Методическая разработка по дисциплине «Психология общения» на тему: «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»
методическая разработка

Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесное общение и лучше понять язык жестов. Применение теоретических основ в сюжетных играх позволит на практике закрепить полученные знания. Так же занятие направлено на сплочение и объединение ребят, командные игры позволяют это развить и провоцирует объединение обучающихся по личным интересам.

Скачать:


Предварительный просмотр:

САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ  ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЛЛЕДЖ  «ЗВЕЗДНЫЙ»

             

Методическая разработка

План занятия

По дисциплине «Психология общения»

на тему:

 «Вербальное и невербальное общение внутри коллектива»

   Автор: Преподаватель,

   Бодрова Алена Викторовна

Санкт-Петербург

 2022 год

Пояснительная Записка: Во все времена, общение играло и играет самую важную роль во взаимоотношении людей. Но не все ребята знают о многогранности общения. Данное занятие поможет разобраться в видах общения, изучить словесное общение и лучше понять язык жестов. Применение теоретических основ в сюжетных играх позволит на практике закрепить полученные знания. Так же занятие направлено на сплочение и объединение ребят, командные игры позволяют это развить и провоцирует объединение обучающихся по личным интересам.

Тип занятия: комбинированный.

Цель занятия: развивать интеллектуальные, коммуникативные и личностные качества обучающихся в процессе межличностного общения.

Задачи:

  1. Усвоение обучающимися новых теоретических знаний и практических умений позитивного общения со сверстниками и взрослыми.
  2. Воспитание у ребят доброжелательности, искренности в общении с окружающими.
  3. Развитие внимания, наблюдательности, логического мышления, памяти обучающихся.

Дидактические материалы: 

  • рисунки жестов человека
  • схемы-рисунки многообразия видов общения
  • карточка с текстом задания на развитие внимания и памяти
  • карточки с заданиями для игры “Пантомима”.

Оборудование: 

  • карточки с именами обучающихся (либо бейджики);
  • бумага;
  • ручки;
  • иголочки (для крепления карточек);
  • доска

Ход занятия

№ п/п

Этапы занятия

время

Используемые методы и приемы

Оборудование и наглядные пособия

1

Организационный момент. “Барометр настроения”

5 мин.

Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на начало занятия на карточке с использованием символов.

Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”

2

Работа над изучением новой темы:

- Мир общения. Виды общения. Функции, стратегии, тактики вербального общения.

- Зоны общения. Потеря информации при общении.

- Невербальное общение. Многообразие жестов, их виды.

- Обобщение и закрепление материала.

35 мин.

Словесный – рассказ педагога. Наглядный – демонстрация схем.

Практический – театрализованные сценки видов общения.

Наглядный – демонстрация схем. Практический – игра “Пантомима”.

Словесный – обобщающая беседа.

Схемы видов общения, иголочки.

Рисунки жестов человека, карточки с заданиями для игры “Пантомима”.

3

Итог занятия. “Барометр настроения”

5 мин.

Словесный – беседа. Практический – рисование настроения на конец занятия на карточке с использованием символов.

Ручки, карточки с именами, рисунки “Барометр настроения”

Педагог: Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада вас видеть на нашем занятии. Давайте проверим, с каким настроением вы пришли на урок. Посмотрите на доску: вы увидите 6 символов, обозначающих настроение. Вам нужно будет взять карточку с вашим именем и нарисовать тот символ, который соответствует вашему настроению.

Ответы обучающихся.

Педагог: А теперь вернемся к уроку. Для того чтобы наш урок прошел интересно, мне понадобятся 2 помощника. Кто мне поможет?

Ответы обучающихся.

Педагог: Тема нашего сегодняшнего занятия - вербальное и невербальное общение. Что такое общение? Общение - это специфическая форма взаимодействия человека с другими людьми. Общение бывает вербальным, т.е. речевым, и невербальным – неречевым.  Пусть один из помощников будет представлять вербальное общение, а другой - невербальное.

Функции вербального общения:

  1. Обмен информацией между людьми.
  2. Организация взаимодействия между людьми.
  3. Восприятие друг друга партнерами по общению.

Но, ребята, общаетесь ли вы одинаково и с родителями, и со сверстниками, и с продавцом в магазине?

Ответы обучающихся.

Педагог: Здесь уместно поговорить о стратегиях вербального общения. Стратегия вообще - это крупномасштабное действие. В стратегии вербального общения выделяют:

  1. Открытое - закрытое
  2. Монологическое - диалогическое
  3. Ролевое – личностное

Открытое общение - это желание и умение выразить свою точку зрения и готовность учесть позиции другого человека. Закрытое общение - это нежелание либо неумение выразить свою точку зрения и отношение. Но закрытое общение оправданно в конфликтных ситуациях.

Монологическое общение - речь человека в форме монолога. Диалогическое общение - речь двух и более людей.

Ролевое общение - общение людей, исходящее из их социальной роли. Личностное общение - общение по душам.

Ребята, как вы считаете: к какой стратегии общения будет относиться:

а) разговор двух подруг (диалогическое, личностное, открытое)

б) общение начальника и подчиненного (диалогическое, ролевое, открытое/закрытое)

в) рассказ артиста со сцены своей автобиографии (монологическое, ролевое, открытое)?

Ответы обучающихся.

Педагог: Теперь целесообразно поговорить о тактиках вербального общения. Тактики общения - это реализация в конкретной ситуации коммуникативной стратегии на основе владения техниками и знание правил общения. Позиции общения:

  1. доброжелательная позиция принятия собеседника
  2. нейтральная
  3. враждебная
  4. доминирование (общение “сверху”)
  5. общение на равных
  6. подчинение (общение “снизу”).

Педагог: Исследования показывают, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют 7%, звуки интонации 38%, неречевое взаимодействие - 53%. Т.е. более всего информации при общении исходит от невербального канала, неречевого. Так, например, большое значение при общении людей друг с другом, имеет их расположение в пространстве, т.е. дистанция или зона общения. Выделяют интимную зону (15 - 45 см) допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди. Для этой зоны характерны негромкий голос, прикосновения, доверительность. Нарушение интимной зоны влечет за собой такие изменения, как учащение сердцебиения, кровь приливает к голове, увеличивается выброс в кровь адреналина - возбуждающего, стрессового гормона.

Личная зона (45 - 120см) - беседа с друзьями, коллегами. Характерен лишь зрительный контакт.

Социальная зона (120 - 400 см) - официальные встречи в кабинетах, преподавательских, т.е. с теми, кого не очень хорошо знают.

Публичная зона (более 400 см) - общение в большой группе людей, в лекционной аудитории, на митинге и т.п.

Давайте вернемся к нашим видам общения. Пусть сейчас выйдет представитель вербального общения и выведет с собой троих друзей. При вербальном общении не вся информация передается в сохранности, часть ее теряется. Мы с вами сейчас в этом убедимся благодаря игре, которая называется «Австралийские аборигены»…

Игра “Австралийские аборигены”. Один человек остается в классе, трое выходят. Оставшемуся пересказывают текст “Австралийские аборигены”, он запоминает его и пересказывает второму учащемуся, второй пересказывает третьему и т.д. Последний участник пересказывает текст всему классу (с довольно изменившимся содержанием текста, что вызывает смех ребят).

Педагог: Вы молодцы! Но теперь давайте поговорим об общении невербальном. Невербальные средства общения:

  1. мимика - движение мышц лица;
  2. жестикуляция - жесты человека;
  3. пантомимика - изучает движения всего тела;
  4. таксика - прикосновения при общении: поцелуи, поглаживания, отталкивания, рукопожатия.

Мимика человека - движения мышц лица, отражающие внутреннее эмоциональное состояние. Она дает истинную информацию о том, что переживает человек. Мимические выражения несут более 70% информации, т.е. глаза, взгляд, лицо человека способны сказать больше, чем произнесенные слова. Лоб, брови, подбородок, нос, рот, глаза - основные части лица выражают основные человеческие эмоции: страдание, гнев, радость, печаль, удивление и т.д. Давайте сейчас проверим, так ли это: Давайте сыграем в игру “Пантомима” (см. Приложение 2). Я попрошу выйти представителя невербального общения и выбрать себе троих человек. Вы получите карточки с заданием, и вам нужно будет без слов, с помощью мимики показать написанное задание так, чтобы другие ребята угадали ваше задание.

Ответы обучающихся.

Педагог:  Замечательно! Вы убедились, что жесты при общении несут много информации, каждое движение тела - определенный жест, их великое множество. В языке жестов, как и в языке слов, есть слова и предложения. Богатейший “алфавит жестов” можно разбить на 6 групп:

жесты - иллюстраторы - жесты - сообщения, “вот такого размера”, “указывающий перст”, жесты - биты (“отмашка”), движение руками, соединяющие воображаемые предметы;

  1. жесты - регуляторы - жесты, выражающие отношения к чему-либо говорящего (улыбка, кивок, направление взгляда);
  2. жесты - эмблемы - заменители слов или фраз в общении, например, “привет”, “пока”;
  3. жесты - адапторы - привычки человека, связанные с движением рук;
  4. жесты - эффекторы - выражающие через движения тела и мышцы лица, определенные эмоции.

Люди, когда хотят показать свои чувства, часто обращаются к жестикуляции. Виды жестов

  1. Жесты оценки: почесывание подбородка, вытягивание указательного пальца вдоль щеки, вставание и прохаживание.
  2. Жесты уверенности: раскачивание на стуле, соединение пальцев в купол, пирамиду.
  3. Жесты нервозности, неуверенности: переплетенные пальцы рук, пощипывание ладони, постукивание по столу пальцами, трогание спинки стула перед тем, как на него сесть и др.
  4. Жесты самоконтроля: руки заведены за спину, человек вцепился в подлокотники кресла.
  5. Жесты ожидания - потирание ладоней.
  6. Жесты отрицания - сложенные на груди руки, скрещенные руки, отклоненный назад корпус.
  7. Жесты расположения - прикладывание руки к груди, прерывистые прикосновения к собеседнику.
  8. Жесты доминирования - резкие взмахи сверху вниз, большие пальцы напоказ.
  9. Жесты неискренности - прикрытие рукой рта, прикосновение к носу, бегающий взгляд.

Умение понимать популярные жесты позволяет лучше разбираться в людях.

Педагог: Дорогие ребята! Наше с вами занятие подходит к завершению. Давайте обобщим и закрепим тот материал, который вы сегодня изучили.

Повторение и закрепление материала. Рефлексия.

Педагог: А теперь я попрошу вас на карточке с вашим именем нарисовать тот символ, который соответствует тому настроению, с каким вы уйдете. Давайте сравним, у кого настроение изменилось в лучшую сторону, у кого осталось прежним, у кого стало хуже.

Ответы обучающихся.

Педагог: Теперь, когда вы узнали об общении немного больше, я надеюсь, у вас появится много новых хороших друзей. Я желаю вам здоровья, улыбок и хорошего настроения.

Заключение.

Изучая, повторяя и закрепляя элементы общения, знакомясь с разными видами общения, проигрывая это в ситуациях –  все это позволяет  сегодняшнему подростку увидеть свои ошибки в общении, проанализировать свое поведение и выстроить на будущее грамотное профессиональное общение. Проводя такие занятия, это не только информация, это и возможность подросткам раскрыться, найти единомышленников и сформировать дружеские отношения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по дисциплине "Психология" на тему "Общение с пациентом"

На первое место в деятельности медицинской сестры в качестве оставляющей эффективности лечения выдвигается сейчас проблема профессионального общения, необходимость эмпатического понимания и ряд ...

Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему "Сетевые архитектуры"

Методическая разработка  составлена  для студентов, изучающих дисциплину «Компьютерные сети».Методическая разработка содержит планы урока, краткие конспекты лекций, литературу, карточки зада...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по дисциплине Организация туризма. На тему: «Мы гуляем по Москве»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКАпо дисциплине Организация туризма.На тему: «Мы гуляем по Москве»...

Поурочная методическая разработка по дисциплине Компьютерные сети на тему «Сетевые архитектуры»

В методической разработке по теме «Сетевые архитектуры»  приведены планы урока, краткие конспекты лекций,  задания и вопросы для закрепления материала, список рекомендуемой литературы. Обращ...

Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"

Лекция по дисциплине: "Психология управления", на тему: "Психологические аспекты человеческого общения"...

Методическая разработка по дисциплине "Иностранный язык" по теме "Система образования в англо-говорящих странах"

Методическая разработка предназначена для обучающихся I-II курса для формировния умений сравнивать, обобщать, делать выводы; развивать коммуникативные умения обучающихся на основе полученных знаний....

методическая разработка по дисциплине физическая культура на тему «Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, размыкания и смыкания»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА для преподавателей физической культуры практического занятия на тему:«Выполнение строевых упражнений: строевые приемы, построения, перестроения, передвижения, р...