Рабочая программа по экономике для 7-8 классов
рабочая программа

Фоминых Оксана Геннадьевна

Рабочая программа по экономике для 7-8 классов

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ekonomika_7_-8_klass.docx28.04 КБ

Предварительный просмотр:

«Рассмотрено»

Руководитель МО

____________/ Москаленко Т. Г./

Протокол МО

№____ от «____»___________2022г.

«Утверждено»

Директор МАОУ СОШ №8               г. Холмска

____________/ Рекина Е.С./

Приказ

№____ от «____»___________2022 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

основного общего образования

(указать уровень общего образования)

Экономика

(указать название наименование учебного предмета, курса, модуля (дисциплины))

8 класс (2-ой год обучения)

Автор / Разработчик: Фоминых О. Г.

2022-2023 учебный год

г. Холмск


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа составлена на основе авторской программы «Экономика (История и современная организация хозяйственной деятельности). Программа для 7-8 классов общеобразовательных организаций» Автор И. В. Липсиц (Сборник программ по экономике к учебникам, входящим в Федеральный перечень: для общеобразовательных организаций/автор-составитель Е. Б. Лавренева.) М.: ВИТА-ПРЕСС, 2016

Курс призван подготовить учащихся к лучшему усвоению основ экономических знаний в 7 классе, а также сформировать у учащихся систематическое представление об основах организации хозяйственной деятельности и истории возникновения различных институтов рыночной экономики. Программа направлена на знакомство учащихся с историей и современной организацией хозяйственной деятельности. Курс знакомит учащихся с отраслевой структурой производственной сферы и сферы услуг, видами собственности и формами организации производства.

Цели курса:

дать школьникам общие представления об основах развития экономики страны;

развить знания о месте потребителя и производителя в сложных рыночных отношениях;

показать взаимообусловленность и взаимозависимость экономических, социальных и нравственных условий развития общества и личности;

сформировать представление об экономической деятельности предприятий, финансовых организаций, устройстве экономики страны; управлении ею и решении социально-экономических проблем;

развивать интерес к экономической деятельности и профессиональному самоопределению.

Задачи курса:

показать экономические отношения граждан с рыночными структурами, с производственной сферой и сферой услуг, обеспечивающей экономическими благами;

развивать умение школьников выполнять проекты как средства самостоятельной работы с информацией; умением ставить цели и задачи в учебной деятельности, планировать и осуществлять информационный поиск, составлять структуру проекта, представлять результаты обработки информации в письменном продукте и осуществляет его защиту;

способствовать освоению школьниками простейших приемов осознанного и целесообразного потребительского выбора;

формировать представления у учащихся о значении экономики в собственной жизни и жизни школы, села и города;

развивать знания, умения и навыки пользования различными источниками информации для принятия экономических решений;

воспитывать бережливость, аккуратность, ответственность; развивать умение рационально использовать имеющиеся ресурсы.

 Программа рассчитана на 68 часов со следующей разбивкой: 34 часа в год (1 час в неделю) в 7-ом классе, 34 часа в год (1 час в неделю) в 8-ом классе.

Для реализации рабочей программы использован учебник И. В. Липсица «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для 7-8 классов общеобразовательных организаций, издательства «Вита Пресс», 2018 год, допущенный Министерством образования и науки РФ.

Оценивание знаний детей по результатам усвоения урока безотметочное, качественное. Критерии оценивания разработаны в процентах по уровням знаний, в зависимости от полноты устного ответа или выполнения самостоятельной работы.

Критерии оценивания:

  1. Работа выполнена или получен ответ на 85-100% (высокий уровень усвоения);
  2. Работа выполнена или получен ответ на 69-84% (уровень усвоения выше среднего);
  3. Работа выполнена или получен ответ на 50-68% (средний уровень усвоения);
  4. Работа выполнена или получен ответ на менее 49% (недостаточный уровень).

Литература основная

1. Учебник И. В. Липсиц «Экономика: история и современная организация хозяйственной деятельности» для 7-8 классов общеобразовательных организаций – М.: «Вита Пресс», 2018 г;

2. Рабочая тетрадь «Опорный конспект школьника по экономике» Заиченко Н.А., М, ВИТА-ПРЕСС, 2016;

3. Рабочая тетрадь «Путеводитель по стране Экономика» Карлюгова Ю. Н.., М, ВИТА-ПРЕСС, 2016.

Интернет-ресурсы:

2. http://www.auditorium.ru/aud/lib/ -Библиотека

3. http:// www /aup.ru /library /- Электронная библиотека экономической и деловой литературы.

4.http://www.ucee.com.ua/index.php?rname=pron&representtype=direct&page=0

5. http://gallery.economicus.ru/

Видеоматериалы – презентации по темам:

1. Обмен;

2. История денежной единицы России;

3. Деньги;

4. Покупка и продажа товаров;

5. Бюджет семьи;

6. Что такое аренда и арендная плата.

Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса[1]

ФГОС основного общего образования устанавливает требования к
результатам освоения учебного предмета:

– личностным;

– метапредметным;

– предметным.

В таблице 1 представлены планируемые результаты – личностные и метапредметные по учебному предмету «Экономика».

                                                                                                                                      Таблица 1

Планируемые личностные и метапредметные результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты

Личностные

Метапредметные

7 класс / 2022/23 год обучения 

—         Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;  

- Развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;  

- Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;  

- Развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;

- Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций; наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

- Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;  

- Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

- Определять наиболее эффективные способы достижения результата;

- Вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок;

- Понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

- Адекватное использование речевых средств и средств информационно коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;  

- Умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий; овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;  

- Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;  

- Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права иметь свою собственную;

- Излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности;

- Адекватно оценивать поведение свое и окружающих.

В таблице 2 представлены планируемые предметные результаты по учебному предмету «Экономика»

Таблица 2

Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета, курса

Планируемые результаты

Предметные

Выпускник научится

Выпускник получит возможность научиться

7 класс / 2022/23 год обучения                                           

Оперировать:  

- основными терминами и понятиями, выделенных в программе;

- как устроена хозяйственная деятельность в экономике;

- основными элементами структуры экономического хозяйства;

- структуры управления;  

- факторами, влияющими на успешную экономическую деятельность;

- определять сходства и различия в работе различных торговых предприятий;

- сходства и различия различных форм собственности;

- экономические связи одних субъектов экономики с другими и почему они необходимы.

- объяснять и правильно применять терминологию, изучаемую в процессе курса;

- пользоваться изученными экономическими понятиями, законами, концепциями на примерах и в конкретных жизненных ситуациях;  

- понимать функционирование хозяйственного и управленческого механизма;

- представлять принцип работы торговли и сферы услуг;

- проводить и анализировать простейшие виды социологических опросов, обрабатывать полученную, а также любую табличную, графическую и другие виды информации; координировать свои действия с учетом действий товарищей, работать в группе; учитывать не только экономические, но и моральные (этические) принципы при принятии экономических решений;  

- производить простейшие экономические вычисления, подтверждающие и обосновывающие выбранные решения.

.

Содержание программы

2022-2023 год обучения / 7 класс, 34 часа

Раздел 1. Как устроено хозяйство. Как осуществляется экономический обмен.  (24 ч, из них 23 ч на изучение раздела и 1 ч на контроль полученных знаний)

Понятие об экономике как хозяйственной деятельности. Потребности и блага. Понятие о богатстве и факторах, определяющих его размеры. Роль технического прогресса в развитии экономики.  Разделение труда и координация деятельности как основа хозяйственной жизни общества. История возникновения производства как особой сферы хозяйственной деятельности. Промышленная революция. Понятие о производственных ресурсах и производительности труда. Роль торговли в развитии производства. Понятие экономических ресурсов и их видов. Виды благ, создаваемых в результате производственной деятельности. История возникновения торговли и обмена. Понятие рынка. История розничной торговли. Понятие торговой сети. Причины возникновения оптовой торговли. Развитие оптовой торговли в России. Сущность биржевой торговли. Причины изобретения денег. История российской монетной системы.

Раздел 2. Как устроены банки (10 ч, из них 9 ч на изучение раздела и 1 ч на контроль полученных знаний)

История банковской системы. Услуги, оказываемые банками с древнейших времен. Понятие о кредите. Как и когда возникли банковские деньги. История возникновения бумажных денег. Закон Грэшема. Причины исчезновения металлического (золотого) стандарта. Причины возникновения платежных карт. Достоинства платежных карт. Различия между дебетовыми и кредитными картами.

2023-2024 год обучения / 8 класс, 34 часа

Раздел 1. Как создается и работает банк. (10 ч, из них 9 ч на изучение раздела и 1 ч на контроль полученных знаний)

Основы функционирования системы безналичных расчетов. Различия в масштабах наличных и безналичных расчетов в разных странах мира и причины этих различий. Достоинства и недостатки чековых расчетов. Различия между дебетовыми и кредитными карточками. Что такое кредитная история. Компьютеризация и прогресс карточного бизнеса. Смарт-карты. Различия моделей поведения людей с точки зрения склонности к сбе­режению денег. Роль банков в организации использования сбережений. Выгоды от использования банков для хранения сбережений. Процентный доход и депозит. Типы депозитов. Принципы кредитования. Проценты по кредиту и доход банка. Каналы поступления и оттока денег из банков. Роль банков в экономике.

Раздел 2. Как люди зарабатывают деньги. Карьера. (18 ч, из них 17 ч на изучение раздела и 1 ч на контроль полученных знаний)

Понятие о доходах. Что такое заработная плата и когда она возникла. Виды доходов наемного работника. Механизмы повременной и сдельной заработной платы. Какие профессии оплачиваются повременно. Механизм регулирования повременной оплаты. Профсоюзы и величина зарплаты. Современная система повременной оплаты и вознаграждений работников. Государственное регулирование оплаты труда. Факторы, формирующие размер заработной платы. Понятие об интеллектуальном капитале человека. Опыт и риск как причины различий в уровнях оплаты людей разных профессий и с разным стажем Работы. Система профессионального образования и ее роль в подготовке кадров и обеспечении роста заработков. История профессионального образования. Квалификационные системы и их значение в регулировании размеров оплаты труда. Университеты и бизнес-школы как организации подготовки специалистов высшей квалификации. Понятие о профессиональной карьере и ее основные этапы. Разливные подходы к формированию своей карьеры. Плюсы и минусы многолетней работы в одной и той же организации. Организации, оказывающие содействие в поиске работы и планировании карьеры. Причины особенностей в оплате труда людей творческих профессий. Когда люди стали получать гонорары. Достоинства и недостатки гонорарной оплаты творческих работников. Технологии тиражирования творческих продуктов и их роль в изменении оплаты труда создателей этих продуктов. Понятие о роялти. Законодательная защита продуктов творческого труда и проблемы ее реализации в России. Интеллектуальная собственность и ее признаки.

Раздел 3. Собственность. (4 ч.)

Понятие о собственности. Как и когда возникла собственность. Вещественная и невещественная собственность. Движимая и недвижимая собственность. Частная и общественная собственность. Способы приобретения собственности. Права собственников. Границы прав собственников. Законодательные основания изъятия собственности у ее владельцев. Понятие о несостоятельности и банкротстве. Значение банкротства для обеспечения нормального функционирования экономики.

Раздел 4. Экономика: как все работает (2 ч., из них 1 час на контроль полученных знаний)

Потребности как отправная точка хозяйственной деятельности. Поня­тие о маркетинге. Экономические условия делового успеха. Понятие о прибыли.

Тематическое планирование

Название блока / раздела / модуля

Название темы

Количество часов

7 класс / 2022-2023 год обучения                                           

1. Как устроено хозяйство. Как осуществляется экономический обмен.

Зачем нужна экономика.

1

Как устроена хозяйственная жизнь человека

2

Как возникла экономика

2

Как организуется производство благ

3

Торговля – союзник производства

2

Какая бывает торговля

1

Многоликая розничная торговля

2

Зачем нужна оптовая торговля

2

Как оптовая торговля помогает производству

2

Зачем нужна биржа

3

Деньги – помощник торговли

1

Краткая история звонкой монеты

3

2. Как устроены банки

Зачем люди придумали банки

2

Банковские деньги

1

Как бумажные деньги стали главными

1

Как банки сделали деньги невидимыми

6

ИТОГО

34

8 класс / 2023-2024 год обучения                                            

1. Как создается и работает банк

Понятие об экономике. Потребности, деньги, банки, биржа, торговля

1

Как работают безналичные деньги

1

Много ли в России банков

1

Деньги и банки в век электроники

2

Как работает электронная карточка

1

Как создается и работает банк

2

Что такое кредитование

2

2. Как люди зарабатывают деньги. Карьера.

Как люди зарабатывают

2

Почему существует повременная зарплата

2

В мире профессий

3

Как найти работу

3

Секреты успеха

1

Увлекательный мир экономики

1

Как люди добиваются увеличения своих заработков

2

Что такое карьера и как она влияет на доходы

1

Как платят за творчество

1

Как производство помогает творцам

2

3. Собственность

Что такое собственность и зачем она нужна людям

2

Как люди становятся собственниками

1

За что можно лишиться собственности

1

4. Экономика: как все работает

Экономика: как все работает вместе

1

Обобщение и систематизация знаний по курсу

1



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по Экономике

Программа учебной дисциплины составлена на основе примерной программы учебной дисциплины «Экономика», разработанной в соответствии с  Федеральным государственным образовательным стандартом ...

Рабочая программа УД Экономика организации

Рабочая программа УД Экономика организации...

Рабочая программа дисциплины "Экономика организации" для специальности "Реклама"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта укрупненной группы 030000 «Гуманитарные науки» по специальности среднего профессиона...

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"

Рабочая программа по Экономике АПК по специальности "Экономика и бухгалтерский учет в АПК"...

Рабочая программа по ОБЖ для 7-8 классов. Рабочая программа по ОБЖ для 9 класса. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"

Рабочие программы по ОБЖ для 7-8, 9 классов. Рабочая программа элективного курса "Человек в глобальном мире"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности для инженерного класса «Экономика и управление»

Рабочая программа внеурочной деятельности – нормативный документ, определяющий объем, порядок, содержание внеурочной деятельности....

Рабочая программа Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой

Рабочая программа учебного предмета право 10-11 класс, углубленный уровень под редакцией Е.А.Певцовой...