Профориентационная работа - система подготовки к профессии
методическая разработка

Профориентационная работа - система подготовки к профессии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zachetnaya_rabota_dlya_appo.docx16.16 КБ

Предварительный просмотр:

ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ-ПЕТЕРБУРГА

КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКАЯ АКАДЕМИЯ

ПОСТДИПЛОМНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Институт развития образования

Кафедра профессионального образования

         Тема: «Профориентационная работа  -  система подготовки к профессии»

          Выполнил:

                                                                     слушатель курса повышения квалификации

"Психолого - педагогическое сопровождение

образовательного процесса в ГБ ПОУ СПО"

Федулова Н.В.

г. Санкт-Петербург

Пояснительная записка

Цель: помочь в выборе профессии школьникам -

оказание профориентационной поддержки учащимся в процессе выбора профиля обучения и сферы будущей профессиональной деятельности.

Задачи

  • получение необходимых данных о предпочтениях школьников, склонностях и возможностях учащихся для разделения их по профилям обучения;
  • воспитание у школьников сознательного отношения к труду, профессиональное самоопределение в условиях свободы выбора сферы деятельности в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка труда.

Характеристика субъекта 

  • образовательный ценз профориентируемых;
  • уточнение образовательного запроса в ходе проводимых мероприятий по выбору;
  • групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения;
  • формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям.

Методы и технологии

Профессиональная ориентация  -  это комплексная система, включающая в себя просвещение, воспитание, изучение психофизиологических особенностей личности.


Выбор профессии – один  из главных  жизненных выборов, совершаемых человеком в юном возрасте. Это выбор жизненного пути. Этот выбор очень важен как для самого человека, так и для общества. А правильно сделанный выбор позволяет избежать разочарования, оградить себя от неуверенности в завтрашнем дне.

Работа – это главная составляющая человеческой жизни. Она дает нам не только средства к существованию, но и самоудовлетворение, определенное место в обществе, придает значимость нашей жизни.

Точка, где сходятся интересы личности и общества, где возможно и необходимо гармоничное сочетание собственных и общественных интересов, и есть выбор профессии.

В период обучения в старших классах будущему выпускнику очень важно понять и определиться, по какой дороге он хочет пойти в дальнейшем. Безусловно, в первую очередь это зависит от того, какой склад ума имеет школьник, а также от его склонностей, предпочтений и интересов. Вместе с тем, девушки и юноши должны обязательно понимать, в каких профессиях они могут состояться, и какая работа принесет им истинное удовлетворение. Сделать это очень непросто, ведь склонности и предпочтения ребят в этом возрасте меняются с молниеносной скоростью. Необходимо помогать в выборе подходящей профессии школьнику, который еще не успел ознакомиться со всеми достоинствами и недостатками той или иной сферы деятельности, и не успел ответить на вопрос, сумеет ли он со своими способностями реализоваться именно в этом направлении.

Важно также донести до подростка, что смысл получения образования не только в том, чтобы получить диплом по окончании учебного заведения, а и стать квалифицированным специалистом, компетентным в той или иной профессии.

Для этого проводится профориентационная работа, которая делится на три важных этапа:

  1. Подготовительный – ведется в течение всего периода школьного обучения и должен подвести учащегося к осознанному выбору профессии.
  2. Завершающая консультация – помощь в выборе профессии в соответствии с интересами, склонностями и психофизиологическими способностями ученика.
  3. Уточняющая консультация – осуществляется работниками училищ, колледжей, вузов.

Остановимся на одном из наиболее важных моментов в этой работе.

Одним из направлений работы с учащимися школ является работа по подготовке учащихся 8-х и 9-х классов к профессиональному самоопределению.

Выпускники школ, как правило, делятся на 3 группы:

- с несформированной направленностью на профессию;

- с неустойчивой направленностью на профессию;

- с определенной направленностью на профессию.

Чтобы помочь ученикам понять, в какой сфере они будут работать с удовольствием, в каждой школе проводится профориентационная работа, включающая в себя множество различных мероприятий.

Большую поддержку школьникам в профессиональном самоопределении оказывает мнение родителей; внимательный и индивидуальный подход, консультирование, которые проводятся педагогами и психологами в школах.

Дает положительные результаты и профориентационная работа, в которой главными участниками являются студенты колледжа, а это: городские и районные соревнования профессиональных достижений, спортивные состязания и т.д., потому что для выпускников школ наглядная информация, полученная от сверстников интересна и авторитетна.

Непосредственное выступление и консультации педагогов и мастеров нашего колледжа в  дни открытых дверей и на классных часах, проводимых в СОШ.

Осторожно… «Двери открываются!»

На Дни Открытых Дверей в наш колледж будущие выпускники  8-х и 9-х классов приходят, чтобы понять, на кого они хотят учиться, почувствовать атмосферу колледжа, пообщаться со  студентами, увидеть их достижения. Убедиться, что в стенах колледжа царит творческая атмосфера, а образование будет вдохновляющим на новые подвиги.

Знакомство с колледжем мы начинаем с рассказа исторической странички создания и становления учебного заведения, показа видеоматериала, в котором дополнительно к материально-технической базе отражена воспитательная работа. Затем абитуриенты имеют возможность познакомиться с организацией профессиональной подготовки, а именно, поприсутствовать на уроках производственного обучения и спец. предметов. Проводятся мастер-классы по актуальным направлениям.

Создана очень удобная форма для проведения мероприятий такого рода – можно прийти в любое время и уточнить именно тот вопрос, который тебя интересует, в форме индивидуальной беседы. Три самых распространенных вопроса, которые задают нам будущие абитуриенты: трудоустройство по окончании колледжа, вступительные испытания и учебные планы, которые им предстоит изучать.

Не остается без внимания и студенческая жизнь, возможности самореализации, творчество в стенах учебного заведения.

Разработано и проводится множество психологических тестов для подростков, предназначенных для выбора профессии и определения склонностей и предпочтений.

Преподаватели и студенты нашего колледжа с удовольствием делятся собственным опытом и впечатлениями в рамках выставок-презентаций, образовательных программ и консультаций по вопросам приема.

Разрабатываем формы и программы профессиональной подготовки молодежи с ограниченными возможностями здоровья.

Для каждого подростка стараемся создавать комфортный микроклимат.

Профориентационная работа  сотрудниками  колледжа проводится  по следующим методам и технологиям:

- мы в своей профориентационной работе опираемся на добрые дружеские взаимоотношения с руководителями школ, педагогами-психологами, классными руководителями;

- проведение встреч совместно с «Центром занятости населения", с целью привлечения к профессиональной переподготовке и повышению квалификации;

- ведется разработка, изготовление и распространение буклетов, информации о колледже, подготовка презентаций  о профессиях,  получаемых в колледже;

- участие учащихся колледжа в городских соревнованиях профессиональных достижений, спортивные состязания;

- информирование населения о мероприятиях колледжа в городских  газетах:  "Метро", «Деловой Петербург»;

- подготовка и показ презентационного материала об учебном заведении через компьютерную сеть  (организована группа «Вконтакте»); на страницах сайта колледжа.

Основные направления при проведении профориентационной работы:

  •  Адаптация молодежи к профессиональной деятельности, т.е. выработка у школьников, сознательного отношения к профессиональному самоопределению в условиях свободы выбора, но в соответствии со своими возможностями, способностями и с учетом требований рынка.
  •  Предоставить ребятам исчерпывающую информацию о ситуации на рынке труда на сегодняшний день, выделить наиболее востребованные и высокооплачиваемые профессии.
  •  Сформировать положительное отношение к трудовой деятельности в целом.

Приемная кампания 2016 года

Приемная кампания 2016 года прошла успешно, план приема граждан  для обучения за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета выполнен с превышением. По результатам этого года по всем формам обучения зачислено 375 абитуриентов. Дополнительно для набора открыты две группы.

Расширяется «география поступающих». В этом году процент абитуриентов из пригородов СПб и Ленинградской области составил 10%, наибольшую активность проявили      Всеволожский,  Гатчинский и Колпинский районы.

Профориентационная работа -  

это важно, это почетно, это ответственно, это ежедневный напряженный труд в течение всего года, это слаженная, сплоченная работа всего коллектива педагогов и мастеров, это культура поведения, речи, опрятный внешний вид.

Подводя итог изложенной темы, можно сделать следующий вывод:

От профориентационной работы, проведенной своевременно, грамотно, зависит, каким будет контингент учащихся  и с какой мотивацией придёт выпускник школы в наш колледж. Так же от этого зависит его дальнейшее обучение, его квалификационные качества, конкурентоспособность и возможности его адаптации на   рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные педагогические технологии в подготовке обучающихся профессии "каменщик"

Сегодня совершенствование образовательного процесса через внедрение современных педагогических технологий – это единственный путь выживания и развития в условиях рыночной экономики, потому что задачу ...

ТЕМАТИЧЕСКИЕ ТЕСТЫ по учебной дисциплине ОП.05. Основы агрономии для профессиональной подготовки по профессии 18103 Садовник

Тематические тесты предназначаются для контроля и оценки знаний и простых умений обучающихся  при оценке  знаний в течение всего периода изучения   курса,  соответствующих осн...

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ для проведения итоговой аттестации профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки по профессии: 19601 Швея (VIII вида)

Общие положенияРезультатом освоения профессионального обучения по адаптированной программе профессиональной подготовки является готовность обучающего к самостоятельному выполнению работ и к профессион...

Профориентационное мероприятие для школьников "Моя профессия - продавец!"

Мероприятие призвано привлечь внимание школьников к профессии «продавец», рассказать  о профессиональной деятельности работников торговли...

ФОНД ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ ПМ. 04 ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТ ПО ПРОФЕССИИ 17244 ПРИЕМОСДАТЧИК ГРУЗА И БАГАЖА Программы подготовки по профессии ППКРС 43.01.05 «Оператор по обработке перевозочных документов на железнодорожном транспорте»

Фонд оценочных средств (ФОС) по профессиональному модулю ПМ. 04 Выполнение работ по профессии 17244 приемосдатчика груза и багажа, разработан на основе Федерального государственного образовательного...

Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования".

Тестовые задания по дисциплине "Подготовка и раскрой материалов" в рамках программы средней профессиональной подготовки по профессии "Оператор швейного оборудования"....

Рабочая программа междисциплинарного курса «Подготовка по профессии промышленный альпинист» профессионального модуля ПМ.05 «Выполнение работ по одной или нескольким профессиям рабочих, должностям служащих». Специальность: 20.02.02 - Защита в ЧС

Аннотациярабочей программы МДК"Подготовка по профессии промышленный альпинист" 1. Цели и задачи изучения междисциплинарного курсаОсновной целью освоения междисциплинарного курса "П...