Адаптированная дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектоло
рабочая программа

Абушинова Ольга Владимировна

СОГЛАСОВАНА:

Протокол педагогического совета 

от ___________________ 2020 г.

 

УТВЕРЖДЕНА:

И.о. директора

________Агинова С.Б.

 

 

 

Адаптированная дополнительная общеобразовательная

 (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

 тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектолога

на 2020-2021 учебный год

 

                                                                                          

 

 

 

 

Возраст детей:

От 7-18 лет и старше.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

1. Комплекс основных характеристик программы:

 

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3

 

  1. Цель и задачи программы…………………………………………..7

 

  1. Содержание программы…………………………………………….7

 

1.4.   Ожидаемые  результаты…………………………………………….11

 

  1. Комплекс организационно-педагогических условий:

 

  1. Формы аттестации ………………………………….........................11

 

  1. Условия реализации программы …………………………………..14

 

2.4.   Методические материалы…………………………………………...15

 

  1. Список литературы…………………………………………………16

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Комплекс основных характеристик  программы

 

  1. Пояснительная записка

             Настоящая  программа по познавательному развитию  разработана на основе  Адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Страна знаний»  КУ РК «Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов» для детей-инвалидов  и молодых инвалидов  с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Данная программа «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность, определяет  содержание  и организацию коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с  воспитанниками с УО с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования воспитанников  с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития.

Актуальность  создания программы   обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей-инвалидов, необходимостью включения самого воспитанника  в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.

Отличительной  особенностью  программы  является то, что  она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Все это   подразумевает: своевременное выявление трудностей у  детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;  создание благоприятных условий для воспитанников по освоению программы: учет  психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий: создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся.

Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное  дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.

           Программа  опирается на следующие   дидактические принципы:

- единство диагностики и развития

- деятельный принцип коррекции  

- индивидуально – дифференцированный подход

- комплексный подход в  организации коррекционной работы  

- принцип «от простого к сложному»

- постепенность.

Адресат программы: программа предназначена для детей – инвалидов  и молодых инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности.

Характеристика  особенностей познавательного развития детей с УО

Для детей с  УО характерны следующие особенности познавательного развития:

- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;

- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

 - восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  и воспроизведение ими воспринятого  характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;

- недоразвитие мышления проявляется  в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а  также узость и  конкретность, чрезвычайная затрудненность, а  подчас и недоступность  обобщений;

- объем памяти незначительный, а  недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;

- дети с  УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок,  а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной   умственной отсталостью не являются однородной группой, среди воспитанников со сложной структурой  дефекта имеется дети с синдромом Дауна, дети  с РАС, дети с ДЦП.

Особенности познавательного развития детей   с СД:

а) Медленное формирование понятий и становление навыков:

•cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

•необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

•низкий уровень обобщения материала;

•утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

б) Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

•трудности, возникающие у ребенка-инвалида, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

•сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

•трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

•нарушения целеполагания и планирования действий.

в) Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

г) Особенностью их предметно-практического мышления является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

д) Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

Особенностями  детей с РАС, осложненное умственной отсталостью является:

а) Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется таким образом:

•отсутствие взгляда в глаза;

•отсутствие интереса к сверстникам;

•отсутствие интереса к общению;

•отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;

•затруднения в выражении чувств    взаимности.

б) Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается:

•в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи;

•дефектах речевых оборотов;

•в повторении речевых оборотов;

•отсутствии разнообразной игры.

в) Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это:

•в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям;

•иногда это бывает маньеризм;

•в повышении интереса к сенсорной стимуляции.

У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Ребенок не играет вовсе, либо играет однообразно. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у большинства  детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.
            Для детей с ДЦП характерно   тяжелое  нарушение отдельных анализаторных систем, в том числе и в функционировании двигательного анализатора.   Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. У всех детей имеется выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.
             Все   психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
•нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
•повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, четверти.  При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности:

•возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;
•повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

 

Объем и срок освоения программы

       Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов, отведенных на дополнительное образование воспитанников  с   умственной отсталостью -  68 часов учебного времени. Возможны  изменения  количества учебного  времени  в  пределах 10%  в  связи  с  переносом праздничных и выходных дней в течение   года.

Форма обучения – очная.

       Методы и приемы обучения:

- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;

- действия по образцу, по словесной инструкции, имитационные;

- элементарные  действия  с предметами  на основе слухового, тактильного и зрительного  восприятия;

- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного  обследования предметов;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т.п., с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества   для последующего более точного использования в процессе  деятельности.

         Продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно отсталого ребенка.

 

Режим занятий

         Занятия  проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия от 20 до 30 минут, с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физминуток, а также использование здоровьесберегающих технологий.

Типы занятий:

  • изучение нового материала.
  • обобщение и закрепление знаний.
  • самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
  • комбинированный.
  • диагностический.

Формы проведения занятий

           Основным способом организации коррекционно-развивающей деятельности является объединение детей в учебные группы, т.е. группы воспитанников одного года обучения. Оптимальная наполняемость учебной группы от 1 до 5 детей, что обусловлено спецификой реализации программы. Занятия  могут проводиться не только индивидуально, но и в парах, микрогруппах (до 3-х человек) в зависимости от психофизических, возрастных способностей ребенка – инвалида, его интересов и строятся на основе предметно-практической деятельности, системы специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций.

В обучении используются разнообразные  формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-путешествие, экскурсия, наблюдение, викторина, занятие - игра,  сюжетно-ролевая  игра, игровая программа, конкурс,  презентация, сказка, и др.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_osnovnaya.docx78.36 КБ

Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КАЛМЫКИЯ

«Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов»

г.Элиста

СОГЛАСОВАНА:

Протокол педагогического совета  

от ___________________ 2020 г.

УТВЕРЖДЕНА:

И.о. директора

________Агинова С.Б.

Адаптированная дополнительная общеобразовательная

 (общеразвивающая) программа для детей и взрослых с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями),

 тяжелыми и множественными нарушениями развития педагога-дефектолога

на 2020-2021 учебный год

                                                                                           

Возраст детей:

От 7-18 лет и старше.

СОДЕРЖАНИЕ

1. Комплекс основных характеристик программы:

  1. Пояснительная записка……………………………………………..3

  1. Цель и задачи программы…………………………………………..7

  1. Содержание программы…………………………………………….7

1.4.   Ожидаемые  результаты…………………………………………….11

  1. Комплекс организационно-педагогических условий:

  1. Формы аттестации ………………………………….........................11

  1. Условия реализации программы …………………………………..14

2.4.   Методические материалы…………………………………………...15

  1. Список литературы…………………………………………………16

1. Комплекс основных характеристик  программы

  1. Пояснительная записка

             Настоящая  программа по познавательному развитию  разработана на основе  Адаптированной дополнительной общеобразовательной (общеразвивающей) программы «Страна знаний»  КУ РК «Детский психоневрологический интернат с отделением молодых инвалидов» для детей-инвалидов  и молодых инвалидов  с умеренной и тяжелой степенью умственной отсталости.

Данная программа «Страна знаний» имеет социально-педагогическую направленность, определяет  содержание  и организацию коррекционно-развивающей работы учителя – дефектолога с  воспитанниками с УО с учетом их психофизических и индивидуальных особенностей. При разработке программы учитывались современные тенденции и подходы к организации и содержанию образования воспитанников  с тяжелыми нарушениями психофизического и интеллектуального развития.

Актуальность  создания программы   обусловлена наличием воспитательного, образовательного и коррекционного потенциала дополнительного образования, поиском новых возможностей развития, реабилитации и социализации детей-инвалидов, необходимостью включения самого воспитанника  в доступные виды жизнедеятельности и отношений с учетом его индивидуальных способностей, психофизических особенностей, интересов, ценностных ориентаций.

Отличительной  особенностью  программы  является то, что  она адаптирована к детям-инвалидам с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности, с учетом их психофизических, возрастных и индивидуальных особенностей. Все это   подразумевает: своевременное выявление трудностей у  детей-инвалидов; определение особенностей организации образовательной деятельности в соответствии с индивидуальными особенностями каждого воспитанника, структурой нарушения развития и степенью его выраженности;  создание благоприятных условий для воспитанников по освоению программы: учет  психофизических и индивидуальных особенностей каждого ребенка-инвалида, адаптация содержания учебного материала, обеспечение на занятиях здоровьесберегающих условий: создание благоприятного психологического климата, ситуации успеха, смена видов деятельности для предупреждения утомляемости обучающихся.

Новизна программы заключается в том, что в современных условиях дополнительное образование является полноправным партнером общего образования. Ценность программы состоит в том, что она усиливает вариативную составляющую общего образования, способствует реализации знаний и умений, стимулирует познавательную мотивацию воспитанников. А главное  дает возможность воспитанникам развивать свои потенциальные способности, адаптироваться в современном обществе.

           Программа  опирается на следующие   дидактические принципы:

- единство диагностики и развития

- деятельный принцип коррекции  

- индивидуально – дифференцированный подход

- комплексный подход в  организации коррекционной работы  

- принцип «от простого к сложному»

- постепенность.

Адресат программы: программа предназначена для детей – инвалидов  и молодых инвалидов с нарушениями зрения, слуха, речи, с нарушением опорно-двигательного аппарата (НОДА), с расстройствами аутистического спектра (РАС), генетическими нарушениями (синдром Дауна), с тяжелыми и множественными нарушениями развития, имеющими интеллектуальную недостаточность различной степени выраженности. 

Характеристика  особенностей познавательного развития детей с УО

Для детей с  УО характерны следующие особенности познавательного развития:

- дети в большинстве своем индифферентны по отношению к окружающему предметному миру, их действия не ориентированы на физические свойства и качества предметов и остаются на уровне манипулирования ими. Их обобщенные представления очень ограничены, касаются только тех объектов, которые связаны с их непосредственной деятельностью;

- степень речевого развития чаще всего соответствует степени их общего психического развития. Для них характерно глубокое недоразвитие всех сторон речи: фонетико - фонематической, лексической, грамматической;

- характерными особенностями данной категории детей является эмоциональная пассивность, отсутствие самостоятельной инициативы к общению, неадекватное поведение в процессе общения, отсутствие самостоятельного предъявления способов коммуникации;

- недоразвитие сенсорных функций заключается в неумении полноценно их использовать, перерабатывать получаемую информацию;

 - восприятие детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью  и воспроизведение ими воспринятого  характеризуются замедленностью, фрагменарностью; отмечаются нарушения зрительного и слухового внимания, что, в свою очередь, ведет к нарушению сенсорной сферы;

- недоразвитие мышления проявляется  в беспорядочности, бессистемности представлений и понятий, отсутствии или слабости смысловых связей, отмечается трудность их установления, инертность, а  также узость и  конкретность, чрезвычайная затрудненность, а  подчас и недоступность  обобщений;

- объем памяти незначительный, а  недостаточность мыслительной деятельности детей приводит к быстрому забыванию ими полученной информации, неспособности запоминать и воспроизводить ее;

- дети с  УО часто неадекватно воспринимают суть задания, упрощают или искажают его, в ходе выполнения задания имеет место «соскальзывания», уход от поставленной цели, сам процесс выполнения заданий нередко сводится к совокупности проб и ошибок,  а критичность мышления на всех этапах выполнения задания низкая.

Несмотря на ряд указанных особенностей, дети с выраженной   умственной отсталостью не являются однородной группой, среди воспитанников со сложной структурой  дефекта имеется дети с синдромом Дауна, дети  с РАС, дети с ДЦП.

Особенности познавательного развития детей   с СД:

а) Медленное формирование понятий и становление навыков:

•cнижение темпа восприятия и замедленное формирование ответа;

•необходимость большого количества повторений для усвоения материала;

•низкий уровень обобщения материала;

•утрата тех навыков, которые оказываются недостаточно востребованными.

б) Низкая способность оперировать несколькими понятиями одновременно, с чем связаны:

•трудности, возникающие у ребенка-инвалида, когда ему необходимо объединить новую информацию с уже изученным материалом;

•сложности с перенесением усвоенных навыков из одной ситуации в другую. Замена гибкого поведения, учитывающего обстоятельства, паттернами, т. е. однотипными, заученными многократно повторяемыми действиями;

•трудности при выполнении заданий, требующих оперирования несколькими признаками предмета, или выполнения цепочки действий;

•нарушения целеполагания и планирования действий.

в) Неравномерность развития ребенка в различных сферах (двигательной, речевой, социально-эмоциональной) и тесная связь когнитивного развития с развитием других сфер.

г) Особенностью их предметно-практического мышления является необходимость использования нескольких анализаторов одновременно для создания целостного образа (зрение, слух, тактильная чувствительность, проприоцепция). Наилучшие результаты дает зрительно-телесный анализ, т. е. лучшим объяснением для ребенка оказывается действие, которое он выполняет, подражая взрослому или вместе с ним.

д) Нарушение сенсорного восприятия, что бывает связано со сниженной чувствительностью и часто встречающимися нарушениями зрения и слуха.

Дети с синдромом Дауна обладают различным исходным уровнем, и темпы их развития также могут существенно различаться.

Особенностями  детей с РАС, осложненное умственной отсталостью является:

а) Качественный дефицит социального взаимодействия и интеракции, который проявляется таким образом:

•отсутствие взгляда в глаза;

•отсутствие интереса к сверстникам;

•отсутствие интереса к общению;

•отсутствие инициативы для того, чтобы поделиться информацией со сверстниками, поделиться ощущениями или впечатлениями;

•затруднения в выражении чувств    взаимности.

б) Качественный дефицит вербальной и невербальной коммуникации, а также воображения и абстрактного мышления. Иногда это выражается:

•в полном отсутствии разговорной речи или в позднем развитии разговорной речи;

•дефектах речевых оборотов;

•в повторении речевых оборотов;

•отсутствии разнообразной игры.

в) Ограниченный круг интересов и стереотипное поведение. Проявляется это:

•в пристрастии к определенным рутинам, и повторяющимся действиям;

•иногда это бывает маньеризм;

•в повышении интереса к сенсорной стимуляции.

У детей-аутистов выявляются пожизненные нарушения в развитии, которые влияют на их восприятие и понимание окружающего мира. Ребенок не играет вовсе, либо играет однообразно. Иногда внимание детей привлекают даже не игры, а определенные действия. Повторяющиеся действия или стереотипии наблюдаются у большинства  детей, больных аутизмом. При этом стереотипии наблюдаются как в поведении, так и в речи. Чаще всего это двигательные стереотипии, которые сводятся к однообразным поворотам головы, подергиванию плечам, сгибанию пальцев.
           Для детей с ДЦП характерно   тяжелое  нарушение отдельных анализаторных систем, в том числе и в функционировании двигательного анализатора.   Первичный дефект анализатора ведет к недоразвитию функций, связанных с ним наиболее тесно, а также к замедлению развития ряда психических функций, связанных с пострадавшей опосредованно. Дефицитарность моторной сферы обусловливает явления двигательной, сенсорной, когнитивной, социальной депривации и нарушения эмоционально-волевой сферы. У всех детей имеется выраженная диспропорциональность и неравномерный, нарушенный темп развития, а также качественное своеобразие в формировании психики — это главные особенности познавательной деятельности и всей личности ребенка с ДЦП.
            Все   психические процессы при ДЦП имеют ряд общих особенностей:
•нарушение активного произвольного внимания, которое негативно отражается на функционировании всей познавательной системы ребенка с ДЦП, так как нарушения внимания ведут к нарушениям в восприятии, памяти, мышлении, воображении, речи;
•повышенная истощаемость всех психических процессов (цереброастенические проявления), выражающаяся в низкой интеллектуальной работоспособности, нарушениях внимания, восприятия, памяти, мышления, в эмоциональной лабильности.

Цереброастенические проявления усиливаются после различных заболеваний, нарастают к концу дня, недели, четверти.  При интеллектуальном перенапряжении появляются вторичные невротические осложнения. Иногда повышенная психическая истощаемость и утомляемость способствует патологическому развитию личности:

•возникает робость, страхи, пониженный фон настроения и пр.;
•повышенная инертность и замедленность всех психических процессов, приводящая к трудностям в переключении с одного вида деятельности на другой, к патологическому застреванию на отдельных фрагментах учебного материала, к «вязкости» мышления и др.

Объем и срок освоения программы

       Срок реализации программы: 1 год.

Количество часов, отведенных на дополнительное образование воспитанников  с   умственной отсталостью -  68 часов учебного времени. Возможны  изменения  количества учебного  времени  в  пределах 10%  в  связи  с  переносом праздничных и выходных дней в течение   года.

Форма обучения – очная.

       Методы и приемы обучения:

- совместные (сопряженные) действия детей и взрослого;

- действия по подражанию действиям учителя - дефектолога;

- действия по образцу, по словесной инструкции, имитационные;

- элементарные  действия  с предметами  на основе слухового, тактильного и зрительного  восприятия;

- воспроизведение предметов с помощью пантомимических средств (показ руками), на основе предварительного тактильного и зрительного  обследования предметов;

- предварительное рассматривание, самостоятельное называние, показ по словесной инструкции учителя - дефектолога форму, величины, количества предметов в окружающей действительности, в игровой ситуации, на картинке;

- подготовительные наблюдения на прогулках и экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями, происходящими в течение дня, и т.п., с целью формирования временных представлений;

- обыгрывание предметов, определение их функционального назначения, свойств и качества   для последующего более точного использования в процессе  деятельности.

         Продуманное сочетание словесных, наглядных и практических методов обучения – необходимое условие успешного обучение умственно отсталого ребенка.

Режим занятий

         Занятия  проводятся 2 раза в неделю, длительность занятия от 20 до 30 минут, с перерывом не менее 10 минут. Обязательные условия: включение в структуру занятия не менее двух физминуток, а также использование здоровьесберегающих технологий.

Типы занятий:

  • изучение нового материала.
  • обобщение и закрепление знаний.
  • самостоятельное применение полученных знаний и навыков.
  • комбинированный.
  • диагностический. 

Формы проведения занятий

           Основным способом организации коррекционно-развивающей деятельности является объединение детей в учебные группы, т.е. группы воспитанников одного года обучения. Оптимальная наполняемость учебной группы от 1 до 5 детей, что обусловлено спецификой реализации программы. Занятия  могут проводиться не только индивидуально, но и в парах, микрогруппах (до 3-х человек) в зависимости от психофизических, возрастных способностей ребенка – инвалида, его интересов и строятся на основе предметно-практической деятельности, системы специальных упражнений и адаптационно-коррекционных технологий, практических, игровых упражнений и жизненных ситуаций.

В обучении используются разнообразные  формы проведения занятий: практическое занятие, занятие-путешествие, экскурсия, наблюдение, викторина, занятие - игра,  сюжетно-ролевая  игра, игровая программа, конкурс,  презентация, сказка, и др.

  1. Цель и задачи программы

         Цель: создание условий для   развития познавательной сферы   детей-инвалидов и молодых инвалидов с умеренной, тяжелой   умственной отсталостью  в соответствии с их психофизическими возможностями, формирование у них целостной картины мира,  расширение   кругозора.

       Задачи:

  • развивать интерес к окружающей действительности и стимулировать познавательную  активность детей;
  • способствовать формированию  целенаправленные произвольные действия с различными предметами и материалами;
  • развивать потребность в общении  и формировать    коммуникативные навыки;
  • расширять представления о себе и ближайшем социальном окружении;
  • формировать пространственно-временные и элементарные математические представления;
  • развивать сенсорно-перцептивные способности в различных видах деятельности.

  1. Содержание программы

        Содержание   программы распределено  в соответствии со следующими уровнями сложности:

- Стартовый уровень (3 года обучения)  - предполагает использование и реализацию общедоступных и универсальных форм организации материала, минимальную сложность предполагаемого для освоения содержания программы.  

- Базовый уровень (4 года обучения)   - предполагает использование и реализацию таких форм организации материала, которые допускают освоение специализированных знаний и умений.

- Углубленный уровень  (4 года обучения)    -  предполагает использование форм организации материала, обеспечивающих доступ к сложным разделам в рамках содержательно-тематического направления программы. Также предполагает углубленное изучение содержания программы и доступ к знаниям в рамках содержательно-тематического направления программы.

Учебный план  

Стартовый уровень – 1 год обучения

Название   разделов  программы

Кол-во часов

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Стартовый уровень – 2  год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Стартовый уровень – 3 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Базовый уровень – 1 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Базовый уровень – 2 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Базовый уровень – 3 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Базовый уровень – 4 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Углубленный  уровень – 1 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Углубленный  уровень – 2 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Углубленный  уровень – 3 год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Углубленный  уровень – 4  год обучения

1

Развитие восприятия и действия с предметами

17

2

Формирование элементарных математических представлений

17

3

Предметное и социальное окружение

17

4

Ознакомление с природой

17

Итого в год:

68

Содержание учебно-тематического плана

Стартовый    уровень

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.

Восприятие  цвета, формы. Показ выделения предмет по цвету или форме. Знакомство со звуками окружающей среды и музыкальными звуками. Знакомство с тактильными ощущениями (гладкое-шершавое, холодное-горячее).

Накопление чувственного опыта при обследовании предметов по цвету и форме. Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей. Выполнение действий и  движений по инструкции педагога.

Восприятие и узнавание предметов на ощупь. Обозначение  знакомых  ощущений.

Различение  звуков  окружающей среды (стук, звон, гудение, и др.) и музыкальных звуков.

Раздел  2. ФЭМП.

Ориентировка  в собственном теле. Показ и называние частей тела и лица. Ориентировка в пространстве ближайшего окружения, обозначение зон группы и участка. Знакомство с объемной  геометрической  фигурой - шаром. Знакомство с величиной предметов (большой-маленький). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег).

Расширение  опыта  практического освоения окружающего пространства (помещение группы и участка). Упражнение на соматогнозис. Перемещение в пространстве помещения: движение в заданном направлении в пространстве (вперед, назад и т.д.).

Упражнение на нахождение такой же фигуры (шара) среди других предметов. Упражнение на сопоставление двух предметов  контрастных по величине: большой –маленький. Объединение разнообразных предметов в множество: однородные и разнородные.

Раздел  3. Предметное и социальное окружение.

Знакомство детей с названиями предметов ближайшего окружения: игрушки, посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Формирование представлений о простейших связях между предметами ближайшего окружения. Знакомство с календарными праздниками: Новый год, 8 марта и др. Расширение представлений о своей семье.

Рассматривание предметных картинок, иллюстраций, презентаций. Упражнение в  предметно-манипулятивных  действиях с игрушками (в совместной деятельности). Различение игрушек в игровом уголке группы.

Раздел 4. Ознакомление с природой.

Знакомство детей с доступными явлениями природы. Сезонные наблюдения.

Знакомство с фруктами и овощами. Знакомство с домашними  и дикими  животными.

Рассматривание овощей и фруктов. Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях,  игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных.

Базовый уровень

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.

Показ последовательности нанизывания бус. Дифференцированное зрительное восприятие трех предметов. Определение изменений в предъявленном ряду.

Развитие и координация движений кисти рук и пальцев (пальчиковая гимнастика).  Упражнения на согласованность координации движений рук и глаз (нанизывание бус, завязывание узелков, бантиков и др.).

Формирование навыков зрительного анализа и синтеза: обследование предметов, состоящих их 2-3 деталей  по инструкции педагога. Определение на ощупь объемных фигур и предметов, их величины.

Различение  речевых  и неречевых  звуков. Подражание неречевым и речевым звукам.

Раздел  2. ФЭМП.

Знакомство с новой объемной формой - куб. Показ сравнения кубиков по величине. Определение   наличия или отсутствия предмета (есть - нет). Наблюдение простейших явлений погоды (холодно, тепло, идет дождь, падает снег). Последовательность событий (смена времени суток). Обозначение в речи временных представлений - части суток.

Выделение  указанной формы (кубик,  шар), величины по образцу и подражанию. Сопоставление двух предметов  контрастных по величине: большой – маленький. Нахождение такой же фигуры (куб) среди других предметов. Различение и выделение  предметов по форме (шар-куб).

Группировка предметов по назначению; составление множества предметов: много, один; по одному, ни одного.

Раздел  3. Предметное и социальное окружение.

Формирование представлений о  предметах ближайшего окружения: посуда, одежда, обувь, мебель, транспорт и др. Расширение  представлений  об одежде; о месте хранения одежды. Обогащение  представлений  о наземном транспорте, его предназначении, введение в речевой обиход  названий транспорта. Различение членов семьи, обозначение взаимосвязи.

Узнавание знакомых предметов на картинках, иллюстрациях, презентациях,  игрушках. Упражнение  в узнавании и назывании предметов одежды, обуви  на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др.

Упражнение  в показе и назывании частей машины (кабина, кузов, дверь).

Раздел 4. Ознакомление с природой.

Формирование представлений о явлениях природы. Сезонные наблюдения. Знакомство с детенышами домашних и диких животных. Закрепление  и обогащение  представлений о характерных признаках контрастных времен года (зима-лето).

Узнавание на картинках, иллюстрациях, презентациях,  игрушках овощей и фруктов, домашних и диких животных. Показ и называние  внешнего вида,  частей   тела (голова, шея, туловище, ноги, хвост) домашних и диких животных. Упражнение на определение  и называние детенышей животных.

Углубленный  уровень

Раздел 1. Развитие восприятия и действия с предметами.

Закреплять умение выделять цвет, форму, величину как особые свойства предметов. Обогащать чувственный опыт детей и умение фиксировать его в речи. Развивать образные представления.

Упражнение в группировке  предметов по нескольким сенсорным признакам (цвет, форма, величина). Показ разных способов обследования предметов, активно включение  движений рук по предмету и его частям.

Упражнение на осязание предметов: твердый-мягкий, и др.

Развитие слухового восприятия и внимания: звуки детских шумовых инструментов.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Раздел  2. ФЭМП.

Формировать умение составлять   группы из  однородных предметов и выделять из них отдельные предметы. Познакомить детей с  геометрическими фигурами: круг, квадрат, треугольник. Введение в речевой обиход названия  форм: круглая,  треугольная, квадратная. Развивать умение ориентироваться в пространстве относительно расположения своего тела: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева, различение правой и левой руки (ноги).

Обследование форм геометрических фигур, их различение. Упражнение в  пространственной ориентировке относительно своего тела. Конструирование из палочек, Лего, палочек Кьюизенера, блоков Дьенеша.

Раздел  3. Предметное и социальное окружение.

Закрепление представлений о  спецтранспорте, его предназначении. Продолжать  знакомство с доступными пониманию ребенка профессиями. Закрепление представлений о различных видах транспорта (наземный, воздушный, морской, железнодорожный). Расширение представлений о деятельности человека в разное время года. Гендерные различия людей.

Упражнение  в узнавании и назывании различных видов транспорта на фотографиях, картинках, иллюстрациях, и др. Выделение знакомых профессий на картинках, иллюстрациях, презентациях,  и др. Наблюдение за трудом взрослых, работающих в доме-интернате. Различение мальчиков и девочек в игре, одежде и др.

Раздел 4. Ознакомление с природой.

Закрепление представлений о временах года. Обозначение в речи сезонных изменений в природе. Знакомство со свойствами воды и песка. Расширение представлений о среде обитания животных и птиц.

Упражнение в выделении на картинках, иллюстрациях,  в презентациях знакомых явлений природы, насекомых, растений, птиц, животных. Выделение характерных признаков   внешнего вида  птиц, называние детенышей домашних птиц.

  1. Ожидаемые  результаты

Уровень программы

Дети  научатся:

Стартовый уровень

- реагировать на свое имя:

- показывать части тела на себе, на взрослом;

- выполнять совместно   с педагогом доступные действия с предметами.

Базовый уровень

- находить  источник знакомого звука;

- показывать отдельные предметы ежедневного пользования (жестом, движением, поворотом головы);

- различать овощи и фрукты;

- выполнять инструкцию: дай такую же….

Углубленный

уровень

- знать имена воспитателей и окружающих сверстников;

-  выделять  знакомую форму, цвет по показу, образцу;

-  ориентироваться в знакомом  окружении;

-  различать    домашних и диких животных, предметы быта;

-  выполнять  простую инструкцию.

2. Комплекс организационно-педагогических условий

2.1. Формы аттестации

          Способами проверки ожидаемых результатов являются: педагогическое наблюдение, теоретический опрос, практическое задание, и др. Предусмотрены и другие формы подведения итогов реализации образовательной программы: тестовые задания по разделам; индивидуальные творческие задания; выполнение воспитанниками творческих проектов; участие  в конкурсах, предметных декадах по направлению. Проверка ожидаемых результатов на занятиях проводится в занимательной форме с использованием кроссвордов, практических заданий, вопросов викторин, игр, загадок, сказок.  

          Промежуточная  аттестация по итогам первого полугодия проводится - в декабре, по итогам учебного года – в мае. Результативность освоения образовательной программы отражается в диагностических картах. Оценка уровня знаний, умений и навыков  обучающихся  предусматривает  три уровня  освоения программы:

«В» - высокий,  программа усвоена полностью;

«С» - средний, программа усвоена в  необходимой  степени;

«Н» - низкий, программа усвоена в неполном объеме.

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

адаптированной рабочей  программы  дополнительного образования для детей и взрослых  с умеренной, тяжелой и глубокой  умственной отсталостью воспитанников  

 (СТАРТОВЫЙ  УРОВЕНЬ)

Ф.И. ребенка__________________________________________________________________

п/п

Раздел программы

Оцениваемый критерий

декабрь

май

Н

 С

В

  Н

 С

 В

1

Развитие восприятия и действия с предметами

Выполняет   совместно   с педагогом доступные действия с предметами.

Реагирует на источник  звука

2

ФЭМП

Показывает  части тела на себе, на взрослом

Выделяет  шар  из группы предметов

3

Предметное и социальное окружение

Реагирует  на свое имя

Ориентируется в знакомом пространстве

4

Ознакомление с природой

Знает 1-2 фрукта, овоща

Знает 1-2 домашних животных

Уровни освоения программы:

«В» - высокий  (справляется  самостоятельно)

«С» - средний  (выполняет с помощью взрослого)

«Н» - низкий  (не выполняет даже с помощью взрослого).

Заключение: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог_________________________

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА    

адаптированной рабочей  программы  образования  возраста с умственной отсталостью  по формированию социально-значимых компетенций  «Умелые ручки» 

 (БАЗОВЫЙ  УРОВЕНЬ)

Ф.И. ребенка__________________________________________________________________

п/п

Раздел программы

Оцениваемый критерий

декабрь

май

Н

 С

В

  Н

 С

 В

1

Развитие восприятия и действия с предметами

Выполняет  простую  инструкцию

Определяет  источник  звука

Выделяет предмет заданного  цвета

2

ФЭМП

Ориентируется в пространстве

Выделяет  заданную форму  из группы предметов

Группирует предметы по заданному признаку

3

Предметное и социальное окружение

Различает членов семьи  

Ориентируется в группе, на участке

Выделяет  заданный транспорт

4

Ознакомление с природой

Знает 2-3 фрукта, овоща

Знает 2-3 домашних животных

Знает 2-3 диких животных

Уровни освоения программы:

«В» - высокий  (справляется  самостоятельно)

«С» - средний  (выполняет с помощью взрослого)

«Н» - низкий  (не выполняет даже с помощью взрослого).

Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Учитель-дефектолог_________________________

:

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА    

адаптированной рабочей  программы  дополнительного образования для детей школьного возраста с умственной отсталостью  по формированию социально-значимых компетенций  «Умелые ручки» 

 (УГЛУБЛЕННЫЙ  УРОВЕНЬ)

Ф.И. ребенка__________________________________________________________________

п/п

Раздел программы

Оцениваемый критерий

декабрь

май

Н

 С

В

  Н

 С

 В

1

Развитие восприятия и действия с предметами

Мелкая моторика

Слуховое восприятие

Зрительное восприятие

Тактильно-двигательное восприятие

2

ФЭМП

Ориентируется в схеме собственного  тела

Выделяет  шар, куб  из группы предметов

Определяет  наличие  или отсутствие  предмета

3

Предметное и социальное окружение

Различает окружающих сверстников и взрослых

Знает  1-3 профессии людей

Знает транспорт

4

Ознакомление с природой

Знает овощи и фрукты

Знает домашних и диких животных

Знает времена года

Уровни освоения программы:

«В» - высокий  (справляется  самостоятельно)

«С» - средний  (выполняет с помощью взрослого)

«Н» - низкий  (не выполняет даже с помощью взрослого).

Заключение: ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.2. Условия реализации программы

Материально – техническое  обеспечение  программы

Кабинет учителя – дефектолога (1 этаж)

Материал по обследованию интеллекта 

практический материал для обследования,

пирамидки разной степени сложности,

конструктор  Лего и др.

Предметные картинки по темам 

одежда,  обувь, транспорт, деревья и др.

Демонстрационный и раздаточный материал по ФЭМП

«Набор цифр», карандаши цветные и простые

счетные палочки, счетный материал

Развивающие игры по ФЭМП

«Цвет, форма, величина» и др.

Дидактический материал для развития  мелкой моторики

ведерко, совки, формочки, массажные мячи,  «Собери бусы», мозаика, шнуровки,

трафареты для рисования

Дидактический материал для ознакомления с окружающим миром  и развития речи

набор предметных и сюжетных картинок, тематические плакаты,

демонстрационный  материал

Дидактические игры для ознакомления с окружающим миром и развития речи

шумовые музыкальные игрушки,

сортеры, пазлы, домино, лото, кубики,

развивающие игры

Дидактические игры для развития психических процессов

разрезные картинки, дидактические игры,

Монтессори - пособия

Пособия для подвижных игр

обручи, мячи, скакалки

ТСО

Интерактивная доска

Мультимедийное оборудование

Компьютер, принтер

Оборудование

парта со стульями

настенная магнитная доска

Арт-терапевтическая студия

Набор мягких модулей, мягкие подушки

Прозрачный и двухсторонний мольберты

Коврограф «Ларчик»

Диагностическое пособие «PECS»

Проекционный экран

Компьютерный стол с полумягким стулом

Детский стол со стульчиками

Специализированный стол, стулья

Мягкое напольное покрытие

Магнитофон.

Технические средства обучения:

мультимедийное оборудование, компьютер, светомузыкальная установка «Лайт-Бим»

Коврограф «Лукошко»

Шумовые музыкальные инструменты

Игровой набор «Витражи».

Развивающие и дидактические  игры

Художественные материалы для продуктивной деятельности

Атрибуты для театрализованных игр

  1. Методические материалы и технологии

        Использование  современных психолого-педагогических технологий:

  • Технология деятельностного обучения (Л.Г.  Петерсон);
  • Личностно-ориентированные технологии (И.С. Якиманская);
  • Гуманно-личностная педагогика (Ш.А.  Амонашвили)
  • Технология уровневой дифференциации;
  • Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий., Г.К. Селевко);
  • Игровые технологии;
  • Арт-терапевтические технологии (сказкотерапия, игротерапия, музыкотерапия, изотерапия);
  • Здоровьесберегающие технологии (физминутки, динамические паузы, частая смена видов деятельности, зрительная, пальчиковая гимнастика);
  • ИКТ (интерактивная доска, светомузыкальная установка «Лайт-Бим», мультимедиа).

Использование  дидактических материалов:

  • естественные или натуральные (гербарии, образцы материалов, овощи и фрукты);
  • объемные (модели машин, макеты и муляжи растений и их плодов, образцы изделий);
  • схематические или символические (оформленные стенды и планшеты, таблицы, схемы, рисунки, графики, плакаты, шаблоны и т.п.);
  • картинные и картинно-динамические (картины, иллюстрации,   слайды, фотоматериалы и др.);
  • звуковые (аудиозаписи);
  • смешанные (телепередачи, видеозаписи, учебные кинофильмы и т.д.);
  • дидактические пособия (карточки, рабочие тетради, раздаточный материал, развивающие игры, практические задания, упражнения и др.).

ИКТ – материалы:

Тема презентаций

Мебель, дом

Семья

Одежда, обувь

Алфавит

Фрукты, овощи

Времена года

Посуда, продукты питания

Дикие  и домашние животные и птицы

Профессии. Транспорт

Игрушки

Части тела

Классификация, обобщение, 4 лишний

Физкультминутки, зрительная гимнастика

Контуры  фигур

Интерактивные презентации

Математика.  Учимся считать

  1. Список литературы

  1. Боровская И.К., Ковалец И.В. Развиваем пространственные представления у детей с особенностями психофизического развития: Пособие для работы с детьми: В 2- ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004.– Ч.: Для старшего  дошкольного и младшего школьного возраста.
  2. Баряева Л.Б., Лопатина Л.В. Учим детей общаться.  Формирование коммуникативных умений у младших  дошкольников с первым уровнем речевого развития.  Учебно-методическое пособие. - СПб.: ЦДК, 2011.
  3. Баряева Л.Б. Формирование  элементарных математических представлений у дошкольников  (с проблемами в развитии): учебно-метод. пособие.- СПб.: Изд-во им. А.И. Герцена: Изд – во СОЮЗ, 2002.
  4. Войлокова Е.Ф., Андрухович Ю.В., Ковалева Л.Ю. Сенсорное воспитание дошкольников  с интеллектуальной недостаточностью: уч.-метод. пособие.- СПб., КАРО, 2005.
  5. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: (программно-методические материалы) /  под ред. И.М. Бгажнаковой. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  6. Грищенко Т.А. Сенсорное развитие детей на занятиях в специальных (коррекционных образовательных учреждениях): метод.пособие / Т.А. Грищенко. М.: Гуманитарный изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  7. Диагностическое обследование детей раннего и младшего дошкольного возраста / Под ред. Н.В. Серебряковой. – СПб.: КАРО, 2014.
  8. Катаева А.А., Стребелева  Е.А. Дидактические игры и упражнения  в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. – М.: Гуманит. изд. центр  ВЛАДОС, 2001.
  9. Лебедева И.Н. Развитие связной речи дошкольников. Обучение рассказыванию по картине: уч.-методическое пособие. Под ред. проф. Л.Б. Баряевой.- СПб.: ЦДК, 2009.
  10. Метиева Л.А. Развитие сенсорной сферы детей: пособие для учителей спец. (коррекц.) образов.учреждений VIII вида / Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова. – М.: Просвещение, 2009.
  11. Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью / Л.Б. Баряева и др.; Под. ред. Л.Б. Баряевой. -  СПб.: ЦДК проф. Л.Б. Баряевой, 2011.
  12. Программы воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью авторы: Баряева Л. Б., Гаврилушкина О. П., Зарин А. П., Соколова Н. — СПб.: Изд-во «СОЮЗ», 2011.
  13. Программа для 5-9 классов «Особый ребенок» Аналитический научно-методический центр «Развитие и коррекция». - М., 2011.
  14. Павлова Т.А.  Развитие пространственного ориентирования у дошкольников  и младших школьников.- М.: Школьная Пресса, 2004.
  15. Стребелева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение детей в процессе дидактических игр: пособие для учителя дефектолога / Е.А. Стребелева.- М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.
  16. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии (наглядный материал): пособие для педагога-дефектолога: материал для индивид. работы с детьми/ Е.А. Стребелева. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2014.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа ДО по футболу Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»

Рабочая программа ДО по футболу. Дополнительная  общеобразовательная общеразвивающая программа «Школа футбола»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественно - научной направленности « Друзья природы» для детей 3-4 лет

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение«Детский сад № 32»   Принято Советом педагогов...

Рабочая программа дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей "Литературное мастерство"

Актуальность программы заключается в комплексном изучении литературного мастерства детьми среднего школьного возраста, обеспечивающем развитие способности создавать художественный текст, моделировать ...

Дополнительная общеобразовательная (общеразвивающая) программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»

Дополнительная общеобразовательная(общеразвивающая)программа «Развитие когнитивных функций у детей дошкольного возраста»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...

Отчет воспитателя по дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе социально-педагогической направленности подготовки воспитанников организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Подготовка будущих первокласснико

Приближается момент, когда ребёнок будет иметь звание «Первоклассник». И из-за этого возникает множество беспокойства: куда и как готовить ребенка в школу, надо ли, что ему нужно знать, ум...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА ( ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОВЗ) "Мир чисел и фигур"

Данная программа позволяет учащимся ознакомиться со многими интересными вопросами математики на данном этапе обучения, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о пробл...