«Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным?»
статья

Воробьёва Лариса Васильевна

Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на МО  классных руководителей начальных классов тему:

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным?»

(Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями)

Подготовил учитель начальных классов

Воробьева Л. В.

Тема: «Применение инновационных технологий в воспитательной работе. Как сделать классное дело интересным и содержательным?»

(Нетрадиционные формы сотрудничества классного руководителя с учащимися и их родителями)

     

 …Творчество есть необходимое условие существования,

                  и все, что выходит за пределы рутины и в чем заключена

хоть йота нового, обязано своим происхождением

                                             творческому процессу человека…  

        Л.С.Выготский

Глобальный вызов, брошенный на рубеже второго и третьего тысячелетия, делает чрезвычайно актуальной проблему появления новых идей и людей, мыслящих и действующих нестандартно и вместе с тем культурно, способных к творчеству и оптимальному управлению деятельностью других людей и своей собственной для достижения социально значимых целей.

В связи с этим в системе образования наблюдается переход от школы, распространявшей моноидеологическое мировоззрение, к школе, направленной на разностороннее развитие человека, создающей условия для самореализации, саморазвития, достижения успеха в обучении и воспитании, требующей от педагога новой ориентации – на личность учащегося. Главной отличительной чертой такого образования является особое внимание как к индивидуальности школьника и его личности в целом, так и индивидуальности и личности учителя. Необходимость инновационного характера развития воспитания в условиях его модернизации стала очевидной: без инновационного прорыва в применении воспитательных технологий невозможно получить принципиально новое качество уровня воспитания  выпускников.

(Слайд 3)  Понятие «инновация» в отечественной и зарубежной литературе определяется по-разному в зависимости от различных методологических подходов, среди которых можно выделить:

  1. Инновация рассматривается как результат творческого процесса.
  2. Инновация представляется как процесс внедрения новшеств.

(Слайд 4) ИННОВАЦИИ В ВОСПИТАНИИ – это системы или долгосрочные инициативы, основанные на использовании новых воспитательных средств, способствующие социализации детей и подростков и позволяющие нивелировать асоциальные явления в детско-юношеской среде.

(Слайд 5) Современный человек, чтобы достичь успеха, должен обладать самостоятельностью, способностью к сотрудничеству, уметь быстро адаптироваться в любой ситуации. Происходит рождение нового типа личности: свободной, творчески ориентированной, открытой. Активно распространяющийся процесс информатизации образования придает воспитательной работе особое значение.

В основе развития новой воспитательной системы лежат современные технологии. ВОСПИТАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ - это система научно обоснованных приемов и методик, способствующих установлению таких отношений между субъектами процесса, при которых в непосредственном контакте достигается поставленная цель – приобщение  воспитуемых к общечеловеческим культурным ценностям.

Эти технологии,  являясь одним  из средств воспитания, позволяют получить определённые результаты: позитивный социальный опыт учащихся – опыт взаимодействия, общения, совместной деятельности.

(Слайд 6) Воспитательные технологии включают следующие системообразующие  компоненты:

  • Диагностирование
  • Целеполагание
  • Проектирование
  • Конструирование
  • Организационно – деятельностный компонент
  • Контрольно – управленческий компонент

(Слайд 7) Содержанием воспитательных технологий являются:

  • Научно обоснованные социализированные требования
  • Передача социального опыта
  • Постановка цели и анализ сложившейся ситуации
  • Социализированная оценка ученика
  • Организация творческого дела
  • Создание ситуации успеха

 (Слайд 9) Инновационными технологиями можно считать внедряемые в настоящее время в воспитательную работу разнообразные новые методы, направления, системы, так как они, как правило, кардинально изменяют воспитательную систему школы.

Инновационные воспитательные технологии: 

 (Слайд 10)

  • коллективное творческое дело (КТД);
  • информационно – коммуникативные (создание сайтов, банка идей, видеосюжеты, Интернет, медиотека);
  • нестандартные технологии (импровизация, дни науки и культуры, интеллектуальный марафон);
  • социальное проектирование;
  • организационно-деятельностные игры (ОДИ);
  • технология исследовательской деятельности;

(Сайд 11)

  • технология социально-педагогического диагностирования ;
  • технология программирования;
  • технология реализации плана;
  • технология разноуровневой дифференциации; 
  • модульная педагогическая технология; 
  • технология проектов;
  • технология дидактической игры;
  • здоровьесберегающая технология;
  • личностно- ориентированная технология;
  • экологообразовательные;
  • кейс – технологии;
  • арт-технологии;

(Слайд 12)

  •  шоу- технологии (организация публичных конкурсов, соревнований, КВН);
  • групповая проблемная работа (разработка проектов);
  • диалоговые технологии (диспуты, дискуссии, дебаты);
  • диалог «педагог- воспитанник»;
  • тренинг общения;
  • «информационное зеркало» (различные формы настенных объявлений, стенды).

 

(Слайд13) Начнем с уже знакомых технологий  ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕЙ И ОЗДОРОВИТЕЛЬНОЙ ТЕХНОЛОГИЙ, которые просто необходимы для сохранения физического и психического здоровья ребенка и обучения  навыкам сохранения его (физкультминутки, цветотерапия, гимнастика для глаз, правила здорового питания, инсценировки по профилактике болезней, обеспечение двигательной активности, семейные спортивные праздники и тд.).

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ:

  • это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью учащихся;
  • это создание благоприятного психологического климата;
  • это охрана здоровья и пропаганда здорового образа жизни.

(Слайд 14)

              КОЛЛЕКТИВНОЕ ТВОРЧЕСКОЕ ДЕЛО (КТД) рассматривают в контексте коммунарской педагогики, где КТД - жесткая организационная форма, основанная на определенной направленности деятельности, ориентированной на пользу, радость людям. Но в практике эта направленность КТД исчезает и заменяется стремлением к общению, к познавательной деятельности. Результатом грамотного осуществления КТД является позитивная активность школьников, причем не зрительская, а деятельностная, сопровождающаяся чувством коллективного авторства. 

В развернутом виде КТД имеет 6 этапов:

  • Совместное решение о проведении дела;
  • Коллективное планирование;
  • Коллективная подготовка;
  • Проведение дела;
  • Коллективный анализ;
  • Результат.

КТД известно уже давно. Однако мало лишь зафиксировать факт существования технологии КТД. Необходимо развести два его типа, создающие как результат два типа активности школьников: классическое КТД и личностно-ориентированное КТД. Активность школьников в классическом КТД воспринимается детьми и педагогами как общая. В личностно-ориентированном КТД результат все тот же, но акцент другой - «моя активность», «мой вклад», «дело для меня»:

 

(Слайд 15)  Технологические отличия личностно-ориентированного КТД:

•   на этапе целеполагания - поможет ли это дело каждому из нас что-то понять в себе, изменить, развить, усовершенствовать себя?

на этапе планирования - подчеркнутое авторство идей, планирование индивидуальных проектов (можно работать не в группе, а индивидуально);

на этапе подготовки - добровольность принятия на себя поручений (если отсутствуют добровольцы - выполняет учитель), поручения подчеркнуто индивидуальные и т. д.;

на этапе проведения - выполняются индивидуальные задания, поручения; направленность общих дел на конкретных ребят;

на этапе анализа - что тебе дало участие в этом деле? Какие чувства вызвало? Помогло ли оно что-то понять в себе?

Технологический результат КТД - опыт позитивной совместной активности. Факт такой активности - это участие конкретного школьника в совместном планировании, в проведении дела, в его анализе.

( Слайд 16) Вот некоторые виды коллективных дел:

  • Трудовые КТД (пример: «Трудовой десант»)
  • Интеллектуальные КТД (пример: «Брейн-ринг»)
  • Художественные КТД (пример: художественно- эстетическое творчество)
  • Спортивные КТД (пример: «Спартакиада»).

(Слайд 17) Каждая конкретная технология имеет собственное назначение, границы применения и возможности в инновационной подготовке.

(Слайд 18) Например, существуют такие Интерактивные технологии и методы как: 

  • метод карусели;
  • эвристическая беседа;
  • дискуссии, дебаты;
  • конференции;
  • деловые игры;
  • технология полноценного сотрудничества;
  • технология моделирования, или метод проектов .

(Слайд 19) ГРУППОВАЯ ПРОБЛЕМНАЯ РАБОТА - это работа с вербальным (словесным) поведением школьников в проблемной ситуации.

Цель технологии:

  •  разработка,
  •  принятие организационных решений,
  •  прояснение,
  •  обсуждение.

(Слайд 20) Проектная технология -  организация исследовательской деятельности.

Типы проектов: творческие, информативные, фантастические, исследовательские и т.д.

Формы работы: индивидуальная, групповая.

Сроки реализации проекта: неделя, месяц, полгода, год и т.п.

Презентация проекта: выставка, концерт, рекламная акция, театрализация, электронная презентация.

(Слайд 21) СОЦИАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ - особый вид деятельности, результатом которой является создание реального социального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Целью социального проектирования является привлечение внимания воспитанников к актуальным социальным проблемам местного сообщества, включение старшеклассников в реальную практическую деятельность по разрешению одной из этих проблем силами самих учащихся.

(Слайд 22) Основные задачи социального проектирования: формирование социально-личностных компетенций, среди которых важнейшими являются навыки «разумного социального» поведения в сообществе, совершенствование полезных социальных навыков и умений (планирование предстоящей деятельности, расчет необходимых ресурсов, анализ результатов и окончательных итогов и т.п.), социальная мобильность, навыки командной работы.

(Слайд 23) КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ (метод конкретных ситуаций) – технология, основанная на использовании в учебном процессе специально смоделированной или реальной производственной ситуации в целях анализа, выявления проблем, поиска альтернативных решений, принятия оптимального решения проблемы.

Кейс (ситуация) – это соответствующая реальности совокупность взаимосвязанных факторов и явлений, размышлений и действий персонажей, характеризующая определенный период или событие и требующая разрешения путем анализа и принятия решения. 

КЕЙС - ТЕХНОЛОГИЯ предполагает:

описание конкретной практической ситуации, предлагаемой старшекласснику для самостоятельного анализа;

набор учебных материалов на разнородных носителях (печатные, аудио-, видео-, электронные материалы), выдаваемых ученику для самостоятельной работы.

  Главной особенностью метода «кейс-стади»  изучение прецедентов, то есть имевшихся в прошлом ситуаций из юридической, деловой или повседневной жизни гражданина. Особый упор делается на самостоятельную работу учеников, в процессе которой просматривается и анализируется практический материал по поводу обсуждаемой проблемы.

(Слайд 24) Кейс – технология  позволяет формировать следующие компетенции:

  • аналитические;
  • практические;
  • творческие;
  • коммуникативные;
  • социальные;
  • самоанализ.

(Слайд 25) Осуществление технологии «кейс-стади» охватывает следующие этапы:

1 этап. Воспитатель, глядя на текст, описывающий ситуацию, должен понять смысл проблемы, определить подход в оценке данной ситуации, продумать ответы на вопросы и выявить реальные пути решения проблемы.

2 этап. Работа в небольшой группе. В небольшой группе (4-6 человек) происходит обмен мнениями о проблемах, образующих основу кейса, осуществляется совместный поиск решения проблемы через взаимный диалог. Для этого используется «брейнсторминг» - мозговой штурм, диалог и полилог, дискуссия, дебаты и т.д. После группового обсуждения, решение по проблеме объявляет наиболее опытный представитель группы.

3 этап. Общегрупповое обсуждение происходит под руководством учителя либо воспитателя. По правилам, каждая группа высказывает свои идеи по ситуации в рамках представленной проблемы. Учитель, руководя процессом анализа ситуации, привлекает к обсуждению как можно больше учащихся, стараясь обсудить как можно больше мнений и идей и пытаясь разбудить творческое их начало. Особенность обсуждения - преподаватель не дает качественной оценки ответам, каждая идея принимается как есть.

КЕЙС-ТЕХНОЛОГИЯ может использоваться и при изучении любого предмета, и  в  воспитательной работе. Реальная ситуация не дает правильный либо неправильный ответ, она является учебным материалом, обучая учащихся анализу, ораторскому искусству, искусству дебатов и нестандартному мышлению.

(Сайд 26) Цели, достигаемые при использовании кейс-технологии:

1.   Интеллектуальное развитие обучаемых.

2.   Осознание многозначности профессиональных проблем и жизненных ситуаций.

3.   Приобретение опыта поиска и выработки альтернативных решений.

4.   Формирование готовности к оценке и принятию решений.

5.   Обеспечение повышения качества усвоения знаний за счет их углубления и обнаружения пробелов. 

6.   Развитие коммуникативных навыков.

(Слайд 27) Рассмотрим, еще одну инновационную технологию. 

АРТ-ПЕДАГОГИКА - воспитание, образование, развитие личности осуществляются средствами искусства, как классического, так и народного, наряду с содержанием изучаемого предметного курса.

Техника и приемы арт-педагогики: музыкальная, театральная и изобразительная арт-педагогики, сказкотерапия, фотоколлаж и другие. Все выше перечисленные техники и приемы  взаимосвязаны.

Положительные результаты:

• создаются благоприятные условия для развития общения замкнутых детей;

• обеспечивается эффективное эмоциональное реагирование у детей с агрессивными проявлениями;

• оказывает влияние  на сознание ребёнком своих переживаний, на развитие произвольности и способности к саморегуляции, на формирование позитивной «Я-концепции», уверенности за счёт социального признания ценности продукта, созданного ребёнком.

 

(Слайд 28) Очень интересна ШОУ - ТЕХНОЛОГИЯ.

Различные шоу-программы сегодня демонстрируют телеканалы. «Музыкальный ринг», «Счастливый случай», классический КВН - все эти программы хорошо знакомы зрителям. Что общего мы можем наблюдать в их проведении? По крайней мере, три особенности: деление участников на выступающих («сцену») и зрителей («зал»), соревновательность на сцене, заготовленный организаторами сценарий.

Все три особенности - обязательные признаки. Поэтому к шоу-программам не относятся такие мероприятия, как обычный концерт (нет соревновательности), проведение классической новогодней елки (нет устойчивого деления на «зал» и «сцену»), коллективные творческие дела (нет «зала» и «сцены»; сценарий разрабатывают не отдельные организаторы, а все участники дела).  

(Слайд 29) В любом развёрнутом педагогическом действии есть три блока: подготовка-реализация-анализ итогов. В чем специфика шоу-технологии в каждом из этих блоков?

На этапе подготовки: решение принимается педагогом (учителями-организаторами) на основе идей, предложений взрослых, актива ребят, традиций школы; планирование, проектирование осуществляется педагогом или активом ребят.

Реализация проекта, плана, проведение праздника основаны на использовании элементов соревновательности, импровизации игры, приемов создания общей эмоциональной атмосферы. Соревновательность подразумевает процедуру оценивания и подведения итогов.

Анализ итогов проводится в лучшем случае на уровне организаторов (педагогов и актива ребят). Анализ шоу его рядовыми участниками либо не проводится вообще, либо рассматривается как необязательный.

(Слайд 30). Можно говорить о трех основных психологических механизмах шоу: эмоциональном заражении, соревновательности и импровизации. Эмоциональное заражение - передача, изменение эмоционального состояния от человека к человеку при непосредственном восприятии. Сила соревновательности имеет такие же глубокие психологические корни, как эмоциональное заражение. Импровизация, когда сейчас, здесь надо что-то додумать, сделать, ответить, также важный механизм шоу. Импровизация создает интригу, непредсказуемость для зала, уменьшает психологические барьеры.

(Слайд 31) Достоинства ТОК-ШОУ:

  • обсуждаются проблемы, волнующие детей, в привлекательной и достаточно известной для них форме;
  • аудитория делится на группы, отстаивающие или придерживающиеся различных точек зрения;
  • ведущий направляет обсуждение на предмет спора, напоминая о правилах ведения дискуссии и о необходимости уважать друг друга;
  • в ходе ток-шоу мнения взрослого не навязываются подросткам, они свободны в своем нравственном выборе, и даже если они его не сделают в ходе диспута, дискуссия натолкнет их на размышления, на поиск истины.
  • особая роль ведущего ток-шоу. Ведущий помогает правильно адресовать вопросы, задает дополнительные вопросы, что помогает активизировать всех участников, комментирует некоторые ответы, а в конце обобщает результаты. Немаловажным для ведущего является и умение быстро ориентироваться в меняющихся обстоятельствах, уладить конфликтную ситуацию, корректно поставить на место разгоряченного участника, и при всем этом сохранить доброжелательную и доверительную атмосферу на протяжении всего ток-шоу.

 (Слайд 32) ТРЕНИНГ ОБЩЕНИЯ

Тренинг – «тренировка», «натаскивание», многократное выполнение упражнений учащимися.

Цель тренинга – создание у ребят средствами групповой практической психологии различных аспектов позитивного педагогического опыта, опыта общения.

(Слайд 33) Показателями нового качества воспитательного процесса могут выступать следующие характеристики:

  • повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности;
  • повышение воспитательного воздействия всех форм внеурочной деятельности;
  • осуществление индивидуализации и дифференциации в работе со школьниками;
  • развитие творческого, самостоятельного мышления школьников, формирование умений и навыков самостоятельного поиска, анализа и оценки информации, овладение навыками использования информационных технологий;

В заключении следует отметить, что владение педагогическими технологиями обеспечивает педагогу возможность организации педагогического воздействия в соответствии с его основным назначением – переводом ребенка в позицию субъекта. А это означает, что уровень овладения педагогической технологией для нас должен быть не элементарным, а профессиональным.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....

Применение инновационных технологий при обучении математики в техникуме

Применение элементов инновационных технологий при обучении мматематике....

Применение инновационных технологий в образовательном процессе

В исследуемой статье автором описана необходимость применения инновационных технологий в образовательном процессе с целью повышения качества обучения студентов в системе среднего профессионального обр...

Доклад на конференцию. Тема: Применение инновационных технологий в образовательном процессе системы СПО

На современном этапе приоритетными направлениями совершенствования учебно - воспитательного процесса является развитие индивидуальных форм обучения, внедрение интегрированных курсов, развитие информац...

«Применение инновационных технологий в воспитательной работе»

             Термин «инновации» прочно вошёл в нашу жизнь и используется в самых различных направлениях в жизни общества....

Применение инновационных технологий на уроках русского языка и литературы. Технология развития критического мышления.

Инновационное обучение (от англ. innovation – нововведение) – новый подход к обучению, включающий в себя личностный подход, фундаментальность образования, творческое начало, профессионализ...