Система организации образовательного процесса с использованием электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБПОУ «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»
статья

Елина Ольга Викторовна

В стате представлен опыт работы применения электронного и дистанционного обучения на платформе Moodle в ГБПОУ СМТ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Система организации образовательного процесса с использованием

электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в ГБПОУ «Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А.Семенова»

 

Авторы проекта: Елина Ольга Викторовна, методист

ПОО: Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Сормовский механический техникум имени Героя Советского Союза П.А. Семенова"

Краткая характеристика ПОО:

Техникум является государственным профессиональным образовательным учреждением и опираясь на сложившиеся традиции, богатый преподавательский опыт, материально-техническую и учебно-методическую базу, осуществляет подготовку высококвалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

 Наши стремления основаны на:

  • продуманной программе развития учебного заведения;
  • применении современных эффективных инновационных педагогических технологий;
  • постоянном обновлении материально-технического оснащения учебного процесса, развитии информационной образовательной среды;
  • совершенствовании содержания и структуры профессионального образования в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта и с перспективными потребностями развития экономики.

В основе нашей деятельности лежат следующие принципы:

  • достижение нового качества профессионального образования за счет прогнозирования потребностей рынка труда;
  • удовлетворение образовательных потребностей личности, общества и государства;
  • обеспечение предприятий и организаций г. Нижнего Новгорода и Нижегородской области конкурентоспособными рабочими и специалистами в соответствии с меняющимися потребностями рынка труда;
  • удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, физическом и нравственном развитии посредством получения начального профессионального образования, среднего профессионального образования и дополнительного образования;
  • создание благоприятных условий для труда и непрерывного профессионального роста кадров;
  • формирование у обучающихся гражданской позиции и трудолюбия, развитие ответственности, самостоятельности, духовно-нравственной и творческой личности

 

Введение ФГОС СПО предъявляет новые требования к современному педагогу, от каждого педагога требуется быть не только учителем -предметником, мастером производственного обучения, но и немного специалистом в информатике, не только разбираться в ИКТ-технологиях, но и уверенно применять их в своей педагогической деятельности.

Век цифровых технологий диктует нам свои условия. Новые требования к знаниям, стремительное развитие информационных технологий, появление новых методик обучения, стандартизация программ общего среднего образования, среднего профессионального образования – все это требует тщательного пересмотра подхода к системе профессионального обучения, которая должна по максимуму использовать доступные телекоммуникационные, информационные и педагогические технологии.

Любая деятельность в образовательной организации должна соответствовать законодательству РФ в образовании. В Федеральном законе «Об образовании» ФЗ-273 от 29.12.2012. ст. 3. «Общие требования к реализации образовательных программ», п.2. определяет следующее: При реализации образовательных программ используются различные образовательные технологии, в том числе дистанционные образовательные технологии, электронное обучение.

Зачастую «электронное обучение» и «дистанционные образовательные технологии» воспринимаются как синонимы и взаимозаменяемые категории.

          У этих понятий действительно много общего, но есть и существенные различия.     Четкое понимание сущности и различий терминов «электронное обучение» и «дистанционное обучение» в академической среде, их адекватное использование является ключом к обеспечению надежной связи и взаимопонимания между потребителями и поставщиками образовательных услуг. 

        В законе «Об образовании в РФ» ст.16 п.1 Под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением, содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ, информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

        Если говорить простым языком, то электронное обучение (ЭО) – это самостоятельное обучение человека с использованием ПК и электронных образовательных ресурсов, а дистанционные образовательные технологии (ДОТ) – это образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей, когда педагог и обучающийся могут, опосредовано на расстоянии, взаимодействовать друг с другом.

Мы понимаем, что для организации качественного профессионального обучения, необходимо организовать учебный процесс в оснащенных учебных кабинетах, лабораториях, мастерских, полигонах и других специальных помещениях. Но, обстановка в мире, связанная с распространением каронавирусной инфекции, необходимость инклюзивного обучения инвалидов и людей с ограниченными возможностями здоровья, диктуют нам иные условия работы.

Активное внедрение современных технических средств в систему образования коренным образом изменило подход к образовательному процессу. Сегодня широко распространены новые формы обучения, одно из которых применяется в техникуме – дистанционное обучение.

Цель дистанционного обучения – предоставить студентам элементы универсального образования, которые позволят им эффективно адаптироваться к изменяющимся социально-экономическим условиям и успешно интегрироваться в современное общество. Данный вид обучения базируется на основе передовых информационных технологий, применение которых обеспечивает быструю и гибкую адаптацию под изменяющиеся потребности обучающегося.

Главная особенность дистанционного обучения – возможность получения образовательных услуг без посещения учебного заведения, так как все изучение предметов и общение с преподавателями осуществляется посредством интернета и обмена электронными письмами.

Одной из основных задач ФГОС СПО является научить обучающихся самостоятельно добывать знания. Для обеспечения этого требования необходимо существенно изменить подходы к организации деятельности обучаемых и прежде всего, предложить им новые инструменты, как для индивидуальной, так и для совместной работы с информационными ресурсами.

При широком внедрении информационно-коммуникационных технологий в сфере образования возникает ряд сложных взаимосвязанных проблем по структурированию единого информационного образовательного пространства, обеспечению эффективного сетевого доступа к нему обучающихся, преподавателей и мастеров производственного обучения, существенному сокращению затрат времени и средств учебных заведений на вхождение в такую образовательную среду.

Интернет является удобным и доступным источником и средством передачи информации, способствует развитию взаимодействия между преподавателем, мастером производственного обучения и студентами, предполагая специфические инструменты деятельности. Одним из таких инструментов взаимодействия является, например, персональный сайт преподавателя.

Современный образовательный процесс ориентируется на высокий стандарт качества, содержания и технологий на всех этапах образования. Возникает особая необходимость использования надежных и гибких систем управления образованием, которые могли бы быть использованы в традиционном, дистанционном и смешанном обучении.

Также в настоящее время на рынок информационных технологий активно продвигаются свободно распространяемые продукты дистанционного обучения, одним из которых является учебная среда Moodle.

В настоящее время на базе системы Moodle организовано дистанционное обучение во многих крупнейших университетах мира. Программа переведена на более чем 100 языков, в том числе и на русский язык.  

Система выделяется простотой и удобством использования в сочетании с широкими возможностями, позволяет формировать дистанционные курсы с применением широкого диапазона форматов электронных документов. Данная платформа позволяет разработать полный курс для дистанционного обучения, который может содержать в себе множество элементов: лекцию, тест, файлы, глоссарий и др., принимать от обучающихся выполненные задания на проверку; а также активно вести диалог через ресурсы: чат, форум.

Moodle — это свободная система управления обучением, ориентированная прежде всего на организацию взаимодействия между преподавателем и студентами, хотя подходит и для организации традиционных дистанционных курсов, а также поддержки очного обучения.

Moodle дает возможность проектировать, создавать и в дальнейшем управлять ресурсами информационно-образовательной среды. Система имеет удобный интуитивно понятный интерфейс. Преподаватель самостоятельно, прибегая только к помощи справочной системы, может создать электронный курс и управлять его работой. Можно вставлять таблицы, схемы, графику, видео, флэш и др.

Ориентированная на дистанционное образование, система управления обучением Moodle обладает большим набором средств коммуникации. Это не только электронная почта и обмен вложенными файлами с преподавателем, но и форум, чат, обмен личными сообщениями, ведение блогов.

Единственным условием для пользователя является наличие доступа в Интернет. В системе Moodle существуют пять основных типов пользователей (5 основных ролей). Это администраторы, менеджеры, преподаватели-редакторы курсов, ассистенты (преподаватели без прав редактирования курса), студенты. Каждый из них имеет определенные права на доступ в зависимости от контекста.

В современных образовательных условиях, характеризующихся повышенной мобильностью, обилием и разнообразием информации, возникают определенные трудности управления образовательным процессом, направленным на повышение качества образования в условиях мировой глобализации. Современная модель образовательного процесса ориентируется на высокий стандарт качества образования, содержания и технологий на всех этапах образования.

Использование системы LMS Moodle позволяет повысить качество дистанционного образования. Данную систему управления образованием можно применить для организации традиционного, дистанционного и смешанного обучения. Система LMS Moodle позволяет контролировать активность студентов, создает для каждого портфолио и сохраняет всю статистику обучения, а также облегчает работу преподавателя, позволяя экономно и эффективно использовать его время.

         Moodle по своим функциональным возможностям, простоте и удобству использования отвечает большинству требований, которые предъявляются к системам дистанционного образования.

Moodle дает огромное количество возможностей для полноценной поддержки процесса обучения в дистанционной среде, предлагает разные способы представления учебного материала, проверки знаний и контроля успеваемости.

Основная информационная единица системы Moodle – курс дистанционного обучения

Составляющие модулей для курсов – «рабочая тетрадь», «урок», «глоссарий», «тест», «анкета», «wiki», «семинар», «ресурс», «задание», «чат», «опрос», «форум» и другие – способствуют полноценной преподавательской деятельности и позволяют реализовать новые проекты разноуровневой сложности. Преподаватель имеет возможность контролировать время работы обучающихся в системе, в частности с модулями и предоставленными данными (последний вход, количество прочтений, сообщения, записи в тетрадях и т. д.).

Например, модуль «урок» дает возможность изучения теоретического материала и позволяет оценить степень усвоения данного урока. Обучающиеся могут выйти из урока и продолжить его в любое время с того места, где он остановился. Это помогает ему учиться с удобным расписанием, запоминать и получать доступ к необходимой информации.

Модуль «ресурсы» содержит теоретические материалы для изучения, размещенные в разделах курса. Они могут быть представлены либо в виде ссылок, либо в виде файлов.  

Модуль «задание» дает возможность преподавателю ставить определенную задачу перед обучающимся и позволяет применять индивидуальный подход к каждому. На эти задания ответы предоставляются в электронном виде и направляются в виде одного или нескольких файлов.

Следующий модуль – «рабочая тетрадь», представляющая собой реферат или письменную контрольную работу.

Модуль «опрос» позволяет узнать мнение слушателей дистанционного обучения по тому или иному вопросу. Опрос представляет собой задание с выбором одного или нескольких вариантов ответа.  

Использование модуля «анкета» позволяет создавать анкеты с использованием множества типов вопросов для сбора и анализа данных, тем самым устанавливается обратная связь со слушателями дистанционного курса.  

Модуль для проведения тестов в Moodle является одним из самых важных и часто используется преподавателями. Тесты в системе – это основной инструмент контроля знаний. В рамках одного курса все тестовые задания объединяются в банк вопросов. Отдельные тесты являются лишь контейнерами, которые заполняются ссылками на банк вопросов, что позволяет использовать одно и то же задание в разных тестах, введя его в банк вопросов всего один раз. Имеется возможность сделать тест ограниченным во времени, а также возможно указание даты его начала и окончания.

Одним из полезных инструментов в системе Moodle можно считать блок «календарь». Он легко добавляется в интерфейс системы. Для удобства пользователя в календаре выделяется текущая дата, при планировании и добавлении новых событий все новые даты в календаре выделяются другим цветом. Собственные события пользователи могут самостоятельно вносить в календарь.  При внесении новой информации у всех пользователей, зарегистрированных на данный дистанционный курс, отображается определенное событие в календаре. Также можно создавать события, которые выделяются в календарях всех пользователей системы Moodle.

С помощью модуля «Wiki» возможно организовать совместную групповую работу участников над документами. Wiki-статьи может редактировать любой участник курса.  

Модуль курса «глоссарий» значительно облегчает работу обучающихся при изучении и повторении материала, так как с его помощью создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов.  

В системе Moodle одним из удобных инструментов организации общения является чат. Данный модуль в режиме реального времени обеспечивает взаимодействие слушателей и преподавателя во время дистанционного обучения.  

Модуль «форум» в системе Moodle представляет собой взаимодействие слушателей при внесении новой информации у всех пользователей, зарегистрированных на данный дистанционный курс, отображается определенное событие в календаре. Также можно создавать события, которые выделяются в календарях всех пользователей системы.

Модуль курса «глоссарий» значительно облегчает работу обучающихся при изучении и повторении материала, так как с его помощью создается основной словарь понятий, используемых программой, а также словарь основных терминов.  

В системе Moodle одним из удобных инструментов организации общения является «чат». Данный модуль в режиме реального времени обеспечивает взаимодействие слушателей и преподавателя во время дистанционного обучения.  

Система дистанционного обучения Moodle интегрирована с почтовыми системами. Данный инструмент позволяет по электронной почте обмениваться информацией между преподавателем и студентом. Этот модуль можно применить для оповещения пользователей непосредственной рассылкой информации на их почтовые адреса.

Таким образом, в рамках учебного курса, разработанного в Moodle, обучение проводится в режиме реального времени, можно проводить семинары и онлайн лекции, используя чат и форумы, можно организовать взаимодействие студентов между собой и с преподавателем, совместную исследовательскую работу студентов по определённым темам.

Moodle позволяет преподавателю использовать различные типы учебных материалов, что дает огромные возможности для создания уникальных электронных курсов. В дальнейшем педагог, мастер производственного обучения, разработчик курса, может дополнить, доработать и усовершенствовать курс. Moodle помогает не только создавать электронные курсы, но и позволяет хранить их в виде электронного каталога или электронной библиотеки. Электронный курс, в отличие от традиционного учебника, дает возможность работать с интерактивными данными любого формата. При творческом подходе, предварительном анализе и систематизации данных разных форматов можно создать цельный учебный курс. Все используемые материалы курса хранятся в системе, их можно использовать с помощью ярлыков, тегов и гипертекстовых ссылок. Также можно встроить в курс видеоролики, что позволяет процесс обучения сделать более наглядным и интересным, изучение дисциплины мотивированным.

В системе Moodle для организации курсов можно использовать различные форматы, для каждого курса можно создать индивидуальные настройки. Все это позволяет применять различные методы обучения, что повышает эффективность образовательного процесса. Гибкость системы позволяет реализовать самые различные идеи образовательного процесса.  

Система дистанционного образования Moodle дает возможность при групповой деятельности найти индивидуальный подход к каждому обучающемуся. Преподаватель непосредственно работает со студентом.   Возможность коллективной работы при помощи чатов, форумов в Moodle делает процесс обучения более интересным и коммуникативно насыщенным.

Moodle предоставляет возможность управления процессом обучения. Модуль «Электронный деканат», созданный отечественными разработчиками, позволяет реализовать в системе управление обучением. Данный модуль позволяет оперировать такими объектами, как «Журнал успеваемости и посещаемости», «Зачетная книжка», «Дисциплина», («Дневник») «Специальность», «Академическая группа», «Курс» («Параллель»), «Семестр» («Учебный год»), («Класс»), «Табельный номер преподавателя», «Нагрузка преподавателя», «Расписание», «Итоговые оценки по дисциплинам», «Текущие оценки и посещаемость», «Учебный план слушателя» и т. д..

При помощи Moodle можно организовать смешанное обучение. Данный образовательный подход совмещает обучение с участием преподавателя (лицом к лицу) и онлайн обучение.

При смешанном обучении студент, составив образовательный маршрут, может заниматься в свое свободное время и в любом удобном месте, выбрав свой темп. Таким образом, возможны дифференциация и наверстывание пропущенного материала.

Интерактивные ресурсы любого формата позволяют сделать учебный процесс более интересным. При этом, используя Moodle, преподаватель, мастер производственного обучения может не ограничиваться механическим изложением материала. В его распоряжении видеозаписи, отрывки из фильмов, познавательных телепередач или любой другой интерактивный материал.  

Системы Moodle предоставляет возможность коммуникации и взаимодействие студентов и преподавателей через обмен различными файлами, всестороннего и интерактивного обучения.

Каждый обучаемый курса создаёт свой профиль, хранит данные о себе и о курсе, сохраняет и просматривает полученные оценки, а также общается на форуме.

Преподаватели могут создавать тесты и проверочные работы, применять свою собственную систему оценивания студентов, сохранять результаты.

Особое значение имеет возможность отслеживания полной информации по успеваемости студентов в реальном режиме. При этом время, проведенное в сети каждым студентом, отражается в системе.

Облегчается работа преподавателя, который может зайти в систему и просмотреть результаты каждого студента, его посещаемость, качество выполнения заданий и оставить свои комментарии по поводу успеваемости, доступные непосредственно этому студенту. При этом создает портфолио студентов и сохраняет всю статистику обучения: оценки, сделанные работы и сообщения в форуме. Анализ всех статистических данных в онлайн режиме показывает реальный прогресс в обучении студентов.

Преподаватель может создавать и использовать в рамках курса любую систему оценивания. Все отметки по каждому курсу хранятся в сводной ведомости.

Применение Moodle необходимо рассматривать не как простое дополнение к существующим методам обучения, а как эффективное средство, которое должно привести к изменению всех компонентов учебного процесса, начиная от содержания и заканчивая его организационными формами.

Таким образом, Moodle открывает новые перспективы в современном обучении, предоставляет широкие и интересные возможности повышения качества образования.

         Одним из основных преимуществ Moodle является возможность ее бесплатного использования. Несмотря на это, функциональность системы не уступает коммерческим аналогам, при этом по многим показателям превосходит аналогичные системы управления обучением.

Одним из основных преимуществ системы Moodle является облегчение работы преподавателя, экономия его времени, что позволяет более эффективно использовать его. В итоге преподаватель получает возможность использовать больше времени для взаимодействия со слушателями курса. Автоматическое оценивание результатов работы студентов системой Moodle позволяет преподавателю просматривать оценки по тестам, анализировать успеваемость студентов и знакомиться со статистикой усвоения изученного материала. Таким образом, преподаватель, зная уровень студентов, может подобрать необходимый материал, подходящий для дальнейшего обучения.

В современных образовательных условиях, характеризующихся повышенной мобильностью, обилием и разнообразием информации, возникают определенные трудности управления образовательным процессом, направленным на повышение качества образования. Moodle, в частности совместно с модулем «Free Dean's Office», оказывает помощь не только преподавателю, но и облегчает работу персонала образовательных учреждений. Таким образом, с помощью Moodle можно организовать документооборот в учебных заведениях. Используя модуль «Электронный деканат».

Имея собственный аккаунт в  Moodle, пользователь получает доступ к виртуальным классам изучаемых курсов, к необходимой литературе, новостной ленте, календарю событий и документам образовательного учреждения. Именно посредством системы Moodle слушатели получают задания от преподавателей, предоставляют их на проверку и знакомятся с комментариями и результатами оценивания.

Современная модель образовательного процесса ориентируется на высокий стандарт качества образования, содержания и технологий на всех этапах образования. Поэтому многие государственные и коммерческие ВУЗы, учреждения среднего профессионального и дополнительного образования используют Moodle. Она удобна в использовании и является неким стандартом дистанционного и смешанного обучения.  

Таким образом, использование системы  Moodle неминуемо становится средством повышения качества дистанционного образования и образования в целом.  Дистанционное обучение с помощью системы Moodle, обладая такими преимуществами, как возможность обучения в любом месте и в любом времени, модульность, гибкость, параллельность и доступность, отвечает требованиям современного образования.

 Система дистанционного обучения Moodle имеет полноценную мобильную версию, позволяющую просматривать материалы курсов и отправлять ответы на  задания через браузер мобильного устройства (Chrome и Safari ).

Также есть возможность использовать мобильное приложение  Moodle  (для iOS и Android) , что позволяет просматривать содержание курсов (в т.ч. в режиме оффлайн), выполнять задания, получать уведомления о событиях курса, отслеживать прогресс обучения, просматривать оценки, загружать контент.

СДО Moodle позволяет подключить различные плагины (модули) для расширения  возможностей системы и повышения качества электронных курсов. Насчитывается более 1500 плагинов (как бесплатных, так и платных).

Например:

 модули видеоконференций;

 аудио- и видеочаты;

 мотивационные модули;

СДО Moodle позволяет настроить выдачу бейджей (значков) и наград при выполнении участниками курса определенных условий. Значки разрабатываются и загружаются в систему самостоятельно.

В Moodle поддерживаются следующие форматы для загрузки:

 текстовые документы и таблицы (docx, pdf, xls, csv);

 изображения (png, jpeg) и анимация (gif);

 презентации (в т.ч. через плагин Presentation);

 видео-файлы (flv, f4v, f4p, mp4, m4v, m4a, 3gp, mov);

 аудио-файлы (mp3, aac, flac, m4a, oga, ogg, wav);

 SCORM, AICC, LTI и IMS;

 для xAPI и cmi5 нужен плагин (например, Logstore API).

 интерактивные отчеты по учебному плану;

 массовая рассылка сообщений;

 электронное портфолио и т.д.

Moodle позволяет создавать различные учебные элементы непосредственно в системе:

 текстовые веб-страницы;

 опросы и анкеты;

 базы данных и глоссарии;

 форумы и чаты;

 лекции с техникой обратной связи;

 различные типы заданий, в т.ч. с использованием взаимопроверки;

 тесты с различными типами вопросов;

 вики (страницы совместного редактирования).

Встроенный HTML-редактор возможность созданных элементов (изображений, видео- и (установка гарнитуры и аудиофайлов), таблиц, размера шрифта, гиперссылок использование цвета и непосредственно в различных типах начертания тестовые массивы для визуализации ключевых позиций) возможность добавления медиа-файлов (изображений, видео- и аудиофайлов), таблиц, гиперссылок непосредственно в тестовые массивы.

Moodle предоставляет все необходимые возможности для реализации Педагогических сценариев дифференцированного обучения:

 выделение группы – создается отдельный контент для каждой учебной группы;

 ограничение доступа к определенным элементам / модулям курса (как для отдельных лиц, так и для конкретной учебной группы).

Moodle позволяет настроить ограничение доступа к отдельным материалам курса или к определенным разделам в зависимости от ряда условий:

 завершение того или иного ресурса/элемента;

 наступление определенной даты;

 принадлежность к определенной группе;

 персональные данные пользователя.

В Moodle предусмотрена система отчетности - встроенная система аналитики, позволяющая формировать отчеты по активности на платформе (отчеты по конкретному пользователю, отчеты по оценкам, отчеты по событиям в курсе; отчеты о деятельности в курсе и т.д.).

Для выгрузки отчетов из Moodle необходимо подключение плагинов, которые определяют форму отчета (таблица или график) и содержание информации (пользователи, учебные материалы, просмотры и т.п.).

На платформе все пользователи по ролям делятся:

Студент

Управляющий

Гость

(ученик)

(администратор)

Создатель

Тьютор (без права редактирования)

Учитель курса

Для каждого пользователя, в зависимости от его роли, предусмотрены права.

 настройка системы;

 подключение модулей и плагинов;

 управление курсами и категориями;

 создание ресурсов и элементов в курсе;

 контроль за деятельностью преподавателей и слушателей в курсах, просмотр отчетов;

 регистрация пользователей и т.д.

 изменять содержание курса, создавая и размещая ресурсы и элементы;

 вести занятия в курсе, проверять и оценивать работы учеников;

 контролировать деятельность учеников в курсе;

 управлять установками курса;

 записывать на свой курс участников из списка зарегистрированных пользователей СДО в роли студентов;

 вести занятия в курсе, проверять и оценивать работы учеников;

 контролировать деятельность учеников в курсе.

 вести занятия в курсе, проверять и оценивать работы учеников;

 контролировать деятельность учеников в курсе;

 изменять содержание курса, управлять установками;

 записывать в курс студентов;

 самостоятельно добавлять (создавать) свой курс в той категории или подкатегории курсов, которая определена им администратором.

Студент имеет следующие права в СДО:

 знакомиться с материалами курса, выполнять задания, принимать участие в форумах и чатах;

 просматривать свои Оценки (блок Настройки);

 редактировать Личный профиль участника курса;

 общаться с преподавателем и другими студентами, используя внутреннюю

электронную почту Moodle.

Гость

 может только посмотреть материалы курса, если это разрешено (если в курсе включен гостевой доступ);

 не может выполнять какие-либо виды учебной деятельности (участвовать в форумах и чатах, отправлять задания, размещать записи в глоссариях и базах данных и т.д.)

Впервые в полной мере с дистанционным форматом организации образовательного процесса мы столкнулись в марте прошлого учебного года в связи с пандемией каронавируса.

Для реализации программ СПО с применением ЭО и ДОТ в техникуме был проведен анализ различных цифровых платформ дистанционного обучения и было принято решение использовать в образовательном процессе платформу ДО Moodle.

Анализ СДО Moodle

Достоинства СДО

Недостатки СДО

Наши приоритеты в выборе СДО.

Достоинства Moodle:

  1. Полностью бесплатен – его можно свободно скачивать, устанавливать, изменять
  2. Подходит для любого уровня ДО от персонального обучения и до системы электронного обучения ОО
  3. Позволяет реализовать различные педагогические сценарии дифференцированного обучения:
  4. Создание групп. Для каждой группы можно создать свой контент, свой учебный материал.
  5. Зависимость доступа к тому или иному учебному элементу от выполнения другого учебного элемента
  6. Наличие модулей видеоконференции
  7. Аудио видео чаты
  8. Массовая рассылка сообщений
  9. Средства проектной работы
  10. Формирование электронного портфолио
  11. Учебные элементы можно разделить на:
  • Пассивные- страница, файл, папка, включающая в себя несколько файлов
  • Активные:
  • вики – инструмент для совместной работы (примером вики является Википедия);
  • глоссарий (учащиеся сами могут создавать глоссарий);
  • разнообразное количество форм тестовых заданий, включая графические; также стоит отметить различные стратегии проведения тестирования – контролирующее, обучающее, адаптирующее и т.д.;
  • традиционные задания и нетрадиционные задания, основаны на критериях (напоминают часть С ЕГЭ); кроме того, есть задания с использованием взаимопроверки;
  • лекции с техникой обратной связи, которая позволяет реализовать программированное обучение – после изучения небольшого фрагмента теории следует тестовое задание на выявление степени освоения учебного материала) и ряд других;
  • дифференцированные стратегии обучения.

Недостатки Moodle:

  1. Система бесплатная, но ее нужно где-то установить (нужен сервер или хостинг, доменное имя и т.д.); все это может оказаться непосильной и дорогостоящей задачей для школы или частного репетитора.
  2. Moodle очень требователен к серверу (показательно, что бесплатный хостинг позволяет установить только старые версии этой СДО).
  3. Потребляет много ресурсов, что может увеличить финансовые затраты.
  4. Слишком громоздкий – многие инструменты Moodle не используются даже в вузе.
  5. Требует серьезного изучения – метод «научного тыка» не пройдет.

Moodle в образовательном процессе ДО обеспечивает следующее:

  • полностью бесплатная система, готовая к внедрению;
  • создание качественных курсов для дистанционного обучения;
  • широкие возможности управления курсами;
  • необходимый аппарат тестирования;
  • включение разнообразие учебных элементов;
  • позволяет реализовать дифференцированное обучение;
  • поддерживает разнообразные педагогические сценарии и образовательные стратегии (программирование, модульное, индивидуальное, социальное обучение);
  • содержит настройки вариантов управления доступа пользователей к курсу – запись только учителем, по кодовому слову, модерация и т.д.);
  • отслеживания прогресса учащихся посредством визуализации;
  • возможность публикации учебного контента различного формата – аудио, видео, текст, флэш и т.д.

Для перехода на дистанционное обучение в образовательной организации был издан приказ об организации дистанционного обучения.

Разработаны и размещены на сайте:

  • Инструкция для обучающихся при обучении с применением ЭО и ДОТ.
  • Инструкция для родителей, обучающихся при обучении с применением ЭО и ДОТ.
  • Методические рекомендации по созданию тестов в системе Moodlr
  • Методические рекомендации по реализации образовательных программ обучения с применением ЭО и ДОТ.

         Родители (законные представители) были проинформированы об организации дистанционного обучения. Каждый родитель (законный представитель) написал письменное заявление о переводе своего ребенка на дистанционное обучение. Были проведены онлайн – встречи на платформе ZOOM по организации работы в дистанционном формате (обучающиеся и их родители были проинформированы о реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий).

Ежедневно проводился мониторинг присутствия студентов на занятиях.

Обучение в техникуме было организовано через образовательную платформу Moodle.

С родителями был установлен ежедневный контакт через телефонную связь,

мессенджер Viber, проводились родительские собрания на платформе ZOOM.

         Для педагогических работников и мастеров производственного обучения был проведен обучающий семинар «Формы организации учебной деятельности в системе дистанционного обучения. Работа с платформой Moodle для создания ЭОР».

В программе семинары были рассмотрены следующие вопросы:

  1. Основные термины и определения, используемые в дистанционном обучении.
  2. Рекомендации по заданиям обучающимся.
  3. Использование разнообразных форм организации учебной деятельности обучающихся в рамках дистанционного курса (из опыта работы).
  4. Основные нюансы работы на платформе Moodle.
  5. Составление и размещение на платформе Moodle тестовых заданий.

На сайте техникума был обеспечен доступ к ресурсам электронно-библиотечной системы.  Имея собственный логин и пароль, любой студент, преподаватель, мастер производственного обучения, может зайти в электронную библиотеку BOOK.RU.

В основные профессиональные образовательные программы, учебные планы были внесены корректировки, связанные с переносом занятий, требующих работы с лабораторным и иным оборудованием, на другой период времени. Все изменения утверждались локальным актом.

Сроки, форма и способы прохождения учебной и производственной практик были изменены без ущерба по общему объему часов, установленных учебным планом техникума и согласованы с работодателями.

Сердцевиной учебного процесса с использованием ДОТ является самостоятельная работа обучающихся с учебными материалами, включающими в себя видео лекции, слайды, методические рекомендации по изучению дисциплины и выполнению контрольных заданий, контрольные и итоговые тесты. Процесс получения знаний может осуществляться в любое удобное для обучающегося время, в индивидуальном темпе и вне зависимости от места его нахождения.

Контроль качества проведения учебных занятий, наполнения информацией по изучаемому материалу на Moodle, проверка и оценивание выполненных студентами работ, осуществляют учебная часть и учебно-методический центр. Анализ выполнения программ обучения доводился до педагогов и мастеров производственного обучения посредством создания конференций в Zoom.

    Для дальнейшего максимального использования системы дистанционного обучения Moodle в техникуме необходимо создать цифровую образовательную среду.

Функционирование, развитие и разработка единой электронной образовательной среды в техникуме обеспечивает решение следующих задач:

  • повышение качества образования обучающихся техникума;
  • создание условий для поэтапного перехода к новому уровню образования на основе ИКТ (развитие систем представления образовательной информации начиная от мультимедиа и заканчивая сетевыми системами доставки контента, развитие дистанционного образования, создание систем открытого образования);
  • сохранение, развитие и эффективное использование научно педагогического потенциала техникума (обеспечение доступности новейших методических материалов и их архивов, создание инструментальных средств преподавателя, в том числе сетевого инструментария, создание условий для саморазвития педагогов);
  • реализация эффективной среды для организации форумов и ведения совместных проектов, создания образовательных технологических систем (комплексов учебных пособий, учебных планов и программ, распределенных семинаров, практических и лабораторных занятия, систем тестирования и прочее).

Уже имеющийся опыт организации ДО, в будущем обеспечит преподавателей и обучающихся различными средствами и механизмами, такими как:

  • средства создания электронных учебно-методических материалов по различным дисциплинам, в том числе тестов для разных форм контроля (самоконтроля, аттестации, проведения экзаменов или зачетов);
  • средства доступа и доставки образовательной информации, в частности мультимедийной информации;
  • механизмы предоставления обучающих программ, лабораторных работ, систем моделирования и других образовательных ресурсов;
  • механизмы самоконтроля и тестирования, аттестации;
  • создание персональной образовательной среды;
  • текущий контроль успеваемости обучающихся при работе с учебно-методическими материалами;
  • средства удаленного консультирования;
  • средства управления образовательным процессом в дистанционной форме.

Дистанционное обучение предоставляет педагогам, мастерам производственного обучения уникальные возможности по повышению своей квалификации, ведь через различные методические объединения можно обмениваться опытом со своими коллегами, а также участвовать в онлайн мероприятиях.

С позиции развития и широкого использования дистанционных технологий обучения в техникуме, электронная образовательная среда Moodle является незаменимым инструментом в обучении   инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. Позволяет обеспечить доступность образования для обучающихся, которые временно по каким-либо причинам не могут посещать образовательное учреждение, возможность продолжения обучения при введении в техникуме карантина, а также возможности получения дополнительного образования.

В дальнейшей работе по организации дистанционного обучения необходимо выполнить комплекс мероприятий:

  1. Внедрение информационной системы дистанционного обучения (повышение уровня профессиональной подготовки преподавателей  информатики; изучение педагогами и студентами возможностей системы дистанционного обучения; установка на все компьютеры, входящие в локальную сеть, соответствующего программного обеспечения; практическое применение системы дистанционного обучения для организации обучения; проведение своевременного сервисного обслуживания всех средств информационно-коммуникационных технологий).
  2. Разработка в поддержку основного курса и действующих факультативов различных дистанционных курсов по учебным предметам (организацию курсовой подготовки педагогов, мастеров производственного обучения по вопросам дистанционного обучения; установка на домашние компьютеры обучающихся нужного программного обеспечения и необходимых баз данных дистанционного обучения; разработка и наполнение содержанием основных и факультативных курсов, включая создание электронных систем тестов, моделирование различных интерактивных упражнений с дальнейшим размещением материалов в системе дистанционного обучения).
  3. Разработка учебно-методических комплексов в целях поддержки основного курса и факультативных занятия (учебно-тематический план; перечень используемых медиа-материалов; теоретический материал; система для проведения контрольного тестирования по изучаемым темам курса; итоговые тесты; электронная библиотека дополнительных материалов, а также предоставление на них ссылки).
  4. Внедрение в образовательный процесс разработанных курсов.
  5. Реализация технологии открытого образования (проведение мероприятий с педагогами, мастерами производственного обучения, на которых им демонстрируется новое программное обеспечение; проведение преподавателями учебных занятий, которые построены на использовании компьютеров; разработка электронных учебников; наполнение образовательного сервера техникума образовательными материалами; привлечение педагогов для проведения дистанционных семинаров и конференций; участие студентов в различных online-олимпиадах и сетевых образовательных проектах).

Для внедрения системы дистанционного обучения требуется применение комплексного подхода. В рамках данного процесса мы выделяем следующие аспекты:

  1. Технический аспект.

Технические требования включают в себя требования к программному обеспечению и техническим характеристикам, которые предъявляются к используемым техническим средствам. Требования изменяются в зависимости от применяемого способа дистанционного обучения (кейс – технология, интернет-технология).

  1. Технологический аспект.

В его состав входят две составляющие:

  • технология создания курсов дистанционного образования;
  • технология обучения по системе дистанционного образования.

Основными элементами технологии создания курсов дистанционного образования являются:

  • оформление содержательной части в виде текстового файла, одновременно осуществляется подбор иллюстративного материала, графиков, таблиц и другого дополнительного материала;
  • определение структуры курса, то есть распределение всего учебного материала по отдельным образовательным модулям;
  • оформление материала в виде, который будет пригоден для размещения на компьютере;
  • размещение файлов на сервере либо твердом носителе и их отправка пользователям.
  1. Методические аспекты.

При дистанционном обучении требуется учитывать ряд особенностей, которыми обладает данная форма обучения, в том числе:

  • гибкость, то есть студенты сами выбирают время и продолжительность обучения;
  • модульность;
  • параллельность, она предполагает, что студент может совмещать обучение с другой образовательной деятельностью;
  • дальнодействие, под ним понимается, что качество образования не должно снизиться в связи с удаленностью друг от друга преподавателя и обучающегося;
  • асинхронность, что предполагает работу как преподавателя, мастера производственного обучения, так и студентов по удобным для них графикам;
  • охват или массовость, означает, что количество одновременно обучающихся не является критичным параметром.

В то же время эффективность дистанционного обучения может снизиться из-за отсутствия живого контакта между педагогом и учеником, а также живого общения между самими обучающимися. К недостаткам дистанционного обучения относят и высокую трудозатратность на этапе создания учебного материала и необходимость предоставления ученикам доступа к техническим средствам обучения. И самый главный методический недостаток – невозможность обеспечения 100% контроля над усвоением знаний обучающимися.

  1.  Административный аспект.

В процессе организации дистанционного обучения появляется и множество административных вопросов, таких как:

  •  организация оплаты за разработку курсов дистанционного обучения;
  •  адаптация системы отчетности под дистанционные курсы, то есть каким образом обеспечить конвертацию очного учебного часа в дистанционный.
  1. Кадровый аспект.

Реализация системы дистанционного образования предполагает формирование нового педагогического состава с определенными навыками и умениями. Разумеется, определенные требования предъявляются и к авторам, которые создают курсы, а именно к уровню их ИKT компетенций.

В образовательном учреждении необходимо 100% обучение или повышение квалификации в области информационных технологий всех педагогических работников.

 

Список литературы

  1. А.В. Писарев Возможности образовательной платформы МOODLE в обучении информационным технологиям. Вестник ВолГУ. Серия 6. Вып. 13. 2011–2012 стр. 71-74
  2. Запорожко В.В., Дырдина Е.В., Парфѐнов И.В., Создание электронных учебных курсов в системе Moodle для реализации образовательных программ факультетом дистанционных образовательных технологий. ОГУ 2016 3. Структура ИКТ-компетентности учителей. Рекомендации ЮНЕСКО Опубликовано в 2011 г. Организацией Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО) 7, place de Fontenoy, 75352 PARIS 07 SP
  1. Создание учебных курсов на базе системы Moodle: методическая разработка Составители К. А. Попов, В. В. Ребро, Издательство ВГПУ «Перемена», 2009.- 59 стр.
  2. Т. А. Кириллова Методика создания и использования электронных образовательных ресурсов (программная среда MoodleУчебное пособие для преподавателей Петрозаводск Издательство ПетрГУ, 2015
  3. информатизации образовательного процесса в системе Департамента образования города Москвы Утверждена решением Коллегии Департамента образования города Москвы от 16.10.2008 г. № 6/2
  4. Информационно-образовательная платформа Moodle http://moodle.org/
  5. https://multiurok.ru/files/piedaghoghichieskiie-chtieniia-5.html

Приложение 1

ГОСУДАРСТЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«СОРМОВСКИЙ МЕХАНИЧЕСКИЙ ТЕХНИКУМ

ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА П.А. СЕМЕНОВА»

План учебного занятия

Учебной практики

Тема №8.  «Размерная привязка инструмента станков с ПУ

токарной группы»

        

Разработала

Козлянкина Т.Ю., мастер п/о

2021

Тема: Размерная привязка инструмента станков с ПУ токарной группы.

Цель: формирование профессиональных и общих компетенций:

ПК 3.1. выполнять наладку станков с программным управлением токарной группы

Задачи:

  • научить обучающихся производить наладку токарного станка с программным управлением; кодировать последовательность обработки детали; отрабатывать программу на компьютере
  • развивать сенсорные навыки, интерес к своей профессии, техническое и логическое мышление;
  • воспитывать бережное отношение к рабочей минуте, чувство ответственности за выполненную работу.

Тип занятия: выполнение простых работ комплексного характера.

Метод: наглядно-демонстрационный.

Межпредметные связи: МДК 03.02, техническая графика, технические измерения, математика. допуски и посадки, материаловедение.

Материальное и дидактическое оснащение, наглядность:

компьютер, IP-камера; проектор презентационный, токарный станокБ16Н220Ф3 с программным управлением; блоки резцовые, резцы, раздаточный материал; карты-задания; эталон работы, заготовки.

Литература: 1. Босинзон, М.А.Современные системы ЧПУ и их эксплуатация: учеб. для нач. проф. образования / М. А. Босинзон; под ред. Б.И.Черпакова. -8-е изд., стер. - М.: Академия, 2016. - 192 с.

2. Босинзон, М.А. Разработка управляющих программ для станков с числовым программным управлением: учебник для СПО. – М.: Академия, 2017. - 384 с.   

3.  Ермолаев, В.В.Технологическая оснастка: учеб. для студ. сред. проф. образования / В. В. Ермолаев. - 3-е изд.; стер. - М.: Академия, 2014. - 256 с. - (Среднее профессиональное образование). - ISBN 978-5-4468-1091-8: 690-80. 

Учебно-производственное задание: составить программу по изготовлению детали «Пробка» по заданным параметрам.

Время: 6 часов; ученическое время на изготовление детали – 4 часа 5минут. Норма каждого - 1шт.


Ход учебного занятия:

I.Организационная часть (5 мин):

1. Приветствие, построение.

2. Осмотр внешнего вида с учетом техники безопасности.

II. Вводный инструктаж (50 мин):

  1. Сообщение темы и цели занятия.

Тема нашего учебного занятия: «Размерная привязка инструмента станков с программным управлением токарной группы».

На занятии мы с вами должны научиться производить наладку токарного станка с ПУ на обработку деталей.

  1. Мотивация.

Домоуправляющая компания Сормовкого района «Сормово» поступила заявка на изготовление партии деталей «Пробка» разных размеров для закрытия труб водоснабжения.  

Сегодня мы работать будем в бригадах.

  1. Актуализация знаний:

Перед тем, как начать объяснять материал, давайте вспомним ранее изученный материал:

  1. Выбрать правильный ответ:

С помощью какой кнопки производят запуск токарного станка с ПУ.

  1. Установите соответствие:

Что обозначают кнопки панели управления станка:

  1. Ответить на вопросы:

-Кокой кнопкой можно заблокировать, разблокировать все движения в токарном станке с ПУ

-Для создания программы необходимо войти в диалоговое окно с помощью кнопки….

Какими кнопками необходимо вывести станок в референтные точки.

  1. Установите соответствие:
  2. Дайте определение наиболее применяемых основных G-кодов при кодировании процесса обработки.
  3. Ответить на вопросы:

- перечислить назначение наиболее применяемых вспомогательных команд при составлении управляющих программ

  1. Вставить коды:

-Начальный этап составление программы начинается с кодов безопасности……

  1. Объяснение нового материала (презентация).

Для изготовления деталей необходимо соблюдать следующие этапы подготовки токарного станка с ПУ к работе:

  1. Запуск токарного станка с ПУ.
  2. Подбор технологической оснастки и установка ее на станке с ПУ.
  3. Подбор режущего инструмента с пластинами и установка на станке.
  4.  Составление последовательности обработки детали «Пробка» и кодирование.
  5.  Подбор мерительного инструмента.
  6. Размерная привязка инструмента.

Рассмотрим каждый этап выполнения работы.

1 этап- запуск токарного станка с программным управлением (демонстрация)

Для изготовления деталей необходимо соблюдать следующие этапы подготовки токарного станка с ПУ к работе:

  1. Включить токарный станок с ПУ
  2. Снять блокировку на движения в токарном станке с ПУ
  3. Снять все программы для безопасности станка.
  4. Вывести токарный станок в рефрерентные точки по осям координат

Чтение чертежа:

Габаритные размеры детали: Ø 32мм; L=25мм

Размеры заготовки: Ø 35мм; L=75мм

Материал: Д – дюралюминий 16- номер сплава, Т- закаленный и естественно состаренный

Допуск на размер Ø23.2 -0.052

Неуказанные предельные отклонения на размерах по 14 квалитету точности

2   этап- подбор режущего инструмента на токарном станке с ПУ        обучающиеся подбирают инструмент и механические пластины

3    этап –подбор блоков для крепления державок на токарном станке с ПУ

         обучающиеся подбирают блоки и устанавливают резцы

4 этап –составление последовательности обработки детали «Пробка» и кодирование

        Обучающие кодируют последовательность обработки и подбирают режимы резания по переходам работая в бригаде.

5 этап –подбор измерительного инструмента

        В зависимости от точности и качества детали обучающийся подбирает измерительный инструмент.

6 этап (заключительный) - размерная привязка инструмента станков токарной группы с программным управлением.

        Размерная привязка инструмента - это задание геометрической информации инструменту и фиксирование в системе координат.

Записываются координаты в кадре с использованием следующих

адресов: X, Z

Рассмотрим типичные ошибки, возникающие при привязке инструмента.

Виды ошибок

Причина возникновения

Меры предупреждения

неправильно выставлен размер

быстрый подвод резца, снятие большого слоя металла

уменьшить подачу при касании резца

увод инструмента в другую точку

не заданы координаты при привязке

при установке координат на дисплее сохранить положение кнопкой  

set linght

часть заготовки осталась не обработанной

неправильная установка заготовки

переустановить заготовку

малый припуск на обработку

сменить заготовку на более больший размер

шероховатость не соответствует требования чертежа

затупилась режущая кромка у пластины

сменить пластину

неправильно выставлены режимы резания

установить оптимальные режимы резания

Рассмотрим меры техника безопасности при наладке токарного станка с программным управлением.

  • При работе на станках с ПУ требуется применять средства индивидуальной защиты:
  • специальная одежда,
  • обувь,
  • перчатки при установке инструментов,
  •  защитные очки, и др.
  • Проверить: опасные зоны на станке должны иметь различные блокирующие и оградительные устройства.
  • Инструмент и изделие надежно закреплять, во избежание их поломки и получения травм.
  • Привязку инструмента производить точно по инструкции во избежание аварийных ситуаций
  • По окончании работы: убрать инструмент; привести рабочее место в порядок.

Демонстрация трудовых приемов (видео)

  1. Продемонстрировать привязку проходного резца на токарном станке Б16Н220Ф36:

– привязка по оси х, и фиксирование на дисплее в память токарного станка с ПУ,

– привязка по оси z и фиксирование на дисплее в память токарного станка с ПУ

  • увод инструмента в исходную точку.

2. Закрепление материала:

  1. Повторите наладку станка;
  2. Заполнить карту –задание.
  3. Отработать программу на компьютере.

III. Текущий инструктаж и самостоятельная работа студентами

  1.   Организация рабочих мест, самостоятельная работа по составлению последовательности обработки детали «Пробка» и кодирование.
  2.   Обход №1. Проверка рабочих мест с целью соблюдения правильной организации рабочих мест, соблюдения технологической дисциплины.
  3. Обход №2. Индивидуальное инструктирование (помощь отстающим в выполнении данного задания, заточки и установки резцов, наладки станка на обработку конических поверхностей, контроль деталей и т.д.).

IV. Заключительный инструктаж

  1. Подведение итогов работы.
  2. Выставление оценок с комментариями (отметить положительные и отрицательные стороны урока).
  3. Домашнее задание: тест (выберите правильный вариант ответа)

1. Для чего применяется ускоренное перемещение?

1. Для быстрого перемещения инструмента к позиции обработки или безопасной позиции.

2. Для быстрого выполнения обработки.

3. Для быстрого отвода инструмента.

2.  Для чего нужны строки безопасности?

1.Для перевода СЧПУ в режим работы.

2. Для перевода СЧПУ в определенный стандартный режим и отмена ненужных функций.

3. Для отмены ненужных функций.

3. Коды с адресом G называются _____________

1. Базовыми.
2. Вспомогательными.
3. Подготовительными.

4. Из чего состоит УП?

1. Кадров.

2. Кодов.

3. Адресов.

5. При помощи адреса Т осуществляется управление ________

1. Компенсацией длины инструмента

2. Магазином инструмента

3. Коррекцией на радиус инструмента

6. В чем заключается программирование в абсолютных координатах?

1. Координаты точек отсчитываются от постоянного начала координат

2. Координаты последующей точки отсчитываются от предыдущей

3. Координаты точек отсчитываются от нулевой точки станка

7. С помощью каких кодов происходит управление подачей СОЖ? 

1.М06,М07

2.М07,М08,М09

3.М06,М07,М08

8. Укажите команду для автоматической смены инструмента

1.М05

2.М06

3.М09

9. В чем разница между G02 и G03?

1. G02 круговая интерполяция по часовой стрелке и G03 круговая интерполяция против часовой стрелки.

2. G02 круговая интерполяция против часовой стрелки и G03 круговая интерполяция по часовой стрелке.

3. G02 круговая интерполяция на ускоренной подаче и G03 круговая интерполяция на рабочей подаче.

10. Какой язык для программирования обработки на станках с ЧПУ является наиболее популярным?

1. ИСО 7 бит

2. ELAN-25

3. PROMPT



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка «Герои Советского Союза – наши земляки»

Мы стоим на пороге самого светлого, самого святого праздника - Дня Победы. День Победы - это радостный и горький праздник, да он и не может быть иным.      По всей стране пров...

«Эхо далеких гроз» (подвиги Героев Советского Союза - уроженцев Рязанской области). Патриотический классный час, посвященный 9 мая.

Классный час для студентов колледжа по воспитанию сознательной любви к Родине, уважению к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных героями в годы Великой Отечественн...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ военно – патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Союза Стрельцова Виктора Сергеевича

        Рабочая   программа  дополнительного образования военно-патриотической направленности поисковый отряд «Моршанец» имени Героя Советского Со...

Их подвиг бессмертен! (Герои Советского Союза - шахунцы)

В статье рассказывается о героях Советского Союза Шахунского раойна Нижегородской области...

Музейное занятие на тему: «Герои Советского Союза из системы профессионального образования».

Анализ апробированного музейного  занятия на тему "Герои Советского союза из системы профессионального образования". Занятмие было проведено студентом в Музее колледжа "Дорога жизн...

КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗ БУРЯТИИ» 75 лет Победы в Великой Отечественной Войне

75 лет Победы в Великой Отечественной Войне КЛАССНЫЙ ЧАС «ГЕРОИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА ИЗ БУРЯТИИ» Классный час направлен на воспитание патриотических чувств, расширение представлений о подвиге ...