РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования подготовка квалифицированных рабочих, служащих по профессии 35.01.19 «Мастер садово-п
рабочая программа

Малахов Вадим Павлович

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
 

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 

 

основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
подготовка квалифицированных рабочих, служащих

 

по профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Санкт-Петербургское государственное бюджетное
профессиональное образовательное учреждение

«Садово-архитектурный колледж»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОСНОВЫ БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ

основной профессиональной образовательной программы
среднего профессионального образования
подготовка квалифицированных рабочих, служащих

по профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства»

на базе среднего общего образования

со сроком обучения

2 года 10 месяцев

Санкт-Петербург

2021


СОДЕРЖАНИЕ

Стр.

  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

  1. Общая характеристика учебного предмета                    «Основы безопасности жизнедеятельности»

4

  1. Место учебного предмета в учебном плане

4

  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

5

  1. СТРУКТУРА и СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

8

  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

8

  1. Тематический план и содержание учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности»

9

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

11

  1. Материально-техническое обеспечение

11

  1. Рекомендуемая литература        

11

  1. КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

13

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

13


  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Программа учебного предмета обязательного «Основы безопасности жизнедеятельности » предназначена для изучения основных вопросов для изучения основных вопросов основ безопасности жизнедеятельности  в Санкт-Петербургском государственном бюджетном профессиональном образовательном учреждении «Садово-архитектурный колледж», в колледже при реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы (ОПОП) СПО на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих  по профессии 35.01.19 «Мастер садово-паркового и ландшафтного строительства».

Рабочая программа учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» разработана в соответствии с Приказом Минобрнауки России «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования, утвержденный Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413» от 29 июня 2017 г. № 613; Указа Президента РФ от 6 декабря 2018 г. № 703 «О внесении изменений в Стратегию государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 19 декабря 2012 г. № 1666»; примерной основной образовательной программой среднего общего образования (одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию, протокол от 28.06.2016 N 2/16-з).

В соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта к предметным результатам освоения основной образовательной программы по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» курс направлен на формирование представлений о роли по обеспечению защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз в Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности; поможет в определенной степени определить направление самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в выбранной профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учетом своих возможностей и потребностей., а также на развитие способности понимать концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России; программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.

 

 

  1. Общая характеристика учебного предмета

Изучение предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» должно обеспечить достижение следующих

целей:

изучения основ безопасности жизнедеятельности —  способствовать завершению формирования ключевых качеств выпускника, которые определены Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования. Ключевые качества характеризуют выпускника как человека XXI века и гражданина Российской Федерации: ·  любящего свой край и свою Родину, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции; ·  осознающего и принимающего традиционные ценности семьи, российского гражданского общества, многонационального российского народа, человечества, осознающего свою сопричастность судьбе Отечества; ·  креативного и критически мыслящего, активно и целенаправленно познающего мир, осознающего ценности образования и науки, труда и творчества для человека и общества; ·  владеющего основами научных методов познания окружающего мира; ·  мотивированного на творческую и инновационную деятельность; ·  готового к сотрудничеству, способного осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационно познавательную деятельность; ·  осознающего себя социально активной личностью, уважающей закон и правопорядок, осознающего ответственность перед семьёй, обществом, государством, человечеством; ·  уважающего мнение других людей (если оно не носит противоправного характера), умеющего вести конструктивный диалог, способного достигать взаимопонимания и успешно взаимодействовать; ·  осознанно выполняющего и обоснованно пропагандирующего правила здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни; ·  подготовленного к осознанному выбору профессии, понимающего значение профессиональной деятельности для человека и общества; мотивированного на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Достижение этой цели обеспечивается решением следующих учебных

задач:

1) формированием у учащихся экологического мышления, понимания ими влияния социально-экологических процессов на состояние природной и социальной среды обитания человека; воспитанием у них культуры безопасного поведения в условиях неблагоприятной экологической обстановки в местах проживания;

2) формированием у учащихся духовно-нравственных принципов взаимоотношения полов, способствующих осознанию традиционных ценностей семьи, их готовности к созданию благополучной семьи в современных условиях и обеспечению демографической безопасности государства;

3) формированием у учащихся индивидуальной системы здорового образа жизни для повышения уровня их духовного, физического и социального благополучия, а также для обеспечения здорового долголетия граждан Российской Федерации;

4) формированием у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для повышения их защищённости на индивидуальном уровне от внешних и внутренних угроз в повседневной жизни и в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;

5) формированием у учащихся духовных и физических качеств, свойственных гражданину Российской Федерации и защитнику Отечества; подготовка их к военной службе в современных условиях .

  1. Место учебного предмета в учебном плане

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» входит в состав предметной области «Общеобразовательного учебного цикла» ФГОС среднего общего образования и изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ОПОП СПО на базе основного общего образования с получением среднего общего образования (ППКРС).

В учебных планах ППКРС место учебного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» в составе дополнительных учебных предметов.

Реализация содержания учебных целей и задач по основам безопасности жизнедеятельности осуществляется на базовом уровне. Для изучения предмета «Основы безопасности жизнедеятельности» на базовом уровне предусмотрено 94 ч. Кроме того, после окончания занятий с учащимися (гражданами мужского пола, не имеющими освобождения по состоянию здоровья) предусмотрено проведение учебных сборов в течение 5 дней (35 ч). В соответствии с положениями нормативно-правовых актов Российской Федерации  в области подготовки граждан к военной службе1 раздел 7 «Основы военной службы» изучается в обязательном порядке только с учащимися — гражданами мужского пола

Планируемые результаты освоения учебного предмета

Освоение содержания учебного предмета «Основы компьютерной грамотности» обеспечивает достижение обучающимися следующих результатов:

личностных:

Личностные результаты: ·  сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности. (Л1)

 выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей. (Л2)·  

сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства. (Л3)

 осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности. (Л4) ·  

сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии. (Л5)

  сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; ·  выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков. (Л6)  

осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране. (Л7)  

сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях (Л8)  

морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях (Л9)

 воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам. (Л10)  

воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан (Л11)  

уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.(Л12)

метапредметных:

умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России. (М1)

умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности.(М2)

  поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций.(М3)

 умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России. (М4)

умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания; — террористическая деятельность бесцельна; — наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно. (М5)

 умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия.(М6)

 умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников. (М7)

 умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве. (М8)

  умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях. (М9)  

умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны(М10)  

умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны(М11)

 умение доступно излагать содержание основ законодательства Российской Федерации об обороне государства, воинской обязанности и военной службе граждан Российской Федерации;   умение обосновывать необходимость обучения граждан Российской Федерации начальным знаниям в области обороны и подготовки их по основам военной службы для успешного выполнения ими конституционного долга и обязанности по защите Отечества.(М12)

предметных:

 сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора;(П1)

 знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз;(П2)

 сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения;(П3)

 сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности;(П4)

 знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера;(П5)

 знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.);(П6)

 знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;(П7)

 умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники;(П8)

 умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях;(П9)

 знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;(П10)

 знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;(П11)

 владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике.(П12)

  1.             СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Объем учебного предмета и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка  

130

Обязательная аудиторная учебная нагрузка

в том числе лекционные занятия

94

57

в том числе практических работ:

37

Самостоятельная работа  

36

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (ДЗ)


  1. Тематический план и содержание учебного предмета

 

       

Наименование тем

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Личностные, метапредметные, предметные результаты

Раздел 1 Основы комплексной безопасности (15ч)

Тема 1.

Обеспечение личной безопасности в повседневной жизни

(9 ч)

 Содержание учебного материала

 1.1.Автономное пребывание человека в природной среде.

1 урок

1

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

 1.2. Практическая подготовка к автономному существованию в природной среде.

2 урок

1

 1.3. Обеспечение личной безопасности на дорогах.

3 урок

1

 1.4. Обеспечение личной безопасности в криминогенных ситуациях.

4 урок

1

1.5. Пожарная безопасность. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.

5 урок

1

1.6. Правила личной безопасности при пожаре.

6 урок

1

1.7. Обеспечение личной безопасности на водоёмах.

7 урок

1

1.8. Обеспечение личной безопасности в различных бытовых ситуациях и в природной среде.

8 урок

1

1.9. Обеспечение личной безопасности в сфере современных молодёжных увлечений

9 урок

1

Практическая работа №1

Правила безопасного поведения в криминогенных ситуациях

10 урок

11 урок

2

Практическая работа №2

Ориентирование на местности без карты. Движение на местности по азимуту.

12 урок

13 урок

2

Практическая работа №3

Отработка навыков пользования первичными средствами пожаротушения

14 урок

1

Самостоятельная работа №1

составить кроссворд с ключевым словом «Безопасность».

2

Самостоятельная работа №2

подобрать материал о съедобных растениях в условиях окружающей среды.

2

Самостоятельная работа №3

подготовить сообщение: «О потенциально опасных объектах в районе проживания»

2

Тема 2.

Личная безопасность в условиях чрезвычайных ситуаций (4 ч)

Содержание учебного материала

2.1. Чрезвычайные ситуации природного характера и их возможные последствия.

15 урок

1

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

2.2. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях         чрезвычайных ситуаций природного характера.

 16 урок

1

2.3. Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.

17 урок

1

2.4. Рекомендации населению по обеспечению личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций техногенного характера

18 урок

1

Практическая работа  №4

Изучение классификации чрезвычайных ситуаций

19 урок

20 урок

2

Практическая работа  №5

Выполнение работы по прогнозированию техногенной катастрофы.

21 урок

22 урок

2

Практическая работа №6

Составить план мероприятий по защите населения от негативных ЧС данной местности.

23 урок

24 урок

2

Самостоятельная работа №4

опираясь на конспекты составить схему «Классификация ЧС».

2

Самостоятельная работа №5

Обследовать помещение здания в целях обнаружения мест, опасных в случае экстренной эвакуации.

2

Тема 3

Современный комплекс проблем безопасности военного характера

(2 ч)

Содержание учебного материала

3.1. Военные опасности и военные угрозы Российской Федерации в современном мире, оборона страны.

25 урок

1

Л1

М4, М8, М6

П1, П3, П8

3.2. Характерные черты и особенности современных военных конфликтов

26 урок

1

Практическая работа№7

Средства поражения и их поражающие факторы.

27 урок

1

Л1

М4

П4, П5, П7

Практическая работа№8

 Выявление правовых основ национальной безопасности России.

28 урок

1

Л1

М4

П4, П5, П7

                    Раздел 2. Защита населения Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного  и техногенного характера (2 ч)

Тема 4

Нормативно-правовая база и организационные основы по защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (2 ч)

Содержание учебного материала

4.1. Нормативно-правовая база Российской Федерации в области обеспечения безопасности населения в чрезвычайных ситуациях. 

29 урок

1

Л1

М4

П4, П5, П7

4.2. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС), её структура и задачи

30 урок

1

Практическая работа  №9

Изучение нормативно-правовых актов в области РСЧС.

31 урок

32 урок

2

Самостоятельная работа №6

составить глоссарий по теме «Современный комплекс проблем безопасности социального характера».

2

Л1

М4

Раздел 3. Основы противодействия терроризму и экстремизму в Российской Федерации (12 ч)

2 семестр

Тема 5

Терроризм и экстремизм – их причины и последствия (4 ч)

Содержание учебного материала

5.1. Терроризм и террористическая деятельность, их цели и последствия.

33 урок

1

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П4, П8

5.2. Факторы, способствующие вовлечению в террористическую деятельность. Профилактика их влияния.

34 урок

1

5.3. Экстремизм и экстремистская деятельность.

35 урок

1

5.4. Основные принципы и направления противодействия террористической и экстремистской деятельности

36 урок

1

Практическая работа №10

Составить памятку личной безопасности при угрозе террористического акта.

37 урок

1

Практическая работа №11

Изучение УК и ответственности за участие в террористической деятельности

38 урок

1

Самостоятельная работа № 7

подготовить доклад об одном из видов оружия массового поражения.

2

Самостоятельная работа №8

составить и заполнить таблицу «Отравляющие вещества»

2

Л8, Л12

М2,

Раздел 4. Основы здорового образа жизни (6 ч)

Тема 6

Основы медицинских знаний и профилактика инфекционных заболеваний  (2 ч)

Содержание учебного материала

10.1. Сохранение и укрепление здоровья – важнейшая часть подготовки юноши допризывного возраста к военной службе и трудовой деятельности.

  39 урок

1

Л8

М8

П3, П5

10.2. Основные инфекционные заболевания, их классификация и профилактика

40 урок

1

Практическая работа №12

Заполнить таблицу «Источники и пути передачи возбудителей инфекционных болезней, оказание первой помощи».  

41 урок

42 урок

2

Самостоятельная работа №9

подготовить сообщение о правилах оказания первой помощи пострадавшим

2

Тема 7

Здоровый образ жизни

и его составляющие

(4ч)

Содержание учебного материала

11.1. Здоровый образ жизни.

43 урок

1

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

11.2. Биологические ритмы и их влияние на работоспособность человека.

44 урок

1

11.3. Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья

Человека                                                      

 45 урок

1

11.4. Вредные привычки, их влияние на здоровье. Профилактика вредных привычек

46 урок

1

Л8

М8

П3, П5

Практическая работа №13

Составить перечень вредных привычек и их влияние на здоровье человека.

47 урок  

48 урок

2

М4, М8

П1, П3, П8

Практическая работа №14

Рассчитать суточную норму калорий.

49 урок

50 урок

2

М4, М8

П1, П3, П8

Самостоятельная работа №10

составить глоссарий по теме «Первая медицинская помощь».

2

Л8

М8

                 П3

Тема 8

Нравственность и здоровье (5 ч)

Содержание учебного материала

12.1. Правила личной гигиены.

51 урок

1

Л8

М8

                 П3, П5

12.2. Нравственность и здоровый образ жизни.

52 урок

1

12.3. Инфекции, передающиеся половым путём. Меры их профилактики.

53 урок

1

12.4. Понятие о ВИЧ-инфицировании и СПИДе. Меры профилактики ВИЧ-инфекции.

54 урок

1

12.5. Семья в современном обществе. Законодательство и семья

55 урок

1

Практическая работа №15

(по заданным условиям) Выполнить сравнительный анализ факторов, разрушающих здоровье

56 урок

57 урок

2

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

Тема 9

Первая помощь при неотложных состояниях (9 ч)

Содержание учебного материала

13.1. Первая помощь при острой сердечной недостаточности и инсульте.

58 урок

1

Л1  М4, М8

П1, П3, П8

13.2. Первая помощь при ранениях.

59 урок

1

  1.  Основные правила оказания первой помощи. 

60 урок

1

13.4. Правила остановки артериального кровотечения.

61 урок

1

13.5. Способы иммобилизации и переноски пострадавшего.

62 урок

1

13.6. Первая помощь при травмах опорно-двигательного аппарата.

63 урок

1

13.7. Первая помощь при черепно- мозговой травме, травме груди, травме живота.        

64 урок

1

13.8. Первая помощь при травмах в области таза, при повреждении позвоночника, спины.

65 урок

1

13.9. Первая помощь при остановке сердца

66 урок

1

 Практическая работа№ 16

Способы остановки кровотечений: наложение давящей повязки, шины

67 урок

2

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

Практическая работа№17

Алгоритм наложения жгута

68 урок

2

М4, М8

П1, П3, П8

Практическая работа№18

Отработка на тренажере искусственной вентиляции легких

69 урок

70 урок

2

Л1, Л8

М4, М8

П1, П3, П8

Практическая работа№19

Отработка на тренажере непрямого массажа сердца.

71 урок

72 урок

2

М4, М8

П1, П3, П8

Самостоятельная работа №11

найти статистические данные о влиянии вредных привычек на здоровье человека.

2

Л1, Л8

М4, М8

Самостоятельная работа №12

написать эссе репродуктивное здоровье как составляющая часть здоровья человека и общества.

2

Л1, Л8

М4, М8

Самостоятельная работа №13

Законспектировать права и обязанности родителей, прописанных в Конвенции ООН «О правах ребенка».  

2

Л1, Л8

М4, М8

                                                                      Раздел 6. Основы обороны государства (19 ч)

Тема 10

Гражданская оборона составная часть обороноспособности страны (5 ч)

Содержание учебного материала

12.1. Гражданская оборона – составная часть обороноспособности страны.

73 урок

1

Л1, Л10

М8

П6, П8

12.3. Оповещение и информирование населения о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени.

74 урок

1

12.4. Инженерная защита населения от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

75 урок

1

12.5. Средства индивидуальной защиты.

76 урок

1

12.7. Организация гражданской обороны в общеобразовательной организации

77 урок

1

Практическая работа №20

Отработка навыков применения средств индивидуальной защиты

78 урок

1

Тема 11

Вооружённые Силы Российской Федерации защитники нашего Отечества (3 ч)

13.1. История создания Вооружённых Сил Российской Федерации.

79 урок

1

Л1, Л10

М8

П6, П9

13.2. Памяти поколений – дни воинской славы России.

80 урок

1

13.3. Состав Вооружённых Сил Российской Федерации. Руководство и управление Вооружёнными Силами Российской Федерации

81 урок

1

Практическая работа №21

Честь и достоинство воина Вооруженных Сил России

82 урок

1

Самостоятельная работа №14

законспектировать основные положения закона РФ «О воинской обязанности и военной службе».

2

Л1, Л10

М8

П6, П8

Тема 12

Виды и рода войск Вооружённых Сил Российской Федерации (5 ч)

Содержание учебного материала

14.1. Сухопутные войска (СВ), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника СВ.

83 урок

1

Л2

М4

П6, П9

14.2. Воздушно-космические силы (ВКС), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВКС.

84 урок

1

14.3. Военно-морской флот (ВМФ), его состав и предназначение. Вооружение и военная техника ВМФ.

85 урок

1

14.4. Ракетные войска стратегического назначения (РВСН), их состав и предназначение. Вооружение и военная техника РВСН

86 урок

1

14.5. Воздушно-десантные войска, их состав и предназначение.

87 урок

1

Практическая работа №22

Задачи, структура и вооружение ВС РФ

88 урок

1

Практическая работа №23

Заполнить таблицу боевые традиции

89 урок

1

Л1 Л2

М8

П1, П3

Практическая работа №24

Формирование знаний об управлении и руководстве Вооруженными Силами

90 урок

1

Практическая работа №25

Задачи, структура и вооружение ВС РФ.

91 урок

1

Самостоятельная работа №15

изучить воинские звания ВС РФи порядок взаимоотношений между военнослужащими согласно Устава внутренней службы ВС РФ.

2

Самостоятельная работа №16

подготовить доклад о героях Вооруженных Сил СССР и России.  

2

Самостоятельная работа №17

заполнить таблицу «Ордена и медали России и СССР», занося в колонки соответствующие характеристики.

2

Самостоятельная работа №18

Изучить знаки различия военнослужащих ВС РФ

2

Тема 13

Боевые традиции Вооружённых Сил России (1 ч)

Содержание учебного материала

15.1. Патриотизм и верность воинскому долгу — качества защитника Отечества.

92 урок

1

Л1, Л2, Л3, Л15

М2, М4

П5, П7

Практическая работа№26

Заполнить таблицу «Ордена и медали России и СССР

93 урок

1

                                                    Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета (ДЗ)

94урок

2

         

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Материально-техническое обеспечение

№ п/п

Наименование специальных помещений и помещений для самостоятельной работы

Оснащенность специальных помещений и помещений для самостоятельной работы

1

Кабинет ОБЖ; аудитория для групповых и индивидуальных консультаций, текущего контроля и промежуточной аттестации.

1. Доска учебная

2. Рабочее место преподавателя

3.Комплект учебной мебели

4.Посадочные места по количеству учащихся

5.Наглядные пособия

6.Плакаты тематические

7.Компьютер в комплекте (1 шт.)

8. Мультимедийное оборудование;

9.Периферийное оборудование и оргтехника.

10.Локальная сеть интернет

  1. Рекомендуемая литература (из федерального перечня)

а) основная учебная литература:

1) Смирнов А.Т. Основы безопасности 10 кл. Для общеобразовательных. учреждений: базовый и проф. уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». -М: Просвещение, 2021

2) Смирнов А.Т. Основы безопасности 11 кл. Для общеобразовательных. учреждений: базовый и проф. уровни/ А.Т. Смирнов, Б.О. Хренников; под. ред. А.Т. Смирнова; Рос. акад. наук, изд-во «Просвещение». -М: Просвещение, 2021

б) дополнительная учебная литература:

  1. Военная доктрина Российской Федерации // Вестник военной информации. – 2020.
  2. Дуров В.А. Отечественные награды / В.А. Дуров. — М.: Просвещение, 2013.
  3. Дуров В.А. Русские награды XVIII — начала XX в. / В.А. Дуров. – 2-е изд., доп. – М., 2013.
  4. Конституция Российской Федерации (действующая редакция).
  5. Основы подготовки к военной службе: Кн. для учителя / В.А. Васнев, С.А. Чиненный. — М., 2012.
  6. Петров С.В. Первая помощь в экстремальных ситуациях: практическое пособие / С.В. Петров, В.Г. Бубнов. – М., 2012.
  7. Семейный кодекс Российской Федерации (действующая редакция).
  8. Смирнов А.Т. Основы медицинских знаний и здорового образа жизни: тестовый контроль знаний старшеклассников: 10—11 кл. / А.Т. Смирнов, М.В .Маслов; под ред. А.Т. Смирнова. – М., 2012.
  9. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция).
  10. Федеральные законы «О статусе военнослужащих», «О воинской обязанности и военной службе», «Об альтернативной гражданской службе», «О внесении изменений в Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе» № 61-ФЗ и статью 14 Закона РФ «Об образовании», «О противодействии терроризму» // Собрание законодательства Российской Федерации: официальное издание. – М., 1993—2007.

г) интернет-ресурсы:

  1. 4. http://theobg.by.ru/index.htm Нормативные документы, методические материалы по ОБЖ.
  2. http://informic.narod.ru/obg.html Основы безопасности жизнедеятельности
  3. http://0bj.ru/Всероссийский научно-исследовательский институт по проблемам гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций
  4. http://anty-crim.boxmail.biz Искусство выживания
  5. http://www.goodlife.narod.ru Все о пожарной безопасности
  6. http://www.hsea.ru Первая медицинская помощь
  7. http://www.spas-extreme.ru Россия без наркотиков
  8. http://www.gosnadzor.ru Федеральный центр гигиены и эпидемиологии
  9. http://zdd.1september.ru/ - газета «Здоровье детей"  
  10. http://www.km-school.ru/ Мультипортал компании «Кирилл и Мефодий»  
  11. http://www.spas-extreme.ru/ Портал детской безопасности  
  12. http://b23.ru/hsnc Учебное пособие по ОСНОВАМ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ.
  13. http://b23.ru/hsb9 Учебные атласы по медицинской подготовке.
  14. http://www.mil.ruМинистерство Обороны
  15. http://www.78.mchs.gov.ruМЧС Санкт-Петербурга
  16. http://www.alleng.ru/edu/saf3.htmКниги, пособия по ОБЖ
  17. info@russmag.ruЖурнал ОБЖ. Основы безопасности жизни
  18. http://kuhta.clan.su Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности»
  19. http://www.school-obz.org Основы безопасности жизнедеятельности.

        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

  1. Контроль и оценка результатов освоения учебного предмета

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляются преподавателем в процессе занятий.

Результаты обучения

(личностные, предметные, метапредметные)

Код результатов

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

результатов обучения 

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Личностные результаты:

сформированность целостного представления об основных направлениях обеспечения национальной безопасности Российской Федерации и основных приоритетах национальной безопасности (национальной обороне, государственной и общественной безопасности.

Л1

проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества;

участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях;

опрос

        (ДЗ)

выбор направления самостоятельной подготовки в области безопасности жизнедеятельности в сфере будущей профессиональной деятельности и в повседневной жизни с учётом индивидуальных возможностей и потребностей.

Л2

проявление правовой активности и навыков правомерного поведения, уважения к Закону;

сформированность гражданской позиции; участие в волонтерском движении;  

опрос

(ДЗ)

сформированность современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, способствующей снижению отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

Л3

проявление мировоззренческих установок на готовность молодых людей к работе на благо Отечества

опрос

(ДЗ)

осознание терроризма и экстремизма как социальных явлений, представляющих серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности

Л4

отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

участие в реализации просветительских программ, поисковых, археологических, военно-исторических, краеведческих отрядах и молодежных объединениях;

опрос

(ДЗ)

сформированность нравственных позиций и личных качеств, способствующих противостоянию террористической и экстремистской идеологии

Л5

отсутствие фактов проявления идеологии терроризма и экстремизма среди обучающихся;

отсутствие социальных конфликтов среди обучающихся, основанных на межнациональной, межрелигиозной почве;

готовность к общению и взаимодействию с людьми самого разного статуса, этнической, религиозной принадлежности и в многообразных обстоятельствах;

опрос

(ДЗ)

сформированность потребностей в соблюдении норм и правил здорового образа жизни; ·  выработка устойчивого негативного отношения к курению, употреблению алкоголя и наркотиков.

Л6

добровольческие инициативы по поддержки инвалидов и престарелых граждан;

конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде;

опрос

(ДЗ)

осознание значения семьи для жизни современного общества и благоприятной демографической ситуации в стране.

Л7

участие в реализации просветительских программ, демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;

;

опрос

(ДЗ)

сформированность убеждения в необходимости освоения основ медицинских знаний и выработки умений в оказании первой помощи при неотложных состояниях

Л8

положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;

участие в исследовательской и проектной работе;

опрос

(ДЗ)

морально-психологическая и физическая подготовленность к успешной профессиональной деятельности, в том числе к военной службе в современных условиях

Л9

  • оценка собственного продвижения, личностного развития;
  • положительная динамика в организации собственной учебной деятельности по результатам самооценки, самоанализа и коррекции ее результатов;
  • участие в исследовательской и проектной работе;

опрос

(ДЗ)

воспитание патриотизма, уважения к историческому и культурному прошлому России и её Вооружённым Силам

Л10

проявление культуры потребления информации, умений и навыков пользования компьютерной техникой, навыков отбора и критического анализа информации, умения ориентироваться в информационном пространстве;

опрос

(ДЗ)

воспитание потребности в правовой подготовке и освоение основных положений законодательства Российской Федерации в области обороны государства, воинской обязанности и военной службы граждан

Л11

демонстрация навыков здорового образа жизни и высокий уровень культуры здоровья обучающихся;

опрос

(ДЗ)

уяснение значения роли гражданской обороны в области защиты населения страны от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени и выработка убеждения в необходимости овладения навыками в области гражданской обороны.

Л12

конструктивное взаимодействие в учебном коллективе/бригаде

опрос

(ДЗ)

Метапредметные результаты:

 

умение обоснованно объяснять особенности современных процессов мирового развития в условиях глобализации, которые формируют новые угрозы и риски для безопасности жизнедеятельности личности, общества, государства и национальной безопасности России

М1

ЗНАТЬ: как построить и реализовать планы во временной перспективе

УМЕТЬ: управлять временем, контролировать и корректировать деятельность на основе предварительного планирования, умение использовать ресурсные возможности для достижения целей

Работа над индивидуальным проектом

(ДЗ)

умение характеризовать основные направления перехода Российской Федерации к новой государственной политике в области национальной безопасности.

М2

ЗНАТЬ: способы продуктивного общения и взаимодействия в процессе совместной деятельности, методы разрешения конфликтов

УМЕТЬ: адекватно использовать речевые средства для получения информации, дискуссии и аргументации своей позиции; представлять и сообщать в письменной и устной форме; находить и выдерживать дистанцию общения соответствующую нормам социального института; умение полно и точно выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем; готовность спрашивать, интересоваться чужим мнением и высказывать свое

Самостоятельные работы №1,

(ДЗ)

поиск в различных информационных источниках и самостоятельный отбор информации о наиболее характерных чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, имевших место за последнее время в стране. Анализ причин их возникновения и последствий; систематизация рекомендаций населению по правилам безопасного поведения для минимизации последствий различных чрезвычайных ситуаций

М3

ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий 

УМЕТЬ: критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; самостоятельно строить свой образовательный маршрут, удовлетворять свои познавательные потребности, строить логические доказательства,

умение устанавливать логические связи формировать познавательные стратегии; строить план проверки гипотез и адекватно реализовывать его

Работа над индивидуальным проектом Самостоятельные работы 2,3

умение характеризовать терроризм и экстремизм как социальное явление, представляющее серьёзную угрозу личности, обществу, государству и национальной безопасности России

М4

ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий

УМЕТЬ: критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников; самостоятельно строить свой образовательный маршрут, удовлетворять свои познавательные потребности, строить логические доказательства,

умение устанавливать логические связи,  формировать познавательные стратегии

Проектная деятельность

Практическая работа №1

умение логически обоснованно доказывать следующие положения: — любые акты терроризма являются преступлениями, не имеющими оправдания.

 террористическая деятельность бесцельна

М5

ЗНАТЬ: средства ИКТ, требования ТБ, гигиены, ресурсосбережения, правовые и этические нормы информационной безопасности

УМЕТЬ: целенаправленно искать и использовать информационные ресурсы, необходимые для решения учебных и практических задач с помощью средств ИКТ;

использовать компьютерные технологии для решения информационных и коммуникационных учебных задач, в том числе: написание писем, сочинений, докладов, создание презентаций и др.;

использовать информацию с учетом этических и правовых норм; создавать информационные ресурсы разного типа,, соблюдать информационную гигиену и правила информационной безопасности.

Проектная деятельность

Практические работы№2

наказание за любую террористическую деятельность наступает неизбежно.

М6

ЗНАТЬ: назначение и функции различных социальных институтов;

УМЕТЬ: определять назначение и функции различных социальных институтов;

Практические работы№3

умение обосновывать значение здорового образа жизни как индивидуальной системы поведения человека для обеспечения его духовного, физического и социального благополучия

М7

ЗНАТЬ: гражданские и нравственные ценности

УМЕТЬ: осознанно использовать стратегии совладания,  совладать со страхами, тревожностью, неуверенностью; противостоять внешним помехам деятельности, оценивать свои действия и эмоциональную саморегуляцию

Практические работы№4

умение подбирать из различных информационных источников убедительные примеры пагубного влияния курения, употребления алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ на здоровье человека, а также умение отстаивать свою точку зрения по этому вопросу при общении в кругу сверстников

М8

УМЕТЬ: подбирать слова, соподчиненные ключевому слову, определяющие его признаки и свойства;

выстраивать логическую цепочку, состоящую из ключевого слова и соподчиненных ему слов;

выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

выделять явление из общего ряда других явлений;

определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

делать вывод на основе критического анализа разных точек зрения

Проектная деятельность Практические работы№5

(ДЗ)

умение характеризовать назначение и функции семьи в современном обществе и логично обосновывать влияние благополучных семейных отношений на здоровье личности, общества и демографическую безопасность в государстве

М9

ЗНАТЬ: системы общенаучных понятий

УМЕТЬ: строить логические доказательства,

умение устанавливать логические связи,     формировать познавательные стратегии

Проектная деятельность Практические работы№6

умение логично обосновывать важность и значение владения методами оказания первой помощи при неотложных состояниях

М10

Проектная деятельность Практические работы№7

умение осмысливать и понимать основные стратегические цели совершенствования национальной обороны государства для предотвращения глобальных и региональных войн и конфликтов, а также в целях осуществления стратегического сдерживания в интересах обеспечения военной безопасности страны

М11

Проектная деятельность Практические работы№8

умение характеризовать роль и место Вооружённых Сил Российской Федерации в обеспечении национальной безопасности страны

М12

Проектная деятельность Практические работы№9

(ДЗ)

Предметные результаты;

сформированность представлений о культуре безопасности жизнедеятельности, в том числе о культуре экологической безопасности как о жизненно важной социально-нравственной позиции личности, а также как о средстве, повышающем защищенность личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз, включая отрицательное влияние человеческого фактора

П1

Проектная деятельность Практические работы№10

(ДЗ)

знание основ государственной системы, российского законодательства, направленных на защиту населения от внешних и внутренних угроз

П2

Проектная деятельность Практические работы№11

сформированность представлений о необходимости отрицания экстремизма, терроризма, других действий противоправного характера, а также асоциального поведения

П3

Проектная деятельность Практические работы№12

сформированность представлений о здоровом образе жизни как о средстве обеспечения духовного, физического и социального благополучия личности

П4

Проектная деятельность Практические работы№13

знание распространенных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера

П5

Проектная деятельность Практические работы№14

(ДЗ)

знание факторов, пагубно влияющих на здоровье человека, исключение из своей жизни вредных привычек (курения, пьянства и т. д.

П6

Проектная деятельность Практические работы№15

(ДЗ)

знание основных мер защиты (в том числе в области гражданской обороны) и правил поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций

П7

Проектная деятельность Практические работы№16

умение предвидеть возникновение опасных и чрезвычайных ситуаций по характерным для них признакам, а также использовать различные информационные источники

П8

Проектная деятельность Практические работы№17

(ДЗ)

умение применять полученные знания в области безопасности на практике, проектировать модели личного безопасного поведения в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях

П9

Проектная деятельность

Практические работы№18

знание основ обороны государства и воинской службы: законодательство об обороне государства и воинской обязанности граждан; права и обязанности гражданина до призыва, во время призыва и прохождения военной службы, уставные отношения, быт военнослужащих, порядок несения службы и воинские ритуалы, строевая, огневая и тактическая подготовка;

П10

Проектная деятельность

знание основных видов военно-профессиональной деятельности, особенностей прохождения военной службы по призыву и контракту, увольнения с военной службы и пребывания в запасе;

П11

Проектная деятельность

владение основами медицинских знаний и оказания первой помощи пострадавшим при неотложных состояниях (при травмах, отравлениях и различных видах поражений), включая знания об основных инфекционных заболеваниях и их профилактике

П12

Проектная деятельность


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования".

Основная профессиональная образовательная программа среднего профессионального образования подготовки квалифицированных рабочих и служащих по профессии 29.01.08."Оператор швейного образования&quo...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭКОНОМИКИ программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по профессии 08.01.18 Электро

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по  профессии 08.01.18 Электромонтажник ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ООД.08 Основы безопасности жизнедеятельности основной образовательной программы по специальности среднего профессионального образования 13.02.03" Электрические станции, сети и системы"

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ПРИМЕРНОЙ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Основы безопасности жизнедеятельности»  1.1. Место дисциплины в структуре основной профессио...