Проблемы изучения родных языков, литературы и культуры в школе.
статья

Проблемы изучения родных языков, литературы и культуры в школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Федотова Светлана Николаевна, Леонтьеа Лариса Николаевна

 Шупашкар хулин пĕтĕмĕшле вǎтам  пĕлÿ паракан 24-мĕш шкул,

чăваш чĕлхи вĕрентекенĕсем,  solnichkkko3168@mail.ru, 89278430056@mail.ru

                Проблемы изучения родных языков, литературы и культуры в школе.

Самая большая ценность народа – язык,

язык, на котором он пишет, говорит, думает.

(Д.Н. Лихачев)

Сохранение и развитие родных языков – одна из государственных задач, стоящих на современном этапе перед Россией.

Родным называют язык, который человек усваивает в раннем детстве, подражая окружающим его взрослым и детям, определяет национальную принадлежность человека. Но так бывает не всегда. В некоторых семьях, где один из родителей или даже оба не являются одной  национальности, но с детства воспитывались в  речевой среде, где принято говорить на родном языке, и в этих случаях именно родную  речь постоянно слышит, воспринимает и осваивает в раннем детстве ребенок. На этом языке он не только учится говорить, но и познает и осмысливает окружающий мир, думает. С раннего детства и до глубокой старости вся жизнь человека неразрывно связана с языком. Ребенок еще не научился, как следует говорить, а его чистый слух уже ловит  сказки, материнские колыбельные песенки.

Язык народа – зеркало, в котором народ видит свое прошлое и настоящее. Во многих городских семьях родители общаются с детьми только на русском языке, зачастую они же не желают, чтобы их детей обучали в школе родному языку, объясняя это перегруженностью их изучением наряду с русским, английским языками, родного языка. Данное воспитание приводит к отказу молодого поколения от родных духовных корней - нередко ведет к пренебрежительному отношению к чувашской культуре, традициям, славному прошлому народа. Для того, чтобы пробудить интерес  ребёнка к изучению родного языка, уроки, прежде всего, должны быть интересными, вызывать положительные эмоции, быть увлекательными с использованием занимательных упражнений, творческих работ для развития устной и письменной речи, использовать игровые моменты, загадки, сказки,  пословицы и поговорки. А для этого учитель должен работать творчески и опираться на новые концепции, формировать национальное сознание путем ознакомления с обычаями, традициями, ценностными ориентациями, своего народа. Школа должна включать в план воспитательной работы каждого класса мероприятия, беседы, игры, песни, танцы, прививающие любовь к искусству традициями своего народа, необходимо устраивать встречи со старожилами города,  которые хорошо помнят лучшие традиции прошлого. Успешно обучать детей родному языку можно и нужно в семье. Приоритетную роль в этом деле играет мать.

Отказ от родного языка может привести к исчезновению национальной культуры, уровень развития родного языка - это показатель духовности народа. Пока родной язык народа в его устах, до тех пор живёт и народ. Народная мудрость говорит: отберёте у народа всё - он всё может возвратить, а отберёте язык - и он никогда уже не создаёт его. Всё мы должны помнить, что родной язык - самое большое сокровище. Это душа и сердце народа, без которой не выжить ни одной нации.

Список использованной литературы

  1. Шолохов М.А. Сокровищница народной мудрости -1960
  2. Арутюнов С.А. Народы и культуры: развитие взаимодействие. М..1989
  3. Щеглова Л.В., Шипулина Н.Б. Культура и этнос. Волгоград, 2002

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочие программы по родному языку и литературе

Планирование составлено на основе:  Саха литературатын программата. ФилипповаН.И., ШишигинаВ.Р., МаксимоваМ.Е.  Дь. 1996, 2012с. , Примерная рабочая программа для общеобразовательных организ...

В ВОРОНЕЖЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

15 ноября 2019 года в Воронеже пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранного в уро...

В ЯРОСЛАВЛЕ ПРОЙДЕТ ПРАКТИЧЕСКИЙ СЕМИНАР «ОСВОЕНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ РУССКОГО ЯЗЫКА И РУССКОЙ КУЛЬТУРЫ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА КАК РОДНОГО, НЕРОДНОГО, ИНОСТРАННОГО В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

18 ноября 2019 года в Ярославле пройдет практический семинар «Освоение особенностей русского языка и русской культуры в процессе изучения русского языка как родного, неродного, иностранног...

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ "Литература и Родной язык"

Методические указания по выполнению практических работ...

Рабочая программа по профессиональному модулю ПМ. 05. «Преподавание родного языка и литературы» программы подготовки специалистов среднего звена по специальности CПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах»

Программа профессионального модуля является вариативной частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с запросом работодателя по специальности СПО 44.02.02 «Преподавание...

Возрождение родного языка и применение современных инновационных подходов в преподавании родного языка и литературы

В статье затрагиваются проблемы возрождения родного языка и создание языковой среды путем применения инновационных подходов....