит аудиозапись стихотворения «Хорошо здесь: и шелест и хруст...»)

Хорошо здесь: и шелест и хруст;

С каждым утром сильнее мороз,

В белом пламени клонится куст

Ледяных ослепительных роз.

И на пышных парадных снегах

Лыжный след, словно память о том,

Что в каких-то далеких веках

Здесь с тобою прошли мы вдвоем.

22 августа 1922

Сопоставленный анализ (стихи - проза), выявление средств художественного изображения в лирике.

1. Все ли слова понятны?

2. Как вы объясняете значение «в белом пламени», «парадных снегах», «ледяных роз»?

3. Как называются такие явления в литературе? (Эпитет, метафора)

4. Какие ещё художественные выразительные средства вы знаете? (Метафора, сравнение и др.)

Просмотр видеофильма

В России немало мест, которые дороги русским людям, ценителям поэзии: это Михайловское, Тарханы, Царское село.

«Чтобы поэзия процветала, она должна иметь корни в земле» - утверждала Анна Андреевна Ахматова. Корни поэзии Ахматовой, истоки ее мироощущения, народной жизни, поэтического восприятия родной природы находятся в России. Она подлинно русская поэтесса и поэтому едва ли не самые знаменитые ее стихи о Родине.

Записать: основные мотивы лирики (далее основные темы творчества выделяют сами студенты по ходу обсуждения произведений А.А.Ахматовой и записывают их).

В стихах Ахматовой о родине сочетается публицистичность и автобиографичность. Выстраивается образ поэта, пережившего вместе со своей страной немало суровых испытаний (две войны, сталинская эпоха).

В 1917 году написано стихотворение «Мне голос был. Он звал утешно». (Звучит стихотворение).

Мне голос был. Он звал утешно,

Он говорит: «Иди сюда»,

Оставь свой край глухой и грешный,

Оставь Россию навсегда.

Я кровь от рук своих отмою,

Из сердца выну черный стыд,

Я новым именем покрою

Боль поражений и обид.

Но равнодушно и спокойно

Руками я замкнула слух,

Чтоб этой речью не достойной

Не осквернился скорбный дух.

1917

Судьба Родины волновала поэтессу, она считала, что к России нельзя подходить рационалистически. Сюжет стихотворения – искушение поэта. Однако женщина поэт отвергает искушение и предпочитает остаться в «краю глухом и грешном», даже если ей, как и ее родине, достанется страшный удел: кровь на руках, «черный стыд» в сердце и «скорбный дух».

Представьте себе, что стихотворение пересказал человек, совершенно не чувствующий поэзию. Получится примерно так: (Студентам раздаются тексты с прозой – см. Приложение №1).

Посмотрите: вроде бы все, что сказано в стихах,  есть и в прозе, но очарование ушло, стихи прекрасны, а проза нет. Почему? Что изменилось? Нет рифмы, ритма. Но ведь и многие слова не те. Обратите внимание на слова: « В белом пламени – разве не чудо? Чего стоят «пышные народные снега!»

Всё это и есть поэтическое волшебство. Конечно, Ахматова пишет не только о зиме. Возможно, она хотела узнать на что-то в человеческой судьбе (например, лыжный след – человеческая жизнь, память о далёком прошлом). Вообще, поэзия не может говорить о чем бы то ни было, не соотнося поэта и нас с вами. Иначе стихи не получаются.

  1. Творчество А.А. Ахматовой
  1. Знакомство с биографией поэтессы.

Историю поэзии следует искать в истории жизни поэта. Обратимся к биографии А.А. Ахматовой. Запишем: Анна Андреевна Ахматова (Горенко) 1889-1966 гг.

Самостоятельная работа с текстом.

Задание: прочитать текст, составить хронологическую таблицу (раздаются текст – см. Приложение №2).

Проверка, обсуждение, дополнение. Сегодня мы обнаружили немало параллелей, совпадений, взаимосвязей. Ещё вопрос: случайно ли я начала занятия со стихотворения И.В. Гете? Нет, конечно. Философия поэзии великого немецкого поэта близка А. Ахматовой.

А. Ахматова, как и Гете, затрагивала в поэзии политические и философские вопросы (философия – наука об общих законах развития природы, человеческого общества и мышления), проблемы стихосложения; верила в могущество слова, во влияние поэзии на человека и его душу. Известны ли вам стихи на эту тему?

«Поэт и поэзия» - известная тема и связанные с ней литературные традиции получают своеобразное преломление и творчестве разных поэтов.

  1. Видеоэкскурсия.

А сейчас я приглашаю вас совершать видеоэкскурсию в Царское село. Именно здесь прошло детство Анны Андреевны Ахматовой, здесь в 1903 году она познакомилась с Николаем Гумилевым.

В этих мотивах чувствуется предшествующая поэтическая традиция: Россия изображается одновременно как страдалица (народ) и как неправедная земля (государство).

Стихотворение проникнуто христианской символикой: упоминания. Присмотримся к тексту поближе, вникнем в смысл.

С чего начинается стихотворение? Стихотворение начинается с признания о боли «поражений и обид». Во второй строфе искуситель воспринимается не только как «оскверняющий», но и как «недостойный», и поэтесса «замкнула слух».

Послушайте великолепные ахматовские строчки, прикоснитесь душой к высотам поэтического мастерства великой поэтессы.

Не с теми я, кто бросил землю

На растерзание врагам.

Их грубой мести я не внемлю,

Им песен я своих не дам.

Но вечно жалок мне изгнанник,

Как заключенный, как больной.

Темна твоя дорога, странник,

Полынью пахнет хлеб чужой.

А здесь, в глухом чаду пожара

Остаток юности губя,

Мы не единого удара

Не отклонили от себя

1922

В стихотворении присутствует тот же мотив искушения (у поэта хотят «грубой местью» выманить его песни). Поэт – личность особого значения, за его «лиру» борются силы добра и зла.

Наряду с лирическим «я» поэта в образном строе стихотворения значительное место занимают обобщающее «мы». В XIX веке такое единение описывалось, пожалуй, только в одном контексте – справедливой, освободительной войны. (Ср. «Бородино» Лермонтова, «Войну и мир» Толстого). Возникает другой образ: поэт разделяет со страной всю боль, но в другом своем стихотворении «И знаем, что в оценке поздней».

(читает заранее подготовившийся студент)

И знаем, что в оценке поздней

Оправдан будет каждый час…

Но в мире нет людей бесслезней,

Надменнее и проще нас.

Чем объясняется воздействие на читателя этого стихотворения? Вы заметили неожиданные в лексическом отношении сочетания прилагательных («бесслезные» и «простые»)? Эти эпитеты, и их значимость подчеркнута тем, что они в превосходной степени и в ударной позиции на конце. Обращаю ваше внимание на то, что последняя фраза звучит как афоризм.

Картины природы нашли отражение в разных видах искусства: известны музыкальные произведения русских художников (демонстрируются репродукции картин Левитана  «Золотая осень», «У омута»; Куинджи «Березовая роща»; «Зима» Шишкина).

Человек не простой наблюдатель, он явился в этот мир переживать, откликаться и соучаствовать в жизни природы, по-разному отражая ее в своем творчестве.

В поэзии поэты-романтики, вглядываясь и вслушиваясь в природу в поисках недостижимой среди людей гармонии, писали о слитности человеческих ощущений. У Ахматовой чувственные впечатления передают «невыразимое» словами состояния лирической героини:

Земля хотя и не родная,

Но памятная навсегда,

И в море нежно-ледяная

И не соленая вода.

На дне песок белее мела,

И воздух, пьяный, как вино,

И сосен розовое тело

В закатный час обнажено.

А сам закат в волнах эфира

Такой, что мне не разобрать,

Конец ли дня, конец ли мира,

Иль тайна тайн во мне опять.

Ахматова поэт-философ. В ее стихах раздумье о жизни и смерти, о человеке, мироздании, о добре и зле – вечные вопросы человеческого бытия. Человек смертен, мироздание бессмертно. (Студент читает стихотворение «Надрывается сердце от муки»).

Но ложимся в нее и становимся ею,

Оттого и зовем свободно – своею.

… в просторе свободы

Все в гармонию жизни слилось.

Послушайте стихотворение «Наше священное ремесло» и «Муза». Задумайтесь о чем они. Ваши впечатления?

1 студент

2 студент

Наше священное ремесло

Существует тысячи лет…

С ним и без света миру светло.

Но еще ни один не сказал поэт,

Что мудрости нет, и старости нет,

А может, и смерти нет.

1944

Когда я ночью жду ее прихода,

Жизнь, кажется, висит на волоске.

Что почести, что юность, что свобода

Пред милой гостьей с дудочкой в руке.

И вот вошла. Откинув покрывало,

Внимательно взглянула на меня.

Ей говорю: «Ты ль Данту диктовала

Страницы Ада? Отвечает: «я».

Обратите внимание на три философские метафоры (вспомните, как мы определяем метафору).

Первая метафора: поэт получает вдохновение свыше, нисходящее на него помимо его воли.

                        Бывает так: какая-то истома…

Вторая метафора: поэт способен видеть и слышать то, что другим недоступно.

… Слышно, как в лесу растет трава,

Как по земле идет с котомкой лихо…

Третья метафора: поэт лишь «отвечает» внешнему зову.

                                 Есть речи – значенье.

Темно иль ничтожно,

Но им без волненья

Внимать невозможно…

Не кончив молитвы,

На звук тот отвечу,

И брошусь из битвы

Ему я на встречу.

Все, что связано с человеком, лишено гармонии. Обнаруживается разлад  в любви.

Тема любви – одна из центральных в лирике А.А. Ахматовой. Основная особенность любовной лирики А. Ахматовой состоит в том, что ее главной темой становятся переживания женщины. У Ахматовой женщина сама стала лирическим героем. «Я научила женщин говорить», - скажет в своих стихах поэтесса.

Небывалая осень построила купол высокий,

Был приказ облакам этот купол собой не темнить.

И дивилися люди: проходят сентябрьские сроки,

А куда подевались студеные, влажные дни?

Изумрудною стала вода замутненных каналов,

И крапива затихла, как розы, но только сильней.

Было душно от зорь нестерпимых, бесовких и алых,

Их запомнили все мы до конца наших дней.

Было солнце таким, кА вошедший в столицу мятежник,

И весенняя осень так жадно ласкалась к нему.

Что, казалось, - сейчас заболеет прозрачный подснежник…

Вот когда подошел ты, спокойный, к крыльцу моему.

1922

Переживания героини в  стихотворении передаются нетривиальным способом. Обратите внимание, что о встрече с возлюбленным говорится только в последней строчке. Это характерный ахматовский прием. И опять метафора: осенью все расцветает как весной. Какие еще приемы вы можете назвать?

Оксюморонный эпитет «весенняя осень».

Метонимия, создающая экспрессию. Например, «было душно от зорь, нестерпимых, бесовских и алых».

Эпитеты: «небывалая осень», «было солнце таким, как вошедший в столицу мятежник».

Лирика Ахматовой глубоко психологична. Поэтесса использует широкий спектр - приемов, с помощью которых воссоздаются тонкие психологические нюансы. Один из таких приемов - привлечение внимания к внешним деталям, мелочам, через которые раскрывается душевное состояние героини:

Так беспомощно грудь холодела,

Но шаги мои были легки.

Я на правую руку надела

Перчатку с левой руки.

Показалось, что много ступеней,

А я знала - их только три!...

(«Песня последней встречи», 1921)

Не случайно, что стихи о любви были положены на музыку. Слушаем музыкальный фрагмент на стихи Ахматовой.

Yi. Художественный мир Н.С. Гумилева

Современником А.А.Ахматовой был не менее талантливый поэт - Н.С.Гумилев (1886 - 1921).

(записываем в тетради)

 Прежде чем мы прослушаем доклад о жизни Н.С.Гумилева, обращаю ваше внимание на два задания:

  • выполнить краткую запись основных событий жизни Н.Гумилева;
  • продумать рецензию на доклад.

1. Доклад и его рецензирование

 2. Знакомство с лирикой Н.Гумилева.

Некоторые студенты получили задание подготовить чтение наизусть стихотворений Н.Гумилева. Послушаем их и подумаем над вопросами:

  • Какое стихотворение показалось вам наиболее интересным? Почему?
  • Какое больше всего понравилось?
  • А о чем стихи? Каковы, по-вашему, основные мотивы творчества?

...Не по залам и по салонам

Темным платьям и пиджакам-

Я читаю стихи драконам, 

Водопадам и облакам.

И умру я не на постели,

При нотариусе и враче,

А в какой-нибудь дикой щели,

Утонувший в густом плюще,

Чтоб войти не во всем открытый,

Протестантский, прибранный рай,

А туда, где разбойник, мытарь

И блудница крикнут: «Вставай!»

Следующее стихотворение Н.Гумилева современники поэта называли «алмазом чистейшей воды с бесподобно отшлифованными гранями»:

Так вот и вся она, природа,

Который дух не признает:

Вот луг, где сладкий запах меда

Да ветра дикая заплачка,

Как отдаленный вой волков,

Да над сосной курчавой скачка

Каких-то пегих облаков.

Земля, к чему шутить со мною:

Одежды нищенские сбрось

И стань, как ты и есть, звездою,

Огнем пронизанный насквозь!

О чем это стихотворение? Только ли о природе? Конечно, нет. Природа, мир, человек - вечные темы поэзии.

Ни шороха полночных далей,

Ни песен, что певала мать,-

Мы никогда не понимали

Того, что стоило понять.

И символ горнего величья,

Как некий благостный завет,-

Высокое косноязычье

Тебе даруется, поэт.

Стихотворение напоминает ахматовскую тему. Действительно, в чем-то поэты были близки, в особенности в первый период творчества. А сейчас послушаем стихотворение, которое вновь вернет нас к Анне Андреевны Ахматовой, жене Н.Гумилева. Это стихотворение - обращение к А. Ахматовой, попытка объяснить ее и себе самому причину, по которой они расстались. Обратите внимание на чувства героя, его мысли.        

Еще не раз вы вспомните меня

И весь мой мир, волнующий и странный, Нелепый мир из песен и огня,

Но меж других единый необманный.

Он мог стать Вашим тоже и не стал, Должно быть, плохо я стихи писал

И Вас неправедно просил у Бога.

Его Вам было мало или много,

Но каждый раз Вы склонитесь без сил

И скажете: «Я вспоминать не смею,

Ведь мир иной меня обворожил

Простой и грубой прелестью своею».

И фрагмент еще одного стихотворения Гумилева на ту же тему:

Да, я знаю, я вам не пара,

Я пришел из другой страны,

И мне нравится не гитара,

А дикарский напев зурны.

Я люблю - как араб в пустыне

Припадает к воде и пьет,

А не рыцарем на картине,

Что на звезды смотрит и ждет

Скажите, пожалуйста, а для чего мы с вами изучаем стихи, говорим о поэтах? Зачем это вам? Будущим медицинским работникам необходимо знать анатомию, фармакологию и т.д. Нужна ли поэзия? Предполагаемые ответы: 

Стихи обогащают нас, помогают разобраться в себе, окружающем мире, учат видеть прекрасное и т.п.

Целый мир красоты,

От велика и до мала,

И напрасно ищешь ты

Отыскать ее начало,

Что такое день иль век

Перед тем, что бесконечно?

Хоть не вечен человек,

То, что вечно,- человечно.

В. Брюсов, давая в 1911 году характеристику новому поколению русских поэтов, называет Гумилева «поэтом зрительных картин», может быть, не всегда умеющим сказать новое и неожиданное, но всегда умеющим сказать новое и неожиданное, но всегда умеющего избежать в своих стихах недостатков.

Неудивительно, что возник и укрепился тезис о том, что Гумилев - «экзотический поэт». Но так выглядит он лишь при поверхностном и одностороннем восприятии. Не будем забывать: Н.Гумилев - глубоко русский поэт, и вся «русская тема», особенно в последние годы жизни, мощно звучит в его творчестве. Достаточно обратиться к сборнику «Костер» (1918). Русь, темная колдовская сила, порождающая «распутинщину» («Мужик»), «медом пахнущие поля» России, ее луга и перелески («Детство»), потаенная прелесть российской провинции («Городок») - вот какими гранями поворачивается эта тема в поэзии Н.Гумилева.

О, если бы и мне найти страну,

В которой мог не плакать и не петь я,

Безмолвно поднимаясь в вышину

Неисчислимые тысячелетья!

Каковы, по-вашему, основные мотивы творчества Н.Гумилева? Особенностью поэтического творчества Гумилева является обостренное чувство времени, предвидение своей судьбы. Но, несмотря на эти настроения, Н.Гумилев представляется человеком, страстно влюбленным в жизнь, человеком, который случайно спутал эпохи и открыл дверь не в то столетие.

Мчался он бурей темной, крылатой,

Он заблудился в бездне времен...

Он привлекает сочетанием трепетности, ранимости с мужественностью и силой, безыскусственностью чувств с отточенностью формы и философской наполненностью, с которой он приходит в последние свои годы.

Есть Бог, Есть мир, они живут вовек,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но все в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

Добавим сюда: вмещает и отображает в Слове

YII. Сопоставление произведений

Посмотрите на сравнительную таблицу (см. Приложение №4). Какими бы стихами вы дополнили ее? Ваши выводы?

А теперь обращаю ваше внимание на то, как по-разному люди воспринимают явления поэтического творчества. Некоторые студенты к стихам создали иллюстрации (представления иллюстраций, обмен мнениями, отзывы).

VIII. Заключение

Второе рождение Ахматовой и Гумилева (открытие, усилившийся интерес читателей, критика издателей) началась в перестроечные годы. Творения их остаются живыми, волнуя энергией мысли, пробуждая лучшие чувства, делая нас лучше, совершеннее.

В заключении послушаем музыкальные фрагменты на стихи А. Ахматовой и Н.Гумилева.

Домашнее задание:

По памяти составить таблицу «Основные мотивы творчества А.Ахматовой и Н.Гумилева», выучить наизусть стихотворение, обосновав свой выбор.

Термины, относящиеся к стилю произведения

ТРОПЫ — общее название для ряда языковых приемов и средств. Термины, относящиеся к языку и стилю произведения характерны для художественного текста. Это слова в переносном значении, они служат для создания художественных образов. К тропам относятся:

Эпитет - образное определение, обычно выраженное прилагательным. Обладает большой изобразительной и выразительной силой, образует художественный образ: «приятна мне твоя прощальная краса»;

Сравнение - сопоставление, уподобление одного предмета другому: «Я сам, как зверь»;

 Метафора - перенос значения с одного понятия на другое на основании условного представления о сходстве: «В крови горит огонь желаний»;

Олицетворение - перенос человеческих свойств на неодушевленные предметы и явления: «Спит земля в сиянье голубом»;

Метонимия  - перенос значения с одного понятия на другое по принципу смежности. В художественной речи метонимия, как и метафора встречается очень часто: «Я выпил целый стакан» (значение переносится с содержимого на содержащее);

Синекдоха - вид метонимии, когда часть предмета обозначает целый предмет: «И вы, мундиры голубые...»;

Перифраза - описательный оборот, заменяющий слово: «Властитель слабый и лукавый».

Литература

1. Абрамович Г. Введение в литературоведение. М.,2007.

2. Абгунов М. Античные мифы и легенды. М., 2014.

3. Виленкин В. В сто первом зеркале. М.,2013.

 4. Жирмунский В. Анна Ахматова. М.,2014.

5. Иванов Г. Воспоминания. М., 2012.

 6. Мифы в искусстве старом и новом. М.,2009.

7. Русская поэзия XX века. Сборник. М.,2015.

8. Соловьев Н. И вечная природа красота... Литература№10.1997.

 9. Сомов В. По латыни между прочим. Словарь латинских выражений. М., 2015.

10. Hate A. Russian poets in London.

Приложение № 1

Основные мотивы творчества

Названия стихотворений

А.А. Ахматова

Н.С. Гумилев

  1. Тема Родины и природы.

«Мне голос был…»

Сборник «Костер»

  1. Тема изгнанника, странника

«Не с теми я, кто бросил землю…»

«После стольких лет я пришел назад»

  1. Любовная лирика

«Небывалая осень построила купол небесный»

«Я и вы»

  1. Тема творчества

«Творчество»

«Восьмистишие»

Приложение № 2

Анна Андреевна Ахматова

(1889 – 1966)

«Златоустой Анной Всея Руси» назвала Ахматову Марина Цветаева. Гениальное творчество Цветаевой оправдалось: Анна Ахматова стала не только поэтическим, но и этическим, нравственным значением своего века. Она приняла и разделила трагическую долю России, не пошла на компромисс с «железным веком», не уступила его моральному прессу. Родилась она 11 июня 1889 года под Одессой. Её отец Андрей Антонович Горенко был в то время отставным инженером - механиком флота. Через год семья переехала в Царское Село, где будущая поэтесса прожила до 16 лет. Отрочество и юность Ахматовой - это учеба в Царскосельской и Киевской гимназиях, стихи начавшиеся с Державина и Некрасова. Среди отмеченных Ахматовой в автобиографии событий жизни - учеба на Высших женских курсах в Киеве, свадьба с Николаем Гумилевым 25 октября 1910 года, поездка в Париж, знакомство со стихами Иннокентия Анненского («Когда мне показали корректуру «Кипарисового ларца»... я была поражена и читала её, забыв все на свете»). И все же главные вехи жизни Ахматова связывает со своими стихами. 1912 год стал знаменательным и «первым»: в этом году вышел её первый сборник «Вечер», родился её единственный сын, будущий ученый Лев Николаевич Гумилев. В 1914 году появилась «вторая книга - «Четки», «Белая стая» вышла в сентябре 1917 года. После Октябрьской революции она работала в библиотеке Агрономического института. В 1921 году вышел сборник стихов «Подорожник», в 1922 году - книга «Anno Domini» («В лето Господне»).

С середины 20-х годов Ахматова внимательно изучает архитектуру старого Петербурга, а также жизнь и творчество Пушкина. Результатом были три работы - о «Золотом Петушке», об «Адольфе» Констана и о «Каменном госте». О гибели «серебряного века» Ахматова упоминает очень сдержанно. Ни слова упрека или осуждения. Стихи её почти перестали печатать, а старые перепечатывать. Потом была война, ленинградская блокада, выступления в госпиталях, эвакуация в Ташкент, где она «впервые узнала, что такое в палящий жар древесная тень и звук воды». Но запомнила Ахматова не тяготы эвакуации, а человеческую доброту, которой ей так будет не хватать позднее. В 1944 году она вернулась в Ленинград. В последние годы публиковалась мало, много занималась художественным переводом. В 1962 году закончена «Поэма без героя», которая писалась почти 22 года. Награждена крупнейшими международными премиями. В 1964 году посетила Италию, где ей вручили премию «Этна-Таормина, в связи с изданием в Италии сборника её стихов. В 1965 году ей была присуждена степень почетного доктора Оксфордского университета. Псевдоним, ставший именем великого поэта, - Ахматова, - достался юной Анне Горенко в «наследство» от прабабушки, татарской княжны. Отец не желал, чтобы фамилия Горенко была «опозорена» подписью под стихами. И сразу после выхода первого сборника в русской литературе произошла своеобразная революция - появилась Анна Ахматова, «вторая великая лирическая поэтесса после Сафо».

Приложение № 3

Николай Степанович Гумилев

(1885-1921)

Николай Степанович Гумилев родился в  Кронштадте в семье корабельного врача. Парадокс ''судьбы: именно кронштадтские события в определенной степени предопределили трагическую развязку в жизни поэта.

После того как отец будущего поэта ушел в отставку, семья переехала в Царское Село, а потом на короткое время в Тифлис, где было напечатано первое стихотворение Гумилева. В Царском Селе, куда семья вернулась в 1903 г., Николай Гумилев посещал гимназию, директором которой был известный поэт Иннокентий Анненский. Особую роль в становлении Гумилева-поэта сыграла  атмосфера Царского Села. Здесь же в Царском Селе он знакомится с молодой Аней Горенко, которой в недалеком будущем суждено стать его женой и войти в историю русской поэзии под именем Анны Ахматовой.

Гимназический курс он закончил лишь в 20 лет, но первый сборник выпустил еще будучи учеником гимназии, в 1905 году.

Второй сборник «Романтические цветы» - в 1908 году. По окончании гимназии Гумилев уезжает во Францию, слушает в Сорбонне лекции по французской литературе, изучает технику стихосложения. Там же начинает издавать журнал «Сириус», но не хватало опыта и авторитета. Оттуда он совершает свое первое путешествие в Африку.

 В 1908 г. Гумилев снова в Париже, но скоро возвращается в Россию. Год спустя, знакомится с Маковским, который становится во главе основанного им журнала «Апполон», а Гумилев - одним из его главных помощников.

Будучи в Африке, Гумилев не раз подтверждал закрепившуюся за ним в России характеристику: отсутствие страха, граничащее с безрассудством. Но главное для Гумилева - этнографические коллекции. Тем временем в России в стане символистов, задававших тон в поэзии рубежа веков, назревает кризис. В противовес символизму создается при участии Гумилева так называемый». Цех поэтов (1911), из которого рождается новое литературное течение- акмеизм. Во главе течения - Николай Гумилев. В скором времени группа распалась. Поэты, её составляющие, пошли каждый своим путем.

Немаловажные коррективы в эти пути внесла первая мировая война. Особую роль сыграла она в жизни Гумилева, который пошел на фронт добровольцем. Служил он во взводе конной разведки, был дважды награжден Георгиевским крестом, произведен в прапорщики. На фронте вел дневник, из которого возникли «Записки кавалериста», публиковавшиеся с февраля 1915 по январь 1916 г. Сослуживцы поэта отмечали, что храбрость товарища выходила за пределы разумного. Он мог, например, задержаться на открытой местности, прочесываемой пулеметным огнем, не изменившись в лице, раскрутить папиросу и только после этого укрыться в окопе.

В 1916 году Гумилев едет в Петроград, для сдачи экзаменов на офицерский чин, но вместо этого попадает в госпиталь, а через год получает назначение в экспедиционный корпус, находящийся в расположении союзных войск. Последние месяцы войны он проводит в Париже и в Лондоне. В Европе его застал Октябрь. В апреле 1918 года Гумилев покинул Лондон и вернулся в Россию. Занимался личными делами, оформил развод с Ахматовой, вступил в брак с А.Энгельгардт, дочерью известного филолога. Работал в литературных студиях, вел занятия в институте истории искусств, выступал с лекциями перед морями Балтфлота.

Гумилев много переводит китайские стихи, составившие книгу «Фарфоровый павильон», готовит к печати сборники «Костер» (1918), «Шатер» (1921), «Огненный столп» (1921). Поэт в рассвете творческих сил.

И вдруг все оборвалось...

После стольких лет

Я пришел назад,

Но изгнанник я,

И за мной следят.

 ...Смерть в дому моем

И в дому твоем –

Ничего, что смерть,

Если мы вдвоем... -

3 августа 1921 года Н.С.Гумилев был арестован как участник заговора Петроградской боевой организации, возглавляемой Таганцевым, знакомым Гумилева. Обвинения ему предъявлено не было. То, что произошло, было тем более неожиданным, что поэт держался в стороне от политики и никак не выражал своего отношения к происходящему. Поэт был расстрелян, дата расстрела неизвестна.

Вопросы для самопроверки

  1. В чем особенность лирической героини ахматовской поэзии?
  2. Как раскрывается в творчестве Ахматовой тема женщины-поэта? Как она связана с любовной темой?
  3. В чем видит А.Ахматова предназначение поэта?
  4. Почему её можно назвать «голосом своего поколения»?
  5. Что нового привнесла поэтесса в тему любви?
  6. В чем проявляются христианские основы мировосприятия в творчестве А.Ахматовой?
  7. Почему А.Ахматову считают великим гражданским и национальным поэтом?
  8. Как проявляется трагическое начало ахматовского творчества?
  9. Почему Марина Цветаева назвала А.Ахматову «Златоустой Анной всея Руси»?
  10. В чем общечеловеческое значение ахматовского              творчества?
  11. Каковы основные мотивы творчества Н.Гумилева?
  12. Во главе какого литературного течения стоял

        Н.С. Гумилев?

  1. Почему Н.Гумилева называют экзотическим поэтом?
  2. В каком сборнике Гумилева раскрывается тема России?
  3. В чем особенность философского восприятия   Н.Гумилева?

Блок для самостоятельных работ

Анна Ахматова

(1889-1966)

Вопросы по творчеству А.А.Ахматовой

1) Ахматова — псевдоним поэтессы. Какова ее настоящая фамилия?

2) Где и когда родилась А.Ахматова.

3) Как звали ее родителей, кем они были по происхождению?

4) Как назывались книги, по которым Ахматова в детстве научилась читать?

5) С какого стихотворенья впервые началось знакомство юной Ахматовой с поэзией?

6) Как называется первое попавшееся в печати стихотворение Ахматовой?

7) Как назвала Ахматова свой первый сборник стихов?

8) К какому литературному, поэтическому течению принадлежала А. Ахматова?

9) Как называлась книга, которая произвела на Ахматову сильное впечатление, которую, по ее словам, «она читала, забыв все на свете».

10) Как назывался сборник стихов, принесший Ахматовой литературную известность и переиздававшийся до 1923 года еще восемь раз?

11) Как звучало имя художника, написавшего портрет А.Ахматовой, во время ее пребывания в Париже в 1910 году?

12) Кто назвал Ахматову «златоусой Анной всея Руси»?

13) Как называется стихотворение Ахматовой, опубликованное в газете «правда» в 1942 году?

14) Как называется поэма, которую Ахматова писала двадцать два года?

15) Как назвала Ахматова свою последнюю книгу?

16) Какая международная литературная премия была вручена Ахматовой в Италии в 1964 году?

17)  Какое звание было присуждено Ахматовой в 1965 году, во время ее прибытия в Лондоне?

18) Как звали известного русского поэта, мужа А.Ахматовой?

19) Как звали сына А.Ахматовой, известного ученого?

20) Где похоронена А.Ахматова?

Эталоны ответов

1. Анна Андреевна Горенко (псевдоним взят о фамилии прабабки по материнской линии).

2. Под Одессой (Большой Фонтан), 11(23) июня 1889 года.

3. Отец — Андрей Антонович Горенко (1848-1915), отставной инженер - механик, флота. В 1905 году развелся с женой, Анна осталась с матерью. 4. Мать — Инна Эразмовна Горенко, урожденная Стогова, принадлежала к старинной дворянской семье. Записки ее отца, Эразма Ивановича, были опубликованы в 1903 году журнале «Русская старина». По женской линии род велся от татарского хана Ахмата. Одна из княжон Ахматовых — Прасковья Егоровна — в XVIII вышла замуж за богатого симбирского помещика Мотовилова. Егор Мотовилов был прадедом Анны Ахматовой, а его дочь Анна Егоровна — бабушкой, в честь ее Анна и получила свое имя. В роду матери была и русская поэтесса Анна Бунина (1794-1829).

5. «Новая азбука» и «Русские книги для чтения» Льва Толстого.

6. Г.Р.Державин «на рождение порфироносного отрока»; Н.А.Некрасов. «Мороз, Красный нос».

7. Стихотворение «На руке его много блестящих колец...» в 1907 году, в парижском журнале «Сириус», №2.

8. «Вечер» (1912 год, издание «Цех поэтов»).

9. Ахматова принадлежала к литературному течению, называемому акмеизм (от греческого акт е — высшая степень чего - либо, цветущая сила).

10. Акмеисты оставили своей целью реформировать символизм, главной бедой которого, с их токи зрения, было то, что «Направил свои главные силы в область неведомого» и «Попеременно братался то с мистикой, то с теософией, то с оккультизмом». По этому, акмеисты представляли мир таким, каков он есть, — зримой, вещной, плотский, живой и смертной, красочный и звучащий.

11. Сборник стихов И.Ф. Анненского «Кипарисовый ларец».

12. «Четки» (1914).

13. Амадео Модильяни.

14. Поэтесса Марина Иванова Цветаева.

15. «Мужество» («Мы знаем, что ныне лежит на весах...»).

16. «Поэма без героя» (1940-1962).

17. «Бег времени» (1965).

1) Международная литературная премия «Этна-Таормина» — «За 50-летие поэтической деятельности и в связи с недавним изданием в Италии сборника стихов».

2) Степень почетного доктора литературы Оксфордского университета. 3) Столетний юбилей, широко отмеченный всей страной и — по решению Юнеско — во всем мире.

18. «Вечер» (1912), «Четки» (1914), «Белая стая» (1917), «Anno Domini МСМ XXI» (В лето господне1921), «Из шести книг» (1940), «Бег времени» (1965).

1) Николай Степанович Гумилев (1886-1921).

2) Лев Николаевич Гумилев (1912-1992).

19. Строки принадлежат Михаилу Дудину.

20. В поселке Комарове под Петербургом.

~  ~


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока «Мой дом – Россия» («Нравственные приоритеты, эстетические позиции в творчестве Анны Андреевны Ахматовой»)

В конспекте урока раскрывается жизнь и творчество А.А. Ахматовой с использованием авторского  творчества учителя. Анна  Андреевна Ахматова -истинный патриот своей Родины, никогда её не покид...

Практические работы по математике Терещенко Галина Андреевна

Практические Работы по математике для студентов ....

Сценарий внеклассного мероприятия, посвященного 130- летию со дня рождения Анны Андреевны Ахматовой. (1889-1966)

Цели: 1)   расширить представление  учащихся  о  поэзии Серебряного века на основе знакомства с  творчеством  А.А.Ахматовой, представительницей  женской поэзии...

ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО ЧООДУ (ЧАШ-ООЛ) ЕКАТЕРИНА АНДРЕЕВНА (Уфа)

УДК 373.31    ИНОВАЦИОННЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТЕХНИЧЕСКИХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ В УСЛОВИЯХ ВНЕДРЕНИЯ ФГОС НОО.   ЧООДУ (ЧАШ...

Литературная газета. Анна Андреевна Ахматова

Уважаемые пользователи сайта!       В рамках междисциплинарного курса МДК 02.07 «Детская литература с практикумом по выразительному чтению», студенткой четвёртого ...