Проблема формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.
статья

Тимошенко Римма Владимировна

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности представлений о здоровом образе жизни у данной категории учащихся.

Ключевые слова: учащиеся; младший школьный возраст; интеллектуальная недостаточность; представления; здоровый образ жизни.

   Тематическая рубрика: коррекционная школа.

Новейшие направления развития России в последние годы побуждают общество по-новому отнестись к составляющим здоровья и формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. В контексте инновационного развития образования важно уделять внимание вопросам здоровьясбережения обучающихся. Стоит отметить, что одной из приоритетных задач ФГОС НОО является создание условий для формирования личности ученика, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pravka_statya_rekomendatsii.docx19.66 КБ

Предварительный просмотр:

Проблема формирования культуры здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью.

Автор:  Тимошенко Римма Владимировна

ГОКУ СКШ №2 г. Ангарск

Аннотация: статья посвящена проблеме формирования здорового образа жизни у младших школьников с интеллектуальной недостаточностью. Приводятся экспериментальные данные, характеризующие особенности представлений о здоровом образе жизни у данной категории учащихся.

Ключевые слова: учащиеся; младший школьный возраст; интеллектуальная недостаточность; представления; здоровый образ жизни.

   Тематическая рубрика: коррекционная школа.

Новейшие направления развития России в последние годы побуждают общество по-новому отнестись к составляющим здоровья и формирования здорового образа жизни подрастающего поколения. В контексте инновационного развития образования важно уделять внимание вопросам здоровьясбережения обучающихся. Стоит отметить, что одной из приоритетных задач ФГОС НОО является создание условий для формирования личности ученика, воспитание ответственного отношения к собственному здоровью.

А. А. Дмитриев считает, что в формах деятельности, поведения, общения, интересах, потребностях, обычаях, традициях в среде учащихсязаложены огромные возможности формирования ЗОЖ.

На основании изучения трудов В. В. Колбанова, И. И. Соковни-Семеновой, Б. Н. Чумакова, Н. М. Амосова  можно выделить основные компоненты ЗОЖ: рациональное питание, оптимальная для организма двигательная активность, соблюдение режима дня (с учетом индивидуальных биоритмов), предупреждение вредных привычек и формирование полезных привычек, повышение психоэмоциональной устойчивости, «содержательная жизнь» (смысл жизни) .

Возможность вести ЗОЖ во многом зависит от состояния здоровья ка на данный момент времени. Важно помнить, что здоровье   человека, не страдающего врожденными или приобретенными заболеваниями, нужно в первую очередь охранять и укреплять, а здоровье человека, имеющего недуги, нуждается в коррекции.

Основными механизмами формирования здорового образа жизни, как отмечают А.Г. Фурманов и В.А. Горова, является возможность положительно влиять на образ жизни отдельных лиц, групп людей, вследствие такого положительного влияния формируется здоровый образ жизни. С одной стороны – это интегративное качество личности, с другой – показатель ее воспитанности

 А. Вакуленко, Л. Жалило, Н. Комарова, Р. Левин, И. Солоненко, О. Яременко, А. Щедрина считают, что работа по здоровьесбережению должна состоять из двух взаимосвязанных составляющих: принятия ценностей здорового образа жизни (пропаганда); получения знаний, умений и навыков, необходимых для выполнения его требований (содержательно-информационные и практические составляющие).

 По убеждению Л.Н. Воронецкой, Е.А. Попок, от формирования у детей навыков здорового, физически активного образа жизни зависит не только здоровье и благополучие конкретного человека, но и общества в целом.

Проблема формирования здорового образа обучающихся с умственной отсталостью становится одним из приоритетных направлений инклюзивной образовательной системы современной школы, что обусловлено ростом числа заболеваний и распространением вредных привычек среди молодежи. Особую обеспокоенность вызывает состояние здоровья подрастающего поколения, способность детей с умственной отсталостью заботиться о своем здоровье.

Обучить здоровому образу жизни – организовать целенаправленный, систематический процесс для формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью. Большая ответственность за достижение этой цели возлагается, главным образом, на школу. Дети с умственной отсталостью в силу особенностей психофизического развития ограничены в самостоятельном приобретении знаний и умений валеологического характера. И наиболее приоритетный канал формирования заинтересованного отношения к собственному здоровью для них - педагогический. Именно в школе под контролем учителей, воспитателей, медицинских работников должен формироваться алгоритм ведения и построения здорового образа жизни, а в домашних условиях эти знания и умения должны закрепляться. А. А. Дмитриев указывает на то, что одной из приоритетных задач школы является концентрация усилий всего педагогического коллектива на формировании ЗОЖ ученика. Это касается условий проживания, питания, режима, учебно-познавательной деятельности, занятий физической культурой и спортом и пр.[2].

Формирование представлений о здоровом образе жизни у обучающихся с умственной отсталостью является весьма актуальной проблемой, решение которой зависит от выполнения следующих условий:

1. Главенствующее место в формировании системы базовых знаний о строении и функционировании организма человека, о факторах, оказывающих воздействие на его состояние, о мерах улучшения состояния здоровья людей должно принадлежать следующим специалистам: учителю начальных классов, учителю естествознания, воспитателю и медицинскому работнику.

2. Работа по формированию представлений о здоровом образе жизни учащихся с умственной отсталостью должна начинаться в младших классах.

3. Основные направления работы по формированию представлений о здоровом образе жизни следующие:

- повышение педагогической компетентности педагогов С(К)Ш посредством методической копилки, картотеки фильмов о детях с ОВЗ, методических материалов к конкурсу для педагогических работников;

- повышение педагогической компетентности родителей обучающихся посредством организации в классе «Уголка здоровья».

Литература

1. Вакуленко, А.  Развитие представлений о здоровом образе жизни (здоровьесбережению) у детей младшего школьного возраста во внеурочной деятельности / А. Вакуленко, Л. Жалило, Н. Комарова, Р. Левин, И. Солоненко, О. Яременко, А. Щедрина// Балканское научное обозрение- 2020.- №2.-  C. 27-30

2. Дмитриев, А. А. Коррекция двигательных нарушений у учащихся вспомогательных школ средствами физического воспитания / А. А. Дмитриев. - Красноярск : Изд-во Краснояр. ун-та, 1987. – 151 с.

3. Фурманов, А. Г. Оздоровительная физическая культура / А. Г. Фурманов, М.Б, Юспа.- М.: Тесей, 2003-528 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Тема опыта: «Здоровьеформирующий подход как средство формирования культуры здорового образа жизни младших школьников в процессе обучения»

Проблема воспитания здорового поколения приобретает в настоящее время все большее значение. На ухудшение здоровья влияют многие факторы, в том числе и неправильное отношение населения к своему здоровь...

Доклад "Формирование культуры здорового образа жизни дошкольника"

Отношение ребенка к своему здоровью является фундаментом, на котором можно выстроить потребность в здоровом образе жизни....

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие».

Проект: «Формирование основ здорового образа жизни у детей школьного возраста через речевое развитие»....